6. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации. Еженедельник «Школьный психолог». 2011, 31: 34 - 40.
7. Семаго М. Сопровождение - это... Школьный психолог. 2003, 35: 20 - 21.
8. Швецова М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи. Москва, 2013.
9. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт-Петербург: Речь, 2001.
10. Гудкова Т.В., Тверетина М.А. Основные направления психологического сопровождения личности обучающегося с ОВЗ в условиях реализации ФГОС. Вестник педагогических инноваций. 2016; № 2 (42): 106 - 113.
11. Прудникова С.В. Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска, в процессе введения и реализации ФГОС НОО. Образование: традиции и инновации материалы
V Международной научно-практической конференции. 2014: 374 - 377.
12. Кузнецова Н.С. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ. Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017: 89 - 92.
References
1. Dal' V.I. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka: slovar'. Moskva: 'Eksmo, 2007.
2. Bardier G., Romazan I., Cherednikova T. Ya hochu! Psihologicheskoe soprovozhdenie estestvennogo razvitiya malen'kih detej. Kishinev: VIRT; Sankt-Peterburg: DORVAL'', 1993.
3. Zhdanova M.A., Kazakova E.I., Shipicyna L.M. Psihologo-pedagogicheskoe konsul'tirovanie i soprovozhdenie razvitiya rebenka. Moskva: VLADOS, 2003.
4. Bityanova N.R. Organizaciya psihologicheskoj raboty vshkole. Moskva: Sovershenstvo, 1997.
5. Ovcharova R.V. Prakticheskaya psihologiya v nachal'nojshkole. Moskva: TC «Sfera», 2013.
6. Osuhova N.G. Psihologicheskoe soprovozhdenie sem'i i lichnosti v krizisnoj situacii. Ezhenedel'nik «Shkol'nyjpsiholog». 2011, 31: 34 - 40.
7. Semago M. Soprovozhdenie - 'eto... Shkol'nyj psiholog. 2003, 35: 20 - 21.
8. Shvecova M.N. Cocial'no-psihologicheskoe soprovozhdenie zameschayuschejsem'i. Moskva, 2013.
9. Mamajchuk I.I. Psihologicheskaya pomosch' detyam s problemami vrazvitii. Sankt-Peterburg: Rech', 2001.
10. Gudkova T.V., Tveretina M.A. Osnovnye napravleniya psihologicheskogo soprovozhdeniya lichnosti obuchayuschegosya s OVZ v usloviyah realizacii FGOS. Vestnik pedagogicheskih innovacij. 2016; № 2 (42): 106 - 113.
11. Prudnikova S.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie uchaschihsya s OVZ, obuchayuschihsya v special'nyh (korrekcionnyh) klassah VII vida MAOU SOSh № 43 g. Chelyabinska, v processe vvedeniya i realizacii FGOs NOO. Obrazovanie: tradicii i innovacii materialy
V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 374 - 377.
12. Kuznecova N.S. Psihologicheskoe soprovozhdenie detej s ZPR v ramkah realizacii FGOS NOO OVZ. Vzaimodejstvie nauki i obschestva: problemy i perspektivy sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 3 chastyah. 2017: 89 - 92.
Статья поступила в редакцию 12.02.18
УДК 19
Sultanova Z.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior researcher, Department of Traditional Culture and Folklore,
Institute of History and Archaeology (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Gabulova I.M., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology of the South Ossetian State University (Tskhinval,
North Ossetia-Alania), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF BASIC INTERGENTIAL EXPERIENCE OF SOUTHERN AND NORTHERN OSSETIANS.
The article discusses the basic existential experiences of southern and northern Ossetians. The authors analyze such existential categories as responsibility, freedom, dissatisfaction, sin, fear of death, suffering, loneliness, meaninglessness. The subjective assessments of these categories - in the past, present and future - helps to diagnose the dynamics of crisis conditions in Ossetians. The most frequent basic life experiences are responsibility and freedom. In the southerners, the experience of freedom is associated with a sense of responsibility, and a weakening of the fear of death. In addition, they have actualized negative experiences in the past and anxiety for their future. More than half of the Ossetians are not satisfied with their lives. A third of the Ossetians in the north and south are experiencing a peak of spiritual crisis. The probability of a spiritual crisis and the intensity of the existential vacuum in the northern and southern Ossetians are identical.
Key words: northern Ossetians, southern Ossetians, basic existential experiences, responsibility, freedom, "spiritual crisis" method, L. Voskovskaya (Shutova) and A. Lyashuk.
