10.24412/2782-3849-2025-1-98-100 ЕЛИСОВ Павел Петрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация,
e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ
НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы, связанные с участием несовершеннолетних в деятельности неформальных молодежных групп, которые требуют особого внимания для прогнозирования и коррекции дальнейшего поведения подростков, а также для установления особенностей их последующего развития при переходе во взрослую жизнь. В работе последовательно обосновываются выводы о том, что деятельность подростков, связанная с их участием в неформальных группах, а также с последующим выходом из них вскоре потребует тщательного изучения педагогами и психологами, однако речь уже может пойти об общественных формах групповой психотерапии.
Ключевые слова: психология, педагогика, неформальные группы, несовершеннолетние, адаптация, переживания, стереотипы, демонстрация, коррекция.
YELISOV Pavel Petrovich,
PhD in Law, Senior Researcher of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russian Federation
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PARTICIPATION OF MINORS IN THE ACTIVITIES OF YOUTH INFORMAL GROUPS
Annotation. The article examines the psychological and pedagogical aspects of the problem related to the participation of minors in the activities of informal youth groups, which require special attention to predict and correct the further behavior of adolescents, as well as to establish the characteristics of their subsequent development during the transition to adulthood. The paper consistently substantiates the conclusions that the activities of adolescents associated with their participation in informal groups, as well as with their subsequent withdrawal from them, will soon require careful study by teachers and psychologists, but we can already talk about social forms of group psychotherapy.
Key words; psychology, pedagogy, informal groups, minors, adaptation, experiences, stereotypes, demonstration, correction.
Внастоящее время во многих регионах нашей страны формируются различного рода неформальные молодежные объединения или группы, консолидирующие свои усилия на основе общих интересов. На первый взгляд у участников данных групп не наблюдается ярко выраженных специфических личностных черт, которые можно было бы сразу определить. Как правило, перед нами предстают юноши и девушки, которые объединены общими интересами, например, увлечениями спорта, музыкой, о которых, известно лишь то, что они воспринимают различные события, происходящие в их жизни, несколько ярче и невротичнее, чем обычные подростки, однако это не объясняет в целом их особенности поведения в обществе. По мнению С.Ю.
Ковальчук, исходя из их ценностно-смысловых ориентиров общественного поведения, к числу досуговых неформальных молодежных групп можно отнести: музыкальные (панки, реперы, рокеры, рэйверы, эмо, готы), спортивные (футбольные фанаты, поклонники различных восточных единоборств, роллеры, скейтеры, байкеры, геймеры) [3, с. 107].
Неформальные молодежные группы представляют собой социально-психологическое явление, которое содержит в себе попытку адаптации отдельных подростков к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в юношеском возрасте при вхождении в самостоятельную жизнь. Говоря об адаптации, мы имеем в виду процесс возникающей перед подростком ситуации значи-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
№ 1 - 2025
тельной свободы, не связанный в жизни с какой-либо ответственностью. На сегодняшний день, время делает подростковый образ жизни особенным, поскольку подростки не должны содержать себя сами и не должны быть обязательно заняты каким-то рабочим процессом или ответственным делом. Несовершеннолетним часто предоставляется значительная свобода, и они начинают остро чувствовать себя взрослыми, то есть стремятся к этой свободе и хотят выйти из-под постоянного контроля со стороны взрослых. Полагаем, что данное сочетание впервые открывающейся свободы и еще сохранившейся от детства безответственности делают подростковый возраст уникальным временем в жизни человека. Следует поддержать точку зрения А.В. Вороновой, которая справедливо отмечает, что неформальные молодежные группы предоставляют возможности для самовыражения, выделения из общей массы сверстников и социума, в том числе, с помощью нестандартного миропонимания и поведения [2, с. 77].
