Научная статья на тему 'Профессиональное и педагогическое мастерство преподавателя — залог успешной реализации современных образовательных технологий'

Профессиональное и педагогическое мастерство преподавателя — залог успешной реализации современных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКИ И ПСИХОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATION CONTINUITY / HIGH SCHOOL / EDUCATION TECHNOLOGIES / METHODS AND PSYCHOLOGY OF TEACHING / PERSONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ухина Татьяна Викторовна

Статья посвящена проблемам современного образования. Автор подчеркивает необходимость нового профессионального мышления преподавателя, умелого сочетания психологических и педагогических знаний, овладения технологией обучения как системой методов, наиболее приближенных к будущей профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется накопленному опыту и результативности различных образовательных технологий, используемых в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of modern education. The author marks the necessity of a teacher's new professional thinking, efficient collaboration of psychological and pedagogic skills and acquirement of education technology as a system of methods closest to the future professional activity. The article pays special attention to the acquired experience and efficiency of different educational technologies that are used in the process of education.

Текст научной работы на тему «Профессиональное и педагогическое мастерство преподавателя — залог успешной реализации современных образовательных технологий»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ - ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ухина Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, РФ

The article considers the problems of modern education. The author marks the necessity of a teacher’s new professional thinking, efficient collaboration of psychological and pedagogic skills and acquirement of education technology as a system of methods closest to the future professional activity. The article pays special attention to the acquired experience and efficiency of different educational technologies that are used in the process of education.

Статья посвящена проблемам современного образования. Автор подчеркивает необходимость нового профессионального мышления преподавателя, умелого сочетания психологических и педагогических знаний, овладения технологией обучения как системой методов, наиболее приближенных к будущей профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется накопленному опыту и результативности различных образовательных технологий, используемых в учебном процессе.

Keywords: education continuity, high school, education technologies, methods and psychology of teaching, personal potential

Ключевые слова: непрерывность образования, высшая школа, образовательные технологии, методики и психология преподавания, личностный потенциал

Для всего познаваемого существуют пути, посредством которых оно познается.

Авиценна

Определяющей задачей высшего образования на современном этапе является обеспечение высоко результативного обучения и подготовки квалифицированных кадров, основу которого должна составлять современные образовательные технологии. Это требование продиктовано велением времени, ростом научно-технического прогресса, достижением современной научной мысли, развитием технологий в первую очередь информационных, возросшими требованиями научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Ключевыми вопросами в реализации государственной политики в области подготовки кадров является воспитание разносторонней личности-гражданина через систему непрерывного образования [1]. Высшему образованию отводится особое место в системе непрерывного образования.

Сегодня деятельность преподавателя высшей школы должна быть ориентирована на соз-

дание условий для образования, формирования потребностей и способностей личности в учебном процессе. Преподавателю высшей школы постоянно приходится решать ряд сложных задач, вызванных рядом объективно протекающих процессов, к которым следует отнести увеличение миграционных потоков и рост числа иностранных студентов, слабо владеющих государственным языком, различный базовый уровень подготовки студентов, недостаточную научно-техническую оснащенность. Преподавателю высшей школы постоянно приходится решать вопросы: для чего учить? как учить? чему учить? Необходимо находить правильное решение этих вопросов. Где ключ к успеху? Далеко не секрет, что в квалификации преподавателя высшей школы есть две грани, они освещаются двумя науками: специальной и педагогической. И ответ на возникающие вопросы кроется в знании основных законов, положений педагогической науки с соответствующей их интерпретацией, учетом особенностей обучаемых. Из вышесказанного сам собой напрашивается вопрос. Сколь успешно реализуется двуединое начало квалификации каждого преподавателя

43

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

высшей школы? Ответ очевиден: к специальной подготовке и мастерству, как правило, претензий нет, а вот педагогическая составляющая оставляет желать лучшего.

