УДК 159.9:351.74
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Реферат: отражены результаты психодиагностического обследования слушателей на факультете подготовки руководителей территориальных и региональных органов внутренних дел МВД России, а также приведены результаты лонгитюдного исследования развития их управленческого потенциала в ходе обучения. С этой целью использовалась методика, адаптированная специально для применения в работе с руководящими кадрами органов внутренних дел, - Калифорнийский личностный опросник, который позволяет выявить социально-психологический потенциал личности и его отдельные составляющие [компоненты) -личностные черты, способствующие социально значимым достижениям.
Ключевые слова: подготовка руководящих кадров, управленческая деятельность, управленческие функции, личностные особенности, компоненты психологического потенциала, оценка и динамика развития психологического потенциала, профессионально важные психологические качества, типы личности слушателей, психолого-управленческий потенциал.
Сравнительный анализ полученных данных показывает наличие значимых различий в индивидуально-психологи-
© Бурцев А. О., 2017
А. О. Бурцев
ческих особенностях руководителей. Так, успешные в обучении руководители отличаются высоким уровнем правосознания с выраженным самоограничением эмоциональных проявлений, доминированием аналитической, рациональной манеры подчинения, обладают достаточно высоким уровнем самоконтроля, они более толерантны по отношению к окружающим, менее конфликтны, отличаются самодисциплиной и уверенностью в себе и т. д.
У неуспевающих руководителей снижена адаптивность как в профессиональной среде, так и в жизни в целом. У них в большей степени развито репродуктивное мышление, чем творческое, они часто испытывают затруднения в выражении собственных мыслей, хуже справляются со стрессами и психическими травмами.
Неуспешные в обучении руководители также достаточно часто испытывают сильные чувства и эмоции, открыто проявляют их. Проблемы у них, как правило, возникают из-за недостаточного контроля импульсивности. Порой необъективны, мимолетно выражают свое эмоциональное состояние, быстро налаживют социальные контакты, которые так же легко распадаются, как и завязываются. Эгоцентричны, потакают своим желаниям, недостаточно дисциплинированны. Их отличает своеволие. Часто испытывают трудности в следовании долгосрочным
целям. Недоверчиво относятся к намерениям окружающих. Круг интересов сужен. В целом они плохо справляются со сложными ситуациями,неопределенностью и требованиями перемен. Склонны к конвенциональным формам поведения, конформизму. Могут испытывать недостаток уверенности в себе в ситуациях общения, сомневаться в собственных возможностях и способностях. Предпочитают достигать успехов в профессии не за счетсобственной кропотливой работы, а посредством расчета, полагаются на везение. Стремятся к легкой жизни, считая, что так ведут себя все окружающие.
Сравнительный анализ обобщенных профилей личности руководителей ОВД позволил сделать вывод о наличии статистически значимых различий в их индивидуально-психологических особенностях. Так, успешные в обучении руководители отличаются высоким уровнем нормопослушания с выраженным самоограничением эмоциональных проявлений («самоконтроль», Sc), доминированием аналитической, рациональной манеры подчинения («ответственность», Re). Они обладают достаточно высоким уровнем самоконтроля, стремятся установить контроль над эмоциями, владеть собой, подавляют враждебные чувства по отношению к окружающим, отличаются самодисциплиной и уверенностью в себе. Руководители предстают как зрелые и ответственные личности, осознанно следующие социальным нормам и выполняющие свои обязательства.
В результате напрашивается вывод о том, что в системе управленческого образования МВД России наиболее уязвимым звеном становятся обучающиеся, и, как следствие, проявляются сбои при обеспечении органов внутренних дел высококвалифицированными управленческими кадрами. Так, расходы на содержание одного слушате-
ля составляют порядка 1 млн рублей в год, не считая косвенных затрат в связи с отрывом его от исполнения обязанностей по прежнему месту службы. Сложившаяся ситуация противоречит интересам ведомства и приводит как к организационным издержкам, так и к прямым убыткам в случае обучения неперспективных сотрудников.
На современном этапе развития государства в условиях мирового экономического кризиса, обостренных внешнеполитических взаимоотношений в связи с событиями на Украине (Донбассе), в Сирии происходят изменения и во внутреннем политическом, экономическом и социальном развитии страны, в том числе в нормативно-правовой базе, что значительно усложняет условия работы как внутри страны, так и за ее пределами. Однако не следует забывать, что любое государство возглавляет либо руководитель, либо руководители (парламент, монархия) с соответствующим стилем управления. В нашей стране безопасность границ и граждан обеспечивают прежде всего Вооруженные Силы РФ, а также такие ведомства и министерства, как ФСБ России, ФСО России, МВД России, Росгвардия.
Поддержание порядка внутри страны ложится на плечи МВД России, основные функциональные обязанности которого заключаются в выполнении административно-распорядительных функций в сфере обеспечения общественной безопасности, охраны правопорядка, борьбы с преступностью и иных задач. В нашем исследовании мы остановимся именно на этом органе исполнительной власти.
