УДК 343.8 ББК 67.409.13 М30
O.A. MARCHUK*
THE NOTION OF INTERACTION OF OFFICERS WITH CONVICTS IN CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS
Аннотация: в статье рассматриваются понятие «взаимодействие» с позиций различных наук, а также схожие с ним понятия «воздействие», «влияние», «общение», «педагогическое взаимодействие» сотрудников с осужденными в исправительных учреждениях.
Ключевые слова: процесс взаимодействия, педагогическое взаимодействие, общение, сотрудники, осужденные, исправительные учреждения.
ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА МАРЧУК*
ПОНЯТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СОТРУДНИКОВ С ОСУЖДЕННЫМИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Annotation: this article discusses the concept of «interaction» of officers with convicts in correctional establishments from different kinds of sciences, also the concept of «impact», «influence», «communication», «pedagogical interaction» which are similar to it.
Key words: process of interaction, pedagogical interaction, communication, officers, convicts, correctional establishments.
Профессиональная деятельность сотрудников исправительных учреждений относится к профессиям типа «человек - человек», которые предполагают взаимодействие с людьми. Одним из важнейших направлений деятельности сотрудников исправительных учреждений является взаимодействие с осужденными в процессе их исправления. При этом сотрудникам необходимо уметь эффективно взаимодействовать с осужденными в сложном, разнородном, поликультурном пространстве исправительного учреждения. Это умение формируется в процессе обучения в вузе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Понятие «взаимодействие» используют в своей практике специалисты разных профессий в исправительном учреждении, но все понимают его по-разному, так как каждый из них исследует свой профессиональный аспект.
Прежде чем раскрыть содержание данного понятия применительно к сотрудникам и осужденным, рассмотрим его сущность в различных областях знаний.
Понятие «взаимодействие» широко применяется в философии, социологии, психологии, педагогике. В философии оно универсально и включает в себя все типы связей между предметами и явлениями, всевозможные изменения их свойств и состояний1.
Т. Е. Зерчанинова рассматривает понятие «взаимодействие» с точки зрения социологии как любое поведение индивида или группы индивидов, имеющее значение для других индивидов и групп индивидов или общества в це-
* Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
со
CD
I «
1
а> §
CD §
§
I
Q)
5
ГО
6
I
Q)
лом в данный момент и в будущем. Механизм социального взаимодействия включает в себя: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие2.
В психологии нет единого определения понятия «взаимодействие». М. Е. Еникеев указывает на взаимодействие как на психический контакт двух и более человек, оказывающий воздействие на их поведение и позиционные установки, либо систему взаимообусловленных индивидуальных действий, способ реализации совместной деятельности в определенных условиях3.
В российской педагогической энциклопедии понятие «взаимодействие» определяется как личностный контакт воспитателя и воспитанника, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок4.
Анализ приведенных определений приводит к выводу о том, что в психологии и педагогике эти понятия схожи и толкуются как контакт, воздействие. В то же время в педагогической науке используются другие похожие понятия, например «воздействие», «влияние», «общение». Представляется целесообразным рассмотреть их соотношение с понятием «взаимодействие».
В педагогическом словаре понятие «воздействие» рассматривается как влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей5. Здесь воздействие определяется как влияние. В педагогической современной энциклопедии влияние - это процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок в ходе взаимодействия с ним6. Из данного определения следует, что влияние - это односторонний процесс, где какие-либо изменения происходят только у того, на кого оно направлено.
С психолого-педагогической точки зрения между данными понятиями есть и значимые различия. Воздействие предполагает субъект-объектные отношения - это тип отношений, складывающихся в воспитательном процессе, состоящих в сохранении позиции воспитуемого как объекта воздействия. При этом он остается подчиненным чьей-то воле и выполняет лишь исполнительские, по преимуществу реп-
родуктивные познавательные функции7. Здесь речь идет о том, что при воздействии только одна сторона проявляет активность, а другая сторона эту активность может воспринимать либо не воспринимать. Применительно к исправительному процессу осужденный чаще всего является объектом воспитательного воздействия со стороны сотрудников, поскольку данный процесс имеет особую специфику. Воздействие предполагает и фиксирует изменения (реакцию) только у одной стороны - у объекта (осужденного), в то время как обратный процесс не принимается во внимание.
Взаимодействие в отличие от воздействия предполагает субъект-субъектные отношения, которые складываются в воспитательном процессе при создании паритетного участия и уважительного отношения друг к другу и осуществляются в совместной деятельности. Когда говорится о взаимодействии, то понимается процесс, при котором происходят взаимные изменения в поведении, в установках личности, намерениях как воспитуемого, так и воспитателя. Таким образом, понятие «взаимодействие» генетически связано с понятием «воздействие», является более общей категорией и отвечает теоретическим установкам современной психологии и связанной с ней педагогики.
Очень близко к рассмотренным понятиям понятие «общение». Существует много подходов к пониманию общения. Один их них рассматривает общение как процесс взаимодействия. В. Н. Мясищев в своих работах оценивал общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга8.
В книге «Педагогическое общение» А. А. Леонтьев указывает, что наиболее распространенный тип определений включает в себя понятие обмена, или передачи: передача информации от одного человека к другому, передача или сообщение мыслей и чувств, обмен мыслями и чувствами и т. д. При этом общение рассматривается как что-то, прибавляемое к индивидуальной деятельности, изменяющее ее, вносящее в нее элементы социальной обусловленности. Но автор опирается на принципиально иную трактовку общения. Общение - процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности - группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости. Общение -
это то, что обеспечивает коллективную деятельность. Но оно обеспечивает ее не прямо. Тот факт, что можно сначала сесть и пообщаться по поводу наилучшего взаимодействия, а потом его осуществить, как раз и показывает, что это не одно и то же: общение непосредственно обеспечивает взаимодействие, а уже это последнее - коллективную деятельность9. Взаимодействие есть составляющая процесса общения, причем не каждое взаимодействие является общением, хотя без него оно невозможно. Цель общения, где проявляется взаимодействие, как правило, направлена на формирование чего-либо в личности, например, ценностей, или изменение каких-то убеждений, установок и т. п.
