УДК 378
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Олег Фирузович Халитов, адъюнкт, майор полиции,
Академия управления МВД России, Москва
Аннотация
Совершенствование подготовки руководителей полиции к управленческой деятельности остается одним из приоритетных направлений кадровой политики МВД России. Причем актуальность этой подготовки лишь повысилась в период реформирования системы органов внутренних дел. Специфика оперативно-служебной деятельности руководителей ОВД в экстремальных условиях предъявляет высокие требования к уровню их экстремально-психологической подготовленности. Результаты проведенного опроса позволяют предположить, что «стандартный» уровень профессиональной компетентности руководителей ОВД, необходимый им для осуществления эффективного управления в «штатных» условиях, является недостаточным для управления коллективом в экстремальных условиях. Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу, о том, что сложившаяся система подготовки кадров для замещения должностей и моральнопсихологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации не в полной мере практико-ориентирована на развитие экстремально-психологической компетентности руководителей органов внутренних дел и не отражает актуальные проблемы для каждой категории руководителей.
Ключевые слова: руководитель органов внутренних дел, компетентность, экстремальные условия, профессионально-психологическая подготовка, сводный отряд полиции.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p190-194 PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF EXTREME PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE MANAGERS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Oleg Firuzovich Khalitov, the adjunct, major of police,
Academy of Management of Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow
Annotation
Improvement of preparation of heads of police to administrative activity remains one of the priority directions of personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. And relevance of this preparation has only increased during reforming of system of law-enforcement bodies. Specifics of operational and service activity of heads of Department of Internal Affairs in extreme conditions demands much from the level of their extreme and psychological readiness. Results of carried-out poll allow assuming that "standard" level of professional competence of heads the Department of Internal Affairs necessary for them for implementation of effective management in "regular" conditions is insufficient for collective management in extreme conditions. Thus, the conducted research confirmed a hypothesis, that the developed system of staff training for replacement of positions and moral and psychological preparation in law-enforcement bodies of the Russian Federation does not fully focuse on development of extreme and psychological competence of heads of law-enforcement bodies and does not reflect the actual problems for each category of heads.
Keywords: head of the Internal Affairs bodies, competence, extreme conditions, professional psychological preparation, combined police detachment.
Совершенствование подготовки руководителей полиции к управленческой деятельности остается одним из приоритетных направлений кадровой политики МВД России [2, 3]. Причем актуальность этой подготовки лишь повысилась в период реформирования системы органов внутренних дел. Специфика оперативно-служебной деятельности руководителей ОВД в экстремальных условиях предъявляет высокие требования к уровню их экстремально-психологической подготовленности.
В.Н. Смирнов, отмечая наличие проблем теоретико-методологического уровня в
системе профессионально-психологической подготовки личного состава ОВД, выделяет, как одну из ключевых проблем «острую необходимость в совершенствовании системы психологической подготовки сотрудников, принимающих участие в проведении контртеррористических операций. От качества психологической подготовки зависят не только эффективность, успешность профессиональной деятельности сотрудников в экстремальных условиях, но и их жизнь, здоровье, душевное состояние, уровень правосознания...» [5].
Практика психологического отбора и подготовки руководителей ОВД, привлекаемых к проведению контртеррористических операций (далее по тексту КТО) на территории Северо-Кавказского региона (далее по тексту СКР) Российской Федерации, обозначила ряд проблем психологической подготовки руководства сводных отрядов полиции (далее по тексту СОП), командируемых во временную оперативную группировку органов и подразделений МВД России (далее по тексту ВОГОиП МВД России). Так Е. А. Зайцева, С.В. Гейнц [1] и С.И. Савина [4] отмечают, что особые сложности обычно связаны с подбором кандидатур на командные должности сводных отрядов. Авторы указывают на то, что руководители как правило, не знакомы, либо мало знакомы друг с другом и зачастую не имеют опыта управления большим коллективом.
Помимо того, что деятельность руководителей СОП проходит в условиях действия различных по силе и времени нервно-психических и физических нагрузок и иных экстремальных факторов, несущих реальную угрозу жизни и здоровью руководителей СОП и их подчиненных, усиливается ответственность за принимаемые управленческие решения и совершаемые действия подчиненных сотрудников. СОП как коллектив формируется на определенное время, чаще сроком от 3 до 6 месяцев, после которого он расформировывается.
Руководителю необходимо учитывать, что СОП это коллектив, в отличие от коллективов ОМОН и СОБР, в котором сотрудники в большинстве своем не были знакомы до формирования отряда, со сложившимися ценностно-целевыми установками, мировоззренческими взглядами, индивидуально-психологическими особенностями и исходя из них тактиками поведения в коллективе и вне его. Большая часть сотрудников СОП ему не знакомы и он должен изучить их за достаточно короткое время и учитывать их служебный потенциал в своей повседневной управленческой деятельности, с целью рационального и эффективного использования кадрового потенциала СОП в интересах оперативно-служебной деятельности в экстремальных условиях.
