УДК 115 : 378 + 33
Наталья Николаевна Солопова
(кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Алтайского государственного университета, Барнаул)
E-mail: [email protected]
Нина Анатольевна Шутова
(кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Алтайского государственного университета, Барнаул)
E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Процесс принятия экономических решений основан не только на факторах рациональности. На него оказывают влияние общепсихологические компоненты и социально-психологические механизмы, поэтому при составлении учебных программ целесообразно усиливать психологическую подготовку будущих специалистов. При выборе соответствующих методик преподавания необходимо использовать элементы психологического анализа.
Ключевые слова: методика преподавания экономических дисциплин, психологический анализ, рабочая сила, качественные характеристики высококвалифицированной рабочей силы, экономическое поведение, мотивация, активные методы обучения.
Natalya N. Solopova
(Candidate of Economic Science, Associate Professor, Altai State University, Barnaul) E-mail: [email protected]
Nina A. Shutova
(Candidate of Economic Science, Associate Professor, Altai State University, Barnaul) E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF METHODOLOGY OF TEACHING OF ECONOMIC DISCIPLINES
The process of acceptance of economic decisions is based not only on the factors of rationality. Psychological components and socially-psychological mechanisms have influence on the process of making decision. Therefore, at drafting of on-line tutorials it is expedient to strengthen psychological preparation of future specialists. At the choice of corresponding methodologies of teaching, it is necessary to use the elements of psychological analysis.
Keywords: methodology of teaching of economic disciplines, psychological analysis, labour force, quality descriptions of highly skilled labour force, economic behavior, motivation, active methods of educating.
Развитие рыночной экономики в России требует формирования новых качественных характеристик высококвалифицированной рабочей силы, т.е. специалистов с высшим образованием. Особое значение приобретают социально-психологические, индивидуально-психологические (личностные) характеристики специалистов, поэтому в системе высшего образования при формировании профессиональных знаний и навыков у студентов необходимо совершенствовать методику преподавания экономических дисциплин с использованием элементов психологического анализа. На смену традиционного подхода в преподавании, результатом
которого является формирование системы знаний, должны прийти новые образовательные технологии, необходимость которых вызвана новыми требованиями к профессиональной деятельности выпускников вузов.
В определенном смысле выбор профессии - это принятие экономического решения на основе осмысления различных факторов и не только экономических [1, с. 118]. Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, осмысление, понимание ситуации и себя в ней, т.е. когнитивные (познавательные) компоненты; субъективное отношение, окрашенное чувствами, т.е. аффективные (эмоциональные) компоненты. Однако наи-
большее внимание в полемике экономистов и психологов о рациональности экономической деятельности и поведения концентрируется на принятии экономического решения, в том числе и выбор профессии и учебного заведения, при отсутствии определённой информации о результате. Неопределённость остаётся постоянной, иногда доминирующей особенностью условий существования человека [2, с. 25]. Тем не менее экономические стимулы в выборе профессии в последнее время становятся наиболее значимыми.
Несмотря на очевидные элементы рациональности в выборе профессии и учебного заведения, психология поведения студента основана на иной рациональности, а именно — достижение максимального результата при минимуме затрат, сводится к стремлению получить высшую оценку при минимальных усилиях. На наш взгляд, преодолеть данную психологическую установку студентов позволит совершенствование методики преподавания экономических дисциплин на основе использования элементов психологического анализа.
Методика преподавания экономических дисциплин должна способствовать психологической перестройке студента. Однако возникает целый ряд вопросов: что именно в структуре психологии студента требует перестройки; в чём сущность самой психологической перестройки личности, какие изменения претерпевает её психология; какие трудности могут встретиться; как можно их преодолеть и т.д. Попытаемся ответить хотя бы на часть этих вопросов.
В структуре психологии студента необходимо перестраивать индивидуальную образовательную концепцию. Индивидуальная образовательная концепция (ИОК) представляет, на наш взгляд, способ понимания и трактовки проблем познавательной деятельности студента. В составе ИОК разных студентов есть общие, особенные и единичные черты, она формируется на основе личностного осмысления экономической ситуации применительно к конкретному человеку. ИОК - это не какая-то черта, особенность или признак личности, в целостная её характеристика под углом зрения объективных условий преподавания дисциплин в учебном заведении. Она строится на базе потребностей и способностей студента и вбирает в себя все её интеллектуальные и эмоционально-волевые свойства, соотнесённые с системой объективных требований к деятельности студента. В структуре психологии студента ИОК выполняет целый ряд взаимосвязанных функций, в том
числе: интегративно-системообразующую (поддерживает системность мышления студента, преобразуя всю поступающую информацию); селективную (вбирает в себя не всю информацию, а часть обычно отсеивается); функцию целеобразования (в структуре ИОК студента заданы в начальной форме основные цели, которые для него предпочтительны); мо-тивационную (ИОК определяет «энергетическую поддержку» выполнению каждой новой учебной задачи, встающей перед студентом, степень напряжения сил); объяснительную (ответы на возникающие в учебной деятельности вопросы о причинно-следственных связях явлений и событий); прогностическую (в ИОК в неявной форме содержатся прогностические оценки учебного процесса) и т.д.
