Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий младших школьников как педагогическая проблема'

Формирование универсальных учебных действий младших школьников как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7692
843
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СИСТЕМНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / РЕГУЛЯТИВНЫЙ БЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НОВООБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА / МОТИВАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / SYSTEMIC AND PERSONAL APPROACH / PERSONAL BLOCK OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / REGULATIVE BLOCK OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / COMMUNICATIVE BLOCK OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / ELEMENTARY EDUCATION / LEARNING COLLABORATION / NEW FORMATIONS OF ELEMENTARY-SCHOOL AGE PUPILS / MOTIVATION / REFLECTION / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокудин Юрий Петрович, Миленко Елена Анатольевна

Рассмотрена такая педагогическая проблема, как формирование универсальных учебных действий в системе начального образования. Раскрыты основы понятия «универсальные учебные действия». Значительное внимание уделено исследованиям отечественных ученых в области системно-деятельностного подхода к формированию универсальных учебных действий. Проанализированы основные подходы к формированию универсальных учебных действий, выявлена и обоснована необходимость формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Исследованы основные признаки личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, а также особенности их развития. Определены возможные пути развития и формирования универсальных учебных действий средствами учебного сотрудничества. Также проанализированы основные взаимодополняющие положения формирования универсальных учебных действий. Раскрыты этапы формирования у школьников начального образования универсальных учебных действий, аргументируется реализация проводимого процесса с точки зрения целесообразности предложенной системы. Рассмотрены исследования новообразований младшего школьного возраста. Особое внимание акцентировано на универсальных учебных действиях. Выделены и описаны характерные особенности новообразований, происходящих в данном возрастном периоде. Значительное место занимает характеристика основных новообразований младшего школьного возраста. Исследованы и обоснованы основные подходы к изучению вопросов формирования универсальных учебных действий младших школьников, определены блоки универсальных учебных действий: личностный, регулятивный и коммуникативный. Обосновано, что становлению и формированию универсальных учебных действий во многом способствует учебная деятельность школьников начального образования. Прослежено становление личности младшего школьника, начиная с первых этапов его развития. Предоставлено обоснование роли формирования умения «учиться» младшего школьника. Изложены различные взгляды на процесс становления универсальных учебных действий школьников младшего школьного возраста. Исследование представляет интерес для специалистов в области педагогики и психологии системы начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of universal learning activities of younger schoolchildren as a pedagogical problem

Formation of universal learning activities in the system of elementary education as a pedagogical problem is considered. The bases of “universal learning activities” notion are revealed. The research highlights significantly the studies of Russian scientists in the field of systemic and personal approach to formation of universal learning activities. The basic approaches to the formation of universal learning activities are analyzed, necessity of the formation of universal learning activities of younger schoolchildren is revealed and proved. Basic principles of personal, regulative and communicative universal learning activities are examined, and peculiarities of the development are examined as well. Possible ways of development and formation of universal learning activities by the means of learning collaboration are determined. Basic complementary provisions of the formation of universal learning activities are also analyzed. The stages of the formation of universal learning activities of younger schoolchildren are revealed, realization of the carried out process is proved from the point of view of practicability of the suggested system. Researches on new formations of elementary-school age pupils are considered. The special attention is paid to the universal learning activities. The peculiar features of the new formations of that age are emphasized and described. A characteristic of basic new formations of elementary-school age has the significant role in the research. Basic approaches for examining issues of the formation of universal learning activities of younger schoolchildren are studied and proved, the following blocks of universal learning activities are identified: personal, regulative, communicative. It is proved that establishment and formation of universal learning activities are contributed by the educational activity of elementary school pupils. The personal development of a younger schoolchild is considered from its very first stages. The role of the formation of a younger schoolchild’s skill “to learn” is proved. Different views on the process of the formation of universal learning activities of schoolchildren of younger school age are discussed. The carried out research is of interest for specialists in the field of pedagogy and psychology of elementary education system.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий младших школьников как педагогическая проблема»

