УДК 159.9:37.015.3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Е. В. Брайцева, В. П. Михайлова
Взаимосвязь личности с профессией на разных этапах взросления
Важнейшим процессом, занимающим большую часть жизни человека, является профессиональное становление личности. Начиная с момента зарождения профессиональных интересов и до момента прекращения выполнения профессиональной деятельности, происходит процесс становления, изменения и осмысления профессионального развития.
Знание особенностей профессионального становления личности, развития профессиональных склонностей позволяет специалистам-профконсуль-тантам наиболее эффективно построить профориентационную работу и, следовательно, решить проблему профессионального самоопределения.
Дошкольное детство. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получили сюжетно-ролевые игры, часть из них имеют профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врачей, продавцов, водителей, поваров и др.
Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы: выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых.
Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение оказывают знания
о труде взрослых. Для их формирования оправдано наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда. Результатом профессиональноролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.
Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентация на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция.
Вторая важная особенность детей этого возраста - мотивация достижений, прежде всего в ведущей деятельности - учёбе. Осознание ребёнком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.
Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между
детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.
Учебная и трудовая деятельность способствуют развитию воображения у детей, как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления
о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в сфере определённой профессии. У ребёнка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.
Подростковый возраст. Отрочество - один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (лётчик-испытатель, космонавт, каскадёр и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образы «настоящих взрослых». Формирование такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению.
Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.
Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста - выбор профессии. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего изображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это пример-
но треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности. В 14 - 15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределённы. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворённость реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии - осознания собственного «Я» (Кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающее профессиональное образование в профтехучилищах, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремлённые в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.
На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и её содержания, а также социально-экономической ситуации, девушки и юноши прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.
Таким образом, для старших подростков актуальным является учебно-профессиональное самоопределение - осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
Личностные особенности старших школьников как фактор, влияющий на процесс профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения. О начале собственного профессионального самоопределения можно говорить тогда, когда подросток осознаёт свои жизненные ценности, ориентирован на применение своих ценностей в трудовой деятельности и имеет уже определённые навыки использования их в трудовых пробах. Таким образом, целью начального профессионального самоопределения школьника является не выбор профессии из поля существующих профессий, а осознания своих жизненных личностных ценностей и формирование навыков применения их в своих профессиональных поисках и пробах. В таком подходе акцент ставится на осознание жизненных личностных приоритетов и
практическом использовании их при выборе и конструировании профессиональной деятельности.
Так как профессиональное самоопределение в значительной мере характеризуется профессиональными интересами и склонностями, следует выяснить, как возникает и формируется профессиональный интерес.
При воспитании у старших школьников профессионального интереса следует ориентироваться на существенные стороны профессии: содержание, условия труда и т. д.
Под интересом исследователи понимают эмоционально-познавательное отношение к предмету или непосредственно мотивированной деятельности; отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.
Склонность - это нечто большее, чем познавательное побуждение. Здесь обнаруживается и активное, сознательное, преобразующее отношение к объекту. Склонности проявляются в любимых занятиях, когда старшеклассники тратят на них большую часть времени. Склонность - это «хочу делать». Когда есть склонность, то предполагается и интерес.
Таким образом, формирование интереса и склонности к будущей профессии у старших школьников - это только часть профессионального воздействия. Старшим школьникам необходимо обеспечить не только теоретическую подготовку, но и практическую, провести несколько профессиональных проб ещё в школе, которые должны соответствовать психологическим.
Г. Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия - экстраверсия и нейротизм -стабильность. Соответственно людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне другого типа.
Интроверсия - характеризуется сдержанностью, самоконтролем и склонностью к самоанализу.
Нейротизм - характеризуется тенденцией к тревоге, частой смене настроения, к депрессии.
Стабильность - характеризуется тенденцией к спокойствию, контролируемости и неэмоциональ-ности.
Экстраверсия - характеризуется склонностью индивидуума быть общительным, импульсивным и возбудимым.
Осознанный выбор профессии определяется тем, что личность вкладывает в основу мотивации выбора профессии.
В. И. Ковалёв определяет мотивы как «осознанные, являющиеся свойством личности побуждения поведения к деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей».
