Психологические особенности и условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Васильева Н. Н.,
доктор биологических наук, доцент профессор кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева,
Чебоксары, Россия
Аннотация. Статья посвящена анализу психологических факторов адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Результаты исследования свидетельствуют о различиях в сроках адаптации между мальчиками и девочками и наличии взаимосвязи между числом детей в семье и продолжительностью периода адаптации. На основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов эмпирического исследования разработана трехступенчатая программа вхождения ребенка в социокультурную среду детского сада, направленная на оптимизацию адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации.
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей - приоритетные задачи, определяемые Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования, 2013, с. 3). Реализация основных положений ФГОС дошкольного образования определяет необходимость разработки новых подходов во взаимодействии с детьми, обеспечивающих укрепление физического и духовного здоровья детей, овладение ими начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение представляет собой один из важных периодов его жизни и сопровождается значительным напряжением со стороны всех систем организма. Изучению проблемы адаптации детей раннего возраста в образовательном пространстве посвящены работы Н.М. Аксариной, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Л.В. Белкиной, Л.Н. Галигузовой, Т.А. Дороновой, И.Н. Серовой, Е.И. Морозовой, С.В. Крюковой, Н.П. Слободняк, Н.В. Кирюхиной, В.Н. Гурова, В.П. Костиной и др. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет обозначить два основных фактора, влияющих на скорость и качество привыкания детей к новым для них жизненным обстоятельствам: первый - семья ребенка и действия родителей, которые направлены на облегчение его адаптации к детскому саду; второй -дошкольная организация и специальная работа педагогического коллектива, которая обеспечивает благополучную адаптацию детей, впервые поступающих в группу детей. Высокая значимость успешности адаптации ребенка в образовательном пространстве для дальнейшего личностного развития и появление стойких нарушений в формировании личности ребенка при отсутствии у него психологической готовности к переходу в новые социокультурные условия, нацеливают исследователей на разработку пособий и практических рекомендаций для педагогов и родителей по организации и содержанию работы в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Авторами предлагается создание адаптационных групп, планирование работы педагогов и психологов дошкольного учреждения с семьей, характеризуются требования к подготовке детей в семье к детскому саду,приемы педагогического сопровождения в
период адаптации (Е.П. Арнаутова, Л.В. Белкина, Т.Н. Борисова, Л.В. Галашко, Л.Ю. Доценко, Н.Д. Ватутина, А.С. Галанов, Н.В. Кирюхина, О.И. Давыдова, А.А. Майер, О.Г. Заводчикова, Е.В. Жердеева, Е.И. Морозова, С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк, Т. Б. Круглова и др.).Вместе с тем, решение задачи создания условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации затрудняется рассогласованностью между высоким уровнем теоретико-методологической разработки данной проблемы и недостаточной разработанностью методических аспектов организации психолого-педагогической помощи детям и их семьям, основанных на знании психологических факторов адаптации детей раннего возраста.
Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 89 «Ладушки» г. Чебоксары. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 2 до 3 лет. С целью выявления психологических особенностей адаптации было проведено анкетирование родителей «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» (Севостьянова, Е. О., 2007, с. 5) и осуществлено наблюдение за детьми в течение первых двадцати дней их пребывания в образовательной организации. Наблюдение основывалось на методике определения степени социальной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении А. Остроуховой(Остроухова, А., 2000, с. 16), которая позволяла проанализировать восемь факторов адаптации: активность ребенка в игре, активность ребенка в речи, эмоциональное состояние, социальные контакты со сверстниками, социальные контакты со взрослыми, засыпание, длительность и глубина сна, аппетит. Заключение об уровне адаптации проводилось на основе анализа взаимодействия продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций ребенка.
Анализ результатов анкетирования родителей позволил выявить состояние готовности детей исследуемой группы к поступлению в дошкольную образовательную организацию. По мнению родителей 45% детей были готовы к поступлению в учреждение, 50% - условно готовы и 5 % - не готовы. Анализ анкет родителей, которые охарактеризовали детей как «условно готовых» показывает, что по их мнению наиболее проблемными были такие факторы, как: настроение ребенка, засыпание и продолжительность сна, аппетит, уверенность ребенка в себе. Родители, по мнению которых их ребенок не был готов к поступлению в дошкольное учреждение, отразили в анкете такие его особенности как, трудное взаимоотношение со взрослыми и детьми, неуверенность в себе, тяжелая переносимость разлуки с близкими, наличие отрицательных привычек, плохой аппетит.
В результате анализа данных, полученных в ходе наблюдения по методике А. Остроуховой было выделено две группы детей с легкой адаптацией и адаптацией средней тяжести. У детей, обнаруживших легкую адаптацию, поведение, активность, дневной сон и аппетит нормализовались в течение первых двух недель. Физиологические и психологические компоненты адаптации проявлялись в том, что дети в соответствии с нормативными значениями прибавляли в весе, не болели в этот период, у них отсутствовали изменения в функционировании вегетативной нервной системы, адекватно реагировали на педагогов и детей. Речь у части детей первоначально была заторможенной, но при этом они откликались и выполняли указания взрослого. К концу первого месяца активная речь восстановилась.