УДК 373.31

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-136-144

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Юрий Петрович ПРОКУДИН, Елена Анатольевна МИЛЕНКО

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: prokudin68@mail.ru

Аннотация. Рассмотрена такая педагогическая проблема, как формирование универсальных учебных действий в системе начального образования. Раскрыты основы понятия «универсальные учебные действия». Значительное внимание уделено исследованиям отечественных ученых в области системно-деятельностного подхода к формированию универсальных учебных действий. Проанализированы основные подходы к формированию универсальных учебных действий, выявлена и обоснована необходимость формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Исследованы основные признаки личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, а также особенности их развития. Определены возможные пути развития и формирования универсальных учебных действий средствами учебного сотрудничества. Также проанализированы основные взаимодополняющие положения формирования универсальных учебных действий. Раскрыты этапы формирования у школьников начального образования универсальных учебных действий, аргументируется реализация проводимого процесса с точки зрения целесообразности предложенной системы. Рассмотрены исследования новообразований младшего школьного возраста. Особое внимание акцентировано на универсальных учебных действиях. Выделены и описаны характерные особенности новообразований, происходящих в данном возрастном периоде. Значительное место занимает характеристика основных новообразований младшего школьного возраста. Исследованы и обоснованы основные подходы к изучению вопросов формирования универсальных учебных действий младших школьников, определены блоки универсальных учебных действий: личностный, регулятивный и коммуникативный. Обосновано, что становлению и формированию универсальных учебных действий во многом способствует учебная деятельность школьников начального образования. Прослежено становление личности младшего школьника, начиная с первых этапов его развития. Предоставлено обоснование роли формирования умения «учиться» младшего школьника. Изложены различные взгляды на процесс становления универсальных учебных действий школьников младшего школьного возраста. Исследование представляет интерес для специалистов в области педагогики и психологии системы начального образования.

Ключевые слова: универсальные учебные действия; системно-личностный подход; личностный блок универсальных учебных действий; регулятивный блок универсальных учебных действий; коммуникативный блок универсальных учебных действий; начальное образование; учебное сотрудничество; новообразования учащихся младшего возраста; мотивация; рефлексия; формирование

В младшем школьном возрасте, являющимся главнейшим периодом жизни ребенка, происходит переход на принципиально новую ступень его личностного развития. От полноценного проживания этого периода зависит уровень интеллекта, мотивации, желания и умения учиться, уверенности в своих силах. У ребенка происходит перестройка всех систем отношений с действительностью. Его организм, сознание, личность претерпевают множество изменений, наступает переломный момент, что характеризуется приобретением определенных новообразований. Все это является сензитивным периодом для становления мироощущения, необходимых навыков учебной работы, формирования

универсальных учебных действий, организованности и саморегуляции.

Младший школьник активно стремится к получению знаний. Он обучается операциям их анализа, синтеза, ребенок пытается найти выход из сложившейся ситуации, если существует такая необходимость. У ребенка младшего школьного возраста уже формируется наглядно-образное мышление, что объясняется представлением им ситуации и действий в ней в своем воображении, что характеризует данный этап развития младшего школьника. Основным видом мышления становится наглядно-образное. Учащийся уже может логически представлять свои мысли, однако, поскольку в основе обучения младших школьников лежит принцип наглядно-

