УДК 37.015.31:376:373-053«465.06/.11» Скрябина Ольга Алексеевна
аспирант Вятского государственного университета, преподаватель кафедры психологии и педагогики Кировского государственного медицинского университета
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
https://doi.org/10.24158/spp.2017.11.21 Skryabina Olga Alekseevna
PhD student, Vyatka State University, Lecturer, Psychology and Education Science Department, Kirov State Medical University
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF REGULATORY TRAINING ACTIVITIES IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH LEARNING DIFFICULTIES
Аннотация:
В статье затрагивается проблема формирования регулятивных учебных действий у учащихся начальных классов. Рассмотрены теоретические и практические аспекты системной работы школьной психологической службы в условиях Федерального государственного образовательного стандарта в средней образовательной школе с младшими школьниками, которые не имеют клинического диагноза, но при этом испытывают трудности в обучении. Сделан вывод о необходимости развития произвольно-регуляторной сферы у означенных учащихся (основные составляющие - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка), поскольку она позитивно влияет на индивидуальный учебно-познавательный процесс обучения младших школьников с трудностями в обучении. Благодаря целенаправленной работе действующей в школе психологической службы у младших школьников, испытывающих затруднения в процессе обучения, могут сформироваться регулятивные универсальные учебные действия. Психологические условия формирования регулятивных учебных действий определены как процесс, в котором происходит движение от реального состояния ребенка к его возможному состоянию.
Ключевые слова:
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные действия, младшие школьники, трудности в обучении, система обучения и воспитания, психологические условия, школьная психологическая служба, формирование произвольной регуляции.
Summary:
The paper addresses the issue of developing the regulatory training activities in primary school students. The research reviews the theoretical and practical aspects of the system-based interaction of school psychological service with primary school students who have no clinical diagnosis but face with learning difficulties. It is considered in the context of the Federal State Educational Standard. The author concludes that it is necessary to develop voluntary regulation in the students under review (the basic components are targeting, planning, forecasting, monitoring, correction, and evaluation) because it has a positive impact on individual educational and cognitive process of training primary school students with learning difficulties. The focused efforts of school psychological service help develop universal regulatory training activities in this group of students. The psychological terms of regulatory training activities are defined as a process of movement from the real state of the child to its possible improvement.
Keywords:
universal training activities, regulatory training activities, primary school students, learning difficulties, education system, psychological terms, school psychological service, voluntary regulation development.
Рассматривая термин «универсальные учебные действия», можно сказать о том, что по своей сути он означает умение учиться. Другими словами, он предполагает наличие возможности развиваться и совершенствоваться посредством осознанного и конкретного усвоения нового межличностного опыта.
А.Г. Асмолов и А.К. Мамоджанова понимают «универсальные учебные действия» с позиции системы разнообразных учебных действий младшего школьника, благодаря которым возможно беспрепятственно и независимо познавать новую информацию, получать знания об окружающем мире. Хорошо организованный процесс обучения позволяет благополучно повысить качество образования [1].
Главная мысль определения уже предполагает многоплановость понятия, а также наличие у него большого количества компонентов. Согласно функциям, которые выполняют универсальные учебные действия, их можно разделить на следующие блоки: 1) познавательный, 2) коммуникативный, 3) личностный, 4) регулятивный [2].
Остановимся более подробно на регулятивных универсальных учебных действиях. Их главная задача заключается в обеспечении конкретного управления и поэтапных действий, при помощи которых младшие школьники могут координировать не только свою деятельность, но и поведение. В данном случае произвольность выражается в возможности управлять своими мотивами, целями, в умении использовать силу воли для достижения какого-либо результата [3].
Согласно Н.П. Локаловой, совокупность регулятивных универсальных учебных действий школьников стоит воспринимать как произвольно-регуляторную сферу [4]. Произвольная регуляция, рассматриваемая в концепции универсальных учебных действий, должна пониматься как совокупность контролирующих средств, обеспечивающих учащимся умение учиться.
