УДК 159.9
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Реферат: рассматривается психологическое консультирование как вид психологического сопровождения руководителей (начальников) территориальных органов внутренних дел, анализируются нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие данную работу. Акцентируется внимание на том, что ряд нормативных документов МВД России предписывает проведение психологической работы, в том числе методом психологического консультирования, с руководящим составом и сотрудниками, планируемыми к включению в кадровые резервы территориальных органов МВД России. Приводится определение психологического консультирования, из содержания которого следует, что данный вид психологической помощи помогает решить различные проблемы или затруднения психологического характера, обозначается круг задач организационного психологического консультирования и развивающего консультирования. Описываются типы индивидуальных психологических консультаций, таких как консультация-поддержка, консультация-обучение, консультация-коррекция, раскрывается основное содержание и цели каждого типа. Рассматриваются групповые коррекци-онно-развивающие формы работы с сотрудниками из числа лиц руководящего
© Жуковская И. В., 2017
И. В. Жуковская
состава. Обозначены трудности психологического характера, типичные для руководителя как субъекта управления, с учетом специфики управленческой деятельности в органах внутренних дел. Среди них можно выделить нежелание руководителя признавать наличие проблем, внешнеобвиняющая позиция руководителя, стремление переложить на психолога ответственность за принятые управленческие решения, отношения подчинения руководителя и психолога-консультанта, зависимость качества консультативного альянса от правильного структурирования пространства-времени. Представлены данные опроса по психологическим проблемам и затруднениям, с которыми обращаются руководители органов внутренних дел к ведомственным психологам. Отмечается, что научно-методическое обеспечение психологической работы с руководящим составом и сотрудниками, планируемыми к включению в кадровые резервы территориальных органов МВД России, не полностью соответствует как возросшим потребностям самих руководителей в психологическом обеспечении их деятельности, так и тем задачам, которые стоят перед практическими психологами в этой сфере. Обосновывается положение о том, что развивающее консультирование становится актуальным ресурсом психологического сопровождения и профессионально-личностно-
го роста руководителя территориального органа внутренних дел.
Ключевые слова: психологическое консультирование, руководитель территориального органа внутренних дел, профессионально-личностное развитие, развивающее консультирование.
В основе комплектования сбалансированного, компетентного, высокопрофессионального руководящего звена лежит подготовка кадров, способных решать правоохранительные задачи, соответствовать требованиям государства и общества. Приказ МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 «Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений» предписывает производить отбор сотрудников, планируемых к включению в кадровые резервы, на основе изучения и оценки их оперативно-служебной деятельности, личных и деловых качеств. Следовательно, «назначение на руководящие должности осуществляется с учетом не только профессиональных требований, опыта, квалификации, но и индивидуально-психологических особенностей, психологического потенциала личности сотрудника» [6]. В рамках системного подхода к подбору и расстановке кадров практические психологи органов внутренних дел (ОВД) занимаются психологической оценкой кадров, их управленческих способностей, определением психологической готовности кандидата к вступлению в новую должность, прогнозированием профессиональной успешности руководителя, что требует развития концептуального и методического аппарата этой части психологической работы в ОВД [4, 7].
Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» определяет проведение психологической работы с сотрудниками, планируемыми к включению в кадровые резервы, к которым относятся и руководители территориальных органов МВД России. Руководствуясь этим приказом, при проведении мероприятий психологической работы с данной категорией сотрудников, психолог использует целый ряд методов, одним из которых является консультация (консультирование).
Таким образом, ряд нормативных документов МВД России определяет проведение психологической работы, в том числе методом психологического консультирования, с руководящим составом и сотрудниками, планируемыми к включению в кадровые резервы территориальных органов МВД России.
Существуют различные подходы к определению термина «психологическое консультирование».
Наиболее полное определение, на наш взгляд, дает Р. Кочюнас: «Психологическое консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению; обучаться новому поведению; способствует развитию личности» [5, с. 2]. Из определения следует, что психологическое консультирование как вид психологической помощи помогает решать различный круг проблем или затруднений психологического характера. Психологическая помощь психолога-кон-
сультанта востребована сотрудниками ОВД при выходе из кризисных жизненных ситуаций, депрессивных состояний, в профилактике профессионального выгорания, разрешении служебных и семейных конфликтов и т. п. [9].
