грубости в ответ на действия осужденных, применению физической силы, нарушению законности в их деятельности, толкает нравственно незрелых на преступную связь с осужденными.
Внутренние факторы:
Склонность к эмоциональной ригидности. "Эмоциональное выгорание" как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволять ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что, проработав до пенсии с людьми, человек тем не менее не утратил отзывчивости, эмоциональной вовлеченности, способности к соучастию и сопереживанию.
Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности, и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессо-генный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты, проработав с людьми какое-то время, меняют профиль работы и даже профессию. Например, часть молодых учителей покидают школу в первые пять лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов — "эмоциональное выгорание". Учителя спустя 11 — 16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.
Нередко бывает так, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Так, врач, который, казалось бы, привык проявлять выдержку, наблюдая смерть больных, периодически переживает сильные отрицательные эмоции. С другой стороны, бывают моменты, когда он ловит себя на мысли, что ему все безразлично и ничто уже не волнует. Педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается — тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. "Эмоциональное выгорание" обернулось здесь безразличием и апатией.
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности имеет два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым и почему-либо не заинтересован проявить соучастие и сопереживание к субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только "эмоциональное выгорание", но и его крайние формы — безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами, например, материальными или позиционными достижениями. Альтруистически-эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, «выгорать» ему легко. Иное дело — личность с альтруистическими ценностями, для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.
Нравственные дефекты и дезориентация личности. Возможно, профессионал имел нравственные изъяны еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел их в процессе деятельности. Нравственные дефекты обусловлены неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами — неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого ли чнос-ти. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации формирование "эмоционального выгорания" облегчается, увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алферов Ю.А., Козлов В. Г. Дезадаптация и стрессо-устойчивость человека в преступной среде: Учеб. пос. — Домодедово, 1996.
2. Бойко В В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении. —СПб., 1999.
3. Пищелко A.B., Белослуднее В.И. Психолого-педаго-гические проблемы укрепления законности в деятельности органов, исполняющих наказания: Учеб. пос. — Домодедово, 1996.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРАВОМЕРНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
И.Н. Коноплева, старший психолог УВД
г. Ростов-на-Дону
Статья 12 Федерального закона «О милиции» указывает, что сотрудники органов внутренних дел обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действи-
ям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Помимо этого закона существуют ряд статей Уголовного кодекса, регулирующих причины, по которым может быть применено оружие. Это также принимается во внимание при анализе правомерности применения оружия сотрудником милиции. Поэтому важнейшей задачей психологической подготовки является не только выработка психологических качеств, но и обучение мобилизации всех своих сил в экстремальной ситуации. В опасных дня жизни и здоровья ситуациях большое значение приобретает натренированность сотрудника органов внутренних дел в ведении огня из табельного или автоматического оружия.
В обществе не утихают споры, каким должно быть законное применение милицией оружия. Одни не приемлют физического насилия, другие уверены, что стрелять нужно без предупреждения, третьи пытаются искать истину между крайними точками зрения. Вместе с тем в современной правоохранительной практике ситуации, в которых применение оружия уместно и даже необходимо, возникают все чаще.
На практике правомерность применения оружия сотрудниками правоохранительных органов зачастую не охватывает сложные и неоднозначные ситуации при исполнении сотрудниками ОВД служебных обязанностей. В реальных ситуациях такого рода, характеризую-щихся дефицитом времени и информации, опасностью и неопределенностью исхода, физическим и психологическим противостоянием, вес и действенность приобретают факторы, связанные с особенностями личности и актуального состояния сотрудника.
Профессионалы применение огнестрельного оружия рассматривают как исключительную меру, предназначенную только для самообороны или защиты любого другого лица от причинения телесного повреждения или угрозы смерти. Основное правило заключается в том, что применение мер принуждения (при наличии законных оснований) должно идга по нарастающей: убеждение — физическая сила — специальные средства — огнестрельное оружие. Так, в полиции Венгрии запрещается применять оружие, если цели можно достичь гуманными средствами, законодательством ФРГ установлены конкретные ситуации, в которых сотрудники полиции имеют право применять те или иные специальные средства или оружие.
Психологические аспекты проблемы применения оружия включают два основных направления:
1) обеспечение применения оружия, когда это необходимо;
2) предупреждение неправомерного применения.
Заметим, что на практике они зачастую вступают
в противоречие.
Наиболее разработанную концепцию профессио-иально-психологической подготовленности к действиям в опасных ситуациях предаю жил А.И. Папкин (3). По его мнению, она включает формирование ряда необходимых элементов:
— индивидуальной концепции сотрудника — субъективно-личностного видения поведения в экстремальной ситуации;
— морально-психологических качеств;
— познавательных и интеллектуальных качеств;
— эмоционально-волевых свойств личности;
—коммуникативных качеств.