На сегодняшний день можно выделить несколько составляющих произвольной регуляции, обусловливающих учебную деятельность [5]:
- целеполагание - представляет собой постановку учебной задачи, основанием для которой служат как известные факты, так и неизвестные. Целеполагание включает в себя: постановку цели, определение ресурсов, затрачиваемых для ее достижения (время, силы и т. д.), преодоление трудностей и препятствий, которые могут возникнуть на пути, достижение цели и ее реализация;
- планирование - обязывает к определению последовательности, в которой будут появляться промежуточные цели. При этом ключевым моментом продолжают оставаться конечный результат и его планомерное достижение. Что касается навыков планирования, то они проявляются в развитии умений формулирования целей деятельности, способности отбирать более существенные действия для их достижения, упорядочивании их в последовательность, произведении обобщенного анализа процесса планирования;
- прогнозирование - способность предположить результат и уровень усвоенных знаний, а также их характеристики;
- контроль - сравнение полученного результата с заданным образцом. Цель контроля заключается в обнаружении различий или отклонений от нормы. Контроль проявляется в умении подчинить свои действия тем требованиям, которые предъявляет учебная задача. Благодаря контролю ученики могут изменять операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата. С его помощью обеспечиваются необходимая полнота операционного состава действий и правильность их выполнения;
- коррекция - редактирование плана и способов действия при условии расхождения их с эталоном. Данный компонент является обязательной составляющей контроля. С его помощью характеризуются индивидуальные особенности изменения учащимися своего поведения, целей, способов действий при изменении ситуации, а также направленности анализа значимых условий, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля и волевой регуляции;
- оценка - осознание учащимися знаний, которые уже усвоены и которые еще предстоит усвоить, а также осознание качества и уровня усвоения. Существует тесная взаимосвязь между действиями оценки, контролем и коррекцией. Главная задача оценки заключается в определении степени освоения учащимися способа действия и продвижении того способа действий, который уже был усвоен [6].
Формирование и проявление регулятивных универсальных учебных действий происходит комплексно. При этом в процессе принимают участие все описанные выше составляющие произвольно-регуляторной сферы. Именно это позволяет говорить о том, что их основной функцией является обеспечение учащихся возможностью самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
К наступлению школьного возраста зона развития ребенка содержит определенный запас знаний, умений, за счет которых происходит организация деятельности в урочное время. Предполагается, что к началу обучения у ребенка должно быть сформировано произвольное поведение, он владеет некоторыми эталонами и средствами познавательной деятельности, происходит переход от эгоцентризма к децентрации [7].
Е.С. Федосеева считает, что именно младший школьный возраст можно охарактеризовать как самое удачное время для успешного формирования компонентов учебной деятельности [8].
Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что все составляющие произвольной регуляции по мере своего формирования приобретают все более значимую роль в становлении личности младшего школьника.
Однако не стоит забывать о сложности и долгосрочности формирования регулятивных УУД. Помимо этого, процесс требует системного и структурированного подхода. При достаточной грамотности регуляции деятельности младшего школьника, а также ее отслеживании остальными участниками образовательного процесса у учащихся, наряду с развитием и формированием процесса регуляции, будут развиваться и другие универсальные учебные действия.
Существует тесная взаимосвязь регулятивных универсальных качеств с формированием некоторых личностных качеств. К ним можно отнести целеустремленность, активность, органи-
зованность, самостоятельность, исполнительность, самоконтроль, выдержку и т. д. О.А. Коноп-кин считает, что развитие произвольной регуляции не обходится без развития самостоятельности, инициативности, ответственности, относительной независимости и устойчивости в отношении воздействий среды, готовности к сотрудничеству [9].
Изначально волевые черты появляются в умении подчиняться требованиям взрослых. К достижению ребенком младшего школьного возраста у него появляются предпосылки самостоятельного отслеживания своих действий, естественно, под присмотром взрослого. Представления о физическом мире формируются в результате индивидуального опыта. Но для нормального функционирования индивиду необходим и коллективный общечеловеческий опыт, данный ему от рождения и зафиксированный во врожденных предвосхищающих схемах. Также ребенок совершает попытки распределить свое время после уроков и во время процесса обучения, и только после автоматизации данного процесса можно говорить о появлении способности организовать выполнение домашних заданий и своего досуга.
На развитие волевых качеств непосредственно оказывают влияние коллективизм, честность, чувство долга, патриотизм и другие качества [10]. Стоит отметить и влияние волевых черт на формирование мышления, поведения, коммуникации учащихся. Они включаются в структуру учебной деятельности, обеспечивают ее регуляцию и произвольность, превращают учебный труд в управляемый, контролируемый субъектом сознательный процесс [11, с. 12].
В связи с бесконечным множеством форм деятельности, поступков, актов общения и других видов активности очевидными становятся место и роль произвольной регуляции в жизни ребенка. Успешность и продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени совершенства процессов произвольной регуляции у детей в младшем школьном возрасте.
