УДК 612.821.3-053.4
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕР ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2016 г. Я. В. Шимановская, С. Н. Козловская, Л. И. Старовойтова
Российский государственный социальный университет, г. Москва
Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личности, который характеризуется индивидуальными особенностями. Важность изучения возрастных особенностей эмоциональной сферы детей определяется наличием тесной связи эмоционального и интеллектуального развития. Отмечено, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. В качестве рабочей гипотезы исследования было принято положение, что мальчики и девочки старшего дошкольного возраста будут иметь различия в развитии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.
В исследовании приняли участие 300 детей в возрасте 6-7 лет в городе Москве и Московской области. Исследование проводилось в два этапа. На первом с помощью психодиагностических методик оценивались уровни вербального и социального интеллекта детей. На втором изучалась эмоционально-волевая сфера мальчиков и девочек. Статистическая обработка данных включала сравнительный анализ среднегрупповых показателей, для оценки статистической значимости использовался t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок.
Установлено, что вербальный интеллект девочек старшего дошкольного возраста в сфере ассоциативного мышления выше, чем у мальчиков (p = 0,027), и объем словарного запаса у девочек к началу школьного обучения гораздо больше. Мальчики более агрессивны, чем девочки (p < 0,001), однако девочки более тревожны (p = 0,027). Кроме того, у мальчиков старшего дошкольного возраста выше произвольность речевого общения по сравнению с девочками (p < 0,001), они более интеллектуально продуктивны в ситуациях положительного эмоционального подкрепления (p < 0,001). Данный фактор необходимо учитывать в процессе обучения дошкольников, особенно при оценке их интеллектуальной деятельности.
Ключевые слова: психологические различия, интеллектуальная сфера, эмоциональная сфера, дошкольный возраст
PSYCHOLOGICAL DIFFERENCES OF INTELLECTUAL AND EMOTIONAL SPHERES OF BOYS AND GIRLS AT PRESCHOOL AGE
Y. V. Shimanovskaya, S. N. Kozlovskaya, L. I. Starovoytova
Russian State Social University, Moscow, Russia
Preschool age is a period of improvement, personal development, which is characterized by individual features. The importance of the study of age-related characteristics of the emotional sphere of children is determined by the fact that there is a close relationship between emotional and intellectual development. It has been noted that violations in emotional development of preschool children lead to inability of use of other abilities, in particular intelligence, for further development. As a working hypothesis of the study we have taken a provision that boys and girls at senior preschool age had differences in intellectual, emotional and volitional development.
The study included 300 preschool children aged 6-7 years in the city of Moscow and the Moscow region. A mandatory condition for inclusion in the survey was a voluntary written informed consent of the child's legal representatives. The study was conducted in two stages. In the first stage with the help of the psycho-diagnostic techniques, there were assessed the levels of verbal and social intelligence. In the second phase, there were studied the emotional and volitional spheres of the boys and girls. Statistical processing of the data included a comparative analysis of the average group indices, for statistical significance assessment, there was used the t-student test for unrelated samples.
It has been found that verbal intelligence of the senior preschool girls in the sphere of associative thinking was higher than in the boys (p = 0.027), and the amount of vocabulary at the beginning of the girls schooling was much bigger. The boys were more aggressive than the girls (p < 0.001), but the girls were more anxious (p = 0.027). In addition, the senior preschool boys had higher arbitrariness of verbal communication than the girls (p < 0.001), they were more intellectually productive in situations of positive emotional reinforcement (p < 0.001). This factor must be considered in the process of training of preschool children, especially in evaluation of their intellectual activity.
Keywords: psychological differences, intellectual sphere, emotional sphere, preschool age
Библиографическая ссылка:
Шимановская Я. В., Козловская С. Н., Старовойтова Л. И. Психологические различия интеллектуальной и эмоциональной сфер девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста // Экология человека. 2016. № 1. С. 32-37.
Shimanovskaya Y. V., Kozlovskaya S. N., Starovojtova L. I. Psychological Differences of Intellectual and Emotional Spheres of Boys and Girls at Preschool Age. Еkologiya cheloveka [Human Ecology]. 2016, 1, pp. 32-37.