136

© Прокудин Ю.П., Миленко Е.А., 2018

сти, этот вид мышления пока необходим. Важно отметить, что мышление младшего школьника поначалу характеризуется эгоцентризмом, то есть специфической умственной направленностью, которую отличает отсутствие знаний, очень важных для точного определения отдельных проблемных ситуаций [1]. Однако роль учебной деятельности на этом не заканчивается: главным образом от ее результатов зависит развитие личности младшего школьника. Успехи в учебе, осознанность своего умения к выполнению различных заданий и способностей приводят к проявлению чувства компетентности - нового аспекта самосознания, который можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста вместе с теоретическим рефлексивным мышлением. Если чувства компетентности в познавательной деятельности не сформированы, то у ученика снижается уровень самооценки и появляется чувство неполноценности, могут развиться нарушения самооценки и снижение мотивации. Важно отметить, что учебная деятельность, которая является необходимым рычагом накопления младшим школьником знаний, умений и навыков, становления и развития у него универсальных действий, не дается человеку при рождении, из чего можно сделать вывод: еще одним нововведением младшего школьного возраста является положительная учебная мотивация.

Мотивация (от лат. тоуеге - двигать, толкать) - побуждение к действию, психофизиологический процесс, который управляет поведением человека, задает его направленность, организацию, активность и устойчивость [2]. Задачи начальной школы определяются тем, чтобы научить ребенка учиться, сформировать универсальные учебные действия, а точнее создать необходимые условия, чтобы ребенок сам захотел учиться. Можно сказать о необходимости формирования положительной мотивации к учебной деятельности. Иногда мотивы и содержание процесса обучения могут не соответствовать, вследствие чего мотив как новообразование младшего школьного возраста теряет свою силу. В данном контексте уместно говорить о формировании познавательной мотивации, связанной с содержанием учебной деятельности на ранних этапах развития личности.

Ученик выступает своего рода предметом изменений в учебной деятельности. Образование направлено на развитие способности ребенка к рефлексии, оцениванию прошедшего и того, что стало. Совершенно новым для ребенка является процесс собственного изменения. Главным в учебе является собственная оценка достигнутого, что является предметом учебной деятельности.

Д.Б. Эльконин представляет структуру учебной деятельности младших школьников, включающую «мотивацию учения, как систему побуждений, которая заставляет ребенка учиться и придает учебной деятельности смысл; учебную задачу, то есть систему заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия; учебные действия, с помощью которых усваивается учебная задача и которые ученик осуществляет на уроке (специфические для каждого предмета и общие); действия контроля, включающие действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи и действие оценки - это действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи» [3].

В ходе образовательного процесса на начальной ступени его становления осуществляется разностороннее формирование личности учащихся: развитие общекультурной, личностной и познавательной сфер. Исходя из уровня развития этих сторон, в младшем школьном возрасте начинают формироваться универсальные учебные действия (УУД), являющиеся неотъемлемой частью системы образования на современном этапе. Начальная школа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС), призвана формировать умение учиться, а также способности организовывать свою деятельность [4]. Организация деятельности включает в себя умение понимать, принимать и сохранять цели, следовать им, планировать свою дальнейшую деятельность, осуществлять ее постоянный контроль и давать адекватную оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками, в ходе образовательного процесса осуществлять педагогическое сотрудничество.

Как проблема в педагогической теории и практике, формирование универсальных учебных действий младших школьников ис-

следовано и систематизировано достаточно обширно. Разнообразие научных методов и подходов в изучении проблемы позволяет классифицировать и обобщить, определить и поставить соответствующие современными требованиями в области образования задачи исследования и сделать переоценивание сложившейся теоретической системы различных взглядов и подходов. Однако нельзя утверждать, что исчерпана научная проблематика. Уместно напомнить, что, наряду с наличием научных и практических наработок и признанием необходимости формирования УУД в системе начального образования, нами выявлена недостаточная степень их сформированности средствами учебного сотрудничества младших школьников как со взрослыми, так и сверстниками. Включение ребенка в учебный процесс связано с появлением нового типа взаимоотношений не только в семье, но и в школе.

