Раздел 1O. Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов
возженикова о.с.,
кандидат психологических наук, доцент, vozzhenikova12@mail.ru кафедра кадрового, морально-психологического и информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, Амурская, 75
vozzhenikova o.s.,
candidate of Psychological Sciences,
associate professor,
vozzhenikova12@mail.ru
chair of personnel, psychological
and information support of the activities
of Internal Affairs agencies;
Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,
Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation
ПЕТРоВА А.с., кандидат педагогических наук, доцент, Allaveta@yandex.ru кафедра кадрового, морально-психологического и информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, Амурская, 75
PETRovA A.S.,
candidate of Pedagogical Sciences, associate professor,
Allaveta@yandex.ru
chair of personnel, psychological
and information support of the activities
of Internal Affairs agencies;
Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,
Amurskaya St. 75, Tyumen,
625049, Russian Federation
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАзВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Реферат. обосновывается актуальность проблемы изучения управленческой деятельности руководителя в науке и практике управления. Аргументируется, что политические, экономические и социально-психологические особенности современного общества предъявляют к руководителям новые требования по выбору оптимальных стилей руководства во всей социальной сфере, в том числе в системе МВД России. Управленческая компетентность предполагает наличие у руководителя специальных черт характера, личностных качеств, знаний и умений в области теории и практики управления при наличии официального круга полномочий. Рассматривается собирательная характеристика личности руководителя органов внутренних дел, с выделением групп профессионально важных качеств: нравственно-ценностная ориентация личности
руководителя и ее мотивация; познавательно-прогностические качества; эмоционально-волевые качества; коммуникативные качества; организаторские качества. Выявлено, что в практике служебной деятельности руководителей органов внутренних дел различных уровней необходимы специальные навыки, обусловленные: действиями в экстремальных условиях; решением конфликтов между подчиненными; деловым взаимодействием по решению хозяйственноэкономических вопросов и вопросов взаимодействия с другими ведомствами и организациями; действиями в других ситуациях оперативно-служебной деятельности. На основе теоретических и эмпирических исследований предложены составляющие управленческой компетентности руководителя: 1) личностная, включающая профессиональную направленность личности,
харизматичность, интеллектуальную лабильность, коммуникабельность, эмоционально-волевую устойчивость и др.; 2) теоретико-методологическая, базирующаяся на знании нормативноправовой базы, стратегиях и тактиках переговорного процесса, знании психологии человека и особенностей поведения в стрессовых ситуациях; 3) практическая, проявляющаяся в использовании своей компетенции (официального круга полномочий); различных стилей и методов управления.
конечным результатом управления в системе органов внутренних дел является выработка управленческих решений, направленных на достижение поставленной цели, и эта цель должна быть успешно достигнута при использовании оптимальных принципов и методов управления ресурсами организации.
Ключевые слова: личность, руководитель, профессиональная деятельность, коллектив, управление, личностные качества.
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF DEVELOPING MANAGEMENT COMPETENCE OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES' HEADS
Abstract. The problem of studying leader's management activity in science and practice of managing is regarded as topical. The political, economic and socio-psychological characteristics of modern society are proved to make new demands on the choice of optimal leadership styles in entire social sphere, including law enforcement activity. Management competence means that a leader having official terms of reference must possess special character traits, personal qualities, skills and knowledge in science and practice of managing. The generalized characteristic of law enforcement head's personality is considered. Some groups of essential qualities are distinguished: personality's moral and value orientation and motivation; cognitive and prognostic, emotional and volitional qualities; communication and managerial skills. Law enforcement heads of different levels must demonstrate special skills when acting in extreme conditions, solving conflicts between employees, cooperating with other departments and agencies to decide economic issues, acting in other official situations. According to theoretical and empirical researches some components of law enforcement head's management competence are proposed: 1) personality component, which comprises professional orientation, charisma, intellectual lability, sociability, emotional and volitional stability, etc.; 2) theoretical and methodological component implying knowledge of regulatory and legal basis, negotiation strategies and tactics, psychology and stress behavior; 3) practical component implying the use of competence, different leadership styles and models. The final result of law enforcement agencies' management is working out of managerial decisions aimed at goal achievement. This goal must be attained by using optimal management principles and methods.
