Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИЧИН УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП'

АНАЛИЗ ПРИЧИН УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / неформальные группы / поведение / эмоции / причины / условия / обстоятельства / факторы / образование / семья / воспитание

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елисов П. П.

В статье проводится психолого-педагогический анализ причин и условий участия несовершеннолетних в деятельности неформальных молодежных групп, позволяющий выявить основные факторы и обстоятельства, оказывающие влияние на подростков для объединения в вышеуказанные группы. В работе аргументируются выводу о том, что к числу основных факторов, предрасполагающих подростков к негативным отклонениям в поведении, общении, к их психологической и социальной дезадаптации относятся психологическая нестабильность и дискомфорт, отсутствие социальных ориентиров, незанятость полезными видами деятельности, отсутствие жизненных планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИЧИН УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП»

10.24412/2782-3849-2025-1-72-75

ЕЛИСОВ Павел Петрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ПРИЧИН УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП

Аннотация. В статье проводится психолого-педагогический анализ причин и условий участия несовершеннолетних в деятельности неформальных молодежных групп, позволяющий выявить основные факторы и обстоятельства, оказывающие влияние на подростков для объединения в вышеуказанные группы. В работе аргументируются выводу о том, что к числу основных факторов, предрасполагающих подростков к негативным отклонениям в поведении, общении, к их психологической и социальной дезадаптации относятся психологическая нестабильность и дискомфорт, отсутствие социальных ориентиров, незанятость полезными видами деятельности, отсутствие жизненных планов.

Ключевые слова: подростки, неформальные группы, поведение, эмоции, причины, условия, обстоятельства, факторы, образование, семья, воспитание.

YELISOV Pavel Petrovich,

PhD in Law,

Senior Researcher of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russian Federation

ANALYSIS OF THE REASONS FOR THE PARTICIPATION OF ADOLESCENTS IN THE ACTIVITIES OF INFORMAL YOUTH GROUPS

Annotation. The article provides a psychological and pedagogical analysis of the reasons and conditions for the participation of minors in the activities of informal youth groups, which allows to identify the main factors and circumstances influencing adolescents to join the above-mentioned groups. The paper argues for the conclusion that the main factors predisposing adolescents to negative behavioral and communication disorders, their psychological and social maladaptation include psychological instability and discomfort, lack of social guidance, lack of employment in useful activities, and lack of life plans.

Key words; adolescents, informal groups, behavior, emotions, causes, conditions, circumstances, factors, education, family, upbringing.

В целях установления причин участия подростков в деятельности различных неформальных молодежных групп необходимо, в первую очередь, установить составы этих групп, направленность их деятельности, особенности поведения их участников, движимые ими мотивы, обстоятельства, способствующие причинам объединения, состояние и характер взаимоотношений с лицами старшего возраста, направленность профессиональных интересов, а также истинные намерения и дальнейшие жизненные планы.

Предварительные результаты нашего анализа свидетельствуют о том, что неформальные группы включают в себя объединения подростков в возрасте от 13 до 17 лет. Подавляющее большинство из них относится к числу слабо

успевающих учащихся, практически не занятых какой-либо общественной деятельностью, имеющих свои интересы и потребности, которые в их сознании преобладают над общими интересами.

Большая часть участников неформальных молодежных групп, выражают свое недовольство складывающимися отношениями в семье, указывают на сложность взаимоотношений с педагогами и своими ровесниками. Большинство участников таких групп отзываются о своих жизненных планах и намерениях относительно неопределенно, без какой-либо уверенности.

Примерно около 30 % участников неформальных групп испытывают влечение к курению, употреблению спиртных напитков, различных лекарственных препаратов и наркотических

средств. Однако данная группа не считает себя объединением, входящим в группу риска и не относит ее участников к числу трудных подростков, которые могут перерасти в несовершеннолетних правонарушителей.

В результате проведенного нами анализа установлено, что подростки, входящие в состав неформальных групп испытывают острую потребность в самоопределении, в самоутверждении через общение с ровесниками. Для участников таких групп наиболее притягательными выглядят необычные, неординарные, привлекающие к себе внимание формы поведения членов различных групп, а также престиж участия в их деятельности и принадлежность к ним. Формы общения и поведения в группе кажутся ее участникам наиболее развлекательными, дающими больше эмоциональных впечатлений и острых ощущений, чем общение в кругу семьи или в учебном коллективе. Следует согласиться с мнением Е.Н. Леком-цевой, которая справедливо отмечает, что на сегодняшний день направленность неформальных молодежных групп представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок, до вполне безобидных и законопослушных [6, с. 53].

