Научная статья на тему '«Школа взаимодействия» как форма оптимизации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения'

«Школа взаимодействия» как форма оптимизации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1634
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ШКОЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» / PSYCHO-PEDAGOGICAL COMPLEX "SCHOOL OF INTERACTION / PEDAGOGICAL INTERACTION / COOPERATION OF FAMILY AND SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даурова Мариета Руслановна

В данной статье освещены вопросы обеспечения эффективного педагогического взаимодействия в общеобразовательной школе; охарактеризованы задачи и функции субъектов взаимодействия, этапы организации работы коллектива учебного заведения по оптимизации сотруднических отношений между педагогами и родителями учащихся; представлена модель разработанного психолого-педагогического комплекса «Школа взаимодействия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даурова Мариета Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Interaction school" as a form of optimization of training and educational process of educational institutions1MSTU

This article highlights the issues to ensure effective interaction in secondary school; the objectives and functions of the subjects of interaction have been described, the stages of organization of the work of the educational institution staff to optimize collaborative relationships between teachers and parents have been defined, a model of the psycho-pedagogical complex "School of interaction" has been developed.

Текст научной работы на тему ««Школа взаимодействия» как форма оптимизации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения»

УДК 37.018.2 ББК 74.200.25

Д 21

Даурова Мариета Руслановна, аспирантка МГТУ, учитель коррекционной школы №8, т.: 89619701245, e-mail: [email protected].

«ШКОЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» КАК ФОРМА ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(рецензирована)

В данной статье освещены вопросы обеспечения эффективного педагогического взаимодействия в общеобразовательной школе; охарактеризованы задачи и функции субъектов взаимодействия, этапы организации работы коллектива учебного заведения по оптимизации сотруднических отношений между педагогами и родителями учащихся; представлена модель разработанного психолого-педагогического комплекса «Школа взаимодействия».

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, сотрудничество семьи и школы, психологопедагогический комплекс «Школа взаимодействия».

Daurova Marietta Ruslanovna, post graduate of MSTU, a teacher of correctional school № 8, tel.: 89619701245, e-mail: [email protected].

“INTERACTION SCHOOL” AS A FORM OF OPTIMIZATION OF TRAINING AND EDUCATIONAL PROCESS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

(reviewed)

This article highlights the issues to ensure effective interaction in secondary school; the objectives and functions of the subjects of interaction have been described, the stages of organization of the work of the educational institution staff to optimize collaborative relationships between teachers and parents have been defined, a model of the psycho-pedagogical complex "School of interaction" has been developed.

Keywords: pedagogical interaction and cooperation of family and school, psycho-pedagogical Complex "School of interaction."

Важнейшей функцией общества, от эффективной реализации которой зависит не только его процветание, но и выживание, является воспитание подрастающего поколения. В современной России решение значимых социальных задач осложнено многолетним процессом реконструкции системы образования, происходящим на фоне сложной социально-экономической и политической обстановки, идеологического кризиса, духовного вакуума. Поэтому сегодня для достижения цели воспитания нравственной, гуманистически ориентированной, свободно и творчески мыслящей, высокообразованной молодежи особенно важна консолидация усилий семьи и школы, сотрудничество всех субъектов образования.

Анализ научных работ и собственного опыта позволяет констатировать, что, участники образовательного процесса, теоретически признавая важность оптимизации взаимоотношений, на практике не готовы к эффективному сотрудничеству. Следовательно, в настоящее время актуализировалась проблема организации педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях. С целью разрешения данной проблемы было проведено настоящее исследование, результатом которого стала разработка психолого-педагогического комплекса «Школа взаимодействия».

Понятие «взаимодействие» трактуется через две основных категории: общение и совместную деятельность, приводящие к взаимовлиянию участников (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Л. Журавлев, В.Н. Мясищев и др.). Под педагогическим взаимодействием понимают особую форму связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер участников этого процесса [6].

Участниками педагогического взаимодействия являются не только учитель и учащиеся, но и администрация учебного заведения, коллеги-педагоги, психологи, родители учеников [5]. Учитель должен быть активным субъектом педагогического взаимодействия в силу самой сущности своей профессиональной деятельности; вторым основным субъектом является учащийся, так как вся система образования функционирует именно с целью достижения прогрессивных изменений в его

личности (в интеллектуальной и операциональной, эмоциональной и мотивационно-волевой сферах). Родители, будучи сознательно заинтересованными в данных изменениях, также должны активно участвовать в решении образовательно-воспитательных задач. Администрация в соответствии со своими функциями призвана решать соответствующие организационно-управленческие задачи, а психологи - оказывать консультативную, методическую и иную помощь педагогам, родителям и учащимся.

