УДК 37.04
А. П. Чернявская
Психологические предпосылки развития профессиональной зрелости старшеклассников
Одна из задач, которые призваны решить старшеклассники, - выбор профессионального пути. Первые шаги, которые они совершают на этом пути, иногда оказываются и самыми трудными - выбор профессии, места учебы, работы и т. д. В совершении любого выбора в карьере важное место занимают не только профессиональные знания и умения человека, но и факторы профессиональной зрелости, проявляющиеся в способности личности учитывать конкретные особенности своей ситуации выбора, соответствие профессионального развития и круга решаемых личностью проблем тому уровню, которого обычно достигают люди его возраста и социального статуса. В процессе нашего исследования было выяснено, что основными характеристиками профессиональной зрелости являются автономность, информированность и соотнесение информации со своими особенностями, умение принимать решения, планировать; положительное эмоциональное отношение к необходимости делать выбор и принимать решения. Анализу и описанию этих факторов профессиональной зрелости и посвящена данная статья.
Ключевые слова: профессиональная зрелость, выбор, принятие решения, автономность, эмоциональное отношение, информированность, старшеклассники.
A. P. Chernyavskaya
Psychological Preconditions for Development of High School Students' Professional Maturity
One of the tasks that are designed to be solved by high school students is the choice of a professional career. The first steps that they perform in this way sometimes could be the most difficult: choice of profession, place of study, work, etc. In committing any choice in the career an important place is taken not only by professional knowledge and skills of a person, but the factors of professional maturity, which is manifested in the ability of the individual to take into account the specific characteristics of his situation of choice, compliance and professional development and number of solutions for the identity problem of the level, which usually people of his age and social status reach. In our research, it was found that the fundamental characteristics of professional maturity are: autonomy, awareness and correlation of information with its own characteristics, the ability to make decisions, ability to plan, positive emotional attitude to the need to make choices and make decisions. The analysis and description of these factors of professional maturity is the focus of this article.
Keywords: professional maturity, choice, decision, autonomy, emotional attitude, awareness, high-school students.
В современном мобильном и быстро изменяющемся мире человеку важно иметь опоры, которые придавали бы ему уверенность в себе и своем положении в социуме. Одной из таких опор и, одновременно, условием успешной социализации является формируемый человеком профессиональный путь. На протяжении своей жизни человек делает в среднем от пяти до десяти выборов в сфере карьеры и мира профессий -выбор места учебы, работы, ступеней карьеры, дополнительной профессионализации и пр. Какими же знаниями и умениями (помимо собственно профессиональных) необходимо обладать, чтобы делать правильный выбор?
Еще в 1950-е гг. было сформулировано понятие «профессиональная зрелость» [7]. Уровень профессиональной зрелости определяется тем, насколько человек, совершающий профессиональный выбор (профессии, обучения, внутри
карьеры), учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора, насколько его профессиональное развитие и круг решаемых им проблем соответствуют тому уровню и кругу, который обычно достигают люди его возраста и социального статуса.
В процессе проведенных нами многолетних исследований [1, 4, 5] было доказано, что основными характеристиками профессиональной зрелости являются автономность, информированность и соотнесение информации со своими особенностями; умение принимать решения, планировать; положительное эмоциональное отношение к необходимости делать выбор и принимать решения.
Под автономностью понимается способность человека к самоопределению «на основе собственного законодательства», самостоятельному решению, управлению своими поступками,
© Чернявская А. П., 2017
независимость и, в то же время, ответственность. Автономный человек обладает следующими характеристиками.
1. Вычленение себя из мира окружающих людей. Умение отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц. Понимание целостности своей личности, социальной общности, к которой принадлежит человек, того, какому типу личности хотел бы соответствовать, образа жизни, который хотел бы вести.
2. Стремление реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Уверенность в том, что человек обязательно будет иметь глубокие знания и навыки; общая ориентация на успех; знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков; принятие на себя ответственности за собственные действия.
