Мы разобрали только часть существующих способов мотивации сотрудников, но уже на основании их можно сделать некоторые выводы:
1. Чтобы управлять человеком, нужно научиться управлять его мотивацией.
2. Мотивация связана с желанием человека удовлетворять свои потребности первичные (“животные”) и “социальные”.
3. Потребности человека могут быть представлены в виде иерархической структуры:
- потребность биологическая;
- потребность в безопасности;
- социальные потребности;
- потребность в уважении;
- потребность в самореализации.
4. Эффективная мотивация возможна только в случае твердого и справедливого соотношения между результатами и вознаграждением.
5. Наилучший эффект дает не попытка удовлетворить одну или несколько потребностей человека, а разработанная организацией система мотиваций.
6. Практический опыт показал, что хорошие результаты дают следующие формы мотивации:
а) гибкий график работы;
б) формирование у работников чувства корпоративности, гордости за свое учреждение, благодарности и чувства долга по отношению к организации;
в) развитие неформальных групп, не влияющих отрицательно на основную деятельность организации;
г) развитие высокой степени самостоятельности и ответственности работников.
В заключение отметим, что любой фактор мотивации перед введением в действие нужно видоизменять в соответствии с особенностями коллектива. В каждой организации складываются свои условия работы, стиль руководства и т.д. Это, прежде всего, зависит от специфики основной деятельности, от сроков существования, размеров организации и ее управления. Мы считаем, что хороший управленец должен делать упор не на использовании чужих мотивационных идей, пусть даже в других организациях они приводят к успеху, а на выработке собственной концепции руководства и, в частности, мотивационной системы. Естественно, он может и должен использовать опыт руководителей других организаций, но при этом нужно проводить исследовательскую работу, направленную на выяснение возможности его применения у себя в организации, привлекая к этой работе психологов, экономистов. При создании систем мотивации в своих учреждениях необходимо учитывать: опыт других организаций; особенности коллектива; менталитет сферы деятельности; политическую и экономическую действительность
ЛИТЕРАТУРА
1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М., 1994.
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.
3. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М., 1998.
4. Грачев М.В. Суперкадры (Механизм управления персоналом в корпорации). - М., 1993.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
6. Ковалев ВИ. Мотивы поведения и деятельность. - М., 1988.
7. КузнецовЮ.В., ПодлесныхВ.И. Основы менеджмента. -СПб., 1997.
8. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. - М., 1999.
9. МаксимцовМ.М., Игнатьева А.В. Менеджмент: Учебник для вузов. - М., 1998.
10. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой и др. - М., 1995.
11. Экономика предприятия / Под ред. В.М. Семенова. -М., 1996.
Ц МОЖНО ЛИ СНИЗИТЬ ПОТЕРИ?
Доцент С.Л. Дресвянин
Нижневартовский экономико-правовой институт
В мире насчитывается много профессий, которые называют критическими. В них человек осуществляет свою деятельность в следующих экстремальных условиях:
- высокая температура;
- дефицит времени;
- недостаток информации;
- работа в условиях помех, во взрывоопасной среде;
- необходимость принятия оперативных решений при недостатке времени.
Нетрудно заметить, что половина этих условий характерны для работы милиционера. В США в 1997 г. список критических профессий выглядел так: полицейский, частный охранник, таксист, тюремный служащий, бармен, врач-психиатр, служащий бензозаправки, продавец винно-водочной продукции, учитель средней школы, водитель автобуса.
Было бы интересно ознакомиться с подобной статистикой в нашей стране. Разве не гибнут ежегодно военнослужащие, пограничники, таможенники, сотрудники МЧС и ФСБ, не говоря о шахтерах, летчиках и т.д. На этом фоне можно пристально взглянуть и на милицейские потери. МВД России не делает из этого тайны, и цифры потерь не только публикуются, но и подвергаются анализу специалистами. К сожалению, ведомственные сведения о потерях часто противоречат данным журналистов, проводящих собственные расследования. Обратимся к цифрам. В 1991 г. были убиты 252 и ранены 556 милиционеров, при этом сотрудниками милиции убиты 196 человек (4). В 1992 г. убиты 328 и ранены 1000 милиционеров, милиционерами убиты 318 граждан, оружие применялось 5000 раз, в 1993 г. убиты 373 и ранены 1171 милиционер, сотрудниками ОВД убиты 291 гражданин, оружие применялось - 2739 раз (1, 33-36).