За грагтшая вопрос профессиональных знаний, мы приходим к проблеме психологического обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД. Психология личной безопасности — отрасль психологической науки, изучающая психологические причины и механизмы несчастных случаев, ранений и гибели сотрудников ОВД, особенности поведения потерпевших, и раз-раб атывающая психологические методы обеспечения безопасности сотрудников в опасных ситуациях профессиональной деятельности. Так, B.C. Новиков (2) условно выделяет семь этапов профессиональной подготовки сотрудников милиции:
i) выделение исчерпывающего перечня криминальных конфликтов; 2) правовой и психологический анализ этих криминальных конфликтов с помощью юриста и психолога; 3) разработка моделей указанных криминальных конфликтов различной степени экстремальности, которые должны включать объективные и субъективные ограничения; 4) наращивание силы психогенных факторов; 5) формирование у сотрудников мили-тщи психологической устойчивости; 6) оценка уровня профессионального мастерства сотрудников милиции к действиям, связанным с освобождением заложников; анализ и пути совершенствования профессиональной обученности и психологической подготовленности; 7) совершенствование процесса формирования, повышения, поддержания профессионального мастерства сотрудников милиции с учетом социального заказа, новых экономических и политических условий развития общества и криминогенной ситуации в России.
Уверенное владение огнестрельным оружием и знание порядка его применения представляют собой важнейшую профессиональную предпосылку обеспечения безопасности сотрудника органов внутренних дел в кризисных или опасных ситуациях. Стрелковая подготовленность включает ряд качеств, знаний, умений и навыков сотрудника, являющихся результатом целенаправленной и многократной тренировки. В ее структуру входят следующие элементы:
— знание устройства и возможностей табельного огнестрельного оружия;
— знание возможностей основных видов огнестрельного оружия, используемого преступниками;
— знание огневых возможностей автоматического оружия, состоящего на вооружении в МВД Российской Федерации;
— умение стрелять из табельного и автоматического оружия по различного рода мишеням;
—навыки стрельбы из различных положений;
— способность успешно стрелять после физической нагрузки;
—умение стрелять в различных условиях видимости;
— умение стрелять на опережение выстрела противника;
—умение удобно располагать и быстро обнажать табельное огнестрельное оружие;
— умение стрелять в помещении, на улице, в поле, в лесу и др., а также умения стрелять в различных ситуациях служебной деятельности (при выполнении задания в одиночку, при действиях в составе подразделения, группы сотрудников, наряда и т.д.).
Формированию опыта предшествует вся система профессиональной, боевой и физической подготовки, которые представляют собой условия психологической подготовленности сотрудников кработев трудных си-
туациях. Здесь следует выделить самостоятельную, специально организованную психологическую подготовку, целенаправленное совершенствование психических процессов, состояний и особенностей личности сотрудника в соответствии с требованиями, предъявляемыми к служебно-профессиональной деятельности.
Итак, условием специальной подготовки является формирование у сотрудника ОВД устойчивых умений применения огнестрельного оружия не только в типовых, но и в неожиданных, нестандартных ситуациях деятельности.
Иллюстрацией подобных ситуаций могут служить следующие случаи:
1. Мл. сержант милиции Т. по заданию оперативного дежурного выехал по заявке граждан. В многоподъездном доме между 8-м и 9-м этажами огромная рыжая собака неизвестной породы не выпускала жильцов из квартир. У собаки были видны явные признаки бешенства. Попытка вывести эту собаку из подъезда не удалась; собака стала проявлять агрессивность, а затем бросилась на сотрудника милиции. После этого Т. использовал табельное оружие ПМ на поражение собаки.
2. В дежурную часть обратичся гражданин, который заявил, что случайные знакомые под угрозой ножа открыто похитили у него личное имущество, чем причинили ему значительный ущерб. Он указал адрес, где они находятся. Старший оперативный дежурный направил туда наряд милиции. Мл. сержант милиции А. вместе с заявителем вошел в дом. Его напарник К. остался на улице для перекрытия возможных путей отхода. В полуподвальном помещении дома находились двое мужчин, причем гражданин прямо указал, что это именно они совершит на него разбойное нападение. Командам А. указанные граждане не подчинились, а один из них пошел в направлении сотрудника милиции с кухонным ножом в руке. Сначала Т. отбил руку с ножом прикладом автомата, а когда нападающий с разворота пытался нанести ему следующий удар, Т., видя реальную угрозу жизни, применил оружие на поражение. Немедленно после применения оружия было доложено о данном факте в дежурную часть. Второй подозреваемый был задержан, в отношении него возбуждено уголовное дело. Служебное расследование признало использование оружия правомерным.
