Кочесокова З. Х.
О ВОПРОСЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ РАБОТНИКОВ
21.2. О ВОПРОСЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ РАБОТНИКОВ
Кочесокова Залина Хазраталиевна, доцент кафедры СД Северо-Кавказского инотитута повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета России, кандидат экономических наук, доцент.
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарский университет России
Аннотация: Статья раскрывает комплекс профессиональных функций составляющий психологическую структуру любого вида деятельности, учитывая специфику оперативнорозыскной деятельности. Автор обращает внимание в деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел следующие профессиональные функции: познавательную; коммуникативную; конструктивную; организационную; удостоверительную; воспитательную.
Ключевые слова: профессиональная коммуникация, оперативно-розыскная деятельности, механизм установления контактов
ON THE CONSTRUCTIVE PROFESSIONAL INTERACTION OPERATIVE WORKERS
Kochesokova Zalina Hazratalievna, Assodate Professor of DM North- Kavkazckogo of Institute of Adva^ed Studies (bra^h) Kracnodarckogo univerdteta Ro^ii, PhD, assodate professor
Work p^e: North- Kavkazckogo of Institute of Advanced Studies (branс^ Kracnodarckogo univerdteta Ro^ii
Annotation: The article characterizes professional functions constituting the psychological structure of peon the God kind of activity, given the specificity of the opera timely investigative activities. The author draws attention to the activities of employees with operational departments of the Interior following professional functions cognitive communicative constructive organizational certifying educational
Keywords: professional communication, operatively-seaKh adivity, the mechanism of establishing ^ntads.
В процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности сотрудники выполняют множество действий, вступают в контакты с различными людьми. Их главная задача при этом - умение отбирать во всем потоке воспринимаемой информации, непосредственно интересующие его сведения, а также любые сведения, которые он должен фиксировать как сотрудник оперативной службы полиции.
Наиболее сложными ситуациями являются такие, в которых носителями значимой информации являются люди, а специальный интерес к ним со стороны оперативного работника не может быть раскрыт. Здесь возникает целый ряд самостоятельных, психологически насыщенных задач: определение психотехники установления контакта с интересующим лицом, получение от него нужных сведений, использование этих сведений в дальнейших розыскных действиях, соблюдение конспиративности и др. Их решение может потребовать от сотрудника реализации навыков различных видов ролевого, игрового по-
ведения, соответственно предварительного выбора и «репетирования» роли, в которой наиболее легко вступить в контакт и получить нужные сведения, оставшись нерасшифрованным. Оперативная работа требует определенных артистических склонностей или способностей от выполняющих ее людей. Поэтому методы подготовки актеров могут быть применены в практике профессиональной подготовки сотрудников оперативных служб [5, с. 33].
Общей предпосылкой успешной реализации многих розыскных действий является способность сотрудников к установлению доверительных отношений с различными людьми и в первую очередь - с преступниками и лицами из их окружения. Именно в этой среде зарождаются и отсюда управляются криминогенные процессы, принимаются все меры к их сокрытию, тайности. Преступники, как правило, хорошо осознают противоправность своих действий, поэтому особенно чувствительны ко всяким попыткам как-либо ее обнаружить[2, с. 47].
Навыки установления межличностных отношений являются базовыми, лежащими в основе продуктивной оперативной работы. Оперативный сотрудник должен знать механизмы установления контактов и, что наиболее важно, доверительного отношения со стороны лиц, располагающих оперативно значимой информацией. Необходимо создать у другого человека уверенность, что сообщенные им сведения не будут использованы против него, более того, его собеседник сможет принять заинтересованное участие в реализации сообщенного или в решении иных проблем сообщившего их лица. Мотивация доверительности основывается на ожидании поддержки, помощи или просто понимания. Иногда она имеет в основе материальный интерес или носит характер сделки, при которой лицо получает какие-либо льготы в обмен на сообщенные сведения. Задача оперативного работника - распознавание психологической основы установления доверительных отношений и построение психотехники контакта с ее учетом.
При всем этом оперативный работник несет ответственность за безопасность тех лиц, с которым устанавливает доверительные отношения. Планируя и реализуя определенные действия, в выполнение которых включаются другие люди, он должен предусмотреть меры к обеспечению их безопасности. Все указанные условия предъявляют специфические требования к оперативным сотрудникам, т. е. умение работать в условиях высоких нервно-психических нагрузок, сохраняя при этом способность быстрого реагирования на изменения ситуаций и принятия адекватных решений[4, с. 235].
С этой стороной оперативно-розыскной деятельности связана готовность осуществляющих ее сотрудников к риску, действиям в ситуациях с высокой (но не полной) вероятностью неудачи, проигрыша. Эти действия совершаются под влиянием чувства долга и обусловлены выполнением обязанностей по защите прав и законных интересов людей. В то же время действия в ситуациях риска могут осуществляться только тогда, когда они в полной мере безопасны для других лиц, привлекаемых к решению оперативно-служебных задач. Поэтому оперативно-розыскная деятельность требует от ее субъектов постоянного анализа и оценки складывающихся ситуаций с точки зрения безопасности участвующих в ней лиц, но не в ущерб достижению целей. Ситуации постоянного риска здесь также не нужны, как и в любой профессиональной деятельности.
