ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ
С.В. Мажаренко
FORMATION OF PRE-SCHOOL AGE CHILDREN'S ETHNIC-CULTURAL AWARENESS: AIM, OBJECTIVES, DIRECTIONS
Mazharenko S.V.
The article is devoted to the problem of formingpre-school age children's ethnic-cultural awareness and reveals the aim, objectives and main directions of the given process realisation in the conditions of a pre-school educational institution.
Статья посвящена проблеме формирования этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста, где раскрываются цель, задачи и основные направления осуществления данного процесса в условиях дошкольного учреждения.
УДК 37.035.6:373.2
Современная многоликая эпоха превращает человечество в единую функциональную систему. В данных условиях все отчетливее проявляется детерминанта: чем обширнее зона общечеловеческой, интернациональной культуры, тем рельефнее выражение этнического параметра культурных процессов. Проблема пропорционального соотношения общих и специфических аспектов этнокультурного развития человечества и преодоления имеющихся крайних позиций в данной области становится существенным фактором дальнейшего развития общества, формирования и воспитания личности. Следовательно, вопросы представленности этнических культур в содержании образования выдвигаются сегодня в ряд актуальных педагогических проблем, в частности, в таком полиэтничном государстве, как Россия. Этнокультурная направленность современного российского образования становится одной из ведущих идей конструирования дошкольного образовательного пространства в контексте культуры и является основополагающим обстоятельством формирования этнокультурной осведомленности дошкольников. Г. В. Палаткина трактует этнокультурную направленность в образовании «как культурологический характер процесса образования с целью формирования у учащихся диалогичности, понимания, уважения культурной идентичности других людей, толерантности к представителям других национальностей» (1). В.К. Шаповалов раздвигает рамки понимания данного
52/2007
Вестник Ставропольского государственного университета
понятия и рассматривает его не только в аспекте формирования гражданина многонационального государства, но и субъекта этноса (2).
Дошкольный период развития характеризуется как начальный этап «фактического складывания личности» (А.Н. Леонтьев), ее ценностных ориентаций. Усиление социального контекста в развитии ребенка-дошкольника в сочетании с формированием процесса этнической автономии является благоприятным условием для закладывания у него позитивного отношения к миру, к себе, к окружающим людям. Формирование этнокультурной осведомленности мы понимаем как процесс приобретения этноориен-тированных знаний и представлений, моделирующих динамическую систему избирательных отношений человека к полиэтнич-ной действительности и влияющих на характер развития его этнической идентичности.
Учитывая тот факт, что формирование этнокультурной осведомленности может носить как стихийный характер, так и представлять собой целенаправленную деятельность, необходимо уточнить, что в данной статье речь идет об организованной форме данного процесса в специально созданных для этого условиях, а именно в условиях дошкольного учреждения. В целом, формирование этнокультурной осведомленности детей в условиях дошкольного учреждения, мы рассматриваем как вид целенаправленной социализации и инкультурации ребенка, предполагающих качественные изменения в его личностных и мировоззренческих характеристиках. В отличие от социализации, проявляющейся в интеграции человека в общество и вхождении в систему социокультурных фактов и связей, понятие «ин-культурация» подразумевает освоение индивидом присущих его культуре миропонимания и поведения (4).
Отсюда мы полагаем, что целью процесса формирования этнокультурной осведомленности дошкольника является закладывание основ личности с позитивной эт-ноидентификацией, открытой к пониманию и принятию иных культурно-ценностных
оснований посредством эмоционально обусловленной системы представлений об этнокультурном многообразии мира, предполагающей успешную адаптацию в полиэтнич-ной среде. Мы разделяем позицию авторов, полагающих, что успешная адаптация предполагает овладение богатствами других культур без ущерба для ценностей собственной (5). Определяемая цель конкретизируется выделением следующих тактических задач:
• закладывание позитивной культурной идентификации ребенка как субъекта этноса через освоение ценностей родной культуры;
• развитие понимания факта существования и значимости культурных различий, а также элементов тождественности этнокультурных образцов;
• расширение личного культурного опыта через обогащение представлений о культурно-этнической вариативности окружающего мира посредством знакомства с особенностями культуры других этнических общностей;
• формирование интереса и уважения к представителям различных этнокультурных групп, толерантного отношения к иному образу жизни, овладение знанием о равенстве всех народов и культур;
• воспитание открытой свободной личности, готовой принимать различные культурные реальности и способной к творческому самовыражению и самореализации в сфере этноспецифической деятельности.
