Научная статья на тему 'Обида как форма реагирования на проявления агрессивности в общении'

Обида как форма реагирования на проявления агрессивности в общении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8917
805
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ОБИДЫ / ГНЕВА / НЕНАВИСТИ / МЕСТИ / РАСКАЯНИЯ / ПРОЩЕНИЯ / ПРИМИРЕНИЯ / МЕДИАЦИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ / PSYCHOLOGY OF RESENTMENT / ANGER / HATRED / REVENGE / REPENTANCE / FORGIVENESS / RECONCILIATION / MEDIATION IN CONFLICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Царева Е. С.

Обида рассматривается как дизъюнктивное чувство, потенциально приводящее к невротизации личности. Она порождает гнев, ненависть, мысли о мести. Умение прощать присуще зрелым людям, но это не означает, что виновник обиды не должен нести ответственность. В статье рассмотрены возможности примирения сторон на основе медиации при конфликте между студентами, студентами и преподавателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resentment is considered as disjunctive sense, potentially leading to a neurotic personality. It generates anger, hate, thoughts of revenge. Forgiveness inherent in mature people, but that does not mean that the perpetrator of offenses should not be held responsible. The possibilities of reconciliation through mediation in the conflict between students, students and teachers.

Текст научной работы на тему «Обида как форма реагирования на проявления агрессивности в общении»

3. Зарплата учителей в Московской области URL: http://www.opensalary.info/region/50/ (дата обращения: 20.08.2014).

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

5. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2013г. / Федеральная служба государственной статистики

URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_monitor/itog-monitor4.html1. (дата обращения: 20.08.2014)

6. Комаров М.С., Горшков В.Ю., Андрамонов М.В. Трудовая мобильность учителей и проблема сокращения педагогических кадров / Ярославский педагогический вестник, 2001. №1. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/novosti_i_problemy/16_2/ (дата обращения: 10.09.2014)

7. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 183 с.

8. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического ВУЗа: Дисс... д. пед. н. Киев, 1983.480 с.

9. Опрос ВЦИОМ: Результаты / ВЦИОМ URL:http://www.wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=571&q_id=40993&date=27.09.2008 (дата обращения: 20.08.2014)

10. Опрос ВЦИОМ: Результаты /ВЦИОМ URL:http://www.wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=621&q_id=44910&date=27.09.2009 (дата обращения: 20.08.2014)

11. Опрос ВЦИОМ: Результаты / ВЦИОМ URL:http://www.wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=640&q_id=46241&date=30.01.2010 (дата обращения: 20.08.2014)

12. Панова Н.В. Профессиональное развитие личности педагога / Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. №2.С.101-105

13. Перминова Е.Н. Причины смены работы персоналом в современных организациях / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки, 2011. №2. С.31-38

14. Рейтинг удовлетворенности профессией: те, кто сохранили работу в кризис, стали ценить её больше, чем раньше / ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1146. URL: http://www.wciom.ru/index.php?id=459&uid=11327 (дата обращения: 20.08.2014)

15. Средняя заработная плата в 2013 году в России и мире / Сайт: Деловая жизнь.

URL:http://www.bs-Иfe.ru/rabota/zarplata/srednyaya-zarplata2013.html_(дата обращения: 20.08.2014)

16. Филинкова Е.Б. Мотивация ухода учителей из педагогической сферы / Психологическая наука и образование, 2012. №2 . С. 21-37

17. Филинкова Е.Б. Психология принятия решения о переходе от педагогической к другим видам деятельности: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 174 с.

18. Филинкова Е.Б. Современное состояние основных трудовых мотивов российских учителей // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Сборник материалов XXIV Международной научно-практ. конференции: в 2-х частях. Ч.1 / Под общей ред. С.С. Чернова. Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2012. С.79-83

19. Человек и его работа / Под ред. Здравомыслова А.Г. , Рожина В.П., Ядова В.А. М.: Мысль, 1967.392 с.

