Научная статья на тему 'Психологические детерминанты добровольческой деятельности'

Психологические детерминанты добровольческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3852
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Азарова Елена Станиславовна, Яницкий Михаил Сергеевич

Рассматриваются психологические характеристики добровольческой деятельности. Обсуждаются результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей людей, занимающихся добровольческой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological determinants of volunteer's activity

The article describes a psychological parameters of volunteer's activity. The results of empiric research of volunteer's psychological properties are discussed.

Текст научной работы на тему «Психологические детерминанты добровольческой деятельности»

________________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА____________________________

№ 306 Январь 2008

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 159.923+947.2:77.72

Е. С. Азарова, М. С. Яницкий ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются психологические характеристики добровольческой деятельности. Обсуждаются результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей людей, занимающихся добровольческой деятельностью.

Во всем мире добровольческая деятельность давно получила широкое распространение, а ее роль в социальном развитии высоко оценена на международном уровне. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты при реализации государственных программ по поддержке молодежи и пожилых людей, в решении общественных проблем. По оценкам различных исследователей в XXI в. во всем мире потребность в добровольческой помощи будет все более нарастать [1].

Актуальность добровольческого движения для современной России обусловлена рядом особенностей: во-первых, сегодня добровольчество независимо от государственных структур, в отличие от добровольных обществ, существовавших ранее; во-вторых, новые формы реализации добровольческой деятельности недостаточно четко прописаны в нормативно-правовом поле современной российской жизни; в-третьих, трансформация общества привела к новому качеству развития человека, его потребностей, способностей и возможностей, а также изменению человеческих отношений под влиянием новых потребностей и новых ценностей, в которых творческий ресурс человека осознается в качестве основного ресурса общественного развития; в-четвертых, появляется необходимость создания детско-молодежных общественных объединений социальной направленности, которые помогают создать социальный круг общения, формирующий у молодежи навыки активного противостояния давлению негативного окружения [2].

Добровольчество все чаще становится объектом исследований в области социологии, педагогики, психологии, правового регулирования волонтерской деятельности. Многочисленные работы посвящены преимущественно изучению мотивации добровольчества и феномену социального обучения членов этих организаций. Отсутствует, на наш взгляд, научное осмысление добровольческой деятельности как объекта психологического исследования, ее структурно'-содержательных характеристик, социально-психологических детерминант возникновения и реализации, а самое важное - ее влияния на личностное развитие человека.

Можно выделить следующие существенные характеристики добровольческой деятельности:

Добровольческая деятельность - это тип социально одобряемой и признаваемой деятельности, разновидность бескорыстного общественного поведения, которое характеризуется нравственным и созидающим уровнями социальной активности, выраженной в лю-

бых общественно полезных мероприятиях с целью изменения окружающего мира, и является одним из условий интеллектуального, личностного и деятельного развития личности, определяя ее жизненную позицию как гуманистическую.

Добровольческая деятельность характеризуется отсутствием каких-либо специальных профессиональных навыков для ее выполнения, добровольным и общественно-полезным характером, отсутствием мотивации к получению оплаты (ее замещение другими мотивациями), значимостью результатов, прогрессивной направленностью. Субъектом взаимодействия всегда является другой человек или группа людей.

Основными сферами приложения добровольческой деятельности являются социальная сфера, образование, охрана окружающей среды, предотвращение преступности, правовая защита, досуг.

Психологические детерминанты добровольческой деятельности: а) личностные (система мотивов, потребность в заботливости, эмпатия, ценностно-смысловая система, эмоциональные особенности, склонность к деятельности, направленность, свойства личности, самооценка); б) коммуникативно'-деятельные (успешность деятельности, стиль общения, содержание и процесс обучения, стратегическое планирование и руководство); в) социально-психологические (система поощрения, влияние общественного внимания, общественное признание, содержание добровольческой деятельности, социально-психологический климат добровольческой организации).

Важным условием реализации добровольческой деятельности является психологическая готовность к ее выполнению. Анализ умений и навыков, предъявляющихся добровольцами, позволил нам выделить следующие стороны психологической готовности: познавательную, побудительную, коммуникативную, личностную, исполнительную. Мероприятия в процессе подготовки к добровольческой деятельности включают целеполагание (важно донести до каждого цель дела); самостоятельную подготовку; активный совместный анализ занятий и проведенной работы; пропаганду творческой деятельно -сти; направленность на закрепление мотивации волонтерской деятельности.

