УДК 159.922
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
© Лариса Юрьевна ПРОСКУРЯКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социальной психологии;
Центр внешкольной работы, г. Тамбов, Российская Федерация, педагог-психолог,
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается эмпирическое обоснование тренинговой работы с подростками при выборе профессии. В ней показано, что подростки, склонные к девиантному поведению, не готовы к адекватному осознанному выбору своей будущей профессии. На основе анализа связи характеристик осознанности профессионального выбора с особенностями выбора профессии подростками определены направление и содержание тренинговой работы с ними. Показано, что специально организованная тренинговая работа может существенно снизить влияние негативных факторов на процесс выбора профессии и обеспечить развитие готовности подростков к выбору профессии.
Ключевые слова: девиантость; выбор профессии; готовность к выбору профессии.
Исследования ряда отечественных ученых показывают, что выбор будущей профессии - это внутренняя деятельность, направленная на построение и осмысление альтернатив профессионального выбора, а также определение критериев для сравнения этих альтернатив, выделение ключевых альтернатив и реализация окончательного выбора (А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, Е.Н. Волкова,
B.В. Давыдов, Ю. Казелецкий, О.И. Ларичев, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Н.Ф. Наумова,
C.Л. Рубинштейн, Г.Н. Солнцева, Г.В. Суходольский и др.) [1]. Развитие этой деятельности у подростков, их готовности к ее осуществлению является актуальной проблемой, особенно при работе с трудными подростками.
Проблема развития готовности к выбору профессии, связана, прежде всего, с выделением структурных компонентов этой готовности. По мнению С.Н. Чистяковой, основаниями зрелого осознанного выбора будущей
профессии в подростковом возрасте служит наличие у подростков широкой информационной, мотивационно-ценностной и практической готовности к осуществлению данного выбора [2]. Анализ работ таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Г. Крайг, Л.Е. Лоскутов, В.М. Поздняков, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Сто-ляренко, Л.А. Ясюкова и другие позволяет выделить следующие компоненты готовности к выбору профессии: 1) мотивационный (отношение к выбору профессии, стремление сделать свой профессиональный выбор);
2) познавательно-прогностический (представление об особенностях и условиях профессиональной деятельности, способность адекватно оценивать уровень профессионального соответствия и осуществлять прогнозирование предстоящих событий); 3) операциональный (владение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для соверше-
ния процесса выбора и освоения той или иной выбираемой профессии); 4) эмоционально-волевой (воодушевление, уверенность в своих силах и способностях, умение владеть собой и самомобилизовываться на преодоление встречающихся трудностей); интеллектуальный (сформированность соответст-
вующих интеллектуальных подструктур).
Успешность формирования готовности к осознанному выбору профессии связана с процессом развития самосознания личности. По мнению многих авторов, самосознание личности является важнейшим структурным компонентом, тем внутренним механизмом, благодаря которому человек способен не только сознательно воспринимать окружающую среду, но и самостоятельно осознать свои возможности, определить меру и характер собственной активности. (Л. И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Д.Л. Константиновский, А.М. Кухарчук, Ю.В. Орлов, А.В. Поддубная, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, Д.И. Фельдштейн и др.) [3]. Осознание и оценка собственных возможностей является необходимым условием правильного выбора профессии, т. к. выбираемая профессия должна как можно в большей степени соответствовать этим возможностям.
Анализ современных психологических исследований проблемы психологической готовности подростков к осознанному выбору профессии, позволяет сделать следующие предположения, касающиеся содержания понятия «осознанный выбор профессии», компонентов готовности к выбору профессии и личностных предпосылок формирования готовности к осознанному выбору профессии.
1. Под осознанным выбором подростками будущей профессии понимается внутренняя деятельность подростков, направленная на построение и осмысление альтернатив профессионального выбора, а также определение критериев для сравнения этих альтернатив, выделение ключевых альтернатив и реализация окончательного выбора.
2. Психологическая готовность к осознанному выбору будущего образовательного профиля и профессии определяется сформи-рованностью информационной, мотивационно-ценностной и практической составляющих этой готовности.
3. Личностными предпосылками формирования готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и профессии подростками являются: осмысленность жизни, опора в принятии решений на себя, компетентность во времени, определенность выбора, гибкость в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации, творческая реализация в деятельности.
В проведенном нами эмпирическом исследовании решались две задачи.
1. Выявить уровень актуальной готовности подростков группы риска к выбору профессии и ее отдельных компонентов - информационного, мотивационно-ценностного и практического.
2. Разработать для подростков группы риска программу развития готовности к выбору профессии и проверить ее эффективность на практике.
