Ларкина ИВ. Психологические условия самореализации личности в профессиональной художественно-творческой деятельности
11. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. - Новосибирск : ГП «Новосибирский поли-графкомбинат», 2002. - 264 с.
12. Алексеева Л.Ф. Активность в жизнедеятельности человека.-Томск: Издательство ЦНТИ, 2000. - 320 с.
13. Захарова С.А. Расчлененность когнитивной сферы и особенности формирования образных обобщений у старших школьников // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С.53-62.
14. Ьадмаева Н.Ц. Мотивационные факторы формирования мыслительных и мнемических способностей. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. 2000. - 175с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.В. Ларкина
В данной статье автор рассматривает некоторые психологические условия самореализации личности в профессиональной художественно-творческой деятельности и дает анализ результатам собственного исследования.
THE PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF SELF REALIZATION OF A PERSONALITY IN CREATIVE ART ACTIVITY N.V. Larkina
In the given article the author reveals some psychologica! conditions of self realization of a personality in the professional activity and gives some results ofown experiments.
Деятельность человека в условиях, требующих от него проявления высокого профессионализма, особых личностных и психологических качеств и свойств, давно стала предметом психологического исследования. Актуальность изучения самореализации человека в особых видах профессий, в том числе в художественно-творческой деятельности, обусловливается научным интересом к психологическим детерминантам успешности человека в деятельности и в связи успешности с личностными качествами, определяющими выбор жизненных сфер, где наиболее полно он может осуществить свою профессиональную самореализацию.
Изучение самореализации личности, в том числе выявление психологических механизмов самоактуализации, изначально было преимущественной проблематикой гуманистической психологии (А. Мас-лоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) Свой вклад в разработку этой проблемы внесли представители экзистенциальной психологии (Р. Мэй, В. Франкл).
Отечественные ученые (Л.И. Аболин, В.К. Вилюнас. О.В. Дашкевич, Л.Г. Дикая, П.Б. Зильберман, O.A. Конопкин, Е.А. Милерян, В.Д. Небылицын, В.М. Писаренко, К,К. Платонов) исследовали психологические детерминанты успешности человека в профессиональной деятельности с точки зрения эмоциональной устойчивости, эффективности саморегуляции и адаптационных возможностей человека. Новый уровень решений указанные проблемы принимают в работах А.Г. Асмолова [1], Д.Б.Богоявленской [2], Д.А. Леонтьева [3]. В последнее время появились экспериментальные исследования по проблеме самореализации человека в различных сферах жизнедеятельности (Э.В. Галажинский, И.Б. Дерманова, Л.Л. Коростылева, О.И. Советова, Ю.И. Филимоненко и др.)
Нами была предпринята попытка исследования психологических детерминант самореализации личности, под которыми рассматривались такие индивидуально-психологические особенности личности, как художественно-творческие способности, эмоционально-образное восприятие, креативное мышление, творческое воображение, интернальность, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции, оптимальный уровень тревожности, как необходимая и естественная особенность активной личности.
С этой целью нами были исследованы профессионалы, занятые в сфере художественно-творческой деятельности: артисты драмы, художники, певцы, музыканты, режиссеры со стажем работы от 2-х до 15 лет и студенты третьего и четвертого курсов факультета искусств Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ) но специальностям актеры драмы, режиссура массовых и эстрадных представлений, декоративно-прикладное искусство. дизайн, хореографы, музыканты. Всего 163 человека
В экспериментальной работе по изучению психологических условий самореализации личности в профессиональной художественно-творческой деятельности нами использовалась батарея стандартизированных методик: СМИЛ (Многоаспектный личностный опросник штата Миннесота - MMPI, модифицированный Л.Н.Собчик); самоактуализированный тест (CAT^^jrgT^^^gpgQ;, M .В .Латинской;
. 7 УНИВЕРСИТЕТ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роггера (адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А.М.Эткинда); методика диагностики реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина и др.
На первом этане исследования с помощью многоаспектного личностного опросника СМИЛ (модификация Л.Н. Собчик) были изучены характерологические и личностные черты испытуемых и получен усредненный профиль личности профессионала в художественно-творческой деятельности. Был проведен сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента полученных шкальных показателей по СМИЛ профессионалов в сфере художественного творчества со шкальными показателями испытуемых других профессий. Показатели практически всех шкал выше у испытуемых, занятых в художественно-творческой деятельности. По результатам тестирования по методике СМИЛ можно выделить у этих испытуемых такие общие личностные черты, как высокий уровень притязаний, высокую мотивацию достижения, повышенную тревожность, коммуникативную активность и оптимизм при некоторой эмоциональной нестабильности и повышенной возбудимости.
