ДЕТЕРМИНАНТЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ РЕСУРСОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
М. В. ХВАТОВА, И. М. ГЛУШКОВА
В статье представлен анализ условий и факторов развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи. Автором выделены группы студентов с низким, средним и высоким уровнем развития акмеологических ресурсов психологического здоровья и дана их характеристика. Установлено, что низкий уровень акмеологических ресурсов психологического здоровья преимущественно детерминирован социальным и межличностным факторами и антропоцентрическими условиями. Высокий уровень акмеологических ресурсов психологического здоровья преимущественно детерминирован деятельностным и институциональным факторами и адаптационными условиями.
Ключевые слова: психологическое здоровье, акмеологические ресурсы, факторы развития психологического здоровья, условия развития психологического здоровья.
В настоящее время политика достижения здоровья носит глобальный характер, что отражено в ряде программных документов различного уровня. Мировое сообщество выдвинуло идею и стратегию достижения в XXI в. «Здоровья для всех». Всемирная организация здравоохранения сформулировала ряд универсальных ориентиров достижения здоровья, которые отразила в рамках программы «Здоровье для всех в XXI столетии». Откликом на запросы XXI в., сформулированными во Всемирной декларации по здравоохранению, явилось принятие новой Европейской стратегии по достижению здоровья для всех - «Здоровье - 21», а в России национальной стратегии «Здоровье для всех Россиян». Ключевая цель политики «Здоровье - 21» в Европейском Регионе заключается в полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья». Одной из приоритетных задач в отношении здоровья, закрепленной в программных документах является охрана и укрепление здоровья молодежи, где, в частности, говориться, что к 2020 г. молодежь в Регионе должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе.
Поддерживая стратегическую цель ВОЗ -«Здоровье для всех» в России принята «Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации», где проблема охраны здоровья здоровых рассматривается как фактор национальной безопасности [7]. Концепция нашла отражение в отраслевых программах по охране здоровья здоровых и содержит ряд основополагающих моментов.
Во-первых, здоровье рассматривается как социальное свойство личности, которое обеспечивает в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость. Предпосылкой этого положения послужил факт, что в последние 25-30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания).
Во-вторых, в рамках концепции речь идет о методологиях поиска резервов. Смысл концепции здоровья здорового человека в этом ключе состоит в том, что прежний курс на фиксацию перехода здорового в больного необходимо сменить на контроль запаса резервов здоровья. Субъектом становится не больной, а здоровый человек. Контроль за здоровьем предусматривает не поиск скрытых симптомов болезни, а оценку резервов и функциональных возможностей индивидуума к тем нагрузкам и условиям, в которых он живет, учится или работает. Конечная цель - повысить вероятность реализации человеком потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни.
Концепция является основой для разработки образовательных программ, направленных на создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья молодежи в процессе обучения, реализации их потенциала здоровья для ведения активной, творческой, продуктивной, социальной и личной жизни.
Следует отметить, обозначенные положения программных документов созвучны с постановкой проблемы в отношении здоровья человека в рамках акмеологического подхода, где процесс развития акмеологических ресурсов психологического здоровья рассматривается не только как возможность формировать само здоровье, обнаруживать и реализовывать скрытые резервы, но и создание условий для саморазвития, самореализации, личностного и профессионального самосовершенствования.
Молодежь является важным объектом исследования, поскольку она, с одной стороны, является носителем человеческого потенциала завтрашней России, а с другой, повышенной зоной риска в связи с динамичными преобразованиями Российской действительности и наименьшей социальной и психологической защищенностью. Психологическое здоровье молодежи является социально-психологической и социально-экономической проблемой, условием социальной стабильности. Перед молодежью в современных условиях стоит непростая задача мыслить и действовать в условиях высокой динамичности, неопределенности и риска, для которых не существует готовых решений.
Многими авторами отмечается, что современные условия кризиса и социокультурной нестабильности породили ряд проблем психологоантропологического порядка. Так, отношения между обществом и человеком описываются как «несинхронные». То, что предлагается с одной стороны обществом чаще всего встречает сопротивление со стороны человека, или же человек оказывается не готовым к принятию предлагаемого; с другой стороны, его же собственная система представлений, ожиданий и даже требований расходится с предлагаемой обществом [1].