20. Шамионов P.M. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой / Мир психологии, 2002. №2.С.143-148

Об авторе

Филинкова Е.Б. - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии МГОУ, jane421@yandex.ru

УДК 159.9:316.6

ОБИДА КАК ФОРМА РЕАГИРОВАНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ

Е.С. Царева

Обида рассматривается как дизъюнктивное чувство, потенциально приводящее к невротизации личности. Она порождает гнев, ненависть, мысли о мести. Умение прощать присуще зрелым людям, но это не означает, что виновник обиды не должен нести ответственность. В статье рассмотрены возможности примирения сторон на основе медиации при конфликте между студентами, студентами и преподавателями. Ключевые слова: психология обиды, гнева, ненависти, мести, раскаяния, прощения, примирения, медиация в конфликтной ситуации.

Простить обиду - проявить мудрость, Простить во второй раз - великодушие, простить в третий раз -глупость

Постановка проблемы. Социальная психология личности рассматривает эмоции человека в контексте межличностных отношений, когда психоэмоциональное состояние человека зависит от реального или воображаемого отношения к нему окружающих. Одним из первых в онтогенезе социальных эмоций является обида, которая впервые появляется в возрасте 2-3 лет и, в свою очередь, порождает другие дизъюнктивные (разъединяющие людей) эмоции, чувства, намерения: злость, гнев, ненависть, желание отомстить обидчику. Со временем психологам и психотерапевтам нередко приходится иметь дело с негативными, по существу невротическими последствиями накопившейся обиды, обидчивостью как устойчивым качеством личности.

Простить обидчика и перестать обижаться - не простая задача, она по силам зрелой, уверенной в себе личности. С другой стороны, обижать людей, умышленно или не умышленно, не нужно. Но всегда ли мы способны предвидеть, как «слово наше отзовется»?

Накопление обиды негативно сказывается на личности и межличностных отношениях, поэтому действенная защита чести и достоинства человека, своевременная помощь специалистов в разрешении конфликтов и примирении сторон имеет важное значение для психологической науки и практики.

Анализ последних публикаций свидетельствует о том, что проблемы, находящиеся на стыках психологии, морали

и права чаще становятся предметом интереса публицистов, чем соответствующих специалистов и редко переводятся в практическую плоскость.

Проблема обиды и обидчивости, в той или иной мере, рассматривается в различных психологических школах и направлениях, затрагивающих проблемы развития эмоциональной сферы и ее коррекции. Так, в психоаналитической школе К. Хорни, обиду обозначает как проявление базальной тревожности, которое возникает вследствие вытеснения базальной агрессивности. В гештальт-терапии Ф. Перлза обида рассматривается как симптом нарушенного «патологического слияния» [i, 4].

В российской психологии Д. Ольшанский рассматривает обиду как демонстративную реакцию, А. Шмелев относят обиду к признакам эгоцентризма. В. Столин обидчивость определяет как одну из внутренних преград личности, препятствующих самокритике. Типологии К. Леонгарда, А. Личко, Э. Шострома, К. Юнга содержат описание некоторых вариантов проявления обидчивости, которая в сочетании с другими чертами образует характер человека. Вместе с тем обида и обидчивость не стали предметом специальных исследований и, как правило, рассматриваются в русле возрастной психологии и психотерапии [2, 5].

Лексические средства обозначения эмоции «обиды» являются специфическими для русского языка, т. к. в западноевропейских языках отсутствует переводной эквивалент этого слова (фр. vexation - досада, раздражение, притеснение, offense - оскорбление, обида, outrage - тяжкое оскорбление, удар, обида; англ. offenœ - оскорбление, обида, hurt - ущерб, вред; нем. Krankung - оскорбление, обида, Beleidingung - обида, оскорбление). Этимологически русское слово «обида» произошло от санскритского глагола «videti», что означает наказание, бесчестье путем выставления на всеобщее обозрение, на обозрение. Слово «обида» вызывает ассоциацию со словами «беда» «бедность», «бедствие» [8].