Одну из важнейших ролей участия подростка в деятельности неформальной группы играет особенность их поведения, которая свойственна именно для несовершеннолетних. Участникам рассматриваемых групп свойственны: недостаточная критичность и полноценность социального опыта при резко возникшей социальной активности и стремления к самостоятельности и независимости в поступках; повышенная потребность в общении с участниками группы и принадлежность к ней; эмоционально-волевая неустойчивость. На выявленные нами особенности накладывается и усиливает их проявление социальная пассивность, незанятость их в общественной деятельности, дефицит одобряемых поступков родителями и педагогами, недостаток позитивных стимулов активности, отсутствие условий для полного самовыражения. Мы разделяем точку зрения А.Г. Ереминой, которая обоснованно отмечает, что содержание подросткового периода заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного детям, до того, как подростки переходят к сдержанному послушанию скрытому неповиновению родителям [3, с. 11].

Рассматриваемая группа подростков отличается от своих ровесников тем, что ее участники не имеют представления о привлекательном для них будущем. Для них свойственны неясность и нереальность жизненных планов и перспектив, отсутствие или непривлекательность профессиональных намерений, неопределенность жизнен-

ного выбора, потребность в самоопределении и невозможность его осуществлении имеющимися средствами.

Говоря о социальном статусе семей, в которых воспитываются подростки, участвующие в деятельности неформальных групп, следует отметить, что большинство из них состоят в семьях, поглощенных трудовой деятельностью, направленной на заработок средств к существованию, в основном имеющих недостаточный духовный потенциал, а также характеризующихся слабым уровнем общественной активности. Родители таких подростков не пользуются авторитетом в кругу общественного окружения, в основном они закрываются от общения и занимают не самое престижное положение в обществе родителей сверстников.

Таково общее положение, в котором действуют и приобретают активность факторы и обстоятельства, оказывающие влияние на участие несовершеннолетних в составе неформальных молодежных групп.

Проведенное исследование демонстрирует нам низкий уровень культурного и социального развития подростков, участвующих в деятельности неформальных групп, обусловленный невысокой, а иногда и очень низкой успеваемостью по многим учебным дисциплинам в образовательных учреждениях. Систематические неудачи в учебной деятельности и связанные с ними неприятности в учебном заведении и в семье, вызывает у подростков чувство неудовлетворенности или собственной несостоятельности, обостренное чувствительностью к различным проявлениям собственной слабости. Все эти чувства приводят подростков к отчуждению от учебного процесса, от педагогического воздействия, от учебных коллективов и побуждают их к поиску других средств самоутверждения, а также к поиску своего призвания другими средствами и в других коллективах.

Рассматривая переживания подростков, связанные с неудачами в учебном процессе, следует сказать, что они в большей степени связаны с низкой самооценкой, с осознанием собственной ординарности, с отрицательным морально-психологическим климатом в семье, с незанятостью общественной деятельностью и интересным делом, что порождает состояния скуки, однообразия и приводит к желанию выйти из этого состояния любыми способами. При этом в неформальной группе у подростка появляется та эмоциональная разрядка, которая оживляет его истинные чувства и проявления. Полагаем, что именно на этой основе со временем возникает психическая зависимость от группы, от участия в ее деятельности, переходящая уже в потребность. В данном случае следует привести точку

зрения исследователей, которые обосновывают выводы о том, что неформальные группы удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности подростков, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей [7, с. 71].

В большинстве случаев, когда подросток ищет избавления от преследующих его неприятностей, от одиночества, от незанятости, от возникающего на этой основе дискомфорта, участие в деятельности неформальных групп создает для него длительную иллюзию забывчивости своих неприятностей и избавления от имеющихся переживаний. Данные иллюзии, на наш взгляд, ставят подростка в условия эмоциональной зависимости от группы, что служит одной из причин его привязанности к ней.

Вместе с тем, нам представляется не совсем верным видеть причины участия несовершеннолетних в деятельности неформальных групп только в их психологическом или эмоциональном неблагополучии. Данные группы привлекают их участников новизной, оригинальностью впечатлений, определенной информацией, общением, новыми ощущениями, которые как им кажется, они могут получить только в этих неформальных группах. Далее в процессе своего участия у подростков появляется ощущение атмосферы полной раскованности, свободы от соблюдения различных правил и требований, создается впечатление сплоченности и единомыслия, общности интересов. При этом возникает иллюзия социальной и личностной зависимости. Для несовершеннолетних участие в деятельности подобных групп становится привлекательным еще и потому, что оно способствует удовлетворению их потребностей в самоутверждении, в свободе общения, в проявлении инициативы и самодеятельности в независимости от иных волеизъявлений и оценочных суждений. В данном случае следует согласиться с точкой зрения Г.И. Белошапка, который обоснованно отмечает, что через творчество подросток реализует стремление к самоорганизации, самоутверждению. Следовательно, в обществе необходимо создать условия для реализации интересов подростков через включение их в социальное творчество [2, с. 77].