3. Накопление опыта. Наличие собственного рабочего опыта, опыта решения жизненных проблем, планирования (своих поступков, общих дел, своего времени и т. д.). С накоплением опыта возникает умение соотносить свои действия с требованиями общества.
4. Умение прогнозировать свой профессиональный рост; однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени.
5. Инициатива и изобретательность в реализации возможностей; собственная активность в получении информации и выборе профессионального пути; наличие собственной инициативы и активности в карьерном решении.
6. Уровень реализма в принятии карьерных решений (в том числе собственная оценка уровня реализма); компромисс между желаниями и возможностями, на который способен пойти человек; осознание необходимости компромиссов.
Автономность возникает на основе ряда новообразований: человек должен ощутить свою независимость от родителей или других значимых лиц (в делах, мыслях, поступках); от внешней детерминации своего поведения он должен перейти к самодетерминации; он должен осознавать свой идеальный образ «Я-концепции» и стремиться к его достижению.
Для того чтобы принять зрелое карьерное решение, он должен обладать достаточной информацией. Информация о мире профессий в целом:
а) осознание подразделения мира профессий;
б) знание общетрудовых и общепроизводственных понятий: культура труда; трудовая дисциплина; принципы планирования производства; структура предприятия; принципы оплаты;
в) знание отдельных профессий; г) знание или
практические умения по приобретению профессии; по поиску и поступлению на работу; о требуемом уровне образования для различных профессий; о том, как удержаться на работе, совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице. Информация об отдельных профессиях или группах профессий охватывает условия работы (физические и социально-экономические); требования профессии к человеку (особенности психофизиологической сферы, познавательной сферы и личности); требования к уровню образования и конкретные места получения образования; перспективы профессионального роста.
Основной вопрос, возникающий при обсуждении влияния информированности на адекватный выбор профессии, заключается в том, как человек усваивает поступающую информацию и соотносит ее со своими особенностями. Как отмечает Л. Брукс, до сих пор неизвестно, как информация влияет на принятие лучшего решения и как человек в ситуации выбора профессии перерабатывает информацию [6].
Исследователи, занимающиеся вопросами профессиональной информации, сходятся на мысли о том, что информация не будет иметь эффекта, пока человек не готов принять ее. В связи с этим для нас важны следующие результаты исследований, в которых было установлено, что существует высокая положительная корреляция между потребностью в информации и уровнем самоосознания («человек не готов получать информацию, пока чувство собственной значимости не будет достаточно велико»). Кроме того, для принятия адекватного решения клиент профессиональной консультации должен обладать комплексной информацией, полученной из различных источников, и активно искать ее дополнительно для вынесения суждения о соответствии специфики личности специфике профессиональной деятельности [6].
Первым условием умения принимать решения является способность человека понять, что данная ситуация требует решения. Другим условием такого умения является автономность и самостоятельность человека. Третьим важным условием овладения умением принимать решения является знание человеком алгоритма принятия решения.
Все крупные и важные шаги человека в профессиональной жизни объединяет одно - во всех них у человека есть несколько альтернатив, требующих оценки и принятия на этой основе решения. Именно наличие нескольких возможных путей решения (альтернатив) приводит
к тому, что человек воспринимает ситуацию как требующую принятия решения. Мы не будем подробно останавливаться на алгоритме принятия решения, он общеизвестен. Остановимся только на одном моменте: решение не должно быть «тупиковым». Как это ни парадоксально, но такое решение возможно в ряде случаев: сохраняется неопределенным один из трех параметров целе-полагания - цели, ценности и условия; выбор кажется необоснованным в рамках наличных возможностей; в основе выбора лежат противоречия; при решении осуществляется проигрывание нескольких жизненных ролей и сценариев; формулировка конкретного плана действий осуществляется с учетом перспективного развития человека и не препятствует его развитию.