Дошкольное развитие, как первое звено системы образования, играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, создавая условия для их развития в школьном возрасте.
В дошкольные годы закладываются основы здо-
ровья и физического развития человека. Серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, это плохо сказывается не только на их физическом, но и духовном развитии, снижает тонус их нервной
системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей [8, 14].
Процесс развития предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность [2, 11]. Задача развития детей дошкольного возраста предусматривает также достаточно высокий уровень формирования их интеллектуальной, эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции [13]. Воспитание чувств у ребенка должно служить прежде всего формированию личности, и одним из показателей этого является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка данного требования может привести к преувеличенному или одностороннему развитию одного из качеств. Эмоции у ребенка дошкольного возраста становятся более спокойными, уравновешенными, желания постепенно приходят в согласие с его представлениями о допустимом и «правильном». В то же время они остаются руководящим звеном в управлении поведением, поэтому дошкольники обычно искренни, непосредственны, легко отвлекаемы [ 1 ]. Расширяется спектр эмоций, более отчетливыми становятся важные для совместной деятельности и игры со сверстниками сочувствие и сопереживание. Общение со сверстниками начинает играть все большую роль в жизни ребенка, оно становится разнообразным, полноценным, влияет на его развитие и самооценку.
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: интеллектуальная сфера развития и сфера эмоционально-волевая. Наличие различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В. В. Абраменковой [12], Р. Бэрона, Д. Ричардсона [5], М. КаШориэка [16], В. Е. Кагана [7], А. В. Ли-бина [10], К. Э. Изарда [6], А. Д. Кошелевой [9], А. В. Ухановой [13], Л. М. Шипициной [14]. В интеллектуальной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях.
Но насколько велики и универсальны указанные различия, и каково соотношение законов половой дифференциации (половых особенностей) и характерного для данной культуры или для человечества в целом стиля гендерной социализации [2]. Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно и по своим задачам зависят, с одной стороны, от полоро-левой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей, а с другой — от тендерного символизма: какие морально-психологические качества стараются им привить. Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и
действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и девочек разные архетипы, образы, на основании которых у них работает эмоциональная сфера и формируется мышление. У них разные воображение, мечты и фантазии, разная мозаика и архитектоника мозга, что также доказано специалистами психологами [4]. Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют архетипы — фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли), символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики "ура!"). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) [3]. В сюжетно-ролевой игре с другими детьми ребенок не только совершенствует свою предметную деятельность, внимание, память, речь, но и осваивает и «отыгрывает» содержательные и эмоциональные нюансы окружающей его жизни, учится находить общий язык с ровесниками, управлять своими чувствами и поведением, подчинять свои желания общему плану действий, развивает воображение. К концу дошкольного возраста ребенок способен в достаточной мере контролировать свое поведение, оценивать результат своей деятельности, осознавать свои переживания и эмоциональные состояния и выражать их словами.
Важность изучения возрастных особенностей эмоциональной сферы детей определяется наличием тесной связи эмоционального и интеллектуального развития. Е. И. Янкина [15] отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них наблюдается высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Уровень развития интеллекта у них соответствует средним значениям по тесту Векслера. Таким образом, необходимо исследование эмоционального и интеллектуального развития детей и при необходимости использование в их развитии психокоррекционных программ.
Цель исследования: выявить особенности интеллектуальной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в современных условиях. В со-
ответствии с поставленной целью мы определили задачи исследования:
1) исследовать интеллектуальные способности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста;
2) исследовать эмоционально-волевую сферу мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста;
3) статистически оценить дифференциально-психологические различия интеллектуальной и эмоциональной сфер девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Методы
Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены интеллектуальные способности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. На втором изучена эмоционально-волевая сфера мальчиков и девочек. В исследовании приняли участие 300 детей в возрасте 6—7 лет в г. Москве и Московской области. Обязательным условием включения в обследование было добровольное письменное информированное согласие законных представителей ребенка.
