УДК 159.9.07 ББК 88.3
Мкртчян Цовинар Ленвеловна
ассистент кафедра истории и теории психологии Ереванский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна
Республика Армения
Mkrtchyan Tsovinar Lenvelovna
Assistant
Chair of History and Theory of Psychology Yerevan State Pedagogical University named after Kh. Abovyan
Republic Armenia akhudaverdyan@mail.ru Психологические аспекты обиды и прощения как феномена межличностного общения Psychological Aspects of Offense and Forgiveness As a Phenomenon of Interpersonal Relation
Феномен обиды и прощения проявляются в межличностных отношениях, в которые вовлечены двое - обидчик и жертва. Методика строится на сочетании лекционных, семинарских и практических занятий. У студентов переосмысление обидчивости отражается в сложных когнитивных процессах, в которых тесно переплетены внешние и внутренние факторы, влияющие на познание действительности и опредмечивание сформированных понятий.
The phenomenon of offense and forgiveness are shown in the interpersonal relations in which two - the offender and the victim are involved. The method under construction is based on a combination of lectures, seminars and practical training. Students’ reconsideration of sensitivity is reflected in difficult cognitive processes in which the external and internal factors influencing the knowledge of reality and objectification of created concepts are closely bound.
Ключевые слова: обида, обидчик, прощение, жертва, самоконтроль, са-моосмысление.
Key words: offense, offender, forgiveness, victim, self-checking; selfunderstanding.
Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе.
Пьер Буаст
Среди многообразных негативных переживаний особое место занимает обида. Обида отражается в общении, в качествах характера человека, проявляется в депрессивных состояниях, ^доверии друг к другу и в тревожности [№
1, стр. 239]. Обида включает в себя переживание к обидчику и жалости к себе.
Обидчивость, как качество личности - склонность во всём видеть обиду,
запускать, раскручивать и переживать чувство обиды, а также не прощать обидчика. Обидчивость следует отнести к эмоциональным, динамическим чертам личности, формируемым средой. К рассмотрению такого многогранного феномена обращались мыслители разных времен: Публий Сир, Луций Анней Сенека, Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ), Пифагор Самосский, Демокрит Абдерский, Алишер Навои (Низамаддин Мир Алишер), Плутарх, Феогнид (Теогнид), Солон, Уильям Шекспир, Никколо Макиавелли, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше.
Прощение - многогранный процесс, требующий сил и энергии и дарующий исцеление от обид. Дж. Норт [№ 2, стр. 502], Р. Энрайт [№ 3, стр. 126, № 4, стр. 240 ] и Э. Гассин [№ 5, стр. 93] указывают, что проявление прощения в межличностных отношениях в общем виде могут быть определены как решение: 1) отказаться от негативных мыслей, эмоций и поведенческих проявлений в отношении индивида, незаслуженно обидевшего вас, 2) поощрять положительные мысли, поведенческие проявления и эмоции в отношении того же обидчика. В исследованиях психологов мы находим понимание прощения как личностного смысла (В. Франкл), нравственного акта (А.А. Родионова), исцеления (Э. Фромм), принятия другого (Ю. Орлов), как активного преодоления негативной ориентации по отношению к обидчику, а также развития по отношению к последнему позитивной ориентации (Р. Энрайт, Э. Гассин). Феномен прощение является также предметом изучения философии (J. North, N. Richards, L. Smedes, T. Bedell, K. Trevino и др.) и медицины (D. Kaminer, D. Stein, I. Mbanga, K. Lawler, J. Yonger, R. Piferi, E. Billington и др.).
Проблема данного исследования сводится к необходимости изучения психологических аспектов межличностного прощения, на основе которых стало бы возможным создание условий для конструктивного взаимодействия лиц, оказавшихся в ситуации обиды, конфликта, кризиса межличностных отношений. Представляем авторскую методику и рекомендации по поиску и выражению
обид и прощения. Выявлены связанные с обидой и обидчивостью факторы и условия их преодоления.