305
Бизнес в законе
2’2014
Таким образом, общение сотрудника оперативных аппаратов протекает в рамках самых разнообразных профессиональных действий как общение с гражданином, обратившимся за помощью, в ходе личного сыска, опроса. В подавляющем числе случаев это не простой разговор сотрудника оперативной службы с другим человеком, а акт поведения и действий, осуществляемый для решения определенных профессиональных задач. Профессиональные особенности его определяются тем результатом, который должен быть достигнут (изменение поведения гражданином, дача показаний и др.)
Исходя из того, что в психологии комплекс профессиональных функций составляет психологическую структуру любого вида деятельности, можно, учитывая специфику оперативно-розыскной деятельности, выделить в деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел следующие профессиональные функции:
- познавательную;
- коммуникативную;
- конструктивную;
- организационную;
- удостоверительную;
- воспитательную.
В дальнейшей деятельности оперативного состава первичная информация способствует:
- установлению следов преступной деятельности; выдвижению типичных и конкретных версий (предположений);
- проверке выдвинутых версий оперативным путем; документированию преступной деятельности неизвестных лиц;
- реализации оперативной информации в уголовном процессе и построению стройной системы доказательств.
При этом алгоритм рассуждений оперативных работников в зависимости от характера совершенного преступления может не совпадать.
Процесс формирования, повышения и поддержания профессионального мастерства сотрудника уголовного розыска направлен на то, чтобы он умел мысленно пройти путь от добывания оперативно-розыскной информации, проверки этой информации, ее документирования до конечных целей оперативно-розыскной деятельности. Этот сценарий (алгоритм, последовательность решений и действий) должен включать как поисковую профессиональную функцию, так и конструктивную профессиональную функцию, т. е. найти свое материальное выражение в виде письменного плана последующих действий сотрудника оперативного аппарата, который включает в себя и психотехнику общения.
Поисковая и конструктивная функции должны состоять из двух диалектические взаимосвязанных деятельностей:
- модели преступной деятельности субъектов;
- модели служебной деятельности сотрудника.
Коммуникативная профессиональная функция заключается в поисках оперативным сотрудником информации в процессе установления, поддержания, углубления, развития психологического контакта и доверительных отношений с лицами при решении оперативнослужебных задач [6, с. 98].
Структура профессионального общения сотрудников ОВД, как отмечалось выше, определяется особенностями служебной деятельности.
Общение, как процесс, складывается из трех основных этапов: коммуникативной подготовки, т. е. подготовки к действию, общению, установления психологического контакта и управления общением в ходе действия. Кроме того, непосредственно в течение всего процесса общения постоянно реализуются две его функции: ориенти-
ровки и познания, а также коммуникативного воздействия. В соответствии с названной структурой профессионального общения можно схематично выделить основные элементы его техники (рис. 1) [1, с. 250].
Рис. 1
Считается, что профессиональное общение начинается с первого контакта сотрудника и гражданина. Однако это не совсем так. Стержнем коммуникативной подготовки сотрудника является моделирование предстоящего общения, предварительное продумывание его важнейших сторон и составных частей.
Оперативный работник должен не только выслушать гражданина, но и подчеркнуть, что информация ценна и своевременна. При этом оперативный работник должен уметь не выказывать неудовольствие и при этом своевременно поблагодарить за «ценную» информацию, а также за то, что гражданин уделил ему время, даже если информация является малозначительной [3, с. 123].
Список литературы:
1. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста: Учеб.-метод. пособие. - 2-е изд. - М.:ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
2. Богданов П.В. Психологические особенности мышления работников уголовного розыска. - М., 2005.
3. Данилов В.А. Пути совершенствования профессиональной подготовки инспекторского состава уголовного розыска. - М., 2011.
4. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Актуальные вопросы профессионального общения в оперативно розыскной деятельности. / Материалы Международной научно- практической конференции г. Москва 28-29 июня 2013.- М: «Спецкнига», 2013. -208.
5. Мюнстерберг Г. Основы психотехники: В 2 ч. СПб., 1996.
6. Носков В. А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного Службы БХСС. - Горький, 1989.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «О вопросе конструктивного профессионального взаимодействия оперативных работников»
Кочесоковой Залины Хазраталиевны Представленная статья раскрывает Статья раскрывает комплекс профессиональных функций составляющий психологическую структуру любого вида деятельности, учитывая специфику оперативно-розыскной деятельности. Автор обращает внимание в деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел следующие профессиональные функции: познавательную; коммуникативную; конструктивную; организационную; удостоверительную; воспитательную.
Автором достаточно подробно раскрыто, что в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности сотрудники выполняют множество действий, вступают в контакты с различными людьми. Их главная задача при этом - умение отбирать во всем потоке воспринимаемой информации, непосредственно интересующие его сведения, а также любые сведения, которые он должен фиксировать как сотрудник оперативной службы полиции.
В статье отмечено, что наиболее сложными ситуациями являются такие, в которых носителями значимой информации являются люди, а специальный интерес к ним со стороны оперативного работника не может быть раскрыт.
Статья Кочесоковой З.Х. может быть рекомендована к публикации. Профессор кафедры СТП кандидат юридических наук, полковник полиции
Х. А. Аккаева
306