В процессе исследования были использованы психодиагностические методики:
На первом этапе:
1. «Игра в слова» для исследования вербального интеллекта (ассоциативный эксперимент, направленный ассоциативный эксперимент позволяют рассчитать коэффициент вербального интеллекта - КВИ) [14].
2. Субтест 1 «Истории с завершением» и субтест 2 «Группы экспрессий» для исследования развития социального интеллекта [14].
На втором этапе:
1. Анкетирование «Оценка агрессивности ребенка» (Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко) [14].
2. Тест на исследование эмоциональной устойчивости [14].
3. «Корректурная проба» для исследования произвольности внимания [14].
4. Тест на оценку произвольного речевого общения (автор Л. Красильникова) [14].
Статистическая обработка данных включала сравнительный анализ среднегрупповых показателей, для оценки статистической значимости использовался ^критерий Стьюдента для несвязанных выборок.
Результаты
Первый этап исследования
С помощью методики «Игра в слова»; субтестов «Истории с завершением» и «Группы экспрессий» было проведено исследование вербального и социального интеллекта у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
При использовании методики «Игра в слова» были получены данные о вербальном интеллекте мальчиков и девочек (рис. 1).
При обследовании детей старшего дошкольного возраста (150 девочек и 150 мальчиков) было установлено, что 60 девочек (40 %) показали высокий результат, поскольку предложенная работа не вызвала затруднений, они отвечали быстро и без вспомогательных вопросов, что говорит о высоком уровне интеллекта. У 90 девочек (60 %) был установлен средний результат, так как они затруднялись с ответами и им предлагались вспомогательные вопросы. Среди мальчиков 20 человек (13 %) показали высокий результат, 130 (87 %) — средний.
Для оценки КВИ использовался направленный ассоциативный эксперимент, отличающийся тем, что речевая деятельность ребенка ограничивается определенными правилами. Например, слово-стимул может определять часть речи ассоциации: глагол требует в ответ ассоциацию глагольной формы. Такая особенность ассоциативного эксперимента, помимо качества вербальной активности, оценивает уровень развития словесно-логического мышления дошкольников. В тесте для старших дошкольников используется инструкция, требующая от ребенка подбора антонима в ответ на слово-стимул. Например, правильными должны быть следующие словесные реакции: на слово «большой» — ответ «маленький», «мужчина — женщина», «бежать — стоять». Неправильными являются все варианты словоизменений,
Рис. 1. Результаты диагностики уровня интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Примечание. * — значимость различий р < 0,001.
преобразующие слово-стимул. Например, частичные эхолалии, когда ребенок использует приставку «не» для порождения ответного слова с противоположным смыслом типа «маленький — немаленький».
Анализируя полученные результаты, выявили, что у дошкольников, с которыми взрослые постоянно занимаются с целью познавательного развития, показатели выполнения теста укладываются в диапазон от 62 до 75 %. У девочек таких показателей 27 % (41 человек), у мальчиков они составляют 7 % (11 человек). Дошкольники, не имеющие возможностей для интенсивного развития интеллектуальных способностей, как правило, имеют более низкие показатели выполнения этого теста 55—62 %. У девочек таких показателей 73 % (110 человек), у мальчиков — 93 % (140 человек). Если показатели успешности речевой деятельности в этом задании ниже 40 %, то это свидетельствует о существенном снижении не только речевого развития, но и в целом интеллектуального, ни у девочек, ни у мальчиков таких показателей не обнаружено.
Для исследования социального интеллекта детей были использованы два адаптированных субтеста: «Истории с завершением» и «Группы экспрессии». Результаты субтеста 1 позволяют предвидеть возможные последствия поведения ребенка в определенной ситуации и предсказать то, что произойдет в дальнейшем. Ребенок может выбирать нужный сюжет из трех предложенных, рассуждая вслух или делая это молча, и так далее все карты. Субтест 2 предназначен для измерения способности к восприятию невербальной экспрессии, ее распознаванию и выделению существенных признаков различных ее проявлений. Детям легко анализировать и прогнозировать ситуации общения и социального взаимодействия. Дошкольники сильно отличаются друг от друга по способности анализировать и прогнозировать ситуации общения и социального взаимодействия.
