УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
© Марина Владимировна ХВАТОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат биологический наук, профессор кафедры клинической психологии, e-mail: [email protected]
В статье представлен анализ факторов развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи. В исследовании, на основе анализа результатов опросника, выявлены и описаны такие факторы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья, как деятельностный, институциональный, социальный, межличностный, внутриличностный, которые являются детерминантами психологического здоровья как личностного феномена. Автором показаны особенности влияния выявленных факторов на психологическое здоровье студентов разных специальностей.
Ключевые слова: психологическое здоровье; акмеологические ресурсы; факторы развития психологического здоровья.
В настоящее время понимание здоровья значительно расширяется, более того, меняется его сущность: оно соотносится не только с физиологическим пространством, а воспринимается как более сложный феномен, включающий новые смыслы и значения в рамках социальной эволюции в целом.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, как социальный феномен оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, студента, педагога или экономиста, россиянина или китайца и т. п.), с другой стороны, как индивидуальное явление обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Проблема здоровой личности наиболее полно отражена в большинстве теоретических построений гуманистической психологии, которые являются важной предпосылкой для нашего исследования. Представители этого направления первыми приступили к осмыслению проблемы «эталонной» личности, являющей собой изначальный и универсальный образец здорового человеческого существования. Научная специфика гуманистической психологии состояла в изучении здоровых и творческих людей, а работы пси-хологов-гуманистов были посвящены поиску целостного портрета идеально здоровой личности (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу
и др.). Так, для Г. Олпорта здоровье тождественно личностной зрелости, которая обретается в процессе личностного роста и предполагает сформированность проприотических функций; способность к самоопределению, проактивности и целеустремленности [1]. К. Роджерс к психически здоровым людям относил таких, кто использует свои таланты и способности, открыт переживаниям, полностью доверяет им и движется в направлении самоактуализации [2]. По мнению А. Маслоу, психически здоровый индивид характеризуется как «зрелый, с высокой степенью самоактуализации». А. Маслоу составлен перечень характеристик самоактуализирующихся людей, который позволяет получить конкретный и детализированный портрет здоровой личности, для которой, в частности, характерно более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других, природы; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; креативность, способность к творчеству и т. д. [3, с. 430].
Заслуживает внимания взгляд Е.Р. Кали-теевской на психологически здоровую личность. Автор рассматривает психическое здоровье как способ бытия. Под психическим здоровьем она понимает зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, меру способности человека трансцендировать свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, выступая активным и автономным
субъектом своей жизни в изменяющемся мире [4, с. 231-238].
Все представленные выше положения близки по сути акмеологическому подходу, который позволяет целенаправленно и комплексно раскрыть проблему психологического здоровья молодежи. Сущность акмеологи-ческого подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать достижению им высших уровней развития, на которые может подняться каждый. Акмеологический подход к здоровью дает возможность человеку совершенствовать как свои внутренние ресурсы, так и способности распоряжаться ими в сверхсложных условиях [5; б, с. 91].
В основе акмеологических концепций развития положены представления о том, что прогрессивный характер развития определяется одновременным и комплексным взаимодействием многих причин. Выделение, исследование и ранжирование условий и факторов, содействующих или препятствующих развитию акмеологических ресурсов психологического здоровья, позволяют разрабатывать общую схему формирования и развития данного акмеологического феномена.
Акмеологический ресурс психологического здоровья рассматривается нами в связи с различными сферами деятельности личности, где этот ресурс может быть актуализирован, например, учеба, общение, хобби. Достаточные акмеологические ресурсы психологического здоровья обеспечивают устойчивость взаимодействия личности и окружающей среды, что наблюдается в положительной психологической симптоматике, включая положительные эмоции, оптимистичный настрой, уверенность в будущем, адекватную самооценку, устойчивую мотивацию, ясность целей. Акмеологический ресурс психологического здоровья актуализируется в условиях динамических изменений современного мира, который требует своевременных, срочных реакций, перестраивает картину будущего и перечеркивает прошлое, вызывает эмоциональный дискомфорт и стресс.
Важным объектом исследования представляется молодежь, поскольку она, с одной стороны, является носителем человеческого потенциала завтрашней России, а с другой -повышенной зоной риска в связи с динамичными преобразованиями российской действительности и наименьшей социальной и психологической защищенностью.
Мы считаем, что процесс развития ак-меологических ресурсов психологического здоровья молодежи дает возможность не только формировать само здоровье, обнаруживать и реализовывать скрытые резервы возможностей, но и создает условия для саморазвития, самореализации, способствует личностному и профессиональному самосовершенствованию.