Существенную группу причин образуют протестные формы поведения подростков, для возникновения которых в качестве их поводов могут служить следующие факторы и обстоятельства, например: формализм в учебном процессе и в жизни семьи; негативные явления в жизни родителей; однообразие личной жизни; стремление избавиться от соблюдения различных правил и требований; невозможность принятия решений без участия взрослых; отсутствие способностей доступными средствами обрети

свободу и независимость; поиск новых впечатлений; неприязненные взаимоотношения с педагогами и родителями; психологическая нестабильность, напряженность и тревожность. На наш взгляд, многие из выявленных причин только усиливают стремления подростков к решению возникших проблемных вопросов путем собственных усилий и любыми доступными средствами.

Необходимо отметить и то обстоятельство, что выход из создавшегося положения, переживаемых психологических и иных трудностей, поиск психологической разгрузки, сочувствия и поддержки ведется не только путем объединения подростков вокруг увлечения музыкой, спортом, культурой, политикой и т.д., но и другими асоциальными средствами, например, употреблением спиртных напитков, наркотических средств, притупляющих чувство переживания, совершением противоправных деяний, направленных на незаконное обогащение. Исследователи совершенно справедливо утверждают, что во многих современных неформальных группах употребление психоактивных веществ является значимым атрибутом, который может выступать как ритуал приобщения к субкультуре, способ идентификации, достижения аутентичности [4, с. 27].

Таким образом, психологическая нестабильность и дискомфорт, отсутствие социальных ориентиров, незанятость полезными видами деятельности, отсутствие жизненных планов, являются основными факторами, предрасполагающими к негативным отклонениям в поведении, общении, к психологической и социальной дезадаптации подрастающего поколения. При этом отклонения в поведении, постепенно развиваются и приводят к формированию деструктивных форм поведения, разрушающих личность и приводящих ее к необратимым изменениям.

Подводя итоги нашего исследования хотелось бы высказать некоторые соображения по рассматриваемой тематике.

Практически у каждого подростка наблюдается недостаток различного рода знаний, умений и навыков, при наличии которых возникает неадекватное восприятие ими и неправильная оценка социальных явлений, при которых появляется деловая несостоятельность и профессиональная неопределенность. Складывающаяся ситуация отражается на эмоциональном состоянии несовершеннолетних, дестабилизирует его, вызывая при этом чувство неуверенности в своих силах. Данной дестабилизации способствуют отрицательный морально-психологический микроклимат и отрицательная окружающая микросреда, действию которых подвергаются подростки. В конечном итоге все указанные обстоятельства сказываются на взаимоотношениях данных подростков с окружающим миром,

что несколько искажает его. Указанные искажения могут находиться в очень широком диапазоне, от незначительных отклонений в поведении и поступках, до полной дестабилизации, деструкции поведения, вплоть до социальных конфликтов и совершения противоправных деяний.

Список литературы:

[1] Бачаев А.А. Неформальные молодежные объединения как социальное явление. Молодой ученый. 2015. № 1. С. 509-511.

[2] Белошапка Г.И. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 71-84.

[3] Еремина А.Г. Молодежная субкультура и сложности социализации. Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 9-13.

[4] Косарецкий С.Г., Егорышева С.В. Разработка региональной системы профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. Москва: Институт педагогических инновация РАО, 2009. -65 с.

[5] Кутявина Е.Е., Шорыгин Е.А. Характеристики альтерофобии в школе. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2017. № 1. С. 99-107.

[6] Лекомцева Е.Н. Неформальные объединения молодежи как социальное явление. Ярославский педагогический вестник. 2007. № 2. С. 51-55.

[7] Шабрина А.С., Федорова Ю.А. Влияние неформальных групповых объединений подростков на современное общество. Молодой ученый. 2021. № 14. С. 71-73.

[8] Шорыгин Е.А. Распространенность и особенности восприятия молодежных субкультур в современных школах. Молодежная галактика. 2015. № 12. С. 63-71.

Spisok literatury:

[1] Bachaev A.A. Informal youth associations as a social phenomenon. A young scientist. 2015. No. 1. pp. 509-511.

[2] Beloshapka G.I. Features of personality socialization in the activities of modern youth associations. Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2010. No. 1. pp. 71-84.

[3] Eremina A.G. Youth subculture and the difficulties of socialization. Experiment and innovation at school. 2011. No. 6. pp. 9-13.

[4] Kosaretsky S.G., Egorysheva S.V. Development of a regional system for the prevention of substance abuse by children and youth. Moscow: Institute of Pedagogical Innovation of the Russian Academy of Sciences, 2009. 65 p.

[5] Kutyavina E.E., Shorygin E.A. Characteristics of alterophobia in school. Bulletin of the Nizhny Novgorod Lobachevsky University. 2017. No. 1. pp. 99-107.

[6] Lekomtseva E.N. Informal youth associations as a social phenomenon. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2007. No. 2. pp. 51-55.

[7] Shabrina A.S., Fedorova Yu.A. The influence of informal group associations of adolescents on modern society. A young scientist. 2021. No. 14. pp. 71-73.

[8] Shorygin E.A. Prevalence and peculiarities of perception of youth subcultures in modern schools. The youth galaxy. 2015. No. 12. pp. 63-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.