В современном русском языке, выделяются шесть основных негативных эмоциональных состояний человека: «грусть», «беспокойство», «обида», «жалость», «недовольство», «неприязнь», где семантическим смыслом «несправедливости» наделена только эмоция «обиды» - в отличие от простой констатации негативного эмоционального состояния. Таким образом, обида - это несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, искажение «образа» человека, возникающее в ответ на поступок (бездействие) другого лица: нельзя обидеться на самого себя или на явление природы, хотя рассердиться на самого себя или разозлиться из-за плохой погоды можно), отражающая внутренние переживания, связанные с чувством негодования и жалости к себе, например, в том случае, когда другой человек не оказал ожидаемое внимание, не проявил уважение, доверие, нагрубил.

Постепенно чувство досады и разочарования от обиды проходит, но остается общий негативный эмоциональный фон, который переходит в чувство ущемленного достоинства, чести, гордости. Моральная ущербность, приобретенная в результате обиды, побуждает обиженного думать о самозащите. В мышлении и речи номинатив «обида» меняется на более эмоционально-экспрессивный термин «оскорбление». С точки зрения психологии эмоциональная реакция «оскорбление» принимает форму состояния, возникшего из-за непростительных действий в отношении человека: издевательства, унижения.

Итак, состояние «оскорбления», как и «обида», имеет два полюса: претензии к другому лицу и жалость к себе. Эти две составляющие присутствуют в описании эмоции «обиды» с двух сторон: в зависимости от того, какая из них оказывается в центре внимания. Внутри одного значения обиды различаются два варианта: обида за что-то (слова, поступок); обида на кого-то. Недостаток уважения или должного внимания может быть выражен вербально или невербально, как прямо, так и косвенно - в форме грубости, оговора, сплетен, комментариев, например, на Интернет форумах [8].

Обида связана с ощущением несправедливости, что в отдельных значениях слова «обида» и его производных выходит на первый план. Чувство несправедливости может быть вызвано тем, что высказанное негативное мнение о человеке не соответствует его представлениям о себе самом, что вызывает гнев, желание дать отпор обидчику.

В русском языке установился следующий алгоритм описание обиды: i) повод - другой человек сделал нечто (действие/бездействие) - должен был бы сделать, но не сделал;

2) причина - этим причинил ущерб самолюбию, гордости;

3) оценка - я считаю, что он не должен был этого говорить или делать, это несправедливо;

4) чувство - поэтому мне плохо, я страдаю;

5) ответная реакция - я испытываю негативные чувства к обидчику (чувства неприязни, недовольства, злости, враждебности, гнева, ненависти, намерение отплатить за обиду, желание отомстить).

Составляющие i и 2 принадлежат к предполагаемой зоне значения, а 3-5 относятся к акцепции. При этом чувство обиды складывается из пунктов 4 и 5; все остальные описывают типичную ситуацию ее возникновения. Итак, обида - это, прежде всего, жалость к себе, соединенная с претензией к другому. Обида возникает в том случае, когда другой человек оказал нечто недостаточное по сравнению с некоторым должным уровнем. Из этого предположения о должном и возникает идея несправедливости.

Русское слово «обида» в своем семантическом значении имеет два ряда толкований. С одной стороны (подобно англ. offenœ, offend, фр. offense, offenser, нем. Beleidigung, beleidigen, означающие психическое явление, более точно соответствуют русскому «унизить, оскорбить». С другой стороны, речь может идти о нанесения физического ущерба (фр. blesser - ранить, задеть, обидеть, англ. to hurt, to wound, нем. Krankung, kranken, от нем. krank - «причинять боль», стать опозоренным публично) [8].

От феномена обиды логично перейти к вопросу о возможности ее прощения. Сложность изучения данного феномена заключается в том, что, несмотря на широкую распространенность понятия прощения в разговорном языке, литературе, богословии и философских теориях, содержание его неоднозначно. Вследствие этого, при проведении психологических исследований прощения возникают трудности с терминологией, разработкой методик, интерпретацией данных.