Как установлено во многих исследованиях, психологически это время подростком воспринимается как последующая жизненная перспектива, которая кажется ему бесконечной, поэтому само чувство ответственности здесь отличается от аналогичного чувства у взрослого человека. У несовершеннолетних присутствует чувство о том, что все еще можно будет изменить, переделать, исправить в течение всей его жизни, что это еще не окончательный итог. Представляется, что данное чувство не совсем правильно осознается подростком, но объективно оно в значительной степени предопределяет его поведение. Следует согласиться с исследователями, которые обоснованно утверждают, что внутри различных общностей рождаются субкультуры, которые закрепляются в определенной системе ценностей, жизненных установок, поведенческом стиле, в сознании [6, с. 114].
Проблема сочетания свободы и безответственности стоит практически перед каждым несовершеннолетним и особо остро переживается индивидами, входящими в состав неформальных молодежных групп. Участники данных групп не удовлетворены общими способами адаптации к своей жизненной ситуации. В данном случае, мы разделяем мнение А.Ю. Брылева, который справедливо отмечает, что условия жизни создают предпосылки для организации молодежи в группы, являющиеся фактором, формирующим коллективное сознание, ответственность и общие понятия ценностей [1, с. 42].
При вхождении в состав неформальных групп подростки находят для себя достаточно трудные способы адаптации. Получается, что подростки переживают различные проблемные ситуации гораздо тяжелее, и ищут различные
пути для их разрешения. Вместе с тем, рассматриваемые ими пути решения проблем являются достаточно оригинальными, например, это пути поиска развлечений, специально разработанные для людей, находящихся в состоянии свободы и безответственности.
В целом можно сказать, что участники неформальных молодежных групп демонстрируют особенности своего возраста. Именно поэтому участники таких групп, составляющие среди своих ровесников небольшой процент, привлекают к себе такой интерес. В большинстве своем участники неформальных групп - это подростки, поглощенные в основном переживанием, демонстрацией своей молодости, для которых она стала профессией. Такой способ адаптации естественно направлен против устоявшихся в обществе ценностей, стандартов поведения и иных атрибутов, присущих старшему поколению. Отсюда и исходит сложность общения участников неформальных групп с лицами старшего возраста, поскольку ими не разделяются философские взгляды молодежи, отрицающие их участие в активной целенаправленной деятельности. Представляется, что само участие подростков в деятельности неформальных групп выступает как временное явление. Сама жизнь заменяет безответственную свободу и соответствующий образ жизни необходимостью совершения выбора и ответственных поступков, то есть свобода безответственности заменяется осознанной необходимостью.
Следует обозначить психологические границы участия в неформальных группах, Первая из них включает в себя процесс вхождения в группу, связанный с обретением чувства неограниченной и безответственной свободы, когда подросток думает, что он может распоряжаться своей жизнью как он хочет, что у него бесконечный запас времени и возможность совершения различных поступков, которые надо совершить здесь и сейчас. Вторая граница характеризуется выходом подростка из состава неформальной группы, при котором он понимает, что теперь он должен нести ответственность за свои действия, что его поступки уже необратимы, пространство для выбора способов действия значительно сузилось, а значимость сделанного им выбора возросла.
Отметим, что у каждого подростка эффект пребывания в неформальной молодежной группе может быть различным. Например, у одних усиливаются исходные ценности, с которыми он вошел в группу, а другим эти ценности при виде со стороны кажутся далекими. Несовершеннолетние, находящиеся в составе подобных групп глубоко проникаются их идеологией и становятся ее носителями. Однако со временем, большинство участников таких групп вполне благополучно
выходят из них и становятся адаптированными членами общества. При этом исследователи достаточно достоверно отмечают, что каждая неформальная молодежная группа характеризуется наличием установленных норм и правил поведения; для каждой группы характерны культурные образцы, представляющие ее как коллективное целое [4, с. 54].
Вместе с тем, мы полагаем, что некоторым подросткам для благополучного выхода из такого объединения иногда может потребоваться помощь психолога. Данная помощь нужна тем подросткам, у которых возникают психологические трудности при попытке выхода из группы, при смене ценностей, стандартов поведения, образа жизни. Таким подросткам надо помочь, прежде всего, понять самих себя, то есть в каждом конкретном случае необходимо установить, что означало для данного человека участие в группе, какие его потребности удовлетворялись в ходе участия, а какие перестали удовлетворяться, если он стремится выйти из состава группы. Полагаем, что далее нужно оказать помощь подростку для нахождения им другого способа удовлетворения его психологических потребностей, не связанного с участием в деятельности неформальной молодежной группы.