Основное и главное лицо для ребенка в школе - это учитель, который и предъявляет все основные требования как к самому ребенку, так и к организации его образовательного процесса. Взаимоотношения с учителем резко отличаются от отношений с родителями и воспитателем детского сада, ребенок переходит на новую ступень своего развития, познает новый уровень общения. На первоначальных этапах обучения учитель для ребенка является абсолютно новым, незнакомым, чужим лицом, и ученик начальной школы начинает испытывать определенный страх и робость перед ним. Взаимоотношения со сверстниками тоже поначалу отличаются некоторыми трудностями: нет установленных социальных связей, не налажены социальные контакты, то есть у младшего школьника нет знакомых детей, друзей, с которыми он привык общаться. Из этого можно сделать вывод, что адаптация младшего школьника проходит достаточно непросто, и далеко не все дети легко переживают этот жизненный момент. В возрасте с семи и до одиннадцати лет ребенок начинает понимать себя, что он есть своего рода индивидуальность, которая, в свою очередь, подвергается социальным воздействиям. Он знает свои обязанности в обучении и процессе учения, понимает наличие возможности изменять себя, присваивать отдельные имеющиеся коллективные навыки, понятия, кон-

кретные знания и идеи, существующие в современном мире. Он также понимает, что отличается от других своей уникальностью, поэтому стремится к самоутверждению среди взрослых и в обществе себе подобных.

В формировании способности к объективному анализу собственного поведения в соответствии с требованиями деятельности ребенка огромную роль играет то, насколько грамотно учитель будет организовывать образовательную среду, какие методы, формы и способы работы с учащимися выберет. В ходе исследования мы сделали вывод о том, что предлагаемая нами модель учебного сотрудничества станет неотъемлемой частью образовательного процесса младших школьников, поможет благоприятно пережить период адаптации и станет важной ступенью в формировании универсальных учебных действий обучающихся в образовательном процессе. Это определяется тем, что, во-первых, формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию; во-вторых, формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в-третьих, УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной, в-четвертых, представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания начального образования, выбор форм, методов и средств должны учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Результативность развития УУД во многом определяется от характера их формирования. В первую очередь необходимо выделить системно-деятельностный подход в процессе обучения в начальной школе с использованием различных современных образовательных технологий. Особенно тех, которые позволяют организовать как индивидуальную, так и в форме учебного сотрудничества активную познавательную деятельность ученика. Например, учебное сотрудничество ориентирует обучающихся на успех и возможность изучать учебный материал в системе. Оно ориентирует школьников на

конечную цель учебной деятельности, определяет систему самоконтроля и самооценки. Использование в практической деятельности различных приемов учебного сотрудничества позволило нам открыть значительные возможности этой формы обучения. Как показали наши наблюдения, совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений, что положительно отражается на сплоченности школьников. В то же время совместная деятельность в определенной степени активизирует индивидуальное развитие младшего школьника: его познавательную активность и творческую самостоятельность, защищенность и уверенность в успехе, повышение потребности в постоянном общении, готовность действовать в рискованных ситуациях, проявление заинтересованности в достижении успеха и т. д. У младших школьников качественнее отрабатываются действия моделирования, закрепляются формы контроля и оценки.

Современная система образования ставит важнейшей задачей формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают направленность учащихся начального образования к активной учебе, саморазвитию и самосовершенствованию. За основу формирования УУД в нашем исследовании берется учебное сотрудничество, так как оно является одной из главенствующих форм организации учебного процесса.

Вопросы формирования отдельных аспектов универсальный учебных действий младших школьников рассматриваются в трудах Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. На важность формирования универсальных учебных действий младших школьников указывали Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лош-карева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др. Отдельные виды универсальных учебных действий и методики их формирования раскрываются в работах Д.В. Воровщикова, Г.К. Селевко, A.B. Усовой и др. Учебное сотрудничество как фактор формирования универсальных учебных действий рассматривает И.А. Зимняя, которая выделила характеристики учебного сотрудничества: активность, системность, осознанность и целеположенность. Основной характеристикой взаимодействия сторон в

учебном процессе является активность самих участников образовательной системы. От сложности учебного материала напрямую зависит разнообразие форм деятельности. Взаимодействие объектов представляет собой системность всех их связей и отношений, являясь одновременно и его характеристикой. Осознанность и целеположенность во взаимодействиях между людьми выступают не менее значимыми характеристиками. Они определяют виды взаимодействия, такие как сотрудничество и общение. Оба этих вида находят свое отражение в образовательном процессе, они взаимосвязаны, но в то же время относительны и условны в плане их автономности [2].