Изучение вопроса совершенствования профессионального развития управленческих кадров (на примере МВД России) позволит по-иному взглянуть и расширить концептуальную модель подго-
товки руководящих кадров, изменить их функциональные обязанности, снизить психологические нагрузки на руководителей структурных подразделений.
Рководитель органов внутреннихдел в процессе управленческой деятельности преобразуется из исполнителя директивных и нормативных документов в самостоятельного организатора. Именно поэтому управленческая деятельность руководителей определяется существующими социально-экономическими и политическими условиями, регулируется интегрально, целостно и планомерно. В связи с этим в нашем исследовании основной акцент сделан на психолого-педагогическую основу, которая, на наш взгляд, является одним из приоритетных направлений. Нельзя оставить без внимания и другие направления: аналитическое, исследовательское, прогностическое и консультационное.
Совершенствование профессионального развития управленческих кадров в системе МВД России требует определенных теоретических знаний в организационно-управленческой сфере, практических управленческих умений и навыков, а также психологической готовности личности к постоянно меняющейся внешне- и внутриполитической и экономической ситуации в стране и мире.
Важным положением для совершенствования профессионального развития управленческих кадров является опора на их базовую подготовку: уровень развития интеллектуальных свойств и качеств, психологический потенциал, мотивационный и личностный компонент, а также на организаторские способности, эмоциональную стабильность, коммуникативную направленность, социальную ответственность, трудолюбие, добросовестность, терпимость, дружелюбие, неконфликтность, независимость, самостоятельность,
понимание и сопереживание. Все перечисленные личностные компоненты будут изучены нами в ходе нашего эмпирического исследования.
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами МВД России (п. 8 приказа МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660) психологическое сопровождение сотрудников, обучающихся в разных ведомственных вузах системы МВД России, осуществляется на различных этапах, в том числе при поступлении на службу и включении в кадровый резерв [1].
С целью совершенствования форм и методов подготовки руководящих кадров ОВД психологами проводится лонгитюд-ное исследование развития управленческого потенциала слушателей в ходе их обучения на факультете, которое включает в себя сравнение уровней выраженности компонентов психологического потенциала у них на момент поступления и момент выпуска (по статистическому критерию для связанных выборок).
На начальном этапе обучения проводится первичное тестирование, цели которого заключаются в выявлении личностных особенностей, готовности реа-лизовывать управленческие функции, прогнозировании профессионального и социального поведения. По результатам тестирования составляется (разрабатывается) индивидуальная программа развития слушателя на период обучения.
На втором этапе проводится ряд психологических мероприятий:
- промежуточное тестирование, позволяющее оценить уровень развития профессионально важных качеств, провести коррекцию индивидуальной программы развития и выработать рекомендации;
- исследование социально-психологического климата в учебных коллективах, способствующее выявлению ряда
значимых показателей профессионального и социального поведения и взаимооценивания.
На последнем, заключительном, этапе сопровождения проводится итоговое тестирование, задача которого определить уровень сформированно-сти профессионально важных качеств и развития психологического потенциала руководителя.
В период обучения слушателей на факультете психологи применяют по отношению к ним различные интеллектуальные и личностные методики,адапти-рованные для работы с руководящими кадрами органов внутренних дел.
Результаты неоднократного психологического тестирования(с учетом данных наблюдения, структурированного собеседования, изучения биографических сведений) позволили оценить уровень развития и динамику следующих профессионально важных личностных качеств: мотивация лидерства и достижения (Мл), интеллектуальная эффективность (Иэ), организаторские способности и самоорганизованность (Ос), эмоциональная стабильность (Эс), коммуникативная направленность (Кн), социальная ответственность (Со), трудолюбие, добросовестность (Тд), терпимость, дружелюбие, неконфликтность (То), независимость, самостоятельность (Нс), понимание и сопереживание, отсутствие эгоцентризма (Пс).
По их совокупной выраженности был определен уровень психологического потенциала руководителя среди обследованных слушателей - комплекса личностных качеств, способствующих социально значимым достижениям и выполнению оперативно-служебных задач на руководящей должности, и его составляющих (компонентов).
Итак, анализ объективных параметров анкетных данных, таких как воз-
раст, стаж службы в органах внутренних дел, показал, что из числа слушателей, получивших сниженные итоговые показатели, 8,8 % - в возрасте от 30 до 35 лет, 10,7 - от 36 до 40 лет; 4,9 % -от 41 до 50 лет. Отслужившие в органах внутренних дел: 9,8 % - от 16 до 20 лет; 7,8 - от 11 до 15 лет; 5,8 - от 21 до 25 лет; 0,9 % - от 5 до 10 лет. Средние показатели возрастного критерия слушателей представлены на рисунке 1.
Из рисунка 2 следует, что среди слушателей, получивших повышение итоговых показателей, наиболее активная возрастная категория (36,2 %) находится в диапазоне от 36 до 40 лет и имеет стаж службы от 16 до 20 лет (26,4 %).
По нашему мнению, данные показатели могут быть связаны с тем, что средний возраст является наиболее активным и продуктивным периодом в сфере профессиональной и творческой деятельности. Личностная и когнитивная сфера продолжают оставаться лабильными. При позитивном самоотношении наблюдаются принятие человеком собственной личности в целом, переживание чувства уверенности в себе, ощущение ценности своего Я.
