Психологические характеристики групповой сплоченности спортсменов
Шериф Сархан
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Аннотаци:
Рассмотрены основные составляющие групповой сплоченности в спортивной команде. Приведен анализ публикаций о сплоченности в группах, где определена взаимосвязь индивидуальных целей каждого участника группы с общими целями и конечным результатом совместной работы. Рассмотрено понятие сработанности в спортивных командах, где показатель групповой сплоченности зависит от такого интегративного показателя, как психологический климат. Установлено, что группе спортсменов для достижения высоких спортивных результатов необходима высокая сплоченность, единство ценностно-нормативной ориентации, глубокая идентификация и ответственность за результаты совместной групповой деятельности.
Ключевые слова:
групповая сплоченность, сыгранность, психологический климат.
Шериф Сархан. Психологічні характеристики групової згуртованості спортсменів. Розглянуто основні складові групової згуртованості в спортивній команді. Наведено аналіз публікацій про згуртованості в групах, де визначено взаємозв'язок індивідуальних цілей кожного учасника групи зі спільними цілями і кінцевим результатом спільної роботи. Розглянуто поняття спрацьованості у спортивних командах, де показник групової згуртованості залежить від такого інтегративного показника, як психологічний клімат. Встановлено, що групі спортсменів для досягнення високих спортивних результатів необхідна висока згуртованість, єдність ціннісно-нормативної орієнтації, глибока ідентифікація і відповідальність за результати спільної групової діяльності.
групова згуртованість, зіграність, психологічний клімат.
Sheriff Sarhan. Psychological characteristics of group cohesion athletes. The basic components of group cohesion in sport teams. An analysis of publications on cohesion within the groups where an interconnection of individual goals of each participant group with common goals and the end result of teamwork. The concept of harmony in the team sports, where the rate of group cohesion is dependent on such integrative index as psychological climate. It is established that a number of athletes to achieve high results require high cohesion, unity, value-normative orientation, deep identification and responsibility for the results of the joint group activities.
group cohesion, teamwork, psychological climate.
Введение.
Психология физического воспитания и спорта все больше обращает внимание на личностный и социально-психологический уровни спортивной деятельности. Традиционным предметом социальнопсихологических исследований является группа, в частности малая группа в спортивной деятельности. При этом изучаются процессы, которые развиваются внутри группы и сама группа как целостный субъект деятельности, который, через взаимодействие с другими группами включен в систему общественных отношений.
Известно, что с увеличением продолжительности взаимодействия и достижением успеха внутренняя сплоченность команд становится более выраженной, а, с увеличением числа членов группы, может уменьшаться их сплоченность, возрастает вероятность распада на маленькие группировки, которые существенно затрудняют достижение единства в продвижении их развития. Поэтому проблема групповой сплоченности в социальной психологии рассматривается как одна из важнейших проблем формирования маленькой группы.
Отличительной особенностью, которая определяет любую группу, является взаимодействие между ее членами, они зависят друг от друга и имеют общую цель, должны общаться между собою. Группам также присуща взаимозависимость относительно задачи
— они должны взаимодействовать, чтобы выполнить работу.
В спорте общей целью, или общей задачей является достижение победы, которая, отчасти, зависит от координированных усилий всех членов спортивной группы или команды, их совместимости и сплоченности. Литературный анализ позволил установить, что объективно групповая сплоченность выражается в
© Шериф Сархан, 2011
сыгранности команды, а субъективно - в чувстве общности членов команды, которое обозначается в языке словом «Мы» и противопоставлением себя сопернику словом «Они». По мнению Керрона, спортивные группы или команды, которым присуще стремление к групповому успеху, тоже демонстрируют высокие уровни групповой сплоченности [2].
Исследование выполнено соответственно со «Сводным планом НИР в сфере физической культуры и спорта на 2006-2010 г.г.» Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта по теме 2.4.6. «Психологические проблемы подготовки и развития субъектов спортивно-педагогической деятельности в сфере физического воспитания и спорта».
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования - изучить составляющие групповой сплоченности в команде.
Задачи:
1. Анализ литературных источников по проблеме сплоченности.
