Научная статья на тему 'Специфика индивидуально-психологических особенностей личности с различными видами отклоняющегося поведения'

Специфика индивидуально-психологических особенностей личности с различными видами отклоняющегося поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1025
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / АНТИСОЦИАЛЬНОЕ (ДЕЛИКВЕНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ (САМОРАЗРУШАЮЩЕЕ) ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИОННАЯ РИГИДНОСТЬ / ФРУСТРАЦИОННАЯ РЕГРЕССИЯ / ANTISOCIAL (DELIKVENTNOE) BEHAVIOR / SELF-DESTRUCTIVE (SELF-DESTRUCTIVE) BEHAVIOR MALADJUSTMENT / ABERRANT BEHAVIOR / ANTISOCIAL BEHAVIOR / DISADAPTATIVE RIGIDITY / FRUSTRATION REGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левина Л. В., Дмитриева Н. В.

В представленном материале отражены результаты экспериментального исследования которое позволило определить специфические индивидуально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением, влияющие на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности. При помощи факторного анализа выделены два психологических конструкта (дезадаптационной ригидности и фрустрационной регрессии), отражающие специфику особенности личности с отклоняющимся поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Левина Л. В., Дмитриева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL TRAITS WITH DIFFERENT KINDS OF DEVIATING BEHAVIOR

In the submission reflects the results of the pilot study that will determine the specific individual psychological characteristics of personality with deviant behavior, affecting cognitive, emotional and behavioral areas of personality. With the help of factor analysis identified two psychological constructs (disadaptative rigidity and frustration regression), reflecting the specific features of the person with deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Специфика индивидуально-психологических особенностей личности с различными видами отклоняющегося поведения»

они не воспринимают их как структурные (целевые) системо- К решению проблемы развития профессиональных спо-

образующие характеристики гуманитарных систем, т. е. как собностей многие преподаватели подходят не как к результату

цели, обусловливающие саморазвитие (самообогащение, са- реализации содержательно-образовательной и мировоззренче-

моразвертывание, самовыстраивание) свободной и творческой ской целей, а как к самоцели. Мы в своих исследованиях рас-

личности, субъекта познания; вместе с этим, цели заменяются сматриваем профессиональные способности как предметную

информацией предметной области учебной дисциплины, спо- область развивающих целей, которые имманентны содержа-

собами деятельности (методы и формы) или формируются на тельно-образовательным и мировоззренческим. Под результа-

более высоком уровне обобщенности, что не реализует сис- том реализации профессионально-управленческих целей, яв-

темный подход в образовании, способствующий развитию ляющихся целями предметной области профессиональных

обучающихся как субъектов, творцов, управленцев, и влечет способностей или предметной области профессионального

за собой не моделирование образовательной системы, а реали- мастерства, мы понимаем интегративное внутриличностное

зацию предметной области как самоцели. образование.

Такое состояние вузовского обучения подтверждает не- Можно констатировать, что развитие будущего специа-

обходимость теоретического осмысления и информационной листа как творца, субъекта в практике современного вузовско-

наполняемости целей и адекватных им технологий развития го обучения формируется стихийно, в силу природной необ-

субъектности личности специалиста. Профессиональные цели, ходимости. Однако исследования показывают, что проблема

являющиеся основой становления студентов как субъектов в развития субъектности будущих специалистов технических

практике вузовского обучения, в практике общения со студен- специальностей как профессионалов недостаточно реализует-

тами отсутствуют при изучении основ наук. ся при изучении основ наук и ждет своего решения.

Библиографический список

1. Тутарищева, С.М. Формирование готовности будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности как одна из целей профессионального образования (постановка проблемы) // Студент как субъект образовательного процесса: Межрег. н/п конференция. - Краснодар, 2005.

2. Карева, Д.Ф. Взаимодействие систем обучения и воспитания в вузовском образовании: монография / Д.Ф. Карева, Е.К. Дворянкина. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003.

3. Ненашева, Л.А. Об учете психологических закономерностей профессионального становления при формировании содержания образования и обучения // Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием: сб. науч. тр. - М.: НИИВШ, 1988.

4. Зинченко, В.П. Формирование у будущих учителей труда умений управлять учебной и трудовой деятельностью учащихся: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987.

5. Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием // сб. научн. тр. - М.: НИИВШ, 1988.

6. Левин, А.Я. Деятельностный подход к подготовке специалиста в вузе. - Современный специалист: проблемы становления, 1991.

Bibliography

1. Tutaritcheva, S.M. Forming the future specialists’ preparedness for the scientific and research work as one of the vocational training’s aim // Student as the subject of the educational process: Inter-regional scientific and practical conference. - Krasnodar, 2005.

2. Kareva, D.F. Interaction of the systems of training and education in the institutes of higher education: monograph / D.F. Kareva, E.K. Dvoryanki-na. - Khabarovsk: Published by FEHUTC, 2003.

3. Nenasheva, L.A. Taking into account the psychological bases of the professional development in forming the content of education and training // The content of training the specialists with higher and technical education: collection of the scientific workes. - M.: SRIHS, 1988.

4. Zinchenko, V.P. Forming the skills to control the pupils’ educational and working activities in the future teachers of technology: thesis of the candidate of pedagogical scince. - M., 1987.

5. The content of the preparedness of the specialists with higher and technical education: collection of the scientific works. - M.: SRIHS, 1988.

6. Levin, A.Y. The approach of active process of training specialists in schools of higher education. - Modern specialist problems of development,

1991.