Закладывающаяся в период начального образования основа формирования универсальных учебных действий, полученный в это время опыт во многом определяет успешность обучения, развития и становления личности ребенка. Исходя из этого, перед современной начальной школой стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы учение стало одной из ведущих личностных потребностей, определялось внутренними мотивами учащихся. Изучением этой проблемы занимались такие ученые, как Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.

Мы разделяем существующую концепцию развития универсальных учебных действий (УУД), разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элько-нин). В ней раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Кроме этого, определенные подходы формирования УУД рассматривались такими учеными, как А.Г. Ас-молов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова и др. У названных авторов существует свой профессиональный взгляд на эту проблему, имеющий некоторые отличия от предлагаемой нами модели учебного сотрудничества как фактора формирования универсальных учебных действий. Считаем, что важным аспектом, определяющим формирование УУД у младших школьников, является методика формирование умения учиться. Этим вопросом занимались В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др. Мы согласны с их выводами о

том, что овладение обобщенными способами действий, в первую очередь общеучебными умениями, предполагает самостоятельное и эффективное выполнение учебной деятельности, обеспечивающей умение учиться [2]. Также мы разделяем позицию А.Г. Асмолова о том, что усвоение обучающимися различных дисциплин, запланированных учебным планом, напрямую влияет на формирование УУД. При этом по каждой изучаемой теме конкретного предмета выделяются свои особенности формирования универсальных учебных действий в контексте учета формы и содержания программы учебной деятельности. Мы разделяем точку зрения И.М. Осмоловской о том, что в ходе образовательного процесса ребенок осваивает предметные и познавательные действия.

На данный момент в психолого-педагогической литературе рассмотрены различные подходы формирования УУД в начальном образовании (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Л.Г. Пе-терсон и др.).

Исключительная важность формирования УУД начального образования может быть определена необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей и создания условий для успешного их достижения всеми школьниками.

Исходя из этого, можно отметить, что современная система образования должна быть направлена на подготовку высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, в основу формирования которой на начальных этапах развития заложены универсальные учебные действия, которые формируются в младшем школьном возрасте.

Рассмотрев понятие «универсальные учебные действия», мы отметили их влияние на успешность достижения образовательных результатов и обеспечение школьникам возможности самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять способность к саморазвитию и самосовершенствованию, создание необходимых условий для самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию.

Один из важнейших факторов, который, на наш взгляд, повышает эффективность ос-

воения обучающимися образовательных предметов, в ходе чего основные умения и навыки растут, а также формируются картина мира, смысловые и ценностные основания личного морального выбора, представляют собой умение учиться. Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию характеризует развитие универсальных учебных действий в ходе сознательного и активного приобретения нового социального опыта. Совокупностью деятельности обучающихся, которая обеспечивает его культурную принадлежность, социальную позицию, эм-патию, характеризуется способностью к самостоятельному освоению новых предметных дисциплин, навыков и умений, которые включает в себя образовательный процесс.

Учебное сотрудничество в ходе работы младших школьников способствует достижению этой цели.

Рассматривая и обобщая основные функциональные характеристики универсальных учебных действий, нами были отмечены наиболее значимые для нашего исследования:

- обеспечить возможность обучающимся самостоятельного осуществления деятельности обучения, постановки учебных задач, использования основных средств и способов, необходимых для их достижения, контроля и оценки процесса и результатов собственной деятельности;

- создать необходимые условия становления гармоничной личности, в основе которой лежит способность самореализовываться и непрерывно обучаться, обеспечивая при этом успешное освоение предметных дисциплин различных областей знания.

