Волгуснова Е. А. Особенности развития перцептивного компонента эмоциональной сферы старших дошкольников в ДОУ с различными приоритетными направлениями деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/16178.htm.
ART 16178 УДК 159.9.072.43
Волгуснова Екатерина Андреевна,
кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск misis.volgusnova@yandex.ru
Особенности развития перцептивного компонента эмоциональной сферы старших дошкольников в ДОУ с различными приоритетными направлениями деятельности
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития перцептивного аспекта эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Для выявления уровней изучения перцептивного компонента применялась методика «(Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго (две серии). Целью данной методики является изучение способности распознавать эмоциональные состояния в экспрессии. В процессе исследования перцептивного компонента аффективной сферы было зафиксировано три уровня дифференциации детьми старшего дошкольного возраста эмоциональных состояний людей.
Ключевые слова: старшие дошкольники, уровни перцептивного компонента эмоциональной сферы, дифференциация эмоциональных состояний. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Аспект развития перцептивного компонента эмоциональной сферы старших дошкольников в настоящее время относится к числу активно обсуждаемых в детской психологии. Длительное время изучение эмоций в дошкольном возрасте ограничивалось отдельными аспектами эмоциональных состояний, представленными преимущественно такими психолого-педагогическими проблемами, как страхи, тревожность, застенчивость, агрессивность и пр. Возможно, такое отношение к аффективной сфере связано с трудоемкостью ее эмпирического изучения и неоднозначностью значения эмоций в психическом развитии ребенка.
Несмотря на прогрессирующие изменения приоритет, как родителями, так и воспитателями, отдается интеллектуальному и физическому развитию старших дошкольников. Однако еще в начале ХХ в. отечественные ученые Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Изард указывали на то, что именно гармоничное функционирование данных систем, их единство обеспечивает эффективное выполнение любых форм деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях было изучено развитие важнейших эмоциональных новообразований дошкольников: переживания становятся более глубокими и осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание (А. В. Запорожец [1], А. Д. Кошелева [2] и др.); совершенствуется система эмоциональных отношений (В. Н. Мясищев [3], П. М. Якобсон [4] и др.); появляется эмоциональная децентрация - способность к сопереживанию (Г. М. Бре-слав [5], Е. С. Шамухаметова [6] и др.); развивается способность к распознаванию эмоций (А. М. Щетинина [7], Е. М. Листик [8] и др.); усложняются вербальные характеристики переживаний (Н. В. Соловьева [9]); функционируют механизмы эмоционального предвосхищения как способности антиципировать чувства окружающих при ожидаемых событиях (Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова [10] и др.).
Однако, несмотря на появление целого ряда научных трудов, аффективная сфера у дошкольников исследована пока еще недостаточно, не обнаружено работ по развитию
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Волгуснова Е. А. Особенности развития перцептивного компонента эмоциональной сферы старших дошкольников в ДОУ с различными приоритетными направлениями деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/16178.htm.
эмоциональной сферы в зависимости от приоритетных направлений деятельности ДОУ. Анализ литературы по данной теме выявил разнообразие в исследовании взаимосвязи эмоциональной сферы дошкольников и особенностей воспитания в семье.
Перцептивный компонент эмоций является важнейшей частью коммуникации, так как более адекватно распознавание эмоциональных состояний людей тех паттернов, которые эффективно презентуют образцы невербальным способом, а их вербальные образцы включают в основном мимику и пантомимику. Адекватность образца определяется тем, какое по сложности экспрессивное выражение необходимо опознавать субъекту [11].
В исследовании В. А. Лабунской при определении корреляции между вышеуказанными показателями было зафиксировано, что более успешными в общении будут субъекты, у которых сложились невербальные образцы невербального общения и которые могут спонтанно их выражать вовне в течение короткого промежутка времени. Данные способности оказываются более важными, чем умение вербализовать признаки экспрессии [12].
Особое значение в дошкольном возрасте имеет развитие умения понимать эмоций других людей по невербальным средствам общения, а именно мимике. Этот аспект тщательно исследован А. М. Щетининой [13] на средних и старших дошкольниках. Она обнаружила типы восприятия эмоций по экспрессивным средствам, которые могут определяться на уровне развития данного умения.
