педагогические науки
Джиоева Оксана Феликсовна, Султанова Кристина Артуровна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ ...
УДК 37.015.3+159.923
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
© 2016
Джиоева Оксана Феликсовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Султанова Кристина Артуровна, студентка 4 курса психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье анализируется проблемы общения в подростковом возрасте. Выявляются специфические для этого возраста психологические и социальные новообразования. Основные виды психологических барьеров рассматриваются посредством индивидуально-психологических особенностей людей, особенностей отношений между партнерами и личностным компонентом. Психологические барьеры общения в подростковом возрасте приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Психологические барьеры общения могут возникать на всех этапах онтогенеза человека. Данная работа раскрывает эту проблему именно в подростковом возрасте потому, что на первое место у них выходит общение, соответственно это тема более актуальна именно в этом возрасте. Низкий уровень развития коммуникативных навыков, отсутствие мотивации и желания общаться, преобладание негативно окрашенных эмоциональных состояний, наличие вну-триличностных конфликтов являются детерминантами психологических барьеров в общении. Подросток, имеющий такие особенности, выступает субъектом затрудненного общения. Психологические барьеры, возникающие в общении молодых людей, часто становятся источником срывов в учебе, вызывая раздражение как самих юношей и девушек, так и их родителей и учителей. Важной задачей современной педагогической психологии является то, что зная особенности психологических барьеров в общении уметь их преодолевать.
Ключевые слова: психологические барьеры, подростковый возраст, пубертатный период, затрудненное общение, индивидуально-психологические особенности, личностный компонент.
PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF COMMUNICATION IN ADOLESCENCE
© 2016
Dzhioeva Oksana Felixovna, candidate education sciences, associate professor,
department of pedagogy and psychology Sultanova Christina Arturovna, 4th year student of psycho-pedagogical faculty, North Ossetian State Universitynamed after K.L. Khetagurova (362025, Russian Federation, Vladikavkaz, st. Vatutina, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. The article analyses problems of communication in adolescence. Are identified specific to this age, psychological and social growth. Principal psychological barriers are considered through individual psychological characteristics of people, characteristics of relations between the partners and the personal component. Psychological barriers of communication in adolescence lead to reduced efficiency of communication, tension and negative emotions. Psychological barriers in communication can occur at all stages of human ontogenesis. This work explores this problem in adolescence, because in the first place they were communicating, and so this topic is more relevant at this age. The low level of development of communication skills, lack of motivation and desire to communicate, the predominance of negative emotional States, the presence of intrapersonal conflicts are the determinants of psychological barriers in communication. A teenager having such features is the subject of the complicated communication. Psychological barriers in communication young people often become the source of failures in learning, causing irritation to the young boys and girls and their parents and teachers. An important task of modern educational psychology is that knowing the characteristics of psychological barriers in communication to overcome them.
Keywords: psychological barriers, adolescence, puberty, difficulty in communication, individually-psychological features, personal component.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Многим известно, что для подросткового возраста характерно большое количество новообразований в психическом, социальном и анатомо-физиологическом развитии и это свидетельствует началу множества проблем, с которыми сталкивается ребенок, его родители и ближайшее окружение. Пристальное внимание к различным аспектам трудностей общения в подростковом возрасте отражают современные тенденции психологии, которые стремятся к изучению личности в конкретных ситуациях ее жизнедеятельности, сопровождающихся отказами, ограничениями, оскорблениями, обвинениями и другими способами фрустрации ее потребностей.
Важной практической задачей современного психолога является выявление этих проблем. Исследование проблематики не только в научном смысле, но и в практической деятельности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящий момент существует значительное количество работ психологов, в которых проблема затрудненного общения является предметом специального исследования. Теоретический анализ этих работ обнаруживает определенные различия в самой постановке проблемы, задач и целей ее исследования, в понимании психологической
природы и механизмов изучаемого явления, в выделении возможных областей практического применения конкретных результатов. Исследование психологических трудностей общения тесно связано с рассмотрением общепсихологических проблем «отношения»; социальной перцепции; когнитивных стилей и познавательной деятельности личности (К.А. Абульханова [1], Б.Г. Ананьев [2], С.А. Амбалова [3], М.И. Бекоева [4], Г.А. Берулава [5], А.А. Бодалев [6], О.Ф. Джиоева [7], Н.В. Куницына [8], В.А. Лабунская [9], В.Н. Мясищев [10], С.Д. Смирнов [11], И.П. Шкуратова [12]), вне анализа которых невозможен строгий научный анализ основных механизмов и закономерностей данного феномена.
Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью данной работы является изучение разнообразных психологических барьеров общения в подростковом возрасте. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения следующих задач:
- выделить основные особенности общения в подростковом возрасте,
- рассмотреть основной диапазон эмоциональных реакций подростков,
- проанализировать разнообразие психологических барьеров в подростковом возрасте и определить роль этих барьеров в общении.
Для достоверного изучения данной проблемы появляется необходимость применения следующих методов
Джиоева Оксана Феликсовна, Султанова Кристина Артуровна педагогические
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ ... науки
исследования: методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского [13]), оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингер [14]), методика «Выход из трудных жизненных ситуаций».
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Подростковый возраст, на сегодняшний день, колеблется от 10-11 до 18-20 лет. Центральным фактором физического развития является половое созревание, которое влияет на работу внутренних органов. Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли. Организм ребенка изменяется и переходит в активный рост костей и мышечной ткани. Нервная система также развивается, особенно это заметно в том, как резко может реагировать подросток на внешние раздражители среды.
Развитие нервной системы, особенно передних отделов больших полушарий, делает подростка «говорливым»: он не допускает никаких замечаний в свой адрес, реагирует на них словесно и чаще всего возмущается, выражает несогласие. Процессы возбуждения и торможения не уравновешены: возбуждение преобладает над торможением. Вследствие быстрого распространения возбуждения подросток легко раздражается, становится вспыльчивым. Кроме силы реакции возбуждения отмечается и подвижность (иррадиация) нервных процессов. Так, подростки достаточно быстро реагируют на какие-то раздражители, особенно новые. Они легко переходят от одного состояния к другому (взаимная индукция). Возможна ситуация, когда ребенок в этом возрасте может заснуть на уроке, почувствовать себя разбитым, измученным, хотя ничего не делал. Смена настроения, необычно высокая чувствительность приводят к своеобразной мимикрии - подросток может быстро попасть под влияние группы сверстников, переняв особенности их поведения и поступая «как все» [15].
Познавательные психические процессы не остаются в стороне. Мышление в подростковом возрасте играет первостепенную роль, оно становится теоретическим и влечет за собой перестройку других психических процессов, как говорил Д. Б. Эльконин «память становится мыслящей, а восприятие - думающим» [16]. Способность к саморегуляции и формирование рефлексии в подростковом возрасте усложняются и охватывают все сферы жизнедеятельности ребенка, но в особенности взаимоотношения с взрослыми.
Безусловно, меняется ведущая деятельность, если в младшем школьном возрасте это учебная деятельность, то в подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками.
Поэтому подросток ищет друга, того, кто может понять. Часто в этом возрасте ведутся дневники, чтобы иметь возможность свободно выражать свои переживания, мысли, сомнения.
Подростковый возраст - это переходный и критический этап в онтогенезе. У подростка меняется социальная ситуация развития, и появляется чувство «взрослости» [17-20]. Он старается выйти изпод опеки родителей, сопоставляет себя с более старшими людьми, хочет, чтобы с его мнением считались и воспринимали его всерьез [21, 22].
Пубертатный период протекает у всех по-разному, у кого-то менее болезненно, а у кого-то этот период можно однозначно назвать, периодом бунтарства и протеста. Подросток сталкивается с множеством проблем: низкая самооценка, негативизм, вербальная и физическая агрессия, неуравновешенность, частая смена настроения, трудности в учебе, депрессивные симптомы, суицидальное поведение, а также трудности и различные барьеры в общении с людьми.
Выделяют следующие психологические нормативные задачи подросткового возраста:
1) отделение от родителей и обретение подлинной
психологической независимости;_
2) преодоление кризиса идентичности, ролевой диф-фузности («самоидентификация»);
3) новый этап социализации в среде сверстников, основанный на установлении более глубоких эмоциональных отношений вне семьи;
4) принятие растущей сексуальности, адаптация к этому новому состоянию.
Проанализируем более углубленно проблему психологических барьеров в общении. Барьеры общения - это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия [2326]. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы: психологические и коммуникативные.
Психологические барьеры возникают вследствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия).
Определяющим для возникновения ситуаций непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира субъективно, оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять партнера по общению, у которого другая точка зрения и другие особенности восприятия.
Основные виды психологических барьеров:
1. Эстетические - возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба.
2. Интеллектуальные - заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй - акцентировать внимание на негативе. К интеллектуальным можно отнести барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает у партнера по общению чувство огорчения или раздражения.
3. Мотивационные - проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.