В психологическом словаре мотиву даётся следующее определение: мотив (лат.) - приводить в движение, толкать.
1) Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызываю-
|| Вестник КемГУ
щих активность субъекта и определяющих её направленность;
2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;
3) осознанная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Под мотивацией В. И. Ковалёв понимает «совокупность мотивов поведения и деятельности».
В 70-80-е годы наши учёные Л. В. Ботякова,
Н. Н. Чистяков, Е. Н. Вольский, С. Н. Чистякова и другие уделили большое внимание изучению результатов диагностики мотивации и формированию профессионального самоопределения. А учёными Кемеровского государственного университета (Н. Э. Касаткиной, Ю. А. Захаровым, Б. П. Невзоровым и др.) были обобщены итоги этих исследований:
-наличие адекватного мотива выбора профессии является показателем достаточной продуманности и осознанности самоопределения;
- отсутствие адекватного мотива свидетельствует о случайном характере выбора профессии. Недостаточная подготовка к выбору профессии приводит к тому, что даже те, кто имеет профессиональное намерение, не всегда в состоянии мотивировать свой выбор;
- большинство школьников руководствуются мотивами интереса, любви к профессии, многих привлекает творческий характер профессии. В последнее время материальные мотивы у старшеклассников весьма значительны, чего не было раньше;
- характер содержания мотивов выбора различных профессий при некоторой общности различен и зависит от характера самой профессии. Например: мотивами выбора профессии врача, учителя является интерес к людям; инженера, шофёра - интерес к технике;
- старшие школьники по-разному мотивируют свой выбор. Одним просто нравится учебный предмет, не задумываясь о применении знаний; у других мотивация связана с раздумьями о своей популярности; у третьих в основе мотивировки - чёткое представление и знание, где именно труд принесёт большую пользу. Многие одновременно имеют несколько мотивов, один из которых является ведущим;
- мотивация выбора профессии выражает всю структуру внутренних побуждений личности старшего школьника.
Исследования, проведённые московскими и кемеровскими учёными, свидетельствуют о перераспределении потребностно-мотивационной сферы современной молодёжи. Так, исследование мотивов выбора профессии показало, что 2/3 старших школьников на первые места поставили следующие мотивы: наличие способностей к данной деятельности; желание реализовать себя как личность; стремление быть материально независимым; желание стать уважаемым в обществе; стремление получить высшее образование.
Способность выбирать профессию может считаться сформированной в том случае, если выбор глубоко мотивирован, если личность осознаёт общественную значимость труда по избираемой профессии, правильно оценивает свои психологические возможности, содержание той конкретной трудовой деятельности, которую ему предстоит осуществлять в будущем.
Изучение личности старшего школьника следует направлять на выявление психологических данных о нём, что будет способствовать созданию наиболее благоприятных условий для развития личности и тем самым для её максимального вклада в общественную деятельность, для развития самопознания и самосознания.
Профессиональное самоопределение старших школьников
Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников школ сразу устраиваются на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. Поиск своего места в мире профессий в ранней юности приобретает особый смысл. Проблема «Кем быть?» по своему значению уступает лишь вопросу «С кем быть?» - поиску любимого, любимой.
Подросток стоит перед выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит ли она ему или нет. Если я никогда не пробовал рисовать, откуда я узнаю, имеется ли у меня талант художника? А все формы деятельности испробовать невозможно.
Пять функций профориентации, которые определяются её целями:
1. Диагностическая функция - это выявление и формирование учебных, познавательных и профессиональных интересов молодёжи, её склонностей, способностей, помощь в подготовке к профессиональному самоопределению, к такой профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям личности, определение путей и условий для эффективного обучения и развития личности.
2. Развивающая функция направлена на развитие у учащихся основных психологических процессов (восприятия, воображения, мышления и др.), интеллектуальной, эмоциональной, волевой и мотивационной сферы личности, на обеспечение нормального физического развития человека, его способности переносить трудности, творчески подходить к решению любых вопросов.
3. Обучающая функция предполагает оптимизацию процесса усвоения системы знаний, ценностей, позволяющих молодёжи осуществлять свою социально-профессиональную деятельность и самосовершенствоваться.