Article Submitted 10.02.11

УДК 159.923:316.624

Л.В. Левина, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected];

Н.В. Дмитриева, д-р психологических наук, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

В представленном материале отражены результаты экспериментального исследования которое позволило определить специфические индивидуально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением, влияющие на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности. При помощи факторного анализа выделены два психологических конструкта (дезадаптационной ригидности и фрустрационной регрессии), отражающие специфику особенности личности с отклоняющимся поведением.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, антисоциальное (деликвентное) поведение, асоциальное поведение, аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение, дезадаптация, дезадаптационная ригидность, фрустрационная регрессия.

В настоящее время интерес к изучению психологических проблем людей с различными видами отклоняющегося поведения усилился. Это связанно с рядом факторов, главными из которых являются тенденция к интенсивному росту многих видов отклоняющегося поведения и резко изменившиеся за последние несколько лет условия существования личности, нарушающие ее социальную адаптацию, усиливающие криминализацию и маргинализацию.

Основными задачами нашего исследования стали: определение специфики индивидуально-психологических особен-

ностеи лиц с различными видами отклоняющегося поведения, определение условии развития и существования девиантной личности.

На основе применения блока психологических методик осуществлена попытка определения специфических индивидуально-психологических особенностей личности, имеющей отклоняющееся поведение.

Девиантное поведение личности одними исследователями трактуется как пограничное психическое и поведенческое расстройство, выступая на оси «здоровье - предболезнь - бо-

лезнь» [1-6], другими авторами понимается как выражение внутренних психологических проблем, связанных с неблагоприятными условиями социализации, но не являющимися проявлениями болезни, отражающими статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция» [7-9].

Мы придерживались в своем исследовании позиции, согласно которой отклоняющееся поведение подразделяется на психотическое и непсихотическое и его критерии определяются в зависимости от состояния, функционирования, зрелости и целостности ЦНС и пр. Психотическое отклоняющееся поведение относится к сфере психиатрии и требует специальных медицинских мероприятий, как в плане диагностики, так и в плане коррекции. Непсихотическое отклоняющееся поведение является результатом нарушенного личностного развития в процессе социализации и требует психологической работы, как в плане осмысления его причин, так и в плане коррекционного воздействия.

В нашем исследовании отклоняющееся поведение личности исследуется именно с точки зрения его развития на оси «социализация - дезадаптация - изоляция» и определятся как позиция человека по отношению к себе и окружающему миру, выражающаяся в устойчивых моделях поведения, сформировавшихся в процессе социализации на основе индивидуальных особенностей. Этот вариант поведения представляет собой отклонение от наиболее важных общественных норм, которые наносят реальный ущерб как самой личности, так и окружающим его лицам, вызывая дезадаптацию. В основе девиантного поведения лежит личностное отношение индивида к себе и обществу, выражающееся в деструктивных или аутодеструктивных формах.

Исходя из этого, нами проведено экспериментальное исследование, позволяющее приблизиться к более детальному пониманию феномена отклоняющееся поведения и его индивидуально-психологических составляющих.

В исследовании участвовало 581 человек. Выборка делилась на две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальную группу (пэ=298) составили лица с различными видами отклоняющегося поведения, контрольную (пк=283) - лица без проявлений поведенческих девиаций. Контрольная группа (норма) принимала участие в эксперименте только на диагностическом этапе, участники экспериментальной группы прошли курс психологической коррекции с отслеживанием результатов до и после ее проведения.

В число испытуемых вошли подростки и лица юношеского возраста с выраженными поведенческими проблемами, имеющие опыт антисоциального, асоциального и аутодеструктивного поведения, отбывающие наказание за правонарушения, либо состоящие на учете в специализированных учреждениях, в связи с имеющимися у них проблемами поведения. Выборку, характеризующуюся отклоняющимся поведением, в нашем исследовании составили респонденты, имеющие: антисоциальное (деликвентное) поведение - лица, отбывающие наказание за совершенные правонарушения (20,13%) и воспитанники спецшкол (28,19%); асоциальное (аморальное) поведение - лица с зависимостью от психоактивных веществ (ПАВ) (13,76%); лица, занимающиеся проституцией (8,39%); лица, занимающиеся иждивенчеством, бродяжничеством, попрошайничеством (12,75%), лица с субкультурными девиациями (8,05%); аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение - лица с суицидальной девиацией (8,72%).

Средний возраст участников экспериментальной группы составил восемнадцать лет. Распределение экспериментальной группы по возрасту аппроксимировало с нормальным распределением (р<0,01; %2=23,74; df=3): 13,76% испытуемых составили люди в возрасте от 22 до 26 лет; 24,5% - от 19 до 21 года; 32,21% - от 16 до 18 лет; 29,53% - от 13 до 15 лет. Распределения экспериментальной группы по полу и составу семьи значимо не отличались от равномерного распределения: 52,01% мужчин, 47,99% женщин (р>0,О5; %2=0,48; df=1), 55,03% испытуемых из неполных семей, 44,97% испытуемых из полных семей (р>0,05; %2=3,02; df=1). Таким образом, полученные качественные и количественные показатели подтвердили достаточно высокий уровень репрезентативности выборки лиц с отклоняющимся поведением.

В контрольную группу вошли школьники общеобразовательных школ г. Усть-Каменогорска (56,54%) и студенты Восточного гуманитарного института и Восточно-Казахстанского государственно технического университета им. Д. Серикбаева (43,46%). Средний возраст участников контрольной группы -восемнадцать лет. Мужской пол представлял 53,36% контрольной группы, женский - 46,64%. Число испытуемых из неполных семей составляло 31,8%, из полных семей - 68,2%. Сравнение приведенных показателей обследованных контрольной и экспериментальной групп выявило их равнозначность по основным показателям и значимость.