4. Моральные или этические - эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов.
5. Барьер установки - если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей.
6. Барьер отрицательных эмоций или плохого физического состояния - относятся к ситуативным барьерам. Иногда проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими.
Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках и другие сложности перевода.
Исследуя основные виды коммуникативных барьеров можно выделить следующие:
1. Семантические - возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой - как стра-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
педагогические науки
Джиоева Оксана Феликсовна, Султанова Кристина Артуровна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ ...
тегию достижения желаемого любой ценой, даже если окружающие пострадают.
2. Логические - проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. В таком диалоге нарушаются причинно-следственные связи, и часто происходит подмена понятий.
3. Фонетические - плохая техника речи, когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации.
Психологические барьеры общения могут возникать на всех этапах онтогенеза человека. Мы стараемся раскрыть эту проблему именно в подростковом возрасте потому, что на первое место у них выходит общение, соответственно это тема более актуальна именно в этом возрасте.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, психологические барьеры общения в подростковом возрасте - это некий конфликт между индивидуально-личностными особенностями ребенка и определенными внешними ситуациями, которые вступая во взаимодействие, побуждают его испытывать страх, сомнения, застенчивость, агрессию, отчаяние, смирение, фрустрацию, депрессию, апатию и другие эмоциональные реакции. Становится очевидной необходимость анализа причин затрудненного общения, формирования подхода комплексной диагностики и на ее основе разработка рекомендаций и выбор адекватных и эффективных способов, направленных на преодоление данной проблемы. При этом эти же реакции дают возможность подростку выходить из зоны своего комфорта, расширять свой кругозор, лучше развивать свои социальные навыки. То есть мы можем выделить положительную и отрицательную стороны психологических барьеров. Проблемой же выступает то, что чаще всего подростки не знают, как правильно понять и среагировать на ту или иную ситуацию, которая вызвала у него недовольство. Не успев вовремя справиться с затруднениями, у подростка происходит наложение друг на друга различных эмоциональных реакций, что может привести в дальнейшем к психологическим травмам. Чтобы это избежать ближайшему окружению подростка и педагогам необходимо проводить с ним больше времени, уделять внимание, всячески его поддерживать, организовывать различные беседы, индивидуальные и групповые тренинги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999г.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-СПб.,1999.
3. Амбалова С.А.Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016г. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11.
4. Бекоева М.И. Многоуровневая система высшего профессионального образования как объект научно-педагогического анализа //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012г. № 1. С. 352-354.
5. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога М.,2003г.
6. Бодалев А.А. Психология общения. М., 2007г.
7. Джиоева О.Ф. Социальная активность как фактор социализации личности. // В мире научных открытий. № 7.1 Красноярск, 2015г.
8. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореферат диссертации... СПб., 1991. С.18
9. Лабунская В.А. О смысловом пространстве невербального общения// Российский психологический журнал. №3.2014г. С.93-109
10. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А) - М.2004г.
11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования М., 2006г.
12. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. Ростов-на-Дону. Изд-во ЮФУ, 2009г.
13. Психологические тесты// под редакцией А.А.Карелина,М., 2001г.
14. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - СПб., 2002г.
15. Джиоева О.Ф. Особенности формирования личности в социальной среде//Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 2 (4). С. 87-90.
16. Эльконин Д. Б. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс, 2001г.
17. Серов А.Г. Развитие лидерских качеств у подростков на основе ситуационного подхода // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 67-69.
18. Иванов Д.В. Межличностные отношения подростков, склонных к аддиктивному поведению // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 75-77.
19. Лизунова Е.В. К вопросу о формировании стрес-соустойчивости у подростков к опасным ситуациям // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 45-48.
20. Алексеева Е.А. Формирование нравственных понятий у младших подростков как психолого-педагогическая проблема // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 5-7.
21. Ибрагимова Л.А., Чубанова Г.Р. Проблема психологического исследования семьи и детско-родительских отношений в семьях педагогов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 105-110.
22. Смалько О.В. Родительское отношение и родительская ответственность как основные составляющие родительства // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 70-73.
23. Манина В.А. Понятие психологического барьера в зарубежной психологии // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 108-111.
24. Васюра С.А., Бояршинова Д.А. Коммуникативные установки мальчиков и девочек подросткового возраста // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1 (2). С. 63-67.
25. Лемещук М.А. Проблема общения у детей с общим недоразвитием речи в научных трудах иследовате-лей // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 88-90.
26. Горбачева Н.Б. Влияние межпоколенной коммуникации на социализацию молодежи // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 111-114.