Также важным моментом может являться оказание помощи психологом в процессе пребывания подростка в неформальной группе. В большей степени речь должна идти о диалоге, в процессе которого надо постараться выработать у подростка критическое отношение к его участию в группе, а именно понимания того, что это был приятный, непродолжительный период жизни, способствовавший выработке ироничного отношения к общим ценностям. Если в процессе пребывания человека в неформальной группе у него разовьются такие качества, то это облегчит ему выход из группы и поможет сформировать свой собственный взгляд на такое участие в последующей жизни.
В настоящее время, лица старшего возраста достаточно часто выступают с осуждающими высказываниями и нетерпеливыми требованиями по отношению к участникам неформальных групп, касающимися прекращения их деятельности, что не всегда дает свой положительный эффект. Мы полагаем, что деятельность подростков, связанная с их участием в таких группах, а также с последующим выходом из них вскоре потребует тщательного изучения педагогами и психологами в процессе осуществления их профессиональной деятельности. Формы и методы психолого-педагогической работы с такими подростками уже были давно разработаны, однако речь может пойти об общественных формах групповой психотерапии и выработке на ее основе путей решения глубинных проблем нефор-
мальных молодежных групп, оказывающих свое влияние на формирование личности и взглядов на жизнь уже взрослого человека.
Список литературы:
[1] Брылев А.Ю. Роль неформальных молодежных организаций в жизни общества. Таврический научный обозреватель. 2016. № 5. С. 39-44.
[2] Воронова А. В. Неформальные социальные практики самореализации молодежи в системе социокультурных образований. Russian Journal of Education and Psychology. 2012. № 7. С. 73-82.
[3] Ковальчук С.Ю. Тенденции развития неформальных молодежных объединений в России. Logos et Praxis. 2013. № 1. С. 105-109.
[4] Косарецкая СВ., Косарецкий С.Г., Синя-гина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. СПб., 2006. С. 54-56.
[5] Латышева Т.В. Феномен молодёжной субкультуры: сущность, типы. Социологические исследования. 2010. № 6. С. 93-101.
[6] Эррера Л.М., Прокофьева Ю.В. Молодежные неформальные движения как часть современного общества. Вестник Поволжского института управления. 2010. № 3. С. 111-118.
[7] Яблочников С.Л., Наумов Д.И., Яблочни-кова И.О. Социальные и психолого - педагогические аспекты формирования потенциала делинквентности молодежных субкультурных и контркультурных солидарностей. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. № 4. С. 72-86.
Spisok literatury:
[1] Brylev A.Y. The role of informal youth organizations in the life of society. The Tauride Scientific observer. 2016. No. 5. pp. 39-44.
[2] Voronova A.V. Informal social practices of youth self-realization in the system of socio-cultural education. Russian Journal of Education and Psychology. 2012. No. 7. pp. 73-82.
[3] Kovalchuk S.Y. Trends in the development of informal youth associations in Russia. Logos et Praxis. 2013. No. 1. pp. 105-109.
[4] Kosaretskaya ST., Kosaretsky S.G., Sinya-gina N.Yu. Informal youth associations. St. Petersburg, 2006. pp. 54-56.
[5] Latysheva T.V. The phenomenon of youth subculture: essence, types. Sociological research. 2010. No. 6. pp. 93-101.
[6] Herrera L.M., Prokofieva Yu.V. Youth informal movements as a part of modern society. Bulletin of the Volga Institute of Management.. 2010. No. 3. pp. 111-118.
[7] Yablochnikov S.L., Naumov D.I., Yabloch-nikova I.O. Social and psychological aspects of the formation of delinquency potential of youth subcul-tural and countercultural solidarities. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2016. No. 4. pp. 72-86.