тивное качество жизни / Под ред. Т. Н. Савченко, Г. М. Головиной. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2010. - С. 15-25.
12. Киселева Т. Г. Социально-психологические особенности уровневых характеристик профессионального педагогического мышления в процессе оценивания // Психология профессионального педагогического мышления / Под ред. М. М. Кашапова. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2003. - 398 с.
13. Батурин Н. А. Проблема оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. -1989. - № 2. - С. 81-89.
14. Выбойщик И. В. Оценочный стиль и его психологическое содержание: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Челябинск, 2003. - 146 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. lib.ua-ru.net/diss/cont/121251.html (дата обращения 28.10.2011).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАНИЯ СЕБЯ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SELF-AWARENESS IN THE INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AMONG YOUNGER SCHOOL-CHILDREN
М. Н. Стрыгина
Результаты современных научных работ показывают необходимость проведения работ в исследовании самосознания младших школьников. Самосознание ребенка есть этап в развитии сознания и связан с процессами изменений во взаимоотношениях с окружающими. Развитие межличностных отношений младших школьников через осознание себя связано со способностью проявлять психологические характеристики: потребности, мотивы, самооценку, уровень притязаний, направленность личности. Психологические характеристики осознания себя значимы для формирования межличностных отношений младших школьников. Эта тема требует дальнейшего не только теоретического, но и экспериментального исследования. Необходимость исследования факторов, влияющих на процесс формирования особенностей осознания себя, определяется системообразующими факторами в образовательном пространстве.
Ключевые слова: сознание, проблема осознания себя, самосознание личности, межличностные отношения, системообразующие факторы.
M. N. Strygina
The findings of contemporary scientific and scholastic research demonstrate the necessity to carry out further research into the issue of younger school-children's self-awareness. A child's self-awareness is a stage in the development of his/her consciousness and is linked to the process of changes in interpersonal relationships, The child's development through self-awareness is linked to the ability to reveal the following psychological attributes: needs, motivation, self-esteem, level of aspirations, psychological slant. Psychological characteristics of self-awareness are critical to the formation of interpersonal relationships among younger school-children. This issue requires further investigation, both theoretical and experimental. The necessity to investigate the factors that have a bearing on the formation of self-awareness is determined by the system-forming factors in the educational sphere.
Keywords: consciousness, the issue of self-awareness, self-identity, interpersonal relationships, system-forming variables.
Результаты современных научных исследований свидетельствуют о возрастающем количестве затруднений в межличностных отношениях, об ухудшении осознания себя как опыта межличностных отношений, в том числе у младшего школьника. Фундаментом для развития личности младшего школьника является становление его самосознания. Одна из точек зрения, высказанная В. М. Бехтеревым, состоит в том, что самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию. Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувствовании собственного существования [1].
Другая точка зрения, которая высказана Л. С. Выготским, состоит в том, что самосознание ребенка есть этап в развитии сознания и связан с процессами изменений во взаимоотношениях с окружающими [2]. Развитие межличностных отношений младших школьников через осознание себя связано со способностью проявлять психологические характеристики, к которым относятся потребности, мотивы, самооценка, уровень притязаний, направленность личности. Психологические характеристики осознания себя значимы для формирования межличностных отношений младших школьников.
Анализ работ психологов, таких как А. Д. Глоточкин, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, А. Н. Лентьев, А. К. Маркова, В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский, А. М. Прихожан, Т. А. Репина, А. Н. Сиза-нов, С. Соловейчик, А. Н. Соколов, Е. О. Смирнова, В. В. Сто-лин, А. А. Тюков, С. Ф. Устименко В. Г. Утробина, Д. И. Фельд-штейн, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, показывает, что разработка вопросов самосознания, осознания имеет три возможных объяснения возникновения и развития самосознания. Проблема возникновения самосознания имеет этапы, возникающие постепенно в процессе превращения обычных действий в произвольные, с появлением у ребенка способности встать на место другого, усвоить иную перспективу в восприятии. Самосознание связано с внутриутробным развитием, развитием «межперсональных отношений» с матерью, процессом отделения от матери. Это усвоение иной перспективы, перенос знаний с другого на себя.
