Научная статья на тему 'Психологические барьеры и влияние внешних факторов на подростков в процессе социализации'

Психологические барьеры и влияние внешних факторов на подростков в процессе социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
965
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / СОПРОТИВЛЕНИЕ НОРМАМ СОЦИУМА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОСВЕННАЯ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / PSYCHOLOGICAL BARRIERS / RESISTANCE TO NORMS OF SOCIETY / DEVIANT BEHAVIOR / INDIRECT RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Диривянкина Ольга Владимировна, Матайс Мария Игоревна

Целью представленной работы является характеристика и анализ психологических барьеров, возникающих в процессе социализации подростков с разными типами отклоняющегося поведения. Особое внимание к подростковому возрасту авторы статьи объясняют тем, что именно в этом возрасте человек совершает резкий скачок как в социальном, так и в психологическом развитии. Для подросткового возраста характерна трансформация детской шкалы ценностей, переосмысление связей с окружающими, неожиданно быстрое взросление и, как следствие формирование неких психологических барьеров. Под психологическими в статье подразумеваются внутренние преграды, способные аккумулировать в себе различные формы подросткового сопротивления существующим нормам социума. Это сопротивление носит внутренний характер и иллюстрирует движение к внутреннему дискомфорту, конфликту и, как следствие, к проблемам социализации. Отдельное внимание в статье уделено влиянию на подростков стереотипов, признанных в избранной им неформальной группировке. Часто непонимание социальной опасности такого стереотипа приводит к формированию социально опасного поведения. При исследовании данной проблемы авторами были выявлены особенности влияния психологических барьеров на становление личности подростка в процессе его социализации. А также возможности корректировки норм его поведения со стороны специалиста девиантолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Диривянкина Ольга Владимировна, Матайс Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL BARRIERS AND THE INFLUENCE OF EXTERNAL FACTORS ON ADOLESCENTS IN PROCESS OF SOCIALIZATION

The aim of the present work is the characterization and analysis of psychological barriers in the socialization process of adolescents with different types of deviant behavior. Special attention to adolescence, the authors explain the fact that at this age man makes a sharp jump at both the social and psychological development. Adolescence is characterized by the transformation of the children's scale of values, redefining relationships with others, surprisingly fast maturing and as a result the formation of certain psychological barriers. Under psychological the article refers to internal barriers, which is able to absorb various forms of adolescent resistance to the existing norms of society. This resistance is internal and illustrates the movement of internal discomfort, conflict, and, consequently, to the problems of socialization. Special attention is paid to the influence of stereotypes on adolescents recognized in the chosen informal group. Often a lack of understanding of the social danger of this stereotype leads to the formation of socially dangerous behavior. In the study of this problem, the authors have identified features of the impact of psychological barriers on the formation of adolescent's personality in the process of socialization. As well as the possibility of adjusting the norms of his behavior on the part of the expert deviancy.

Текст научной работы на тему «Психологические барьеры и влияние внешних факторов на подростков в процессе социализации»

УДК 376

ДИРИВЯНКИНА Ольга Владимировна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

МАТАЙС Мария Игоревна,

Управление федеральной системы исполнения наказаний России по Оренбургской области, г. Оренбург, Россия

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ И ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Целью представленной работы является характеристика и анализ психологических барьеров, возникающих в процессе социализации подростков с разными типами отклоняющегося поведения. Особое внимание к подростковому возрасту авторы статьи объясняют тем, что именно в этом возрасте человек совершает резкий скачок как в социальном, так и в психологическом развитии. Для подросткового возраста характерна трансформация детской шкалы ценностей, переосмысление связей с окружающими, неожиданно быстрое взросление и, как следствие формирование неких психологических барьеров. Под психологическими в статье подразумеваются внутренние преграды, способные аккумулировать в себе различные формы подросткового сопротивления существующим нормам социума. Это сопротивление носит внутренний характер и иллюстрирует движение к внутреннему дискомфорту, конфликту и, как следствие, к проблемам социализации. Отдельное внимание в статье уделено влиянию на подростков стереотипов, признанных в избранной им неформальной группировке. Часто непонимание социальной опасности такого стереотипа приводит к формированию социально опасного поведения. При исследовании данной проблемы авторами были выявлены особенности влияния психологических барьеров на становление личности подростка в процессе его социализации. А также возможности корректировки норм его поведения со стороны специалиста девианто-лога.