Методика
В работе представлен пример метода активного обучения в учебном процессе, который согласуется с принципами современного образования: принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип управляемого перехода от совместной учебнопознавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащихся. Методика имеет теоретико-практический характер и дает возможность выявить феномен обиды и значимость прощения в процессе человеческого общения.
Методика называется “Не обижайся”. Название выбрано с целью сконцентрировать внимание слушателя на выходе из проблемы. Являясь профилактикой преодоления обидчивости, название методики в то же время является установкой и порождает в душе личности вопрос “каким образом?” Методика состоит из двух частей. Первая часть представлена в форме диалога (психолог -студент). Во второй части психолог, обобщая и резюмируя факты, полученные в первой части, формулирует основные теоретические знания о проблеме. В качестве отличительного признака используется степень активизации студентов или характер учебно-познавательной деятельности. К активному методу обучения относятся и все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.
Данная методика прошла длительную апробацию [№ 6, стр. 113].
Исследованы 417 человек: 298 женщин и 119 мужчин - студенты I и II курса Ереванского государственного педагогического университета в возрасте от 18 до 28 лет.
Методику можно проводить как в различных социальных группах, так и индивидуально. Методики дает возможность помочь человеку переосмыслить это сложное психическое состояние. С помощью вновь сформированных положительных установок активизировать процессы самоконтроля и саморегуляции
[№ 7 (в печати), № 8, стр. 79]. Кратко представим содержание авторской методики.
“Не обижайся”
Психолог (П) - Сегодня мы с Вами проанализируем душевное состояние, которое достаточно часто встречается у нас в жизни - феномен обиды. Прежде всего я попрошу Вас ответить на следующие вопросы. Пусть поднимут руки те, кто волей-неволей когда-либо обижал человека.
Студент (С) - (поднимают руки).
П. - А сейчас пусть поднимут руки те, кто сам был обижен.
С.- (поднимают руки).
П. - Судя по поднятым рукам, можно предположить, что Вы сами кого-то обижали и Вас самих кто-то обижал. Вы согласны с таким обобщением?
С. - Да.
П. - А теперь пусть поднимут руки те, кто считает себя обидчивым и на протяжении жизни желал измениться, пытался это сделать.
С. - (поднимают руки).
П. - Примите мои соболезнования. Вас будут обижать еще больше.
С. - (удивляется). Но почему?
П. - А вот об этом мы поговорим в самом конце. Сейчас давайте ответим на следующие вопросы. Что вы понимаете под выражением реальная жизнь?
С. - Преодоление трудностей, война, борьба, череда проблем и т.д. (при необходимости психолог может подсказать ответ).
П. - Если жизнь это война, борьба, то кто ее участники?
С. - Солдаты, бойцы.
П. - Солдат, боец борется, чтоб победить. Если его ранят, он сможет продолжить борьбу?
С. - Зависит от ранения. Если ранение серьезное - то нет, если легкое - то возможно ему удастся продолжить борьбу.
П. - Раненному солдату трудно сражаться. Некоторых раненных уносят в госпиталь с поля боя. Обидчивость имеет ту же природу.
“Со свадьбы веселой из дома того Уходит Моси, тяжело оскорблен: Кипит омраченное сердце его”.
Ованнес Туманян (армянский писатель)
Мы предлагаем новый выход из положения- “Не обижайся”. Но прежде поговорим о душевном состоянии, в котором Вы оказываетесь, когда Вас обижают.
С. - (описывают варианты): бываю подавлен, плачу, оскорбляюсь и т.д.
П. - Как вы пытаетесь выйти из этого отрицательного эмоционального состояния?
С. - Рассказываю о случившемся друзьям, родителям и т.д.
П. - Когда Вы подробно рассказываете все Вашим близким и они активно сопереживают Вам, что Вы чувствуете?