Keywords: personality, head, professional activity, collective, management, personal qualities..
Проблема изучения управленческой деятельности руководителя в науке и практике управления в настоящий момент является чрезвычайно актуальной, поскольку политические, экономические и социально-психологические особенности современного общества предъявляют к руководителям новые требования по выбору ими оптимальных стилей руководства во всей социальной сфере, в том числе в системе МВД России.
По мнению специалистов, одна из причин дефицита управленческих кадров в органах внутренних дел связана с негативными общественными тенденциями: падением авторитета правоохранительных органов; коррумпированностью всех эшелонов власти; подменой нравственных ценностей и социальной нестабильностью. Все перечисленное неблагоприятно сказывается на формировании института управления, воспитании новых специалистов-управленцев, менеджеров высшего звена, сохранении традиций и в целом на разви-
тии и совершенствовании управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел.
Анализ профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел позволяет констатировать, что на сегодняшний день усилены требования к личностным и профессиональным качествам руководителя.
стихийно приобретенный руководителями опыт управленческой деятельности не всегда обеспечивает успешное руководство коллективами органов внутренних дел. В настоящее время очень важно кардинально улучшить систему подготовки кадров руководящего звена, разработку и внедрение в учебный процесс современных технологий профессионально-психологической подготовки руководителей, способных творчески решать задачи борьбы с преступностью и поддержания общественного порядка.
Рассматривая исторические предпосылки возникновения управления как
науки и теоретические основы развития управленческой компетентности руководителя, необходимо учитывать существующий мировой опыт успешного проведения реформ в системе государственного управления, опирающийся на национально-исторические традиции. Вместе с тем в России сложилась собственная управленческая система с присущими ей позитивными и негативными аспектами.
Само понятие «управленческая компетентность» предполагает наличие у руководителя специальных черт характера, личностных качеств, знаний и умений в области теории и практики управления при наличии официального круга полномочий.
Базой для изучения структурных компонентов управленческой компетентности явились научные разработки по теории социального управления, имеющие давнюю историю, соотносимую с этапами развития общества. она неразрывно связана с теорией и практикой управленческой деятельности. При этом можно выделить различные школы и теории, их взаимосвязь и взаимодействие с другими научными дисциплинами.
По мнению отечественного ученого В.П. Сальникова, теория социального управления в разное время по-разному определяла содержание основного понятия «управление в социальной сфере» [1, с. 4]. Чаще всего под управлением многие ученые понимали процесс обеспечения жизнедеятельности и развития систем в сфере социальных отношений (государственного, коммерческого, общественного управления). В отдельных случаях под управлением подразумевалось особого рода искусство достигать желаемого результата за счет других людей, при этом деятельность руководителя-лидера рассматривалась с позиции его личных качеств.
В начале XX века ученые понимали под управлением умение правильно определять, формулировать и анализировать проблемы, разрабатывать программы, ставить конкретные задачи, принимать правильные решения. Позже, с развитием кибернетики и коммуникационных систем, под управлением стали понимать целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном
направлении. В обоих случаях присутствует понятие некоторого действия, деятельности, процесса.
В современных исследованиях, с точки зрения В.П. Сальникова, под управлением стали понимать термин, который соединяет в себе несколько компонентов:
- сложный процесс, в ходе которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации, управляют ими для решения конкретных задач;
- специфические виды (функции) управленческой деятельности, осуществляя которые руководители либо специалисты по управлению (менеджеры) обеспечивают условия для производительного труда;
- искусство «подчинения себе обстоятельств», овладевая которым специалист управления всегда точно знает, что предстоит делать и как этого добиться наилучшим образом;
- аппарат управления как категория работников любой организации; задача аппарата управления - координация имеющихся ресурсов организации [1, с. 8].
В 1980-е гг. и в первой половине 1990-х гг. у отечественных юридических психологов (Л.Б. Филонов, Т.Ю. Базаров, В.М. Веселов, А.В. Пищелко, И.В. Носков, В.М. Поздняков, А.Н. Сухов, М.Г. Де-больский, В.С. Красник, И.Б. Пономарев, В.П. Трубочкин) сформировалась своя концепция по совершенствованию у различных категорий сотрудников правоохранительных органов знаний, умений и навыков профессионально-делового общения [2, с. 3].