Коренные общественные преобразования, современные, подчас жесткие требования к человеку — личности — индивиду требуют пересмотра профессионально-педагогических компетенций. На наш взгляд, необходима стройная теория критериев педагогического процесса, которая ляжет в основу профессионализма преподавателя.

Вне зависимости от научных знаний по специальности, преподаватель высшей школы обязан владеть педагогическим минимумом, определенной суммой психологических и педагогических знаний, методикой и психологией преподавания. Именно с таким арсеналом подготовки он должен приступать к учебному процессу.

Социально-экономические перемены, стремительно меняющееся мировоззрение и поведение обучающейся молодежи требует от преподавателя нового профессионального мышления, овладения технологией обучения как системой методов, наиболее приближенных к будущей профессиональной деятельности обучаемых.

Акцентирование внимания к данной проблеме вызвано еще и тем, что развал Советского Союза, неразбериха «лихих 90-х», форсированный переход к новой экономической системе отодвинули на задний план общечеловеческие ценности, что привело к ослаблению нравственно-патриотического воспитания молодежи.

Сегодня, как никогда, перед преподавателями высшей школы стоят грандиозные задачи воспитания молодежи на основе идеологии национального возрождения, познания общечеловеческих ценностей, любви к родине, семье, природе, сохранении традиций, приумножении культурных, научных, нравственных ценностей, формировании активной гражданской позиции и здорового образа жизни, воспитании потребностей интеллектуального культурного и нравственного развития. И как показывает многолетняя практика, традиционными формами обучения и воспитания теперь не обойтись. Реалии жизни диктуют условия введения в практику обучения новейших педагогических и информационных технологий. Немаловажная роль должна быть отведена реализации механизма интеграции образования

с наукой и производством. Особое место должно отводиться взаимовыгодному сотрудничеству в области высшего образования с зарубежными странами.

Как известно, образовательный процесс в высшей школе характеризуется своим содержанием. Именно он направлен на реализацию задач формирования личности будущего специалиста. Долгое время в практике высшей школы применялся знаниево-ориентирован-ный подход. Результатом духовного богатства человека признавалось знание. Знаниям отводился абсолютный уровень, личность отодвигалась на задний план, научное ядро знаний строго регламентировалось.

Современный этап образования требует иного подхода. Особую значимость обретает личностно-ориентированный подход, направленный на развитие целостного человека, его природных, социальных и культурных начал. Представителями личностно- ориентированного подхода являются И.Я. Лернер, М.Н. Скат-кин, В.С. Лебедев, Б.М. Бим-Бада и др.

Определяющим, согласно их теории, становится гуманное отношение к личности, становление и развитие ее индивидуальности, возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. И что особенно важно, данный подход предоставляет возможность свободного выбора содержания образования.

Современный уровень развития общества, культуры, научного знания ставит перед преподавателем высшей школы задачи максимального развития возможностей студентов.

Современный преподаватель высшей школы должен стремиться, учитывая общественные и индивидуальные потребности обучаемых, владея современными приемами техники и технологий обучения, формировать и закреплять развивающие, познавательные и воспитательные цели.

Дидактика вуза оперирует различными подходами. Они, как правило, определяются условиями вуза и реализуются посредством специфических принципов вузовского обучения.

К общим тенденциям следует отнести:

— сближение учебной работы с научной;

— активизацию студента к самостоятельной,

познавательной и учебной деятельности;

— высокую профессиональную содержательность учебных дисциплин.

Главным проводником в реализации вузовской дидактики выступает преподаватель.

44 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1

Профессиональное и педагогическое мастерство преподавателя - залог успешной...

И снова возникают вопросы: насколько классические методы, приемы, формы и средства обучения способны в полной мере реализовать вузовскую дидактику? Как пробудить интерес к научной деятельности? Как активизировать познавательные процессы и где кроется критерий оценки профессиональной содержательности учебных дисциплин?