К рассмотрению понятия прощения обращались мыслители прошлого: Эпиктет, Монтень, Ларошфуко, Ницше, Л. Толстой, А. Шопенгауэр. В трудах психологов прощение связывают с личностным смыслом (В. Франкл), исцелением (Э. Фромм), принятием другого (Ю. Орлов), активным преодолением негативной ориентации по отношению к обидчику и развития по отношению к нему позитивной ориентации (Р. Энрайт, Э. Гассин).

Исследование феномена прощения за рубежом в последние двадцать лет носит междисциплинарный характер. Так, прощение является предметом изучения в философии (T. Bedell, J. North, N. Richards, L. Smedes, K. Trevino), психотерапии (E. Billington, D. Kaminer, K. Lawler, I. Mbanga, R. Piferi, D. Stein, J. Yonger), психологии (J. Berry, R. Enright, R. Emmons, E. Gassin, R. Fitzgibbons, T. Hargrave, W Hill, P. Madikizela-Gobodo, K. Pargament, J. Smidt, S. Sandage, E. Worthington). В России исследования феномена прощения носят фрагментарный характер, в основном, в русле психологии обиды (О. Апуневич, Ю. Орлов), семейных отношений (А. Родионова), а также как проблема религиоведения и правоведения, и лишь недавно - в интересах практической психологии [i, 2, 7].

В результате анализа теоретических работ, мы можем прийти к пониманию ряда объективно существующих противоречий, обусловивших актуальность разработки феноменов обиды и прощения:

- между значимостью проблемы обиды и прощения и недостаточной изученностью содержательной и процессуальной стороны этих феноменов;

- между потребностью раскрыть психологические механизмы возникновения обиды и возможности ее преодоления через процесс прощения и отсутствием социально-психологических исследований обиды и прощения как феноменов межличностного общения;

- между запросами практики и отсутствием институций и технологий примирения сторон.

Таким образом, проблема исследования сводится к изучению динамики процесса прощения обиды, условий конструктивного разрешения возникшего конфликта на основе диалога сторон. При этом обида и прощение рассматриваются на интрапсихическом и интерпсихическом уровне. Прощение предполагает активность субъектов общения, их ценностное отношение друг к другу, понимание и самопонимание, готовность к диалогу, в ходе которого предметом обсуждения становятся имеющиеся разногласия, условия, при которых возможно прощение (признание вины, просьба о прощении), предмет (что) и субъект (кто и кого) прощения [7, с. 5].

Для разработки указанных проблем важное значение имеют положения теории отношений (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мяси-щев), субъект-субъектных отношений (В. П. Зинченко, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков), концепция социальной перцепции (В. С. Агеев, Г М. Андреева, А. А. Бодалев); результаты зарубежных исследований этого феномена (Р. Энрайт, Э. Гассин и др.).

Р. Эммонс описывает прощение как личностный конструкт высокого уровня, определяемый набором особых качеств: восприимчивость к обстоятельствам, смягчающим злобу, навыки управления эмоциями, эмпатия, смирение, готовность воздавать добром и желание состоять в гармоничных отношениях. Д. Хоуп определяет прощение как добровольный акт, выбор, сделанный по поводу того, как человек относится к своему прошлому. Обиженный может выбрать месть, воздаяние за обиды, либо может «отринуть» обиды (Д. Ансбюргер, Т. Стивен).

При изучении прощения исследователи справедливо подчеркивают его процессуальный характер (Б. Канингэм, Р. Мюррэй, Р.Энрайт). Основными фазами динамики прощения считают осознание обиды, пересмотр своих взглядов, принятие решения о прощении и его дарование. Р. Энрайт также фиксирует фазу оценки психологических и духовных выгод прощения [5, 7].

