Научная статья на тему 'Исследование связи креативности и независимости вербального поведения у старших дошкольников с особенностями материнского отношения'

Исследование связи креативности и независимости вербального поведения у старших дошкольников с особенностями материнского отношения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
657
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / НЕЗАВИСИМОСТЬ В ВЕРБАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ / РОДИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степина Н. В., Савина Е. А.

Данное исследование посвящено изучению, как креативность и независимомость вербального поведения старших дошкольников связана с материнским отношением. Обнаружена положительная связь между вербальной и образной креативностью и независимостью вербального поведения детей старшего дошкольного возраста. Показано, что мальчики отличаются большей независимостью вербального поведения по сравнению с девочками; однако гендерные различия по креативностми не были обнаружены. Обнаружено, что детская креативность и независимость вербального поведения не связаны с эмоциональным принятием ребенка матерью и материнским контролем, однако, образная креативность оказалась связанной с поддержкой матерью самостоятельности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование связи креативности и независимости вербального поведения у старших дошкольников с особенностями материнского отношения»

УДК 159.923-057.875

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ КРЕАТИВНОСТИ И НЕЗАВИСИМОСТИ ВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Данное исследование посвящено изучению, как креативность и независимомость вербального поведения старших дошкольников связана с материнским отношением. Обнаружена положительная связь между вербальной и образной креативностью и независимостью вербального поведения детей старшего дошкольного возраста. Показано, что мальчики отличаются большей независимостью вербального поведения по сравнению с девочками; однако гендерные различия по креативностми не были обнаружены. Обнаружено, что детская креативность и независимость вербального поведения не связаны с эмоциональным принятием ребенка матерью и материнским контролем, однако, образная креативность оказалась связанной с поддержкой матерью самостоятельности ребенка.

Ключевые слова: креативность, независимость в вербальном поведении, родительский стиль.

Введение

Проблема креативности всегда вызывала интерес как зарубежных, так и отечественных исследователей (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, А. Н. Лук, Е. Л. Солдатова, Е. В. Алфеева, C. W. Taylor, D. W. Tegano, J. D. Moran и др.). Несмотря на большой интерес к этой проблеме, в психологии до настоящего времени не сложилось единого определения этого понятия. В узком значении слова креативность отождествляется с дивергентным мышлением (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс и др.), а в широком - с творческими интеллектуальными способностями (В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, М. А. Холодная, Ф. Баррон, М. Уоллах и др.). В нашем исследовании мы определяем креативность как способность оригинально мыслить, предлагать много необычных и нестандартных идей, отличающихся значительным разнообразием (Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская и др.).

Многие исследователи рассматривают независимость в качестве важной черты креативной личности (Г. Альтшуллер [2], А. Н. Лук [11], Т. В. Демидова [6] и др.). Так, например, исследователи отмечают высокую степень автономности (Р. Кеттел), склонность к риску (Ф. Бэррон), независимость и открытостью опыту (Е. Торренс), стремление к преодолению ограничений и правил и интеллектуальную инициативу (Д. Б. Богоявленская).

Вслед за И. С. Коном [10] и Е. В. Субботским [14] мы определяем независимость как способность человека к самостоятельной выработке определенного мнения и отстаивания его перед другими. К сожалению, проблема независимости получила гораздо меньше внимания исследователей, по сравнению с проблемой креативности. Между тем, достижение независимости является важным этапом развития личности ребенка [15]. Дошкольный возраст можно рассматривать как период становления психологической первоосновы независимого поведения. Независимое поведение, понимаемое как способность иметь и отстаивать свое мнение, появляется к концу старшего дошкольного возраста, причем, сначала такое поведение возникает по отношению к сверстникам, затем по отношению к взрослым [14]. Независимость вербальных суждений проявляется раньше независимости поведения [14].