3. Наряд милиции заметич на дороге автомашину, которая двигалась с большой скоростью, создавая на перекрестках аварийную ситуацию. Экипаж мичиции стал преследовать автомашину. На требование работников милиции остановиться водитель увеличил скорость и пытался скрыться. Наконец, автомобиль быч прижат к обочине и остановлен. Сержант милиции Д. подбежал к водителю, чтобы задержать его. В это время водитель, включив заднюю скорость, пытался сбить Д. Видя это, младший сержант милиции К. произвел три предупредительных выстрела в воздух. Но водитель на это не реагировал и, развернувшись, пытался сбить обоих милиционеров. Отскочив в сторону, К. произвел два выстрела в переднее колесо и три в заднее. Автомашина была задержана. Служебное расследование признало использование оружия правомерным.
4. Ночью в дежурную часть поступило сообщение, что в поликлинике на втором этаже находятся
посторонние люди. Прибыв на место, два мичиционе-ра вошли внутрь здания для осмотра, а один, ст. сержант милиции Д., остался перекрывать пути наиболее вероятного отхода преступника. В здании милиционеры увидели неизвестного мужчину с ножом в руке и женщину. Мужчина, увидев милиционеров, раз-бич стекло и выпрыгнул в окно. Увидев мужчину с ножом в руках, который спрыгнул со второго этажа, Д. крикнул, чтобы он остановился и бросил нож, но мужчина набросичся на Д. После двух предупредительных выстрелов вверх мужчина откинул нож и попытался скрыться, но был задержан. Служебное расследование признало использование оружия правомерным.
5. Участковый инспектор ОВД ст. л-т милиции А. получил заявку о бытовом скандале. Прибыв наместо, он выяснил, что гр-н Е. находится в состоянии алкогольного опьянения и беседовать с ним невозможно. Е. начач оскорблять А. грубой браныо. Милиционер принял решение задержать гр-на Е. и доставить его в ОВД за мелкое хулиганство. На требование милиционера Е. не реагировал. Когда А. решил применить наручники и защелкнул их на руке, мать задержанного ударила А. палкой по спине и пыталась натравить на него собаку. А. пристегнул задержанного к железной кровати и вышел вызвать помощь. Вернувшись, А. увидел, что задержанный разомкнул наручники и держит в руках лом. А., руководствуясь ст. 16 Федерального закона «О мичиции» обнажил оружие и предупредил о возможности его применения. Гр-н Е. стал размахивать ломом, и А. произвел предупредительный выстрел в воздух. Е. попытался скрыться, а потом остановился и стал опять размахивать ломом. А. еще дважды выстрелил в воздух. Тогда Е. сделал вид, что прекратил сопротивление, ударил А. ломом в область брови и попытался схватить оружие. Тогда, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О милиции» А. выстрелил ему в ногу, после чего оказал первую помощь и вызвал бригаду скорой помощи. Сам милиционер также был доставлен в больницу с диагнозом 34МТ, сотрясение головного мозга и ушибленная рана надбровной области слева. Здесь же подтверждено отсутствие алкоголя в крови. Применение оружие сочтено правомерным.
Приведенные примеры показывают, что в различных ситуациях применение оружия требует от сотрудника ОВД мобилизации резервных, защитных и компенсаторных механизмов организма, позволяющих прогнозировать возможные варианты развития ситуации и обеспечивающих психофизиологическую устойчивость в экстремальных условиях. В связи с этим особое значение приобретает проблема психологической поддержки и восстановления функционального состояния и работоспособности сотрудников ОВД после использования ими огнестрельного оружия (1).
Психоэмоциональное напряжение при превышении порога психической устойчивости нередко сопровождается дезорганизацией психобиологических и психосоциальных функций человека. Следствием психической напряженности могут быть снижение работоспособности, нервно-психические и психосоматические нарушения, девиантные формы поведения (злоупотребление алкоголем, самоубийство, агрессивность, импульсивность поступков и т.д.), а также происшествия, относимые к категории несчастных случаев.
Поэтому в работе с сотрудниками необходимо обратить внимание прежде всего на физическое здоровье, выносливость к длительным психофизиологическим перегрузкам, нервно-психическую устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, развитые адаптивные свойства нервной системы, позволяющие сохранять работоспособность в состоянии утомления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Калашников М.О. Критерии психологического отбора в оперативные службы ОВД: Дис... канд. психол. наук, —М., 1996.