С. - Я на некоторое время успокаиваюсь, но затем, когда вспоминаю или случайно встречаю своего обидчика, снова переживаю те же чувства.
П. - В стремлении освободиться от тягостного эмоционального состояния мы начинаем искать выход из сложившейся ситуации. Как в таком случае поступали Вы?
С. - Пыталась игнорировать, затем после долгих страданий, в конечном итоге, проанализировав ситуацию, стремилась выяснить отношения с обидчиком.
Представляем вторую часть методики
П. - Если у нас не будет соответствующих знаний по этой проблеме, то мы не сможем понять, что творится с нами, в нашем окружении и, в конце концов, мы не будем знать как преодолеть эту проблему. Обидчивость является одной из самых сложных и распространенных проблем. В толковом словаре [9, с. 1394] дано следующее определение обидчивости: “Горе, душевная боль”. Можно оскорбить словом (устным, письменным), движением, взглядом,
действием, публично или заочно. Это психическое состояние сопровождается тревожностью, замешательством, страданиями, депрессией и может принести человеку такие же страдания, как и тяжелейшая болезнь. Обычно она возникает в межличностных отношениях, между обиженным и обидчиком. Обиженный человек похож на попавшую в капкан жертву, которая долгое время не может восстановиться, выйти из тупика. Жертва, наказывая саму себя, запирается дома, не разговаривает, меняет образ жизни. Она пытаясь выяснить отношения, все время мысленно спорит с обидчиком, для того чтобы освободиться от отрицательных эмоций, начинает “бродяжничать”, делиться своими переживаниями с друзьями, соседями, родными. Однако любая незначительная деталь, связанная с обидчиком (встреча, воспоминание и т.д.), выводит ее из временно обретенного равновесия.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что “жертвой” становится не только обиженный, но и обидчик, поскольку он тоже оказывается в неловком положении: сожалеет о содеянном (в некоторых случаях)_ и это чувство, возможно, может изменить его жизнь, превратив ее в тяжкое бремя. Обе стороны тратят большую часть своей эмоциональной и познавательной энергии на страдание. Единственное решение вопроса - откровенное выяснение отношений с обидчиком. Однако, прежде всего необходимо проанализировать инцидент. Рано или поздно наступает момент, когда обиженный человек начинает понимать, что этот неприятный случай может в корне изменить его жизнь. И именно в этот момент у него возникает понимание важности прощения, когда личность переоценивает свои взгляды по отношению к обидчику, что помогает ему понять его поведение. Происходит “реформирование”, что способствует возникновению эмпатии (сопереживания). Прощение - это процесс, требующий сил и энергии и оказывающий положительное влияние на физическое и психическое здоровье личности. Прощение это тот “спасательный круг” [№ 1, стр. 255], который не позволяет “жертве” утонуть в омуте ненависти и страдания. От откровенного прощения выигрывают и жертва и
обидчик. Душевный мир человека это своего рода “сад”, где могут найти приют как желанные, так и нежеланные гости. С нежеланным гостем - обидчиком, человек непримирим, постоянно мысленно спорит с ним, поскольку еще не простил его и не отпустил из “сада” своей души с любовью и миром. Только путем прощения можно освободить свою душу от страданий. В противном случае проблема не только не решается, но и углубляется и чем она глубже, тем труднее ее решить.
Кратко представляем процесс прощения, который описал психолог Р. Энрайтом [№ 3, стр. 253]. Фаза осознания ситуации - на этом этапе имеет место осознание растраты эмоциональной энергии в состоянии обиды, постоянные размышления об адресованных ему оскорблениях (сравнение, анализ, обобщение), желание освободиться от этого груза. Фаза принятия решения - готовность к прощению. Фаза действия - человек (личность) проявляет сопереживание по отношению к обиженному, начинает сожалеть о содеянном и признает свой проступок. Фаза результатов - на последнем этапе человек осознает важность прощения - нанесенная обида может отрицательно сказаться на дальнейшей его жизни.