К концу обучения в начальном звене у всех обучающихся по всем предметам -учебным дисциплинам - должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, выступая основой умения учиться. К сфере формирования личностных универсальных учебных действий относятся сформированность внутренней позиции школьника, высокая мотивационная готовность к приобретению знаний, включая образовательно-познавательную мотивацию, ориентацию на моральные ценности и правила, их соблюдение, способность к преодолению эгоцентричной личности - децентра-ции. К сфере регулятивных универсальных

учебных действий относится овладение всеми видами учебных действий, включающих способности к принятию и сохранению учебной цели и задач образовательной деятельности, планирования и реализация этой цели, контроль и оценка своих действий, соответствующая корректировка в ходе их выполнения. К сфере познавательных универсальных учебных действий относятся обучение использованию знаковых и символических средств, овладение моделированием, а также различными видами логической деятельности, в том числе основные приемы решения задач. К сфере коммуникативных универсальных учебных действий относится приобретение обучающимися умения учитывать позицию собеседника, организацию и осуществление сотрудничества и кооперации с участниками образовательного процесса -учителями и учениками, адекватная передача информации и отображение предметного содержания и условий деятельности в собственной речи. Сформированность личностных универсальных учебных действий отвечает за ценность и смысл ориентирования учащихся, то есть соотнесение своих поступков с поступками других людей в соответствии с моральными нормами и принятыми в обществе правилами, а также примеривание различных полей и понятие своего социального статуса в ходе межличностного взаимодействия. В содержании учебной деятельности выделяются три вида действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, действие смыслообразования, то есть обучающиеся устанавливают связь между целями учебной деятельности и ее мотивами, а именно: между результатом обучения и побуждающими к деятельности средствами, ради которых она осуществляется, нравственно-этическая оценка осваиваемого содержания как действие исходит из социального и ценностного самоопределения личности, которая обеспечивает моральный выбор.

Регулятивными действиями обеспечивается организация учащихся своей собственной учебной деятельностью, сюда относятся:

- целеполагание как соотнесение известного с неизвестным и усвоенного с неусвоенным обучающимися в процессе постановки учебных задач;

- планирование, то есть, определив последовательность промежуточной цели с

окончательными, составить план и последовательность действий;

- прогнозирование - составление прогноза относительно результатов и уровней освоения программного материала, а также необходимого времени для его достижения;

- контроль в форме слияния способов действий и их результатов с определенным эталоном, целью которого является обнаружение изменений и отличия от этого эталона;

- коррекция - введение корректировок и дополнений в планирование и способы действий в том случае, если эталон будет отличаться от продукта реальной деятельности;

- оценивание - выявление и осознова-ние учащимися усвоенного ими материала и того, что еще надо будет усвоить, выделение ими качества уровней усвоения знаний;

- волевая регуляция собственной деятельности характеризуется способностью к активации силы и энергии, проявлению волевых усилий - выбор ситуации конфликта мотивов и преодоление возникающих препятствий [2].

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

К общеучебным универсальным действиям относят:

- формулировку и самостоятельное выделение познавательных целей и задач;

- поиск и акцентуацию нужной информации, информационный поиск как способ нахождения знаний, в том числе при помощи информационно-коммуникационных технологий;

- знаковое и символическое моделирование - изменение объектов из сенсорной формы в модель, представляющую собой существенную характеристику объекта (пространственные, графические, знаковые, символические характеристики) с целью выделения общих законов, которые определяют ту или иную предметную область;

- процесс структурирования учебного материала;

- формулировку речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выявление наиболее эффективного способа решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- рефлексию как способ или условие действий, контролирование и оценивание

процесса и результата собственной деятельности;

- смысловое чтение - это осмысление целей чтения и выбор одного из видов чтения исходя из целей, выделение необходимого информационного пространства среди огромного различного насыщенного материала, свободное ориентирование и принятие информации в художественном, научном, публицистическом и официально-деловом стиле, понимание и адекватное оценивание языковых средств массовой информации;

- постановку и формулировку проблемы, решение творческих проблем, самостоятельное создание алгоритмов своих действий [1].