Негативное самоотношение сопровождается стремлением человека поставить себе в вину собственные неудачи, повышением внутренней конфликтности, использованием защитных механизмов.
Интерпретация результатов тестирования позволила отнести обследованных слушателей к одному из 4 личностных типов с определением стратегии их самореализации. Среди слушателей, обучающихся на факультете, отмечается отчетливое доминирование психологического типа «альфа» (92 %), наиболее благоприятного для выполнения оперативно-служебных задач на руководящей должности. Полученные данные наглядно отражены на рисунке 3.
Рис. 1
Рис. 2
Типы личности слушателей
4% 1%
92%
I Альфа I Еета
Га а
■ Дел
Рис. 3. Показатели типов личности слушателей 2-го курса 2-го факультета (в интерпретации методики «СР1» - Калифорнийский личностный опросник)
Далее был проведен сравнительный анализ психологического потенциала выпускников факультета и изучены отдельные компоненты профессионально важных психологических качеств. В период обучения слушателей на факультете изменения (р < 0,5 стандартизованного балла) произошли по семи показателям: «мотивация лидерства и достижения» (способность к лидерству, доминирование, настойчивость, социальная инициатива); «организаторские способности, включая самоорганизованность» (способность к лидерству, доминирование, настойчивость, социальная инициатива); «социальная ответственность» (уровень (степень) социальной зрелости, правильности и честности, достигнутый индивидуумом); «трудолюбие, добросовестность» (уровень способности индивида к самостоятельности в повседневной продуктивной деятельности); «терпимость,
дружелюбие, неконфликтность» (терпимость, мягкие и некатегоричные социальные убеждения и установки); «независимость, самостоятельность» (уровень способности индивида к самостоятельности, самодостаточность личности, независимость, настойчивость в повседневной продуктивной деятельности), а также по шкале «понимание и сопереживание, отсутствие эгоцентризма» (степень, в которой индивидуум интересуется и реагирует на внутренние потребности, мотивы и переживания других людей). По всем остальным компонентам психологического потенциала наблюдается незначительное повышение средних значений за время обучения.
Сравнение уровней выраженности компонентов психологического потенциала у слушателей по статистическому критерию для связанных выборок представлено в таблице и на рисунке 4.
Таблица
Показатели Мл Иэ Ос Эс Кн Со Тд То Нс Пс
Год поступления 5,92 5,75 5,58 4,6 6,43 5,33 5,26 4,92 6,28 4,98
Выпуск 6,86 6,05 6,41 4,79 6,65 5,89 5,76 5,51 6,99 5,5
Психолого-управленческий потенциал
Мл Иэ Ос Эс Кн Со Тд То Не Пс
Рис. 4. Уровень выраженности компонентов психологического потенциала у слушателей
Верхняя кривая графика обозначает результаты тестирования в год поступления; нижняя - в год выпуска. Результаты проведенного исследования указывают на то, что совершенствование профессионального развития управленческих кадров (на примере Министерства внутренних дел РФ) должно иметь многогранный характер и состоять, как минимум, из двух компонентов: личностной мотивации руководителей органов внутренних дел (они должны быть сами заинтересованы в выполнении поставленных профессиональных задач в условиях коренных преобразований в обществе); использования адекватных и современных педагогических технологий и механизмов для улучшения компонентов психологического потенциала и совершенствования внутренней структуры личности человека -руководителя.
Важным теоретическим подходом к разработке модели развития управленческой деятельности руководителей является системный подход, предполагающий рассмотрение мира как системы, понимание роли и места человека в нем как компонента сложной, постоянно меняющейся системы и цели образования, направленной на развитие личности.
Кроме того, следует обратить внимание на теорию деятельности. Ее необходимо взять за основу при разработке модели развития управленческой деятельности. Так, в системе деятельности в совокупности взаимосвязанных алгоритмических процедур на первом месте стоит проблема целеобразова-ния (о ней мы писали ранее - руководитель должен быть замотивирован), где основой системы целей является самосовершенствование, то есть повышение своего уровня квалификации,
включающей в себя способности, профессионально важные управленческие качества, профессиональное поведение руководителей, готовность к управленческой деятельности.
В процессе развития управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел особое внимание уделено рассмотрению системы целей по развитию управленческой деятельности. Эти цели делятся на три группы: развитие специальных (управленческих) умений,развитие готовности к управленческой деятельности, развитие управленческих умений руководителей органов внутренних дел.
Таким образом, для совершенствования профессионального развития управленческих кадров в системе МВД России необходимы следующие условия: 1) педагогические условия, включающие в себя структурно-функциональную модель развития управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел; 2) социальные условия: повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел и ориентация их на изменяющиеся социально-экономические условия в регионе; 3) внутриличностные особенности: мотивационный компонент, составляющий основу целеполагания; 4) психологические особенности (компоненты психологического потенциала личности); 5) потребность в совершенствовании теоретических знаний в организационно-управленческой сфере, практических управленческих навыков и умений.
Список литературы
1. Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 // СПС «КонсультантПлюс».