Сопоставление групп по «составу семьи»: в контрольной группе достоверно большее преобладание полных семей (р<0,01). В данном случае «неполная семья», как показатель семейного неблагополучия, может отражать взаимосвязи объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведенческие отклонения.

Сопоставление групп с различными формами отклоняющегося поведения показало неравенство сравниваемых групп по «возрасту»: испытуемые с антисоциальным (деликвент-ным) поведением оказались моложе испытуемых с асоциальным (аморальным) и аутодеструктивным (саморазрушающим) поведением (р<0,01); и «полу»: в группе деликвентов мужской пол значимо преобладал над женским, в группах суицидентов и лиц, занимающихся проституцией, женский пол значимо преобладал над мужским.

В ходе исследования использовались следующие психодиагностические методики: методика «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению личности) А.Н.Орел; опросник MMPI (Мини-мульт); методика диагностики адаптации К.Роджерса - Д. Даймонда; метод рисуночной фрустрации С. Розенцвейга; стиль саморегуляции поведения В.И.Моросановой (ССП-98); методика «САТ» (самоактуали-зационный тест) Э.Шострома; Hand-тест (тест руки) Э. Вагнер.

При обработке эмпирических данных применялись методы математической статистики с помощью пакета прикладных программ «Excel» и SPSS 13. 0.

Тестирование, осуществляемое с помощью выбранного блока диагностических методик, позволило выявить психологические переменные, сопутствующие или каузально связанные с развитием отклоняющегося поведения. С целью изучения структуры психологических переменных, взаимосвязанных с отклоняющимся поведением, проведен факторный анализ, результаты которого в виде факторных нагрузок представлены в таблице 1.

Таблица 1

Факторные нагрузки психологических переменных, сопутствующих или каузально связанных с отклоняющимся поведением

Фактор Переменные с существенными факторными нагрузками Факторные нагрузки

1 Экстрапунитивные реакции "Е" (метод рис. фрустрации) -0,85 0,454

Спонтанность (САТ) -0,71 0,282

Склонность к преодолению норм и правил (СОП) -0,71 0,011

Агрессия и директивность "Agg+Dir" (НаМ-тест) -0,63 0,335

Агрессивные реакции «Е» (метод рис. фрустрации) -0,55 0,304

Реакции с отрицанием вины, ответственности «Е» (метод рис. фрустрации) -0,52 0,275

Склонность к агрессии и насилию (СОП) -0,48 -0,12

Реакции с требованием от кого-либо разрешения фрустрирующей ситуации «е» (метод рис. фрустрации) -0,44 0,202

Склонность к деликвентному поведению (СОП) -0,41 0,255

Реакции с подчеркиванием наличия препятствия, отказом от решения проблемы «E'» (метод рис. фрустрации) -0,37 0,216

Гипотония (Мини-Мульт) -0,32 0,12

Собственное значение фактора 4,749

Вариативность квадратов нагрузок 0,06

Интрапунитивные реакции «I» (метод рис. фрустрации) 0,833 -0,48

Ипохондрия «Hs» (Мини-Мульт) 0,877 0,051

Интернальность (СПА) 0,701 -0,4

Реакции с признанием виновности, но отрицанием ответственности «I» (метод рис. фрустрации) 0,696 -0,38

Реакции с принятием на себя вины за случившееся «I» (метод рис. фрустрации) 0,644 -0,35

Сензитивность к себе (САТ) 0,619 0,076

2 Склонность к ипохондрии "Crip" (Hand-тест) 0,608 -0,35

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (СОП) 0,59 -0,16

Потребность в помощи и поддержке "Dep" (Hand-тест) 0,54 -0,43

Тенденции, связанные с кооперацией "Aff+Com+Dep" (Hand-тест) 0,467 -0,24

Психастения «Pt» (Мини-Мульт) 0,46 -0,34

Паранойяльность «Ра» (Мини-Мульт) 0,46 -0,19

Собственное значение фактора 7,274

Вариативность квадратов нагрузок 0,079

Общий уровень саморегуляции (ССП) 0,556 0,67

Эмоциональная комфортность (СПА) 0,52 0,09

Контактность (САТ) 0,52 0,01

Представления о природе человека (САТ) 0,48 0,02

Гибкость (ССП) 0,442 0,526

Самостоятельность (ССП) 0,428 0,507

Оценка результатов (ССП) 0,397 0,514

Программирование (ССП) 0,363 0,515

Поддержка (САТ) 0,359 0,527

3 Планирование (ССП) 0,332 0,617

Моделирование (ССП) 0,317 0,52

Гибкость поведения (САТ) 0,292 0,398

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценностные ориентации (САТ) 0,28 0,01

Компетентность во времени (САТ) 0,266 0,512

Самоуважение (САТ) 0,241 0,419

Синергия (САТ) 0,17 0,08

Собственное значение фактора 5,62

Вариативность квадратов нагрузок 0,045

Приятие других (СПА) -0,84 -0,12

Стремление к доминированию (СПА) -0,63 -0,06

Адаптация (СПА) -0,62 -0,03

4 Истерия «Ну» (Мини-Мульт) -0,53 -0,09

Склонность к аддиктивному поведению (СОП) -0,49 -0,11

Эксгибиционизм «Ex» (Hand-тест) -0,28 -0,08

Самоприятие (СПА) -0,25 0

Принятие агрессии (САТ) -0,21 -0,09

Собственное значение фактора 2,25

Вариативность квадратов нагрузок 0,05

Факторная диаграмма (рисунок 1) визуализирует корреляционную структуру исходного пространства факторов, репрезентирующих психологические переменные, сопутствующие или каузально связанные с отклоняющимся поведением.