В. Н. Мясищев утверждал, что самосознание возникает в форме эмоционального отношения к окружающему [3]. Младший школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остается периодом генетической линии развития осознания себя в межличностных отношениях. Несмотря на большое количество исследований, проводимых по проблеме изучения психологических причин, влияющих на межличностные отношения в группе сверстников посредством осознания себя младшим школьником, эта тема требует дальнейшего не только методологического, теоретического, но и экспериментального исследования. Необходимость исследования факторов, влияющих на процесс формирования особенностей осознания себя, определяется системообразующими факторами, влияющими на протекание этого процесса, особенно в образовательном пространстве. Проведение формирующего эксперимента рассчитано на определенный период, в ходе которого должно быть реализовано осознание себя младшим школьником в межличностных отношениях. Одним из условий развития личности младшего школьника является позитивные межличностные отношения к каждому субъекту образовательного пространства, в том числе и к себе.
Социум занимает важнейшее место в процессе развития личности. Человек становится личностью в обществе других людей, он не может жить без общества себе подобных. В процессе развития, общения личность совершенствуется. Эмоциональных контакт в раннем детстве особенно значим, так как только при общении с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного «Я», формируется уважение к людям, понимание их желаний, чувств, и как итог - эмпатия. Взаимоотношения социума и личности сложные. С одной стороны, коллектив, безусловно, влияет на личность, он в состоянии не только формировать, но и перестраивать, перевоспитывать ее, «быть в состоянии эмпатии» означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Эти положения опираются на психологическую характери-
стику, данную А. Н. Леонтьевым, подчеркивающим, что сознание имеет свое психологическое строение через три составляющие: ощущения, значения и личностный смысл. Главной особенностью человеческих сознательных зрительных образов является их принципиальная расщепляемость: предметное содержание, реально стоящее за образом [4]. Расщепляемость сознательных образов - это их важная характеристика как сознательных, но это их производное качество. В его основе две характеристики: значимость, семантическая насыщенность зрительных образов соотносится с конкретными явлениями и с культурным наследием (мировосприятием в целом, владение целой системой значений). Благодаря этому образ у человека несет в себе содержание и прошлого, и актуального опыта - удвоение в виде появления феноменального «Я». Самовыделение и «принятие себя в расчет» нужно для существования активного субъекта. Граница между ними соотносится в актах восприятия и феномена сознаваемости психических процессов, в рамках системы «организм - среда». Психические образования непосредственно встроены в психическую структуру организма. Схема тела и самочувствия являются аналогами «Я» на уровне организма, так как процессы самовыделения и «принятия себя в расчет» в актах движения есть аналоги процесса самосознания. Сознаваемость процессов раскрывается в рамках «индивид - вид», где индивид отмечен специфической социальной организацией, коллективным трудом, порождающим речь и сознание. Сознательность чувственных образов обеспечивается возможностью их расщепления: выделение того, что и как воспринимается, отделение «Я» от предмета, от образа восприятия. Сознательность образов производна от развития сознания и самосознания, является следствием расширения сферы осознаваемого, общий механизм которого дан А. Н. Леонтьевым [5]. Сначала сознается цель действия, так как значение цели выходит за рамки чувственно воспринимаемых качеств. Это значение кроется в системе отношений между участниками коллективного труда. Возможная неясность достоинств цели требует ее осознания в качестве цели через связь с людьми и волевых усилий. Аналог дан в развитии сознательного восприятия человека. Первоначально сознается только предметное содержание, а далее - идет разотождествление условий и фактов (предмет и образ - не одно и то же). Первоначальное выделение «Я» должно быть подготовлено деятельностью и общением учащегося.
Действующее «Я» и рефлексивное «Я» в родительско-детских отношениях формируется через стандарты и уровень притязаний личности. У человека существует несколько сменяющих друг друга образов «Я». Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как «Я-реальное». Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое «Я-идеальное». Соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» и характеризует
адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самосознании личности, состоящее из совокупности деятельности и межличностных общений, определяет и деятельность, и общение.