По нашему мнению, акмеологический ресурс психологического здоровья молодежи представляет собой такие резервы личности, которые позволяют ей успешно функционировать в осложненных условиях, отстаивая свои собственные идеалы при помощи конструктивных стратегий утверждения лично-стно и социально значимых ценностей в системе значимых отношений, сферах деятельности и катаклизмах материального мира на пути к индивидуально-субъективному акме своего психологического статуса.
Имеющиеся в литературе предпосылки послужили основанием для выделения нами факторов развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи, требующих эмпирического исследования.
В контексте нашего исследования обратимся к такой общенаучной категории, как «фактор».
Факторы в общенаучном смысле понимаются как движущиеся силы, причины какого-либо процесса или явления; существенные обстоятельства в каком-либо процессе, явлении [7]. В теоретических и прикладных акмеологических исследованиях при анализе категории «факторы» констатируется их преимущественно субъективный характер [5].
«В акмеологическом контексте общенаучная категория «фактор» понимается как объективная причина, обусловливающая самодвижение индивидуальности к высоким достижениям в процессе жизнедеятельности. Исходя из этого, акмеологические факторы -это причины, обусловливающие достижение высокого уровня деятельности, саморазвития
любых личностных качеств, главные детерминанты эффективности процесса акме-ориентированного саморазвития» [6].
Для выявления факторов, влияющих на развитие акмеологического ресурса психологического здоровья, нами был разработан и применен «Опросник выявления психологических факторов развития акмеологических ресурсов психологического здоровья». Данный опросник включал 33 суждения, структурированные по блокам, соответствующие предполагаемым факторам. При разработке тематического содержания опросника мы делали упор на такие личностные особенности, которые, по нашему мнению, влияют на развитие ресурсов психологического здоровья, а именно: осознание своих внутрилично-стных особенностей и проблем, межличностных отношений, роли социальной среды в собственном личностном росте; понимание и решение своих задач в период профессионального обучения; овладение значимыми видами деятельности, способствующими самореализации личности, ее адаптации в окружающей среде и социально востребованной ценностной ориентации в деятельности и поведении.
В результате проведенного факторного анализа материалов, полученных с помощью «Опросника выявления психологических факторов развития акмеологических ресурсов психологического здоровья», были выделены следующие психологические факторы: деятельностный, институциональный, социальный, межличностный, внутриличностный.
Данные факторы позволяют более глубоко понять источники и причины оптимального развития акмеологических ресурсов психологического здоровья. Рассмотрим более детально этапы эмпирического исследования и структуру каждого фактора.
В нашем исследовании в качестве респондентов выступили молодые люди (1722 лет), обучающиеся в вузе на гуманитарных, медицинской и творческой специальностях. Всего в исследовании приняло участие 212 человек.
Результаты, полученные с помощью опросника, были подвергнуты факторному анализу по методу главных компонент (использовался пакет программ SPSS 17.0) с построением корреляционной матрицы и последующим ортогональным вращением
Varimax и нормализацией Кайзера. Мера адекватности КМО^,8бб и критерий сферичности Бартлетта Q,QQQ1 свидетельствуют о целесообразности проведения факторного анализа. На основе критерия превышения значений собственных факторов единицы было выбрано оптимальное количество факторов, которое оказалось равным пяти. Эти пять факторов объясняют 52 % дисперсии. Выделенные факторы хорошо содержательно интерпретируются, их собственное значение больше единицы, коэффициенты факторных весов превышают Q,5Q. В дальнейшем в анализ были включены переменные, имеющие факторные нагрузки выше Q,45 (табл. 1).
Выделенные нами 5 факторов позволили более глубоко представить источники и причины акмеологических ресурсов психологического здоровья. Рассмотрим структуру каждого фактора, которые по результатам факторного анализа расположились в порядке значимости следующим образом.
Наибольшем весом (7,43) обладает первый фактор, названный нами «деятельностный» (35,4Q-14,77 % дисперсии). Данный фактор включал в себя с положительной факторной нагрузкой такие характеристики, как «преодоление возникающих препятствий» (Q,834); «использование резервов»
^,7б4); «достижение трудных целей» ^,б81); «решение поставленных задач» (Q,6 14);
«умение ориентироваться в непредвиденных обстоятельствах» (Q,588).
Важным фактором развития акмеологи-ческих ресурсов психологического здоровья является «институциональный» (второй
фактор), который по своему влиянию на ак-меологический ресурс психологического здоровья молодежи близок к «деятельностному» фактору. «Институциональный» фактор раскрывает влияние на акмеологический ресурс психологического здоровья условий, создаваемых учебным заведением для развития личности молодого человека. «Институциональный» фактор (11,14-14,Q4 % дисперсии) раскрывается через такие компоненты, как: «положительное переживание будущего» (Q,8Q9); «перспектива успешной деятельности» ^,б74); «уверенность в будущем успехе» (Q,67Q); «оптимистичный настрой»
(Q,595); «признание достижений» (Q,546), имеющие положительную факторную нагрузку.