Лучше всех иных состояний дети дошкольного возраста воспринимают эмоциональное состояние радости. Достаточно хорошо они понимают мимическое выражение грусти. Довольно успешно дети четырех-семи лет понимают мимику агрессивного, сердитого и раздраженного человека. В правильности распознания эмоции страха детьми дошкольного возраста обнаруживаются значимые различия. Дети старшего дошкольного возраста адекватно воспринимают эмоцию страха (92%), одновременно дети среднего возраста узнают эту экспрессию лишь в 67% случаев. Таким образом, возрастные возможности проявляются наиболее неравномерно.
Дети дошкольного возраста обнаруживают сложности при распознании эмоции удивления, вызванной заинтересованностью чем-либо или к кем-либо. Около половины детей четырех-пяти и шести-семи лет не воспринимают выражения данного эмоционального переживания [14].
В работе Н. А. Довгай было обнаружено, что в возрасте с четырех до шести лет наблюдается активное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, которое происходит разновременно и неравномерно. Так, для развития перцептивного компонента эмоциональной сферы свойственно несовпадение темпов и срока созревания: умение понимать эмоциональное состояние человека по его экспрессивным выражениям значительно повышается в период с четырех до пяти лет, а умение антиципировать мимику человека, опираясь на контекст ситуации, преимущественно доминирует в период с пяти до шести лет, что не дает более точно зафиксировать чувствительный период развития перцептивного компонента в дошкольном возрасте [15].
На наш взгляд, именно осознание дошкольником своих истинных чувств, а также их адекватное выражение и восприятие у других является важным условием продуктивности выполнения деятельности, обретения целостности своего «Я». Нарушение контакта с истинными чувствами приводит к разрыву с собственной индивидуальностью ребенка.
Исследование проводилось на базе МАДОУ «Русалочка» и МБДОУ «Солнышко» г. Губкинский ЯНАО. В исследовании принимали участие 50 детей подготовительных групп. На момент исследования МАДОУ «Русалочка» работало по программе «Радуга» Т. Н. Дороновой, направленной на физическое развитие детей; МБДОУ «Солнышко» работало по программе «Развитие» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варен-цова, направленной на художественно-эстетическое развитие детей.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Волгуснова Е. А. Особенности развития перцептивного компонента эмоциональной сферы старших дошкольников в ДОУ с различными приоритетными направлениями деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/16178.htm.
Проанализировав данные методики с помощью методики «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго на выявление способности дифференцировать эмоциональные состояния, мы обнаружили в проводимой первой серии только высокий уровень перцептивного компонента эмоциональной сферы у старших дошкольников. Полученные данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровню дифференциации эмоциональных состояний, % (Серия 1. Схематические изображения эмоций; приоритетные программы «Радуга» и «Развитие»)
Приоритетные программы ДОУ Высокий уровень эмоциональной сферы
Злость Грусть Радость
«Радуга» 100 100 100
«Развитие» 100 100 100
Нами был зафиксирован высокий уровень дифференциации эмоциональных состояний у 100% детей старшего дошкольного возраста, то есть они способны адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценить мимическое проявление (злость (гнев); печаль (грусть); радость).
Во второй серии методики «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго мы зафиксировали три уровня перцептивного компонента дифференциации эмоциональной состояний у старших дошкольников.
Высокий уровень - дошкольник дает подробный и развёрнутый ответ, способен оценивать лицевую экспрессию и адекватно обозначать эмоциональные состояния.
Средний уровень - у респондента при ответе на задание появляются затруднения в опознании и назывании изображений мальчиков и девочек, ребенок способен оценивать настроение и обозначать эмоции с помощью взрослого.
Низкий уровень - ребенок не способен выполнить задание даже с помощью взрослого, не называет настроение, не может изобразить его. Данные отражены в табл. 2.
Необходимо отметить, что затруднения вызвала именно вторая серия методики «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго. Некоторые из старших дошкольников, сомневаясь в правильности собственного ответа, пытались привлечь сверстников или психолога. На этом этапе мы выявили, что дети, занимающиеся по программам «Радуга» и «Развитие», хорошо определяют ярко выраженные эмоции (радость и обиду), а изображение пограничных эмоций, таких как приветливость, задумчивость, сердитость, страх и удивление, вызывает у них затруднение.
Количественный анализ полученных результатов выявил у старших дошкольников, занимающихся по двум приоритетным программам, одинаковые показатели высокого уровня (100%) при восприятии эмоций явной радости, сердитости и обиды как девочки, так и мальчика.