Ключевые слова: социализация, психологические барьеры, сопротивление нормам социума, девиантное поведение, косвенная десоциализация

Olga V. DIRIVYANKINA, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Maria I. MATHAIS, Department of Russian Federal Penal System in Orenburg Region, Orenburg, Russia

PSYCHOLOGICAL BARRIERS AND THE INFLUENCE OF EXTERNAL FACTORS ON ADOLESCENTS IN PROCESS OF SOCIALIZATION

The aim of the present work is the characterization and analysis of psychological barriers in the socialization process of adolescents with different types of deviant behavior. Special attention to adolescence, the authors explain the fact that at this age man makes a sharp jump at both the social and psychological development. Adolescence is characterized by the transformation of the children's scale of values, redefining relationships with others, surprisingly fast maturing and as a result the formation of certain psychological barriers. Under psychological the article refers to internal barriers, which is able to absorb various forms of adolescent resistance to the existing norms of society. This resistance is internal and illustrates the movement of internal discomfort, conflict, and, consequently, to the problems of socialization. Special attention is paid to the influence of stereotypes on adolescents recognized in the chosen informal group. Often a lack of understanding of the social danger of this stereotype leads to the formation of socially dangerous behavior. In the study of this problem, the authors have identified features of the impact of psychological barriers on the formation of adolescent's personality in the process of socialization. As well as the possibility of adjusting the norms of his behavior on the part of the expert deviancy.

Keywords: socialization, psychological barriers, resistance to norms of society, deviant behavior, indirect resocialization

Такие аспекты социализации как ее структура и продолжительность были и остаются достаточно проблематичными в диапазоне социально-философского дискурса. Анализ понятия «социализации» позволяет высказать предположение, что фактор социализации в философском аспекте не представляет отдельной понятийной категории, однако позволяет установить бесспорную зависимость развития личности от социальных факторов. В широком смысле социализация рассматривается как совокупность спонтанных и направленных влияний на личность, поскольку, с одной стороны, любой человек интегрируется в социум, повинуясь стихийно сложившимся обстоятельствам, а с другой, общество сознательно вырабатывает систему методов воздействия на личность с целью сделать человека более управляемым в рамках, принятых в данном обществе правил и установок.

В контексте исследования подростковой психологии под психологическими барьерами подразумеваются внутренние препятствия, которые аккумулируют в себе разные формы подросткового сопротивления нормам социума. Традиционно большинство исследователей этой проблемы отмечают негативную функцию психологических барьеров - этой точки зрения придерживаются, в частности, В.И. Курбатов, И.М. Юсупов, А.И. Китов и др. [1].

Им противостоят менее многочисленные сторонники эволюционной роли психологических барьеров, которые считают, что их преодоление способствует динамизации человеческой дея-

тельности. Такова точка зрения В.И. Антонова, С.Л. Рубинштейна, Р.Х. Шакурова и др. [2]. По мнению этих исследователей, психологические барьеры активизируют психогенез личности.

Рассматривая психологические аспекты развития подростков с девиантным поведением, мы исходили из тезиса о том, что негативное и позитивное воздействие психологических барьеров следует рассматривать в симбиозе, не противопоставляя одно свойство другому. Несмотря на то, что прямая связь между кризисом подросткового возраста и формированием в этот период психологических барьеров научно не доказана, этот возраст однозначно признаётся критическим из-за переоценки ценностей [3]. В этом возрасте человек совершает резкий скачок в психологическом развитии, расставаясь с ценностной шкалой, присущей детскому возрасту. Переосмысливая свои связи с окружающими, подросток стремится быть как можно взрослее, но при этом он ещё не готов брать на себя ответственность в масштабах, присущих сформировавшейся взрослой личности. Этот внутренний конфликт и иллюстрирует появление в этом возрасте психологических барьеров, которые ведут к внутреннему дискомфорту и, как следствие, - к проблемам социализации. В крайних проявлениях эти проблемы могут выражаться в формах подростковой агрессии, ведущей к тяжким правонарушениям.