Моделирование психолого-педагогического комплекса (ППК) «Школа взаимодействия» базировалось на теоретических и методических положениях, разработанных Н.И. Комиссаровой, И.Б. Котовой, А.В. Мудриком, А.В. Петровским, Е.Ф. Широковой и др. [1, 2, 3, 4 и др.]. Комплекс призван объединить педагогов, психологов и родителей, желающих овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для эффективного взаимодействия в рамках учебно-воспитательного пространства образовательного учреждения.

Целевой установкой работы ППК «Школа взаимодействия» является оптимизация взаимодеятельности субъектов педагогического процесса («администрация школы - учителя», «педагогический коллектив - родители», «педагог-родители», «педагоги-ученики», «родители-дети»). В связи с этим предполагается решение задач формирования у субъектов педагогической деятельности интереса и потребности к взаимодействию с различными участниками учебновоспитательного процесса, а также повышения мотивационно-ценностной и теоретико-практической готовности субъектов педагогической деятельности к взаимодействию.

Общее руководство деятельностью ППК «Школа взаимодействия» осуществляется администрацией учебного заведения, которая участвует в планировании работы, обеспечивает организационную и правовую поддержку в решении поставленных задач, контролирует их выполнение. Непосредственное руководство целесообразно возложить на социального педагога и / или психолога школы, в функции которых войдет: организация и планирование работы «Школы взаимодействий», определение тематики круглых столов и научных конференций, содержания коллективных и индивидуальных форм работы (совместно с педагогами и родителями), анализ внутреннего психологического климата в учебных коллективах и в семьях учащихся, определение и корректировка уровня готовности субъектов педагогической деятельности к взаимодействию и пр.

Целесообразно привлечение к работе ППК сотрудников профессионально-педагоги-ческих учебных заведений, что позволит осуществлять деятельность на более высоком научнометодическом уровне. В частности, педагоги вузов могут возглавить просветительскую работу комплекса, проводить круглые столы и конференции по вопросам условий, факторов, способов эффективной организации педагогического взаимодействия.

В работе комплекса целесообразно выделить три этапа в соответствии с этапностью формирования готовности субъектов образования к педагогическому взаимодействию. Первый этап ориентирован на привлечение всех субъектов педагогической деятельности к работе ППК, на активизацию мотивационно-ценностного отношения к процессу взаимодействия, диагностику уровня готовности педагогов и родителей к совместной деятельности, а также на разработку системы мероприятий, способствующих повышению уровня подготовленности личности к взаимодействию в учебно-воспитательном пространстве. Ведущими формами работы на данном этапе выступают индивидуальные и коллективные консультации и беседы, проводимые психологом (социальным педагогом); круглые столы, организуемые администрацией с привлечением сотрудников вузов; классные и общешкольные родительские собрания, а также анкетирование и/или тестирование как способы диагностики.

На втором этапе реализуется система психолого-педагогических мероприятий, способствующих повышению уровня готовности педагогов к взаимодействию с субъектами педагогической деятельности. Главной задачей является подготовка учителей к просвещению родителей по вопросам сотрудничества с коллективом учебного заведения, а также к оказанию соответствующих мотивационных воздействий на семьи учащихся. Немаловажно на данном этапе поддержание у самих педагогов мотивационно-ценностного отношения к развитию сотруднических отношений с субъектами учебно-воспитательного процесса. Ведущая роль здесь принадлежит сотрудникам вуза, которые в форме тематических лекций и семинаров формируют у членов ППК систему знаний о современных методиках диагностики, планирования и прогнозирования педагогического взаимодействия с различными субъектами обучения и воспитания; раскрывают

особенности построения педагогического общения с детьми, родителями, коллегами; обосновывают профессиональную и личностную значимость работы комплекса.