Таблица 1
Факторы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья
Фактор 1 деятельностный Фактор 2 институциональный Фактор 3 социальный Фактор 4 межличностный Фактор 5 внутрилич-ностный
Я умею преодолевать трудности 0,834
Я умею находить в себе новые резервы и силы 0,764
Я умею решать задачи повышенной сложности 0,681
Я эффективно решаю поставленные задачи 0,614
Я умею ориентироваться в непредвиденных обстоятельствах 0,588
Мое будущее вызывает положительные переживания 0,809
Я вижу хорошие перспективы своего успеха 0,674
Я уверен в будущем успехе 0,670
Я с оптимизмом смотрю в свое будущее 0,595
Моя деятельность всегда успешна 0,546
Я стремлюсь больше времени проводить со своей группой 0,799
Я активно разделяю интересы своей группы 0,790
Я охотно нахожусь в группе 0,768
Я ценю отношения в группе 0,761
Я умею работать в команде 0,873
Я общительный человек 0,797
Я активно поддерживаю контакты с окружающими 0,709
Я всегда среди людей 0,706
Все мои поступки осознаны 0,843
В жизни я имею очень ясные цели 0,570
У меня адекватная самооценка 0,529
Не менее важным фактором развития акмеологических ресурсов психологического здоровья является «социальный» (третий фактор) (7,72-13,75 % дисперсии). Данный фактор с положительной факторной нагрузкой включал в себя шкалы: «стремление к социальной интеграции» (Q,799); «активное взаимодействие» (Q,79Q); «желание принадлежности к группе» (Q,768); «ценность социальных отношений» (Q,761).
Следующим фактором развития акмео-логических ресурсов психологического здоровья является «межличностный» (четвертый фактор) (6,67-13,74 % дисперсии), который раскрывается через «умение работать в команде» (Q,873); «общительность» (Q,797); «активные контакты» (Q,7Q9); «социализацию» (Q,7Q6). Все перечисленные шкалы включены в фактор с положительной нагрузкой.
Фактором развития акмеологических ресурсов психологического здоровья является также «внутриличностный» (пятый фактор) (4,83-9,47% дисперсии), который характери-
зуется такими показателями, как «осознанность поступков» (0,843); «четкие цели» (0,570); «адекватная самооценка» (0,529), имеющими положительную факторную нагрузку.
Нами был проведен частотный анализ ответов респондентов на вопросы анкеты, который выявил, что низкий ресурс для развития психологического здоровья имеют 13,2-31,1 % студентов по ответам на блок вопросов, образующих первый фактор; 19,836,4 % - по ответам на блок вопросов, образующих второй фактор; 14,2-43,4 % - по ответам на блок вопросов, образующих третий фактор; 13,2-19,8 % - по ответам на блок вопросов, образующих четвертый фактор; 17,0-29,7 % - по ответам на блок вопросов, образующих пятый фактор. То есть в данное число входят студенты, которые не умеют эффективно действовать в непредвиденных обстоятельствах, не видят своего будущего, не выстроили отношения в группе и межличностные контакты, не имеют осознанных це-
лей, что в совокупности отражает низкий ресурс их психологического здоровья.
В дальнейшем все полученные нами факторы были восстановлены как переменные и рассчитаны их величины для каждого из обследуемых. Эти величины представляют собой стандартизированные 2-значения, отражающие отклонения от среднего в единицах среднеквадратического отклонения. Далее нами были получены средние значения величин всех выделенных пяти факторов как по совокупной выборке, так и в группах студентов разных специальностей, и проведена количественная оценка статистической значимости их различий по 1-критерию Стью-дента. Анализ распределения факторов в группах студентов разных специальностей показал, что их влияние имеет разнонаправленный характер (рис. 1). Так, обращает внимание, что для студентов специальности «Лечебное дело» по четырем факторам (кроме первого) выражено положительное влияние, в то время как для студентов-историков влияние всех факторов (кроме первого) отрицательно. Наибольший размах средних
значений факторов, представленных на рис. 1, свидетельствует о выраженном действии этих факторов. Достоверные различия между специальностями были выявлены для третьего фактора. Положительное влияние третьего фактора («социальный» фактор) достоверно отличает студентов-дизайнеров от психологов (ИИ р<0,001) и историков (ИИ р<0,006), а его отрицательное влияние достоверно отличает студентов специальности история от специальностей дизайн (ИИ р<0,001), лечебное дело (ПИ р<0,0031), реклама (ИИ р<0,003).
