Научная статья на тему 'Основные детерминанты затрудненного общения'

Основные детерминанты затрудненного общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1545
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / DIFFICULTY IN COMMUNICATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / PSYCHOLOGICAL BARRIERS / ЛИЧНОСТЬ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР / COMMUNICATION BARRIERS / ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION PROBLEMS / НАРУШЕНИЯ / СБОИ В ОБЩЕНИИ / FAILURES IN COMMUNICATION / PERSONALITY DETERMINANTS / INTERRUPTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джиоева Оксана Феликсовна

В данном исследовании рассматривается проблема трудностей общения с целью детерминации этого понятия. Занимаясь изучением проблемы затрудненного общения, мы сталкиваемся с наличием множества разнообразных взглядов и теорий на сущность этого явления. В каждом случае решение проблемы трудностей общения, при всей ее известности и непреходящей актуальности, зависит от общего теоретического подхода к фундаментальным понятиям «общение» и «личности». К основным детерминантам, вызывающим психологические проблемы в общении, можно отнести: осознаваемые и неосознаваемые; представленные в сознании и реально несуществующие; ситуативные и устойчивые; глобальные и парциальные; общевозрастные, индивидуально-психологические, личностные, социокультурные; индивидуальные и групповые; вербальные и невербальные факторы затрудненного общения. К структурным компонентам общения относятся: социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные. По критерию причинной обусловленности выделяют трудности первичные, т.е. зависящие от природных особенностей человека и вторичные социогенные и психогенные трудности. Эмпирические коррелянтами трудностей общения выступают поведенческие, рациональные и эмоциональные особенности человека. Анализ данного исследования выявляет что, классификация трудностей в общении в основном исходят из условий общения, от характеристик субъекта и индивидуально-психологических особенностей субъектов общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DETERMINANTS OF THE DIFFICULTY OF COMMUNICATION

This study considers the problem of communication difficulties with the aim of determination of the concept. Exploring approaches to addressing the problem of difficulty of communication, we are faced with the presence of many different views and theories on the nature of this phenomenon. In each case, the solution to the problem of communication difficulties, at all its popularity and enduring relevance, depends on the General theoretical approach to the fundamental concepts of "communication" and "personality". The main determinants causing psychological problems in communication include: conscious and unconscious; presented in mind and really non-existent; situational and sustainable; global and partial; obselesence, individual-psychological, personal, social and cultural; individual and group; verbal and nonverbal factors difficulty of communication. The structural components of communication are: social-perceptive, communicative and interactive. According to the criterion of causation distinguish difficulties primary, i.e. depending on natural characteristics of man and secondary sciaganie and psychogenic difficulties. Empirical correlate communication difficulties are behavioral, rational and emotional features of a person. The analysis of this study reveals that the classification of communication difficulties mainly come from the conditions of communication, the characteristics of the subject and individual psychological characteristics of subjects of communication.

Текст научной работы на тему «Основные детерминанты затрудненного общения»

УДК 37.015.31+159.923

ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ

© 2017

Джиоева Оксана Феликсовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 46, e-mail: [email protected])

Аннотация. В данном исследовании рассматривается проблема трудностей общения с целью детерминации этого понятия. Занимаясь изучением проблемы затрудненного общения, мы сталкиваемся с наличием множества разнообразных взглядов и теорий на сущность этого явления. В каждом случае решение проблемы трудностей общения, при всей ее известности и непреходящей актуальности, зависит от общего теоретического подхода к фундаментальным понятиям «общение» и «личности». К основным детерминантам, вызывающим психологические проблемы в общении, можно отнести: осознаваемые и неосознаваемые; представленные в сознании и реально несуществующие; ситуативные и устойчивые; глобальные и парциальные; общевозрастные, индивидуально-психологические, личностные, социокультурные; индивидуальные и групповые; вербальные и невербальные факторы затрудненного общения. К структурным компонентам общения относятся: социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные. По критерию причинной обусловленности выделяют трудности первичные, т.е. зависящие от природных особенностей человека и вторичные - социогенные и психогенные трудности. Эмпирические корре-лянтами трудностей общения выступают поведенческие, рациональные и эмоциональные особенности человека. Анализ данного исследования выявляет что, классификация трудностей в общении в основном исходят из условий общения, от характеристик субъекта и индивидуально-психологических особенностей субъектов общения.