З.В. Султанова, канд. психол. наук, ст. науч. сотр. отдела традиционной культуры и фольклора, Институт
Истории и Археологии РСО-Алания, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания, E-mail:[email protected]
И.М. Габулова, ст. преп. каф. педагогики и психологии, Юго-Осетинсий государственный университет,
Республика Южная-Осетия - Государство Алания, г. Цхинвал, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАЗОВЫХ БЫТИЙНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЮЖНЫХ И СЕВЕРНЫХ ОСЕТИН
В статье обсуждаются базовые бытийные переживания южных и северных осетин. Авторами анализируются такие экзистенциальные категории, как ответственность, свобода, неудовлетворенность, грех, страх смерти, страдание, одиночество, бессмысленность. На основании субъективных оценок данных категорий - в прошлом, настоящем и будущем - диагностируется динамика кризисных состояний у осетин. Наиболее частыми базовыми жизненными переживаниями являются ответственность и свобода. У южан переживание свободы связано с чувством ответственности, и ослаблением страха смерти. Наряду с тем у них актуализируются негативные переживания в прошлом и тревога за свое будущее. Более половины осетин не удовлетворены своей жизнью. Треть осетин на севере и юге переживают пик духовного кризиса. Вероятности духовного кризиса и напряженности экзистенциального вакуума у северных и южных осетин идентичны.
Ключевые слова: северные осетины, южные осетины, базовые бытийные переживания, ответственность, свобода, методика «духовный кризис», Л.В. Восковская (Шутова) и А.В. Ляшук.
Базовые бытийные переживания обретают для нас особую актуальность в рамках изучения особенностей жизнеосущест-вления современными осетинами [1; 2; 3]. Фундаментальное изучение основные жизненные переживания человека, получили в
русле экзистенциальной психологии. Важные положения, наряду с суждениями В.Ф. Василюк [4], В.В. Козлова [5], И. Ялом [6] формируют базовые категории, составляющие ядро жизни человека: свобода, смерть (страх смерти), бессмысленность, одиночество,
Таблица1
Иерархия базовых жизненных переживаний в Южной Осетии
Наименование Средние
Ответственность 13
Свобода 11,3
Неудовлетворенность 6,7
Страдание 5,7
Одиночество 4,7
Страхсмерти 4,5
Бессмысленность 3,99
Грех 3,97
вина и ответственность. Л.В. Восковская (Шутова), и А.В Ляшук [7] включают в ряд экзистенциальных данных, такие составляющие как неудовлетворенность и страдание. Кроме того, исследователи предлагают вместо категории «вина» рассматривать данность «грех», аргументируя его первичностью по отношению к вине, в рамках религии. Вина является следствием греха. Данные типы, по их мнению, не только обусловливают человеческое бытие, но и являются ядром «духовного Я». В связи с этим, все психологические явления, порождаемые взаимодействием человека с указанными категориями, с большой степенью отражают явления его духовной жизни. Следовательно, порождаемые ими конфликты повышают вероятность возникновения духовного кризиса. Духовный кризис авторы рассматривают как: переживание утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события.
По замыслу авторов субъективная оценка указанных типов в прошлом, настоящем и будущем позволяет установить вероятности духовного кризиса, а также напряженности экзистенциального вакуума и ведущей тенденции в духовном развитии. Для экзистенциального вакуума, характерно состояние внутренней пустоты, которое испытывает человек, потерявший все цели своей жизни и не видящий смысла своего существования [8]. Сформулированные положения нашли свое воплощение в психологической методике «Духовный кризис», диагностирующей базовые жизненные переживания, разработанной, Л.В. Шутовой и А.В. Ляшук. Использование данного инструмента в рамках этнопсихологического исследования позволило нам раскрыть завесу взаимодействия современных осетин с такими базовыми жизненными категориями как: ответственность, свобода, неудовлетворенность, грех, страх смерти, страдание, одиночество, бессмысленность.
Выборку, отвечающей условиям репрезентативности, в нашем исследовании составили 371 человек. Из них 172 - осетины (южные), проживающие в г. Цхинвал, и 199 - осетины (северные), проживающие в г. Владикавказ. Выстроенные нами иерархии жизненных категорий на севере и юге указывает на приоритет ответственности и свободы, являющихся наиболее частыми базовыми жизненными переживаниями в Осетии (табл. 1 и 2). Их количественное проявление у южан и северян практически идентично, но несколько отлично по качеству.
На севере ответственность устойчиво коррелирует с переживанием свободы (ф=0,34; Р=0,0001). Чем выше ответственность, тем больше свободы, и наоборот. На юге переживание ответственности имеет более сложную природу, и сопряжено с ощущением свободы (ф=0,19; р=0,03), ослаблением чувств: одиночества (ф=-0,20; р=0,03), греховности (ф=-0,20; р=0,03) и бессмысленности (ф=-0,24; Р=0,008) своего существования.