Креативность и независимость имеют социально-культурную природу. Среди социально-культурных детерминант креативности важную роль играет родительское отношение, в частности, родительское принятие и контроль (В. Н. Дружинин [8], Е. В. Алфеева [1], R. S. Albert и M. A. Runco [16] и др.). Например, матери высококреативных детей

Н. В. Степина1 Е. А. Савина2

1) Орловский государственный университет

e-mail: [email protected]

2) Университет Джеймса Мэдисона, США, Вашингтон

e-mail: [email protected]

склонны предоставлять самостоятельность своим детям в более раннем возрасте (R. S. Albert) [16]; теплые и поддерживающие отношения способствуют развитию креативного потенциала ребенка (D. M. Harrington, J. H. Block, J. Block [19], Е. В. Алфеева [1] и др.), а также организация альтруистического стиля общения взрослых и детей (Е. В. Субботский) [14]. Надо отметить, однако, что связь родительского отношения и творческости является неоднозначной. В одних исследованиях показана связь позитивных стилей воспитания ребенка и креативности, в других исследованиях такая связь не обнаружена, либо обнаружена отрицательная связь (V. R. Fu, J. Moran, J. Sawaers) [18].

Несмотря на достаточное разнообразие исследований по данной проблеме, практически отсутствуют исследования, в которых креативность, независимое поведение и родительское отношение исследуются одновременно. Выявление связи между между креативностью, независимостью поведения детей 6-7 лет и материнским отношением стало целью нашего исследования. Следует отметить, что в нашем исследовании мы изучаем не независимое поведение в целом, а только независимость вербального поведения, которое мы определяем как способность ребенка иметь и отстаивать собственное мнение.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Существует связь между креативностью и независимостью вербального поведения детей старшего дошкольного возраста: более креативные дети характеризуются более высокой независимостью вербального поведения.

2. Существуют половые различия креативности и независимости вербального поведения детей старшего дошкольного возраста, а именно: мальчики характеризуются большей креативностью и независимостью вербального поведения по сравнению с девочками.

3. Детская креативность и независимость вербального поведения положительно связаны с эмоциональным принятием ребенка матерью, адекватным материнским контролем и поощрением самостоятельности. Низкий уровень креативности и независимости вербального поведения ребенка связаны с недостаточным материнским принятием, высоким контролем и недостаточным поощрением матерью самостоятельности ребенка.

Организация и проведение исследования

Методы исследования. Креативность детей изучалась с помощью теста Е. П. Торренса, который включает две батареи: вербальную и невербальную. Вербальные субтесты оцениваются по трем параметрам: «Беглость», «Гибкость», «Оригинальность». Невербальные субстесты имеют пять показателей: «Беглость», «Оригинальность», «Разработанность», «Абстрактность названий» и «Сопротивление замыканию».

Для исследования независимости поведения ребенка мы использовали методику, направленную на изучение независимости вербального поведения ребенка в ситуации совместного с взрослым решения задачи. Эта методика была разработана Е. А. Савиной на основе «Совместного теста Роршаха», предложенного Е. Т. Соколовой. Ребенку предлагается решить задачу совместно со взрослым, а именно, дать название картинке с неопределенным содержанием. В качестве стимульного материала используются два набора карточек (по 10 карточек в каждом), сделанные по аналогии с чернильными пятнами Роршаха. В первой серии ребенку последовательно предъявляются 10 карточек. Экспериментатор предлагает свое название картинке, а затем просит ребенка дать свой вариант ответа. Во второй серии ребенку последовательно предъявляется другой набор карточек. Ребенку дается следующая инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Твоя мама сказала бы, что здесь нарисована ворона (медведь, подсолнух и т. п.). А как ты думаешь, что это может быть?». Фиксируется последний утвердительный ответ ребенка. Если ребенок предлагает свое название, то его ответ мы рассматривали как независимый. Если ребенок соглашается с ответом взрослого, то такой ответ мы рассматривали как зависимый.

Для исследования материнского отношения нами был использован Опросник родительского отношения (Е. А. Савина). Данный опросник представлен 34 утверждениями и позволяет оценить стиль отношения по двум шкалам: «принятие» и «контроль». Внутренняя согласованная надежность этих шкал, которая высчитывалась с помощью теста а-Кронбаха, является удовлетворительной.