Очевидно, что индивидуальных концепций столько же, сколько студентов. Точно так же, как нет двух людей с совершенно тождественной психологией, нет и не может быть двух абсолютно совпадающих во всех деталях индивидуальных образовательных концепций. Следовательно, невозможно выработать единую «технологию» психологической перестройки, приемлемую для всех студентов.
Психологическое восприятие экономических дисциплин зависит и от возрастной группы студентов, так на старших курсах учебная деятельность студента становится всё более осмысленной, отношение к учёбе более серьёзным [3, с. 43]. Это, на наш взгляд, должно найти отражение и в методике преподавания экономических дисциплин, которая обязательно должна учитывать психологические особенности различных групп студентов. Представляется целесообразным включение в число обязательных к изучению дисциплин экономической психологии, так как экономическое поведение индивида не всегда основано на стремлении к рациональности, оно может быть принято на основании эмоции или привычки, тогда вместо максимально выгодного решения осуществляется менее психологически затратное.
В преподавательской деятельности необходимо учитывать и такие факторы, как возраст обучаемых, состав и степень подготовленности аудитории, профессиональную направленность слушателей, а также закономерности психического отражения хозяйственных отношений, проявляющихся в форме экономического поведения субъектов хозяйственной деятельности [4, с. 110]. Экономическая психология позволяет исследовать влияние экономических процессов на психологию отдельных индивидов и социальных групп.
Методика преподавания тесно связана с другими науками, в частности, с психологией. Преподаватель для успешной деятельности должен знать основные принципы общей психологии, психологии образования, психологические принципы, основные психологические закономерности [5, с. 17]. Основная цель преподавателя — активизировать мыслительную деятельность студентов с целью формирования у них научного экономического мышления.
Обучение только методике преподавания экономических дисциплин является неполным, поскольку без знания вопросов дидактики, психологии обучения и экономической психологии весьма сложно раскрыть специфику изучения экономических процессов и явлений, рассматривая лишь общие методические приемы и формы изучения экономической теории. В процессе преподавания курсов экономической теории, микро- и макроэкономики в бакалавриате (особенно в последние годы) на первом году обучения студентов преподаватели всё чаще сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие у студентов младших курсов умения анализировать, сравнивать, сопоставлять изучаемый в курсе материал, неумение использовать имеющиеся базовые знания по предшествующим темам курсов для исследования содержания более сложных экономических процессов.
Важнейшая цель методики преподавания - показать взаимосвязь образовательных технологий с ролью знаний в экономическом развитии. Процессы экономического развития, их противоречивость и сложность предъявляют новые требования к системе подготовки специалистов (профессионалов-исследователей), умеющих применить полученные в ходе изучения экономических дисциплин знания к новым ситуациям; использовать научные обобщения, выявленные законы и закономерности развития экономических процессов для решения экономических проблем.
Полученные в ходе изучения экономических дисциплин умения воспроизводить специальную информацию, включая факты, понятия, принципы и законы развития экономических процессов, являются недостаточными для оценки экономической ситуации. Задачей преподавателя является формирование у студентов умения применить полученные знания в ходе анализа экономических явлений микро- и макроуровня, умения выявлять взаимосвязь и взаимовлияние отдельных экономических явлений, умения на основе анализа и синтеза вырабатывать ценностные, аргументированные суждения
об идеях, теориях, направлениях развития экономики и т.п.
Преподаватели в ходе своей работы должны опираться на знание не только методики преподавания, но и на знание психолого-педагогических аспектов процесса обучения, специфики «частной» дидактики, т.е. теории обучения отдельным дисциплинам или в определенных учебных заведениях. Общая дидактика концептуально дает возможность определить развитие «частных» дидактик, позволяющих выявить главные, сущностные черты и характеристики конкретного образовательного процесса.
Вузовское обучение, базируясь на учете возрастных, социально-психологических и индивидуальных особенностях студентов, должно быть направлено на получение студентами знаний, необходимых для их будущей практической деятельности, должно иметь профессиональную направленность обучения и воспитания, создавать условия соединения обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.
В теории преподавания в настоящее время доминируют две парадигмы обучения: объективистских и конструктивистский подходы.
При объективистском подходе знания и навыки, необходимые для решения поставленных вопросов и проблем, определяются преподавателями и передаются студентам. Преподаватели в данном случае занимают активную позицию, предоставляя и объясняя учебный материал, руководя обучаемыми при усвоении ими материала.
Традиционная организация учебного процесса в университете предполагает в основном использование односторонней формы коммуникации в качестве способа передачи знаний. Такая форма организации учебного процесса имеет существенный недостаток, состоящий в пассивности студента во время занятий, так как его основная функция — слушание.