В самом общении (потребностях) есть три уровня понятий: организм, индивид, личность. Если понятия уровня ожиданий отражают целевую структуру индивида, то понятия идеального и реального «Я» выражены в личных чертах [6]. Вопросы межуровневого влияния и неравномерности в этом требуют более тщательного изучения. И. С. Кон выделил различия между действующим и рефлексивным «Я»: «Я» как субъект мысли и чувств и как субъект жизнедеятельности в предметном мире. Имея в виду социального субъекта, можно дать три группы феноменов: феномены субъективного уподобления и дифференциации; феномены самопознания и структура-ции «Я»; феномены в деятельности, общении и развитии индивида. Симметричные, комплементарные и метаком-плементарные отношения влияют на развитие самосознания ребенка. Введение нового понятия «трансакция» означает действие, целью которого является ответное действие, нужное самому субъекту. Э. Берн развил эти идеи в аспекте анализа акта общения и в аспекте выделения особых трансактных последовательностей (игр). Согласно Э. Берну, каждый человек обладает тремя психическими структурами-состояниями: Родитель - Взрослый - Ребенок, где Родитель - это правила; Взрослый -опыт; а Ребенок - спонтанность. В понятиях оцениваются симметричные, комплементарные и метакомплементар-ные отношения. Комплементарные отношения и трансакции составляют системы воздействия не только в поведении, но и в формировании самосознания. Это способ управления самосознанием при усвоении чужой точки зрения, а у человека создается впечатление, что он сам пришел к этому выводу. Негативный характер ме-такомплементарных отношений придают неадекватные мотивы, стоящие за ним.
Вовлечение в реальные взаимоотношения у ребенка связано с отделением (в прямом и переносном смысле) от матери. Новорожденный ребенок - это часть системы «мать - дитя». Целостность ее симбиотических связей, разрушаясь, приводит у ребенка к сознанию своей отделенности от матери. Вместе с этим процессом идет процесс вовлечения в человеческую общность (семью). Формируясь как существо социальное, ребенок начинает осознавать самоидентичность: «Кто я есть?» В процессе реального становления происходит становление его как члена семейной структуры. Границы в семейной структуре - это правила взаимодействия между подсистемами (сын, братья, дети, мужчины), где внесена определенная взаимная ответственность (при этом состав подсистем может отличаться). С точки зрения формирования самосознания недифференцированность семейной структуры создает искажения в формировании своего «Я», жесткость границ между подсистемами препятствует формированию семейной идентичности, чувства принадлежности к семейному «Мы». Система вну-
трисемейных отношений вместо «вписывания» в себя ребенка исключает его из этих отношений, по данным Ю. М. Антоняна и Е. Г. Самовича [7]. Истинный смысл самосознания индивида проясняется лишь в том случае, если мы рассмотрим и проекцию черт личности, и проекцию процесса аутокоммуникации, протекающего в самосознании субъекта.
Э. Фромм выделил два вида родительской любви: материнская любовь (безусловная), отцовская любовь (условная). Согласно Фромму, зрелая личность становится для себя и матерью и отцом [8]. Но уже в структуре эмоционально-ценностного отношения к себе присутствует двухголосность самосознания, а это позволяет проявиться диалогичной природе самосознания. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет психологическую структуру (феноменальное чувство диалога «Я» с «Не-Я»). Результатом этого переживания (осознанным или неосознанным) является эмоционально-ценностное отношение к себе. Отношение к своему «Я» семантически строится в форме «кирпичиков» когнитивной системы, проецирующих субъекту самого себя. Многомерное образование, переживаемое личностью, называется «Я-концепцией», и это ядро личности.
Я-концепция - это почти осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. При этом Я-концепция представляет набор описательных представлений о себе, а самооценка предполагает оценочный компонент. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, составляет часть его Я-концепции, но это свойство в оценочном плане не рассматривается.