Постоянные и ставшие уже неизбежными кризисные ситуации провоцируют разные линии поведения людей: для одних - это период «выжидания», для других, напротив, поиск и осуществление «проб и ошибок». В любом случае у индивидов возрастает тревожность, связанная с неопределенностью, опасность которой в том, что она переходит в напряженность и перенапряженность. Более того, отсутствие отчетливых ценностей, образцов, норм, провозглашаемых через планы и программы самого общества, продуцирует психическую изменчивость индивидуума, что может быть определено как своеобразные психические «мутации» [1].
Поскольку, по мнению ученых, кризис переходит на антропологический (т. е. человеческий)
уровень, то современные приоритеты в области социальной политики исходят из требований, связанных с актуализацией ресурсов, заключенных в самом человеке. Человек выступает как исходная и в то же время системообразующая единица, на которую направлены все остальные ориентиры (социальные, педагогические, экономические, политические, юридические и др.).
Вместе с тем, в современном обществе человек часто сталкивается с рядом проблем, неадекватно воздействующих на его развитие. Способность индивида противостоять воздействию, которое оказывает на него социум, зависит прежде всего от его внутренней гармонии с самим собой [5].
Считается, что в условиях воздействия на человека психической травмы возникает альтернатива: либо в связи со стрессоустойчивостью и под влиянием методов психологической защиты человек остается психически и соматически здоровым, либо он заболевает неврозом или психосоматическим заболеванием [6].
В последние годы, как отмечают отдельные авторы, кризисные состояния на уровне личности, конкретного коллектива и всего общества становятся неотъемлемым сопутствующим компонентом. Социальная сфера непосредственно связана с благополучием человека и общества. Сегодня интересы и потребности человека и общества все больше ориентируются на рациональное использование заложенных в них потенциальных возможностей. Последнее фактически означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы состоялось продуктивное восхождение человека к собственным вершинам и полноценное «акме» действительно состоялось. Продвижение человека к совершенству, сохранению его личностного ресурса выступает приоритетным социальным заказом [3].
Психологическое здоровье является одним из условий формирования профессионала, достижения вершин своего развития человеком. В связи с этим, поиск акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи является актуальной проблемой. Акмеологический подход к здоровью дает возможность человеку совершенствовать как свои внутренние ресурсы, так и способности распоряжаться ими в сверхсложных условиях [2].
В основе акмеологических концепций развития положены представления о том, что прогрессивный характер развития определяется одновременным и комплексным взаимодействием многих причин. Выделение, исследование детерминант, содействующих или препятствующих развитию
акмеологических ресурсов психологического здоровья, позволяют разрабатывать общую схему формирования и развития данного акмеологиче-ского феномена.
По нашему мнению, развитие акмеологиче-ских ресурсов психологического здоровья молодежи определяется целым рядом детерминирующих обстоятельств, среди которых ведущими можно назвать внешние социальные условия и внутренние психологические факторы.
В контексте нашего исследования обратимся к таким общенаучным категориям как «условие» и «фактор».
«Под условиями понимают обстоятельства, от которых что-нибудь зависит и которые, в большинстве своем, имеют по отношению к субъекту активности объективный характер. Таким образом, достижение высокого уровня деятельности, саморазвития субъекта или развития любых личностных качеств обеспечивается рядом условий, от которых непосредственно или опосредовано зависит продуктивность этих процессов и которые можно рассматривать как акмеологические, так как в комплексе они обеспечивают активизацию и оптимизацию деятельности и процесса развития личностных качеств, повышение их уровня и в итоге более эффективное акме-ориентированное саморазвитие субъекта. Акмеологические условия имеют по отношению к субъекту деятельности объективный характер» [4].
Факторы в общенаучном смысле понимаются как движущиеся силы, причины какого-либо процесса или явления; существенные обстоятельства в каком-либо процессе, явлении [8]. В теоретических и прикладных акмеологических исследованиях при анализе категории «факторы» констатируется их преимущественно субъективный характер [2].
«В акмеологическом контексте общенаучная категория «фактор понимается как объективная причина, обусловливающая самодвижение индивидуальности к высоким достижениям в процессе жизнедеятельности. Исходя из этого, акмеологи-ческие факторы - это причины, обусловливающие достижение высокого уровня деятельности, саморазвития любых личностных качеств, главные детерминанты эффективности процесса акме-ориентированного саморазвития» [4].