4. Воспитывающая функция способствует формированию у молодёжи заинтересованного отношения к выбору профессии и дальнейшему образованию с учётом выбранной специальности и с учётом возможной смены деятельности в будущем,
а также экономического мышления, навыков современной культуры и др.
5. Прогностическая функция предполагает, что без предварительного прогнозирования всех профориентационных воздействий нельзя осуществлять долгосрочные программы подготовки молодёжи к профессиональному самоопределению. С помощью прогнозирования обосновываются цели, задачи, разрабатываются направления деятельности и осуществляется анализ. С помощью прогнозирования можно внести коррективы в профориентационный процесс.
Но, исходя из того, что формирование профессионального самоопределения - сложный процесс, протекающий поэтапно, необходимо рассматривать социальные, экономические, организационные и психофизиологические аспекты, которые должны изучаться взаимосвязано на всех этапах знакомства старших школьников с конкретной профессиональной деятельностью.
Некоторые авторы считают, что «профессиональное самоопределение - один из компонентов профессионального развития человека. Оно включает: профессиональную направленность (потребности, интересы, склонности, способности, мотивы, идеалы, опыт конкретной профессиональной деятельности - знания, умения); самосознание (соотнесение личностью возникающих целей со своими идеалами, представлений о выборе профессии - со своими возможностями)».
В академическом словаре современного русского языка «самоопределение» трактуется как действие от глагола «самоопределяться», что значит: осознать себя, свои жизненные интересы, определить своё собственное существование, своё место в жизни, начать существовать самостоятельно.
Кроме того, «даже мотивированный выбор личностью будущей профессии не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения. О завершении этого процесса трудно говорить до того, как человек сам, в ходе профессиональной деятельности или условиях, максимально приближённо имитирующих реальные профессиональные ситуации, не проверит свои возможности и не сформирует устойчивого положительного отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития».
Профессиональное самоопределение рассматривается не только на этапе выбора профессии, но и на следующем этапе овладения ею и на этапе становления личности как профессионала.
В теоретической литературе процесс профессионального самоопределения рассматривается как организация деятельности по профориентации, которая поможет каждому молодому человеку осуществить профессиональное самоопределение в целесообразности выбора профессии. Профессионально саморегулирующаяся личность - это субъект, осознавший, какую профессию он хочет выбрать (есть цель, мотив), кто он есть (оценка своих
личностных и психофизиологических свойств), что он может (возможности, склонности, способности), что от него ждёт общество.
Соотнесение личностно указанных элементов между собой и эмоциональное переживание этого процесса является механизмом развития профессионального самоопределения, подверженного влиянию разнообразных факторов.
Профессиональное самоопределение старших школьников регулируется приспособлением личности к существующим условиям этой деятельности с учётом возрастных особенностей.
На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение школьников выражено в различной степени. У старших школьников ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Они направляют свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с их профессиональной деятельностью. Поэтому нужно способствовать расширению и углублению знаний, умений, связанных с будущей профессией. Деятельность, направленная на формирование трудовых отношений у старших школьников, стабилизируется, приобретает личностный смысл, обеспечивает развитие его социальной активности.
Характерной чертой старших школьников является формирование жизненных планов, которые развиваются в результате обобщения и конкретизации целей, мотивов, становления устойчивого ряда ценностных ориентаций.
Таким образом, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, через систему профориентации возможно последовательно и целенаправленно регулировать процесс профессионального самоопределения.
Помимо возрастных этапов, можно выделить следующие этапы профессионального самоопределения: самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы.
На этапе самоанализа индивид изучает свои способности и умения, анализирует свой характер, свои индивидуальные особенности, свои умения, навыки, интеллектуальные способности и физическую силу.
На следующем этапе анализа профессий старший школьник узнаёт о профессиях. Для этого необходимо организовать в школе подачу информации, которая должна быть объективной и систематически обновляться. На этом этапе анализируются условия труда, содержание работы, материальное оснащение, санитарно-гигиенические условия труда и т. д.
Затем старший школьник решает, соответствуют ли его способности, знания, умения особенностям профессии и соответствует ли профессия его желаниям и представлениям.