Структура самоотношения раскрывается в диалоге с выделенными «Я» собеседниками, подобным субъекту и отличающимся от него, объективно другим. Таким образом, для характеристики самоотношения субъекта необходимы три типа отношений: отношение к себе, отношение к другому и ожидаемое отношение от него. Учет этих составляющих внутреннего диалога выделяет уровни самопринятия субъекта. Целостная и интегрированная личность с развитым самоотношением может выделить из своего сознания помощника и друга, в то время как личность с проблемами, отвергающая свое «Я», выделяет «нереальность». Наша задача - рассмотреть состояние самосознания, требующее психологической помощи человеку в его развитии как личности и как социального индивида, а также роль самосознания в эффективности самих методов психологической помощи человеку. Важно учесть генезис самосознания с его трехуровневой основой, чтобы немного приблизиться к предмету исследования. Развитие самосознания модально, и его аспекты выражаются в разнообразных и не сравнимых друг с другом феноменах. В работах Л. С. Выготского утверждается, что самосознание ребенка есть этап в развитии сознания, подготовленный ростом самостоятельности, развитием речи, изменениями в отношениях с окружающими [9].
Самосознание имеет обратную связь: отражение субъекта в системе его органической активности (1), в системе его предметной коллективной деятельности (2), в системе его личностного развития (3). Говоря о единице самосознания, надо помнить о том, что в первом варианте - это сенсорная природа, во втором - самооценка, половая и социальная идентичность, в третьем - конфликтный смысл (эмоционально-ценностное отношение к себе).
Изучая состояние самосознания личности как проблемы строения личности, необходимо учесть, по мнению А. Н. Леонтьева, три типа личностных конфликтов, находящихся в мотивационной сфере личности. Первый состоит в группировке отрывочных мотивов (то одно поле, то другое). Второй - единственый мотив - цель (иерархия мотивационной сферы), несущий несоответствия. Третий возникает в результате открытия человеку всей глубины содержания того мотива (или пустоты), который является целью жизни. Три типа конфликта кристаллизуются в мотивационной сфере личности. Самосознание человека вбирает их в себя, приводит к изменению самой феноменальной данности «Я», к особым состояниям самосознания.
Разъединенность мотивационной сферы порождает расщепленность самосознания личности. Феномен «неоправданного Я» является, как ни странно, результатом адекватной работы самосознания при недостаточной нравственной, ценностной обоснованности собственного существования. Постановка таких вопросов выводит анализ в сферу морального сознания, а это уже нравственные категории - феномены самосознания: долг, ответственность, честь, достоинство, совесть. Они конре-тизируются для социального индивида, а для личности -нравственные ценности общества: добро, справедливость, человечность. Эта форма выражения черт мотива-ционной сферы человека, его частной адаптации с проблемами эпохи, общества. Категория морального сознания является для человека формой «самозаконодательства». Критическое отношение к себе, отдача себя служению высокому идеалу, яркое осознание исторических проблем эпохи, выход за границы собственного частного лица составляет специфические признаки собственно совести (если ее отличать от иных внутренних мотивов) [10]. В определении полноценной личности вводится качество мотивации, в соотнесении деятельности отдельного человека с ценностями, придающими смысл его существованию. Нравственные категории (совесть, долг) и личные качества (воля, креативность) обнаруживаются путем осознания и осмысления себя в ситуациях, когда они выступают преградой собственной активности либо открывают путь деятельной самореализации. Поступок - это важнейшая категория самосознания. Признание (непризнание) факта самого поступка является детерминантом для характера личностной работы по осознанию своих мотивов. Поступок - это действие - выбор. А объективность или субъективность его фокусируется самим строением личности. Далее вступает в действие иерархия мотивов, побуждение к деятельности и иерархия преград, препятствующей деятельности.