Необходимо отметить, что нельзя заставлять обиженного человека проявлять снисходительность. Необходимо прежде всего способствовать осознанию им того, в чем заключается сущность прощения.
Соотношение прощения и обидчивости может быть различным:
> Бывают моменты, когда в глубине души ты прощаешь человека, но не можешь забыть адрессованную тебе обиду. Отметим, что тяжелые и глубокие обиды редко выпадают из сознания. Можно помнить, но простить. Если, вспоминая инцидент или встречая обидчика, у человека не возникает душевных переживаний, то можно сказать, что человек простил. В противном же случае это свидетельствует о том, что остались еще вопросы, требующие окончательного разъяснения и решения.
> Есть категория людей, у которых обидчивость является неотъемлемой чертой их характера, неотделимой частью их жизни. Исследования показали,
что люди, которые часто обижаются, постоянно оказываются в похожих ситуациях. Жизнь как будто специально их “обижает”. И это будет длиться до тех пор, пока они сами не придут к заключению, что так жить дальше невозможно. Пока они не примут решения больше не обижаться.
“Не обижайся” - почему?:
^ Потому что не хотят быть “жертвой”, попавшей в капкан.
^ Не хотят тратить лишнюю эмоциональную и познающую энергию.
^ Не хотят быть уязвимыми.
^ Не хотят отклоняться от своих целей.
Когда обиженный человек хочет измениться, то постепенно меняется как он сам, так и отношение окружающих. Не подлежит сомнению тот факт, что в межличностных отношениях достаточно часто встречаются обидчики, люди, которые, пользуясь уязвимостью других, намеренно оскорбляют тех, тем самым пытаясь устранить “мешающих” со своего пути. Таким способом они легко освобождаются от своих противников. Если же человек необидчив, трудноуязвим, он своевременно решает свои проблемы с обидчиком. “Поняв” его и не обижаясь, достигает своей цели. Отсюда вывод: “не обижайся”.
Результаты и их обсуждение Нами было проведено исследование психологических особенностей преодоления обиды и обидчивости среди студентов Ереванского государственного педагогического университета. Был проведен анализ обиды, как отрицательного эмоционального состояния и обидчивости, как черты личности. Цель нашего исследования обусловила постановку следующих задач: рассмотреть теоретические основы обиды, как отрицательного эмоционального состояния и обидчивости, как свойства личности и условий их преодоления, а также изучить проявления обиды и обидчивости у студентов 1 и 2 курса, описать и охарактеризовать индивидуально типические особенности проявления обиды и обидчивости.
Результаты экспериментальных исследований, которые проводились в течение ряда лет, позволили прийти к определенному заключению по этому вопросу. В исследование были вовлечены отдельные возрастные группы студентов (Табл. 1).
Таблица 1. Показатели переосмысления проблемы обидчивости в разных возрастных груп-
пах испытуемых
I курс очное обучение I курс заочное обучение
Возраст 18-22 28,2%* (20**/71***) 43,75% (35/80)
женщины 26,1% (12/46) 40,99% (25/61)
мужчины 32% (8/25) 52,7% (10/19)
Возраст 23-27 71,5% (10/14) 54,3% (19/35)
женщины 77,8% (7/9) 52% (13/25)
мужчины 60% (3/5) 60% (6/10)
II курс очное обучение II курс заочное обучение
Возраст 19-23 31,1% (23/74) 44,9% (39/87)
женщины 32% (16/50) 45,6% (31/68)
мужчины 29,2% (7/24) 42,2% (8/19)
Возраст 24-28 58,4% (7/12) 54,5% (24/44)
женщины 60% (6/10) 55,2% (16/29)
мужчины 50% (1/2) 53,4% (8/15)
* Процентные показатели переосмысления обидчивости среди группы студентов в возрасте 18-22 лет. ** Студенты, имеющие положительные результаты опроса.