Третий этап - этап профессиональных проб. В процессе профессиональных проб молодой человек получает опыт той работы, которую он выбирает, и пытается определить соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям.
Для эффективного управления профессиональным самоопределением учащихся избрали показате-
|| Вестник КемГУ
ли, характеризующие его как процесс, который предполагает развитие личности-субъекта своей будущей профессиональной деятельности:
1. Информированность старших школьников. Представление о современном рынке труда, рынке профессий, о видах профессионального образования, потребностях данного региона в кадрах; о содержании и условиях труда по избранной профессии; знание учебных заведений, где можно получить избранную специальность.
2. Сформированность общественно-значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями региона в данных кадрах).
3. Выраженность профессиональных интересов. Устойчивые профессиональные интересы (проявляются в течение ряда лет) к определённой области деятельности и конкретной профессии.
4. Наличие специальных способностей к определённому виду профессиональной деятельности.
5. Практический опыт в избранной трудовой деятельности (занятия в кружке, факультативе и т. д.).
6. Сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессии, условий труда, путей получения образования по специальности, а также своих интересов, склонностей, способностей).
7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность в будущей деятельности).
8. Состояние здоровья позволяет избрать данный вид деятельности (профессию) по заключению врача.
Профессиональная деятельность, отвечающая требованиям общества, потребностям и возможностям человека, рождает чувство удовлетворённости, пробуждает внутренние силы личности, увлекает и становится призванием. Удовлетворённость трудом
- решающий фактор высокой эффективности и качества выполняемой деятельности. Призвание возникает и развивается в процессе становления человеческой личности как сознательного субъекта познания и активного преобразователя действительности. В условиях рыночной экономики государство предъявляет высокие требования к эффективности профессиональной деятельности личности. В связи с этим большое общественное значение приобретает профессиональная ориентация молодёжи, которая обеспечивает ей сознательный и рациональный выбор профессии в соответствии с личными возможностями и интересами общества.
Для изучения мотивации в нашем исследовании применялся анкетный метод.
На первичной профессиональной консультации ребятам была предложена анкета «Дорогой старшеклассник», которая имеет форму биографии. Ответы на вопросы анкеты дают возможность старшим школьникам рассказать о себе, а нам получить некоторые сведения об индивидуальных особенно-
стях, мотивах, которые необходимо знать для оказания помощи в выборе профессии.
Анкета включает в себя следующие разделы: биографические данные; отношение к предметам; профессиональные планы; отношение родителей к выбору данной профессии; оценки по школьным предметам за полугодие. Всего анкета «Дорогой старшеклассник» содержит 11 вопросов.
Для выявления мотивов выбора профессии мы опирались на вопрос: «Почему Вы выбрали эту профессию?» Далее предложено 20 вариантов ответов на этот вопрос, где ребята отметили один или несколько ответов.
Анализ ответов дал нам первичную информацию об интересах, склонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выбора профессии, а также о главных направлениях профориентационной работы.
В первичном исследовании склонностей и до-профессиональных интересов старших школьников мы использовали модифицированный вариант опросника профессиональной готовности (ОПГ), автор
- Л. Н. Кабардова. Он даёт возможность анализировать соотношения мотивационного и практического компонентов профессиональной готовности.
В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Такое деление профессии на 5 типов было предложено Е. А. Климовым.
Первый тип составляют профессии типа человек
- знаковая система. Объектами труда являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, бухгалтера, экономисты и т. д.
Основой второго типа являются отношения типа человек - техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиотехник, токарь, слесарь, шофёр, инженер и т. д.
Третий тип составляют профессии типа человек
- природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод и другие.
Человек - художественный образ - основа четвёртого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся такие специальности, как ювелир, фотограф, дизайнер, артист, хореограф и другие.
Пятый тип образуют профессии типа человек -человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности - в сфере обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т. д.
Названные типы не могут быть строго ограничены, принимаются лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов.