Задачи формирования этнокультурной осведомленности дошкольников позволяют нам сформулировать основные направления образовательной деятельности в данном аспекте. Опираясь на современную концепцию воспитания «Человека культуры» и позицию рассмотрения культурного феномена в качестве методологического базиса современного образования, понятие «культура» мы определяем как исходное в трактовке искомых направлений. Итак, в качестве основных направлений процесса формирования этнокультурной осведомленности дошкольников в условиях дошкольного учреждения можно выделить:
1) формирование культуры знаний, предполагающей процесс активного освоения детьми родной культуры и приобретение знаний об этнокультурном многообразии, позволяющих адекватно воспринимать и интерпретировать существующие различия, развивать культуросравнительную ориентацию;
2) формирование культуры отношения, что предусматривает создание позитивного эмоционального образа как своей, так и иных культур и возникновение положительного отношения к субъектам полиэтничной среды;
3) обеспечение культуры саморазвития и самореализации, позволяющей рассматривать педагогическое взаимодействие с ребенком как личностно-смысловой процесс, осуществляющийся в деятельности этнокультурного содержания, служащей для самоактуализации личности.
Вышеобозначенные направления взаимообусловлены и образуют системную целостность. Реализация всей совокупности данных направлений при выстраивании процесса взаимодействия с ребенком обеспечивает успешность формирования этнокультурной осведомленности. Взятое в отдельности, каждое из них имеет свою внутреннюю логику и открывает определенный аспект развития личности ребенка.
Культура знаний предполагает освоение детьми элементов культуры своей и других этнических общностей (образа жизни, обычаев, традиций, нравов), выделение их сходства и различий, и ориентирована на открытие ребенку всей сложности полиэт-ничной среды. Системные знания необходимы дошкольникам не только для расширения их представлений о многоэтничной реальности, а также для того, чтобы эти знания препятствовали формированию негативных этнических стереотипов. Исследования показывают, что вследствие ограниченности когнитивного развития у детей к семи годам почти неизбежно появляются предубеждения, создающие помехи развитию личности ребенка (6). Ребенок дошкольного возраста, в силу высокого уровня внутри-группового фаворитизма, склонен позитивно
оценивать социальные объекты, имеющие отношение к понятию «мое». Введение объективных знаний и представлений о разнообразии этнического проявления человеческого рода и этнокультурных ценностей в целостный педагогический процесс меняет представления детей о собственной и других этнических группах. Существенным в данном направлении является предоставление детям богатой антистереотипной информации, позволяющей получать сведения о культуре этнических групп с позиции этих групп. Построение объективной «картины мира» базируется на положениях антитезы: с одной стороны, народов много и они разные, а с другой, все народы связаны между собой и у них много общего.
Таким образом, когнитивное направление формирования этнокультурной осведомленности дошкольников является отражением ее рациональной природы и подчеркивает стержневую роль объективных знаний в движении сознания ребенка от общей эгоцентричности к более непредвзятой позиции в познании объектов материального мира, других людей и самого себя.
Однако в формировании данной позиции недостаточно определенного объема достоверных знаний и представлений. Представляется очевидным, что то, как будут усваиваться эти знания и ради достижения каких целей они будут использованы в перспективе, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающей действительности (7). Скорее, когнитивное направление является содержательным основанием для формирования культуры отношения, которая представляет собой отражение явлений и объектов действительности в форме переживания, и дополняет рациональное познание культурных эталонов иррациональным, чувственным. Следовательно, культура отношения связана с определенными эмоциями, возникающими в ходе усвоения этнокультурной информации, и проявляется в совокупности чувственных установок личности на открытое, доброжелательное отношение к инаковости.
На важную роль эмоций в регуляции мыслительных процессов указывали
52/2007
Вестник Ставропольского государственного университета
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др. Так, А.Н. Леонтьев утверждал, что мышление, как деятельность, имеет и аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность (8). В свою очередь, С.Л. Рубинштейн конкретной единицей психического считал отражение объективной действительности субъектом, сложное по составу, всегда в той или иной мере включающее единство двух противоположных компонентов - знания и отношения, интеллектуального и аффективного, из которых то один, то другой выступают в качестве преобладающего (9). Важным основанием для выделения чувственного направления формирования этнокультурной осведомленности дошкольников является тот факт, что чувственная основа любой умственной деятельности начинает складываться уже в первые годы жизни ребенка, более того, является в этот возрастной период доминирующей (Г. Фолькельт, Л.С. Выготский). Формирование культуры отношения у дошкольников направлено на воспитание уважения и толерантности к существованию различных этнических групп, особенностям их культуры, имеющимся между ними различиям, признания многомерности и многообразия человеческой культуры.