Проживая свободу, южане чувствуют ответственность (ф=0,19; р=0,03) и ослабление страха смерти (ф=-0,21; р=0,02). Однако это вожделенное для южных осетин чувство сопряжено с потерей смысла жизни, депрессии и чувства вины не только в прошлом (ф=0,23; р=0,013), но и в предполагаемом будущем (ф=0,27; р=0,003). Это может быть связано с негативными переживаниями в масштабах субэтноса в прошлом и тревогой за свое будущее.
У северян переживание свободы «замешано» на ответственности (ф=0,34; р=0,0001) и сопровождается менее частой,
Таблица 2
Иерархия базовых жизненных переживаний в Северной Осетии
Наименование Средние
Ответственность 13,6
Свобода 11,3
Неудовлетворенность 6,3
Грех 5,8
Страх смерти 5,7
Страдание 4,7
Одиночество 4,5
Бессмысленность 2,7
чем у южан, тревогой за свое будущее (ф=0,18; р=0,04).
Значимо различны северяне и южане в переживании греха (р=0,001). Несмотря на то, что греховность не актуальна ни для севера, ни для юга, тем не менее, северянам чаще приходилось пребывать в этом состоянии. Кроме того, они чуть интенсивней, чем на юге переживают страх смерти (р=0,07). Между тем, осетины на юге чаще испытывали страдания (р=0,04), бессмысленность (р=0,02) жизни и того что в ней происходило.
Различия в переживании базовых жизненных категорий никоим образом не влияют на вероятность духовного кризиса и напряженность экзистенциального вакуума у осетин. По данным основных показателей методики, существенных различий не выявлено. Более того, вероятности данных дисгармоний крайне сближены (см. табл. 3).
Экзистенциальный вакуум по замыслу Виктора Франкла, характерное состояние внутренней пустоты, которое испытывает человек, потерявший все цели своей жизни и не видящий смысла своего существования.
ТаблицаЗ
Вероятность духовного кризиса и напряженность экзистенциального вакуума в Южной и Северной Осетии
Южная Осетия Северная Осетия
Вероятность духовного кризиса 37% 38 %
Напряженность Экзистенциального вакуума 42% 42%
На основании промежуточных вычислений временных коэффициентов «прошлого», «настоящего» и «будущего» мы определили направленность духовного кризиса. Последовательное сравнение этих показателей дает пять основных тенденций: прогрессивную, регрессивную, стагнационную, пиковую, низинную. Данный этап методики позволяет проследить при наличии динамику кризисных состояний (см.табл.4). Позитивен факт преобладания в целом в Осетии регрессивной тенденции (42%) - спада духовного кризиса. Для нее характерно снижение проявлений духовного кризиса. Это вызывает духовный рост испытуемого; человек по-новому смотрит на жизнь. Вполне вероятным становится появление осознанной цели и смысла жизни.
Более менее, благополучно обстоят дела у переживающих стагнационную и низинную тенденцию, но их процент невысок - 2,8%, и 6,4% соответственно. Это преимущественно люди, которые видят бессмысленность жизни, но стремятся избавиться от этого чувства, «убегая» в работу и повседневные заботы. Также те, кто периодически входят в состояние духовного кризиса, но отрицают истинность и ценность своих переживаний. По замыслу автора методики, этим людям, не удается вернуться к своему прежнему состоянию, и они «тоскуют по божественному». И наконец, полное отсутствие духовного кризиса встречается у 2% осетин. Они довольны жизнью, и не стремятся к вершинам духовного развития.
Между тем, тревожен факт высокой распространенности пиковой тенденции (32%). Состояние таких людей схоже с эмоциональным шоком. Оно может появиться либо вследствие потери близкого человека, либо разочарования от жизни. Высок также
Таблица 4
Частоты тенденций базовых жизненных переживаний у северных и южных осетин
Тенденция духовного кризиса Южная Осетия Северная Осетия Осетины в целом
Прогрессивная 16,7% 16,9% 16,8
Регрессивная 41,7% 41,5% 41,6
Стагнационная 4,2% 1,5% 2,8
Пиковая 29,2% 35,4% 32,4
Низинная 8,3% 4,6% 6,4
процент и представителей этноса с прогрессивной (прогрессирующей) (16,8%) тенденцией кризисных переживаний. Она проявляется у человека вследствие неудовлетворенности жизнью, стремлении человека выйти на новый уровень своего развития. В это время повышается вероятность устремлений нравственного и религиозного характера.
Прогрессирующая, пиковая и большая часть стагнационной (2%) в совокупности составляют группу из тех опрошенных, кто недоволен своей жизнью. То есть половина современных осетин (51, 2%) не удовлетворены своей жизнью. Большая часть из них - треть осетин (32,4%) на севере и юге - сегодня испытывают разочарование от жизни, находясь на пике духовного кризиса. Они переживают утрату бытийной основы существования. У них нарушен процесс поиска сакрального. Выходом из этого кризиса может послужить построение новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретенном субъективном опыте.