*** Количество испытуемых.
Во всех группах проведение методики заканчивалось собеседованиями и искренними признаниями в письменной или устной форме, что также доказало важность данной психологической проблемы. Проведенный нами эксперимент позволяет говорить о следующих результатах - чем старше студенты, тем выше осознание проблемы. Полученные в нашем исследовании данные позволяют также выявить различия среди мужчин и женщин. Большая по сравнению с мужчинами эмоциональность женщин подтверждается данным исследованием.
Полученные данные могут быть положены в основу разработки и внедрения программы, направленной на преодоление обиды и обидчивости у студентов. Результаты исследования могут использоваться в деятельности психологической службы образовательного учреждения, а также в проведении спецкурса по курсу
Библиографический список
1. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекции / Л.Б. Шнейдер. - М., изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512с.
2. North, J. Wrongdoing and forgiveness / J. North // Philosophy, 1987. - № 42. - Р. 499-508.
3. Enright, R. The Human Development Study Group (1991). The moral development of forgiveness / R. Enright. In: Handbook of Moral Behavior and Development. - Hillsdale, NJ: Erlbaum. - Р. 123-152.
4. Энрайт, Р. Духовное развитие прощения / Р. Энрайт. - М., изд-во Академия, 1991. - 220 с.
5. Гассин, Э.А. Психология прощения / Э.А. Гассин // Вопросы психологии, 1999. - N 4. - С. 93-104.
6. Мкртчян, Ц.Л. Последствия и пути профилактики обидчивости / Ц.Л. Мкртчян // Сборник материалов 53-ой юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, соискателей и научных работников (7-9ноября 2007г.). - Ереван, изд-во Педагог, 2007. - С. 112-115.
7. Мкртчян, Ц.Л. Роль переосмысления слова в процессе самоконтроля личности / Ц.Л. Мкртчян // Альманах современной науки и образования, 2013. № 8 (в печати).
8. Никифоров, Г.С. Самоконтроль / Г. С. Никифоров. - Л., изд-во Ленинградского университета, 1989. - 213 с.
9. Агаян, Э.Б. Толковый словарь современного армянского языка / Э.Б. Агаян. В двух томах. - Ереван, изд-во Айастан, 1976. - 1615с.
Bibliography
1. Agayan, E.B. Explanatory Dictionary of Modern Armenian Language / E.B. Agayan. In Two Volumes. - Yerevan: Hayastan Publishing House, 1976. - 1615 p.
2. Enright, R. The Human Development Study Group (1991). The Moral Development of Forgiveness / R. Enright. In: Handbook of Moral Behavior and Development. - Hillsdale, Publishing House NJ: Erlbaum. - Р. 123-152.
3. Enright, R. Spiritual Development of Forgiveness / P. Enright. - M.: Academia Publishing House, 1991. - 220 p.
4. Gassin, E.A. Forgiveness Psychology / E.A. Gassin // Problems of Psychology, 1999. - N 4. - P. 93-104.
5. Mkrtchyan, Ts.L. Consequences and Ways of Resentment Prevention / Ts.L. Mkrtchyan // Collection of Materials, 53rd Anniversary Scientific Conference of the Faculty, Graduate Students, Competitors and Scientists (November, 7-9, 2007). -Yerevan: “Pedagog” Publishing House, 2007. - P. 112-115.
6. Mkrtchyan, Ts.L. Role of Reconsideration of the Word in the Course of Self-Checking of the Personality // Almanac of Modern Science and Education. -2013. - № 8 (In Print).
7. Nikiforov, G.S. Self-Control / G.S. Nikiforov. - Leningrad: Publishing House of the Leningrad University, 1989. - 213 p.
8. North, J. Wrongdoing and Forgiveness / J. North // Philosophy, 1987. -№ 42. - P. 499-508.
9. Schneider, L.B. Psychology of the Family Relations. Lecture Course / L.B. Schneider. - M.: EKSMO-Press Publishing House, 2000. - 512 p.