Анализ распределения факторов у студентов разных курсов и специальностей свидетельствует, что действие факторов у них разнонаправлено, направленность и выраженность факторов в зависимости от специальности и курса представлены на рис. 2. Согласно представленным результатам, низкие акмеологические ресурсы психологического здоровья встречаются чаще среди студентов-историков, а высокие - среди студентов специальности «Лечебное дело».
factor б
factor 4
factor З
factor 2
factor 1
П I I I I I I I г
-0,5 -0,4 -0,3 -0,2 -0,1 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5
■ реклама ■ история ■ лечебное дело ■ дизайн ■ психология
Рис. 1. Распределение факторов у студентов разных специальностей Обозначения: * - достоверность различий между факторами в группах
l35
factor 6
factor 4
factor 3
factor 2
factor 1
і і і і і -0,5 -0,4 -0,3 -0,2 -0,1 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5
■ реклама Иистория Илечебное дело ■ дизайн ■ психология
Рис. 2. Распределение факторов у студентов разных курсов и специальностей
В целом, рассматриваемые нами факторы (внутриличностный, межличностный, социальный, институциональный, деятельностный) взаимосвязаны и носят системный характер. Мы считаем, что выделенные факторы будут способствовать решению задач, ориентированных на развитие акмеологиче-ских ресурсов психологического здоровья.
Особое значение среди выделенных факторов имеет «деятельностный». Деятельностный фактор развития акмеологических ресурсов психологического здоровья связан с социальными функциями, его влияние связано не просто с трудовой и социальной активностью, а именно с деятельностью в условиях меняющейся внешней среды, меняющихся социальных ситуаций. И, вероятно, это объясняет, что вторым важным фактором является «институциональный». Выделение этого фактора связано с динамичными изменениями, происходящими в мире и обществе. В настоящее время очевиден процесс изменения социальных институтов. Именно молодежи жить в этих новых складывающихся
условиях, поэтому отношение к нему определяет перспективы, картину будущего молодежи. Институциональные изменения, наряду с технологическими изменениями, Д. Норт называет главными детерминантами социального и экономического развития. Институциональные изменения происходят медленно, т. к. институты являются результатом исторических перемен, формирующих индивидуальное поведение [8, с. 8, 17, 21, 113]. Согласно основоположнику институционализма Т. Веблену, в процессе институциональных изменений происходит отбор и закрепление таких форм поведения, которые в наибольшей мере способствуют выживанию и процветанию всего сообщества [9].
Возможно, наибольшее влияние этих факторов и их первостепенная важность связаны с тем, что стремление сохранить и развить свои ресурсы психологического здоровья зависят от таких психологических условий развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности, как адаптационные. Сюда мы включаем непредви-
денные явления, темп жизненных событий, стресогенные обстоятельства, остроту ситуационных воздействий на индивида, множественность событий. Данные условия определяют необходимость выработки и развития таких качеств, соответствующих современным условиям, как умение преодолевать препятствия, находить в себе новые силы и резервы, эффективно решать задачи повышенной сложности в непредвиденных обстоятельствах.
Выделенные психологические факторы (внутриличностный, межличностный, социальный, институциональный, деятельностный) оказывают свое влияние на развитие акмеологического ресурса психологического здоровья молодежи. Это влияние проявляется в том, что овладение значимыми видами деятельности, понимание и решение своих задач в период профессионального обучения, а также осознание своих внутриличностных особенностей и проблем, межличностных отношений, роли социальной среды в собственном личностном росте способствуют самореализации личности, ее адаптации в окружающей среде и социально востребованной ценностной ориентации в деятельности и поведении.
1. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002.
2. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М., 1994.
3. МаслоуА. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
4. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997.
5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.
6. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. Москва; Воронеж, 2007.
7. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии / пер. с англ. СПб.; М., 1999.
8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; науч. ред. В.З. Мильнера. М., 1997.
9. Veblen T. The Theory of Leisure Class // An Economy of Institutions. 1992. № 4.
Поступила в редакцию 26.05.2011 г.
UDC 159.9
PSYCHOLOGICAL FACTORS OF ACMEOLOGICAL RESOURCES OF YOUTH PSYCHOLOGICAL HEALTH Marina Vladimirovna KHVATOVA, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Biology, Professor of Clinical Psychology Department, e-mail: [email protected]
The article presents the analysis of factors of acmeological resources development of youth psychological health. On the basis of the analysis of the questionnaire results the study identifies and describes such factors of acmeologic resources development of psychological health as activity, institutional, social, interpersonal, intrapersonal, which are the determinants of mental health as a personal phenomenon. The author shows the features of the identified factor influence on psychological health of students of different specialties.
Key words: mental health; acmeological resources; factors of psychological health.