Заканчивая обзор литературы, следует отметить, что общение является одним из главных видов деятельности молодых людей, в частности, студентов, а потребность в самоутверждении - одной из актуальных. Однако общение далеко не всегда является комфортным и бесконфликтным. В силу не высокой культуры общения, в нем не редко присутствует ненормативная лексика, а порой и нескрываемая вербальная агрессия. Осознано или не осознанно, собеседник может обидеть собеседника, оскорбить. Те, кто действует или говорит грубо, оскорбительно, должны нести ответственность. Исследуя феномены и обиды и прощения, не следует упускать вопрос обоснованности или необоснованности критики по существу и по форме. Следует ли обижаться на правду? Или же прощать обидчика следует уже после того, как тот понесет ответственность - иначе безнаказанность будет поощрять хама на продолжение аналогичных оскорбительных действий?

В отличии от отчуждения и полного отказа от общения с обидчиком (его «вычеркивания» из своей жизи»), процесс прощения обиды предполагает активное проявление ценностного отношения к субъекту взаимодейчтвия и общения, понимание психического состояния партнера, уважение к нему, готовность к диалогу. Субъектами прощения могут выступать, с одной стороны, тот, кто раскаивается и просит прощения, а с другой - тот, кто прощает.

Прощение необходимо для того, чтобы поддерживать и восстанавливать межличностные отношения и улучшать психологическое и физическое самочувствие (функции поддержания отношений и сохранения здоровья в широком смысле слова). Для возобновления отношений необходимо возобновить диалог, для этого кто-то из участников конфликта должен сделать первый шаг к примирению. Считается, что этот шаг должен сделать первым обидчик («...извини, я был не прав», но при этом не ясно, он был не прав по существу или по форме критики? - что именно обидело?). Не редко бывает так, что стороны конфликта избегают друг друга или, пытаясь примириться, приходят к еще более острому конфликту. В этом случае, для разрешения конфликта, целесообразно прибегать к помощи специально подготовленных медиаторов-студентов.

Как известно, медиация направлена на разрешение конфликтов (супругов, партнеров, родителей и детей, педагогов и учеников и т. п.). Если конфликт не был своевременно разрешен, он будет возникать снова и снова.

Медиативные процедуры способствуют прояснению конфликтных отношений, выявлению причин взаимной неприязни, обид и претензий, поскольку ситуация, действия другой стороны видятся сквозь призму обиды, злости, агрессии и прочих непродуктивных чувств и эмоций. Медиатор же эмоционально не включен в ситуацию, он объективен, его цель -соглашение, удовлетворяющее обе стороны, быстрое и эффективное разрешение конфликта с сохранением нормальных отношений между конфликтующими сторонами [6].

Начиная переговоры при участии третьей, не заинтересованной стороны, оппоненты могут прийти к достижению компромиссного, взаимно приемлемого соглашения, называемого медиативным соглашением.

Одна из проблем нашей группы медиаторов - отсутствие у студентов опыта участия в медиации и запроса на посредничество, что заставило нас провести встречи рекламно-разъяснительного содержания, инициативно предлагать записаться на медиацию или консультацию по конфликтологии.

На протяжении 1 семестра было проведено 26 медиаций в ситуациях конфликта двух студентов, из них 12 - в парах «парень-девушка», связанных взаимной симпатией, повод для обиды - обидные слова, главная причина - застой в отношениях. Результат - 4 случая примирения, из них 2 случая - новая ссора и разрыв отношений. 8 случаев - анализ отношений привел к заключению о их прекращении («расстались друзьями», простив друг другу «всё»). 14 конфликтующих пар были однополыми, а поводом для обид - критические замечания относительно моральных и умственных качеств (вербальная агрессия) другого человека. Предложен алгоритм анализа конфликта в ходе бесед медиатора с каждым участником конфликта поочередно и выяснения значимых обстоятельств (предыстория конфликта, повод, суть высказываний, их обоснование или опровержение). Выяснилось, что у обидчика, как правило, отсутствовало намерение нанести обиду, само появление обиды удивляет («А что я такое сказал?» «Подумаешь, назвал идиотом, что тут обидного?»). На вопрос, готов ли обидчик попросить прощение обычно следует выражение согласия, что, как правило, удовлетворяет обиженного. После этого оставалось организовать встречу конфликтующих сторон для заключения мирового соглашения, которое мы письменно не оформляли - не было такой необходимости. Вместе с тем рефлексивный анализ обстоятельств конфликта подводил его участников к желанию разобраться, почему один человек часто обижается, а другой - обижает людей, существуют ли психологические предпосылки такого положения дел. Постконфликтное консультирование с использованием психодиагностических методик показало, что обидчикам свойственны высокий уровень агрессивности, в том числе и вербальной

