УДК 37.02
Т. А. Парфентьева
Среда развития ребенка как педагогическая категория
В статье приводятся характеристики термина «среда развития ребенка». Рассматривается развивающий потенциал и основные компоненты среды образовательного учреждения. Среда современного образовательного учреждения представлена как система, обеспечивающая всестороннее развитие ребенка.
Ключевые слова: среда, развитие, воспитание, образование, развивающая среда, образовательное учреждение, основные характеристики среды, развивающий потенциал, компоненты развивающей среды.
T. A. Parfenteva
The environment of a child's development as a pedagogical term
The article deals with the characteristics of the term «the environment of a child's development». It describes the developmental potential of the environment, basic components of developmental environment in an educational establishment. The environment of a modern educational establishment is presented as a system ensuring comprehensive development of a child.
Keywords: environment, development, upbringing, education, developmental environment, educational establishment, basic characteristics of an environment, developmental potential, components of developmental environment.
В последние десятилетия проблема среды, условий и характера взаимосвязи человека с ней становится все более актуальной. Среда включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на развитие и функционирование человека. Факторы среды в совокупности с конкретными историческими социокультурными условиями воспитания имеют принципиальное значение для развития индивида.
Наполнение содержанием понятия «среда» как отвечающего соответствующей реальности, разграничение разных ее видов приобретают все большее значение в современном научном мире.
Словарь русского языка С.И. Ожегова [6, с. 620] определяет среду как окружение и природные условия, в которых протекает деятельность человеческого общества. Сходную трактовку предлагают авторы толкового словаря под редакцией Д.Н. Ушакова: «Среда - социальная, бытовая обстановка, в которой живет человек, окружающие условия, совокупность людей, связанных общностью условий, обстановки» [8, с. 462].
В «Современной педагогической энциклопедии» среда понимается как «... совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Среда внешняя - вид среды, окружающей человека, в котором различают среду физическую и среду социальную. Среда физическая - совокупность физических условий существования и деятельности человека. Среда социальная - окружающие человека общественные, материальные
и духовные условия его существования и деятельности» [7, с. 556].
«Психологический энциклопедический словарь» ограничивает определение среды совокупностью экономических, социальных и бытовых условий существования индивида [2, с. 451]. Социологический словарь дополняет среду «духовными условиями существования, формирования и деятельности индивида и социальных групп, различая при этом макросреду - социально-экономическую систему в целом и микросреду -непосредственное социальное окружение», а также понимает ее в значении окружения, состоящего из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. [10, с. 338].
«Современный философский словарь» дает определение среды социальной как совокупности условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе. Зависимость личности от среды трактуется как связь деятельных, моральных, культурных качеств индивида и возможностей, границ данной социальной среды.
Вышеприведенные определения среды являются достаточно обобщенными, различаются по емкости и содержанию. Несмотря на столь широкое терминологическое разнообразие трактовок, все они построены по единому принципу, и различия в дефинициях определяют точку зрения авторов, акцентирующих внимание на том или ином аспекте. Определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающее что-либо, с другой - то, что окружено, находится внутри чего-либо. По мнению В.Е. Кемерова,
© Парфентьева Т. А., 2013
двойственность не случайна - в целом понятие «среда» подразумевает единство условий существования объекта (процесса) и самого этого объекта: «... концепция среды зачастую трактуется расширительно. В результате возникает парадокс: личность фиксируется в «центре» среды, представляется главной ее фигурой, а по сути, оказывается существом страдательным, объектом возможных воздействий со стороны среды» [3, с. 856].
В определении среды используются такие понятия, как «условие», «влияние», «воздействие», «возможность». Термин «среда» встречается в разных контекстах: «окружающая среда», «среда человека», «среда жизнедеятельности», «жизненная среда», где подразумевается совокупность природных и социальных факторов, которые могут прямо или косвенно, мгновенно или долговременно влиять на жизнь и деятельность людей.
Для характеристики категории «среда развития ребенка» необходимо предварительно раскрыть содержание понятия «развитие». В русском языке смысл понятия «развитие» определяется как процесс перехода из одного состояния в другое, более современное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Предметная область термина «развитие» многочисленна. Каждая конкретная наука разрабатывает свой категориальный аппарат. Наиболее близкими научной педагогике являются философия, психология, физиология, социальная педагогика, педиатрия и ряд других. Их методология, принципиальные подходы тесно связаны с педагогикой и между собой, они взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.