За годы обучения в вузе посредством включения в различные виды деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками у студентов формируются основные черты личности. В зависимости от разнообразия форм деятельности возникают и формируются устойчивые потребности, мотивы, склонности, интересы, чувства и способности, как общие, так и специальные. Здесь снова следует вспомнить о втором компоненте преподавателя высшей школы — педагогическом мастерстве, который позволяет с учетом возрастных особенностей умело ориентироваться, дозировать, чередовать виды деятельности, использовать интерактивные технологии, результатами которых будут не только эффективность образовательной, но и воспитательной деятельности.

От выбора техники и технологий обучения зависит еще один важный показатель — интерес к обучению как эмоционально-окрашенное, положительное, избирательное отношение к процессу овладения знаниями, умениями, навыками.

Стоит отметить влияние интерактивных форм обучения на повышение познавательной активности студентов, которая не является врожденной, а формируется в процессе деятельности при условии умелого руководства преподавателем. Результатом работы в этом направлении являются проявление глубокого интереса к знаниям, направленность внимания умственных и физических сил на достижение целей и как следствие возникновение интерпретирующей аппликативной и продуктивной активности. Подобные трансакции в конечном итоге ведут к познавательной самостоятельности, проявляющейся в следующих признаках:

• стремление и умение самостоятельно мыслить;

• находить оригинальные способы решения поставленных задач;

• формировать критический подход к суждению других;

• иметь собственные независимые суждения.

Какие же активные приемы обучения приводят к желаемым результатам, и что кроется в понятии «интерактивная психология»? Давно набили оскомину традиционные лекции и семинары, пресловутые презентации и так называемые интерактивные доски. Альтернативой этому должна стать профессиональная педагогическая подготовка и переподготовка преподавателей высшей школы по современным формам и авторским методикам, где сам преподаватель невольно становится и обучаемым, и обучающимся.

Современной высокоэффективной технологией обучения в высшей школе является проблемное обучение, или технология развивающего обучения. Именно проблемное обучение стимулирует активный познавательный процесс и формирует так недостающий в наших вузах стиль исследовательского мышления. Не будем останавливаться на тонкостях этой формы обучения, это задача обучающих курсов. Отметим лишь, что именно эта форма обучения обладает неограниченными возможностями активизации познавательной деятельности студентов.

Одной из форм, активизирующих и интенсифицирующих деятельность обучающихся, является использование игровых технологий. Игра как метод обучения используется в качестве самостоятельных технологий для освоения тем, разделов, блоков учебного предмета. Особую значимость эта форма обучения приобретает при балльно-рейтинговой системе оценки знаний, выступая в качестве промежуточного или рубежного контроля. Опираясь на личный опыт, мы считаем, что студентов целесообразно вовлекать не только в ролевую часть деловой игры, но и непосредственно в ее подготовку. Это пробуждает интерес, глубокое изучение означенных проблем, вырабатывает креативный подход к реализации поставленных целей.

Кроме познавательных, практических, развивающих, трудовых и общеучебных умений, с помощью игр можно воспитывать необходимые качества, такие как умение сотрудничать, коллективизм, общительность, коммуникабельность, нравственная этика и мировоззренческие установки. Если говорить о новом технологическом подходе к деловой игре, то следует отметить, что он заключается в имитации модели производства, порождении потребности в знаниях и их практическом использова-

45

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Рис. 1. Деловая игра. Планирование на предприятии

нии, саморегулировании действий и деятельности самих студентов.

Кроме отработки необходимых практических навыков по дисциплине, деловая игра формирует у будущего менеджера умение работать в команде, способствует развитию самоконтроля и ответственности [2]. Использование деловой игры как формы оценки знаний студентов в промежуточном и рубежном контроле позволяет объективно оценить уровень усвоения материала по всему блоку. Одной из таких методик является разработка структурно-логических схем мини-группами, где разрабатываемая и защищаемая проблема определяется с помощью жеребьевки (рис. 1).