Опросник профессиональной готовности (ОПГ) предназначен для выявления отношения к различным видам профессиональной деятельности (типам
профессий). Перед испытуемым ставится задача ответить на 50 вопросов и в каждом ответе поставить три оценки в баллах под соответствующими буквами:
У - умение О - отношение Ж - желание
2 - делаю хорошо 2 - нравится 2 - хочу заниматься
1 - делаю средне 1 - безразлично 1 - безразлично
0 - не могу 0 - не нравится 0 - не хочу
Когда даны ответы на все вопросы, подсчитывается сумма баллов под каждой соответствующей буквой. При анализе учитываются максимальные и минимальные суммы баллов: первые говорят о предпочтениях, а вторые - об отвержении данного вида деятельности, учитывая, что опросник профессиональной готовности (ОПГ) очень обобщён и даёт только ориентировочные данные о профессиональной направленности учащихся.
Дополнительно нами использовалась другая методика - опросник «Карта интересов». Она представляет собой модифицированный вариант методики, разработанной сотрудниками ВНИИ профтехобразования под руководством А. Е. Голомштока.
Затем сравнивали полученный уровень выраженности интересов к какой-либо сфере с ответами на вопрос: «Какую профессию ты выбрал?» из анкеты «Дорогой старшеклассник».
Организуя профдиагностику старших школьников, мы вынуждены были более глубоко исследовать личность каждого, чтобы выявить взаимосвязь личных особенностей и профессионального самоопределения. Мы остановились на наиболее распространённом и доступном нам опроснике Г. Айзенка, основанном на материалах самооценки испытуемых. Результаты исследования темперамента приведены в табл. 1.
Таблица 1
Выбор профессии и особенности личности
№ п/п Коммуни- кативность Организаторские склонности Эмпатия и рефлексия Темперамент Профессия
Гуманитарии
1 4 3 9 Х Туризм
2 3 3 9 С Дизайнер
3 3 3 9 Х Дизайнер
4 4 3 8 С Психолог
5 4 4 9 Х Журналист
6 3 1 7 Ф Секретарь
7 4 3 6 С Видеооператор
8 4 3 6 С Менеджер
9 4 4 7 Х Преподаватель музыки
10 5 3 8 С Юрист
11 2 1 5 М Художник
12 5 4 8 С Адвокат
13 4 4 7 Х Юрист
Ср. показ. 3,77 3 7,54 46 % сангвиников
Техники
1 2 2 6 Ф Программист
2 2 1 9 Ф Стоматолог
3 3 2 5 Х Механик
4 2 1 5 С Военный лётчик
5 4 2 6 Х Программист
6 2 2 6 Ф Финансист
7 4 1 5 М Программист
8 4 2 6 Х Инженер
9 2 1 5 С Хирург
10 2 4 4 Х Военный
11 3 1 4 С Стоматолог
12 2 1 5 Ф Программист
13 3 2 3 С Экономист
14 2 1 3 Ф Машинист
15 4 3 5 Х Повар
16 3 2 3 Х Водитель
17 3 3 2 Х Военный лётчик
Ср. показ. 2,89 1,76 4,82 23,5 % сангвиников
|| Вестник КемГУ
Как видим из табл. 1, представители различных типов темперамента выбрали преимущественно те профессии, которые наиболее соответствуют их природным наклонностям.
Одиннадцать холериков (36,6 %) выбрали себе деятельность, где приходится ориентироваться в меняющейся обстановке, требуется решительность, способность быстро порождать и реализовывать новые идеи.
Одиннадцать сангвиников (36,6 %) выбрали себе такую деятельность, где живое дело, в котором умственная деятельность сочетается с умеренным физическим трудом. Это профессии, связанные с общением и взаимодействием с другими людьми.
Шесть флегматиков (20 %) выбрали профессии в стабильных условиях, не требующие частой смены способов действия, там, где пунктуально соблюдается существующий порядок, где нужна старательность, неторопливость, уравновешенность.
У двух меланхоликов (6,6 %) также нет существенных противопоказаний между выбором профессии и типом темперамента, т. к. они легко улавливают и понимают тонкости в поведении людей, окружающем их мире, а также в искусстве, музыке, литературе. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали.