Уровень актуальной готовности к выбору определялся по методике А.П. Чернявской, которая оценивает уровень эмоциональной включенности в процесс выбора, информированности, автономности, умения принимать решения, планировать профессиональную карьеру [4]. Перечисленные показатели отражают в большей степени уровень информационной, практической и ценностной готовности. Мотивационная же готовность здесь отражена лишь косвенным образом во всех пяти показателях. Поэтому оценка сформированности у подростков мотивов выбора профессии проводилась нами с помощью методики «Определение основных мотивов выбора профессии» [5]. Данная методика позволяет оценить степень выраженности следующих девяти мотивов выбора профессии: 1) социальных; 2) моральных; 3) эстетических; 4) познавательных; 5) творческих; 6) мотивов, связанных с содержанием труда в избираемой профессии; 7) материальных; 8) престижных; 9) утилитарных.
Для исследования связи между особенностями реального выбора профессии и характеристиками осознанности профессионального выбора применялись следующие методики: разработанный нами «Опросник для выявления особенностей профессионального выбора», методика «Готовность к выбору профессии» А.П. Чернявской.
Базой исследования стали подростковые клубы г. Тамбова. В исследовании в качестве испытуемых выступили 90 подростков (юноши и девушки), посещающие подростковые клубы и характеризующиеся девиантным поведением, что дает основание для отнесения их к группе риска. Возраст испытуемых: 11-18 лет.
Результаты исследования осознанности выбора профессии подтвердили, что подростки, относящиеся к группе риска, действительно не готовы к осознанному выбору профессии. Это выражается в ряде наблюдающихся у них особенностей выбора профессии. Во-первых, это находит свое выражение в их низкой информированности о мире профессий, профессионально важных качествах, рынке труда; недостаточной развитости способности быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации и проявлять гибкость в реализации своих ценностей. Во-вторых, это проявляется в слабом развитии мотивов выбора профессии.
По результатам обследования испытуемых вычислялся средний балл выраженности каждого из девяти мотивов и доля испытуемых, имеющих низкий, средний и высокий уровень развития каждого из мотивов выбора профессии (табл. 1).
Полученные нами эмпирические данные говорят о том, что в оценке значимости будущей профессиональной деятельности у подростков главным является мотив материального благополучия, который получил средний балл, равный 8,8. На втором месте стоят три мотива, получившие по 7,6 балла в среднем. Это мотивы престижные, познавательные и утилитарные.
Остальные мотивы - социальные, моральные, эстетические, творческие и мотивы, связанные с содержанием труда получили
приблизительно одинаковые, но более низкие баллы (от 6,2 до 6,8 балла). Это свидетельствует о том, что мотивационная готовность подростков к выбору профессии еще недостаточно развита, т. к. высокий уровень развития имеют только названные первыми четыре мотива. Остальные мотивы имеют лишь средний уровень развития. Анализ данных о доле испытуемых, имеющих низкий, средний и высокий уровни развития каждого из изучаемых мотивов, показывает, что наибольшая доля испытуемых, имеющих низкий уровень развития, приходится на эстетические (17,4 %), творческие мотивы (16,5 %) и мотивы, связанные с трудом (15,7 %). Вместе с тем очень большая часть испытуемых имеет высокий уровень развития материального мотива (83,5 %).
Результаты, полученные в данном эмпирическом исследовании, позволяют сделать вывод о том, что у подростков, относящихся к группе риска, наблюдается недостаточный уровень развития мотивационной готовности к выбору профессии. У них слабо сформированы мотивы, побуждающие к выбору профессии, придающие этому процессу субъективное значение. Также наблюдается слабое развитие мотивов, лежащих в основе принятия решения о выборе той или иной профессии. Это проявляется, с одной стороны, в слабости развития социальных, моральных, эстетических, творческих и связанных с содержанием труда мотивов, а с другой стороны, в такой иерархии мотивов, в которой доминирующим мотивом является материальный. Выявленная картина развития мотивационной готовности подростков к выбору профессии указывает на необходимость разработки и применения в подростковых клубах психологических методик развития данной готовности.
Таблица 1
Выраженность мотивов выбора профессии у девиантных подростков
Мотивы выбора профессии
Соц. Мор. Эстет. Позн. Творч. Сод. тр. Матер. Прест. Утил. Все
Низк. (%) 10,4 6,1 17,4 8,7 16,5 15,7 4,3 7,8 5,2 12,2
Средн. (%) 51,3 53,0 35,7 26,1 34,8 51,3 12,2 30,4 36,5 71,3
Выс. (%) 38,3 40,9 47,0 65,2 48,7 33,0 83,5 61,7 58,3 16,5
Ср. знач. 6,5 6,8 6,4 7,6 6,7 6,2 8,8 7,6 7,6 64,2
Результаты изучения готовности подростков к выбору профессии показали, что мотивационная готовность к будущему образовательному профилю и профессии у подростков сформирована значительно хуже, чем информационная, практическая и ценностная. Именно на это обстоятельство мы ориентировались, в первую очередь, при разработке программы формирующего эксперимента. После работы по профориентационной программе у подростков главным является познавательный мотив, который получил средний балл, равный 8,7. На втором месте стоит мотив материального благополучия, получивший 8,6 баллов, а на третьем связанный с содержанием труда (8,4), социальный (8,3) и творческий (8,3) мотивы (табл. 2).