Важным моментом в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности выступает психологическое сопровождение, которое включает в себя следующие блоки: а) коммуникативные тренинги; б) обучающие занятия; в) профилактические занятия; г) супервизию; д) индивидуальное психологическое консультирование.

Психологическое содержание добровольческой деятельности раскрывается не только через рассмотрение ее внешней стороны (направления, способы, средства, условия), но и внутренней структуры с опорой на структурноморфологическую парадигму психологического анализа деятельности. Внутренний (собственно психологический) план добровольческой деятельности, по нашему мнению, включает в себя: а) потребность; б) мотив; в) цель; г) личностный смысл; д) задачу; е) действия; ж) результат для личности; з) результат для общества.

Функции добровольческой деятельности проявляются на общем и личностном уровнях. К общим функциям относятся: интегративная, стабилизирующая, стимулирующая, нормообразующая (как средство возникновения новых норм общения). К личностным - познавательная функция, функции самопознания, социализации, самоутверждения.

Включение личности в обширное поле добровольческой деятельности ведет к позитивным изменениям мировоззренческих позиций, коммуникативного сознания, что приводит к таким личностным новообразованиям, как социальная и интеллектуальная активность, социальная компетентность и умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях.

Каждый человек принадлежит к той или иной социальной группе, которая выполняет определенный вид деятельности. Очевидно, люди, занятые в одной и той же сфере, имеют сходства в личностных характеристиках внутри своей группы и отличия от представителей других социальных групп. Мы предположили, что реализация добровольческой деятельности связана с наличием определенных индивидуально-психологических особенностей.

Целью нашего исследования являлось изучение индивидуально-психологических особенностей людей, занимающихся добровольческой деятельностью. В исследовании, которое проводилось в течение трех месяцев, приняли участие 200 человек. Экспериментальную группу составили 100 человек: участники волонтерского движения при МУ «Управление по делам молодежи» г. Белово (15 чел.), Беловского института (филиала) КемГУ (15 чел.), Новокузнецкого института (филиала) КемГУ (60 чел.) и представители Межрегиональной Молодежной Общественной организации «Лига справедливости» (10 чел.). Основными направлениями деятельности добровольцев данных организаций являются наркопрофилактика в образовательном пространстве, проведение культурно-массовых мероприятий, работа с детьми и деятельность в политической сфере. Средний возраст группы - 20,5 лет. Контрольную группу составили 100 человек, учащиеся Беловского института (филиала) КемГУ. Средний возраст группы - 19,5 лет.

В исследовании нами были использованы методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, тест ценностных ориентаций М. Рокича, методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО), самоактуализационный тест Э. Шострома (САТ), опросник Р. Кеттелла. В экспериментальной группе дополнительно использовалась анкета для выявления стажа уча-

стия в добровольческой деятельности, субъективного отношения к ней, ее мотивов, представлений о личностных качествах, необходимых для ее выполнения. Для обработки полученных данных использовались такие статистические методы, как корреляционный и факторный анализы, а также 1-критерий Стьюдента для определения значимости различий.

Как следует из результатов проведенного нами исследования, мотивы участия в добровольческой деятельности носят в основном прагматический характер и распределяются следующим образом: «получение практического опыта» (48%), «так интереснее жить» (27%), «обретение новых друзей» (20%), «принесение пользы другим людям» (5%). Главными личностными характеристиками для выполнения добровольческой деятельности, по мнению испытуемых, должны быть «уверенность» (72%), «лидерские качества» (56%), «общительность» (29%), «сочувствие и понимание» (20%), «терпимость» (13%). В результате участия в добровольческой деятельности испытуемые «стали увереннее» (54%), «легче общаются с другими» (23%). 18% отметили, что в их личности ничего не изменилось.

На основе исследования групповой иерархии ценностей нами были выделены значимые терминальные и инструментальные ценности испытуемых. Ведущими терминальными ценностями в экспериментальной группе являются активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, уверенность в себе, творчество, здоровье, наличие друзей. Наиболее значимыми инструментальными - широта взглядов, воспитанность, жизнерадостность, ответственность, самоконтроль, терпимость. На наш взгляд, данные ценности утверждают активную позицию испытуемых и их положительное отношение к людям в целом, что является существенной характеристикой добровольческой деятельности. Ведущие ценности указывают также на то, что добровольцы в своей деятельности ориентированы на получение практического опыта и совершенствование себя. Это проявляется в том, что наряду с вышеуказанными ценностями присутствуют такие, как широта взглядов, терпимость, ответственность.