Профессии гуманитарного направления выбрали 13 человек. Проанализировав их темперамент, мы увидели, что: 6 человек (46 %) являются сангвиниками, 5 человек (38 %) - холериками,
1 человек (7,7 %) - флегматиком, 1 человек (7,7 %) - меланхоликом.
Необходимо было исследовать коммуникативные склонности старшеклассников, их эмпатию и рефлексию.
Коммуникативные склонности - это умение чётко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.
Эмпатия - умение распознавать и правильно понимать чувства других людей. Развитые эмпати-ческие способности свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фру-стрированности и ригидности. Люди, обладающие эмпатией, более чувствительны к слабым социальным сигналам, выражающим потребности и желания окружающих. Помимо этого, на основе эмпатии человек скорее познаёт себя и становится способным сочувствовать себе подобным, понимая и предугадывая их состояние.
Рефлексия - самоосознание, рациональное осмысление эмоций, выявление собственных мотивов. Самоосознание - распознавание испытываемых чувств. Акцент делается на осознании наших эмоций умом и рациональном их осмыслении. Способность наблюдать за своими чувствами в их
развитии и изменении - это определяющий момент психологического озарения и самопонимания.
Для исследования коммуникативных способностей мы использовали «Методику выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1)». Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». 20 вопросов выявляют коммуникативные способности и 20 вопросов выявляют организаторские способности.
Результаты оцениваются по пятибалльной шкале: чем выше балл, тем выше коммуникативность, организаторская способность.
Для исследования эмпатии и рефлексии школьников мы использовали методику «Эмоциональная компетентность» д-ра психол. наук, проф. И. М. Юсупова, канд. психол. наук Г. В. Юсуповой. Опросник состоит из 36 вопросов, имеет 9 шкал.
У школьников, выбравших гуманитарные профессии, коммуникативные и организаторские склонности, а также эмпатия и рефлексия, выражены ярче, чем у старшеклассников, выбравших технические профессии.
Из 13 человек, выбравших гуманитарные специальности, 6 человек (46 %) имеют показатель коммуникативных и организаторских склонностей высокий и выше среднего, 6 человек (46 %) -средний, и 1 человек (8 %) - ниже среднего.
Эмпатия и рефлексия: 4 человека (31 %) - высокий уровень, 6 человек (46 %) - уровень выше среднего, 3 человека (23 %) - средний уровень.
Из 17 человек, выбравших технические профессии, 5 человек (29 %) имеют показатель коммуникативных и организаторских склонностей выше среднего, 5 человек (29 %) - средний, 7 человек
(42 %) - ниже среднего.
Эмпатия и рефлексия: 1 человек (6 %) - высокий уровень, 10 человек (59 %) - средний уровень, 5 человек (29 %) - уровень ниже среднего, 1 человек (6 %) - низкий уровень.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что у людей, выбирающих гуманитарные профессии, доминирующими качествами являются коммуникативная компетентность, эмпатия и рефлексия.
Классификация мотивов выбора профессии
При выборе профессии старшеклассники руководствуются следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и другими. Знание того, почему человек выбрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьёзно, увлечённо будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.
Для того, чтобы лучше ориентироваться в большом разнообразии мотивов, мы в своём исследовании выделили две большие группы мотивов по признаку отношения к выбранной профессии.
|| Вестник КемГУ
I группа. Непосредственно профессиональные мотивы. К ним мы отнесли 8 вариантов ответа (индикаторов) на вопрос: «Почему ты выбрал именно эту профессию?»
1. Мне больше нравится физический труд, чем умственный.
2. Мне нравится беспокойная, живая работа.
3. Меня привлекает работа, в которой больше умственного труда, чем физического.
4. Спокойная, чистая работа мне по душе.
5. Мне нравится работать с людьми.
6. Мне нравится работать с техникой.
7. Мне нравится работать с бумагой.
8. Хочу помогать людям, делать их жизнь полноценнее.
II группа. Опосредованная мотивация. К этой группе мы отнесли несколько вариантов ответа (индикаторов) на тот же вопрос. Эту группу мы разделили на 6 подгрупп, классифицируя мотивы, указывающие на:
1. Саморазвитие. Варианты ответов:
а) хочу получить высшее образование;
б) именно в этой профессии я смогу наиболее полно выразить себя, как личность;
в) в этой профессии можно проявить и развить свои творческие возможности.