К универсальным логическим действиям относятся:

- разбор объекта, целью которого является выделение различных его признаков, выступающих как существенное или несущественное;

- синтез как соединение единого целого из множества частей, в ходе чего самостоятельно достраиваются, восполняются недостающие компоненты;

- выбор обоснований и критериального аппарата для сравнений объектов и выделение их классификаций;

- подведение под понятия, выявление последствий;

- установление причинных связей и последствий;

- построение логических цепей и рассуждений;

- доказательства;

- выдвижение гипотезы и ее обоснование.

К постановке и решению проблемы относят:

- формулировку самой проблемы;

- самостоятельное создание способа решения проблемы в творческом и поисковом характере[4].

Перейдем к рассмотрению коммуникативных универсальных учебных действий, которые определяют социальные компетентности и учитывают позицию других людей, партнеров по коммуникации или деятельности, способность к активному слушанию и вступлению в диалог, участие в коллективных обсуждениях поставленной проблемы, интеграцию в число сверстников и построение

продуктивного взаимодействия и сотрудничества с одноклассниками и педагогами.

Разновидностью коммуникативных действий являются:

- планировка учебного сотрудничества учителя и сверстников - выделение целей, задач, функций каждого участника, различных способов кооперирования;

- постановка вопроса - активное сотрудничество в процессе поиска и сбора информации;

- решение возникающих конфликтов -выявление, обозначение проблем, нахождение альтернативного способа разрешения конфликта, обозначение решения и его реализация;

- регулирование поведения партнера -контролирование его действий, их корректировка и оценивание результатов;

- полное и точное выражение своих мыслей, соответствующих задаче и условиям общения, овладение монологом и диалогом как формой речи, учитывая грамматические и синтаксические нормы родного языка. Перечисленные универсальные учебные действия начинают свое формирование на ступени начального школьного образования, то есть в младшем школьном возрасте и играют основную роль в развитии и становлении благополучно-развивающейся личности ребенка [4].

Мы считаем, что различные подходы и теории формирования универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста, развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий определяют развитие психологических особенностей личности и ее способностей, осуществляющихся в рамках нормативного развития личностной и познавательной сфер ребенка, в соответствии с возрастом. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста, тем самым определяя зону ближайшего развития вышеперечисленных универсальных учебных действий: их уровень, соответствующий нормативной стадии развития, и свойства, формирование которых пройдет наиболее благоприятно, если в ходе образовательного процесса активно будет применяться метод учебного сотрудничества.

Список литературы

1. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. № 5.

2. Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях учебного сотрудничества // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 12 Междунар. науч.-практ. интернет-конференции / отв. ред. И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 620-623.

3. Эльконин Д.Б. Система развивающего обучения. М.: Изд. центр «Союз», 2009. С. 153-157.

4. Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Технология профессионального сотрудничества как фактор повышения качества образования // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы: материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.Н. Макарова, И.А. Шар-шов. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 252-255.