Определение третьего направления процесса формирования этнокультурной осведомленности связано с идеями гуманистической личностно-ориентированной парадигмы образования, которая предполагает, что приобщение детей к ценностям этно-культуры должно соотноситься с внутренними механизмами личностного роста и ориентироваться на необходимость осознания и учета природных задатков ребенка, его духовных и познавательных потребностей. Это означает, что в условиях отказа от знаниево-ориентированной педагогики формирование этнокультурной осведомленности не сводится к накоплению этнокультурных сведений, а является одним из стратегических направлений развития и становления гуманной, духовной, творческой личности ребенка, способной к самоопределению в мире культуры. Реализация данного направления провозглашает приоритетность куль-
турологической концепции освоения социального опыта по отношению к процессу простой передачи знаний ребенку. В данном контексте приобщение к культуре следует рассматривать как процесс личностный, творческий на основе познания самого себя, мира в себе, содействующий самореализации ребенка в полиэтничной среде.
Поскольку культура - не застывшее явление, а постоянно развивающееся, следовательно, постижение этнической культуры предполагает не только ее освоение, но и развитие. Выстроенный с такой точки зрения процесс приобщения к культурным ценностям, позволяет рассматривать ребенка не только как созерцателя культуры, но и ее творца. Анализируя вопрос о взаимодетерминации культуры и детства, В. Кудрявцев заявляет о «необходимости экспликации того, что детство творит культуру в той же мере, в какой культура творит детство» (11). Исходя из данного положения, формирование этнокультурной осведомленности предполагает развитие у детей способностей к культуротворчеству и опирается на реализацию деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) в этнокультурном воспитании дошкольников, который обосновывает процесс активно-исследовательского усвоения знаний. Как указывает А.В. Запорожец, «ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой... во многом зависит процесс формирования его личности» (10). Таким образом, формирование этнокультурной осведомленности в аспекте саморазвития и самореализации должно быть сориентировано на личность ребенка как субъекта педагогического процесса, активно познающего особенности этнокультурного мира в ходе этноспецифической деятельности, направленной на развитие его природных задатков и способностей, творческих потенций.
Следует отметить, что выделение основных направлений формирования этнокультурной осведомленности дошкольников составляет триединое целое данного процесса и проявляется в трех необходимых аспек-
тах: онтологическом (содержательном), аксиологическом (ценностном), праксиологическом (деятельностном), обеспечивающих реализацию структуры целостной деятельности. В целом, формирование этнокультурной осведомленности становится эффективной стратегией образования в вопросе приобщения детей с ранних лет к ценностям этнокультуры и приобретает особую значимость в развитии адекватного мировоззрения и мировосприятия дошкольников в условиях установления множественности миров культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Палаткина Г.В. Этнопедагогичекие факторы мультикультурного образования: Дис... д-ра пед. наук. - М., 2003. - С. 153
2. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования / Проект ЮНЕСКО «Развитие национальной школы». -М.: СУ, 1997. - С. 63
3. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебн. пособие. - М.: Альфа-М; ИН-ФРА-М, 2004. - С. 32
4. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе образовательной подготовки учащихся средней школы: Дис... канд. пед. наук. - М., 2000. - С.56
5. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефанен-ко Т.Г. Тренинг этнической толерантности
для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. -М.: Привет, 2004. - С. 75
6. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания. АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - С. 7
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1977. - 304 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М, 1946. - 673 с.
9. Кудрявцев В. Дошкольное детство: культурно-исторический аспект // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы Международного семинара / Под ред. Л.А. Парамоновой; Сост. Т.А. Ру-мер, Л. И. Эльконинова. - М., 1994. - С. 10.
10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - С. 228.
Об авторе
Мажаренко Светлана Викторовна, соискатель кафедры теории и практики управления образованием СГУ, МДОУ детского сада комбинированного вида № 59 г. Ставрополя. Сфера научных интересов - вопросы образования ребенка дошкольного возраста, воспитание личности в полиэтничной среде.