Используя полученные численные показатели выполнения двух субтестов и объединив их, сравнили полу-
ченный общий балл с нормальным диапазоном значений развития социального интеллекта у детей 6—7 лет. У большинства детей значения социального интеллекта укладываются в диапазон значений 9—14 баллов, что говорит о нормальном развитии (девочек с таким показателем 150 человек, мальчиков — 140).
Диапазон соответствует хорошему развитию социального интеллекта, что позволяет дошкольникам легко справляться с ситуациями общения и обеспечивает им высокий уровень адаптации к жизни и способность освоить социальную роль ученика и новую форму деятельности — учебную. Нижние значения диапазона и все показатели меньше 9 баллов — у девочек 0 человек, у мальчиков 10 — свидетельствуют о сниженной способности воспринимать социальные ситуации и слабо развитой возможности правильно прогнозировать развитие ситуаций. Низкий уровень развития социального интеллекта не позволит ребенку без затруднений освоить новые правила поведения в школе и применять их адекватным образом, не порождая различных конфликтов со сверстниками и учителями.
Статистически значимые различия на уровне р = 0,027 между мальчиками и девочками обнаружились по результатам ассоциативного эксперимента, вербальный интеллект девочек в сфере ассоциативного мышления выше, чем у мальчиков, и объем словарного запаса у девочек к началу школьного обучения гораздо больше. По другим характеристикам вербального интеллекта, а также по параметрам социального интеллекта значимых различий между показателями мальчиков и девочек не обнаружено.
Второй этап исследования
С помощью анкеты «Оценка агрессивности ребенка», тестов на исследование эмоциональной устойчивости, произвольности внимания и произвольного речевого общения была изучена эмоционально-волевая сфера мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Рис. 2. Результаты оценки агрессивности детей старшего дошкольного возраста Примечание. * - значимость различий р < 0,001.
Результаты оценки агрессивности ребенка были получены с помощью анкетирования родителей (рис. 2).
При анализе полученных результатов установлено, что показатели девочек ниже, чем показатели мальчиков, у девочек агрессия снижена (53 %) или находится на уровне средней (40 %), низкий показатель — 7 %, у мальчиков средний показатель составляет — 40 %, высокая агрессия у 27 % опрошенных, низкий показатель — 33%.
Для изучения эмоциональной сферы детей был взят тест на оценку эмоциональной устойчивости и формы эмоционального управления интеллектуальной деятельностью. Дошкольники эмоциональнее взрослых, так как они еще не умеют не реагировать на неприятные для себя события, оценки и отношения. Так, ребенок легко расстраивается, и при этом снижаются показатели его познавательной деятельности. В результате выполнения трех ассоциативных этапов получены результаты в трех сериях вербальных заданий. Важными признаками выполнения ассоциативного эксперимента в ситуациях различной эмоциональной напряженности служит качество выполнения тестовых заданий. Нормой выполнения ассоциативного эксперимента для 6—7-летних детей в нейтральной ситуации является диапазон от 60 до 88 %, ответы всех 150 девочек (100 %) входят в этот диапазон, у мальчиков в норме 67 %. Более высоких значений не показали ни девочки, ни мальчики. Низкие значения типичны для дошкольников со слабо развитой речевой активностью, у девочек таких показателей нет, у мальчиков — 33 %.
Второе, что привлекает внимание, это изменение КВИ в ситуациях эмоциональной напряженности. У большинства старших дошкольников введение эмоционально окрашенного воздействия привело к снижению качества вербального ассоциирования. Однако выявлено улучшение показателя выполнения этого теста в эмоционально положительной серии на 10 или 15 %. Здесь девочки показали лучший результат (высокий показатель 30 человек (20 %), средний — 120 (80 %), чем мальчики (высокий результат 0 человек, средний 110 (73 %)), мальчики, которым тяжело было справиться с заданием (41 человек (27 %), показали низкий результат.