Философское осмысление развития первоначально строится на традиционных противопоставлениях движения и покоя, изменчивости и устойчивости, преобразования и сохранения, причем идеи устойчивости и сохранения оказываются исходными в истолковании развития. Развитие - понятие, характеризующее изменения объектов, сопряженные с их внутренним и внешним преобразованием. Развитие ребенка обусловлено общими закономерностями биологической и психической природы человека.
Категория «развитие» в психологическом толковании раскрывается как количественные и качественные, психосоматические и духовные изменения в организме, совершающиеся в результате обмена веществ, в силу вовлеченности в поток жизнедеятельности, особенно в специаль-
но, педагогически организованные виды социально-позитивной деятельности, общения и отношений.
Для педагогики развитие есть становление сущностных сил человека, реализация генетического фонда, всей психосоматической сферы под воздействием питания, взаимодействия организма с эколого-природной средой и социумом, а также воспитания и образования.
В методологии педагогики применительно к среде наиболее широко используются термины «образовательная» и «воспитательная». В связи с этим в контексте нашего исследования представляется целесообразным уточнить соотношение процессов воспитания и образования.
Процесс образования в детском возрасте базируется на системе воспитания, поскольку освоение и присвоение детьми знаний возможно лишь на базе ценностных представлений. Воспитание, решая задачи целостного развития личности, является моментом любого вида деятельности. Образование также выходит на процесс формирования личности, но не исчерпывает функции воспитания, а принимает его учебные формы. Воспитательные задачи первичнее и шире образовательных, и последние всегда должны быть подчинены определенной воспитательной цели, так как не все полученные знания становятся ценностью.
Процессы воспитания и образования строятся на основе объективных законов развития ребенка с раннего детства до достижения им зрелости, учитывают специфику развития индивида на каждом возрастном этапе, ведущий вид деятельности, особенности средового взаимодействия.
Педагогика рассматривает среду как одно из важных условий всестороннего развития ребенка. О воспитательных возможностях среды, ее значении в развитии ребенка писали Л.К. Блон-ский, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лес-гафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер. Современные исследователи, занимающиеся разработкой проблем среды (Б.М. Бим-Бад, Е.А. Климов, Г.А. Ковалев, Ю.С. Мануйлов, Н.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Ясвин и др.), исходят из общего положения, что внутренняя психологическая организация ребенка адекватно и лучше всего раскрывается и изменяется в контексте анализа всей системы воздействующего на ребенка внешнего окружения. Факторы среды в совокупности с конкретными историческими социокультурными условиями воспитания имеют принципиальное значение для развития индивида, особенно важна
роль ближайшего социального окружения (семьи, воспитательно-образовательных, культурных и других учреждений).
Анализируя понятие «среда», разные авторы выделяют самостоятельные аспекты этого анализа.
По мнению М. Черноушека [9], среда имеет ведущие характеристики:
1) у среды отсутствуют зафиксированные рамки во времени и пространстве;
2) она воздействует на все органы чувств сразу;
3) среда предоставляет как главную, так и второстепенную (периферийную) информацию;
4) она содержит больше информации, чем человек способен переработать;
5) среда воспринимается в связи с деятельностью;
6) любая среда, наряду с материальными особенностями, обладает психологическими и символическими значениями;
7) окружающая среда действует как единое целое.
В теории педагогики сложились разнообразные подходы к управлению процессом развития и формирования личности ребенка: деятельност-ный, системный, личностно-ориентированный и др. Реалии современной жизни подводят исследователей к необходимости учитывать возрастающее значение среды в осуществлении вышеназванных подходов. Воспитательная система разрушается, если входит в противоречие со средой. Личностный, индивидуальный подходы утрачивают свою силу, если не берутся в расчет социокультурный и природный контексты развития ребенка. Деятельностный подход недостаточно эффективен, если среда затрудняет деятельность.
Средовой подход в образовании, разработанный Ю.С. Мануйловым [5], представляет теорию осуществляемого управления процессом развития учащегося через специально формируемую среду. Система действий со средой должна превращать её в средство комплексного целенаправленного воздействия на личность воспитанника. Концептуальной основой средового подхода является выявление системы отношений основных понятий к существующей реальности; эта система важна для понимания сути, смысла, назначения, места средового подхода в теории и практике воспитания.
В целостной системе общественных отношений учреждения образования выступают в каче-
стве самостоятельных систем, имеющих свои целевые функции, структурную динамику и специфическую пространственно-предметную организацию. Современная концепция образования и воспитания ориентирует на использование развивающей стратегии воздействия, что создает оптимальные предпосылки положительной мотивации к деятельности, формирует личную самостоятельность и ответственность, ведет к раскрытию потенциала субъекта. Воспитание и обучение понимаются в этом случае как уникальные творческие процессы, обеспечивающие условия для саморазвития, самовоспитания и самообразования личности ребенка, педагог и ребенок выступают в позиции равноправных участников этих процессов.