Предпочтение альтруистических ценностей в экспериментальной группе прослеживается и в результатах исследования диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (табл. 1). В контрольной группе показатель проявления альтруизма ниже, что свидетельствует о склонности к эгоистическим тенденциям.

Т а б л и ц а 1

Показатели социально-психологических установок испытуемых в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах

Название установки ЭГ (баллы) КГ (баллы)

«Альтруизм - эгоизм» 12,21 7,9

«Процесс деятельности» 9,35 6,06

«Результат деятельности» 5,53 8,78

Что касается установок «процесс деятельности», «результат деятельности», то здесь мы также видим различия. В экспериментальной группе испытуемые больше ориентированы на процесс деятельности (П = 9,35 > р = =5,53), тогда как данные испытуемых контрольной груп-

пы указывают на их ориентацию на результат деятельности (П = 6,06 < Р = 8,78).

Полученные данные согласуются и с результатами анкеты: в экспериментальной группе 78% испытуемых указали, что в добровольческой деятельности их привлекает сам процесс ее осуществления. На наш взгляд, это объясняется тем, что в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности ее субъекты взаимодействуют не только между собой, но и с теми людьми, на которых направлены их усилия. Отсюда многообразие форм, методов, приемов межличностного общения, которое, как мы уже отмечали ранее, является значимым в иерархии ценностей добровольцев. Кроме того, процесс деятельности характеризуется технологичностью, что позволяет ее субъектам реализовать свои знания, личностные качества, а также такие названные ими терминальные ценности, как «творчество», «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь».

В исследовании уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями по всем шкалам теста УСК имеются значимые различия между экспериментальной и контрольной группами (табл. 2). Показатели экспериментальной группы по всем семи шкалам интернальности выше отметки 5,5, в то время как показатели контрольной группы в пяти шкалах из семи ниже 5 баллов. Соответственно, испытуемые экспериментальной группы считают себя активными субъектами собственной деятельности, а испытуемые контрольной группы - пассивными объектами действий других людей и внешних обстоятельств. На наш взгляд, низкие показатели уровня субъективного контроля в контрольной группе свидетельствуют о недостаточной социальной зрелости и самостоятельности испытуемых. Самые высокие показатели в обеих группах испытуемых по шкалам интернальности в области достижений и межличностных отношений), а самые низкие - в отношении здоровья и болезни и в производственных отношениях. Мы полагаем, что такое стечение обстоятельств не случайно, и объясняем это возрастным фактором. Испытуемые экспериментальной и контрольной групп находятся на одной ступени социализации (дотрудовая стадия) и на одной стадии возрастной периодизации (юношеский период). В юношеском возрасте важными мотивационными факторами эффективности любой деятельности выступают мотив достижения и мотив аффилиа-ции. Отсюда, на наш взгляд, и более высокие показатели названных шкал интернальности.

Т а б л и ц а 2 Показатели теста УСК в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах

Название шкалы интернальности ЭГ (баллы) КГ (баллы)

Общая интернальность 6,76 4,17

Интернальность в области достижений 7,80 5,42

Интернальность в области неудач 5,80 3,73

Интернальность в области семейных отношений 5,92 3,59

Интернальность в области производственных отношений 5,98 3,56

Интернальность в области межличностных отношений 7,50 5,36

Интернальность в области здоровья 5,79 4,23

Показатели теста смысложизненных ориентаций (СЖО) в контрольной и экспериментальной группах практически не имеют различий (табл. 3). По критерию Стьюдента значимое различие проявляется только по шкале «Локус контроля - Я» (р < 0,01). Общий показатель осмысленности жизни достаточно высокий. Показатели остальных субшкал теста находятся в пределах средних значений, что, на наш взгляд, объясняется тем же возрастным фактором.