Примерно 16—20 % старших дошкольников проявляют удивительную способность улучшать результаты своей деятельности в тесте, когда для них появляется угроза потери или утраты, например конфет в нашем эксперименте. Улучшились показатели ассоциативного эксперимента у девочек, при этом средний показатель был выявлен у 60 человек (40 %), высокий — у 90 (60 %), отмечен прирост показателей интеллектуальной деятельности (на 20—30 %).
Для изучения волевой сферы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста исследовалось произвольное внимание.
Произвольное внимание принято оценивать по результатам выполнения какого-либо понятного и доступного задания. Чаще всего для этого используют
одно из заданий тестов Д. Векслера — корректурную пробу. Средний уровень развития произвольного внимания показали 60 % девочек и 63 % мальчиков, высокий уровень показали 27 % девочек и 20 % мальчиков, присутствуют дети с низким показателем развития произвольного внимания — у девочек 13 %, у мальчиков — 27 %.
Тест на оценку произвольного речевого общения показал средний результат выполнения данного задания — 40 %; 7 % девочек не справились с заданием или справились плохо. Развитие произвольного речевого общения у большинства мальчиков находится на среднем уровне (53 %), это на 13 % больше, чем у девочек; количество девочек с высоким уровнем развития на 39 % больше, чем мальчиков (14 %); низкий уровень развития произвольного речевого общения у мальчиков также присутствует — 33 %, это на 26 % больше, чем у девочек.
Значимые различия между мальчиками и девочками обнаружились по параметрам агрессивности (р < 0,001), тревожности (р = 0,027) и показателям интеллектуальной деятельности в положительных эмоциональных ситуациях (р < 0,001). Мальчики более агрессивны, чем девочки, однако девочки более тревожны. Кроме того, мальчики старшего дошкольного возраста больше девочек интеллектуально продуктивны в ситуациях положительного эмоционального подкрепления. Данный фактор необходимо учитывать в процессе обучения дошкольников, особенно при оценке их интеллектуальной деятельности.
В сфере волевой регуляции интеллектуальной деятельности значимые различия между мальчиками и девочками обнаружились в продуктивности произвольного речевого общения (р < 0,001). У мальчиков произвольность речевого общения гораздо выше, чем у девочек. Они лучше девочек умеют подчинять свою речь определенной задаче и контролировать этот процесс. Данное качество имеет большое значение для успешности дальнейшего обучения в школе, поэтому в процессе подготовки к школьному обучению необходимо обращать внимание на формирование произвольности речевого общения, и прежде всего у девочек.
Обсуждение результатов
По результатам проведенного исследования было установлено, что вербальный интеллект девочек старшего дошкольного возраста в сфере ассоциативного мышления выше, чем у мальчиков, к началу школьного обучения гораздо больше и объем словарного запаса у девочек. По другим характеристикам вербального интеллекта, а также по параметрам социального интеллекта значимых различий между мальчиками и девочками не обнаружено. Статистически значимые различия между мальчиками и девочками обнаружились по параметрам агрессивности, тревожности и показателям интеллектуальной деятельности в положительных эмоциональных ситуациях, мальчики более агрессивны, чем девочки,
однако девочки более тревожны. Кроме того, мальчики старшего дошкольного возраста больше девочек интеллектуально продуктивны в ситуациях положительного эмоционального подкрепления. В сфере волевой регуляции интеллектуальной деятельности значимые различия между мальчиками и девочками обнаружились в продуктивности произвольного речевого общения. У мальчиков произвольность речевого общения гораздо выше, чем у девочек. Они лучше девочек умеют подчинять свою речь определенной задаче и контролировать этот процесс.
Результаты проведенного эмпирического исследования психологических различий мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста необходимо учитывать в процессе обучения дошкольников, особенно при оценке их интеллектуальной деятельности.
Список литературы
1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. Ярославль, 1998. 249 с.
2. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2002. 320 с.
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. М., 1995. 529 с.
4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990. 127 с.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / пер. с англ. С. Ме-леневская, Д. Викторова, С. Шпак. New York ; London : Plenum press, 2001. 352 с.
6. Изард К. Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб. : Питер, 2008. 464 с.
7. Каган В. Е. Неконтактный ребенок. Л. : Медицина, 1989. 391 с.