Результаты, полученные в данном эмпирическом исследовании, позволяют сделать вывод о том, что у подростков, посещающих клубы по месту жительства, после работы по профориентационной программе возросли средние баллы развития социальных, моральных, эстетических, творческих и связанных с содержанием труда мотивов, а доминирующим мотивом стал познавательный мотив.
Анализ условий развития подростков с девиантным поведением показал, что отсутствие у них готовности к адекватному осознанному выбору будущей профессии обусловливается действием ряда объективных причин. Эти причины можно объединить в две группы.
1. Психологические особенности подростков:
- недостаточно развитая способность совмещать ближнюю и дальнюю перспективу;
- незавершенность развития функции планирования.
- противоречивость и неупорядоченность разных аспектов «Я», что нарушает цельность и последовательность выбора;
- неумение разграничивать возможное и желаемое.
2. Условия развития общества и особенности подростков, способствующие появлению факторов, еще более препятствующих формированию готовности к осознанному профессиональному выбору:
- изменение ценностных ориентиров в современном обществе, приводящее к разрыву между т. н. декларируемыми ценностями и реальными, которыми человек руководствуется в жизни;
- появление большого количества «новых» профессий;
- неконтролируемый рост высших учебных заведений, как правило, коммерческих, которые открывают факультеты по подготовке специалистов престижных специальностей;
- социальная «неразбериха» в обществе и отсутствие специально организованных пространств для подростков, моделирующих идеальную структуру взрослого общества и позволяющих подросткам попробовать себя в тех или иных общественно значимых ролях и позициях;
- особенности современной системы образования.
Для того чтобы выявить причины, влияющие на особенности выбора профессии подростками, был произведен корреляционный анализ полученных эмпирических данных, который позволил констатировать наличие следующих статистически значимых связей.
1. «Автономность», т. е. принятие на себя ответственности за собственные действия, поступки, понимание целостности своей личности у испытуемых напрямую зависит от эмоционального отношения к ситуации выбора профессии, общего настроя человека (г = 0,449) и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности.
Таблица 2
Выраженность мотивов выбора профессии у девиантных подростков после формирующего эксперемента
Мотивы выбора профессии
Соц. Мор. Эстет. Позн. Творч. Св. с тр. Матер. Прест. Утил. Все
Низк. (%) 1 3,2 7,6 2,1 2,2 2,3 1 4,4 2,1 2,3
Средн. (%) 23,4 33,4 34,6 9,0 18,9 38,8 15,6 36,7 36,7 27,8
Выс. (%) 75,6 63,4 57,8 88,9 78,9 58,9 83,4 58,9 61,2 69.9
Ср. знач. 8,3 7,6 7,2 8,7 8,3 8,4 8,6 7,4 7,5 71,9
2. «Соответствие личностным интересам» коррелирует со знанием рынка предлагаемых профессий (г = 0,218).
3. «Принятие решения о выборе будущей профессии» коррелирует с показателями по шкале «влияние других людей» (г = 0,297) опросника особенности профессионального выбора, что говорит о неспособности подростков самостоятельно сделать выбор до начала работы с профконсультантом.
С подростками, имеющими низкие показатели готовности к выбору профессии, нами была проведена работа по профориентационной программе «Дорогу осилит идущий». Главное содержание профориентационной программы составлял тренинг. После завершения тренинговой работы нами вновь был осуществлен корреляционный анализ особенностей выбора профессии и особенностей личности подростков. Этот анализ выявил наличие следующих статистически значимых корреляций.
1. Готовность к осознанному профессиональному выбору, умение принять решение коррелирует с информированностью (г = 0,423); с планированием (г = 0,480); с эмоциональным отношением (г = 0,441).
2. Особенности профессионального выбора коррелируют с личностными интересами и со знанием рынка профессий (г = 0,490); с личностными способностями (г = 0,405).
3. Знание рынка профессий коррелирует с личностными способностями (г = 0,384).
4. Личностные ожидания коррелируют с влиянием других людей (их мнений, суждений, жизненного опыта) на выбор профессии (г = 0,334).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что личностными предпосылками готовности к осознанному профессиональному выбору являются именно указанные качества. Для обеспечения максимально эффективного выбора профессии нужно обеспечить их полноценное развитие до наступления момента выбора.