Из всех испытуемых, занятых в сфере художественно-творческой деятельности, были отобраны те, кто на вопрос анкеты о том, насколько они удовлетворены степенью реализации своих профессиональных знаний и умений, творческих способностей и успехом в своей профессиональной деятельности, ответили: «Полностью удовлетворен». Затем испытуемые, субъективно положительно оценивающие степень своей самореализации в художественно-творческой деятельности, были протестированы по тесту CAT (самоак-туализационный тест) Л.Я.Гозман, М,В. Кроз, М.В.Латинской, по результатам которого были определены профессионалы, имеющие профиль самоактуализирующсйся личности. Эти испытуемые составили экспериментальную группу. Все остальные испытуемые из этой выборки составили контрольную ipynny.
На рис. I видно, что самореализующихся в художественно-творческой деятельности испытуемых (экспериментальная группа) отличают от несамореализующихся испытуемых (контрольная группа) высокие баллы по таким шкалам, как шкала поддержки (I), шкала ценностных ориентации (Sav), шкала гибкости поведения (Ех), шкала спонтанности (S), шкала самоуважения (Sr), шкала самопринятия (Sa), шкала представлений о природе человека (Nc).
В таблице 1 представлен сравнительный анализ показателей самоактуализации по тесту CAT испытуемых экспериментальной и контрольной групп по t-критерию Стьюдента. Из таблицы мы видим, что в целом у самореализующейся в художественно-творческой деятельности личности практически по всем шкалам CAT показатели выше, чем у несамореализующейся личности, кроме шкал Fr (сензитивности к себе) и Cog (познавательных способностей).
Шкалы CAT
—♦^Экспериментальная группа "• ■ Контрольная группа
Рис. 1. Усредненный профиль самореализующихся в художественно-творческой деятельности испытуемых по тесту CAT в сравнении с контрольной группой
При этом по критерию Стьюдента значимой (при р < 0,05 и р < 0,01) оказалась разница в показателях шкал I (Поддержки), Sav (Ценностных ориентаций), Ех (Гибкости поведения) , Sr (Самоуважения) и Sa (Самопринятия).
Таким образом, самореализующиеся в художественно-творческой деятельности личности независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, принципами, проявляют гибкость в реализации своих ценностей в поведении, способны хорошо ощущать и рефлексировать свои потребности и чувства, быть естественными и раскованными, це-
Ларкииа Н.В. Психологические условия самореализации личности в профессиональной художественно-творческой деятельности
нить свои положительные качества, принимать себя такими, какие есть, быстро устанавливать глубокие и тесные эмоционально-насыщенные контакты с людьми.
Таблица 1
Шкалы САТ Экспериментальная группа Контрольная группа ^критерий Стьюдента
И о М б
Тс Компетентности во времени 9,61 2,35 6.93 1,76 1,99
1 Поддержки 54.42 7.22 40,62 6.54 4,65**
Ценностных ориентаций 14,80 2.60 11.70 2,67 3,01**
Ех Гибкости поведения 15,82 4.17 9,63 2,65 3,78**
Рг Сензитивности к себе 5,91 1.60 6,12 1.70 0,09
Спонтанности 8,83 2,20 6,60 1,85 1,87
Яг Самоуважения 11.01 2.61 8,02 2,64 2,09*
Самопринятия 13.03 3,29 7,81 2,08 4,02**
N0 Представления о природе человека 6.83 1.36 5.83 1,44 1,31
ву Синергии 4,41 1.00 3,67 1,28 1,67
А Принятия агрессии 7,93 2,31 6,12 1,56 1,83
С Контактности 9,91 2,43 8,42 1,98 1,92
Соё Познавательных потребностей 5,92 1,69 6,01 1,70 0,15
С г Креативности 8,04 1,68 7,4 1,34 1,57
Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01
Нами было проведено сравнение личностных профилей по тесту СМИЛ испытуемых, самореализующихся (экспериментальная группа) и несамореализующихся (контрольная группа) в художественно-творческой деятельности. Испытуемые, самореализующиеся в художественно-творческой деятельности, показывают более низкие, в отличие от несамореализующихся, баллы но 1-й, 2-й и 7-й шкалам (сверхконтроля, депрессивности, тревожности) и более высокие средние баллы по 3-й, 4-й, 6-й и 9-й шкалам (эмоциональной лабильности, импульсивности, ригидности и оптимистичности). Значит, самореализация личности в профессиональной деятельности, удовлетворенность плодами своего труда сопровождаются снижением тревожности, мнительности, меньшей склонностью к депрессиям, страхам и обеспечиваются выраженными чертами демонстративности, упорством в достижении цели, спонтанностью поведения, жизнелюбием и оптимизмом. В целом профиль самореализующихся испытуемых показывает ослабление тревожно-мнительных черт и усиление контроля сознания над эмоциями (повышение профиля по 8-й шкале при повышении 9-й и низкой 0-й шкал).