Высокий уровень восприятия страха мальчика превалирует у дошкольников, занимающихся по программе «Радуга», над показателями детей, работающих по программе «Развитие» на 32%; а в восприятии страха девочки программа «Радуга» выше в показателях программы «Развитие» на 28% (ф* = 2,52 при р = 0,01); средний уровень, наоборот, был выражен больше у дошкольников, занимающихся по программе «Развитие», чем у сверстников, занимающихся по программе «Радуга»: страха девочки на 24% (ф* = 2,22 при р = 0,01) и мальчика на 32%. Низкий уровень восприятия страха девочки наблюдается только у детей, работающих по программе «Развитие» (4%).
Волгуснова Е. А. Особенности развития перцептивного компонента эмоциональной сферы старших дошкольников в ДОУ с различными приоритетными направлениями деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/16178.htm.
Таблица 2
Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням перцептивного компонента эмоциональной сферы, % (Серия 2. Изображение эмоций на фотографиях мальчиков и девочек; приоритетные программы «Радуга» и «Развитие»)
Уровни перцептивного Приоритетные программы ДОУ
компонента эмоциональной сферы/показатели «Радуга» «Развитие»
Высо- Средний Низкий Высо- Средний Низкий
кий кий
Явная радость М 100 - - 100 - -
Д 100 - - 100 - -
Страх М 100 - - 68 32 -
Д 92 8 - 64 32 4
Сердитость М 100 - - 100 - -
Д 100 - - 100 - -
Приветливость М 80 20 - 48 44 8
Д 80 20 - 52 40 8
Удивление М 92 8 - 40 56 4
Д 96 4 - 36 56 8
Обида М 100 - - 100 - -
Д 100 - - 100 - -
Задумчивость М 100 - - 72 28 -
Д 92 8 - 60 40 -
Примечание. Д - девочка, М - мальчик.
Высокий уровень восприятия приветливости также преобладает у старших дошкольников, занимающихся по программе «Радуга», над детьми, занимающимися по программе «Развитие»: мальчика на 32% (ф* = 2,41 при р = 0,01), девочки на 28% (ф* = 2,13 при р = 0,01). Средний уровень восприятия был в большей мере представлен у детей, занимающихся по программе «Развитие», чем у сверстников, работающих по программе «Радуга»: на 24% (ф* = 1,85 при р = 0,01) - приветливость мальчика и на 20% - приветливость девочки. Низкий уровень восприятия приветливости наблюдается только у детей, занимающихся по программе «Развитие» (8%).
Высокий уровень восприятия удивления мальчика превалирует у испытуемых, работающих по «Радуге», над показателями детей, занимающихся по программе «Развитие»: на 52% (ф* = 4,23 при р = 0,01), так же как и удивления девочки на 60% (ф* = 5,13 при р = 0,01). Средний уровень восприятия удивления мальчика был выше на 48% (ф* = 3,94 при р = 0,01) и девочки на 52% (ф* = 4,55 при р = 0,01) у испытуемых, занимающихся по программе «Развитие». Низкий уровень различения удивления мальчика (4%) и девочки (8%) имеет место у старших дошкольников, занимающихся по программе «Развитие».
Высокий уровень различения задумчивости мальчика преобладает у детей, занимающихся по программе «Радуга», на 28%, так же как и удивления девочки на 32% (ф* = 2,81 при р = 0,01). Средний уровень восприятия удивления мальчика был выше на 28% и девочки на 32% (ф* = 2,81 при р = 0,01) у испытуемых, занимающихся по программе «Развитие».
ISSN 2Э04-120Х
ко ниеггг
научно-методический электронный журнал
Волгуснова Е. А. Особенности развития перцептивного компонента эмоциональной сферы старших дошкольников в ДОУ с различными приоритетными направлениями деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,3 п. л. - URL http://e-koncept т/2016/16178.htm.
Таким образом, мы зафиксировали высокий уровень развития перцептивного компонента эмоциональной сферы у старших дошкольников, занимающихся по программе «Радуга», более низкие показатели наблюдаются у испытуемых, работающих по программе «Развитие».
Нами была зафиксирована гетерохронность развития перцептивного компонента эмоций, а именно у дошкольников 5-6 лет, занимающихся по программе «Радуга», выражена высокая способность оценивать лицевую экспрессию и адекватно обозначать эмоциональные состояния людей (радость, страх, сердитость, приветливость, удивление, обида и задумчивость). Одновременно у детей, занимающихся по программе «Развитие», имеет место способность оценивать лицевую экспрессию радости, сердитости и обиды и появляются затруднения в опознании и назывании эмоций страха, приветливости, удивления и задумчивости.