При этом стоит отметить, что к настоящему времени в науке сложилось достаточно большое количество формулировок понятия «экстремальные условия» и классификаций экстремальных факторов. Но применительно к специфике деятельности органов внутренних дел и в контексте нашего исследования наиболее подходит системнофункциональная модель экстремальных факторов предложенная А.М. Столяренко, в рамках системы «человек в ситуации» [6]. Автору близка точка зрения А.М. Столяренко, который отмечает, что основным квалифицирующим признаком экстремальных условий является наличие в них опасности для здоровья и жизни сотрудника ОВД.
Ч.1 ст. 35 Федерального закона №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. [7] закрепляет норму о том, что «в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускаются . командирование его в другую местность».
Таким образом, перед каждым сотрудником и, конечно, руководителем ОВД может быть поставлена задача участия в проведении КТО, что часто предполагает необходимость командирования в зону экстремальных условий несения службы. В связи с этим каждый руководитель ОВД должен задать сам себе вопрос: «А способен ли я быть руко-
водителем подразделения в экстремальных условиях? Смогу ли я руководить так, чтобы работоспособность моего коллектива не снижалась и находилась на уровне, позволяющим выполнять поставленные задачи? Сможет ли подразделение, которым я, возможно, буду руководить выполнять свои действия без потерь?».
В виду специфических особенностей деятельности руководителей СОП предъявляются высокие требования к уровню развития их экстремально-психологической компетентности и ее составных компонентов.
С целью изучения мнений руководителей ОВД относительно необходимости развития экстремально-психологической компетентности руководителей ОВД и состояния ее развития, в 2011-2012 годах был проведен анкетный опрос слушателей Академии управления МВД России факультета подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России, а также слушателей факультета повышения квалификации начальников отделов подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и районном уровнях и их заместителей. Выборку в 168 человек составили начальники территориальных отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, заместители начальников отделов - начальники полиции и заместители начальников полиции (по оперативной работе и по охране общественного порядка). Из которых 36,1% принимали участие в КТО на территории СКР и несшие службы в составе СОП ВОГОиП МВД России.
Анкетирование продемонстрировало следующие результаты:
На вопрос «Считаете ли Вы свой уровень экстремально-психологической компетентности (по управлению коллективом в экстремальных условиях) достаточным» 61,9% респондентов в объединенной выборке ответило «Да» (8,3%) и «скорее да чем нет» (53,6%). И если в группе руководителей принимавших участие в КТО на территории СКР и несшие службы в составе СОП ВОГОиП МВД России (далее - группа А) ответ «Да» и «Скорее да» дало соответственно 6,5% и 79% респондентов и общее 85,5%, то среди руководителей, не принимавших участие в КТО на территории СКР и не несших службы в составе СОП ВОГОиП МВД России (далее - группа Б) такого явного преобладания утвердительных ответов не наблюдается, напротив 12,3% утвердительно ответило «Нет» чего в группе А отмечено не было.
На вопрос «Считаете ли Вы нужным учитывать уровень развития экстремальнопсихологической компетентности (наличие знаний, умений и навыков по управлению коллективом в экстремальных условиях) при назначении на руководящую должность (территориальный отдел МВД на районном уровне)» 86,3% респондентов ответило «Да» (58,3%) и «Скорее да, чем нет» (28%). При этом 59,7% руководителей из группы А однозначно ответили «Да» и 40,3% «Скорее да, чем нет».
На вопрос «Смогли бы Вы, если Вам предложили, возглавить коллектив СОП?» по объединенной выборке в группах «Да», «Скорее да, чем нет» и «Скорее нет, чем да», «Нет» ответы распределились практически поровну. Но при рассмотрении ответов по группам А и Б ответы распределились далеко не однозначно. Так 90,3% респондентов из группы А ответили «Да» и «скорее да, чем нет». Причем последних было 67,7%. В группе Б 71,7% выбрали ответы «нет» (14,2%) и «скорее нет, чем да» (57,5%).
Это позволяет сделать вывод о том, что данная категория руководителей ОВД (группа Б) испытывают недостаток уверенности в себе, в своих способностях и возможностях. Данные состояния наступают вследствие того, что руководители не знают, либо знают, но только в общих чертах психологические особенности управленческой деятельности руководителя и деятельности его подчиненных в экстремальных условиях.
В подтверждение этого вывода на вопрос «Считаете ли Вы нужным проводить с руководителями ОВД занятия по развитию экстремально-психологической компетентности (по психологическим особенностям управления коллективом в экстремальных усло-
виях, учета специфических особенностей подчиненных сотрудников и коллективов) или же достаточно тех, что проводятся в рамках морально-психологической подготовки» 75% респондентов по объединенной выборке ответило утвердительно «Да» и 22% - «Скорее да, чем нет».
Результаты проведенного опроса позволяют предположить, что «стандартный» уровень профессиональной компетентности руководителей ОВД, необходимый им для осуществления эффективного управления в «штатных» условиях, является недостаточным для управления коллективом в экстремальных условиях, так как экстремальные условия - явления в управленческом и психологическом отношении совершенно особые.