Т а б л и ц а 3

Показатели теста СЖО в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ)

Название шкалы ЭГ КГ

Общий показатель ОЖ 103,23 100,31

Цели 32,01 31,46

Процесс 30,73 29,56

Результат 25,78 25,65

ЛК - Я 31,51 26,24

ЛК - жизнь 30,29 29,74

Испытуемые контрольной и экспериментальной групп имеют малый жизненный опыт, соответственно невысокую продуктивность жизни, часто еще неосознанный выбор профессионального и трудового пути и отсутствие представления о жизненном пути как о целостном процессе. Поэтому отмечается средний уровень реализации собственных целей в жизни (шкала «Цели»), ее эмоциональной насыщенности (шкала «Процесс»), осмысленности и продуктивности (шкала «Результат»). Нет ощущения свободного принятия решения и контроля своей жизни (шкала «Локус контроля - жизнь»). Однако существуют, как мы уже указали ранее, различия в экспериментальной и контрольной группах по шкале «Локус контроля - Я».

Испытуемые экспериментальной группы имеют представления о себе как о сильных личностях, которые обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Испытуемые контрольной группы менее уверены в своих силах, чтобы контролировать события собственной жизни. Результаты исследования уровня субъективного контроля также свидетельствуют о том, что представители данной группы склонны объяснять события своей жизни внешними обстоятельствами.

Результаты по тесту САТ демонстрируют значимые различия по базовой шкале «Поддержки», а также по дополнительным шкалам «Ценностные ориентации», «Сен-зитивность к себе», «Спонтанность», «Агрессия», «Познавательные потребности» и «Креативность» (табл. 4). В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, проявляется независимость ценностей и поведения испытуемых от воздействия извне, принятие ценностей само-актуализирующейся личности, хорошая ориентация в своих чувствах и их рефлексия, самопринятие, стремление к новым знаниям, творческая направленность.

В исследовании по тесту Кеттелла были получены значимые различия по факторам «А», «С», «Е», «Е», «в», «Н», «I», «Ь», «О», «Р1», <^2», «Р3» (р < 0,01). В результате чего были выявлены личностные особенности испытуемых экспериментальной группы (табл. 5). К ним относятся общительность в малых группах, эмо-

циональная устойчивость, уступчивость, динамичность дипломатичность, уверенность в себе, склонность к общения, нормативность поведения, социальная актив- экспериментированию, самодостаточность, высокий ность, эмпатия, доверчивость, развитое воображение, уровень внутреннего контроля, энергичность.

Т а б л и ц а 4

Показатели теста САТ в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ)

Шкала ЭГ КГ

Базовые шкалы

1. Компетентность во времени (Тс) 52,48 48,54

2. Шкала Поддержки (I) 54,88 51,39

Дополнительные шкалы

3. Шкала Ценностных ориентаций (SAV) 62,35 54,45

4. Шкала гибкости поведения (Ex) 52,42 52,98

5. Шкала Сензитивности к себе (Fr) 58,59 50,72

6. Шкала Спонтанности (S) 56,85 48,26

7. Шкала Самоуважения (Sr) 65,60 62,55

8. Шкала Самопринятия (Sa) 51,76 48,41

9. Шкала представлений о природе человека (Nc) 54,52 50,55

10. Шкала Синергии (Sy) 56,23 63,04

11. Шкала Принятия агрессии (А) 54,12 49,29

12. Шкала Контактности (С) 52,50 47,20

13. Шкала Познавательных потребностей (Cog) 52,50 44,30

14. Шкала Креативности (Cr) 55,58 47,02

Т а б л и ц а 5

Значения факторов по тесту Кеттелла в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах

Название фактора ЭГ КГ

А «замкнутость - общительность» 7,49 5,30

В «интеллект» 3,72 3,38

С «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость» 6,56 5,21

Е «подчиненность - доминантность» 7,48 9,35

Г «сдержанность - экспрессивность» 7,55 4,67

О «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения» 6,9 3,72

Н «робость - смелость» 7,35 4,36

I «жесткость - чувствительность» 6,38 5,57

Ь «доверчивость - подозрительность» 7,72 9,30

М «практичность - развитое воображение» 5,88 6,04

N «прямолинейность - дипломатичность» 6,32 6,86

О «уверенность в себе - тревожность» 6,29 8,65

01 «консерватизм - радикализм» 5,46 3,40

02 «конформизм - нонконформизм» 5,36 3,69

03 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» 7,05 5,02

04 «расслабленность - напряженность» 5,7 5,88

Для факторного анализа нами использовалась корреляционная матрица 43 показателей, представленных количественными значениями тестов УСК, СЖО, САТ и опросника Кеттелла. Проведенный факторный анализ позволил нам сгруппировать рассматриваемые признаки (шкалы) определенным образом. В исследовании факторной структуры индивидуально-психологических особенностей испытуемых экспериментальной группы выделено девять факторов. Однако большинство факторов имело незначительный вес и представляло трудности в плане интерпретации. Для содержательного анализа нами было выбрано четыре основных фактора с весом 5,13; 3,64; 3,49 и 3,14% соответственно.