Внешние социальные условия позволяют обнаружить, раскрыть и развить акмеологический ресурс психологического здоровья личности. Это позволяет полагать, что осложненные обстоятельства, жизненные «вызовы» и ситуационные испытания являются, по сути, социальными условиями
развития акмеологического ресурса психологического здоровья, оказывая закаливающее и тренирующее воздействие на личность, а также подвергая ее психологическое здоровье социальным испытаниям на прочность, устойчивость и способность к реабилитации.
Исходя из такой трактовки и учитывая приведенные выше научные факты представляется целесообразным выделить следующие группы психологических условий развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности: адаптационные, антропоцентрические, феноменологические.
Адаптационные условия предполагают возникновение следующих ситуационных осложнений в окружающих личность социальных ситуациях, требующих повышенной адаптации: непредвиденные обстоятельства, стрессогенные ситуации, темпы изменений, острота воздействий, множественность событий. Быстро сменяющаяся картина социальных преобразований испытывает на устойчивость личностные убеждения, жизненные принципы и идеалы. Непредвиденные обстоятельства всегда вызывают напряжение внутренних ресурсов личности, поскольку возникает необходимость немедленного реагирования на внешние вызовы, минуя столь необходимый этап мысленного антиципирующего, предвосхищающего, прогностического обозрения предстоящих событий. В непредвиденных обстоятельствах проверяются на прочность и механизмы саморегуляции личности, и ее внутренние установки, и подлинные ценностные ориентации, и действительные мотивы и истинные смыслы. В стресогенных ситуациях личность нуждается в дополнительных ресурсах психологического здоровья, поскольку необходимость действовать в ускоренном ритме, дефиците времени и при высокой сложности проблемы предполагает обращение к личностным ресурсам в самом широком смысле слова, включая нравственно-волевые свойства личности.
Антропоцентрические условия включают обстоятельства, образующие единый комплекс того, что создает комфорт личности в окружающей ее среде. Поэтому акмеологический ресурс развития психологического здоровья личности обеспечивается ее востребованностью в окружающей среде, высоким статусом в системе межличностных отношений, способностью контролировать обстоятельства. Востребованность личности в окружающей среде может рассматриваться как условие развития акмеологического ресурса ее психологического здоровья, поскольку
без ощущения нужности своему окружению затрудняются процессы самореализации и удовлетворения значимых потребностей и тем самым снижаются показатели психологического здоровья личности. Аналогично высокий статус личности в системе межличностных отношений является сигналом «обратной связи», свидетельствующим об успешной социализации без которой невозможно удовлетворение социально одобряемых потребностей и самореализации всего личностного потенциала. Одновременно высокий статус в системе межличностных отношений способствует дальнейшей самореализации личности в ее социальной группе и способствует укреплению психологического здоровья.
Помимо этого подчеркнем значение феноменологических условий развития акмеологическо-го ресурса ее психологического здоровья. Полная зависимость от окружающих обстоятельств, невозможность повлиять на развитие событий, осознание своего бессилия в решении возникающих проблем не только затрудняет функционирование личности в окружающей ее социальной среде, но и снижает самооценку, «опускает планку» личностных притязаний, приводит к неудовлетворенности собой. В конечном итоге это определяет основные показатели психологического здоровья личности, под влиянием таких условий как самореализация личности, ее адаптация в социальной среде и ценностная ориентация в нравственном выборе.
Влияние адаптационных, антропоцентрических и феноменологических условий развития акмеологического ресурса психологического здоровья дополняется психологическими факторами, определяющими этот процесс.
Анализ процесса развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи позволил нам выявить его компоненты и показатели, на формирование которых оказывает влияние ряд факторов, требующих эмпирического исследования. Для выявления факторов, влияющих на развитие акмеологического ресурса психологического здоровья, нами был разработан и применен «Опросник выявления психологических факторов развития акмеологических ресурсов психологического здоровья». Данный опросник включал 33 суждения, структуированные по блокам, соответствующие предполагаемым факторам. При разработке тематического содержания опросника мы делали упор на такие личностные особенности, которые, по нашему мнению, влияют на развитие ресурсов психологического здоровья, а именно - осознание своих внутриличностных
особенностей и проблем, межличностных отношений, роли социальной среды в собственном личностном росте; понимание и решение своих задач в период профессионального обучения; овладение значимыми видами деятельности способствующими самореализации личности, ее адаптации в окружающей среде и социально востребованной ценностной ориентации в деятельности и поведении.