8. Ковалева Н. П. Особенности развития половой идентичности в младшем школьном возрасте // Экология человека. 2014. № 2. С. 25-32.
9. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М. : Просвещение, 1985. 294 с.
10. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М. : Смысл, 1999. 224 с.
11. Лукманова Н. Б., Волокитина Т. В., Гудков А. Б., Сафонова О. А. Динамика параметров психомоторного развития детей 7-9 лет // Экология человека. 2014. № 8. С. 13-19.
12. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. М. : Педагогика, 1987. 135 с.
13. Уханова А. В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2. С. 115-124.
14. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.
15. Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб. : Речь, 2003. 240 с.
16. Янкина Е. И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста // Ананьевские чтения-99 : тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999. С. 238-239.
17. Kalliopuska M. Relation of ineffective communication of emotion and children's recognition of emotional expressions // Percept, and Mot. Skills, 1985. Vol. 61, N 3. Pt. 2. P. 1 175-1 178.
References
1. Belkina V. N. Psikhologiya rannego i doshkol'nogo detstva [Psychology of early childhood and pre-school]. Yaroslavl, 1998, 249 p.
2. Bern S.H. Gendernaya psikhologiya [Gender psychology]. Saint Petersburg, 2002, 320 p.
3. Bozhovich L. I. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow, 1995, 529 p.
4. Breslav G. M. Ehmotsional'nye osobennosti formirovaniya lichnosti v detstve [Emotional peculiarities of personality in childhood]. Moscow, 1990, 127 p.
5. Beron R., Richardson D. Agressiya [Aggression], trans. from english. S. Melenevskaya, D. Viktorova, S. Shpak]. New York, London, Plenum press, 1994, 352 p.
6. Izard K. E. Psixologiya e'mocij [Psychology of emotions], trans. from english. Saint Petersburg, 2008, 464 p.
7. Kagan V. E. Nekontaktnyj rebenok [Non-contact the child]. Leningrad, Meditsina Publ., 1989, 391 p.
8. Kovaleva N. P. Features of gender identity development in primary schoolchildren. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2014, 2, pp. 25-32. [in Russian]
9. Kosheleva A. D. Emocional'noe razvitie doshkol'nika [Emotional development of preschoolers]. Moscow, 1985, 294 p.
10. Libin A. V. Differencial'naya psixologiya: na peresechenii evropejskix, rossijskix i amerikanskix tradicij [Differential psychology: on the crossroads of european, russian and american traditions]. Moscow, Smysl Publ., 1999, 224 p.
11. Lukmanova N. B.,Volokitina T. V. Gudkov A. B., Safonova O. A. Changes of psychomotor development parameters in 7-9 y.o. children. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2014, 8, pp 13-19. [in Russian]
12. Psixologiya razvivayushhejsya lichnosti [Psychology the developing person]. Ed. Petrovsky A. V. Moscow, Pedagogika Publ., 1987, 135 p.
13. Ukhanova A. V. The program of development of emotional-volitional and communicative sphere of preschool children. Vestnik prakticheskoj psixologii obrazovaniya [Vestnik of practical psychology of education]. 2009, 2, pp. 115-124. [in Russian]
14. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manujlov G. M. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups]. Moscow, 2002, 490 p.
15. Shipicina L. M. Kompleksnoe soprovozhdenie detej doshkol'nogo vozrasta [Complex support of children of preschool age]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2003, 240 p.
16. Yankina E. I. Emotsii v razvitii intellekta rebenka doshkol'nogo vozrasta [Emotions in the development of intelligence preschool child]. In: Tezisy nauchno-prakticheskoi konferentsii "Ananievskii chteniya-99" [Abstracts of scientific conf. Ananievskie chteniia-99]. Saint Petersburg, 1999, pp. 238-239.
17. Kalliopuska M. Relation of ineffective communication of emotion and children's recognition of emotional expressions. Percept. and Mot. Skills. 1985, 61 (3), pp. 1 175-1 178.
Контактная информация:
Шимановская Янина Васильевна — кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой социальных технологий Российского государственного социального университета
Адрес: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1
E-mail: [email protected]