Венгерский специалист Я. Нергеш в качестве важнейших черт руководителя называет наличие сильного характера, решительности, целеустремленности, готовности к принятию решения, честолюбия и добросовестности [3, с. 24].
Среди значимых психолого-акмеоло-гических факторов исследователи выделяют те, которые реально влияют на продуктивность деятельности руководителей ОВД: профессиональная компетентность; опыт и профессиональные умения; личностно-деловые, профессионально важные качества; потенциал личности; особенности мотивации деятельности [4, с. 35].
На наш взгляд, в отечественных исследованиях более удачно сформулирована характеристика личности руководителя
органов внутренних дел с выделением следующих групп профессионально важных качеств:
- нравственно-ценностная ориентация личности руководителя и ее мотивация (характеризуют источник активности и побуждений индивида, причины и механизмы целенаправленного поведения, базирующиеся на системе ценностных ориентаций личности);
- познавательно-прогностические качества (представлены системой познавательных способностей индивида, а также общими умственными способностями, предназначены для обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешным выполнением управленческих функций);
- эмоционально-волевые качества (базируются на свойствах человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций, чувств, а также волевой активности);
- коммуникативные качества (обусловлены необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи посредством коммуникации);
- организаторские качества (отражают важнейшую профессиональную сторону деятельности руководителя - умение работать с коллективом при осуществлении им управленческих функций; наличие этой компоненты в структуре личности выступает своеобразной проекцией специфической деятельности руководителя органа внутренних дел).
В связи с этим представляется необходимым рассмотреть, исходя из специфики профессиональной деятельности, суть и структуру управленческой компетентности руководителя органа внутренних дел.
Эмпирическое исследование, участниками которого стали 27 руководителей Управления Министерства внутренних дел РФ по городу Тюмени, показало уровень развития у данной категории лиц управленческой компетентности, а также позволило наметить возможные пути ее совершенствования.
По результатам исследования выявлено, что в практике служебной деятельности руководителей органов внутренних дел различного управленческого уровня существует потребность в следующих специальных управленческих навыках: а) действия в экстремальных условиях (от-
метили 50 % респондентов); б) решение конфликтов между подчиненными (отметили 65 % респондентов); в) деловое взаимодействие по решению хозяйственно-экономических вопросов и вопросы взаимодействия с другими ведомствами и организациями (отметили 55 % респондентов); г) действия в других ситуациях оперативно-служебной деятельности (отметили 15 % респондентов).
Выявлено, что когда руководитель использует переговоры как один из методов управленческой деятельности, то чаще всего он сталкивается с трудностями, связанными:
- с нехваткой специальных знаний по стратегиям и тактикам переговорного процесса (отметили 55 % респондентов);
- отсутствием умений устанавливать психологический контакт, создавать атмосферу доверия (отметили 65 % респондентов).
Участники опроса считают, что руководителю должны быть присущи такие личностные качества, как коммуникабельность, интеллектуальная лабильность, эмоциональная устойчивость, выносливость.
В процессе исследования было определено, что у руководителей существует потребность в целенаправленном развитии управленческой компетентности (отметили 70 % респондентов).
При изучении вопроса о том, где руководители органов внутренних дел могут развивать управленческую компетентность, анкетирование показало, что оптимальное ее развитие происходит: во-первых, через личный опыт (так считают 71,1 % респондентов); во-вторых, в рамках служебной подготовки (65,8 % респондентов); в-третьих, в вузах системы МВД России (63,2 % респондентов); в-четвертых, на курсах переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров (60,5 % респондентов) и, в-пятых, через самообразование (23,7 % респондентов).
Анализ результатов анкетирования руководителей органов внутренних дел, направленного на выявление наиболее эффективных форм и методов развития и совершенствования управленческой компетентности, позволил выявить следующие приоритетные методы*:
* Результаты представлены в баллах по 10балльной шкале.
- комплексные учения в полевых условиях - 8,9;
- анализ практических ситуаций - 8,6;
- деловые игры - 8,4;
- видеотренинг - 8,1;
- эмоционально-волевая тренировка - 7,9;
- командно-штабные учения в учебных центрах - 7,7;
- консультирование специалистов
- 6,9;
- семинары - 6,8;
- лекции - 5,0;
- самообразование - 4,6.
