УДК 159.96
Печин Юрий Васильевич
Кандидат психологических наук, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом, Новосибирский государственный аграрный университет, pechin65@mail.ru, Новосибирск
исследования обиды в российской психологии:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОяНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье дается краткий обзор российских исследований в области психологии обиды. В целом это направление только начинает развиваться, количество научных работ незначительно. Отмечаются исследования таких авторов, как О. А. Апуневич, М. А. Набатова, Т. А. Эмих, З. А. Агеева, Н. Ю. Гусаков. Традиционно обида рассматривается как негативная эмоция в ответ на несправедливое отношение со стороны обидчика, выделяются разнообразные психологические функции обиды, дается классификация ее видов. Однако трактовка обиды как реактивной эмоции закрывает путь к адекватному пониманию этого явления. Методологически предпочтительнее рассматривать обиду как процесс и как явление одновременно когнитивное, эмоциональное (аффективное) и волевое.
Ключевые слова: обида, обидчивость, психология эмоций, личность, российская психология.
Несомненно, обида является достаточно распространенным душевным явлением, однако до сих пор отечественная психологическая наука уделяет ему явно недостаточно внимания. К настоящему времени специализированных исследований, предметом которых выступает обида, крайне мало: одна кандидатская диссертация по психологии [3], одна - по педагогике [7], две - по филологии [4; 11]. В ряде работ советского периода обида рассматривалась косвенно в контексте исследований эмоций (В. К. Ви-люнас, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин), самосознания личности (В. В. Столин), семейного консультирования (А. Г. Шмелев) и др. Одним из первых, кто поместил слово «обида» в заглавие работы, был Ю. М. Орлов [8].
В российской психологии пионерским, наиболее заметным и цитируемым стало исследование обиды и обидчивости, проведенное О. А. Апуневич [2; 3]. Отметим некоторые особенности ее подхода.
Согласно О. А. Апуневич, функционально обида определяется как «негативное переживание, сигнализирующее о нарушении социального контакта», одновременно являясь «позитивным регулятором», который стимулирует человека на восстановление этого нарушенного контакта [2, с. 44]. Более развернутое определение обиды гласит, что обида - это «отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправед-
ливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость» [2, с. 46]. Н. Ю. Гусаков справедливо отмечает главный недостаток этого определения - сведение обиды к реактивному эмоциональному состоянию, игнорирование процессуальных характеристик обиды [5, с. 25]. Добавим, что в работе О. А. Апу-невич совершенно не раскрыто (ни в теоретической части, ни в практической) понятие «беспомощность», включенное в базовое определение обиды, что закономерно вызывает вопросы. Между тем, если вспомнить классика философии и психологии обиды -Макса Шелера, то «ресентимент» (это слово в европейских языках означает как обиду, так и месть) необходимо включает бессилие, беспомощность, невозможность реализовать обиду здесь и сейчас [10, с.15-19].
О. А. Апуневич выделяет обидчивость как закрепленное в поведении личностное свойство, отличаемое склонностью к переживанию обид даже в ситуациях с минимальным рассогласованием ожиданий и реального поведения обидчика. Автор предлагает типологию обид, перечисляя следующие ее виды: по степени осознания (осознаваемая и неосознаваемая), по продолжительности (кратковременная и длительная), по особенностям (формам) проявления (открытая
и скрытая), по типу действительности источника (реальная и мнимая, вымышленная), по времени возникновения (настоящая и прошлая), по направленности на объект (обида на себя, на другого на группу), по активности проявления (сопровождаемая активными действиями и ведущая к бездействию), по степени отклонения от нормы (нормативная как обычный регулятор взаимоотношений или патологическая, входящая в различные виды отклоняющегося поведения), по возможностям коррекции (корректируемая и некорректируемая) [2, с. 47].
Согласно О. А. Апуневич, у обиды есть ряд психологических функций, например: сигнальная (обида «сигнализирует» о нарушениях социальных коммуникаций), оценочная (обида показывает насколько нарушен контакт), регуляторная (управляет и исправляет коммуникации), адаптивная (обида помогает преодолеть трудную ситуацию, уйти от ответственности через обиду), побудительная (показывает конкретный путь к восстановлению разрушенных отношений), коммуникативная (обиженный человек привлекает внимание или даже сочувствие окружающих) [2, с. 46-47].