(по методике Баса-Дарки), коммуникативная импульсивность (методика В.А.Лосенкова), а обиженным - высокая тревожность (Ханин-Спилбергер) и крайне высокая самооценка в сочетании с выраженной эмоциональной ранимостью и отсутствием толерантности к негативным оценкам окружающих («Я знаю себе цену и не потерплю критики в свой адрес»).

В ситуации отказа обидчика просить прощение и мириться с обиженным последним приходилось «проглатывать обиду», что нередко сопровождалось невротической симптоматикой (комок в горле, затрудненное дыхание, головные боли и т.п.), формированием враждебности и планами мести. При этом наблюдается застревание на обиде («злопамятность»), враждебность (высокие показатели по шкале косвенной агрессии Баса-Дарки) и злорадство. Эти проявления тревожат обиженного человека, переживаются как навязчивые состояния, «незакрытый гештальт», который можно устранить при помощи символических действий, без реального общения с обидчиком (оно или вовсе прекращалось, или становилось подчеркнуто формальным).

Анализируя опыт преодоления обиды консультируемых лиц, мы столкнулись с фактами сохранения ими негативных эмоций на многие годы (консервации, сохранения и накопления обид), трансформации обиды в обидчивость, мнительность и ранимость, злопамятность и мстительность - одних, безразличие к окружающим, несдержанность и жестокость - у тех лиц, которые по факту оказались способными обижать других людей и не испытывать при этом чувства вины.

Дальнейшие перспективы изучения межличностных отношений в молодежной среде мы связываем с использованием методов диагностики моральных чувств, действия защитных механизмов психики и социального интеллекта как инструмента понимания и урегулирования отношений между людьми.

Resentment is considered as disjunctive sense, potentially leading to a neurotic personality. It generates anger, hate, thoughts of revenge. Forgiveness inherent in mature people, but that does not mean that the perpetrator of offenses should not be held responsible. The possibilities of reconciliation through mediation in the conflict between students, students and teachers.

Keywords: psychology of resentment, anger, hatred, revenge, repentance, forgiveness, reconciliation, mediation in conflict

Список литературы

1. Апуневич О. А. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте : Ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : - Череповец, 2001. - 21 c.

2. Безпалов А. В. Честь, достоинство и деловая репутация как объекты гражданских прав: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Краснодар, 2004 . - 19 с.

3. Егидес А. П. Психологическая коррекция конфликтного общения // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 52-62.

4. Орлов Ю. М. Обида. Вина. - М.: Слайдинг, 2004. - 96 с.

5. Рибалка В. В. Психолопя чесп i пдносп особистосп: культуролопчш та аксюлопчш аспекти: наук.-метод. по-абн. / В. В. Рибалка. - К.: ТОВ «1нформацшш системи», 2011. - 428 с.

6. Стрелкова И. Э. К проблеме психодиагностики и коррекции трудностей межличностного общения студентов // Психологические трудности общения. Сб. статей. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004. - С. 3-7.

7. Чукова А. С. Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения : Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 - Саратов, 2011. - 21 с.

8. Этимологический словарь русского языка. - Электронный ресурс, адрес с экрана: http://etymology-dictionary.info

Об авторе

Царева Е.С. - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (Крымский филиал), ekaterinatsareva@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.