Поступила в редакцию 10.01.2018 г. Отрецензирована 07.02.2018 г. Принята в печать 02.04.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Прокудин Юрий Петрович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: prokudin68@mail.ru

Миленко Елена Анатольевна, аспирант, кафедра педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: elenamilenko507@gmail.com Для корреспонденции: Прокудин Ю.П., e-mail: prokudin68@mail.ru

Для цитирования

Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Формирование универсальных учебных действий младших школьников как педагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 173. С. 136-144. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-136-144.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-136-144

FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Yuriy Petrovich PROKUDIN, Elena Anatolevna 1WILENKO

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: prokudin68@mail.ru

Abstract. Formation of universal learning activities in the system of elementary education as a pedagogical problem is considered. The bases of "universal learning activities" notion are revealed. The research highlights significantly the studies of Russian scientists in the field of systemic and personal approach to formation of universal learning activities. The basic approaches to the formation of universal learning activities are analyzed, necessity of the formation of universal learning activities of younger schoolchildren is revealed and proved. Basic principles of personal, regulative and communicative universal learning activities are examined, and peculiarities of the development are examined as well. Possible ways of development and formation of universal learning activities by the means of learning collaboration are determined. Basic complementary provisions of the formation of universal learning activities are also analyzed. The stages of the formation of universal learning activities of younger schoolchildren are revealed, realization of the carried out process is proved from the point of view of practicability of the suggested system. Researches on new formations of elementary-school age pupils are considered. The special attention is paid to the universal learning activities. The peculiar features of the new formations of that age are emphasized and described. A characteristic of basic new formations of elementary-school age

has the significant role in the research. Basic approaches for examining issues of the formation of universal learning activities of younger schoolchildren are studied and proved, the following blocks of universal learning activities are identified: personal, regulative, communicative. It is proved that establishment and formation of universal learning activities are contributed by the educational activity of elementary school pupils. The personal development of a younger school-child is considered from its very first stages. The role of the formation of a younger schoolchild's skill "to learn" is proved. Different views on the process of the formation of universal learning activities of schoolchildren of younger school age are discussed. The carried out research is of interest for specialists in the field of pedagogy and psychology of elementary education system.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: universal learning activities; systemic and personal approach; personal block of universal learning activities; regulative block of universal learning activities; communicative block of universal learning activities; elementary education; learning collaboration; new formations of elementary-school age pupils; motivation; reflection; formation

References

1. Davydov V.V. O ponyatii razvivayushchego obucheniya [On the notion of developing schooling]. Pedagogika [Pedagogy], 1995, no. 5. (In Russian).

2. Prokudin Y.P., Milenko E.A. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy uchashchikhsya v usloviyakh uchebnogo sotrudnichestva [Formation of universal learning activities of pupils in the conditions of learning collaboration]. Mate-rialy 12 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii «Lichnostnoe i professional'noe razvitie budush-chego spetsialista» [Proceedings of 12 International Scientific and Practical Internet-Conference "Personal and Professional Development of Future Specialist"]. Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2016, pp. 620-623. (In Russian).

3. Elkonin D.B. Sistema razvivayushchego obucheniya [System of Developing Schooling]. Moscow, Publishing Center "Soyuz", 2009, pp. 153-157. (In Russian).

4. Prokudin Y.P., Milenko E.A. Tekhnologiya professional'nogo sotrudnichestva kak faktor povysheniya kachestva obra-zovaniya [Learning collaboration technology as a factor of raising education quality]. Materialy 4 Vserossiyskoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii «Professional'no-lichnostnoe razvitie prepodavatelya i studenta: traditsii, problemy, perspektivy» [Proceedings of 4 All-Russian Scientific and Practical Conference "Professional and Personal Development of a Teacher and a Student: Traditions, Problems, Prospects"]. Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2016, pp. 252-255. (In Russian).

Received 10 January 2018 Reviewed 7 February 2018 Accepted for press 2 April 2018 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Prokudin Yuriy Petrovich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: prokudin68@mail.ru

Milenko Elena Anatolevna, Post-Graduate Student, Pedagogy and Educational Technologies Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: elenamilenko507@gmail.com For correspondence: Prokudin Y.P., e-mail: prokudin68@mail.ru

For citation

Prokudin Y.P., Milenko E.A. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy mladshikh shkol'nikov kak pedagogi-cheskaya problema [Formation of universal learning activities of younger schoolchildren as a pedagogical problem]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 173, pp. 136-144. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-136-144. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.