Описанные выше три состояния сознания связаны с мотивационно-ценностными аспектами личности и являются отражением особенностей этой сферы в самосознании данного человека, то в явлении деиндивидуации речь пойдет об утрате моральной ответственности, изменение временной перспективы (растянутое настоящее, отдаленное прошлое и будущее). В анализе деиндивидуации есть два теоретических подхода: приятное состояние, дающее выход разрушительным эмоциям, второй - это избегание этого состояния (антинормативного поведения). В таком случае индивид снова индивидуализируется. Подход к явлению деиндивидуации основан на признании стремления к самовыделению и уникальности человека [11]. Понимание феномена деинвидуации кроется в самосознании, ведь условия редукции социальных связей является основой существования социальных индивидов. Социальный статус, ответственность перед коллективом, оценка себя глазами другого является основным условием функционирования индивида и его самосознания. Ослабление этих условий ведет к ослаблению индивидных регуляторов самосознания, но одновременно повышается роль внутренних регуляторов: способность к регуляции поведения той частью «Я-концепции», которая включает честь, достоинство, совесть. Слабость этого личностного уровня самосознания может проявляться у некоторых людей в виде неоправданной жестокости. Для человека робкого, где застенчивость является внутренней преградой в самоактуализации, условия деиндивидуации дают возможность «демонстрации» своей уникальности, своего «Я». Состояние деиндивидуации, как состояние самосознания, характеризует изменения в самосознании и поведении, спровоцированное ослаблением индивидного уровня общения и деятельности, и коренится в слабости личностного уровня самосознания, нравственных аспектах «Я-образа» и саморегуляции. Фальшивое «Я» приобретает смысл с мотивом-целью в контексте иерархии мотивационной сферы. Но эти мотивы, как и осознаваемые связи и соподчинения с ними, могут быть мнимыми. «Я», осмысляемое относительно мнимых мотивов, приобретает фальшивый личностный смысл. Фальшивое «Я» является результатом решения проблемы конфликтного смысла. В двусмысленности общения личность может запутаться в собственных намерениях, представлениях о себе, что приводит к психогенной деперсонализации, описанной Н. В. Ивановым [12]. Приписывая себе несуществующие мотивы, такой человек отчуждается от своего «Я», опасаясь открытия иного «Я». В других случаях фальшивое «Я» оказывается в определенном смысле нужным (для снятия ипохондрического невроза). Угроза позитивному образу «Я» вытекает из высшего личностного уровня самосознания: если бы оно работало адекватно, то пришлось бы признать все наши «нелицеприятные» ситуации, неудачи. Не дать возможность самому себе осознать ситуацию можно, только если действительно заболеть. При этом используются те специфические связи, существующие между высшим, личностным и органическим уровням самосознания. Смещение сознания в ощущениях может нару-
шить баланс между автономной и сознательной регуляцией функций. Происходит даже снижение порогов болевой рецепции, возникают предпосылки невротического заболевания: болезнь запускается сбоем органического уровня самосознания или искажается высший, личностный уровень, тянущий себе «на помощь» органические нарушения, обусловленные прислушиванием к деятельности организма [13]. Но при этом так же, как в психогенной деперсонализации, промежуточный уровень самосознания (самосознание индивида) остается сохранным. Но не во всех случаях фальшивое «Я» ведет к болезни. Следование одним мотивам в жизни и другим в осмыслении своего «Я» приводит к формированию защитных тактик, ослабляющих возможности самосознания (обедняющих развитие личности).
Осмысление себя в мнимых мотивах приводит личность к самообману, вытеснению, дискредитации. В результате такие черты самосознания, как боязнь негативной самооценки, неспособность к поступкам, приносящим чувство истинного самоуважения, становятся преградой для переработки и понимания собственного опыта; фактором, искажающим восприятие как самого себя, так и социальной действительности. Согласно К. Корни, есть предпосылки образования фальшивого «Я» в детстве, когда детская потребность в общении фрустрируется родительским поведением. Первичная тревога толкает ребенка к косвенным путям удовлетворения потребности в общении. Поиск новых мотивов меняет стиль общения ребенка, он пытается либо заставить любить себя, либо разжалобить родителей, либо изменить собственный образ. Каждая из этих стратегий может стать почти постоянной характеристикой личности, порождающей невротическую потребность [14].