В книге «Психология общения» А. А. Бода-лев рассматривает межличностное общение. Он отмечает, что общение - это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение (имеется в виду поведение, выбираемое участниками общения). Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком... особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают10.
В монографии Н. А. Тюгаевой и И. Л. Ка-шинцевой «Педагогическое общение: понятие и формирование коммуникативных умений курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении иностранного языка» под общением понимают процесс взаимодействия при осуществлении какой-либо деятельности, в ходе которого его участники обмениваются не только информацией, но и эмоциями, и целью которого является взаимовлияние и взаимообогащение11.
Анализ понятий «взаимодействие», «воздействие», «влияние», «общение» показывает, что они могут использоваться как тождественные, поскольку в одном, несомненно, присутствуют элементы другого. Эти понятия используются в деятельности каждого человека, не является исключением и деятельность сотрудников исправительных учреждений, которая характеризуется особой спецификой, а именно: одной из функций в деятельности сотрудников выступает исправление осужденных, что закреплено ст. 9 УИК РФ. Исправление есть одна из основных целей взаимо-
действия сотрудников с осужденными, которое должно быть педагогическим для достижения данной цели, поэтому актуально рассматривать понятие «педагогическое взаимодействие» с позиции педагогики в условиях исполнения наказаний в исправительных учреждениях.
Применительно к взаимоотношениям сотрудников с осужденными целесообразно говорить о педагогическом взаимодействии, которое является частным видом взаимодействия. Обычное взаимодействие отличается от педагогического целенаправленностью, стремлением сотрудника повлиять на осужденного, воздействовать. Тогда взаимодействие в исправительном учреждении выступает не как форма простого общения, а как функция, профессионально значимая в деятельности сотрудников исправительного учреждения. Так как сотрудники выполняют задачи не только по охране, содержанию, обеспечению безопасности осужденных, но и по исправлению осужденных, то такое взаимодействие в исправительном учреждении будет педагогическим. Поскольку воздействие и влияние более точно характеризуют процесс взаимодействия сотрудников с осужденными с точки зрения субъект-объектных отношений, необходимо отметить, что осужденный в исправительном учреждении является объектом педагогического воздействия, оно направлено непосредственно на него, сотрудник - субъект педагогического воздействия на осужденного, он непосредственно осуществляет это воздействие. «Сложность объекта педагогического воздействия, его особенности предполагают и определяют специфику субъекта, организующего воздействия. Эта специфика характеризуется особым правовым положением администрации и воспитателей, их властными полномочиями в отношении организации жизни и деятельности осужденных в период отбывания ими уголовного наказания. Реальные взаимоотношения строятся при этом таким образом, что одни лица реализуют кару, другие - испытывают ее влияние на себе. На этом фоне строятся взаимоотношения между сотрудниками и осужденными, организуется система, воспринимаемая осужденными через призму наказания, принуждения»12. В связи с этим хотелось бы отметить, что субъект-объектные отношения предполагают пассивность осужденного и активность сотрудника в процессе исправления осужденного.
Практика деятельности исправительных учреждений до 90-х годов прошлого века формировалась как воздействие сотрудников на осуж-
D0 CD
I
1
ш §
CD §
денных с целью их исправления, иными словами, формирования законопослушного поведения. В настоящее время воспитательный процесс в исправительном учреждении нуждается в модернизации, а именно в переходе от педагогического воздействия к педагогическому взаимодействию.
Применение понятия «педагогическое взаимодействие» в том понимании, в котором оно представлено, может способствовать частичному переходу от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным отношениям, подразумевая некоторое равноправие в процессе осуществления различных воспитательных воздействий с целью исправления осужденных. Понятно, что полностью этот переход осуществлен быть не может, потому что
«осужденные как социальная группа имеют определенные признаки - непосредственное осуждение по приговору суда, лишение свободы, изменение социального статуса, соци-
" 13
альной роли»13.
Таким образом, в контексте данной статьи сделана попытка представить понятие «взаимодействие», рассмотреть схожие с ним понятия «воздействие», «влияние», «общение», проанализировать, как эти понятия отражаются в процессе взаимодействия сотрудников с осужденными в исправительных учреждениях, а также представить понятие «педагогическое взаимодействие» как отдельную, самостоятельную категорию и рассмотреть ее в соотношении с ранее названными понятиями.
Список использованной литературы
1 См.: Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989.
2 См.: Социология: словарь / сост. Т. Е. Зерчанинова. Екатеринбург, 2006. С. 64.
3 См.: Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2008. С. 30.
4 См.: Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1.
5 См.: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
6 См.: Педагогика: большая современная энциклопедия / под ред. Е. С. Рапацевича. М., 2010. С. 48.
7 См.: Безрукова В. С. Основы духовной культуры: энцикл. словарь педагога. Екатеринбург, 2000. С. 546.
8 См.: Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М., 1995.
9 См.: Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979. С. 4-5.
10 См.: Бодалев А. А. Психология общения. М., 1996. С. 10-11, 13.
11 См.: Тюгаева Н. А., Кашинцева И. Л. Педагогическое общение: понятие и формирование коммуникативных умений курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении иностранного языка: монография. Рязань, 2010. С. 12.
12 Стурова М. П., Тюгаева Н. А. Пенитенциарная педагогика: курс лекций. Рязань, 2010. С. 53.
13 Там же. С. 49.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 24 января 2014 г. № 1.