Обсуждение конкретных проблем эффективной реализации управленческой деятельности предпочтительнее проводить индивидуально, основываясь на принципах профессиональной этики. Можно выделить следующие типы индивидуально-психологических консультаций:
- консультация-поддержка, когда в ходе встречи обсуждаются текущие проблемы управленческой деятельности, руководитель готов к конструктивному сотрудничеству с психологом. Трудности, связанные с вступлением в новую должность, могут характеризоваться нарушением эмоциональной стабильности, недостатком уверенности в себе, возросшей ответственностью начинающего руководителя при достаточном для руководящей должности уровне психолого-управленческого потенциала;
- консультация-обучение, основной целью которой является повышение компетентности руководителя в вопросах управления коллективом, взаимодействия с подчиненными, эффективной организации служебной деятельности. Психолог-консультант доводит до сведения руководителя психологически значимую информацию о стратегиях поведения в конфликте, о стилях руководства, о формировании социально-психологического климата в возглавляемом им коллективе;
- консультация-коррекция, когда в рамках встреч психолога и руководителя проводится коррекция негативных состояний или установок личности с использованием разнообразных техник
и упражнений. В большинстве случаев такое консультативное взаимодействие носит коррекционно-развивающий характер. Тем не менее данный тип взаимодействия возникает тогда, когда по каким-то причинам преодоление возникающих трудностей осложнено, хотя руководитель объективно оценивает свою ситуацию, обладает для ее решения необходимыми интеллектуальными и волевыми ресурсами. Проработка ситуации, высвобождение блокируемых чувств и эмоций, лучшее понимание себя позволяет достичь психокоррек-ционного эффекта [2].
Наряду с индивидуальными формами психологических консультаций действенной оказывается и групповая работа. Как правило, групповая работа с руководителями осуществляется в форме занятий по развитию психолого-управленческого потенциала, тренингов, деловых игр, обучающих дебрифингов, фокус-групп. И. Е. Реуц-кая обосновала значимость проведения коррекционно-развивающей работы с руководителями при затруднениях в профессиональном росте личности с помощью создания «балинтовских групп». В ходе подобных тренингов руководители учатся не только высказывать проблему, но и осуществлять эм-патийное слушание (когда один руководитель рассказывает о своей проблеме, а группа выступает в роли поддержки, способной не только эмпатировать, но и помочь в выработке стратегий эффективного поведения) [8].
Существуют определенные трудности проведения психологического консультирования с начинающими руководителями. К ним относятся:
1. Нежелание руководителя признавать наличие проблем. Уход от признания проблем и затруднений свойствен излишне уверенным в себе, самонад-
еянным руководителям, стремящимся достичь успеха в карьерном продвижении. В ходе консультирования руководитель пытается продемонстрировать психологу свою значимость, компетентность, отсутствие затруднений в реализации управленческой карьеры. Однако выявляются проблемы и сложности взаимодействия начинающего руководителя с подчиненными, выраженные проблемы организации деятельности подразделения в ходе социально-психологических исследований, при беседах с сотрудниками, либо указание о необходимости проведения индивидуальной работы с вновь назначенным руководителем поступает от вышестоящего руководства. Основным барьером при таком психоконсультативном взаимодействии является установление конструктивного диалога с руководителем, применение техник, которые позволили бы начинающему управленцу взглянуть на себя со стороны.
2. Внешнеобвиняющая позиция характерна для самоуверенных руководителей, не стремящихся к саморазвитию. Такие руководители объясняют промахи стечением обстоятельств, внешними факторами, они несклонны к рефлексии, анализу своих ошибок и недочетов в организации оперативно-служебной деятельности и межличностного взаимодействия. Внешние факторы, оправдывающие его упущения, - предшественник, коллектив или отдельные сотрудники, вышестоящий руководитель, общая система организации деятельности, несовершенство кадровой политики и др. Как правило, руководитель с внешнеобвиняющей позицией проявляет интерес к психологическому консультированию, но диалог несколько затруднен тем, что основная активность приходится на долю руководителя.