Девиантное поведение подростков является имманентно присущей характеристикой данного возрастного социума, поскольку служит способом защиты, самовыражения и отторжения, принятых в обществе норм [3]. Актуальность этой проблемы дала основания для возникновения принципиально нового профиля в психологии - появилась специальность «психолог-девиантолог», чья миссия состоит в корректировке девиантного поведения и комплексной помощи подросткам в стадии «бунта». Не всякое подростковое бунтарство представляет опасность для общества и для самого субъекта, часто переход из детского состояния во взрослое ограничивается увлечениями, продиктованными модой и субкультурными группами. Примером такого увлечения является граффити, когда попытки продемонстрировать моральную независимость от норм социума выражается в эпатажной творческой манифестации и не выходит за рамки правовых норм. Однако риск возникновения девиантного поведения, опасного для подростка и окружающих, может расти, если преодоление внутренних барьеров принимает формы, связанные с нанесением физического и морального вреда себе или окружающим: например, те же сравнительно безобидные граффити могут сопровождаться битьём окон или содержать тексты обсценного характера.

Диктаторское навязывание взрослыми моральных норм в таких случаях ведёт, как правило, к результату, противоложному ожиданию воспитателей: бунт подростка принимает всё более порой иррациональные формы, и здесь уместно говорить о той форме отчуждения, которую исследовал В. Франкл - это отчуждение от смыслового аспекта жизни, когда личность утрачивает этические ориентиры. В случае с подростковой психологией мы говорим о тотальном отчуждении личности от социума и самого себя, когда целостная картина мира, знакомая с детства, распадается на хаотичные фрагменты, оказываясь непригодной к использованию. Этот подростковый кризис часто влечёт за собой полную дисгармонизацию отношений, которая, в свою очередь, приводит утратившего ориентиры подростка к разного рода девиациям, вплоть до противоправных действий.

Девиантное поведение подростков также коррелирует со стереотипными представлениями о нормах, принятых в субкультурах. Эти нормы часто вступают в намеренное противоречие с общепринятыми, что представляет собой определённого рода психологическую ловушку для этически дезориентированного подростка, поскольку предоставляет ему ложную видимость свободы и независимости от враждебного «взрослого» мира. Подросток следует стереотипам, узаконенным в избранной им неформальной группировке, повинуясь стадному чувству и часто не отдавая себе отчёта в том, что его поведение может быть опасным или даже преступным. При этом сама структура группировки, несмотря на её бунтарский фундамент, подразумевает жёсткую иерархию, и свод незыблемых правил, нарушение которых всегда карается тем или иным образом. В этих условиях преодоление психологических барьеров приобретает для подростка характер самоутверждения, поскольку подобные группировки основаны на негласном правиле «Выживает сильнейший».

Важными факторами влияния на подростка в период социализации и преодоления психологических барьеров являются семья и система образования, или социальные факторы. Неза-

висимо от стиля и образа жизни семьи и методологической концепции школьного образования, основополагающим принципом воспитания подростка должна стать идея о том, что человек является наивысшей ценностью, и всё, что составляет угрозу для его жизни и здоровья, выходит за рамки этических норм. К сожалению, очень часто препятствием к успешному воплощению этой идеи становится не только криминологическая предрасположенность самой личности, но и раннее допущенные ошибки, в частности, факторы, ведущие к дезадаптации ребёнка в раннем детстве. К таким факторам относится и неблагополучие в семье, которое влечёт за собой такое тяжёлое последствие как дефицит эмоциональной привязанности, и чересчур жёсткая диктатура групповых норм, ведущая к ограничениям в социальном развитии.

В процессе корректировки норм поведения подростка психолог-девиантолог должен опираться как на всесторонний анализ его личности, так и на исследование внешних факторов влияния. Очень важно обратить внимание на референтную значимость ближайшего окружения подростка, так как при отсутствии условия для удовлетворения личностных амбиций и потребности в плодотворном общении, подросток будет искать возможность для самоутверждения и эмоциональной привязанности за пределами своей семьи или школьного коллектива, тем самым всё больше отчуждаясь от социума. Таким образом, будет запущен механизм так называемой «косвенной десоциализации», когда личность постепенно утрачивает восприимчивость к общепринятым моральным нормам и человеческим ценностям.