В результате проведенного факторного анализа материалов, полученных с помощью «Опросника выявления психологических факторов развития акмеологических ресурсов психологического здоровья» были выделены следующие психологические факторы: деятельностный, институциональный, социальный, межличностный, внутриличностный. Данные факторы позволяют более глубоко понять источники и причины оптимального развития акмеологических ресурсов психологического здоровья.
В нашем исследовании в качестве респондентов выступили студенты разных специальностей (гуманитарных, медицинских и творческих)
17-22 лет в количестве 212 человек.
Результаты, полученные с помощью опросника, были подвергнуты факторному анализу по методу главных компонент (использовался пакет программ SPSS 17.0) с построением корреляционной матрицы и последующим ортогональным вращением Varimax и нормализацией Кайзера. На основе критерия превышения значений собственных факторов единицы, было выбрано оптимальное количество факторов, которое оказалось равным пяти. Выделенные нами 5 факторов позволили более глубоко представить источники и причины акмеологических ресурсов психологического здоровья.
Наибольшим весом в ряде факторов обладает первый фактор, названный нами «деятельностный». Данный фактор включал в себя с положительной факторной нагрузкой такие характеристики как: «преодоление возникающих препятствий» (0,834); «использование резервов» (0,764); «достижение трудных целей» (0,681); «решение поставленных задач» (0,614); «умение ориентироваться в непредвиденных обстоятельствах» (0,588). Деятельностный фактор развития акмео-логических ресурсов психологического здоровья связан с социальными функциями, его влияние связано не просто с трудовой и социальной активностью, а именно, с деятельностью в условиях меняющейся внешней среды (меняющихся социальных ситуаций).
Важным фактором развития акмеологических ресурсов психологического здоровья является
«институциональный» (второй фактор), который по своему влиянию на акмеологический ресурс психологического здоровья молодежи близок к «деятельностному» фактору. «Институциональный» фактор раскрывает влияние на акмео-логический ресурс психологического здоровья молодых людей условий, создаваемых различными социальными институтами, в том числе учебным заведением. «Институциональный» фактор раскрывается через такие компоненты как: «положительное переживание будущего» (0,809); «перспектива успешной деятельности» (0,674); «уверенность в будущем успехе» (0,670); «оптимистичный настрой» (0,595); «признание достижений» (0,546), имеющие положительную факторную нагрузку.
Возможно, наибольшее влияние этих факторов и их первостепенная важность связана с тем, что стремление сохранить и развить свои ресурсы психологического здоровья зависят от таких психологических условий развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности, как адаптационные. Сюда мы включаем непредвиденные явления, темп жизненных событий, стре-согенные обстоятельства, остроту ситуационных воздействий на индивида, множественность событий. Данные условия определяют необходимость выработки и развития таких качеств, соответствующих современными условиям, как умение преодолевать препятствия, находить в себе новые силы и резервы, эффективно решать задачи повышенной сложности в непредвиденных обстоятельствах.
Не менее важным фактором развития акмео-логических ресурсов психологического здоровья является «социальный» (третий фактор). Данный фактор с положительной факторной нагрузкой включал с себя шкалы: «стремление к социальной интеграции»(0,799); «активное взаимодействие» (0,790); «желание принадлежности к группе» (0,768); «ценность социальных отношений» (0,7б1).
Следующим фактором развития акмеологиче-ских ресурсов психологического здоровья является «межличностный» (четвертый фактор), который раскрывается через «умение работать в команде» (0,873); «общительность» (0,797); «активные контакты» (0,709); «социализацию» (0,706). Все перечисленные шкалы включены в фактор с положительной факторной нагрузкой.
Фактором развития акмеологических ресурсов психологического здоровья является также «внутриличностный» (пятый фактор), который характеризуется такими показателями как «осоз-
нанность поступков» (0,843); «четкие цели» (0,570); «адекватная самооценка» (0,529), имеющими положительную факторную нагрузку.