2. Наличие способностей. Варианты ответов:
а) в этой профессии я смогу развить свои способности;
б) у меня есть способности к этой деятельности;
в) я с лёгкостью могу овладеть этой специальностью.
3. Удобно. Варианты ответов:
а) людям этой профессии легко и удобно живётся;
б) для того, чтобы работать по этой профессии не нужно много учиться;
в) эта профессия даст мне возможность как можно быстрее начать работать, самому зарабатывать деньги, быть самостоятельным.
4. Престижно. Варианты ответов:
а) эта профессия позволяет занять высокое положение в обществе;
б) это модная и престижная профессия.
5. Потребности общества. Варианты ответов:
а) эта сфера деятельности очень важна в настоящее время для развития нашего общества.
6. Самоуважение.
а) хочу доказать себе и другим, что смогу овладеть этой профессией.
Наибольшее число школьников указали ответы ко (11+другие) группе - опосредованные мотивы. Намного меньше указали ответы, относящиеся к (1+другие) группе. «Чистых» ответов, относящихся только ко II и к I группам всего 5,7 % и
2.8 %. Это говорит о высокой полимотивированности, т. е. присутствии нескольких мотивов выбора профессии у старших школьников.
К сожалению, к I группе непосредственных профессиональных мотивов относятся только
2.8 % старших школьников. Это говорит о не-
сформированности профессиональных мотивов. Так как средством профессиональных мотивов является непосредственная трудовая деятельность, то вновь на практике встаёт вопрос о необходимости проведения в старших классах разнообразных профессиональных проб, во всех пяти типах профессий на разных уровнях сложности.
Это необходимо для того, чтобы старшеклассник выбрал свою, привлекательную для себя сферу деятельности, а также запасной вариант. Профессиональные пробы позволяют школьникам подробнее узнать о непосредственных профессиональных сторонах той или иной деятельности и о её особенностях. Только попробовав себя в разных видах деятельности и оценив себя сам, старший школьник с большой вероятностью будет руководствоваться непосредственными профессиональными мотивами при выборе профессии.
I группу учащихся отличает относительная устойчивость, стабильность во времени их профессиональных планов, намерений и реального выбора. Для них характерна достаточно хорошая, широкая и глубокая информационная осведомлённость о выбранной профессии и об учебном заведении, в котором эту профессию можно получить. Большое значение они придают содержанию профессиональной деятельности. Престижность профессии ими не особенно подчёркивается (11 %): она либо сама собой подразумевается, либо перекрывается, компенсируется личностной значимостью. Эти учащиеся самостоятельно, активно ведут поиск источников информации об избранной ими профессии. У них сформированы профессионально важные личностные качества, необходимые для успешной работы по избранной профессии. Что же касается взаимоотношений со сверстниками, то они, как правило, не только не поддаются их влиянию в построении и реализации собственных планов и намерений, но, напротив, упорно и настойчиво пытаются увести за собой в выборе профессии своих сверстников.
Ко второй группе мы отнесли учащихся, которые сомневаются в выборе профессии. Они, как правило, выбирают 2 или 3 профессии, или равнозначных, или нередко конкурирующих между собой.
Мотивы побуждают учащихся к выбору нескольких профессий. В выборе профессии в нашем исследовании сомневаются 13 человек. В этой группе также преобладают опосредованные мотивы (76,2 %), а профессиональные мотивы составляют (20,8 %). Из опосредованных мотивов самый большой процент составляют мотивы саморазвития
(24,4 %). На втором месте - мотивы престижа (18,5 %), хотя в группе уверенных в выборе этот мотив стоит на четвёртом месте, а на последнем месте у сомневающихся стоит мотив самоуважения (2,9 %).
Из опосредованных мотивов, как в первой группе, так и во второй, выбрали мотив саморазвития (22,4 %; 24,4 %).
|| Вестник КемГУ
Поскольку необходимо сделать какой-то один выбор, то учащиеся, делая этот выбор, чаще всего испытывают сомнения, неуверенность, постоянно колеблются с окончательной оценкой вероятности своего выбора. По параметрам широты мотивов эти учащиеся оказываются очень близкими к первой группе учащихся, а по своей информационной осведомлённости о мире профессий они даже превосходят их, так как некоторые из них располагают информацией сразу о нескольких интересующих их профессий. Характерным для этих учащихся является наличие у них выраженных интересов и склонностей к профессиям нескольких типов.