Первый фактор объединяет склонность к преодолению норм и правил, агрессии и деликвентному поведению (показатели методики СОП). Среди переменных, получивших наибольшие нагрузки и служащих основой для интерпретации первого фактора, могут быть названы следующие: экстрапу-нитивная направленность эгозащитных реакций с проявлением агрессии и отрицанием вины и ответственности на фруст-

рирующие ситуации (фактор «Е», реакции «Е» и «Е» по методу рисуночной фрустрации); отсутствие страха демонстрировать окружающим свои эмоции (спонтанность по САТ); намерение наказания и установка превосходства над другими («Agg+Dir» по «НаМ-тесту»); импульсивность чувств и желаний, заставляющая стремиться, и при этом очень энергично, к немедленному их осуществлению; быстрота освоения новой ситуации, склонность к возбуждению и азарту; недостаточность выдержки и настойчивости; неспособность к сколько-нибудь серьезному, систематическому труду (гипотония по данным «Мини-Мульт»).

Ф >Ч V ♦ 1 Рактор 1 ' N S V

♦ 2 ♦ / „ / h-5, ♦ ^ /0 9

♦ а 8 / / / 1 N. V

ОО -О, 80 -0, 60 -0, ♦ 7 -0 0 __ X 0

♦136

Фактор 4

♦ 31 X ♦ 2 5

34 32 З ♦ ♦ V у 2 ♦35/3 ♦ 26 Фактор 3 8 27

♦ 19 ♦ 13

0, / / / / 0 >ч5,- 0 / / 1 0, t0 0,б0 0, 80 1,

N \ ♦ ^ *22 '.'23-. 24 20 18 ♦ ♦ 17 14 4, с

♦ 21 ♦'Х 16 Фактор 2 х*12

Рис. 1. Факторное отображение структуры личности с отклоняющимся поведением до коррекции (центроидный метод

с вращением VARIMAX)

Обозначение переменных: 1 - экстрапунитивные реакции "E" (метод рис. фрустрации); 2 - спонтанность (САТ); 3 - склонность к преодолению норм и правил (СОП); 4 - агрессия и директивность "Agg+Dir" (Hand-тест); 5 - агрессивные реакции «Е» (метод рис. фрустрации); 6 - реакции с отрицанием вины, ответственности «Е» (метод рис. фрустрации); 7 - склонность к агрессии и насилию (СОП); 8 - реакции с требованием от кого-либо разрешения фрустрирующей ситуации «е» (метод рис. фрустрации); 9 - склонность к деликвентному поведению (СОП); 10 - стремление к доминированию (СПА); 11 - реакции с подчеркиванием наличия препятствия, отказом от решения проблемы «E'» (метод рис. фрустрации); 12 - интрапунитивные реакции «I» (метод рис. фрустрации); 13 - ипохондрия «Hs» (Мини-Мульт); 14 - интернальность (СПА); 15 - реакции с признанием виновности, но отрицанием ответственности «I» (метод рис. фрустрации); 16 - реакции, предполагающие, что субъект берется сам решить фрустрирующую проблему «i» (метод рис. фрустрации); 17 - реакции, в которых фрустрирующая ситуация интерпретируется как своего рода благо «I'» (метод рис. фрустрации); 18 - реакции с принятием на себя вины за случившееся «I» (метод рис. фрустрации); 19 - сензитивность к себе (САТ); 20 - склонность к ипохондрии "Crip" (Hand-тест); 21 - потребность в помощи и поддержке "Dep" (Hand-тест); 22 - тенденции, связанные с кооперацией "Aff+Com+Dep" (Hand-тест); 23 - психастения «Pt» (Мини-Мульт); 24 - склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (СОП); 25 - общий уровень саморегуляции (ССП); 26 - гибкость (ССП); 27 - самостоятельность (ССП); 28 - оценка результатов (ССП); 29 - программирование (ССП); 30 - поддержка (САТ); 31 - планирование (ССП); 32 - моделирование (ССП); 33 - гибкость поведения (САТ); 34 - компетентность во времени (САТ); 35 - самоуважение (САТ); 36 - истерия «Ну» (Мини-Мульт)

0,00

Первый фактор можно назвать фактором асоциальной агрессии. Он обуславливает разрядку напряжения, реализацию негативных эмоций, возникающих в ситуации конфликта, при блокаде актуальных потребностей непосредственно в поведении. Данный фактор отражает мотивационное содержание отклоняющегося поведения, угрожающего благополучию окружающих людей, связанного с неспособностью конструктивно решать возникающие проблемы, справляться с сильными негативными эмоциями и контролировать поведенческие проявления агрессивных реакций.

Переменными, служащими основой для интерпретации второго фактора, являлись: склонность к самоповреждающему

и саморазрушающему поведению (СОП); склонность к ипохондрии (увечность «Crip», «Hand-тест»); интрапунитивная направленность, реакции с принятием на себя вины за случившееся, реакции с признанием виновности, но отрицанием ответственности (фактор «I», реакции «I» и «I» по методу рисуночной фрустрации). Потребности, связанные с кооперацией («Aff+Com+Dep», «Hand-тест»), потребность в помощи и поддержке, желание быть предметом забот для других (зависимость «Dep», «Hand-тест»). Внутренний локус контроля (интернальность по СПА); обостренное самоощущение, высокая рефлексия своих потребностей и чувств (сензитивность к себе, САТ); сомнения, колебания, пассивность, покорность,

неуравновешенность в конфликтах (ипохондрия «№», «Мини-Мульт»); тенденция к сверхтревожности, синдром навязчивых идей (психастения, «РЧ» и паранойяльность «Ра», Мини-Мульт).