Обучение и воспитание через особое устройство и организацию среды рассматривается Б.М. Бим-Бадом в качестве одного из наиболее эффективных принципов педагогики: «Обучающая и воспитывающая среда - естественная стихия учения и воспитания. Она заимствована из процессов преднамеренной социализации и состоит в надлежащем воздействии не на детей, а на окружающую их обстановку, среду их жизнедеятельности. Самостоятельное взаимодействие нового растущего человека со средой, в которую заранее заложена необходимость правильного мышления - вот что дает прочное и глубокое образование. Обучающая и воспитывающая среда - это постоянно расширяющаяся сфера деятельности подрастающего человека. Она включает в себя все большее богатство его связей с природой и культурными объектами -вещами, созданными человеком для человека, социальной средой» [1, с. 28].
В исследованиях Г.А. Ковалева среда раскрывается как фактор, активизирующий или, наоборот, сдерживающий процесс развития ребенка (благоприятная, тепличная, враждебная, агрессивная, нейтральная среда): «. ребенок с самого рождения попадает под воздействия различного рода систем (социофизических, социальных, межличностных и т. п.). Весь вопрос состоит в том, влияние каких систем и соответствующих им воспитательных воздействий преобладает в индивидуальном опыте человека. Изначальное попадание в зону влияния того или иного типа систем с большой долей вероятности будет формировать и соответствующий индивидуально психологический склад человека (открытый, закрытый или защитный), будет определять характер и модели его поведенческих реакций в ответ
на внешние воздействия. Сформированный в опыте индивидуальный психологический склад личности с некоторого момента начинает влиять на самостоятельные выборы человека в пользу преимущественного включения в ту или иную систему его внешних связей и отношений» [4, с. 20].
Е.А. Климовым, Г.А. Ковалевым проведен анализ взаимодействия среды и личности, разработана система психолого-педагогического проектирования личностно-ориентированной развивающей среды, в основе которой заложено представление о четырехкомпонентной структуре модели «проектного поля» среды: 1) субъекты образовательного процесса; 2) социальный компонент образовательной среды; 3) пространственно-предметный компонент; 4) технологический компонент.
Разделяя рассмотренные выше позиции, В.А. Ясвин, автор наиболее полного анализа вопросов проектирования, моделирования и экспертизы школьной среды, определяет образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в пространственно-предметном окружении. . Интегративным критерием качества образовательной среды является ее способность обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития» [11, с. 11]. Качество образовательной среды, по его мнению, определяется: качеством пространственно-предметного окружения (функционально и эстетически удачное здание, просторные и светлые помещения с удобной современной мебелью, привлекательный интерьер), качеством социальных отношений в данной среде (высококвалифицированные педагоги, творческий подход к воспитательно-образовательному процессу, здоровый конструктивный стиль взаимоотношений в коллективе), качеством системных связей между предметно-пространственными и социальными компонентами (уровень методического обеспечения, эффективное использование ресурсов, направленность педагогического процесса на раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка).
Известно, что развитию индивида способствуют разнообразные и специфические для каждого возраста виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, продуктивная, исследовательская деятельность, двигательная активность. Для каждого вида деятельности существует свой спектр условий, соответствующих функциональным
возможностям человека, что обусловливает наиболее высокую эффективность деятельности. В этом случае формируется положительное отношение к деятельности, наблюдается адекватная мобилизация психофизиологических процессов, высокая и длительная работоспособность. В рамках современных исследований проблемы функционального комфорта среды возможно решение практических задач по обеспечению продолжительности высокоэффективной деятельности без ущерба для здоровья ребенка.
Среда развития ребенка как понятие многомерное включает физические, культурные, социальные составляющие и рассматривается как целостная система, основанная на функционально-деятельностном и предметно-пространственном компонентах, содержащая комплекс психолого-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических условий, обеспечивающих жизнедеятельность ребенка.
Системный подход к проектированию развивающей среды современного образовательного учреждения заключается в создании условий, способствующих развитию ребенка на определенном возрастном этапе и соответствующих специфике каждого вида деятельности, обеспечении безопасности жизнедеятельности, организации научно-методического, кадрового, социально-психологического и медицинского сопровождения, рациональном использовании пространства и его предметном наполнении.