Для более полной картины характерологических и личностных черт испытуемых нами были проанализированы такие дополнительные шкалы теста СМИЛ, как:
- (Ас) способность к обучению;
- (Ну-О) явная истерия;
- (Ну-8) скрытая истерия;
- (1т) импульсивность;
- интеллектуальный коэффициент;
- (\\^е) отношение к работе;
- (Ог) оригинальность;
- (МП) эмоциональная сенситивность;
- (8т) реакция соматизации.
Сравнительный анализ (по критерию Стьюдента) показателей дополнительных шкал теста СМИЛ в экспериментальной и контрольной группах представлен в таблице 2.
Как видно из таблицы 2, у испытуемых, самореализующихся в художественно-творческой деятельности (экспериментальная группа), достоверно (р<0,05 и р<0,01) выше, чем у испытуемых контрольной группы, показатели таких шкал, как «Способность к обучению», «Интеллектуальный коэффициент», «Отношение к работе», «Оригинальность», «Эмоциональная сенситивность», а также достоверно ниже (р<0,01), чем в контрольной группе, показатели шкалы «Реакция соматизации». Показатели шкал «Явная истерия», «Скрытая истерия», «Импульсивность» ниже у самореализующихся профессионалов, чем в контрольной группе, но разница незначима.
Таким образом, можно сказать, что самореализующиеся в профессиональной художественно-творческой деятельности люди имеют высокий интеллект, высокий уровень способности к обучению, более высокие показатели креативности и эмоциональной чувствительности.
Таблица 2
Показатели дополнительных шкал теста СМИЛ 6 экспериментальной и контрольной группах
Дополнительные шкалы Экспериментальная группа Контрольная группа t- критерий Стьюдента
М 6 Ц 6
Ас Способность к обучению 49,22 7.67 45,81 5.95 2.52 *
Ну-0 Явная истерия 47.10 6.98 49,93 7.87 1,05
Hy-S Скрытая истерия 49,83 7.86 52,22 8,43 2,09
Im Импульсивность 50,41 7.76 49.01 7.76 0,83
ig Интеллектуальный коэф-т 53,10 8,54 48,60 7.44 3,04**
We Отношение к работе 52,92 8,32 43,81 5,90 4,59***
Or Оригинальность 54,53 8,87 50.12 7,75 3,22**
Mfl Эмоциональн. сенситив-ть 56,81 8,89 49,74 7,84 3,65***
Sm Реакция соматизации 43,60 5,89 54,75 8,74 4.95***
Примечание: * - р<0,05;* * - р<0.01;* ** - р<0,001.
В целом по результатам сравнения личностных и характерологических особенностей испытуемых по тестам CAT и СМИЛ мы можем заключить, что самореализующихся в художественно-творческой деятельности личностей характеризуют независимость, упорство в достижении целей, способность к рефлексии своих потребностей и чувств, руководство в поведении собственными убеждениями и принципами, естественность и спонтанность поведения, самопринятие и чувство самоуважения, гибкость и способность быстро устанавливать контакты с людьми, высокие показатели интеллекта и креативности, высокий уровень способности к обучению, эмоциональная чувствительность, оптимистичность. В целом на профиле самореализующихся испытуемых мы видим ослабление тревожно-мнительных черт и усиление контроля сознания над эмоциями.
Проведенные нами исследования по методике Спилбергера-Ханина позволили нам выявить определенный уровень тревоги, который у самореализующихся испытуемых носит стимулирующий, а у несамо-реализующихся - блокирующий характер. Люди творческих профессий (а именно, сферы художественного творчества) чаще характеризуются повышенным уровнем ситуативной тревоги. А в случае успешной профессиональной самореализации у них наблюдается снижение личностной тревожности до оптимального уровня, являющегося естественной и обязательной особенностью активной личности.
Мы предположили, что причина меньшей тревожности у самореализующихся профессионалов кроется в их личностных качествах, их нацеленности на достижение успеха, высоком уровне саморегуляции и интернальном локусе контроля в области достижений, то есть в принятии ответственности за собственные достижения на себя. Интернальность или уровень субъективного контроля исследовался нами с помощью методики УСК Дж. Роттера. У самореализующихся профессионалов в сфере художественного творчества средние показатели по всем шкалам выше, чем в контрольной группе, причем статистически значима разница в показателях общей интернальности (2,62*), интернатьности в области достижений (2,59*) и интернальности в области неудач (4,13*) при р<0,05 р<0,01.
Таким образом, проведенные нами экспериментальные исследования позволили подтвердить наши предположения о том. что психологическими детерминантами самореализации личности в художественно-творческой деятельности являются такие индивидуально-психологические особенности личности, как художественно-творческие способности, эмоционально-образное восприятие, креативное мышление, творческое воображение, интернальность, эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции и оптимальный уровень тревожности, как необходимая и естественная особенность активной личности.
Литература:
1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. - М.: Смысл, 2002.
2. Богоявленская Б.Д. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
3. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. М.: Смысл, 1997.