В первом факторе индивидуально-психологических особенностей добровольцев сосредоточены все шкалы теста СЖО. Первый фактор включает шесть показателей: общий показатель осмысленности жизни (нагрузка на фактор 0,98), цели в жизни (0,83), процесс жизни (0,87), результативность жизни (0,90), локус контроля -Я (0,89), локус контроля - жизнь (0,83). Содержание этих параметров может быть интерпретировано как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

умение жить настоящим, оптимистический настрой, понимание важности приложения собственных усилий в достижении поставленных целей. Поэтому данный фактор получил название «осмысленность деятельностной активности».

Во втором факторе сгруппированы признаки, характеризующие особенности характера добровольцев, проявляющиеся в деятельности, поведении и способствующие реализации добровольческой деятельности. Данный фактор включает четыре параметра, такие как уверенность в себе (0,78), энергичность (0,78), низкий уровень тревожности (0,87), социальная смелость (0,83). Совокупность данных признаков можно интер-перетировать как стремление реализовать свой личностный потенциал, открытость новому опыту, деловую направленность. Фактор получил название «прогрессивная самореализация».

В третий фактор индивидуально-психологических особенностей добровольцев входят социально одобряемые ценности общества: высокая нормативность поведения (0,71), сочувствие и сопереживание (0,71),

динамичность общения (0,94). Исходя из характеристик фактора, которые включают в себя принятие человека как ценности, значимость и принятие социальных норм, готовность прийти на помощь, его можно интерпертировать как «социальную экстраверсию и толерантность».

В четвертом факторе индивидуально-психологических особенностей добровольцев четыре показателя: гибкость поведения (0,77), самопринятие (0,73), синергия (0,72) и принятие ценностей самоактуализи-рующейся личности (0,79). Содержание этих признаков указывает на стремление к самосовершенствованию, наличие адекватной положительной самооценки, высокий уровень духовно-нравственного развития. Поэтому данный фактор мы назвали «внутренний контроль».

При исследовании факторной структуры индивидуально-психологических особенностей испытуемых контрольной группы выделено пятнадцать факторов. Большинство из них также имело незначительный вес, поэтому для содержательного анализа мы выбрали четыре ведущих фактора с весом 5,00; 4,29; 2,77; 2,46%. Первый фактор в данной группе оказался аналогичным выделенному нами в группе добровольцев. Отличается он только по факторным нагрузкам: вес шкалы «локус контроля - Я» у добровольцев выше. Поэтому данный фактор мы интерпретировали как «неопределенность жизненной позиции».

Во втором факторе индивидуально-психологических особенностей сгруппировались самоуважение (0,83), недостаточная гибкость поведения (0,73), нерешительность (0,86). Мы интерпретировали это как слабый самоконтроль в поведении и деятельности, робость, пассивность. Однако наряду с социальной леностью присутствует в целом положительная оценка себя. Данный фактор получил название «деятельностная пассивность».

В третьем факторе объединились признаки, характеризующие нежелание испытуемых контрольной группы нести ответственность за происходящие с ними события: общая интернальность (0,81), интернальность в области достижений (0,81), интернальность в области производственных отношений (0,73). Фактор получил название «избегание ответственности».

В четвертом факторе присутствуют, на наш взгляд, характерологические особенности испытуемых контрольной группы: практичность (0,74), конформность (0,83), низкая чувствительность (0,84). Это свидетельствует об отсутствии лидерского поведения, о слабой выраженности творческого воображения. Данный фактор можно назвать «консерватизм».

Таким образом, анализ факторной структуры индивидуально-психологических особенностей экспериментальной и контрольной групп свидетельствует о неоднородности их личностных характеристик. Выделенные факторы индивидуально-психологических особенностей добровольцев, которые мы условно обозначили как «осмысленность деятельностной активности», «прогрессивная самореализация», «социальная экстраверсия и толерантность», «внутренний контроль», отличаются от факторов личностных характеристик испытуемых контрольной группы. В контрольной группе это «неопределенность жизненной позиции», «деятель-

ностная пассивность», «избегание ответственности» и «консерватизм». Описанные нами факторы позволяют утверждать, что личностные характеристики добровольцев имеют определенные особенности.