Далее автор раскрывает основные подходы к преодолению обиды в психологии, точнее, в ее наиболее известных направлениях и школах - психоанализе, гештальт-терапии, транзактном анализе. Отдельно уделяется внимание (и дается весьма лестная оценка его эффективности в плане преодоления обиды) новому направлению - психологии прощения (Р. Энрайт, Э. Гассин и др.). Однако в практической (экспериментальной) части диссертации приемы преодоления обиды по методике 20 шагов Р. Энрайта не применялись. Социально-психологический тренинг, проведенный автором в рамках исследования, включал 4 блока коррекции: формирование эмоциональной децентрации (умения встать на позицию другого), снижение агрессивности, развитие чувства собственного достоинства, умение адекватно взаимодействовать с окружающими [3].
Ценность представляют эмпирические данные, полученные в работе О. А. Апуне-вич (на материале опросов подростков, их родителей, школьных педагогов). В част-
ности, выяснилось, что для обидчивых подростков характерны высокий уровень агрессивной мотивации, подозрительность, враждебность, раздражительность, косвенная агрессия, вина, а также высокий уровень нейротизма, эмоционального дискомфорта, личностной тревожности. Обидчивые подростки склонны относиться к другим с подозрением, слабо адаптируемы в социальном плане, эгоистичны, при этом легко подчиняются внешнему социальному влиянию.
Вслед за О. А. Апуневич, М. А. На-батова трактует обиду как «характерное эмоциональное переживание», как «переживание, связанное с несправедливостью во взаимоотношениях между партнерами по общению» [7, с. 10]. Набатова видит причину обиды в несовпадении между тем, что мы ожидаем от человека, и его реальным поведением.
З. А. Агеева в соавторстве с М. С. Гриценко в теоретической части своего исследования рассматривают обиду как «негативное эмоциональное переживание», «специфическое эмоциональное состояние» и как «реакцию на несоответствие ожидаемого и реального поведения партнера по общению» [1, с. 19]. В эмпирической части работы получены результаты корреляционного анализа между показателями 7 методик. В частности, подтверждены данные о том, что чаще всего обижаются на самых близких, наиболее распространенными причинами являются нарушения в межличностных отношениях (предательство, обман, несправедливость), что обидчивость прямо коррелирует с низкой самооценкой, высоким уровнем тревожности, низкой коммуникативной толерантностью, конфликтностью и агрессивностью, также обнаружены гендерные различия в переживании обиды.
Достойна внимания работа Н. Ю. Гусако-ва, содержащая не только качественный обзор всех известных исследований обиды, но и собственную гипотезу трактовки обиды как психологического процесса [4]. По мнению Н. Ю. Гусакова, обида - не просто эмоциональная реакция на несправедливость, но и действие, процесс, а в любом процессе, субъектом которого является человек, есть цель, порядок действий и результат. Если мы
рассмотрим действия обиженного (поскольку обида, как сказано выше, не есть простая реактивная эмоция) в последовательности элементов, то можно выделить: 1) наличие цели («действия обиженного человека не спонтанны или хаотичны, а вполне последовательны и логичны», т. е. целесообразны); 2) наличие у обиженного ценности себя для себя (идеи собственного достоинства); 3) наличие в картине мира обиженного идеи справедливости/несправедливости; 4) наличие несправедливого (оскорбительного, обидного) действия; 5) осознание факта несправедливого (обидного) действия [5, с. 28].
Странно, но на этом модель процесса обиды у Н. Ю. Гусакова прерывается, и, на наш взгляд, остаются за скобками, как минимум, три следующие его фазы: 6) реакция на обиду (агрессия/уход в себя; реакция словом/делом; вербально/невербально); 7) поведение после обиды (активное мщение; обострение, углубление конфликта; подогревание обиды в себе; равнодушие, «забывание» обидчика, поиск путей примирения); 8) завершение (разрыв отношений; «заморозка» конфликта; примирение; прощение).