Речь идет о сдвиге мотива на цель, точнее, потребности на квазипотребности (неадекватный мотив). Эта противоречивость заложена в самой их природе, потому что нельзя купить любовь, присвоить любовь. Феноменально эти потребности отличаются от нормальных потребностей своей навязчивостью, но они личностно не осознаются. По мере формирования самосознания происходит личностный выбор: подчинение предпосылкам, превращающим их в действительные составляющие своей личности, или трансформировать их, путем освобождения. Говоря о межперсональных защитах, мы подчеркивали только одну сторону процессов - их влияния на формирование самосознания ребенка. Другим аспектом является мотив сохранения своего «Я-образа», часто фальшивого, путем изменения личности другого человека.
Общая предпосылка работы самосознания на любом из трех уровней состоит в восприятии различий в изменениях самого себя и окружения, вызванных внешними причинами и собственной активностью. Управляемость событий, подвластность их человеку есть их объективная характеристика. Однако известно, что люди воспринимают события по-разному: либо как хозяева судьбы, либо как следствия многих обстоятельств. Люди, имеющие внутренний локус, считают, что их достижения зависят от них
самих (компетентности, целеустремленности, способности), и наоборот. Индивиды занимают разные промежуточные позиции в так называемом континууме (внешние и внутренние стратегии).
Инструментом определения локуса контроля служат опросники, а также наблюдения, беседы. Феномен локуса контроля изучается в социальном научении как обобщенное ожидание относительно характера контроля (управления) подкреплением.
Этот феномен может быть понят в рамках представлений о самосознании. Смысл «Я» образуется отношением, связыванием личностных черт с мотивом, феномен локуса контроля отражает степень включенности «Я» в деятельность. В таком случае внутренний локус контроля - это максимальное связывание мотивации и собственных черт, а внешний локус - это отсутствие такого связывания. Мотив существует в сознании как желание, как возможность (невозможность) достичь желаемого, использованием самого себя. Феномен «выученной беспомощности» у человека отражает утрату связей «Я» только с определенной мотивацией, есть проблема исключения «Я» (связанная с поиском спутника жизни). Наличие множества противоречащих друг другу внутренних конфликтных барьеров, а мотив - оказывался недостижим («беспомощное Я»). Разрыв между «Я-идеальным» и «Я-реальным» достаточно велик, как связь собственно мотивации и своего «Я» [15].
Состояние самосознания индивида рассматривается через «Я-образ», включающий неприемлемое содержание «асоциальное Я» как неадекватную самооценку, негативное эмоционально-ценностное отношение к себе, спутанную идентичность (полоролевую). Самосознание взрослого может быть основано на инфантильной идентификации с родителями. Неразрешенные противоречия, неспособность воплощения родительских черт приводят к невротизации личности, по мнению А. И. Захарова [16]. Когнитивные структуры, обеспечивающие процесс самосознания, расчленены у такой личности, что вызывает неадекватность себя. Эмоциональная структура человека в отношении к самому себе (в смысле размерности), так и готовности к диалогу недостаточно сформирована. Нарушения могут носить характер органического уровня самосознания, что ведет к признанию личных мнимых дефектов (или, наоборот, достоинств). В создании личностного высшего уровня самосознания могут участвовать названные «синдромы», соотнося их с состояниями самосознания индивида в ведущих отношениях «взрослый - ребенок», приводя не к саморазвитию личности, а к формированию социального индивида. «Когнитивная простота» и «эмоциональная уплощенность» не предрешают меры включенности нравственных идеалов в собственную мотивацию, способности к истинному самопознанию, способности связывать свое «Я» со своей мотивацией и сохранять свою личность в деиндивидуирующих условиях. Самосознание является и объектом психологического вмешательства, и посредником, на которое это вмешательство опи-
рается. Психотерапия и самосознание подразумевает воздействие на воображение, волю, мышление, эмоции, то есть на усиление включенности самосознания личности (потенциальная мощность человеческого самосознания). Включение самосознания больного в сознательное соучастие в борьбе защитных сил организма, по мнению В. Н. Мясищева, является направлением усилий на укрепление самосознания пациента [3]. Основная задача воздействия (по мнению Л. А. Петровской) - это оказание помощи личности в достижение аутентичного существования, то есть расширением самосознания (сферы осознания самого себя) [17]. Если гуманистическая психология обращается к настоящему и будущему больного, то психоанализ - к прошлому (чтобы задраить люк в прошлое). Эго должно занять место Ид (по терминологии З. Фрейда): бессознательные импульсы должны ограничиться сознательным контролем [18]. В своих воззрениях К. Роджерс основывается на теории достижения такого изменения самосознания, при котором последний достигает более полного понимания и принятия самого себя (конгруэнтность «Я» опыту). Использование закономерностей общения группы людей, не связанных общей предметной задачей, явилось описанием полного научного объяснения. Существенным моментом проявления закономерностей выступает действие неких универсальных детерминант как в межиндивидных, так и внутрииндивидных связях. В условиях отсутствия естественных социальных связей возникает следующие детерминанты: значимость мнений, эмоциональное удовлетворение, новизна («здесь и теперь»), радость от узнавания самого себя в новых обстоятельствах.