Меньше половины осетин (42%) обнаруживают снижение проявлений духовного кризиса. Это часто указывает на духовный рост. Эти люди по-новому смотрят на жизнь, у них появляется осознанная цель и смысл жизни; они престают быть «таким, как все».
Низинная и часть стагнационной (0,8%) тенденции характеризуют тех участников опроса, которые периодически входят в состояние духовного кризиса, но склонны отрицать истинность и ценность своих переживаний, возможно проявляя способность «убежать», спрятаться в работу и повседневные заботы, - 7,2% осетин. В целом довольны своей жизнью и не обнаруживают признаков духовного кризиса - 2% осетин.
Анализ субъективных оценок респондентами своего состояния в трех временных измерениях, по всем бытийным категориями обнаружил определенное сходство. На севере и юге, коэффициенты духовного кризиса в прошлом, настоящем и будущем практически идентичны (см. табл. 5).
Таблица 5
Коэффициент вероятности духовного кризиса в прошлом, настоящем и будущем у представителей Северной и Южной Осетии
Благодаря столь сближенным коэффициентам позволим себе сформировать усредненный портрет характера переживаний современных осетин. Подобное соотношение коэффициентов, при котором К <К >К соответствует Пиковой
' г г прошлое настоящее будущее, 1
тенденции духовного кризиса характеризующейся переживанием эмоционального шока или разочарованием от жизни. То есть,
усредненные результаты на севере и на юге Осетии, позволяют полагать, что в целом характер духовных переживаний сегодня соответствует пику духовного кризиса, в сравнении с субъективным прошлым и предполагаемым субъективным будущим. Кризис, вероятней всего, вызван разочарованием от жизни, поскольку эмоциональный шок зачастую связан с потерей близкого человека и более присущ частным случаям. Кроме того, по замыслу автора значение любого коэффициента от 25% до 75% соответствует пограничному состоянию. Таким образом, усредненная интенсивность духовных переживаний и на севере, и на юге соответствует пограничному состоянию, при котором люди видят бессмысленность жизни, но стремятся избавиться от этого чувства, «убегая» в работу и повседневные заботы. Выдвинутые положения позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Такие базовые жизненные категории, как ответственность и свобода являются наиболее частыми базовыми жизненными переживаниями на севере и юге Осетии.
2. На севере переживание ответственности связано с ощущением свободы.
3. На юге переживание ответственности сопряжено с ощущением свободы, ослаблением одиночества, греховности и бессмысленности своего существования.
4. Южане, переживая свободу, чувствуют ответственность, при этом у них ослабевает страх смерти. Кроме того, актуализируются негативные переживания в прошлом и тревога за свое будущее.
5. У северян переживание свободы связано с чувством ответственности и тревогой за будущее.
6. Осетины на севере чаще склонны проживать состояние греха. Тем не менее, оно мало присуще и северянам, и южанам.
7. Осетины на юге чаще испытывали страдания, бессмысленность жизни и того что в ней происходило.
8. Вероятности духовного кризиса и напряженности экзистенциального вакуума у северных и южных осетин идентичны.
9. Меньше половины осетин 42% на севере и юге обнаруживают снижение проявлений духовного кризиса. Они переживают духовный рост, склонны по-новому смотреть на жизнь, вероятно появление осознанной цели и смысла жизни.
10. Половина современных осетин (52%) не удовлетворены своей жизнью.
11. Треть осетин (32,4%) на севере и юге - испытывают разочарование от жизни, находясь на пике духовного кризиса. Они переживают утрату бытийной основы существования. У них нарушен процесс поиска сакрального. Выходом из этого кризиса может послужить построение новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретенном субъективном опыте.
12. Отрицают истинность и ценность своих бытийных переживаний «убегают», прячутся в работу и повседневные заботы 7,2% осетин.
13. В целом, довольны своей жизнью и не обнаруживают признаков духовного кризиса - 2% осетин.
14. В среднем современные осетины склонны испытывать разочарование от жизни, переживая пик духовного кризиса, в сравнении с субъективным прошлым и предполагаемым субъективным будущим.
15. Усреднённая интенсивность духовных переживаний осетин соответствует пограничному состоянию, при котором люди видят бессмысленность жизни, но стремятся избавиться от этого чувства, «убегая» в работу и повседневные заботы.
Показатели Северная Осетия Южная Осетия
Коэффициент духовного кризиса в прошлом (Кпрошлое) 40% 39%
Коэффициент духовного кризиса в настоящем (Кнастоящее) 42% 41%
Коэффициент духовного кризиса в будущем (Кбудущее) 32% 31%