Для исследования особенностей восприятия матерями самостоятельности детей нами использовался опросник «Восприятие родителями детской самостоятельности»

(R. S. Albert и M. A. Runco) [16]. Оригинальный опросник состоит из 16 вопросов. Однако, шесть вопросов были нами исключены из исследования, так как они были либо не характерны для российской культуры (например, «Работать сиделкой для соседского ребенка»), либо не отражали представления о самостоятельном поведении в российской культуре, например, «Выступать хорошо на соревнованиях», «Хорошо учиться без чьей-либо помощи». Окончательный вариант опросника составил 10 вопросов. Родителям предлагается ответить, в каком возрасте ребенок может самостоятельно тратить свои собственные деньги, проводить ночь в доме друзей, играть там, где он хочет и т.д.

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 200 испытуемых: 100 детей 6 - 7 лет (из них - 50 - мальчиков, 50 - девочек) и 100 матерей. Образовательный уровень опрошенных матерей представлен следующим образом: матери, имеющие высшее образование - 80 %; среднее специальное - 11 %; среднее - 9 %. Семейный статус был распределен следующим образом: замужних - 80%; состоящих в разводе -14 %; незамужних - 4 %; вдов - 2 %. В данной выборке представлены матери в возрасте от 25 до 45 лет. Средний возраст матерей составил 32 года.

Результаты исследования

Дисперсионный анализ показал соответствие возрастной норме образной и вербальной креативности дошкольников (все средние значения были в пределах одного стандартного отклонения), а также отсутствие половых различий по всем параметрам вербальной и образной креативности, F = 0,58, р = 0,83. Однако, качественный анализ детских ответов и рисунков в нашем исследовании показал некоторые отличия в ответах мальчиков и девочек. Так, в рисунках мальчиков преобладает изображение человеческих фигур, животных, техники, зданий, предпочтение отдается одному цвету, в то время как в рисунках девочек - цветов, фруктов, видов природы, а также разнообразие цветового исполнения рисунков.

Мы предположили, что креативность детей дошкольного возраста связана с возрастом матери, то есть более старшие матери имеют более креативных детей. Это предположение нашло свое полное подтверждение. Нами были выявлены положительные корреляционные связи между возрастом матери и следующими параметрами креативности: «Сопротивление замыканию» (образная креативность), r = 0,245, p < 0,05; «Вербальная креативность», r = 0,308, p < 0,01; «Вербальная Беглость», r = 0,307, p < 0,01 и «Вербальная Оригинальность», r = 0,353, Р < 0,01. Таким образом, оказалось, что более старшие матери имеют более креативных детей.

Следующей задачей нашего исследования было изучение независимости вербального поведения ребенка. Результаты показали, что мальчики отличаются более независимым поведением как в ситуации с экспериментатором (t = 2,35, р = 0,02), так и в ситуации взаимодействия с воображаемой матерью (t = 2,68, р = 0,01).

Что касается возраста, в котором возможно представить матерями самостоятельность детей, то были получены следующие результаты.

Таблица1

Средние значения по опроснику «Восприятие родителями детской самостоятельности»

Виды деятельности, в которых ребенку предоставляется самостоятельность Возраст предоставления самостоятельности

X о

1 Иметь голос в обсуждении семейных дел 10,6 4,7

2 Участвовать в беседах взрослых 9,8 4,4

3 Принимать дома гостей 9.4 4-4

4 Проводить ночь в доме друзей 15,2 4,2

5 Тратить свои деньги 11,4 4,1

6 Ходить в кино, парк 13,9 2,1

7 Не ложиться в постель до полуночи 12,1 3,9

8 Принимать решения относительно одежды 11,8 3,9

9 Делать самостоятельно уроки 8,6 2

10 Играть где хочется 9,25 4,1

Анализ показывает, что наиболее раннее предоставление самостоятельности относится к учебной деятельности (X = 8,6), а наиболее позднее - к разрешению ребенку проводить ночь в доме друзей (Х =15,2). Исследование половых различий в восприятии материями самостоятельности мальчиков и девочек показало, что мальчикам по сравнению с девочками несколько раньше предоставляется возможность участия в беседах взрослых, иметь голос в обсуждении семейных дел и самостоятельно принимать решения относительно денег. Девочкам же предоставляется возможность самостоятельно принимать дома своих гостей и выбирать себе одежду.