Недостаточность самосознания с его конкретными состояниями («раздвоенность», потеря себя, неоправданность собственного «Я», чувство собственной беспомощности, фальшивость самосознания, «Я-образа», деиндиви-дуация, когнитивная и эмоциональная незрелость, некритичное включение чужеродных элементов в «Я-образ», спутанность идентичности и инфантильная идентификация) является предметом психологического воздействия. Трансформация прошлого опыта становится возможной благодаря работе самосознания - «нового внутреннего движения в системе индивидуального сознания», А. Н. Леонтьев подчеркивал, что самосознание не производит, а опосредует эти «перевороты в прошлом личности» [5]. Высока роль поступка как фактора, запускающего самосознание субъекта. Можно сказать, что сама жизнь является главным «корректором» самосознания. «Возникающаяся переоценка прежнего, установившегося в жизни, приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии. Разве это не свидетельствует о том, что вклады прошлого опыта в личность стали зависимыми от самой личности, стали ее функцией?» - подчеркивал А. Н. Леонтьев. Самосознание личности, подготавливающее новый уровень деятельности, является освобождающим процессом от фатальной зависимости прошлого опыта, который позволяет по-новому интегрировать прошлое с ценностями будущих планов.
Выводы
Анализ феноменов самосознания (генезис самосознания, с его функциями, строением) показал, что функционирование его не может быть однозначно понятым. Происхождение и развитие его полимодально и гетеро-генно, оно порождает разные аспекты самосознания, выражающиеся в не сводимых друг с другом феноменах. Различия в активности человека, как и различия природы феноменов, потребовали введения трехуровневого строения самосознания, что явилось и теоретической базой исследования (в том числе и предметом исследования). На каждом уровне самосознание выступало как механизм обратной связи, нужный для интеграции активного субъекта и его деятельности. Сами системы, в которых заключена активность, как сами свойства человека, различны на трех уровнях. Соответственно, самосознание с обратной связью отличается по содержанию и функциям: отражение субъекта в системе его органической деятельности
(1), в системе его предметной коллективной деятельности
(2) и в системе его личностного развития (3). Различие в единицах самосознания таково: на уровне органики - это сенсорная природа, на уровне индивидуального самосознания - оценка и самооценка, на уровне личностного самосознания - это конфликтный смысл в форме эмоционально-ценностного отношения к себе. Нравственные категории (совесть) и личностные качества (воля) обнаруживаются путем осмысления себя в ситуации, когда они выступают либо преградой, либо путем (облегчающие деятельную самореализацию). Поступок - это важнейшая категория самосознания. Признание (непризнание) факта самого поступка является детерминантным, с характером личностной работы по осознанию своих мотивов. Поступок - это действие - выбор. А объективность или субъективность его фокусируется самим строением личности. Далее вступает в действие иерархия мотивов, побуждение к деятельности и иерархия преград, препятствующей деятельности. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет психологическую структуру (феноменальное чувство диалога «Я» с «Не-Я»). Результатом этого переживания (осознанным или неосознанным) является эмоционально-ценностное отношение к себе. Отношение к своему «Я» семантически строится в форме «кирпичиков» когнитивной системы, проецирующих субъекту самого себя. Многомерное образование, переживаемое личностью, называется «Я-концепцией», и это ядро личности. Я-концепция - это почти осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. При этом Я-концепция представляет набор описательных представлений о себе, а самооценка предполагает оценочный компонент. У человека существует несколько сменяющих друг друга образов «Я». Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как «Я-реальное». Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать соб-
ственным представлениям об идеале, так называемое «Я-идеальное». Соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самосознании личности, состоящем из совокупности деятельности и межличностных общений, определяет и деятельность, и общение. В самом общении (потребностях) есть три уровня понятий: организм, индивид, личность. Вопросы межуровневого влияния и неравномерности в этом требуют более тщательного изучения.