В центре всего механизма обиды Н. Ю. Гусаков располагает чувство и ценность собственного достоинства: обида есть униженное достоинство человека или нереализованная потребность в его признании. Причем в акте обиды, по мнению автора, важно не столько реальное поведение партнера по общению, которое, якобы, вызывает негативные эмоции по причине расхождения с моими ожиданиями, сколько конфликт между моим же образом Я-ожидаемого и Я-отраженного, между тем, что я есть для себя до обиды и что я есть для себя после [4, с. 53-54].
Вместе с тем перечисленные выше авторы (за исключением Н. Ю. Гусакова) лишь воспроизводят наиболее авторитетный и распространенный в психологии подход. Так, например, Е. П. Ильин в фундаментальном труде «Эмоции и чувства» относит обиду к классу «фрустрационных эмоций» и определяет ее как «эмоциональную реакцию на несправедливое отношение к себе..., когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его неза-
служенно унижают» [6, с. 165]. Ю. М. Орлов (на которого так или иначе ссылаются все современные исследователи обиды) называет обиду «болезненной эмоцией» [8].
В целом нам представляется, что трактовка обиды только с позиции психологии эмоций закрывает путь к адекватному пониманию этого явления. Отметим, что мнение о принадлежности обиды исключительно к классу эмоций методологически не обосновано. Во-первых, эмоции как таковые не существуют в отрыве от интеллекта и процесса познания1. С другой стороны, эмоция неизменно соединяется, смыкается с волевыми процессами. То есть обида должна рассматриваться как явление когнитивное, эмоциональное (аффективное) и волевое. При этом если следовать логике и содержанию ключевых идей С. Л. Рубинштейна, то обиду следует позиционировать скорее как страсть. Он пишет: «Страсть - это сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием.» [9, с. 635]. Это описание полностью подходит к описанию состояния обиды. Также весьма продуктивным было бы применение к анализу обиды концепции доминанты А. А. Ухтомского.
В заключение добавим, что методологическая часть анализируемых работ весьма скромна, практически отсутствуют обзоры философских подходов к пониманию обиды, не задействован богатейший материал, наработанный в религиозной культуре. Полагаем, что эти аспекты должны быть более солидно представлены в будущих психологических исследованиях. Необходимо также ликвидировать отставание от западной психологии, где последние 30 лет активно проводятся исследования обиды, мести, гнева, примирения и прощения [11].
1 По словам С. Л. Рубинштейна, «сами эмоции человека представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как познавательные процессы обычно образуют единство интеллектуального и эмоционального» [8, с. 604].
Библиографический список
1. Агеева З. А., Гриценко М. С. Социаль- МарГУ, 2010. но-психологическая природа и феноменология обидчивости // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Естественные, общественные науки». - 2009. - Вып. 1. Педагогика. Психология. Социальная работа. - С. 19-23.
2. Апуневич О. А. Коррекция обиды и обидчивости в подростковом возрасте // Психологическая коррекция как фактор обеспечения безопасности развития личности. - Череповец: Изд-во ЧГУ, 2011. - С. 44-95.
3. Апуневич О. А. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. -Череповец, 2001. - 210 с.
4. Бганба М. Ч. Прямые и косвенные номинации концепта «обида» в английском языке: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2010. - 217 с.
5. Гусаков Н. Ю. Обида: психогенез деструктивного поведения. - Йошкар-Ола:
123 с.
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
7. Набатова М. А. Социально-педагогическая помощь младшим школьникам в преодолении обид: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2005. - 19 с.
8. Орлов Ю. М. Обида. Вина. - М.: Слайдинг, 2004. - 96 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
10. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. - СПб.: Наука: Университетская книга, 1999. - 231 с.
11. Эмих Т. А. Концепт «обида» в лингво-куль-турном контексте: дис. ... канд. филол. наук. -СПб., 2005. - 191 с.
12. Brudholm T. Resentment's Virtue. Jean Amery and the Refusal to Forgive. - Philadelphia: Temple University Press, 2008. - 235 p.