В цифрах, которые встречаются в СМИ, трудно понять, входят ли в число потерь военнослужащие внутренних войск. Отдельно, или нет учитываются милиционеры, погибшие в Чечне? Согласимся, что гибель от снайперского огня или подрыв на фугасе отличаются от гибели милиционера в ходе семейного скандала. Весьма смущает формулировка “погибли при исполнении служебных обязанностей”. А если не при исполнении?
Однажды министр внутренних дел Ерин заявил “Милиционер находится на службе 24 часа в сутки”. Фраза получилась звонкая, только вряд ли оптимизм бывшего министра разделяют работники прокуратуры, которые именно это обстоятельство “находился или не находился при исполнении” дотошно выясняют. Несколько лет назад в Нижневартовске погиб милиционер. Он находился на отдыхе, но встретил своих друзей, которые ехали на задержание. По иронии судьбы парень первым оказался перед дверью, откуда и прозвучал смертельный выстрел. Каким образом будет учитываться МВД эта гибель? Взглянем на статистику 1997 г., когда погибли 397 милиционеров по следующим причинам: 42,0% -в результате ДТП, 9,0% - при задержании вооруженного преступника, 8,3% - при охране общественного порядка, 5,7% - в результате прямого посягательства на жизнь милиционера, 1,2% - при несении дорожно-патрульной службы, 2,5% - в результате участия в вооруженных конфликтах, 1,8% - при охране объектов, 2,5% -из-за неосторожного обращения с оружием, 1,2% - при ликвидации пожара, 1,9% - из-за личной неосторожности, 22,0% - в результате прочих обстоятельств (оказание помощи пострадавшим и т.д.).
По данным заместителя министра внутренних дел В. Федорова, за 8 лет, с 1991 по 1998 гг., погибли почти 3 тысячи наших милиционеров (2, 38-41). Много это или мало? В США с 1983 по 1992 гг. убиты 650 полицейских, из них: 500 - убиты из пистолета и револьвера, 94 -из винтовки, 56 - из автомата.
По 367 полисменам стреляли с дистанции до полутора метров, по 127 - с дистанции 1,8-3 метра, по 77 -с дистанции 3 -6 метров, по 79 - дальше 6 метров. Может, эта статистика заставит задуматься наших преподавателей по огневой подготовке, которые очень гордятся успехами милиционеров, тремя пулями попадающих в черный круг мишени, находящийся за 25 метров. С маниакальным упорством отрабатываются нормативы “разборка-сборка”, вместо того, чтобы научить навыкам мгновенного выхватывания пистолета и ведения огня. Приведу пример. Недавно по телевидению показали документальный фильм о новых отечественных разработках оружия. Крупный специалист по борьбе с терроризмом Иосиф Линдер показывал преимущество пистолета “ГШ-18” перед американской “Береттой”, в том числе в приемах выхватывания и стрельбы. Он управился с “ГШ-18” за 1,8 секунды, а на “Беретту” уходит времени еще больше, около 3 секунд. Для сравнения, американский полицейский должен управиться с револьвером 38 калибра за 1,2 секунды, сделав при этом 7 движений: “один” - правая рука на рукоятке револьвера;
“два” - левая рука выбрасывается вперед;
“три” - револьвер на полпути к левой руке, снять предохранитель;
“четыре” - руки вместе, палец на спусковом крючке; “пять” - пистолет на весу, цель на мушке;
“шесть” - выстрел;
“семь” - револьвер вернулся в оперативную кобуру. В американском учебном фильме “Защита от оружия” показан эксперимент, который без труда могут воспроизвести на занятиях по физической подготовке наши милиционеры. Расстояние между полисменом и преступником 1 фут (30 см). При внезапной атаке колющи-
ми движениями ножом полисмен гибнет, ибо не успевает даже дотянуться до кобуры. При атаке с 5 футов (1,5 м) он не успевает вытянуть револьвер и может надеяться лишь на приемы рукопашного боя. При атаке ножом с 10 футов (3 м) полисмен успевает выхватить оружие, но не успевает выстрелить, ибо эту дистанцию преступник преодолевает за полторы секунды. Чтобы успеть выстрелить 2 раза, нужно находиться на расстоянии 15 футов (4,5 м), выхватить револьвер и приготовиться к стрельбе. Но чтобы стрелять прицельно и успеть отскочить в сторону с линии атаки, нужно находиться на расстоянии в 21 фут (6,3 м). Эксперименты с внезапным нападением на полисменов показали, что погибшие совершают следующие ошибки - выхватывая оружие, одновременно отступают, рискуя упасть, запнуться. Другие падают на спину, пытаясь выхватить оружие, и получают ножевое ранение по горлу. Кто и когда проводил подобные исследования в нашей стране? Какие сделаны выводы и рекомендации с целью внесения изменений в подготовку личного состава? Например, в 1991 г. на милиционеров было совершено 1160 нападений, от которых пострадали милиционеры ППС, участковые инспекторы, сотрудники уголовного розыска и ГИБДД, милиционеры вневедомственной охраны.