Второй фактор, определяющий самодеструктивный характер агрессии, можно назвать фактором социальной аутоагрессии. Он отражает мотивационное содержание отклоняющегося поведения, угрожающего целостности и развитию самой личности, связанного с неспособностью конструктивно решать возникающие проблемы, контролировать реализацию комплексов вины в поведенческих реакциях.

Первый и второй факторы в генерализованном виде представляют конструкт фрустрационной регрессии и как его полюса отличаются противоположными значениями, отражая влияние индивидуальных особенностей на возникновение деструкции. Отличаясь по знаку, первый фактор определяет асоциальную агрессию, второй - аутоагрессию. Если первый фактор обуславливает наличие таких личностных качеств, как неспособность понимать серьезные запросы жизни, неустойчивость и поверхностность чувствований и интересов, импульсивность чувств и желаний, склонность к активному вмешательству в окружающую жизнь с целью немедленного осуществления своих желаний, способность к быстрому освоению новой ситуации и умение воспользоваться ее преимуществами, а также враждебность, установка превосходства, склонность к столкновениям, бурному проявлению чувств и отсутствию страха демонстрировать окружающим свои эмоции, то второй фактор определяет их отсутствие. И наоборот, если второй фактор обуславливает наличие таких качеств личности, как рефлексия, эмоциональная сдержанность, комплексы вины, толерантность и покорность власти, робость и неуверенность в себе, склонность к постоянным колебаниям, то первый фактор обуславливает их отсутствие. Вероятно, второй фактор отражает результат фрустрации потребности чувствовать себя принятым в обществе, потребностей, связанных с кооперацией (когда окружающие необходимы человеку как жизненная среда, необходимая для спокойного и довольного существования), тогда как первый фактор представляет эффект блокады этих потребностей как нечто, мешающего жизни.

Третий фактор объединил вокруг себя нагрузки шкал ССП: осознанной саморегуляции произвольной активности, регуляторных процессов (планирование, оценка результатов, программирование, моделирование) и регуляторноличностных свойств (гибкость и самостоятельность). На третий фактор также легли нагрузки показателей самоактуализации (по САТ): компетентности во времени, поддержки, самоуважения, гибкости поведения, контактности, представлений о природе человека, синергии, ценностных ориентаций и эмоциональной комфортности (по СПА).

Переменные, взаимосвязанные с третьим фактором, в обследованных группах независимо от особенностей отклоняющегося поведения получили низкие значения. Объединенные третьим фактором показатели, интерпретируемые как слабое самосознание, неспособность к осознанному планированию, переживание жизни как фатального следствия прошлого, плохая саморегуляция и неспособность перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий, неспособность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, устанавливать тесные эмоционально-насыщенные контакты с людьми, высокая зависимость ценностей и поведения от воздействия извне, низкий уровень ответственности за собственные действия, не критичность к собственному поведению, низкое чувство собственного достоинства, а также переживание неприятия, антипатии, неудовольствия, восприятие природы человека в целом как отрицательной («люди в массе своей скорее злы»), восприятие мира как в целом угрожающего окружения, - не позволяют личности с отклоняющимся поведением выступить активным субъектом своей жизни и саморазвития. У нее отчетливо проявляется зависимость от «общественного мнения» и она вынуждена подстраиваться под доминирующие позиции, проявляя

неспособность самостоятельно ориентироваться в различных вариантах выбора образцов и идеалов, пересмотреть ценностные суждения.

Третий фактор можно назвать фактором ригидности (негибкости). Его содержание отражает приверженность личности с отклонениями в поведении к определенным формам взаимодействия, благоприятствующим возникновению девиации. Личность сопротивляется перспективе изменить уже устоявшийся взгляд на окружающий мир, на себя, на свое место в этом мире. Она пытается сохранить свои установки и принципы, упорствует в реализации деструктивных форм поведения из-за неспособности к их переструктурированию, проявляя недоброжелательность к смене своей внутренней позиции по отношению к себе и своей жизни, она не хочет иначе идентифицироваться. Негативное отношение к изменениям в жизни приводит к «опрокинутому» переживанию ценностей.

К интерпретации четвертого фактора можно отнести содержание следующих переменных: дезадаптивность и само-неприятие (СПА); отсутствие толерантности к иным взглядам и интересам (неприятие других, СПА); стремление доминировать, командовать, подчинять (стремление к доминированию, СПА); восприятие своей агрессивности как естественного проявления человеческой природы для самооправдания своего антисоциального поведения (принятие агрессии, САТ); истерическая структура характера, использование симптомов соматического заболевания для избегания ответственности, поверхностность чувств и интересов, не проходящая жажда восхищения, стремление казаться больше, значительнее, чем есть на самом деле (истерия «Ну», «Мини-Мульт»); стремление к демонстративности, желание быть в центре событий и «тянуть одеяло на себя» (эксгибиционизм «Ех», «НаМ-тест»). Склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем, ориентация на чувственную сторону жизни, наличие «сенсорной жажды», гедонистически ориентированные нормы и ценности (склонность к аддиктивному поведению, сОп).

Четвертый фактор интерпретируется как фактор социальной дезадаптивности (девиантной адаптивности). Программа активного самоопределения представляет условия, которые предъявляют требования повышенной ответственности к личности с отклоняющимся поведением, вызывая неадекватную скованность, дефицит вариабельности реакций. Определяемые четвертым фактором показатели, такие, как ориентация на внешние символы своего признания, направленность на мир внешних объектов, а не на собственный субъективный мир, тактика силы и стремление к превосходству над другими людьми (желание верховодить), установка на собственничество, проявление агрессии и избегание ответственности, гедонистически ориентированные нормы и ценности, истеричность, обуславливающая предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, демонстративность - представляют стратегию девиантной адаптивности.