Мы предположили, что существуют связи между утверждениями опросника самостоятельности. Для проверки этого предположения нами использовался факторный анализ с ротацией Varimax. Результаты исследования представлены в табл. 2 (учитывались только факторные нагрузки выше, чем 0,400).

Таблица 2

Факторный анализ результатов, полученных по опроснику «Восприятие матерями детской самостоятельности»

Утверждения Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

1 Иметь голос в обсуждении семейных дел 0,766

2 Участвовать в беседах взрослых 0,714

3 Принимать дома гостей 0,624

4 Проводить ночь в доме друзей 0,616

5 Тратить свои деньги 0,775

6 Ходить одному в кино, парк 0,715

7 Не ложиться в постель до полуночи 0,610

8 Принимать решения относительно одежды 0,483 0,596

9 Делать самостоятельно уроки 0,775

10 Играть где хочется 0,704

Нами были получены следующие факторы (в скобках указаны факторные нагрузки): «Внутрисемейная самостоятельность», в который вошли следующие утверждения: «Иметь голос в обсуждении семейных дел» (0,766), «Участвовать в беседах взрослых» (0,714), «Принимать дома гостей» (0,624), «Проводить ночь в доме друзей» (0,616), «Выбирать одежду» (0,483); «Внесемейная самостоятельность»: «Тратить свои деньги» (0,775), «Ходить одному в кино, парк» (0,715), «Не ложиться в постель до полуночи» (0,610), «Выбирать одежду» (0,596); «Самостоятельность в игровой и учебной деятельности»: «Делать самостоятельно уроки» (0,775) и «Играть, где хочется» (0,704).

Третья задача нашего исследования состояла в изучении особенностей материнского отношения к детям старшего дошкольного возраста. Данные показали, что для данной группы матерей, в целом, характерно принятие своего ребенка, Х = 15,53, о = 4,09 в сочетании с умеренным контролем, Х = 37,89, о = 6,27. Сравнение средних значений по материнскому контролю и принятию в группе матерей мальчиков и группе матерей девочек не выявило статистически значимых различий.

Основной задачей нашего исследования являлось изучение связи креативности, независимости вербального поведения старших дошкольников и материнского отношения. Мы предположили, что детская креативность и независимость вербального поведения положительно связаны с эмоциональным принятием ребенка матерью, адекватным контролем и поощрением самостоятельности. Проверка данного предположения осуществлялась с помощью процедуры факторного анализа. Факторному анализу были подвергнуты следующие переменные: «Вербальная креативность» (тест Е. П. Торренса), «Образная креативность» (тест Е. П. Торренса), «Независимость вербального поведения» (методика исследования независимости вербального поведения), «Материнский контроль» («Опросник родительского отношения»), «Принятие» («Опросник родительского отношения»), «Внесемейная самостоятельность» (опросник «Восприятие родителями детской самостоя-

тельности»), «Внутрисемейная самостоятельность» (опросник «Восприятие родителями детской самостоятельности») и «Самостоятельность в игре и учебе». (опросник «Восприятие родителями детской самостоятельности»). Результаты факторного анализа представлены в табл. 3.