Ключевые слова: затрудненное общение, психологические барьеры, личность, детерминанты, коммуникативный барьер, проблемы общения, нарушения, сбои в общении.

THE MAIN DETERMINANTS OF THE DIFFICULTY OF COMMUNICATION

© 2017

Dzhioeva Oksana Felixovna, candidate education sciences, associate professor, department

of pedagogy and psychology North Ossetian State Universitynamed after K.L. Khetagurova (362025, Russia, Vladikavkaz, st. Vatutina, 46, e-mail: [email protected])

Abstract. This study considers the problem of communication difficulties with the aim of determination of the concept. Exploring approaches to addressing the problem of difficulty of communication, we are faced with the presence of many different views and theories on the nature of this phenomenon. In each case, the solution to the problem of communication difficulties, at all its popularity and enduring relevance, depends on the General theoretical approach to the fundamental concepts of "communication" and "personality". The main determinants causing psychological problems in communication include: conscious and unconscious; presented in mind and really non-existent; situational and sustainable; global and partial; obselesence, individual-psychological, personal, social and cultural; individual and group; verbal and nonverbal factors difficulty of communication. The structural components of communication are: social-perceptive, communicative and interactive. According to the criterion of causation distinguish difficulties primary, i.e. depending on natural characteristics of man and secondary - sciaganie and psychogenic difficulties. Empirical correlate communication difficulties are behavioral, rational and emotional features of a person. The analysis of this study reveals that the classification of communication difficulties mainly come from the conditions of communication, the characteristics of the subject and individual psychological characteristics of subjects of communication.

Keywords: difficulty in communication, psychological barriers, personality determinants, communication barriers, communication problems, interruptions, failures in communication.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшний день трудности в общении являются одной из важнейших вопросов в сфере межличностных отношениях. Рассматриваемый нами феномен многогранно представлен в русле отечественной психологии и педагогике. В этом аспекте основные проблемы затрудненного общения подвергаются анализу в контексте с социальными и психологическими проблемами, а именно: с психолингвистическими, социально-перцептивным аспектами проблемы понимания; с учетом организации совместной деятельности и межличностных отношений. При этом важно учитывать, что социально-перцептивный аспект оказывается одним из наиболее актуальных в решении данной проблемы, так как в его понимании раскрывается возможность определения обширного спектра трудностей общения. Детерминантами затрудненного общения могут выступить такие факторы как неадекватность образа собеседника или партнера; непринятие роли собеседника по общению; неспособность на основе внешних поведенческих признаков принять внутренний мир человека; неумение управлять механизмами коммуникации; несовместимость мотивов поведения партнера; отсутствие психологической комфорта партнеров в общении.

В «настоящий момент существует значительное количество работ психологов, в которых проблема затрудненного общения является предметом специального исследования. Теоретический анализ этих работ об-

наруживает определенные различия в самой постановке проблемы, задач и целей ее исследования, в понимании психологической природы и механизмов изучаемого явления, в выделении возможных областей практического применения конкретных результатов. Так, в понимании психологической природы трудностей общения можно выделить несколько подходов»[6]. Представители первого подхода рассматривают трудности общения как социально-перцептивные преграды и препятствия успешному общению (Е.В. Залюбовская, Л.И. Новикова, З.А. Нолиу, Б.Д. Парыгин[1]). Для представителей второго подхода трудности общения выступают как внешние нарушения и осложнения преимущественно объективного характера (И.И. Аминов [2], Р.А. Абдурахманов, Е.В. Цуканова [3]). Исследователи третьего подхода объединяют трудности общения с субъективными, внутренними переживаниями психологического дискомфорта у субъектов общения (Н.В. Куницына, Л.А. Поварницына, И.Э. Стрелкова, Л.Н. Стахеева).

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Проблематика затрудненного общения всесторонне рассматривается в психологии педагогического общения. В этой сфере психологических знаний в ходе исследований имеется богатый и разнообразный эмпирический материал, в котором отражены особенности затрудненного общения в сфере отношений «учитель - ученик»,

144

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

«ученик - ученик» (С.А. Амбалова [4], М.И. Бекоева [5], О.Ф. Джиоева [6]); коммуникативные барьеры в процессе интенсивного обучения студентов иностранному языку [7-12]; трудности общения в студенческом возрасте (Л.А. Поварницына) и социально-перцептиные барьеры в общении студентов в условиях социально - психологического тренинга (Л.А. Петровская) [13]; трудности межличностного доверительного общения (Кошевая И.П.) [14]; коммуникативные трудности подростков (Е.А. Лешинская [15]). При этом авторы с разных аспектов рассматривают теоретических принципы изучаемых проблем, разносторонне интерпретируют трудности общения и пути их преодоления.

Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью данной работы является изучение разнообразных психологических барьеров общения в подростковом возрасте. В связи с этим появляется необходимость изучения состояния научного аппарата изучаемого феномена. Методологическое значение имеет направление аспекта, в котором рассматривается проблема затрудненного общения, так как выбор методов исследования зависит от того, на чем акцентируется изучаемая проблема, и какие психологические проявления трудностей являются ориентиром.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для определения и раскрытия данного феномена употребляют неоднозначные понятия от незначительных «сбоев», «ошибок», «дефектов», которые проявляются как личностные, волевые, интеллектуальные, социально-культурные различия между собеседником. Это могут быть разного рода различия: религиозные, социальные, политические, профессиональные и т.д. Наиболее частыми причинами, вызывающими трудности общения у подростков является подозрительность, агрессивность, тревожная мнительность, фобии, осторожность, эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, подчиненность, зависимость от группы, социальная робость, слабый волевой компонент личности, конформность, замкнутость, эгоцентризм, раздражительность, чувство собственной неполноценности, застенчивость, недисциплинированность, плохой самоконтроль и др. Наличие подобных характеристик служит причиной возникновения внутриличностных психологических конфликтов. Подросток поглощает все мнения, направленные на оценку его личности и тем самым строит экстероцептив-ный образ самого себя. Иногда даже непродолжительная беседа или небольшой информационный обмен с тем или иным человеком может оказывать большое влияние на психическое и психологическое развитие личности подростка. Рассмотрение наличествующих трудов позволяет сделать вывод, что под психологическими трудностями общения многими авторами понимаются «нарушения контактов и хода взаимодействия партнеров, возникновение всякого рода препятствий развитию отношений, вплоть до их разрыва, когда общение складывается неблагоприятно и партнеры испытывают эмоциональное неблагополучие, напряжение, что может приводить к дезадаптации поведения»[6].

В понимании психологической природы трудностей общения как субъективного феномена в отечественной психологии сложилась тенденция оценивать и интерпретировать «...реальные, объективные трудности общения на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью» [16, с.95]. В качестве оптимальной модели в основном рассматривается компетентное, благоприятное, оптимальное общение. Значимые параметры этого общения, являются, как правило, определенные личностные качества субъекта, а также способности, умения и навыки. Многочисленные исследования несоответствие партнеров общения заданным параметрам приравнивают к причинам затрудненного общения. При таком аспекте рассмотрения затрудненного общения появляется необходимость анализа благоприятного

или неблагоприятного общения. Предполагается раскрытие элементов или критериев оценивания, содержательная интерпретация которых может выступать для индивида в объективном и субъективном значениях.

Под объективными критериями понимается содержательный аспект общения, его духовное и личностное воздействие на личность, его нравственное усовершенствование, итоги которого фиксируются окружающими. В качестве субъективных критериев выступают эмоциональная сторона личности, его субъективно-личностная оценка общения, благоприятные отношения в сфере межличностных связей. Гармоничные или противоречивые сочетания этих критериев обусловливают четыре варианта:

- Первый вариант, подразумевает у индивида субъективную положительную оценку и удовлетворенность своим общением при неблагоприятных условиях взаимодействия, бессодержательности характера общения, а иногда и антисоциальной направленности. В этом случае общение является для человека эмоционально-положительным компонентом коммуникации.

- Второй вариант, вызывает у индивида субъективную неудовлетворенность как общением в целом, так и самим собой при объективно гармоничной, положительной оценке общения.

- Третий вариант, характеризует объективную сущность общения и его субъективное отражение в сознание индивида как неблагоприятные, бессодержательные взаимоотношения.

-Четвертым вариантом, является общение, которое как по субъективным, так и по объективным критериям приносит удовлетворенность, и оценивается как благоприятное общение.

Каждые из выше перечисленных вариантом имеет свои специфические аспекты, и заслуживают пристального внимания исследователей. Однако, опыт собственного исследования и проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод, что для индивида психологической проблемой являются субъективно испытываемые ощущения неудовлетворенности собственным общением. Это и является главной причиной обращения за помощью к психологу.