При изучении практического опыта психологического обеспечения развития экстремально-психологической компетентности руководителей ОВД в процессе анкетного опроса руководителей психологических служб регионального уровня МВД России (51 чел.), было выявлено, что среди основных трудностей и замечаний к существующей системе подготовки руководителей сводных отрядов командируемых в зону СКР и развития их экстремально-психологической компетентности являются «недостаток времени выделяемого на подготовку в период формирования отряда» (46%), «формальный подход» (33%) и «недостаточная практическая направленность занятий проводимых в территориальных органах МВД России на районном уровне» (33%).
Последнее подтверждается анкетным опросом руководителей ОВД. Лишь 21% опрошенных руководителей ОВД смогли привести темы занятий по моральнопсихологической подготовке в контексте развития экстремально-психологической компетентности руководителей ОВД.
Проблема развития экстремально-психологической компетентности руководителей ОВД еще относительно слабо проработана. Несмотря на ее большую практическую значимость, практически нет монографических исследований, изучающих влияние развития экстремально-психологической компетентности руководителей ОВД на успешность их оперативно-служебной и управленческой деятельности в экстремальных условиях. Анализ научной литературы показывает, что исследования по проблеме экстремально-психологической компетентности нашли отражение в отечественной юридической, социальной психологии и педагогике и психологии управления в рамках подготовки к деятельности в экстремальных условиях. Результаты этих исследований связывались с такими категориями как готовность, подготовленность, отбор, адаптация, обеспечение деятельности, профилактика дистресса, повышение стрессоустойчивости и др., в связи, с чем накоплен значительный теоретический, эмпирический и практический материал в данных направлениях. Но стоит отметить, что основным объектом этих исследований являлись сотрудники и руководители специальных подразделений МВД России.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу, о том, что сложившаяся система подготовки кадров для замещения должностей и моральнопсихологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации не в полной мере практико-ориентирована на развитие экстремально-психологической компетентности руководителей ОВД и не отражает актуальные проблемы для каждой категории руководителей. Это требует разработки более эффективной психологопедагогической модели развития экстремально-психологической компетентности руководителей ОВД направляемых в качестве руководителей СОП в состав ВОГОиП МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцева, Е.А. Психологическая подготовка руководителей сводных отрядов ОМОН и СОМ Томской области, принимающих участие в контртеррористической операции / Е.А. Зайцева, С.В. Гейнц // Психологическое обеспечение деятельности сотрудников органов внутренних дел, принимающих участие в контртеррористической опера-
ции : сборник материалов региональных семинаров психологов. - Красноярск, 2002. - С. 118-127.
2. Колокольцев, В. А. Если мы требуем соблюдения законности со стороны граждан, то сами должны быть безупречны / В.А. Колокольцев // Право и Защита. - 2012. - № 5-6. - С. 24-29.
3. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года) [электронный ресурс] // URL : http://55.mvd.ru/sluzba/sluzba_koncepcia. - Дата обращения 30.03.2012.
4. Савина, С.И. Система подготовки сотрудников ОВД Краснодарского края к действиям в условиях, приближенных к боевым / С.И. Савина // Организация профессионального психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности в органах и подразделениях внутренних дел Краснодарского края : сборник материалов. - Краснодар, 2001. - С. 9-12.
5. Смирнов, В.Н. Проблемы психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях / В.Н. Смирнов // Труды академии управления МВД России. - 2008. - № 1 (5). - С. 108-111.
6. Столяренко, А.М., Психологическая системология. Теория, исследования, практика : монография / А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 391 с.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [электронный ресурс] // URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138622. - Дата обращения 30.03.2012.
REFERENCES
1. Zaytseva, E.A. and Heinz, S.V. (2002) “Psychological preparation of heads of summary groups OMON and the SOM of the Tomsk region which are taking part in a counterterrorist operation”, Psychological ensuring activity of staff of the law-enforcement bodies which are taking part in a counter-terrorist operation: Collection of materials of regional seminars of psychologists, Krasnoyarsk, pp. 118-127.
2. Kolokoltsev V.A. (2012) "If we demand respecting the rule of law from citizens", Right and Protection have to be faultless, No. 5-6, pp. 24-29.
3. The concept of personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in law-enforcement bodies (for the period until 2020), (2012), available at: http ://55. mvd.ru/sluzba/sluzba_koncepcia.
4. Savina S. I. (2001), “System of preparation of staff of Department of Internal Affairs of Krasnodar Krai for actions in the conditions approached to fighting", Organization of professional psychological ensuring operational and service activity in bodies and divisions of internal affairs of Krasnodar Krai: Collection of materials, Krasnodar, pp. 9-12.
5. Smirnov V. N. (2008), "Problems of psychological ensuring activity of staff of law-enforcement bodies in extreme conditions", Works of academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 1 (5), pp. 108-111.
6. Stolyarenko, A.M. (2011), Psychological systemologic. Theory, researches, practice: monograph, publishing house UNITY-DAN, Moscow, Russian Federation.
7. The federal law of the Russian Federation of November 30, 2011 N 342-FZ "About
service in law-enforcement bodies of the Russian Federation and modification of separate acts of the Russian Federation", available at:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138622.
Контактная информация: ikator@mail.ru
Статья поступила в редакцию 01.02.2013.