Половой диморфизм проявляется в том, что девочки затрудняются назвать экспрессивные эмоциональные образы страха, задумчивости и удивления, в то же время мальчики не дифференцируют эмоцию приветливости.
Ссылки на источники
1. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой. - М., 1985.
2. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. В. И. Перегуда, О. А. Шаграева, С. А. Козлова. - М.: Академия, 2003.
3. Шамухаметова, Е. С. Формирование со-переживательных чувств у старшего дошкольника интеграцией компонентов эмпатического взаимодействия: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - Казань, 2004.
4. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. - М., 2001.
5. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990.
6. Шамухаметова Е. С. Указ. соч.
7. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте. - Великий Новгород, 2004.
8. Листик Е. М. Изучение условий становления способности к распознаванию эмоций по выражению лица у детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. - 2004. - № 1.
9. Довгая Н. А. Половые различия в эмоциональном развитии дошкольников и их источники // Теория и практика тендерных исследований в мировой науке: материалы междунар. науч.-практ. конф. 5-6 мая 2011 года. - Пенза; Ереван; Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - С. 73-75.
10. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.
11. Садыкова Г. Р. Проблема идентификации эмоций подростками с интеллектуальными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 6 (июнь). - С. 111-115. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14159.htm.
12. Там же.
13. Щетинина А. М. Указ. соч.
14. Там же.
15. Довгая Н. А. Указ. соч.
Ekaterina Volgusnova,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk
misis.volgusnova@yandex.ru
Features of development of emotional sphere perceptual component of senior preschoolers in preschool educational organizations with different priorities
Abstract. The paper considers the problem of development of emotional sphere perceptual component of preschoolers. N. I. Semago's technique of "Emotional faces" (two series) was used to identify the learning levels of perceptual component. The aim of this methodology is to study the ability to recognize emotional conditions in expression. In the research, children of senior preschool age distinguish three levels of human's emotional conditions.
Key words: older preschoolers, levels of emotional sphere perceptual component, differentiation of emotional conditions.
ISSN 2304-120X
ко ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Волгуснова Е. А. Особенности развития перцептивного компонента эмоциональной сферы старших дошкольников в ДОУ с различными приоритетными направлениями деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/16178.htm.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Zaporozhec, A. V. & Kosheleva, A. D. (eds.) (1985). Jemocional'noe razvitie doshkol'nika, Moscow (in Russian).
Kosheleva, A. D. (2003). Jemocional'noe razvitie doshkol'nikov: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved., Akademija, Moscow (in Russian).
Shamuhametova, E. S. (2004). Formirovanie so-perezhivatel'nyh chuvstv u starshego doshkol'nika inte-graciej komponentov jempaticheskogo vzaimodejstvija: dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.07, Kazan' (in Russian).
Jakobson, P. M. (2001). Psihologija chuvstv imotivacii, Moscow (in Russian).
Breslav, G. M. (1990).Jemocional'nye osobennosti formirovanija lichnosti v detstve, Moscow (in Russian).
Shamuhametova, E. S. (2004). Op. cit.
Shhetinina, A. M. (2004). Socializacija i individualizacija v detskom vozraste, Velikij Novgorod (in Russian). Listik, E. M. (2004). "Izuchenie uslovij stanovlenija sposobnosti k raspoznavaniju jemocij po vyrazheniju lica u detej starshego doshkol'nogo vozrasta", Psiholog v detskom sadu, № 1 (in Russian). Dovgaja, N. A. (2011). "Polovye razlichija v jemocional'nom razvitii doshkol'nikov i ih istochniki", Teorija i praktika tendernyh issledovanij v mirovoj nauke: materialy mezhdunar. nauch. -prakt. konf. 5-6 maja 2011 goda, OOO Nauchno-izdatel'skij centr "Sociosfera", Penza, Ereva,; Praga, pp. 73-75 (in Russian). Izotova, E. I. & Nikiforova, E. V. (2004). Jemocional'naja sfera rebjonka: teorija i praktika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zaved., Izd. centr "Akademija", Moscow (in Russian).
Sadykova, G. R. (2014). "Problema identifikacii jemocij podrostkami s intellektual'nymi narushenijami", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 6 (ijun'), pp. 111-115. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14159.htm (in Russian). Ibid.
Shhetinina, A. M. (2004). Op. cit. Ibid.
Dovgaja, N. A. (2011). Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 06.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.08.16
Принята к публикации Accepted for publication 18.08.16 Опубликована Published 31.08.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Волгуснова Е. А., 2016
9772304120166