3. Стремление переложить на психолога ответственность за принятые решения присуще неуверенным в себе руководителям, которые при этом считают себя эффективными управленцами. Руководитель демонстрирует заинтересованность в точке зрения психолога по вопросам управления и служебной деятельности. Даже не разделяя взгляды психолога, руководитель поступает так, как ему предлагают. В случае неуспешности психолог виноват и несет ответственность за неразрешенные проблемы. Психологу, не обладающему достаточным опытом проведения психологических консультаций, затруднительно сотрудничать с таким руководителем. При этом руководитель хочет получать готовые советы, избегая самостоятельного анализа проблем и выработки стратегии их преодоления [2].
4. Отношения подчинения руководителя и психолога-консультанта. Руководитель территориального органа МВД России является прямым начальником для психолога. Это, в свою очередь, подразумевает двойные отношения, то есть любые отношения с консультируемым, выходящие за рамки консультативных, являются двойными, поэтому крайне нежелательно консультировать людей, с которыми психолог-консультант состоит в данное время или состоял раньше в каких-либо отношениях сотрудничества, обучения, руководства, подчинения и т. п. Это правило продолжает действовать и после завершения консультативного процесса: психолог-консультант не должен вступать со своим бывшим клиентом ни во взаимодействия, предполагающие неформальный личный контакт, ни в деловые отношения.
5. Зависимость качества консультативного альянса от правильного структурирования пространства-времени.
Необходимо правильно оборудовать кабинет, установить временные границы -определиться с продолжительностью консультационных встреч, так как клиент должен четко знать, какими временными рамками он располагает для обсуждения волнующих вопросов. Вопрос временных границ является серьезным и принципиальным в консультировании. Руководителю часто трудно спрогнозировать свою загруженность в течение дня и зарезервировать время для проведения консультативной сессии.
Перечисленные выше трудности, конечно, не являются непреодолимыми, а их влияние можно нивелировать, учитывая особенности деятельности руководителя ОВД, соблюдая терапевтические нормы в консультировании, повышая профессиональную компетентность и авторитет психолога-консультанта.
Практика психологической работы показывает, что особое внимание следует уделять руководителям в начале развития управленческой карьеры. Нередко бывает, что подготовка к деятельности потенциального руководителя осуществлена в достаточной степени в рамках работы с кадровым резервом, но после назначения на должность начинающий руководитель не готов к выполнению своих обязанностей с точки зрения эффективной организации деятельности подчиненных. В ряде случаев отмечаются коммуникативные барьеры, избегание принятия решений, уход от ответственности, нерешительность, что влечет за собой формирование неадекватного стиля управления. Следствием такого процесса являются дополнительные сложности развития карьеры на первом этапе вхождения в должность, снижение показателей служебной деятельности подразделений, формирование неблагоприятного со-
циально-психологического климата в коллективах [1].
Итак, осуществляя управление территориальным органом внутренних дел, руководители сталкиваются с затруднениями в адаптации при вхождении в должность, профессиональном общении, стиле и методах руководства, сохранении психологической устойчивости и другими проблемами психологического характера.
Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель обращается к различным категориям должностных лиц, руководителям различного ранга, сотрудникам. Анализ профессиональной деятельности руководителей ОВД показывает, что центральное место в управлении служебными коллективами занимает непосредственная работа с людьми. Практически все управленческие функции реализуются в повседневных взаимоотношениях и взаимодействии с личным составом. Хронометраж рабочего дня руководителей территориальных органов внутренних дел показывает, что до 80 % служебного времени занимает работа с сотрудниками [6]. Проведенный нами анализ данных, полученных по итогам опроса руководителей (старших психологов) подразделений организации психологической работы территориальных органов МВД России на региональном уровне, подтвердил эти данные.
Выяснилось, что за консультацией к психологу чаще всего обращаются по вопросам оптимизации социально-психологического климата в коллективе (86 %), решения конфликтных ситуаций (80 %), работы с сотрудниками, нуждающимися в психолого-педагогическом внимании (13 %). Ответы респондентов свидетельствуют также об обращениях за консультацией по формированию индивидуального стиля деятельности
(22 %) и по вопросам профессионально-личностного роста и саморазвития (11 %).