У детей, обнаруживших адаптацию средней тяжести, процесс привыкания к условиям образовательного учреждения составлял более 15 дней. У них наблюдались признаки психологического стресса (нарушения со стороны функционирования вегетативной нервной системы, плач, крик по утрам при расставании с родителями и вечером при встрече с ними, неустойчивое настроение в течение дня). Дети этой группы общались только в определенных условиях, например, в игре, либо при непосредственном контакте с педагогом.
Анализ динамики таких параметров адаптации, как активность ребенка в игре и речи, его эмоциональное состояние, социальный контакт ребенка с детьми и со взрослыми, засыпание, длительность и глубина сна, аппетит от первого до двадцатого дня наблюдения, позволяет сделать следующее заключение. Как у мальчиков, так и у девочек показатели адаптации из отрицательных значений становились положительными и нарастали к двадцатому дню. У девочек позитивное изменение факторов адаптации происходило в более короткие сроки, чем у мальчиков.
Следует отметить, что на первой неделе, психологический стресс, связанный с новыми условиями, отразился, как на психологических, так и на физиологических компонентах адаптации. У многих детей снизилась активность в игре, они резко ограничили социальные контакты со взрослыми и детьми, активность в речи. Среди физиологических компонентов, в первую очередь, снизился аппетит и нарушился дневной сон. В первые дни пребывания в учреждении дети не разворачивали игровых действий даже при участии взрослого, но визуально реагировали на игрушки, их речь была развита в пределах нормы или чуть ниже нормативных значений, дети избегали вербального общения. Мальчики отличались легкой плаксивостью, могли заплакать «за компанию», плач был приступообразный. Они проявляли тревогу, бросали начатые игры, были встревожены, замкнуты, обращаемых слов не слышали, либо пугались их и начинали плакать, засыпали медленно, только в присутствии взрослого, сон был глубокий, но короткий, во время еды отвергали некоторые блюда. У девочек наблюдалась напряженность в тех же компонентах адаптации, что и у мальчиков: активность в игре, эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми и со взрослыми и их положительная динамика в период приспособления к условиям дошкольного учреждения.
К двадцатому дню пребывания в дошкольной организации были заметны улучшения по всем показателям: дети могли самостоятельно занять себя игрушками, в речи стали проявлять активность, чаще улыбались, были спокойны, в контакте со сверстниками были сдержаны, ждали, пока с ними заговорят, в общении со взрослыми старались привлечь внимание, смотрели в глаза, когда к ним обращались, могли попросить о помощи, засыпали не быстро, но уже самостоятельно, без участия взрослого, сон был глубокий, но не продолжительный, аппетит нормализовался.
С целью выявления наличия корреляционных взаимосвязей между такими показателями, как состав семьи и успешность адаптации, были сопоставлены данные наблюдения за детьми в период адаптации и опроса родителей. Было установлено, что наиболее легкая адаптация отмечается у детей, в семьях которых более одного ребенка. Проведенное исследование дает основание для следующих выводов: - более половины детей имеют недостаточный уровень готовности к дошкольному образовательному учреждению. 12,5% мальчиков оказались не готовы к поступлению в учреждение;
-наблюдение за ходом адаптации в течении двадцати дней позволило выделить детей с разными уровнями адаптации: 60% детей раннего возраста имели легкую адаптацию, 40% детей - адаптацию средний тяжести. Детей с усложненной адаптацией и дезадаптацией обнаружено не было;
-психологический стресс, возникший в первые дни пребывания детей в дошкольной организации, отразился как на физиологических (засыпание, длительность и глубина сна, аппетит), так и психологических (активность в игре, речи, социальные контакты со взрослыми и сверстниками) компонентах адаптации;
-у мальчиков и девочек по анализируемым показателям существенных отличий при адаптации не наблюдалось, различия касались лишь длительности адаптации.У девочек этот процесс проходил в более короткие сроки;
-в период от первого к двадцатому дню пребывания детей в дошкольной организации наблюдалась положительная динамика всех компонентов адаптации.
Наиболее значимые изменения затронули такие психологические показатели, как активность ребенка в игре, социальный контакт со взрослыми и детьми, активность ребенка в речи;
-в ходе анализа данных выявлена взаимосвязь между количеством детей в семье и средним числом дней адаптации. Чем больше детей в семье, тем легче и быстрее проходит адаптация ребенка к условиям дошкольной организации.
В результате проведенного исследования также было установлено, что воспитатели не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную психолого-педагогическую поддержку, педагоги часто испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями, в свою очередь родители зачастую относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, а возникающие проблемы склонны объяснять плохой работой педагогов. Указанные факты свидетельствуют о необходимости разработки программы по оптимизации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, которая с одной стороны должна быть основана на современных достижениях психологической и педагогической науки в данной области, а с другой -учитывать психологические особенности детей и их родителей, организационные и методические возможности образовательного учреждения.