Исследования показывают, что при преимущественно пассивном восприятии информации студенты сохраняют в памяти 10% прочитанного; 20 % — услышанного; 30 % — увиденного; 50 % — увиденного и услышанного; 80 % — того, что говорили сами; 90 % — того, что делали сами [6, с. 69]. Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствуют его идентификации, реализации в повседневной жизни.
Состояние конкурентной среды диктует качественно новые правила организации
образования. Современный подход (конструктивный подход) к обучению ориентирован на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.
При конструктивистском подходе обучаемые должны сами развивать базу знаний решения поставленных проблем, эти знания по большей части не передаются преподавателями. Новая информация должна расширять имеющиеся знания и навыки таким образом, чтобы их можно было использовать при решении комплексных проблем.
Интерактивное обучение представляет собой способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, т.е. все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные проблемы, моделируют ситуации, обмениваются информацией, оценивают действие коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
Интерактивные формы обучения предполагают четкую постановку цели обучения, определение связи с изучаемым предметом, требуют активного использования возможностей 1Т-технологий, технического оснащения учебного процесса, специального программного оснащения.
Конструктивистский подход основывается на следующих принципах:
1 )Ситуативность на основе подлинных проблем. Исходным пунктом обучения служат подлинные и комплексные ситуации, которые благодаря своей связи с действительностью и профессиональной актуальности инициируют учебный процесс и предотвращают приобретение так называемых инертных знаний.
2 )Обучение во множественных контекстах: приобретенные знания и навыки не привязываются к определенной ситуации, а подход способствует применению полученных знаний при анализе иных ситуаций.
3 )Обучение с учетом разных перспектив.
4 )Обучение в социальном контексте. При этом сотрудничество обучаемых друг с другом, а также с экспертами (преподавателями) является существенной составляющей учебного процесса и процесса решения проблем с последующим их обсуждением.
При разработке концепций обучения по экономическим дисциплинам особую роль играют такие формы действий, как ролевые игры, проекты, исследования на предприятиях, сценарии, деловые игры, моделирование производственных процессов и ситуаций, проектирование бизнес-планов и различных программ, кейсы, т.е. исследования конкретных ситуаций и т. д.
В связи со стремлением приблизить занятия к практике изучения конкретных случаев, способствовать развитию самостоятельного поиска информации и методов принятия решений в проблемных ситуациях все большее применение в образовательных учреждениях разного уровня получает такой метод активного обучения, как кейс-стади. Данный метод позволяет формировать ключевые профессиональные компетенции в процессе обучения: коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем информации, принимать решения в условиях стресса и недостаточной информации. В этом своем качестве он выступает как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий, которая является «каркасообразующим» элементом обучения в классической университетской системе образования.
Интерактивные методы обучения, в частности метод кейс-стади, в том случае, если они отражают суть профессиональной деятельности, формируют профессиональные качества специалистов, являются своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.
Задачей преподавания экономических дисциплин должно стать формирование и развитие у студентов научного экономического мышления, способности решать различные экономические проблемы. Существенным аспектом профессиональной компетентности является способность будущего специалиста решать задачи, определяемые условиями реальной профессиональной деятельности. В настоящее время профессиональная компетентность выпускника — важный показатель успешности образовательного учреждения.
Главная задача образования, которое в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений, — развитие и применение в процессе подготовки специалистов таких образовательных технологий, которые способствуют трансформации теоретических знаний в практические умения уже на стадии освоения материала студентом. Вузам необходимо не только обеспечить выпускников
прочными, системными, глубокими теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, но и подготовить кадры, способ-
ные к самостоятельной научной и инновационной деятельности, обладающими организаторскими способностями и умениями.
Библиографический список
1.Соколинский В.М. Психологические основы экономики : учебное пособие для вузов. - М., 1999.
2.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М., 2001.
3.Газалиев А.М., Егоров В.В., Огольцова Е.Г. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 8.
4.Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии : учебное пособие. - СПб., 2006.
5.Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М., 2007.
6.Гущина Л.А. Технология кейс-стади как средство, повышающее уровень подготовки специалистов нового поколения // Педагогика: традиции и инновации : материалы Междунар. науч. конф. — Челябинск, 2011. — Т. II.
References
1.Sokolinskiy V.M. Psikhologicheskie osnovy ekonomiki: Student's book for Universities. - M., 1999.
2.Smirnov S.D. Pedagogika i psikhologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti. - М., 2001.
3.Gazaliev A.M., Egorov V.V., Ogol'tsova E.G. Psikhologicheskie osobennosti studenta i aktivizatsiya ego poznavatel'noy deyatel'nosti // Alma mater. - 2011. - № 8.
4.Karandashev V.N. Metodika prepodavaniya psikhologii: Uchebnoe posobie. - SPb., 2006.
5.Gal'perin P.Ya. Lektsii po psikhologii. - М., 2007.
6.Gushchina L.A. Tekhnologiya keys-stadi kak sredstvo, povyshayushchee uroven' podgotovki spetsialistov novogo pokoleniya // Pedagogika: traditsii i innovatsii: Proceedings of the International Scientific Conference. — Chelyabinsk, 2011. — V. II.