Определяющим моментом функциональной сформированности, динамических и содержательных характеристик процессов регуляции является уровень регулятивных учебных действий.
Наличие высокого уровня сформированности процессов регуляции предполагает, что ученик к моменту окончания начальной школы должен уметь:
- находить и излагать предмет деятельности, составлять план действий по образцу (задачи);
- при помощи учителя определять цель своей учебной деятельности, самостоятельно искать пути ее реализации;
- находить проблему, совместно с учителем пытаться дать ей объяснение, при помощи взрослого выбирать тему будущего проекта;
- составлять план выполнения задач, решать проблемы любого характера;
- выполнять действия согласно поставленному плану, использовать основные и дополнительные средства;
- извлекать информацию, ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи [12].
Немного другая позиция рассмотрения высокого уровня сформированности регулятивных УУД у Е.С. Варецы. Она связывает данное понятие с развитием системы мотивационного, ориентировочного, операционального и оценочного компонентов, в которые объединяет все регулятивные действия младших школьников.
Что касается мотивационного компонента, то в качестве его основного критерия, по мнению Е.С. Варецы, стоит выделить интерес к заданию на каждом из основных этапов деятельности. Высокий уровень сформированности ориентировочного компонента предполагает полноту и самостоятельность вербализации задания (цели и условий) и программы его выполнения. Определение высокого уровня в операциональном компоненте происходит за счет полноты осуществления действий самоконтроля и вербального отчета о них, их соответствия принятой программе. Высокий уровень сформированности оценочного компонента характеризуется наличием у младшего школьника достаточной степени адекватности, развернутости вербальной оценки результата [13].
Как показывает исследование Е.А. Коконовой, у младших школьников преобладает средний уровень сформированности регулятивных УУД [14]. Основываясь на этих данных, Н.В. Осипова делает акцент на возможности возникновения факторов риска, согласно которым развитие регулятивных УУД у младших школьников не будет происходить в должной степени. К ним относятся:
- несформированность игровой деятельности в соответствующий период развития;
- несформированность новообразований (произвольность, переход внешних действий во внутренний план (мотивация), рефлексия (обобщение));
- низкая учебная или познавательная мотивация;
- возрастные или анатомо-физиологические особенности;
- нарушение изменений системы требований со стороны родителей;
- незрелость регуляторных систем мозга [15].
Как полагает Н.П. Локалова, в связи с недостатками произвольно-регуляторной сферы у школьников могут появиться значительные трудности в обучении, такие как подмена задачи учителя своей, по-своему сформулированной и понятой, а то и вовсе другой; некачественное выполнение учебных заданий; невыполнение в полном объеме всех условий задания и требований учителя; неумение замечать свои ошибки; несоблюдение правил поведения в школе и на уроках [16].
Н.Л. Росина считает, что существенное влияние на формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников сможет оказать только целенаправленное воздействие на качество осознанности действий самоконтроля в деятельности ребенка. Она выделила следующие компоненты, которые могут способствовать эффективному формированию саморегуляции: положительные мотивы, ориентация детей на учебную деятельность, поэтапность формирования самоконтроля [17].
Психологические условия формирования регулятивных учебных действий у младших школьников с трудностями в обучении понимаются нами как процесс, в котором происходит движение от реального состояния ребенка к своему возможному состоянию. В данном случае речь идет о состоянии, к которому может прийти человек при правильном условии развития. Как утверждают Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, каждый ребенок от рождения гениален, важно распознать его способности еще на раннем этапе.
Благодаря психологическим условиям можно помочь младшим школьникам справиться с трудностями, возникающими в процессе обучения. В свою очередь это позволит учащемуся достигнуть максимального результата от своего начального развития, который выражается в способностях соединять умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль своего поведения, согласовывать и соподчинять свои действия.
Любая образовательная организация должна обеспечить учебное сотрудничество ученика с педагогом, психологом, родителем, которые должны планировать свое взаимодействие с учеником, ориентируясь на необходимость:
1) инициации внутренних мотивов учения школьника;
2) поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохранении за психологом функции постановки общей развивающей цели и оказания помощи в случае необходимости;
3) использования индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Автором настоящей работы были систематизированы и отобраны наиболее эффективные приемы и технологии, способствующие формированию за четыре года регулятивных УУД у младших школьников с трудностями в обучении с помощью программы [18].