В работе Е.И. Морозовой (Морозова Е.И., 2002, с. 10) подчеркивается, что одним из эффективных факторов адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения является посещение профильной группы кратковременного пребывания. Адаптационная группа позволяет ребенку в наиболее щадящем для него режиме привыкнуть к новой среде обитания, новым людям, новым требованиям. Присутствие в группе матери или других близких взрослых помогает ребенку преодолеть страх перед детским садом, способствует плавному отрыву от родителей. Посещение ребенком группы кратковременного пребывания обеспечит ему комфортное безболезненное «вхождение» в социум. И в определенном смысле «подготовит» к поступлению в дошкольное учреждение. Однако этого, на наш взгляд, недостаточно. Должна быть создана трехступенчатая модель адаптации ребенка, на каждой из ступеней которой будет решаться свой круг задач.
При разработке программы психолого-педагогического сопровождения процесса вхождения ребенка раннего возраста в образовательное пространство дошкольной организации мы опирались на исследования Н.М. Аксариной, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Л.В. Белкиной, Л.Н. Галигузовой, Т.А. Дороновой, И.Н. Серовой, Е.И. Морозовой, С.В. Крюковой, Н.В. Кирюхиной, В.Н. Гурова, В.П. Костиной и результаты психологического эксперимента.
Предлагаемая программа включает три ступени прохождения ребенком адаптационного периода.
Первая ступень. Ознакомление членов семьи с особенностями пребывания ребенка в дошкольном учреждении - перечнем необходимых документов, режимом дня, рационом питания, требованиями, предъявляемыми к ребенку. Знакомство родителей и ребенка с воспитателями и группой. Необходимо выявить возможность ребенка к установлению тактильно-эмоциональных контактов, что чаще всего является гарантом становления положительных взаимоотношений с ребенком и его адаптации в целом.
Посещение ребенком вместе с одним из родителей эмоционально привлекательных мероприятий дошкольного учреждения (лучше, если это будет прогулка, музыкальное занятие). Постепенно время совместного пребывания на привлекательных мероприятиях сокращается и увеличивается время совместного посещения малопривлекательных режимных моментов. Впоследствии постепенно сокращается и это время.
Пребывание родителей, на наш взгляд, должно ограничиваться приемной комнатой, участие родителей в педагогическом процессе недопустимо. Близким взрослым отводится роль «эмоционального стабилизатора» для ребенка. Ребенок волен в своем выборе - он может провести время рядом с мамой, а может откликнуться на интересное
мероприятие, организованное воспитателем. Воспитатель должен постепенно привлекать ребенка к разным видам деятельности, проводимым в группе. При этом особенно важным является положительный эмоциональный настрой самих родителей, доверие к специалистам, уверенность в успешной адаптации ребенка. Дети раннего возраста не испытывают потребности в общении со сверстниками, поэтому самой значимой для него фигурой в ходе адаптации является воспитатель. От того, насколько он станет привлекательным для ребенка, будет зависеть успешность протекания адаптации. Этот этап не имеет ограничений по времени, его продолжительность будет зависеть от особенностей нервной системы, индивидуальных темпов развития ребенка, его адаптивных возможностей.
Вторая ступень. Посещение ребенком группы кратковременного пребывания на базе дошкольного учреждения, которое впоследствии ребенок будет посещать. Режим работы - совместное пребывание ребенка с близким взрослым в течение 2-3 часов. В группе осуществляется стимуляция двигательной и познавательной активности посредством организации занятий, нацеленных на психомоторное, сенсорное, речевое развитие, становление основ самосознания, приобретение первичного опыта общения со сверстниками и посторонними взрослыми. Занятия проводятся с учетом принципа постепенности и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Медико-психологическое сопровождение осуществляется врачом и психологом дошкольной образовательной организации.
Третья ступень. Самостоятельное посещение ребенком детского сада.
Жестких границ между второй и третьей ступенями нет, одна «плавно» перетекает в другую. Психолого-педагогическое сопровождение детей, поступивших в дошкольную организацию, по разработанной трехступенчатой программе показало, что адаптация проходила наиболее успешно, срок ее прохождения сокращался, наименьшее количество факторов вызывало у детей затруднение, что обеспечило развитие ресурсов поддержки психического и физического здоровья детей.
Таким образом, определяющими психолого-педагогическими условиями успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации являются: ознакомление родителей с условиями пребывания в учреждении, организация групп кратковременного пребывания, оптимизация взаимодействия детей в группе, совместная работа с родителями по оптимизации адаптации.
Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации на проведение научно-исследовательской работы по теме "Психолого-педагогическое сопровождение образования ребенка в контексте реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования" (Проект № 1688).
Литература
Морозова Е.И.2002. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. № 11.С.10-14.
Остроухова А.2000. Успешная адаптация // Обруч. № 3. С. 16-18.
СевостьяноваЕ.0.2007. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. М.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: Ы*р://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГ0С-ДО.рб£ 11.02.2015.