Разрешение конфликтных ситуаций и оптимизация социально-психологического климата в коллективе входит в круг задач организационного психологического консультирования. По мнению Л. Н. Захаровой, «организационное психологическое консультирование представляет собой процесс сотрудничества руководителя и психолога-консультанта, направленный на повышение эффективности работы организации за счет совершенствования психологической компетентности руководителя в сфере управления человеческими ресурсами» [3, с. 112].
Оказание психологической помощи по вопросам профессионально-личностного роста, саморазвития и формирования индивидуального стиля деятельности будет входить в круг задач разрабатываемой нами психотехнологии - развивающее консультирование. На наш взгляд, такой вид психологического консультирования будет способствовать положительной динамике изменений профессионально важных качеств, профессионально-личностному росту руководителей и расширению зоны их ближайшего профессионально-личностного развития. Надо отметить, что эффективная управленческая деятельность руководителя ОВД связана с его самореализацией в профессиональной деятельности и продуктивна при максимальном использовании способностей и индивидуально-психологических возможностей личности. Руководители территориальных органов МВД России, проходящие обучение в Академии управления МВД России, обращаются к психологам Центра психологической работы с целью разрешения внутриличностных конфликтов,
развития личностно-деловых и профессионально важных качеств, оптимального использования своего психологического потенциала, но четкая системная организация проведения работы, связанная с подобными запросами, отсутствует. Данные проведенного опроса свидетельствуют об актуальности обращений по вопросам профессионально-личностного развития для всех руководителей территориальных органов внутренних дел (60 %) и для некоторых руководителей (в 40% случаев). Несмотря на это, ведомственные психологи в своей деятельности не сталкивались с запросом руководителей (или сотрудников, состоящих в резерве на вышестоящую должность) относительно планирования их собственного профессионально-личностного развития.
В плане перспективного направления психоконсультативной деятельности с руководителями ОВД можно наметить совершенствование и применение адаптированных методов психологического консультирования с целью повышения аутопсихологической компетентности, профессионально-личностного роста и снижения риска профессионального выгорания. Нам представляется актуальной дальнейшая разработка и апробация технологии развивающего консультирования как эффективного метода психологического сопровождения профессионально-личностного роста руководителя ОВД.
Список литературы
1. Бобкова И. Е. К проблеме психологического сопровождения профессионального развития руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел на начальном этапе управленческой карьеры (принципы, цели, задачи, методы) // Психология и право. 2012. № 1. URL : http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/ n1/50325.shtml (дата обращения: 09.06.2017).
2. Бобкова И. Е. Психологическое сопровождение профессионального развития руководителей
структурных подразделений территориальных органов внутренних дел на начальном этапе управленческой карьеры // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2. С. 90-93.
3. Захарова Л. Н. Основы психологического консультирования организаций : учеб. пособие. М. : Логос, 2012. 430 с.
4. Котенев И. О. От теории психологического потенциала личности руководителя к практике его развития в системе подготовки управленческих кадров полиции // Психолого-педагогические технологии в правоохранительной деятельности (Васильевские чтения - 2013) : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2013. Ч. 1. С. 281-288.
5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М. : Академический проект, 1999. 240 с.
6. Марьин М. И., Петров В. Е., Касперович Ю. Г., Поздняков В. М., Котенев И. О. Психологическое
обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел : метод. пособие. М. : ГУК МВД России, 2003. 211 с.
7. Марьин М. И., Котенев И. О., Черненилов В. И. и др. Психологическая оценка и прогнозирование эффективности управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел : учеб.-практ. пособие. М. : Академия управления МВД России, 2013. 76 с.
8. Реуцкая И. Е. Психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел при затруднениях в профессиональном росте личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 25 с.
9. Тюнис Л. Ю. Психологическое консультирование в процессе сопровожденияпрофессиональ-но-личностного развития руководителей органов внутренних дел // Психология. Историко-критиче-ские обзоры и современные исследования. 2016. № 3. С. 38-48.