Поскольку у учителей важно сформировать не только знания, но и контекстные умения и навыки, а также ряд личностных качеств, то целесообразно использование тренинговых форм работы. Тренинги в данном случае будут направлены на развитие навыков организации и проведения различных форм взаимодействия (лекции, диспуты, дискуссии, беседы); актуализацию потребностей в профессионально-педагогическом саморазвитии и повышение личностной значимости педагогического взаимодействия; формирование осознанного отношения к процессу создания сотруднических взаимоотношений со всеми субъектами педагогической деятельности; развитие лидерских, коммуникативных, творческих, рефлексивных способностей и пр.

Для разрешения индивидуальных затруднений, возникающих у учителей, к работе подключаются психолог и/или социальный педагог, основными формами работы которых являются беседа и консультация. Этими субъектами ППК осуществляется также диагностика уровня готовности учителей к взаимодействиям и разработка программы его повышения.

Третий этап ориентирован на организацию взаимодействий «учитель-родители», «родители-учащиеся» и предполагает диагностику готовности каждого субъекта к сотрудничеству, корректировку уровня их подготовленности к взаимодействию. Непосредственными организаторами и исполнителями являются педагоги школы, осуществляющие просветительское и мотивационное воздействие на родителей как субъект-объектов деятельности. Основными задачами данного этапа являются: повышение грамотности родителей в вопросах построения отношений со своими детьми, с учителями и администрацией школы; активизация участия родителей в решении учебновоспитательных задач; развитие сотруднических отношений «учитель-родители-учащиеся»; разработка совместных с родителями стратегии и тактики разрешения сложных педагогических ситуаций; выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребенком и т.п. Для решения указанных задач учителями организуются тематические родительские собрания, круглые столы, практические занятия и тренинги; психолог (социальный педагог) оказывает консультативную помощь и осуществляет диагностику.

Важным содержанием данного этапа является включение учащихся в «круг взаимодействия». Для этого педагоги с помощью родителей учат школьников строить сотруднические отношения внутри классного коллектива и опираться на принципы гуманизма при общении с окружающими, включают детей в обсуждение проблемных ситуаций, привлекают их к планированию совместных (в том числе, совместных с родителями) культурно-просветительских, спортивных, творческих и пр. мероприятий, а также стимулируют их активное участие в жизни коллектива.

Критерием эффективности функционирования ППК «Школа взаимодействий» выступает, во-первых, высокий уровень готовности субъектов педагогической деятельности (учителей и родителей) к взаимодействию в учебно-воспитательном процессе, во-вторых, воспитанность и дисциплинированность учеников, их чувство защищенности и ощущение комфортности в классе и дома, удовлетворенность учащихся и родителей школьной жизнью. На наш взгляд, реализация в учреждениях общего образования разработанного комплекса «Школа педагогического взаимодействия» будет способствовать оптимизации психологического климата в учебных коллективах, повышению качества образования и, в целом, эффективному решению задач образования, воспитания и развития подрастающего поколения.

Литература:

1.Комисарова Н.И. Педагогическое взаимодействие в основе "дома без агрессии" [Электронный ресурс]. Ц^: http://festival.1september.ru/articles/211809/

2.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Д, 1997.

3.Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

4.Петровский А.В., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1993.

5.Писарева Т.А. Общие основы педагогики: конспект лекций [Электронный ресурс] ЦКЬ: http://fictionbook.ru/author/t_a_pisareva/obshie_osnoviy_pedagogiki_konspekt_lekciyi/read_online.html

6.Широкова, Е.Ф., Шептенко, П.А. Теоретико-психологические основы личностноориентированного педагогического взаимодействия [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://sci.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_11/tpo.html

References:

1. Komissarova N.I. Pedagogical interaction as a basis of "home without aggression" [electronic resource]. URL: http://festival.1september.ru/articles/211809/

2. Kotova I.B., Shiyanov E.N. Pedagogical interaction. Rostov-on-Don, 1997.

3. Mudrik A.V. Communication as a factor of educating students. M., 1984.

4. Petrovsky A.V., Kalinenko V.K., Kotova I.B. Personal and developmental interaction. Rostov-on-Don, 1993.

5. Pisareva T.A. General framework of pedagogy: Lecture notes [electronic resource] URL: http://fictionbook.ru/author/t_a_pisareva/obshie_osnoviy_pedagogiki_konspekt_lekciyi/read_online.html

6. Shirokova E.F., Sheptenko P.A. Theoretical and psychological foundations of self-centered

pedagogical interaction [electronic resource] URL:

http://sci. informika. ru/text/magaz/pedagog/pedagog_11/tpo. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.