Отношение к себе существует в форме личной семантики, как в предметном, так и аффективном аспектам. В контексте психосемантики структуры сознания «Я» имеют форму личностных конструктов (своего рода кирпичиков) когнитивной системы, презентующих субъекту самого себя. Самосознание личности, являющееся общим ее деятельности и межличностных общений, становится фактором, определяющим общение и деятельность. В общении (в потребностях) выделено три уровня понятий и межуровневых (неравноправии) влияний: организм - индивид - личность.
Анализ психологической литературы доказал неоднозначность структуры самосознания и его функционирования для самой личности и как посредника и помощника самому себе. Оценить важность исследования можно в комплексном подходе научного изучения самосознания, путем осознания и осмысления себя в ситуациях, когда они выступают преградой собственной активности либо открывают путь деятельной самореализации. Важно помнить, что поступок - это важнейшая категория самосознания. Признание (непризнание) факта самого поступка является характерной чертой личностной работы по осознанию своих мотивов. Поступок в действии является по сути своим выбором.
Таким образом, самосознание с его конкретными состояниями («раздвоенность», потеря себя, неоправданность собственного «Я», чувство собственной беспомощности, фальшивость самосознания, «Я-образа», деиндиви-дуация, когнитивная и эмоциональная незрелость, некритичное включение чужеродных элементов в «Я-образ», спутанность идентичности и инфантильная идентификация - эти состояния самосознания является предметом психологического воздействия). Трансформация прошлого опыта становится возможной благодаря работе самосознания - «нового внутреннего движения в системе индивидуального сознания».
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бехтерев В. М. Самосознание и его границы. -1888.
2. Выготский Л. С. Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1982.
3. Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отражения к ней человека // Проблема сознания. - М., 1966.
4. Столин В. В. Самосознание личности. - М., 1986. - С. 164-174.
5. Леонтьев А. Н. Избранные произведения: В 2 т.
- Т. 2. - М.: Педагогика, 1983. - С. 243.
6. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - № 3. -С. 11.
7. Антонян Ю. М, Самовичев Е. Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых форм девиантно-го поведения // Семья и личность: Тез. докл. Всесоюз. конф. - М., 1981. - С. 197.
8. Фромм Э. Жизнь в любви. - 1956.
9. Выготский Л. С. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.
- М., 1982. С. 102.
10. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. -М., 1977. - С. 19-20.
11. Выготский Л. С. Психология грамматики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - С. 178-196.
12. Иванов Н. В. О структуре личного сознания при психогенной деперсонализации // Проблемы сознания. - М., 1968.
13. Козлов В. П. Симбиотические отношения между детьми и родителями и их влияние на дальнейшее формирование личности ребенка и подростка // Семья и личность: Тез. докл. Всесоюз. конф. - М., 1981. - С. 3-11.
14. Корни К. - Нью-Йорк, 1950.
15. Рождерс К. Психология взаимоотношений. -Чикаго; М., 1954. - С. 11.
16. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л., 1982. - С. 22.
17. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. - С. 17-19.
18. Фрейд З. Я и Оно. - Л., 1924. - С. 22.