В дальнейшем все полученные нами факторы были восстановлены как переменные и рассчитаны их величины для каждого из обследуемых. Эти величины, представляющие собой стандартизированные Z-значения и отражающие отклонения от среднего в единицах среднеквадратического отклонения были включены в дальнейший анализ. Далее, с целью типологической классификации и выделения однородных групп респондентов мы применили двушаговый кластерный анализ. В кластерный анализ были включены переменные, образующие факторы. В результате кластерного анализа образованы 3 кластера. В первый кластер вошли 46 (21,7 %) респондентов, во второй - 109 (51,4 %) в третий - 57 (26,9 %).
Сравнение выделенных кластеров между собой на основе графиков одновременных 95 % доверительных интервалов для средних значений и описательной статистики по средним значениям переменных по Т-критерию Стьюдента для каждого выделенного кластера показало, что свойства первого и третьего кластеров существенно отличаются, поскольку имеются достоверные отличия по всем шкалам их образующим. Второй кластер достоверно отличается от двух других по ряду шкал, за исключением следующего: отличия не обнаружены между вторым и третьим кластерами по переменным, включенным в социальный фактор и между вторым и первым по переменным, образующим внутриличностный фактор.
Сравнение кластеров с общим средним позволило выделить их отличительные черты и направление этих отличий. Практически все переменные, включенные в анализ для выделения первого и третьего кластеров важны и отличаются от общего среднего (за исключением четырех переменных в первом кластере и одной в третьем кластере), при этом направление отличий различно, так в первом кластере черты ниже среднего, в третьем выше среднего. Все переменные второго кластера разнонаправлены и не имеют отличий от общего среднего.
Выявленные отличия кластеров позволили дать содержательную характеристику выделенных групп.
Первый кластер включает переменные, значения которых ниже среднего. В этом кластере представлены респонденты с низким уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья, которые характеризуются тем, что не умеют эффективно действовать в непредвиден-
ных обстоятельствах и преодолевать трудности; не уверенны в своем будущем, в успешной деятельности; находятся вне группы и ее интересов; обладают низкой социабельностью; не имеют четких целей, адекватной самооценки и не всегда осознают свои поступки.
Третий кластер представлен переменными со значениями выше среднего, что свидетельствует о высоком уровне акмеологических ресурсов психологического здоровья респондентов. Респонденты этого кластера умеют преодолевать трудности, находят в себе новые резервы в случае необходимости, эффективны в новых обстоятельствах; оптимистично смотрят в будущее, уверены в нем и своем успехе; интегрированы в группу, разделяют интересы, ценят отношения; стремятся быть среди других людей, к общению с ними, к установлению и расширению социальных контактов; имеют четкие жизненные цели, поступки осознаны, самооценка адекватная.
Представители второго кластера имеют средние значения развития акмеологических ресурсов психологического здоровья по всем переменным кластера, профиль ресурсов представителей этого кластера отличается индивидуальной вариабельностью.
фактор б
На рисунке 1 представлено влияние факторов в группах с разным уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья. Как видно, в группе респондентов с низким уровнем акмеоло-гических ресурсов психологического здоровья (первый кластер), наибольшее отрицательное влияние оказывает третий («социальный») и четвертый («межличностный») факторы. Эти факторы соотносятся с антропоцентрическими условиями, влияющими на развитие акмеологиче-ских ресурсов психологического здоровья респондентов. Студенты этой группы имеют низкий личностный статус в системе межличностных отношений, не востребованы окружающей средой, не интегрированы в социум, имеют заниженную ценность социальных отношений, что в целом затрудняет процессы самореализации личности, удовлетворение значимых потребностей и, в конечном счете, снижает показатели психологического здоровья. Таким образом, низкий ресурс психологического здоровья связан, прежде всего, с проблемами социальной интеграции и межличностного взаимодействия, на развитие ресурсов психологического здоровья в этой группе студентов наибольшее влияние оказывают социальный и межличностный факторы и антропоцентрические условия.