Поступила в редакцию 20.02.2016
Pechin Yurij Vasilievich
Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof., Novosibirsk State Agrarian University, pechin65@mail.ru, Novosibirsk
RESEARCHES OF RESENTMENT IN THE RUSSIAN PSYCHOLOGY: CURRENT STATE AND PROSPECTS
Abstract. The article provides the short review of the Russian researches in the field of psychology of resentment. In general this direction only starts developing, there is an insignificant number of scientific works. Researches of such authors as O. A. Apunevich, M. A. Nabatova, T. A. Emikh, Z. A. Ageeva, N. Yu. Gusakov are noted. Traditionally the resentment is considered as negative emotion in response to the unfair relation from the offender, allocates a variety of psychological resentment function, geves classification of its types. However the interpretation of resentment as jet emotion bars the way to adequate comprehension of this phenomenon. It is methodologically more preferable to consider resentment as process and the same time as cognitive, emotional (affective) and volitional phenomenon.
Keywords: resentment, touchiness, psychology of emotions, personality, Russian psychology.
References
1. Ageeva, Z. A., Gritsenko, M. S., 2009. Sotsial'no-psikhologicheskaja priroda i fenom-enologija obidchivosti [Social and psychological character and phenomenology of touchiness]. Vest-nik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija "Estestvennye, obshchestvennye nauki". Ped-agogika. Psikhologiia. Sotsial'naia rabota [Ivanovo State University Bulletin. Series "Natural, Social Sciences". Pedagogy. Psychology. Social work], pp. 19-23 (in Russ.).
2. Apunevich, O. A., 2011. Korrektsija obidy i obidchivosti v podrostkovom vozraste [Correction
of resentment and touchiness in adolescence]. Psik-hologicheskaja korrektsija kak faktor obespechenija bezopasnosti razvitija lichnosti [Psychological correction as a factor of safety of development of the personality]. Cherepovets: ChSU Publ., pp. 44-95 (in Russ.).
3. Apunevich, O. A., 2001. Psikhologichesk-ie osobennosti preodolenija obidy i obidchivosti v podrostkovom vozraste [Psychological features of overcoming resentment and touchiness in adolescence]. Cand. Sci. (Psychol.). Cherepovets, 210 p. (in Russ.).
4. Bganba, M. Ch., 2010. Prjamye i kosvennye nominacii koncepta «obida» v anglijskom jazyke [Direct and indirect category "offense" concept in English]. Cand. Sci. (Philol.). Moscow, 217 p. (in Russ.).
5. Gusakov, N. Iu., 2010. Obida: psikhogenez destruktivnogo povedenija [Resentment: psychogen-esis of destructive behavior]. Joshkar-Ola: MarSU Publ., 123 p. (in Russ.).
6. Il'in, E. P., 2001. Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. St. Petersburg: Piter, 752 p. (in Russ.).
7. Nabatova, M. A., 2005. Sotsial'no-pedagog-icheskaja pomoshch' mladshim shkol'nikam v pre-odolenii obid [Social and pedagogical help to younger school students in overcoming of resentment]. Cand. Sci. (Pedag.). Kostroma, 19 p. (in Russ.).
8. Orlov, Yu. M., 2004. Obida. Vina [Resentment. Wines]. Moscow: Slaiding, 96 p. (in Russ.).
9. Rubinshtein, S. L., 1999. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of the general psychology]. St. Petersburg: Piter Kom Publ., 720 p. (in Russ.).
10. Sheler, M., 1999. Resentiment v strukture moralei [Resentment in the structure of morals]. St. Petersburg: Nauka; Universitetskaja kniga, 231 p. (in Russ.).
11. Jemih, T. A., 2005. Koncept "obida" v ling-vo-kul'turnom kontekste [The concept of "resentment" in the linguistic and cultural context]. Cand. Sci. (Philol.). St. Petersburg, 191 p. (in Russ.).
12. Brudholm, T., 2008. Resentment's Virtue. Jean Amery and the Refusal to Forgive. Philadelphia: Temple University Press, 235 p.
Submitted 20.02.2016