Развитию и формированию подобной стратегии способствует, прежде всего, такая обстановка, где все сосредоточено на удовлетворении элементарных, материальных потребностей. Главными правилами жизни и поведения служат застывшие, раз и навсегда установленные шаблоны, мешающие сколько-нибудь спонтанному проявлению личности. Мотивационной составляющей девиантной адаптивности можно считать желание господствовать. Смысл такого существования сводится, прежде всего, к желанию повысить свой статус и удержать его [10].

В структуре компонентов, сопутствующих или каузально связанных с развитием отклоняющегося поведения, третий и четвертый факторы представляют ось, ортогональную по отношению к конструкту фрустрационной регрессии. В генерализованном виде третий и четвертый факторы в нашем исследовании определяют конструкт дезадаптационной ригидности с блокирующим воздействием на самоактуализацию и саморегуляцию. Полюса конструкта указывают на результат социа-

лизации - просоциальное и асоциальное становление личности и ее поведения. Третий и четвертый факторы как социальный и антисоциальный векторы являются ориентирами самоопределения в значимых ценностях. Социокультурные нормы, идеалы, смыслы жизни, ценности самоактуализирующейся личности, с одной стороны, а, с другой, -гедонистически ориентированные нормы и условные ценности, деформированные ценностно-нормативные представления, социально дезорганизованные шаблоны поведения, характеризующиеся преобладанием неконструктивных поведенческих стратегий, психологических защит, способствующих временным эффектам ощущения благополучия, связанных со снятием ответственности за свои цели.

Конструкт дезадаптационной ригидности с блокирующим воздействием на самоактуализацию может быть использован для альтернативной классификации направленности поведения личности на «девиантные формы приспосабливающегося поведения (немотивированные поиском смысла)» и «социально адаптированные осмысленные формы поведения». Ригидность, обуславливающая неразрешаемые в деструктивных действиях внутриличностные, ценностные конфликты, порождающая «двойные личностные стандарты» (Э. Эриксон), на наш взгляд, в большей степени определяет дезинтеграцию поведения. По мнению Э. Эриксона, «легче быть злым, агрессивным, чем быть настоящим», что формирует негативные черты личности и приводит к девиантному поведению [11].

Заканчивая обсуждение эмпирических результатов, полученных в ходе исследования, отметим, что факторизация массива диагностических данных позволила осуществить более подробную дифференциацию связей между личностными особенностями и поведенческими отклонениями. На рисунке

2 представлена объектная диаграмма, иллюстрирующая расположение обследованных групп с различными формами отклоняющегося поведения в пространстве выделенных факторов. Объектная диаграмма дополнительно визуализирует полученные нами результаты.

Итак, результаты многомерного анализа данных, полученных в объединенной выборке обследованных групп с различными формами отклоняющегося поведения, представлены в виде конструктов фрустрационной регрессии и дезадаптационной ригидности, отражающих взаимосвязи психологических переменных, сопутствующих или провоцирующих отклоняющееся поведение.

Конструкт фрустрационной регрессии определялся факторами асоциальной агрессии-аутоагрессии. Асоциальная агрессия отражает мотивационное содержание отклоняющегося поведения, представляющего угрозу другим людям, связанного с неспособностью конструктивно решать возникающие проблемы и контролировать поведенческие проявления агрессивных реакций.

Аутоагрессия отражает мотивационное содержание отклоняющегося поведения, угрожающего целостности и развитию самой личности, связанного с неспособностью конструктивно решать возникающие проблемы и контролировать реализацию комплексов вины в поведенческих реакциях.

Фрустрационная регрессия связана с рассогласованием системы когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов в структуре личности. Слаборазвитая способность личности с отклоняющимся поведением к осознанному контролю своих потребностей и чувств сужает свободное пространство для варьирования ее действий.

Рис. 2. Факторное отображение психологических особенностей личности с различными видами отклоняющегося поведения Обозначение факторов:

--------фрустрационная регрессия

--------дезадаптационная ригидность

Обозначение конструкта фрустрационной регрессии предполагает сопоставление отклоняющегося поведения с нормативно-одобряемыми образцами.

Распределение групп с различными формами девиации по конструкту фрустрационной регрессии на объектной диаграмме (рисунок 2) показывает, что активная деструктивная направленность (фактор асоциальной агрессии) определяет поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм

(асоциальное) и поведение, отклоняющееся от правовых норм и законов (антисоциальное). Противоположная направленность деструкции (фактор аутоагрессии) определяет поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм (аутодеструктивное).

Конструкт ригидности, выполняя дезадаптивную функцию блокировки самоактуализации и системы внутренней регуляции, определяется факторами социальной ригидности

(негибкости) - девиантной адаптивности. Содержание деза-даптационной ригидности отражает тенденцию личности к сохранению своих установок, принципов, способов мышления и неспособности к изменению своей точки зрения, переструк-турированию форм поведения, благоприятствующих проявлению отклоняющегося поведения в различных его видах, а это, в свою очередь, обуславливает устойчивость деструктивных качеств отклоняющегося поведения, препятствуя развитию активной, ответственной позиции личности.