Таблица 3

Факторный анализ результатов, полученных по тесту Е. П. Торренса, методике исследования независимости вербального поведения, опроснику «Восприятие родителями детской самостоятельности» и «Опроснику родительского отношения»

Переменные Факторы

1 2 3 4

Тест креативности Е.П. Торренса

Вербальная креативность 0,805

Образная креативность 0,528 - 0,602

Опросник родительского отношения

Материнский контроль 0,811

Материнское принятие 0,628 0,467

Опросник «Восприятие родителями детской самостоя-

тельности»

Внесемейная самостоятельность 0,816

Внутрисемейная самостоятельность 0,686

Самостоятельность в игре и учебе 0,783

Методика исследования независимости вербального

поведения

Независимость вербального поведения 0,780

Опишем полученные нами факторы. В первый фактор, который мы назвали «Креативный потенциал» вошли следующие переменные: «Вербальная креативность» (0,805), «Независимость вербального поведения» (0,780) и «Образная креативность» (0,528). Во второй фактор, названный «Родительский контроль», вошли следующие переменные: «Контроль» (0,811); «Внутрисемейная самостоятельность» (0,686); «Принятие» (0,628). Третий фактор «Самостоятельность в деятельности» вобрал в себя следующие переменные: «Независимость в игре, учебе» (0,783); «Образная креативность» (- 0,602). Наконец, четвертый фактор, «Независимость за пределами семьи» имеет следующую структуру: «Внесемейная самостоятельность» (0,816) и «Принятие» (0,467).

Дискуссия

Настоящее исследование было посвящено изучению связи между креативностью, независимостью поведения детей 6-7 лет и материнским отношением. Полученные результаты показали также отсутствие половых различий по всем субтестам теста креативности Е. Торренса. Это противоречит выводам, полученным Е. Торренсом [7], который показал, что после пяти лет у мальчиков начинают проявляться более высокая невербальная креативность, а у девочек более высокая вербальная креативность. Полученное противоречие мы объсняем следующим образом. Исследования креативности Е. П. Торренсом проводились около 50 лет назад, когда в американской культуре приоритетная роль в обществе отводилась представителям мужского пола, что находило отражение в воспитании детей. У мальчиков поощрялась самостоятельность, активность, лидерские качества, а девочкам отводилась второстепенная роль домохозяйки. Современные американские исследования свидетельствуют об отсутствии половых различий креативности детей дошкольного возраста; эти отличия обнаруживаются лишь в младшем школьном возрасте (D.W. Tegano, J.D. Moran) [22].

Нами были выявлено, что более старшие матери имеют более креативных детей. Мы полагаем, что с возрастом мать становится более уверенной в своем родительском поведении и более терпимой в отношении поведения детей, что позволяет ей больше поощрять активность ребенка по освоению нового опыта и экспериментировать с новыми эле-

ментами. Интересно, что возраст матери в большей степени связан с вербальной креативностью по сравнению с образной. Эти данные согласуются с выводом Е. П. Торренса о том, что вербальная креативность в большей степени подвержена различного рода социальным воздействиям.

Изучение независимости вербального поведения детей показало, что мальчики демонстрируют более независимый стиль вербального поведения по сравнению с девочками. По всей видимости, эти различия обусловлены культурными стереотипами, которые находят отражение в воспитании детей. Так, маскулинность связывается с независимостью, компетентностью, настойчивостью, стремлением к лидерству, способностью к риску и инициативностью. Фемининность же связывается со способностью к эмпатии и заботе, умению и стремлению подчиниться (L. Berk) [17].

Наши данные показали, что мальчикам, по сравнению с девочками, несколько раньше предоставляется самостоятельность. Полученные данные на наш взгляд характеризуют гендерные стереотипы в воспитании детей, а именно родительскую тенденцию ускорения социализации мальчиков. Так, от мальчиков ожидается большая ответственность, лидерские качества и социальные достижения по сравнению с девочками.