Для того чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все важные факторы текущей ситуации и перспективы, человек должен обладать определенными качествами, способностями, знаниями и навыками. Основными среди них являются любознательность - желание и умение собирать и накапливать информацию; предвидение, предусмотрительность - способность предвосхищать проблемы и заранее готовить альтернативы; здравый смысл, проницательность - способность соотнести имеющуюся информацию с рассматриваемой проблемой и оценить ее; решительность - способность поручиться за принятое решение и взять на себя ответственность за него; делегирование полномочий - умение эффективно разделить авторитет и ответственность с коллегами; планирование -умение разработать для коллектива реальный, конкретный и действенный план решения проблемы; оценка риска - способность оценить потенциальный риск принятого решения; ответственность за риск - способность оценить его и взять на себя; контроль - способность получить в процессе решения проблемы именно ту деятельность, которая планировалась.
В планировании обычно выделяют долгосрочное планирование (на несколько десятилетий вперед), планирование на «средний» срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель). Говоря о профессиональных выборах, мы говорим о пути, имеющем определенную протяженность во времени. Соответственно, человек, находясь в одной из точек этого пути, является результатом своего развития в прошлом и предполагает определенное развитие в будущем. Планирование жизненного пути, скорее всего, идет как наметка основных жизненных вех. Причем «вехи» эти могут быть разные: временные (напри-
мер: «К 30 годам встать на ноги», хотя путь к этому не указан); событийные (к примеру: «стать врачом», «окончить вуз» - без четкого указания возраста совершения события). Крайне редко человек планирует одновременно и событие, и время его достижения. При этом время все равно планируется приблизительно (например: «получить диплом врача не позднее 25 лет»).
Очень эффективна при планировании схема, разработанная Е. А. Климовым. Она включает главную цель (кем я буду, чего достигну); цепочку более отдаленных конкретных целей (место учебы, первая работа, дальнейшие перспективы); пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление, проба сил, самообразование и т. п.); возможные внешние препятствия; оценку своих возможностей; запасные варианты [2]. В исследованиях Е. И. Головахи и А. А. Кроника были выделены также некоторые характеристики перспективы, которыми должен обладать план [3].
1. Реалистичность перспективы - способность личности разделять в представлениях о будущем реальность и фантазию, концентрировать усилия на том, что имеет реальные основания для реализации в будущем.
2. Перспектива должна обладать качеством оптимистичности — соотношением положительных и отрицательных прогнозов относительно своего будущего, а также степенью уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Оптимистичность перспективы тесно связана с реальными достижениями и с социальной интегрированностью личности.
3. Дифференцированность перспективы характеризуется степенью разделения будущего на последовательные этапы.
Эмоциональное отношение и эмоциональная включенность оказывает на принятие решения большое влияние. Любой выбор требует, прежде всего, знаний - о себе самом, о мире профессий, а также умений, основанных на знаниях, по принятию решения, по планированию и т. д. Но жизнь человека и его действия всегда основываются не только на знаниях, но и на отношениях, на эмоциях. Осознавать свои эмоции, причины, по которым они возникли, очень важно. Только тогда мы можем контролировать их и изменять в случае необходимости. Принятие решения обычно связано у человека с эмоциональными переживаниями (радость, тревожность, неуверенность, счастье и др.), которые оказывают на него большое влияние. Роль эмоционального фактора в ситуации карьерного решения практи-
чески не исследована, поэтому можно основываться лишь на самых общих положениях.
Эмоциональное отношение как фактор профессиональной зрелости включает отношение не только к различным альтернативам при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т. д. Предположительно, эмоциональная включенность в выбор является одним из важнейших показателей профессиональной зрелости. Некоторые исследования говорят о том, что негативное отношение к необходимости принять какое-то решение, касающееся будущего, может усложнить этот процесс и привести к ошибочному выбору.
Таким образом, эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется
— в положительном эмоциональном настроении;
— жизненном оптимизме;
— эмоциональной уравновешенности;
— переносимости неудач.