Ригидность, определяя трудности социализации, связанной с особенностями социального познания, дефицитом так называемого «аккумулированного опыта» (знаний «о жизни»), свидетельствует о том, что современные институты социализации, например, школа, техникумы и университеты перестают быть значимой средой, где молодые люди наряду с удовлетворением потребности в получении знаний, смогли бы научиться решать свои личные проблемы и более эффективно взаимодействовать с социумом.

Полюса конструкта дезадаптационной ригидности представляют ориентиры самоопределения личности: социокультурные нормы, с одной стороны, и деформированные ценностно-нормативные представления, с другой. Дезадаптацион-ная ригидность связана с недостаточностью внутренних ресурсов для обеспечения гибкости, пластичности поведения, отражает упорство, проявляемое личностью в деструктивных формах поведения, сопротивление перспективе измениться, неспособность по-другому идентифицироваться. Удаленность групп с различными формами отклоняющегося поведения от контрольной группы (нормы) на объектной диаграмме (рисунок 2) показывает, что конструкт дезадаптационной ригидности может быть использован для классификации направленности поведения личности на «девиантные формы приспосабливающего поведения (немотивированные поиском смысла)» и «социально адаптированные осмысленные формы поведения».

Результаты количественного и качественного анализа эмпирических данных позволили выявить некоторые психологические особенности респондентов каждой из исследуемых нами групп.

Особенности личностей с антисоциальным, асоциальным и аутодеструктивным поведением представлены показателями психологических переменных, дифференцированных конструктом фрустрационной регрессии.

Специфические психологические особенности личности суицидентов представлены сочетанием тенденции к сверхтревожности, паранойяльных черт и отсутствием стремления к доминированию.

Специфические психологические особенности лиц, отбывающих наказание за правонарушения, представлены сочетанием гипертимности, акцентуации доминантности, тактики силы, спонтанной агрессии и высокой тревожности. У воспитанников спецшкол - в гипертимности, акцентуации доминантности, склонности перекладывать ответственность и низкой тревожности.

Особенности личности, зависимой от психоактивных веществ (ПАБ), представлены сочетанием паранойяльных и шизоидных черт, склонности к перекладыванию ответственности со способностью к самопринятию себя таким, как есть, низкой тревожностью и отсутствием страха перед ответным ударом.

Специфические психологические особенности лиц, занимающихся проституцией, представлены сочетанием, с одной стороны, способностей к социальной адаптивности, рефлексии и самопринятия себя таким, как есть, с другой стороны, высокой тревожности, гиперчувствительности, акцентуации доминантности с подчеркиванием трудностей, отказом от

Библиографический список

решения проблем, требованием от кого-либо участия в разрешении проблем.

Сочетание шизоидных черт с высокой напряженностью, отсутствием стремления доминировать, перекладыванием ответственности, перепоручением решать свои проблемы другим - отражает специфические психологические особенности лиц, занимающихся иждивенчеством, бродяжничеством, попрошайничеством.

Паранойяльные и шизоидные черты характера, перекладывание ответственности, акцентуация доминантности, низкая тревожность в сочетании со способностью к рефлексии, самопринятию себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих недостатков - характеризуют специфические психологические особенности лиц с субкультурными девиациями.

Полученные результаты в целом позволили подтвердить ряд эмпирических гипотез о специфике индивидуальнопсихологических свойств личности с отклоняющимся поведением, проявляющемся в нарушениях на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Анализ и интерпретация экспериментальных данных позволили сделать ряд следующих выводов:

1. Использованные в нашем исследовании методики могут применяться с целью диагностики различных видов отклоняющегося поведения. Они дают возможность получить широкий массив данных как о личности, так и об особенностях отклонений в ее поведении.

2. Специфика индивидуально-психологических особенностей лиц с различными видами отклоняющегося поведения проявляется на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.

3.Анализ значимых корреляционных связей позволил выделить в структуре личности с отклоняющимся поведением два конструкта: конструкт фрустрационной регрессии и конструкт дезадаптационной ригидности, отражающие систему факторов психологического неблагополучия и определяющие тип структуры личности с отклоняющимся поведением как ригидный (негибкий), панцирный.

4. Конструкт дезадаптационной ригидности разграничил признаки девиантно-приспосабливающихся форм поведения (немотивированных поиском смысла) и социально-адаптирующих осмысленных форм поведения. Дезадаптаци-онная ригидность, связанная с нарушениями социализации и особенностями социального познания, отражает недостаточность внутренних ресурсов для обеспечения гибкости, пластичности поведения, упорство, проявляемое личностью в реализации деструктивных форм поведения, сопротивление перспективе измениться, неспособность по-другому идентифицироваться. Дезадаптационная ригидность взаимосвязана с неразрешаемыми внутриличностными ценностными конфликтами.

5. Конструкт фрустрационной регрессии определяет индивидуальные способы направленности поведенческих девиаций, реализуемых в гетероагрессивных (асоциальных формах отклоняющегося поведения) и аутоагрессивных (суицидальных) формах. Фрустрационная регрессия связана со слабо развитой способностью личности с отклоняющимся поведением к осознанию своих потребностей и чувств, неспособностью активно влиять на них. Фрустрационная регрессия способствует автоматическому развитию образцов поведения, превращая их в неизменные правила, она тесно взаимосвязана с установками, отношениями, ролевыми структурами личности, через которые проходит реализация потребностей.

6. Полученные данные могут использоваться для разработки системы реконструктивной психологической коррекции, направленной на формирование осознанного отношения к жизни и к своему поведению, развивать навыки саморегуляции и контроля за поведением и эмоциями.

1. Гиндикин, В.Я. Личностная патология / В.Я. Гиндикин, В.А. Гурьева. - М.: Триада-Х, 1999.