Оптимально организованная среда представляет собой не только объект и средство деятельности ребенка, но и в целом выступает носителем культуры педагогического процесса.
Библиографический список
1. Бим-Бад, Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика [Текст] / Б. М. Бим-Бад; Ун-т Рос. акад. образования, каф. педагогики и пед. антропологии. - М. : Изд-во УРАО, 2001. - 109 с.
2. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М. И. Еникеев. - М. : Проспект: Велби, 2007. - 558 с.
3. Кемеров, В. Е. Современный философский словарь [Текст] / В. Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. -Лондон : Панпринт, 1998. - 1064 с.
4. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 13-23.
5. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании [Текст] : дис. ... докт. пед. наук / Ю. С. Мануйлов. -М., 1997. - 193 с.
6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой ; Академия наук СССР, Институт русского языка. - 23-е изд., исправленное. - М. : Русский язык, 1991. - 915 с.
7. Педагогика: большая современная энциклопедия [Текст] / автор-составитель Е. С. Рапацевич. -Минск : Современное слово, 2005. - 719 с.
8. Толковый словарь русского языка [Текст] / сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др.; под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1940. - 812 с.
9. Черноушек, М. Психология жизненной среды [Текст] / Михал Черноушек, перевод с чешск.; авт. вступ. ст. Л. А. Китаева-Смыка ; - М. : Мысль, 1989. -174 с.
10. Энциклопедический социологический словарь [Текст] / Рос. АН, Ин-т социал.-полит. исслед.; под общ. ред. Г. В. Осипова ; ред.-сост. А. В. Кабыща. -М., 1995. - 939 с.
11. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды [Текст] / В. А. Ясвин ; отв. ред. М. А. Ушакова. - М. : Изд. фирма «Сентябрь», 2000. -125 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bim-Bad, B. M. Obucheniye i vospitaniye cherez neposredstvennuyu sredu: teoriya i praktika [Tekst] / B. M. Bim-Bad; Un-t Ros. akad. obrazovaniya, kaf. peda-gogiki i ped. antropologii. - M. : Izd-vo URAO, 2001. -109 s.
2. Yenikeyev, M. I. Psikhologicheskiy enciklopedi-cheskij slovar' [Tekst] / M. I. Yenikeyev. - M. : Prospekt: Velbi, 2007. - 558 s.
3. Kemerov, V. Ye. Sovremennyj filosofskij slovar' [Tekst] / V. Ye. Kemerova. - 2-ye izd., ispr. i dop. - London : Panprint, 1998. - 1064 s.
4. Kovalev, G. A. Psikhicheskoye razvitiye rebenka i zhiznennaya sreda [Tekst] / G.A. Kovalev // Voprosy' psikhologii. - 1993. - № 1. - S. 13-23.
5. Manuylov, Yu. S. Sredovoj podkhod v vospitanii [Tekst] : dis. ... dokt. ped. nauk / Yu. S. Manuylov. - M., 1997. - 193 s.
6. Ozhegov, S. I. Slovar' russkogo yazy'ka [Tekst] / S. I. Ozhegov; pod red. N. Yu. Shvedovoj ; Akademiya nauk SSSR, Institut russkogo yazy'ka. - 23-ye izd., is-pravlennoye. - M. : Russkij yazy'k, 1991. - 915 s.
7. Pedagogika: bol'shaya sovremennaya enciklope-diya [Tekst] / avtor-sostavitel' Ye. S. Rapatsevich. -Minsk : Sovremennoye slovo, 2005. - 719 s.
8. Tolkovy'j slovar' russkogo yazy'ka [Tekst] / sost. V. V. Vinogradov, G. O. Vinokur, B. A. Larin i dr.; pod red. D. N. Ushakova. - M. : Gos. izd. inostr. i nats. slovarej, 1940. - 812 s.
9. Chernoushek, M. Psikhologiya zhiznennoj sredy' [Tekst] / Mikhal Chernoushek, perevod s cheshsk.; avt. vstup. st. L. A. Kitayeva-Smy'ka ; - M. : Mysl', 1989. -174 s.
10. Enciklopedicheskij sociologicheskij slovar' [Tekst] / Ros. AN, In-t social.-polit. issled.; pod obshch. red. G. V. Osipova ; red.-sost. A. V. Kaby'shcha. - M., 1995. - 939 s.
11. Yasvin, V. A. Ekspertiza shkol'noj obrazova-tel'noj sredy' [Tekst] / V. A. Yasvin ; otv. red. M. A. Ushakova. - M. : Izd. firma «Sentyabr'», 2000. -125 s.