фактор 4
фактор 3
фактор 2
фактор 1
-G,9 -G,S -G,7 -G,6 -G,5 -G,4 -G,3 -G,2 -G,1 G G,1 G,2 G,3 G,4 G,5 G,6 G,7 G,S G,9
Уровень акмеологических ресурсов психологического здоровья
□ высокий (третий кластер) □ средний (второй кластер) □ низкий (первый кластер)
Рис. 1. Влияние факторов в группах с разным уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья
В группе респондентов с высоким уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья (третий кластер), наибольшее положи-
тельное влияние оказывает первый («деятельностный») и второй («институциональный») факторы. Эти факторы соотносятся с адаптацион-
ными условиями, влияющими на развитие акмео-логических ресурсов психологического здоровья респондентов. Это говорит о том, что студенты с высоким ресурсом психологического здоровья достаточно адаптированы к стрессогенным ситуациям, непредвиденным обстоятельствам; они умеют в этих условиях находить оптимальные, эффективные решения, преодолевать препятствия. Таким образом, высокий ресурс психологического здоровья студентов в этой группе связан, прежде всего, с умением эффективно и результативно организовать свою деятельность в условиях динамично меняющихся социальных ситуации; высокий уровень развитие ресурсов психологического здоровья определяется деятельностным и институциональным факторами и адаптационными условиями.
В группе студентов, образующих второй кластер и определенных нами как респонденты со средним значением развития акмеологических ресурсов психологического здоровья, в целом влияние факторов выражено слабо и разнонаправлено. Так, положительно влияние (хотя и менее выраженное, по сравнению с другими группами) третьего и четвертого факторов свидетельствует об имеющихся ресурсах социального и межличностного взаимодействия; вместе с тем отрицательное влияние первого, второго и пятого факторов свидетельствуют о проблемах студентов этой группы: не готовность к деятельности в изменяющихся условиях, внутриличностные конфликты. Поскольку многие ответы студентов этой
группы приближены к нулевому, то можно полагать, что их ресурсы не раскрыты, возможно, с недостаточным их самопознанием. В тоже время, поскольку, третью часть этой группы составляют студенты-психологи, то возможно результат объясним тем, что их вектор направлен на себя, на саморефлексию, а не на преодоление возникающих сложных обстоятельств.
Частотный анализ распределения студентов разных специальностей по кластерам от их общего числа показал следующее. Первый кластер составили студенты следующих специальностей: 4,3 % - реклама, 42,9 % - история, 20,6 % - лечебное дело, 21,7 % - дизайн, 10,2 % - психология. Во второй кластер вошли следующие представители: 69,6 % - реклама, 42,9 % - история, 29,4 % - лечебное дело, 60,9 % - дизайн, 77,6 % -психология. Третий кластер составили: 26,1 % -реклама, 14,3 % - история, 50,0 % - лечебное дело, 17,4 % - дизайн, 12,2 % - психология. Т.е. большая часть студентов специальности реклама находится в первом кластере, история - поровну в первом и втором, лечебное дело - в третьем, дизайн - во втором.
Распределения студентов внутри кластера представлено на рисунке 2. В первом кластере, с низким уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья, наибольшая доля представлена студентами специальности история (45 %), 30 % - лечебное дело, 10 % - дизайн и психология, 5 % реклама.
СП
5
1
ШШШШ
ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ
зяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя^^ ж
~Г~
10
~г~
20
~Т~
30
~г~
40
~т~
50
~т~
60
Процент внутри кластера
0
Обозначения специальностей: и реклама история о лечебное дело дизайн ш психология
Рис. 2. Распределение студентов разных специальностей внутри кластера
В третьем кластере, с высоким уровнем акмео-логических ресурсов психологического здоровья, 60 % составляют студенты специальности лечебное дело, остальные специальности представлены в диапазоне 8-12 %. Во втором кластере, со средним уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья, большую долю представляют студенты специальности психология (35 %), по
18-19 % - история и лечебное дело, 13-15 % - дизайн и реклама.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующее заключение.
Детерминантами развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи являются внешние социальные условия и внутренние психологические факторы.
В результате исследования выделены следующие группы психологических условий развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности: адаптационные (непредвиденные явления, темп жизненных событий, стре-согенные обстоятельства, острота ситуационных воздействий на индивида, множественность событий), антропоцентрические (востребованность в окружающей среде, высокий статус в системе межличностных отношений, способность контролировать обстоятельства), феноменологические (адаптация, самореализация и ценностная ориентация личности).