Исследование связи креативности, независимости вербального поведения детей и материнского отношения методом факторного анализа выявил четыре фактора. Анализ первого фактора «Креативный потенциал» показал, что креативность детей старшего дошкольного возраста тесно связана с независимостью вербального поведения ребенка. Таким образом, подтверждается положение о независимости как о важной черте креативной личности. Содержание второго фактора «Родительский контроль» говорит о том, что чем выше материнский контроль и меньше принятие, тем больше матери отдаляют возраст предоставления ребенку самостоятельности. Сочетание высокого контроля и низкой степени принятия характерно при эмоциональном отвержении. В этом случае имеет место приписывание родителем ребенку социальной и личностной несостоятельности, что влечет за собой усиление контроля за активностью ребенка. В свою очередь, дефицит практики самостоятельного поиска и принятия решений приводит к формированию зависимости ребенка от взрослого. Третий фактор «Самостоятельность в деятельности» показывает, что чем позже мать готова предоставить ребенку самостоятельность в игре и учебной деятельности, тем ниже образная креативность. Разумно предположить, что если мать ограничивает деятельность ребенка, однозначно определяет время и способы решения задач, то это блокирует развитие у ребенка инициативности, активности, воображения, и как следствие образной креативности. Напротив, организация матерью партнерских, равноправных отношений с ребенком и отсутствие ограничений способствуют развитию образной креативности. Наконец, четвертый фактор «Независимость за пределами семьи» выявил связь материнского принятия и восприятия детской самостоятельности вне семьи. Полученные данные позволяют заключить, что чем ниже степень принятия ребенка матерью, тем позже мать предоставляет ребенку самостоятельность вне семьи. По всей видимости, матери, эмоционально отвергающие ребенка, склонны ему не доверять и как следствие, ограничивают самостоятельность и активность ребенка вне семьи.

Таким образом, результаты исследования позволили полностью подтвердить гипотезу о связи креативности и независимости вербального поведения детей старшего дошкольного возраста. Вторая гипотеза о половых различиях креативности и независимости вербального поведения подтвердилась частично. Показано, что существуют половые различия независимости вербального поведения, однако пол не влияет на проявление креативности в старшем дошкольном возрасте.

Что касается третьей гипотезы о связи между креативностью, независимостью вербального поведения ребенка и материнским отношением, то она подтвердилась неполностью. Показано, что детская креативность и независимость вербального поведения не связаны с эмоциональным принятием ребенка матерью и материнским контролем. Однако, принятие и контроль оказались связанными со степенью поощрения матерью самостоятельности ребенка, что, в свою очередь, связано с образной креативностью. По всей видимости, материнское отношение связано с креативностью ребенка не прямо, а опосредованно - через поощрение/не поощрение самостоятельности ребенка. Другое объяснение отсутствия связи между контролем и креативностью может быть связано с тем, что роди-

тельский стиль, в частности авторитарный стиль, оперирует в российской культуре. Современные кросскультурные исследования показывают, что в коллективистических культурах (к которым принадлежит и российская культура) авторитарный родительский стиль может и не иметь негативных последствий для развития ребенка, а может способствовать социализации ребенка (Ы. БогкЬаЫ) [20].

Полученные в нашем исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Исследование креативности детей 6-7 лет показало отсутствие половых различий как в образной, так и в вербальной креативности. Однако обнаружены половые различия в независимости вербального поведения детей 6-7 лет: мальчики отличаются большей независимостью вербального поведения по сравнению с девочками;

2. Существует положительная связь между вербальной и образной креативностью и независимостью вербального поведения детей старшего дошкольного возраста. Дети, которые имеют более высокую креативность, также характеризуются более высокой независимостью вербального поведения;

3. Исследование показало, что материнский контроль и принятие прямо не связаны с креативностью и независимостью поведения ребенка, однако существует связь между эмоциональным принятием, материнским контролем и восприятием матерью самостоятельности ребенка. Чем выше материнский контроль и меньше принятие, тем позже матери склонны предоставлять детям самостоятельность;

4. Существует связь между восприятием матерью самостоятельности ребенка в деятельности и образной креативностью. Матери, которые задерживают предоставление самостоятельности детям в игровой и учебной деятельности, имеют детей с более низкой образной креативностью. Наоборот, матери, которые готовы предоставлять самостоятельность детям в игровой и учебной деятельности в более раннем возрасте, имеют детей с более высокой образной креативностью.