Таким образом, под психологическими трудностями общения (имеются в виду, прежде всего, субъективно переживаемые трудности), мы понимаем различного рода нарушения, следствием которых является полное или частичное недостижение целей и неудовлетворение потребностей и мотивов общения, что сопровождается неудовлетворенностью субъекта процессом общения и своей ролью в нем.

Следовало бы ожидать, что итогом теоретического и эмпирического исследования затрудненного общения станет построение строго научной и непротиворечивой классификация изучаемого феномена. В то же время различные методологические и теоретические подходы к изучению затрудненного общения, широкий спектр реальных проявлений трудностей, многоаспектность самой проблемы, не достаточное соотнесения содержания и объема понятия «трудность общения» с содержательной наполненностью входящих в него элементов порождают большое количество типологий и классификаций.

При выделении определенных функций или стадий в процессе общения появляются проблемы затрудненного межличностного взаимодействия. Проблема установления межличностного контакта, застенчивость, неправильная самопрезентация, аутичность могут быть отнесены к стадии первичного контакта. А трудности в стадии стабилизации межличностных отношений проявляются в неудовлетворенностью взаимоотношениями, собственным эгоцентризмом, неспособностью создавать оптимальную психологическую атмосферу. Кластеры трудностей общения отчетливо проявляются в различных формах общения, таких как деловое общение, формальное, личностное, ролевое, эмоциональное и т.д.

Джиоева Оксана Феликсовна pedagogical

ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ... sciences

Содержательно-функциональная характеристика и причинная обусловленность трудностей общения могут выступить следующей классификацией этого понятия. По содержательно-функциональной характеристике выделяют субъективные и объективные трудности общения. Первые не всегда конкретно проявляются в социальном взаимодействии, эти трудности не открыты для партнеров. Объективные же трудности вызываются внешними причинами, проявляются в условиях непосредственного контакта.

По критерию причинной обусловленности трудности общения классифицируются как первичные факторы (зависящие от природных особенностей человека) и вторичные факторы (психогенные и социогенные трудности).

Затрудненное общение, возникающее в ситуациях совместной деятельности, рассматривает классификация на основе аспекта общения и деятельности. Проявления трудностей общения в этом случае имеет два типа: проявления общего характера и проявления частного характера. В первом случае трудности общения возникают под влиянием 2 факторов: индивидуальных, психологических особенностей партнеров общения и межличностных отношений. Они затрагивают поведенческие, когнитивные и аффективные компоненты общения.

Этот тип трудностей имеет три основные формы:

1) в трансформации насыщенности общения, выражающейся в ситуациях совместной деятельности в виде коммуникативной активности межличностного взаимодействия;

2) в трансформации установок поддержания контакта,

3) в трансформации способов и приемов применения вербальных и невербальных средств общения.

Проявления трудностей общения частного характера возникают в реальных ситуациях взаимоотношений субъектов общения. Они носят специфический по своему содержанию характер взаимодействия. Выделяют две подгруппы этих проявлений:

1) Первая подгруппа определяется индивидуальными и психологическими особенностями партнеров общения.

2) Вторая подгруппа проявляется в ситуациях ухода от общения, конфликтов, несогласия, дезинформации собеседника и обусловливается фактором межличностных отношений.

В рассмотренной классификации необходимо выделить внешний детерминант, который определяется межличностным общением, взаимоотношением и взаимодействием и внутренний детерминант, который связан с индивидуально-психологическими особенностями партнеров общения.

Нам представляется важным данное выделение детерминантов затрудненного общения, так как появляется возможность отслеживания трудностей общения в объективно-ситуационном (внешние проявления) и субъективном (внутренние проявления) планах. Другими словами, «детерминанты или факторы затрудненного общения позволяют определить психологические проявления, признаки, корреляты трудностей общения, что необходимо для разработки методического инструментария их диагностики»[6].