Любые способности человека обнаруживаются и развиваются в деятельности. В деятельности возникают условия для формирования способности к самоопределению, если человек включается в деятельность добровольно, осознает ее значимость для себя; участвует в определении целей, результата деятельности, способов ее организации; создаются ситуации социальных и профессиональных проб, в которых он может проверить, оценить себя, свои способности; существует возможность выбирать вид работы, свою роль, форму организации деятельности, партнеров для выполнения работы, характер помощи; организуется анализ деятельности субъекта, его достижений, успехов, возникших трудностей и проблем; имеется возможность принимать самостоятельные решения, вносить изменения в ранее намеченные замыслы и планы; поощряется инициатива, стремление проявить самостоятельность, отстоять и обосновать свою позицию, идею, выбор.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В., Серебренников, Л. Н., Золотарева, А. В., Жедунова, Л. Г., Посысоев, Н. Н., Чернявская, А. П. Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей-сирот. Сер. Университеты России (3-е издание дополненное и переработанное) [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, А. В. Золотарева,
Л. Г. Жедунова, Н. Н. Посысоев, А. П. Чернявская. -М. : Юрайт, 2016. - 243 с.
2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. - СПб. : Академия, 2004.
3. Кроник, А. А., Ахмеров, Р. А. Психогенеалогия: история формирования, первые эксперименты и перспективы развития [Текст] / А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4.
4. Чернявская, А. П. Психологическая оценка и повышение уровня профессиональной готовности в целях профконсультации [Текст] : автореф. ... дис. канд. психол. наук / А. П. Чернявская. - СПб., 1992.
5. Чернявская, А. П. Психологические факторы профессиональной зрелости [Текст] / А. П. Чернявская // Современное образование: роль психологии : материалы X Международной научно-практической конференции / Психологический институт РАО / под ред. Л. М. Митиной. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. - С. 606-609.
6. Brown D. (Ed.) Career choice and development / Brown D. and associates. 4th Ed. p. cm. - San Francisco, CA: Jossey-Bass Publ., 2002.
7. Super, D. E. (1957). The psychology of careers. -New York: Harper & Brothers.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V, Serebrennikov, L. N., Zolo-tareva, A. V., Zhedunova, L. G., Posysoev, N. N., Cher-njavskaja, A. P. Cocial'naja pedagogika. Proforientacija i samoopredelenie detej-sirot. Ser. Universitety Rossii (3-e izdanie dopolnennoe i pererabotannoe) [Tekst] / L. V Bajborodova, L. N. Serebrennikov, A. V Zolotareva, L. G. Zhedunova, N. N. Posysoev, A. P. Chernjavskaja. -M. : Jurajt, 2016. - 243 s.
2. Klimov, E. A. Psihologija professional'nogo sa-moopredelenija [Tekst] : ucheb. posobie dlja vuzov / E. A. Klimov. - SPb. : Akademija, 2004.
3. Kronik, A. A., Ahmerov, R. A. Psihogenealogija: is-torija formirovanija, pervye jeksperimenty i perspektivy razvitija [Tekst] / A. A. Kronik, R. A. Ahmerov // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 3-4.
4. Chernjavskaja, A. P. Psihologicheskaja ocenka i povyshenie urovnja professional'noj gotovnosti v celjah profkonsul'tacii [Tekst] : avtoref. ... dis. kand. psihol. nauk / A. P. Chernjavskaja. - SPb., 1992.
5. Chernjavskaja, A. P. Psihologicheskie faktory pro-fessional'noj zrelosti [Tekst] / A. P. Chernjavskaja // Sov-remennoe obrazovanie: rol' psihologii : materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Psihologicheskij institut RAO / pod red. L. M. Mitinoj. -M. ; SPb. : Nestor-Istorija, 2014. - S. 606-609.
6. Brown D. (Ed.) Career choice and development / Brown D. and associates. 4th Ed. p. cm. - San Francisco, CA: Jossey-Bass Publ., 2002.
7. Super, D. E. (1957). The psychology of careers. -New York: Harper & Brothers.