По итогам изучения готовности подростков к выбору профессии и факторов, влияющих на развитие отдельных показателей этой готовности, нами была разработана программа развития у подростков их готовности к осознанному выбору будущей профессии. Эта программа, ориентированная на учащихся 11-18 лет, включает в себя теоретический,
диагностический и тренинговые блоки. Ее целью является создание психолого-акмеоло-гических условий, обеспечивающих адекватное профессиональное самоопределение учащихся.
Работа по этой программе осуществляется в несколько этапов, каждый из которых направлен на реализацию своей специфической задачи.
Задачей первого этапа является снижение проявлений девиантности в поведении подростков. Второй этап направлен на создание психолого-акмеологических условий для развития мотивации к профессиональному выбору. Третий этап предполагает создание психолого-акмеологических условий для осуществления учащимися осознанного профессионального выбора. Последний, четвертый этап, представляет собой психолого-акмеологическую поддержку сделанного подростком профессионального выбора.
Эффективность предложенной комплексной программы работы с подростками подтверждается результатами проведенного формирующего эксперимента. При этом анализ эффективности проводился на основе сравнения средних показателей всех параметров профессиональной готовности, измеренных с помощью разработанного нами опросника для выявления особенностей профессионального выбора и методики А.П. Чернявской до и после экспериментального воздействия.
Если до начала эксперимента с выбором профессии определились 32 % испытуемых: необоснованный и малообоснованный выбор сделали 67,8 % подростков, а обоснованный лишь 32,2 %, то после его завершения обоснованный выбор сделали 74 % подростков. Причем 13,3 % испытуемых изменили сделанный ранее необоснованный выбор профессии на новый более обоснованный выбор. Статистически значимые различия между средними показателями экспериментальной группы, полученные в начале работы по программе и после ее завершения, отмечаются по следующим показателям:
1) по уровню общей готовности;
2) по информированности и планированию;
3) по автономности и эмоциональной включенности.
Полученные результаты можно интерпретировать как результат влияния психологической программы на формирование у подростков готовности к осознанному выбору будущей профессии.
Выявленная в ходе проведенного формирующего эксперимента картина динамики показателей готовности подростков к выбору профессии свидетельствует о том, что психологическая программа развития этой готовности является эффективной. Реализация указанной программы значительно повышает у подростков как общий уровень готовности к выбору профессии, так и отдельных ее показателей, к которым относятся мотивационная готовность, автономность, информированность, способность принимать решения, планировать свою профессиональную карьеру, отношение к задаче выбора профессии. Результатами реализации данной программы также являются более высокий уровень осознанности выбора профессии, определенность и устойчивость выбора.
Подводя итог проведенному исследованию можно констатировать, что специально организованная деятельность с подростками, относящимися к группе риска, может существенно снизить влияние негативных факторов и обеспечить адекватный осознанный выбор ими профессии. Это возможно при проведении тренинговых, игровых и других активных форм работы, направленных по своему содержанию на обеспечение таких аспектов психологического сопровождения выбора профессии, как:
- развитие у подростков мотивов выбора профессии и соответствующих ценностных ориентаций;
- повышение информированности учащихся о мире профессий, условий труда, требований, предъявляемых к конкретным профессиям;
- развитие у подростков адекватных представлений о собственных возможностях и склонностях через применение специального диагностического блока и создание условий для осуществления ими профессиональных проб;
- формирование у подростков адекватного уровня притязаний с учетом собственных возможностей в освоении конкретной профессии;
- создание особых, специально организованных пространств, создающих возможности для формирования и удовлетворения потребности подростков во взрослении.
1. Андриенко Е.В. Социальная психология / под ред. В. А. Сластенина. М., 2004.
2. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. М., 2004.
3. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профориентации. М., 2001.
4. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников. «Твой выбор». СПб., 2008.
5. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. М., 2006.
Поступила в редакцию 16.02.2012 г.
UDC 159.922
EMPIRICAL BASE OF TRAINING WORK WITH RISK GROUP ADOLESCENTS AT CHOOSING PROFESSION Larisa Yuryevna PROSKURYAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Social Psychology Department; Center of extracurricular activities, Tambov, Russian Federation, pedagogue-psychologist, e-mail: [email protected]
The article discusses the empirical training work with adolescents at choosing a profession. It shows that teens are prone to slight behavior, not ready for adequate informed choice of their future profession. On the basis of an analysis of the characteristics of the awareness of professional choices with choices by adolescents identified the direction and the content of the training to work with them. It is shown that specially organized training can significantly reduce the impact of negative factors in the choice of profession and develop preparedness teenagers to choice of occupation.
Key words: deviance; choice of occupation; career readiness.