Охарактеризованных учащихся отличает увлечённость сразу несколькими профессиями, каждая из которых на стадии формирования и реализации профессиональных намерений может выступать как своего рода увлечение или хобби, которому человек будет посвящать всё своё свободное время.
Характерная особенность этих учащихся состоит в том, что их поведение в ситуации профессионального выбора строится и управляется по принципу «делаю, как кто-то» или «поступаю, как все». Эти учащиеся могут проявлять интерес к профессии или к каким-то определённым её сторонам и аспектам, но чаще всего лишь постольку, поскольку эта профессия интересует других, например сверстников, под влиянием которых учащиеся строят свои профессиональные планы и намериваются сделать выбор профессии. При этом их намерения и интересы, будучи крайне неустойчивыми и зависимыми от референтного круга людей, как правило, лишь ближайшего окружения, могут часто и очень резко меняться в зависимости от того, влияние какой из референтной групп или каких лиц в данный момент является для них более сильным и определяющим. У этих учащихся зачастую не совпадает выбранный ими тип профессии с интересами; они несколько не уверены в себе. Данные показатели интересов, типов профессий и выбираемых профессий приведены в табл. 2.
Таблица 2
Соотношение интересов, типов профессий с выбираемыми профессиями
Выбираемые профессии Интересы Тип профессии
Военный Химия+6 Физ.мат.+6 Ч-т
Химик, программист Биология+4 Сфера обсл.+4 Ч-з, ч-х.о.
Программист Сфера обсл.+4 Ч-ч
Проанализировав показатели, приведённые в таблице, мы видим, что у учащихся имеется некоторая рассогласованность интересов с выбираемым типом профессий. Это говорит о том, что у учащихся недостаточно развита устойчивость внутренней позиции в отношении к процессу соб-
ственного профессионального самоопределения. Вопрос о внутренней позиции личности, внутреннем стержне человека - это прежде всего вопрос о направленности личности и, в частности, о её трудовой направленности.
Исходя из исследований, можно сделать вывод, что на успешность профессионального самоопределения влияют: активность учащегося в поисках информации, знание своих личностных качеств, умение сопоставить их с требованиями выбранной профессии.
Несоответствие профессиональных интересов личности потребностям общества и возможностям самой личности влечёт за собой неудовлетворённость избранной работой, а иногда и ряд более серьёзных проблем. Человек затрачивает непродуктивные усилия для усвоения профессиональных знаний, навыков, умений и даже меняет профессию или выполняет её лишь в рамках её внешней формальной обязательности. Разумеется, общественная значимость такой работы очень низкая. Свободный, сознательный и рациональный выбор профессии создаёт благоприятные внутренние условия для развития самой личности, реализуя в профессиональной деятельности общественные интересы, она тем самым утверждает и свою социальную сущность.
Для того, чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда и быть удовлетворённым от избранного профессионального пути и социальной роли, выпускнику школы необходимо проявить повышенную активность и стремление к самоанализу, самораскрытию своих индивидуальных особенностей, к самореализации, быть подготовленным к принятию на себя ответственности за результаты и последствия своей профессиональной деятельности.
Преуспеть в условиях рыночной экономики сможет лишь тот, кто научился определять цель трудовой деятельности, прогнозировать варианты её достижения, выбирать наиболее рациональный путь продвижения к цели, анализировать результаты своих достижений.
Литература
1. Захаров, Ю. А. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования / Ю. А. Захаров, Н. Э. Касаткина, Б. П. Невзоров, Т. М. Чурекова / отв. ред. Н. Э. Касаткина. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - 160 с.
2. Касаткина, Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.01 / Н. Э. Касаткина. - М., 1995. - 38 с.
3. Климов, Е. А. Как выбирать профессию: кн. для учащихся старших классов средней школы / Е. А. Климов. - 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 158 с.