Сложность асоциального поведения подростков такова, что её нельзя оценивать только как следствие отдельно взятого фактора, будто то влияние семьи, школы или неформальной группировки. Необходим системный подход к проблеме, включающий изучение природы психологических барьеров, а также психобиологические и социальные предпосылки, препятствующие нормальной социализации несовершеннолетних.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Пеничнов М. В. Психология делового общения. Методическое пособие. - М., 2003. - URL: http://do.gendocs.ru

2. Сультимова Ж.Б. Двуязычие как базовое основание межкультурной коммуникации: автореферат на соиск. уч. ст. канд. культурологических наук: 24.00.01 / Сультимова Жаргалма Будэжаповна. Улан-Удэ, 2005. - 21 с.

3. Хазова С.А., Мосина О.А., Ус О.А. Изучение мотивов лживого поведения в процессе возрастного развития детей // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 3-2. - С. 415-419. - URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35762 (дата обращения: 09.06.2016).

4. Гребёнкина Ю. В., Книжникова С. В. Риски социализации подрастающего поколения, связанные с медиасредой: девиантологический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 37. - С. 16-20. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95626.htm. (дата обращения: 09.06.2016).

5. Диривянкина О.В. Факторы социальных отклонений в разрезе различных девиантологических теорий // Феноменология и профилактика девиантного поведения Материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2010. - С. 48-52.

REFERENCES

1. Panicnow M.V. Psychology of business communication. Methodical manual. [Psikhologiya delovogo obshcheniya. Metodicheskoe posobie]. M., 2003. URL: http://do.gendocs.ru

2. Sultimova J.B. Bilingualism as a basic Foundation of intercultural communication, author's abstract on competition of a scientific degree. Uch. St. kand. cultural science [Dvuyazychie kak bazovoe osnovanie mezhkul'turnoy kommunikatsii: avtoreferat na soisk. uch. st. kand. kul'turologicheskikh nauk:]: 24.00.01, Ulan-Ude, 2005. 21 р.

3. Hazova S.A., Mosra O.A., Us O.A. Study of the motives of lying behavior in the process of age development of children [Izuchenie motivov lzhivogo povedeniya v protsesse vozrastnogo razvitiya detey]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2016. No. 3-2. pp. 415-419. URL: http://top-technologies.ru

4. Grebenkina, Y.V., Knizhnikov S.V. Risks of socialization of the younger generation, associated with social media: devi-antological aspect [Riski sotsializatsii podrastayushchego pokoleniya, svyazannye s mediasredoy: deviantologicheskiy aspekt]. Scientific-methodical electronic journal «Concept». 2015. Vol. 37. pp. 16-20. URL: http://e-koncept.ru/2015/95626.htm.

5. Derevyankina O. V. Factors of social deviations in the context of various theories deviantological [Faktory sotsial'nykh otkloneniy v razreze razlichnykh deviantologicheskikh teoriy]. Fenomenologiya i profilaktika deviantnogo povedeniya Materialy IV Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2010. pp. 48-52.

Информация об авторе

Диривянкина Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и социальной педагогики, Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, Россия

Матайс Мария Игоревна, инспектор, Федеральное казенное учреждение, Исправительная колония № 8, Управление федеральной системы исполнения наказаний России по Оренбургской области, г. Оренбург, Россия

Получена: 15.05.2016

Для цитирования статьи: Диривянкина О.В., Матайс М.И. Психологические барьеры и влияние внешних факторов на подростков в процессе социализации. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 68-71

Information about the author

Olga V. Dirivyankina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, Department of General and Social Pedagogy, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Maria I. Mathais, Inspector, Special Accounting Federal State Institution, Penal Colony №8, Department of Russian Federal Penal System in Orenburg Region, Orenburg, Russia

Received: 15.05.2016

For article citation: Dirivyankina O.V., Mathais M.I. Psikhologicheskie bar'ery i vliyanie vnesh-nikh faktorov na podrostkov v protsesse sotsi-alizatsii. [Psychological barriers and the influence of external factors on adolescents in process of socialization]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 68-71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.