Цели программы:
- создание психолого-педагогических условий для формирования произвольной регуляции младших школьников с трудностями в обучении;
- обеспечение участников образовательного процесса научно обоснованной технологией психолого-педагогического сопровождения младших школьников;
- формирование у младших школьников универсальных учебных действий на начальном этапе образования;
- воспитание умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в образовательном процессе;
- воспитание толерантности через знакомство с детской философией, наукой о человечности и этикетом.
Задачи программы:
- повышение уровня развития познавательных процессов;
- создание условий для формирования произвольной регуляции;
- развитие навыков социального поведения в учебной деятельности;
- обучение учащихся распознавать и регулировать эмоциональные состояния;
- развитие личности ребенка, направленной на толерантное самовыражение;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- оказание помощи родителям и педагогам в понимании причин образовательных трудностей детей и путей их преодоления;
- укрепление положительного отношения к учебной деятельности;
- развитие понимания о честности, искренности, терпимости, милосердии и сострадании, о мести и ненависти, о справедливости и несправедливости.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что произвольная регуляция представляет собой новообразование младшего школьного возраста и основу сформированности регулятивных УУД. Некоторые дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, не имея клинического диагноза, испытывают затруднения, которые мешают усваивать материал, сталкиваются с нарушениями в регуляции собственных действий. Поэтому психологическими условиями для формирования регулятивных учебных действий являются прежде всего:
- профилактика и просвещение родителей и учителей по данной проблеме;
- консультирование педагогов и родителей младших школьников, имеющих трудности в обучении;
- ежеквартальное проведение диагностических мероприятий для выявления положительных моментов работы;
- ежедневное использование методов «Следящей диагностики» и ведение личных дневников как родителями, так и учениками;
- проведение занятий по формированию регулятивных учебных действий младших школьников, обучающихся в 1 -м классе;
- проведение занятий по формированию регулятивных и коммуникативных учебных действий у младших школьников с трудностями в обучении, обучающихся во 2-м классе;
- проведение занятий по формированию регулятивных и личностных учебных действий у младших школьников с трудностями в обучении, обучающихся в 3-м классе;
- проведение занятий по формированию регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных учебных действий у младших школьников с трудностями в обучении, обучающихся в 4-м классе.
При совместном и системном выполнении всех условий всеми участниками образовательного процесса формирование регулятивных учебных действий у младших школьников, испытывающих трудности в обучении, происходит наиболее успешно.
Ссылки:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ; под ред. А.Г. Асмолова. М., 2011. 152 с. ; Мамоджа-нова А.К. Возрастные особенности формирования компонентов регулятивных УУД у младших школьников [Электронный ресурс] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2013. № 7-8. 1^1.: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/--gn13-07/921-a (дата обращения: 27.11.2017).
2. Как проектировать универсальные учебные действия ...
3. Кямалзаде Г.М. Динамика развития регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2014. № 3. 11Р1_: https://www.eduherald.ru/ru/arti-cle/view?id=11893 (дата обращения: 27.11.2017).
4. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика : учеб. пособие. СПб., 2009. 368 с.
5. Там же.
6. Там же.
7. Обухова Л.В. Детская возрастная психология : учеб. пособие для высшей школы. 2-е изд., стер. М., 1997. 360 с.
8. Федосеева Е.С. Формирование личностной саморегуляции младших школьников [Электронный ресурс] // Грани познания : электрон. науч.-образоват. журн. ВГСПУ. 2009. № 2 (3). Май. 11Р1_: http://grani.vspu.ru/files/publics/46_st.pdf (дата обращения: 27.11.2017).
9. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 128-136.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 3-е изд. М. ; Воронеж, 2001. 349 с.
11. Кузнецова О.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2015.
12. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.school22.tomsk.ru/files/img/monitor.doc (дата обращения: 27.11.2017).
13. Вареца Е.С. Возможности формирования личностной саморегуляции младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика, психология. 2015. Вып. 2 (159). С. 147-151.
14. Коконова Е.А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. 2016. № 1 (105). С. 716-719.
15. Осипова Н.В., Головинская И.А., Брюханова С.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. 2010. № 10. С. 26-33.
16. Локалова Н.П. Указ. соч.
17. Росина Н.Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности : дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 1998.
18. Скрябина О.А. Рабочая программа по развитию познавательных процессов снижением тревожности и повышением самооценки «Лесенка». Киров, 2006.