2. Новиков B.C. Правовые и психологические основы применения огнестрельного оружия: Лекция. — М.: Академия МВД России, 1997.
3. Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД: Тактика и психология безопасной деятельности. — М., 1996.
ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Канд.социол. наук, доцент В.И. Михайлов
Уфимский юридический институт МВД России
Из практической деятельности исправительных учреждений (ИУ) известно, что среда осужденных -это сложная, динамичная социальная система. Она активна, подвижна, взаимосвязана формальными и неформальными связями с внешними объектами. Среда осужденных противостоит персоналу ИУ. Противостояние проявляется в различных формах - нарушениях дисциплины, драках, убийствах, побегах, массовых беспорядках и других противоправных действиях. Данные обстоятельства накладывают определенный отпечаток на формирование коллектива сотрудников ИУ.
Рассмотрим некоторые особенности такого коллектива. Основными структурными элементами являются: социальные группы сотрудников; социально-психологические явления, происходящие в группах сотрудников; элементы общесоциальной системы (имеются в виду элементы идейного, духовного порядка, существующие в сознании сотрудников, усваиваемые ими, например, под влиянием средств массовой информации); элементы среды осужденных: их быт, образ жизни, преступная субкультура; условия труда и отдыха (быта) сотрудников и т.д.
Коллектив сотрудников ИУ, как и любой трудовой коллектив, состоит из социальных групп сотрудников, характеризующихся особо тесным единством, совпадением индивидуальных и групповых целей в процессе совместной деятельности, на основе которой возникает глубокая общность основных социально-психологических характеристик входящих в коллектив людей. Опрос, проведенный автором в ИУ ГУИН МЮ РФ по Республике Башкортостан, показал, что большинство сотрудников ИУ (68,8 %) при поступлении на работу руководствуются благород-
ными целями: борьба с преступностью, желание исправить, перевоспитать осужденного и др.
Вместе с тем характер труда работников ИУ обусловливает наличие определенных социальных особенностей коллективов сотрудников ИУ. Сотрудники ИУ трудятся в особых условиях, находятся в постоянном общении с осужденными, более подвержены профессиональной деформации личности. Они работают в условиях повышенной юридической и моральной ответственности за свои действия и поступки. Неисполнение приказов либо халатное отношение к служебным обязанностям влечет за собой в органах, исполняющих наказания, не только моральное осуждение, как в обычных трудовых коллективах, но и строгую юридическую ответственность.
Особенности трудовой деятельности сотрудников ИУ требуют во многих случаях весьма значительных затрат времени, физического напряжения и усиленных эмоциональных нагрузок и перегрузок, сокращения своего свободного времени, отдачи всех физических сил и способностей. Более того, от каждого члена коллектива требуются подчас смелость, мужество, самопожертвование, способность и готовность пойти на риск и пожертвовать своим здоровьем и даже жизнью для выполнения служебного долга. Это, в свою очередь, требует от всего коллектива большой сплоченности, а от каждого его члена - готовности к взаимовыручке и взаимопомощи.
Коллектив сотрудников ИУ отличается от многих других трудовых коллективов по своим социаль-но-психологическим параметрам,он гетерогенен (разнороден) и с точки зрения возрастного полового признака, и с точки зрения образования и профессионального признака. В нем работают лица разного возраста и образования, разных профессий и специальностей, люди с разными психофизическими особенностями, характерами и способностями. Так, по данным нашего опроса, практически каждый второй сотрудник ИУ имеет высшее (55 %), каждый третий - среднее специальное образование (37 %), небольшая часть сотрудников (8 %) имеют среднее образование (младший начсостав). По видам высшего образования сотрудники распределяются следующим образом: юридическое образование - 23%, педагогическое - 10%, техническое - 19,7 %, иное - 2,3 %. Гетерогенность коллектива сотрудников - одно из обязательных условий его эффективной работы, поскольку исполнение уголовных наказаний - сложная социальная функция, предполагающая сочетание множества элементов, с характерными для них индивидуальными качествами и свойствами. Обеспечить высокое проявление коллективного духа в условиях гетерогенности коллектива - важнейшая задача управления в ИУ.
Кроме того, в отличие от большинства других трудовых коллективов, органы, исполняющие наказания, предъявляют более формализованные и жесткие требования к поведению в быту, проведению досуга, связям и знакомствам своих членов, причем во многих коллективах эта сторона жизни подвергается весьма значительному контролю и неформальной регламентации. Коллектив сотрудников ИУ, требуя от своих членов единства мнений для решения благородных задач, тем самым оказывает на них воспитательное воздействие и превращается в сплоченную общность, в которой осознается необходимость делового сотрудничества и взаимопомощи.