2. Определить составляющие характеристики групповой сплоченности у спортсменов.
Методы исследования. При исследовании использовались следующие методы: анализ литературных источников, обобщение полученных результатов.
Результаты исследований.
По отношению к характеристикам сплоченности группы существуют разнообразные мнения. Так, А.И.Донцов указывает, что этим понятием обозначают и межличностную эмоциональную взаимоприем-лемость, и сходство мнений, установок, и сенсомо-торную согласованность, единство поведения членов группы и др. [1]. В таком случае указанное понятие оказывается всеохватывающим, т.е. представляется как синоним интеграции.
Согласно другим мнениям, в частности в социальной психологии, сплоченность трактуется как
проблеми фнзичного виховання і спорту № 7 / 2011
ценностно-ориентационное единство группы. Имеется в виду, что в любой группе есть какие-то факторы, объекты, которые считаются наиболее значимыми и ценными для группы вообще. При этом каждый член группы ориентируется на указанные ценности, использует их в своем поведении, т.е. у каждого присутствуют свои собственные оценки ценностей, позиции по отношению к ним и т.п.
Относительно сплоченности спортивной команды можно сказать, что изменяются многие характеристики поведения ее членов в зависимости от установок и норм команды, в связи с чем совместная деятельность протекает в рамках специфического психологического фона. Именно поэтому сплоченная команда оказывается устойчивой по отношению к стрессовым ситуациям, к неудачам команды, к уровням спортивных достижений и т.д.
Характерно, что привлекательность команды, преданность каждого ее члена совместным ценностям является, в свою очередь, дополнительным источником мотивации, подталкивает спортсмена к тому, чтобы отдать все силы и возможности для достижения общекомандных спортивных целей.
Еще одной характеристикой, связанной со сплоченностью и зависящей от нее является сработанность, которая в психологии до сих пор изучена недостаточно.
Сработанностью называют единство взаимодействий членов группы в условиях конкретной совместной деятельности [3]. Наличие сработанности подразумевает оптимальный ритм работы группы, высокую ее продуктивность, точность и согласованность взаимодействий по пространственно-временным параметрам, надежность совместной работы в трудных условиях, высокий уровень взаимопонимания и др.
В связи с тем, что сработанность является итогом взаимодействия членов группы в условиях конкретной деятельности (например, спортивной), ее формирование происходит только в результате приспособления людей друг к другу, в отношении самых различных свойств и качеств [4, 5].
В спорте очень часто понятие «сработанность» заменяют понятием «сыгранность». Однако, если сыгранность характеризует отдельные звенья или соревновательные составы команды, то сработанность отражает работоспособность команды в целом, как в процессе подготовительной деятельности, тренировок и соревнований.
В спортивных командах показатель групповой сплоченности также зависит от такого интегративного показателя, как психологический климат. Под ним подразумевается преобладающий в группе или команде относительно устойчивый эмоциональный настрой, в котором соединяется настроение людей, их душевные переживания, волнения, отношения друг к другу, к работе и к окружающим событиям. Это связано с тем, что сплоченность или не сплоченность переживается членами спортивной команды в совместной деятельности как удовлетворенность или неудовлетворенность.
Психологический климат является фоном, на котором протекают все события групповой жизни и совместной ее деятельности. В спортивных командах на психологический климат значительным образом влияет успешность выступления команды на соревнованиях, однако если спортивная команда характеризуется сплоченностью, прочностью, то, как правило, групповой психологический климат команды после неудачного выступления хотя и ухудшается, однако, как правило, она быстро находит в себе силы противостоять отрицательным влияниям неудач и ухудшению климата. Поэтому об устойчивости психологического климата команды, о ее сплоченности можно судить по тому, как быстро и безболезненно она преодолевает неблагоприятные психологические моменты совместной жизнедеятельности.
Классифицировать группу спортсменов или спортивную команду как коллектив можно, как и любую малую группу, при условии достижения высокого уровня развития группы, которая характеризуется высокой сплоченностью, единством ценностнонормативной ориентации, глубокой идентификацией и ответственностью за результаты совместной групповой деятельности.