Таким образом, мы видим, что для развития управленческой компетентности у руководителей органов внутренних дел существует достаточное количество форм и методов обучения; в числе наиболее приоритетных выступают учения в полевых условиях, разбор практических ситуаций и тренинги.
Исследование выявило, что целенаправленную подготовку к управленческой деятельности получило лишь незначительное количество респондентов. Так, специальную подготовку к управленческой деятельности в вузах МВД России прошли 13,4 % респондентов, в институтах повышения квалификации - 7,1 %. кроме того, занятия в рамках служебной подготовки назвали 7,1 % респондентов, личный опыт - 9,7 %, самообразование
- 51 %.
Теоретические и эмпирические исследования позволили сделать вывод по базовым составляющим управленческой компетентности руководителя, состоящей из трех групп потенциалов:
1) личностного, включающего такие личностные характеристики, как профессиональная направленность личности, харизматичность, интеллектуальная лабильность, коммуникабельность, эмоционально-волевая устойчивость и др.;
2) теоретико-методологического, основывающегося на знании нормативно-правовой базы, стратегиях и тактиках переговорного процесса; знании психологии человека и особенностей поведения в стрессовых ситуациях;
3) практического, проявляющегося в использовании своей компетенции - официального круга полномочий; различных стилей и методов управления.
На основе вышеизложенного в качестве эксперимента по развитию и совершенствованию управленческой компетентности руководителя органа внутренних дел можно использовать программу психотренинга, основанную на научных принципах психологии, теории управления и прикладных знаниях по организации и использованию подобных форм обучения.
Для достижения целей психотренинга по развитию и совершенствованию управленческой компетентности необходимо создать условия для формирования группы эффективных управленцев с соблюдением принципов организации групповой работы, к которым относятся:
- принцип активности участников. В ходе занятий участники тренинга постоянно вовлекаются в различные действия: обсуждение и проигрывание смоделированных ситуаций, предложенных самими участниками; наблюдение по заданным критериям за поведением участников в сюжетно-ролевых играх; выполнение специальных упражнений; разбор управленческих и оперативно-служебных ситуаций в деятельности руководителя органа внутренних дел;
- принцип исследовательской позиции. В ходе работы в группе создаются такие ситуации, когда участникам тренинга нужно самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировав уже известные психологической науке закономерности в построении процесса управления и выборе оптимальной стратегии и тактики в конкретной управленческой ситуации органа внутренних дел;
- принцип объективации поведения. В начале занятий поведение участников группы переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне. Важное средство объективации поведения, используемое во всех видах тренинга, - это особым образом организованная обратная связь, эффективность которой существенно повышается при использовании видеозаписи;
- принцип партнерского общения. Предполагает признание ценности другой личности, ее мнений, интересов, а также принятие решения, в частности, с максимально возможным учетом интересов всех участников переговорного процесса, а не
достижение одной из сторон своих целей за счет интересов другой.
При проведении тренинга необходимо учитывать общие принципы тренинговой формы обучения, которые при разработке программы развития и совершенствования управленческой компетентности руководителя могут опираться на принципы социально-психологического тренинга и тренинга делового общения [5, с. 5].
В основу программы тренинга могут быть положены характерные для подобных форм обучения принципы: 1) кратковременность существования (3-5 дней, как оптимальный вариант совершенствования управленческой компетентности); 2) климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление межличностных отношений, помогающих пониманию происходящих в группе процессов. Создание климата доверия обеспечивает успешность развития и совершенствования управленческой компетентности у участников тренинга и оптимизирует групповые формы работы.
основной задачей тренинга совершенствования управленческой компетентности должна быть актуализация у его участников трех групп потенциалов: личностного; теоретико-методологического и практического. В соответствии с этим в групповой работе необходимо отрабатывать: 1) адекватную направленность и стилевые особенности ведения переговоров за счет выработки у руководителя соответствующих ценностно-смысловых ориентиров и мотивации, когнитивно-прогностических, коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих реализовывать в управленческой деятельности такие основные задачи, как контрольная, познавательно-оценочная; коммуникативная и регулятивная; 2) оптимальное «репертуарно-ролевое» многообразие поведения в процессе управления, использование углубленных знаний о закономерностях, механизмах и трудностях профессионального общения; 3) использование «инструментальных» возможностей для успешной реализации управленческой деятельности за счет гибкого применения знаний, умений и навыков управленческой деятельности.