Анализируя основные подходы в исследовании трудностей общения необходимо отметить огромное количество психологических проявлений затрудненного межличностного общения, все многообразность которых сводится к двум формам:

1.Внешние, которые проявляются в поведении партнеров общения. Определяющими коррелятами в этом случае выступают неадекватность взаимоотношений, нарушения согласованности, конфликты, ссоры, неадекватное поведение. Необходимо выделить и количественные характеристики: длительность, интенсивность, объем и дистанция общения. 146

2. Внутренние, которые субъективно отражаются в сознании индивидов на аффективно-эмоциональном и перцептивно-рациональном уровнях. В этом случае индивид испытывает психологический дискомфорт и эмоциональную неудовлетворенность от общения.

Таким образом, эмпирическими коррелянтами затрудненного общения являются поведенческие, рациональные и эмоциональные факторы. Поведенческие факторы представляются в виде непосредственных актов коммуникативного поведения партнеров. Рациональные факты - это мнение самих субъектов общения о факторах и причинах трудностей общения. Эмоциональные факторы проявляются в неудовлетворенности общением, психологическим дискомфортом.

Стандартизация индивидуально-психологических особенностей личности является необходимым и обязательным условием изучения причин и способов понимания не только трудностей общения, но и коррек-ционно-воспитательной работы. Такая стандартизация может осуществляться на основании различных способов. Например, использование представления об уровнях психической регуляции, которая определяется как смысловой компонент, психофизиологический, индивидуальный и личностный. Опираясь на сказанное, можно выделить следующие классы оснований:

Первый класс - это основания, которые определяются уровнем психической регуляции. К ним относятся психофизиологические особенности личности, тип нервной системы, характер, темперамент, эмоционально-волевая сфера и т. д.

Второй класс - это те основания, определяются различными уровнями регуляции и имеют системный или комплексный характер протекания.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, подвергая рассмотрению данную проблематику

представляется необходимым соотнесение системной теоретической разработки проблемы трудностей общения с практическими задачами и выявления способов коррекционной работы.

Проанализировав теоретический вопрос затрудненного общения можно сделать вывод о том, что феномен «затрудненное общение» неоднозначен в своей трактовке и психологическом содержании. Теоретические аспекты этого феномена раскрываются с позиций различных подходов и различных авторов.

Термин «затрудненное общение» в психолого-педагогической литературе является синонимом таких понятий как «проблемы общения», «затруднений в общении», «коммуникативные трудностей», «коммуникативные барьеры», «сбои общения», «нарушения коммуникаций» и т.д. Содержание и интерпретация этих терминов является порой размытой, это значительно усложняет исследовательскую работу в этой области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. - СПб., 1999. - 301 с

2. Аминов И.И. Психология делового общения: Учебное пособие / И.И. Аминов. - М., 2013. - 287 с.

3. Цуканова Е.В.Психологические трудности межличностного общения. М. , 2008. -250с.

4. Амбалова С.А.Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11.

5. Бекоева М.И. Многоуровневая система высшего профессионального образования как объект научно-педагогического анализа //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 352-354.

6. Джиоева О.Ф. Социально-педагогические технологии оптимального решения затрудненного общения в общеобразовательной школе и вузе //автореферат кан. дис. Владикавказ, 2007. - 24с.

7. Метелева Л.А. К вопросу о взаимосвязи социализации и формирования коммуникативной компетентно-

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

сти студентов в процессе обучения иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 49-51.

8. Апанасюк Л.А. Формирование готовности студентов-иностранцев к межкультурному общению при обучении иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 4 (23). С. 30-33.

9. Сивухин А.А. Роль интегративного подхода в обучении иностранному языку для специальных целей будущих бакалавров в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 106-109.

10. Телегина А.Т. Формирование навыков межличностной коммуникации в процессе обучения иностранному языку, ориентированных на реализацию ключевых компетенций // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 169-174.

11. Бульдина И.А. Основные принципы обучения говорению на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей вуза с разным уровнем подготовки // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 9-12.

12. Амитрова М.В., Нелюбина Е.А., Комарова Е.Ю. Содержание обучения иностранному языку и его влияние на формирование социально значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 32-35.

13. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.

14. Лешинская Е. А. Диагностика и коррекция коммуникативных трудностей у младших подростков: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Ин-т психологии. - Киев, 1992. - 19 с.

15. Лабунская В.А. О смысловом пространстве невербального общения// Российский психологический журнал. №3.2014. С.93-109

16. Молодцова Т.Д., Гура В.В., Шалова С.Ю. Исследование проблемы дезадаптации детей и подростков в России в ХХ веке //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 115-119.

Статья поступила в редакцию 24.06.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.