2. Дмитриева, Н.В. Психоанализ и психотерапия: монография / Н.В.Дмитриева, Ц.П.Короленко. - Новосибирск: НГПУ, 2006.

3. Карвасарский, Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1982.

4. Короленко, Ц.П. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: монография / Ц.П. Короленко, Н.В.Дмитриева. - Новосибирск: изд. НГПУ, 2006.

5. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. - М.: МЕДпресс, 2001.

6. Frick, P.J. Conduct disorders and severe antisocial behavior. - N.Y.: Plenum Press, 1999.

7. Завалихина, Р.С. Коммуникативные средства коррекции девиантного поведения личности: автореф. дис. „.канд. психол. наук. - Новосибирск, 2004.

8. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

9. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. - М.: Сфера, 2001.

10. Лоуэн А. Анализ характера //Психологическая типология: Хрестоматия / сост. К.В.Сельченок. - М.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

11. Erikson, E.H. Identity Youth and Crisis. - New York Norton, 1968.

Bibliography

1. Gindikin ,V.J. Personal pathology / V.J Gindikin, V.A Gurieva. - Moscow: Triada-X, 1999.

2. Dmitrieva, N.V Psychoanalysis and Psychotherapy: мonograph / N.V Dmitrieva, TS.P Korolenko. - Novosibirsk: NGPU, 2006.

3. Karvasarsky, B.D Medical Psychology. - L: Medicine, 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Korolenko, TS.P. Personality and dissociative disorders: expanding frontiers of diagnosis and therapy: Monograph / TS.P. Korolenko, NV Dmitrieva. - Novosibirsk: Publishing House. NGPU, 2006.

5. Mendelevich, V.D, Psychology of deviant behavior: A Textbook. allowance. - M: MEDpress, 2001.

6. Frick, P.J. Conduct disorders and severe antisocial behavior. - N.Y.: Plenum Press, 1999.

7. Zavalihina, R.S Communicative means of correction of deviant personality behavior: Author. diss ... Candidate. Sci. Science. - Novosibirsk, 2004.

8. Zmanovskaya, E.V Deviantology (psychology of deviant behavior) studies. allowance for students. Higher. Textbook. Institutions. - Moscow:

Publishing House Academia, 2003.

9. Clayburgh, Y.A Psychology of deviant behavior: studies. Allowance for higher education. - Moscow: Sfera, 2001.

10. Lowen, A. The analysis of the nature // Psychological typology: Hrestomatiya / Sost. KV Selchenok . - M.: Harvest, Moscow: ACT, 2000.

11. Erikson, E.H. Identity Youth and Crisis. - New York Norton, 1968.

Article Submitted 10.02.11

УДК 372.851

A.B. Перегудов, соискатель КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В М АТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

Для улучшения математической подготовки школьников необходимо введение в учебный процесс обучения алгоритмам решения задач. B данной работе представлен курс {^ведение в математическое моделирование» для учащихся химического профиля, раскрывающий основы построения математических моделей профильных задач.

Ключевые слова: математическая модель, химический процесс, химико-биологический профиль.

В последнее время происходит активное внедрение математических методов во многие сферы науки. Математика все глубже проникает и в естествознание, в частности - в химию, и даже в гуманитарные области. Поэтому математическое образование в современном мире представляет собой важнейшую составляющую фундаментальной подготовки. Обусловлено это, прежде всего, тем, что математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но и элементом общей культуры.

Однако, не смотря на указанные особенности, уровень математической подготовки, как в среднем звене, так и в старшей школе, на сегодняшний день оставляет желать лучшего.

Как отмечают многие специалисты, в сложившейся методической системе школьного математического образования функция «собственно математического образования» является доминирующей, что приводит к такому негативному результату, как сомнение в необходимости изучения математики, например, на старшей ступени школы в классах нематематического профиля.

В итоге, существенным моментом при обучении математике школьников нематематического профиля является не только обоснованное содержание - «чему учить», но и целесообразный выбор методов - «как учить».

Очевидно, что обучение учащихся математике в химикобиологических классах должно строится на основе другого целеполагания и других педагогических технологий. Таким образом, требуется создание специальных условий для обеспечения качественной математической подготовки учащихся, будущая деятельность которых связана лишь с прикладными аспектами математики.

Одним из важнейших таких условий мы видим в использовании контекстного подхода к обучению математике путем внедрения специальных элективных курсов. Реализация этого подхода осуществляется нами на основе вертикальной модели непрерывной химической деятельности, структура которой представлена на рисунке 1.

На первом этапе для создания ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения и для демонстрации связи математики с химией в 9 классе вводится элективный предпрофильный курс «Введение в математическую химию» [1], где каждой теме химии сопоставляются разделы из арифметики и алгебры.

В 10-м классе - второй этап - вводится элективный курс «Введение в математическое моделирование химических процессов», который ориентируется уже на учащихся, выбравших естественнонаучный профиль.

Математическое моделирование в школе обычно представлено так называемыми сюжетными задачами («на работу», «на движение» и т.п.). На их основе уже в школе можно формировать у учащихся общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование. Решение этих задач сопряжено со значительными трудностями по анализу условий, составлению и изучению их математического описания, что подтверждается многочисленными исследованиями [2, с. 58].

На сегодня в традиционной практике обучения деятельность учащихся по решению сюжетных задач оказывается сформированной неполноценно. Не происходит выделения предмета математической задачи (как системы взаимосвязанных величин) в абстрактной форме, отсутствует обобщенная схема анализа условий задачи, неполон состав деятельности учащихся по решению задачи и не сформирована система исходных математических понятий. В целом традиционное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.