Мотивами нападения были: 650 - с целью избежать задержания; 244 - из хулиганских побуждений; 222 -с целью завладения оружием; 44 - в ответ на замечание.
Преступники использовали при нападении: нож -220 случаев; огнестрельное оружие - 167; лом - 60 (“Против лома нет приема?”); наезд автомобилем - 56; топор -37; газовый баллончик - 19; отвертку - 15 раз; палку и дубинку - 12; вилы и лопату - 10; натравливание собак -8; бутылку - 7; нунчаки - 6; камни - 5; обливание бензином - 2; гранаты - 1 случай.
В результате погибли 117 человек, из них 73 - прямо на месте, и ранены 556 милиционеров. Почему подобные исследования не проводятся ежегодно? Если проводятся, то почему не публикуются? Например, у наших коллег из США в 1992 г. погибли 104 полицейских. Оказалось, что 57 полисменов погибли непосредственно на службе, в том числе: 39 - при задержании и преследовании преступников; 8 - при проверке на автодорогах; 10 - при урегулировании семейных скандалов
Что касается оставшихся 47 полисменов, то они погибли: 27 - в дорожно-транспортных происшествиях, 5 -в автокатастрофах, 4 - от сердечного приступа, 2 -от колотых ран, 2 - утонули.
Неужели в России милиционеры не тонут, не умирают от инсультов и инфарктов; если да, то по какой статистике они учитываются? Средний возраст погибших полисменов - 27 лет, наиболее опасный день для дежурства - четверг, а наиболее опасное время дежурства - с 22 часов до 2 часов ночи. А у нас? Без проведения детальных исследований по каждому факту гибели или ранения милиционеров трудно требовать внесения изменений в программы обучений по огневой и физической подготовке.
Кроме того, милиционеры сами ежегодно убивают сотни граждан, почему факты ускользают от внимания исследователей, например, на какой дистанции находились милиционер и его жертва? В среднем по России убивают 300-400 милиционеров; это много, но если
разделить эти цифры на 89 субъектов федерации, то получается по 3-4 факта гибели на одну область, край, республику. Неужели по фактам гибели не возбуждались уголовные дела, не проводились служебные расследования? Если проводились, то откуда такое безразличие к гибели и ранениям милиционеров, неужели их смерть или потерянное здоровье не могут послужить уроком?
Один из основоположников рукопашного боя 30-х годов Нил Ознобишин считал, что за одну тренировку милиционер должен сделать 36 выстрелов из револьвера, а за год - 6 тысяч выстрелов. Напомню читателю, что рядовой боец-спецназовец должен делать 3 тысячи выстрелов в год! Легко представить реакцию Нила Ознобишина, узнавшего, что милиционеру на год отпускается патронов даже меньше, чем он советовал потратить на одну тренировку! Можно поинтересоваться мнением на этот счет и специалистов по материально-техническому снабжению МВД. Когда будет заменен устаревший пистолет Макарова образца 1951 г.? Когда появятся новые боеприпасы, которые не убивают жертву, а ослепляют, оглушают, парализуют или калечат, но дают шанс выжить.