Наше исследование охватило лишь часть большой и комплексной проблемы роли средств в развитии креативности и независимости ребенка. Оно позволяет поставить ряд вопросов для дальнейших исследований. Например, какова возрастная динамика независимости поведения и динамика связи независимости поведения и креативности? Какова роль отцовского отношения в развитии креативности и независимости детей? Возможно ли повысить креативность и независимость ребенка через обучение родителей позитивным стилям взаимодействия с ребенком и поощрение его креативности? Полагаем, что экспериментально-опытное изучение названных проблем может стать перспективой для дальнейших исследований.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алфеева Е. В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4 - 7 лет) / Е. В. Алфеева: Дис. ... канд. психол. наук 19.00.13.

2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: Теории решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. - М.: Сов. Радио, 1979. - 184 с.

3. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадри-ков, В. Н. Дружинин, М. А. Холодная и др. - М.: 2003.

4. Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия / В. А. Горянина / / Психологический журнал. - 1997- - № 6.

5. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология интеллекта. -

М., 1965.

6. Демидова Т. В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте: Дис. канд. психол. наук / Т. В. Демидова - Ставрополь, 2003.

7. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружини. - М.: Академия, 1996.

8. Дружинин В. Н., Хазратова, Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность / В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова // Психологический журнал. - 1994. - № 4.

9. Думитрашку Т. А. Структура семьи и когнитивное развитие детей / Т. А. Думитрашку // Вопросы психологии. 1996. - № 2.

10. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. - М.: Наука. 1979.

11. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. - М.: Наука. 1978.

12. Макушина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте/ О. П. Макушина // Вопросы психологии. 2002. - № 5.

13. Солдатова Е. Л. Креативность в структуре личности / Е. Л. Солдатова - СПб.: Изд-во ЛГУ, 1996. - 187 с.

14. Субботский Е. В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения / Е. В. Субботский // Вопросы психологии. 1981. - № 2.

15. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.1995

16. Albert R. S., Runco, M.A. Independence and the creative potential of gifted and exceptionally gifted boys / R.S. Albert, M.A. Runco - Journal ofYouth and addescence, Vol. 18, - № 3, 1989. - p. 221 - 230.

17. Berk L. Child development, Allyn & Bacon, Boston, 1991. - 679 p.

18. Fu V. R., Moran J., Sawaers J. Parental influence on creativity in preschool children. Journal of Genetic Psychology, V. 143, - pp. 289 - 291.

19. Harrington D. M., Block J. H., Block, J. Testing aspects of Carl Rogers's theory of creative environment: Child-rearing antecedents of creative potential in young adolescents. Journal of Personality and Social Psychology, V. 52, - pp. 851 - 856.

20. Sorkhabi N. Applicability of Baumrind's parent typology to collective cultures: Analysis of cultural explanations of parent socialization effects. International Journal of Behavioral Development. V. 29(6) - pp. 552 - 564.

21. Taylor C. W. Various approaches to and definitions of creativity. In R. T. Sternberg (Ed.). The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. - pp. 99-121.

22. Tegano D.W., Moran J. D. Sex differences in the original thinking of preschool and elementary school children / D.W. Tegano, J.D. Moran - Creativity Research Journal, Vol. 2(1-2) Spr. 1989. -pp. 102 - 110.

SURVEY OF CORRELATION BETWEEN CREATIVITY AND INDEPENDENT VERBAL BEHAVIOUR OF SENIOR PRE-SCHOOLERS WITH MATERNAL STYLE

1) Oryol State University e-mail: [email protected]

N. V. Styopina1 E. A. Savina2

James Madison University, USA, Washington

The present research was aimed at the study of the correlation between creativity and independent verbal behavior in preschool children and maternal style. It was found that verbal and non-verbal creativity is positively associated with independent verbal behavior. Boys scored higher on the measure of independent behavior compared to girls; no gender differences were found on the measure of creativity. Maternal control and acceptance were not associated with children's independence and creativity; however, maternal support of children's independence was associated with children's non-verbal creativity.

e-mail: [email protected]

Keywords: creativity, independence of verbal behavior, maternal

style.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.