Влияние выделенных условий развития ак-меологических ресурсов психологического здоровья студентов дополняется психологическими факторами, определяющими этот процесс. На развитие акмеологического ресурса психологического здоровья молодежи оказывают влияние такие психологические факторы как: внутрилично-стный, межличностный, социальный, институциональный, деятельностный. Это влияние проявлялось в том, что осознание своих внутрилич-ностных особенностей и проблем, межличностный отношений, роли социальной среды в собственном личностном росте, понимание и решение своих задач в период профессионального обучения, а также овладение значимыми видами деятельности способствовали самореализации личности, ее адаптации в окружающей среде и социально востребованной ценностной ориентации в деятельности и поведении.
Выделены уровни акмеологических ресурсов психологического здоровья: низкий (21,7 % респондентов), средний (51,4 % респондентов), высокий (26,9 % респондентов). Студенты с высоким уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья характеризуются тем, что не
умеют эффективно действовать в непредвиденных обстоятельствах и преодолевать трудности; не уверенны в своем будущем, в успешной деятельности; находятся вне группы и ее интересов; обладают низкой социабельностью; не имеют четких целей, адекватной самооценки и не всегда осознают свои поступки.
Студенты с низким уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья умеют преодолевать трудности, находят в себе новые резервы в случае необходимости, эффективны в новых обстоятельствах; оптимистично смотрят в будущее, уверены в нем и своем успехе; интегрированы в группу, разделяют интересы, ценят отношения; стремятся быть среди других людей, к общению с ними, к установлению и расширению социальных контактов; имеют четкие жизненные цели, поступки осознаны, самооценка адекватная.
Частотный анализ распределения студентов разных специальностей по кластерам от их общего числа и распределение студентов внутри кластера показали, что студенты с низким уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья встречаются чаще среди историков, а с высоким - среди студентов специальности лечебное дело. Средний уровень акмеологических ресурсов психологического здоровья наиболее характерен для студентов-психологов.
Низкий уровень акмеологических ресурсов психологического здоровья преимущественно детерминирован социальным и межличностным факторами и антропоцентрическими условиями. Высокий уровень акмеологических ресурсов психологического здоровья преимущественно детерминирован деятельностным и институциональным факторами и адаптационными ус -ловиями.
Литература
1. Ананьева Н. А. Человек в условиях социального кризиса // Социосфера. 2010. № 2. С. 32-37.
2. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учеб. пособие. СПб., 2003.
3. Деркач А. А., Лаптев Л. Г. Социальная акмеология в системе модернизации социальной работы // Национальные проекты и социальное образование: опыт и проблемы подготовки кадров для социальной сферы: мат-лы VI Всерос. социально-педагогического конгресса. М., 2006. С. 15-20.
4. Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.; Воронеж, 2007.
5. Лазарев А. И., Блинков Ю. А. Амбивалентность в социальной работе: синдром эмоционального выгорания // Национальные проекты и социальное об-
разование: опыт и проблемы подготовки кадров для социальной сферы: мат-лы VI Всерос. социальнопедагогического конгресса. М., 2006. С. 86-87.
6. Лежепеков М. М., Тактаров В. Г. Роль образовательных программ в охране психического здоровья // Национальные проекты и социальное образование: опыт и проблемы подготовки кадров для социальной сферы: мат-лы VI Всерос. социально-педагогического конгресса. М., 2006. С. 158-160.
7. Об утверждении концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации: приказ Минздрава РФ от 21.03.2003 № 113: иКЬ: http://garant.ru
8. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. М., 1988. С. 518.
* * *
DETERMINES AND RESOURCE LEVELS OF STUDENTS PSYCHOLOGICAL HEALTH
M. V. Khvatova, I. M. Glushkova
The article presents the analysis of conditions and development factors of acmeological resources of psychological health of young people. The author has identified groups of students with low, middle and high levels of acmeological resource of psychological health, their characteristics are given. It is found out that the low level of acmeological resources of psychological health is predominantly determined by social and interpersonal factors and anthropocentric conditions. The high level of acmeological resources of psychological health is predominantly determined by activity-related and institutional factors and adaptation conditions.
Key words: mental health, acmeological resources, factors of psychological health, conditions of psychological health development.