Интересующимся этим вопросом я могу рекомендовать познакомиться с моей статьей “О контроле толпы и банановой шелухе” (3). Милиция должна соответствовать тем изменениям, которые стремительно происходят в обществе. В северных городах растет количество огнестрельного оружия. На руках у населения в нашем городе его столько, что хватит вооружить 4 дивизии; значит, на семейных скандалах загремят новые выстрелы при задержании.
В 1976 г. на полицейских США было произведено 50 тысяч нападений. Оказалось, что из 111 погибших были убиты из своего же оружия 15 полисменов. В калифорнийской Академии полиции был введен курс “Выживание полиции”, где буквально за 3 дня переподготовки полицейским внушили правила поведения:
1. При огневом контакте - создание физической преграды между атакующим и обороняющимся, защита маневром, защита нанесением упреждающего удара.
2. При защите от холодного оружия - увеличение дистанции, использование укрытий и вызов помощи.
3. Не позволять преступнику войти в опасную зону, т.е. приблизиться; знать уловки преступника (могут обойти сзади, усыпить внимание вежливостью; притвориться, что плохо видят или слышат и т.д.).
4. Не вынимать оружие из кобуры, если нет серьезных оснований, чтобы не провоцировать нападения.
5. Не убирать оружия до тех пор, пока не надеты наручники.
Кстати, в полицейского нельзя будет выстрелить из его оружия, имеется специальная система, которая запирает спусковой механизм. Почему бы подобный “курс выживания” не создать на базе действующих учебных центров, вузов и ссузов, где милиционера научат обороняться от ножа, палки и прочих предметов, которые используют преступники. А в нашем рукопашном бою по-прежнему упор при задержании делается на железобетонное правило: “Два против одного”, и преступник обязательно стоит спиной, а если нет? Если противников двое, а спиной к нему наш милиционер, ростом чуть выше своей резиновой палки? Заказывать панихиду?
Подведем итоги. Требуются новые исследования в области тактики несения службы, рукопашного боя и
огневой подготовки, с учетом опыта участия в вооруженных конфликтах. Необходимо привлечь к разговору о гибели и ранениях милиционеров работников суда и прокуратуры, специалистов по огневой и физической подготовке. Я считаю, что МВД должно отказаться от награждений “посмертно” наших милиционеров. Коробочка с медалью “За отличие в охране общественного порядка”, врученная вдове или родителям, является слабым утешением в наше трудное, жестокое и циничное время. В США семья убитого полицейского получает, по закону Конгресса от 1975 г., сумму в 50 тысяч долларов.
В 1997 г. милиция потеряла 1000 человек, умножим эту цифру на 50 тысяч долларов, получаем 50 миллионов долларов, а в рублях 1,5 миллиарда. Когда наше министерство будет платить семьям погибших такие суммы, только тогда оно будет заинтересовано в улучшении подготовки милиционеров. Правило полиции США -“Сильные защищают слабых”. К сожалению, в начале XXI века мы оказались в таком положении, что защищать нужно от бюрократического произвола саму милицию, в том числе на случай возможной гибели или ранения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Милиция. - 1994. - № 7.
2. Милиция. - 1999. - № 3.
3. На боевом посту. - 1993. - № 4.
4. Российская газета. - 1994. - 8 февраля.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В.П. Денисов, ст. преподаватель
Омский институт РГТЭУ
Учитывая динамизм современной жизни, неоднозначные социально-политические и экономические процессы, происходящие в российском обществе, резкий рост преступности, повышение требований к правоохранительным органам, важно отметить, что регулирование отношений работников милиции и граждан происходит не только в рамках права. Часто возникают ситуации морально-психологического плана, где нельзя только с правовых позиций определять поведенческие нормы, которыми должны руководствоваться сотрудники в процессе общения. Оказываются нужными более универсальные формы регулирования - моральные. Именно умение сочетать в общении нормы морального и правового регулирования отличает профессиональную компетентность современного сотрудника милиции, определяет уровень культуры его поведения.
Общение - необходимое и всеобщее условие всякой деятельности, важнейший фактор формирования и развития общества и человека. Оно строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством простых норм нравственности, привычек и т.п. В современной науке под общением понимается многогранный процесс социально-поли-