В отношении спортивных команд системность подхода можно понимать следующим образом:
1) спортивная команда всегда является целостным и реальным образованием также как каждый из спортсменов, в нее входящих. Однако целостные групповые характеристики следует отделять от индивидуальных, поскольку команде - не арифметическая сумма личностный, в нее входящих, а целостная система, личностных вклад индивидуальных особенностей каждого в которую придает команде новые интегративные качества, в связи с чем команда приобретает собственную структуру, цели, задачи и т.п.;
2) при рассмотрении спортивной команды как целостной системы взаимосвязанных элементов, основное внимание уделяется не отдельным спортсменам, а особенностям и эффективности их взаимодействия и взаимоотношений, благодаря чему они и образуют команду;
3) целостность спортивной команды предполагает ее относительную самостоятельность, функциональную автономию по отношению к другим подобным социальным образованиям. В этом процессе централ центральными образующими фигурами являются личность тренера, капитаны, лидеры, а также особая спортивная форма, значки, эмблемы и т.п.;
4) системность спортивной команды характеризует не ее постоянство, а динамичность, т.е. изменение любой части спортивной команды, как правило, вызывает изменение и всех ее составляющих [2].
Любой коллектив выступает как сложное социальное образование. Люди, объединенные в него, не одинаковы по своей общей культуре и подготовке, по уровню сознательности, уровню культуры, профессиональной подготовке, возрасту, бытовым условиям жизни, прошлому опыту, своим индивидуально-
психологическим особенностям. Коллектив может быть дружным или содержать противоречивые интересы и стремления. В каждом коллективе есть руководящее ядро и рядовые работники. Все это может способствовать или мешать совместимости или сплоченности группы на пути к успешному выполнению коллективом возложенных на него функций.
Оптимальным является тот состав группы, члены которого достаточно активны в обмене информации, в целях решения совместных задач. Причем общность установок, оценок, мнений способствует выделению значимых содержаний общения, целей совместной деятельности. Различие в этих характеристиках снижает интеграцию и сплоченность любой социальной общности.
В процессе совместной деятельности, общения, общих условий жизни, полнее и ярче люди раскрывают друг перед другом свои индивидуально- личностные особенности, учатся понимать и учитывать потребности, интересы друг друга, прогнозировать действия партнеров в различных условиях и ситуациях.
Таким образом, сплоченность - это единство межличностных отношений в группе, в основе которых лежит близость отношений членов группы к групповым ценностям, т.е. объектам, наиболее значимым для группы в целом.
Выводы.
Отличительной особенностью, которая определяет любую группу, является взаимодействие между ее членами, они зависят друг от друга и имеют общую цель, должны общаться между собою. Группам так-
же присуща взаимозависимость относительно задачи
— они должны взаимодействовать, чтобы выполнить работу. Таким образом, классифицировать группу спортсменов или спортивную команду как коллектив можно, как и любую малую группу, при условии достижения высокого уровня развития группы, которая характеризуется высокой сплоченностью, единством ценностно-нормативной ориентации, глубокой идентификацией и ответственностью за результаты совместной групповой деятельности.
Планируется проведение исследований по составляющим групповой сплоченности в спортивной команде по футболу, а также более детальное рассмотрение таких психологических характеристик как психологический климат, сработанность и ценностно - нормативная ориентация группы на единый результат.
Литература:
1. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов.
- М.: МГУ, 1979. - С. 42.
2. Евтушенко В.А. Исследования межличностных конфликтов взаимоотношений спортсменов / В.А. Евтушенко // Материалы VIII Всесоюзной конференции по психологии спорта. - Ереван, 1976. - С. 139-141.
3. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой: Учебное пособие для студентов институтов физкультуры / А. В. Мальчиков. - Смоленск, 1987. - 81 с.
4. Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. - Л.: ЛГУ, 1979. - 93 с.
5. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов / Н. Н. Обозов // Социальная психология. - Л.: ЛГУ, 1979. - С. 150-171.
6. Carron A.V Cohesiveness in sport groups: Interpretation and considerations/ A.V. Carron // Journal of Sport Psychology. - 1982. - 4.
- С. 123-138.
Поступила в редакцию 05.05.2011 г.
Шериф Сархан [email protected]