Иного способа, как быть готовым по всем заранее означенным преподавателем проблемным вопросам, у студентов нет. Обсуждение, логика построения схем, образность подачи материала, групповая работа и защита позволяют не только закрепить, но и надолго запомнить пройденный материал (рис. 2).

Особое место среди современных образовательных технологий отводится занятиям на производстве. Уместно вспомнить слова Конфуция «Расскажи мне, и я услышу, покажи мне, и я увижу. Я сделаю, и я пойму». Именно эта фраза емко отражает идею выездного занятия, где теория и практика становятся единым целым, где появляется возможность ознакомиться с миссией и философией фирмы, своими глазами увидеть технологию и организацию производства, реализацию управленческих функций, определить стратегию бизнеса и способы ее воплощения. Занятия на производстве вызывают живой интерес у студентов. Дальнейшее обсуждение на аудиторных занятиях зачастую порождает бурные

дискуссии, критическую оценку и собственное видение ситуации на производстве, рождает идеи и, что немаловажно, воспитывает любовь к избранной профессии, ощущение важности и ответственности работы по избранной специальности (рис. 3, 4).

Мастер-классы уверенно входят в образовательный процесс. Что стоит за этим емким понятием? В первую очередь, на наш взгляд, это возможность получить уникальные практические сведения и навыки из уст профессионалов бизнеса, руководителей муниципального и федерального уровней управления (рис. 5).

В прошлом учебном году нами апробирована новая интерактивная технология — диалог с руководителем (рис. 6).

Указанная форма проведения занятия превзошла все ожидаемые результаты. Занятие проводится в одной учебной группе. Студентам разрешается задавать любые интересующие их вопросы. И диапазон волнующих тем варьируется от вопросов, как устроиться на работу без опыта и стажа работы, как вести себя на собеседовании и зарекомендовать себя с лучшей стороны за один месяц испытательного срока, до проблем микро- и макроэкономики. Волнуют студентов и вопросы о личностных качествах руководителя. Указанная форма занятий предоставляет уникальный материал не только студентам, но и преподавателям, подкрепляет практикой накопленные теоретические знания и дает возможность глубже понять те проблемы, которые волнуют современную молодежь с точки зрения будущей профессии.

ФГБОУ ВпО «РГУТиС» располагает достаточной материально-технической базой для проведения тренингов, семинаров, курсов повышения квалификации не только работни-

Рис. 2. Деловая игра. Рубежный контроль

46 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1

Профессиональное и педагогическое мастерство преподавателя - залог успешной...

Рис. 3. Занятие на производстве. Планирование на предприятии

Рис. 4. Занятие на производстве. Планирование на предприятии

ков сферы туризма и сервиса, но и педагогических кадров. Отзывы участников подобных мероприятий позволяют сделать вывод, что опыт педагогического мастерства и современных образовательных технологий, накопленный преподавателями РГУТиС, может быть использован в качестве обучающих программ повышения квалификации преподавателей высшей школы, а приобретенные знания и навыки педагогического мастерства, в том числе в обла-

Рис. 6. Диалог с руководителем. Планирование на предприятии

сти современных образовательных технологий, позволят в условиях непрерывного образования обеспечить формирование условий, активизирующих инновационный личностный потенциал в учебной деятельности, активнее претворять в жизнь государственную политику в области подготовки кадров и реализации стратегического плана развития РГУТиС в области эффективной научно-образовательной деятельности [3].

Рис. 5. Мастер-класс проводит коммерческий директор «Арт-отель Пушкино» Е.А. Проценко

Литература

1. Ларионова А. А. Подготовка бакалавров менеджмента в условиях новых стандартов // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 3. С. 67-75.

2. Дусенко С.В. Возможности и ограничения на пути развития дополнительного образования в сфере туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 3. С. 49-56.

3. Джанджугазова Е.А. Туристическое образование в контексте новых требований к формированию современного образовательного продукта высшей школы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 3. С. 30-38.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.