Одной из важных индивидуально-психологических характеристик добровольцев выступает «осмысленность деятельностной активности». Это свидетельствует о выраженном интересе к добровольческой деятельности, целеустремленности, о наличии устойчивой мотивации к ее выполнению, видение перспектив. Е.Е. На-синовская считает, что «полный расцвет и самоактуализация личности возможна только в том случае, когда основные деятельности, включающиеся в жизненный цикл, задаются смыслообразующими мотивами, делающими жизнь подлинно живой и творческой» [3. С. 219]. В контрольной группе такая осмысленность отсутствует, т. к. фактор «неопределенность жизненной позиции» указывает на некоторую инфантильность процесса целеполагания.

Второй фактор индивидуально-психологических особенностей в группе добровольцев, обозначенный как «прогрессивная самореализация», позволяет говорить об их активной жизненной позиции, стремлении реализовать себя через общественно-полезную деятельность, о процессуальной самостоятельности, желании вносить позитивные изменения прежде всего на пути совершенствования себя. На наш взгляд, все это предоставляет «использование (по возможности наиболее полное) талантов, способностей, возможностей; развитие всех потенциалов; максимальное развитие индивидуальных особенностей и полное развитие эмоциональной сферы; раскрытие и осознание человеком возможностей своей уникальной личности в деятельности» [4. С. 20]. В контрольной группе «прогрессивной самореализации» противопоставлен фактор «деятельностная пассивность». Очевидно, что такая позиция приводит к шаблонности в деятельности и поведении, к формированию регрессивной модели самореализации.

Факторы «социальная экстраверсия и толерантность» указывают на такие личностные характеристики добровольцев как уверенность, доброжелательность и динамичность общения, умение встать на позицию другого человека. Данный факт подтверждает значимость эмпатии и толерантности для реализации добровольческой деятельности. Н.П. Куникина называет эмпатию профессионально значимым качеством добровольца, так как он должен уметь глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека, видеть происходящее с его собственной позиции [5]. В то время как в контрольной группе фактор «избегание ответственности» мы интерпретировали как неверие в свои силы, уход от социальных контактов.

Четвертый фактор «внутренний контроль» характеризует добровольцев как активных субъектов собственной деятельности. Они ощущают себя сильными личностями, свободно принимают решения и воплощают их в жизнь. В контрольной группе фактор «консерватизм» мы интерпретировали как отсутствие интереса к инновациям, желание действовать привычными способами поведения и деятельности.

Итак, полученные нами экспериментальные данные подтвердили положение о том, что индивидуально-психо-

логические особенности добровольцев имеют определенную специфику. Выявленные нами индивидуальнопсихологические особенности могут рассматриваться в качестве психологических детерминант, предпосылок реализации личностью добровольческой деятельности. С другой стороны, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности добровольцы обретают уверенность в своих способностях, новые навыки и социальные связи, возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.

Все это приводит к позитивным изменениям мировоззренческих позиций личности добровольца, изменению его коммуникативного сознания, что, в свою очередь, способствует возникновению таких личностных новообразований, как социальная и интеллектуальная активность, социальная компетентность и умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Выявленные нами взаимосвязи требуют дальнейшего исследования, в частности, в плане изучения динамики описываемых психологических характеристик в зависимости от стажа добровольческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эффективные модели социального воспитания: проблемы, поиски, перспективы: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Арзамас: АГПИ, 2007.

С. 351.

2. Черепанова Н.В. Социальное обучение в добровольческом движении: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Режим доступа:

http://www.science.ncstu.ru

3. НасиновскаяЕ.Е. Вопросы мотивации личности с позиций деятельностного подхода // Психология в вузе. 2003. №. 1-2. С. 216.

4. Андриенко Е.В. К вопросу о генезисе понятия «самоактуализация» // Активность личности: Сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.

Ч. I. С. 12.

5. Куникина Н.П. Теоретические и эмпирические аспекты изучения профессионально значимых личностных качеств у волонтеров. Режим дос-

тупа: http://www.nestu.ru

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 8 ноября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.