Главной установкой, обеспечивающей успешность управленческой деятель-
ности руководителя, должна быть готовность ориентироваться на служебно-оперативные задачи и исполнителей, с использованием всех необходимых знаний и умений в области управления, в том числе по принятию управленческих решений [6, с. 461]. В процессе тренинга обязательно должны проводиться групповые дискуссии и ролевые игры, в которых следует использовать ситуации, адекватные содержанию управленческой деятельности участников тренинга.
В разработке тренинга развития и совершенствования управленческой компетентности могут использоваться элементы психодрамы (социодрамы), т.е. импровизация по типу театральной постановки по сюжету истории, рассказываемой одним из участников группы, в то время как другие ее участники попеременно выступают в качестве актеров и зрителей с поочередной сменой ролей. В процессе тренинга ведущему необходимо также соблюдать и поддерживать принцип обратной связи: когда любая дискуссия заканчивается или выполняется упражнение, он должен интересоваться впечатлениями и чувствами его участников, при этом очень важно, чтобы каждый участник использовал принцип обратной связи.
На протяжении всех этапов психотренинга развития и совершенствования управленческой компетентности необходимо четко придерживаться его цели и планомерно двигаться к ней.
В ходе эмпирического исследования были выявлены детерминанты, влияющие на успех или неуспех в управленческой деятельности. Выявлено, что успешность реализации управленческой компетентности руководителя органов внутренних дел зависит от сформированности и ак-туализированности перечисленных выше потенциалов.
Работа по совершенствованию управленческой компетентности руководителя органа внутренних дел, на наш взгляд, представляет собой целый комплекс мероприятий и позволяет определить перспективные направления дальнейших научных исследований по разработке диагностического комплекса для экспресс-мониторинга устойчивости сформированных в процессе обучения компонентов управленческой компетентности руководителя: лич-
ностного, теоретико-методологического и практического; обобщению современного опыта подготовки управленческих кадров для правоохранительных органов; созданию учебно-методических практикумов и инструментария для специалистов, работающих с кадровым резервом и начинающими руководителями.
Конечным результатом управления в системе органов внутренних дел является выработка управленческих решений, направленных на достижение поставленной цели, и эта цель должна быть успешно достигнута при использовании оптимальных принципов и методов управления имеющимися ресурсами.
Список литературы
1. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Университет, 2006. 260 с.
2. Возженикова О.С. Психологическое совершенствование переговорной компетентности руководителей органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 24 с.
3. Нергеш Я. Поле битвы - стол переговоров. М., 1989. 219 с.
4. Морозов В.А. Социально-педагогические условия формирования эффективной профессиональной деятельности руководителей ОВД: монография. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2012. 86 с.
5. Петров В.Е. Практикум по психологическому тренингу: учеб.-метод. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. 201 с.
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2002. 591 с.
References
1. Osnovy upravleniya v organakh vnutrennikh del [Management Fundamentals in the internal affairs bodies]. St. Petersburg University Publ., 2006. 260 p.
2. Vozzhenikova O.S. Psikhologicheskoe sovershenstvovanie peregovornoy kompetentnosti rukovoditeley or-ganov vnutrennikh del. Avtoref. Cand. Diss. [Psychological improvement negotiating competence of heads of internal affairs bodies: Autoabstract Cand. Diss.]. Moscow, 2004. 24 p.
3. Nergesh Ya. Pole bitvy - stol peregovorov [Battlefield - the negotiating table]. Moscow, 1989. 219 p.
4. Morozov V.A. Sotsial'no-pedagogicheskie usloviya formirovaniya effektivnoy professional'noy deyatel'nosti rukovoditeley OVD [Socio-pedagogical conditions of formation of effective professional activity heads of the Interior]. Barnaul, Barnaul Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2012. 86 p.
5. Petrov V.E. Praktikum po psikhologicheskomu treningu [Workshop on psychological training]. Domodedovo, VIPK of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2013. 201 p.
6. Antsupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya [Conflictology]. Moscow, Unity-Dana Publ., 2002. 591 p.