Библиографический список
1. Коржова Е.Ю. Личностные предпосылки субъективной картины жизненного пути северных и южных осетин. Исследование и проектирование в социальной работе: материалы V заочной Международной научно-практической конференции. Омск: Издательство Омского гос. ун-та, 2011: 34 - 39.
2. Султанова З.В., Сиукаева А.Г., Газзаева-Супрунова Н.М., Газзаева М.З.. Возрастные особенности восприятия жизни южными осетинами. Исследование и проектирование в социальной работе: материалы V заочной Международной научно-практической конференции. Омск: Издательство Омского гос. ун-та, 2011: 184 - 190.
3. Султанова З.В. Базовые особенности жизнеосуществления северными и южными осетинами. Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.Ю. Коржовой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. Часть 1. Санкт-Петербург, 2017: 355 - 362.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Москва, 1984.
5. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие. Москва, 2003.
6. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Перевод с английского Т.С. Драбкиной. Москва, 1999.
7. Восковская (Шутова) Л.В., Ляшук А.В. Духовный кризис: проблемы определения и диагностики. Психологическая диагностика. 2005; 1: 51 - 57.
8. Франкл В. Теория и терапия неврозов. Санкт-Петербург, 2001.
References
1. Korzhova E.Yu. Lichnostnye predposylki sub'ektivnoj kartiny zhiznennogo puti severnyh i yuzhnyh osetin. Issledovanie i proektirovanie v social'noj rabote: materialy V zaochnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk: Izdatel'stvo Omskogo gos. un-ta, 2011: 34 - 39.
2. Sultanova Z.V., Siukaeva A.G., Gazzaeva-Suprunova N.M., Gazzaeva M.Z.. Vozrastnye osobennosti vospriyatiya zhizni yuzhnymi osetinami. Issledovanie i proektirovanie v social'noj rabote: materialy V zaochnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk: Izdatel'stvo Omskogo gos. un-ta, 2011: 184 - 190.
3. Sultanova Z.V. Bazovye osobennosti zhizneosuschestvleniya severnymi i yuzhnymi osetinami. Integrativnyj podhod k psihologii cheloveka i social'nomu vzaimodejstviyu lyudej: vektory razvitiya sovremennojpsihologicheskojnauki. Materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej E.Yu. Korzhovoj, A.V. Miklyaevoj. V 2-h chastyah. Chast' 1. Sankt-Peterburg, 2017: 355 - 362.
4. Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskih situacij). Moskva, 1984.
5. Kozlov V.V. Rabota s krizisnoj lichnost'yu: metodicheskoe posobie. Moskva, 2003.
6. Yalom I. 'Ekzistencial'naya psihoterapiya. Perevod s anglijskogo T.S. Drabkinoj. Moskva, 1999.
7. Voskovskaya (Shutova) L.V., Lyashuk A.V. Duhovnyj krizis: problemy opredeleniya i diagnostiki. Psihologicheskaya diagnostika. 2005; 1: 51 - 57.
8. Frankl V. Teoriya i terapiya nevrozov. Sankt-Peterburg, 2001.
Статья поступила в редакцию 29.01.18
УДК 19
Sultanova Z.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior researcher, Department of Traditional Culture and Folklore,
Institute of History and Archaeology (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Gazzaeva M.Z., senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, South Ossetian State University n.a. A.A. Tibilov
(Tskhinval, North Ossetia-Alania), E-mail: [email protected]
INDIVIDUAL MEANINGS OF LIFE OF NORTHERN AND SOUTHEN OSSETIANS. A study done with the financial support of the Russian humanitarian scientific foundation and the Ministry of education and science of the Republic of South Ossetia in the framework of an international research project of RSSF-MONRJuO "Psychological determinants vital functions of modern Ossetians", project No. 16-26-13003.
The article introduces the results of diagnostics of the contents of the system and the correlation of individual life meanings of the modern Northern and Southern Ossetians. A comparative analysis is presented along with the hierarchy of the meanings of life. Some approbation elements of the methodology of the system of life meanings research by V. Yu. Kotlyakova are also considered.
Key words: meanings of life, Northern Ossetians, Southern Ossetians, methodology of system of life meanings by V. Yu. Kotlyakov.
З.В. Султанова, канд. психол. наук, ст. науч. сотр. отдела традиционной культуры и фольклора, Институт
Истории и Археологии РСО-Алания, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания, E-mail:[email protected]
М.З. Газзаева, и. о. доцента каф. педагогики и психологии, Юго-Осетинский государственный университет
им. А.А. Тибилова, Республика Южная-Осетия - Государство Алания, г. Цхинвал, E-mail: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ ЖИЗНИ СЕВЕРНЫХ И ЮЖНЫХ ОСЕТИН
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования и науки Республики Южная Осетия в рамках международного научно-исследовательского проекта РГНФ -МОНРЮО «Психологические детерминанты жизнедеятельности современных осетин», проект № 16-26-13003.
В данной статье приводятся результаты диагностики содержания системы и соотношения индивидуальных жизненных смыслов у современных северных и южных осетин. Наряду с иерархией смыслов жизни представлен их сравнительный анализ. Рассмотрены также некоторые элементы апробации методики исследования системы жизненных смыслов В.Ю. Котлякова.
Ключевые слова: смыслы жизни, северные осетины, южные осетины, методика исследования жизненных смыслов В.Ю. Котлякова.
Изучение смыслов жизни стало актуальным в ходе исследования психологических особенностей осуществления жизнедеятельности современными осетинами. Корифеи психологии указывают на то, что ценностно-смысловые феномены являются
ядром направленности жизнедеятельности человека (Б.С. Бра-тусь, 1988; Н.А. Деева, 2005; Ф.Е. Василюк, 1984; Д.А. Леонтьев, 1975). Н.А. Деева с опорой на мнения мыслителей науки представляет ценности, смыслы, и мотивы как содержательно-ди-
Таблица 1
Иерархия типов смыслов жизни в Северной Осетии
Типы смыслов жизни Средний ранг (из 24 рангов)
Семейные 8,23
Экзистенциальные 13
Коммуникативные 12,91
Альтруистические 13,8
Самореализация 13,9
Статусные 14,2
Гедонистические 14,7
Когнитивные 16,8
Таблица 2
Иерархия типов смыслов жизни в Южной Осетии
Типы смыслов жизни Средний ранг (из 24 рангов)
Семейные 8,6
Экзистенциальные 12
Коммуникативные 13,5
Альтруистические 13,7
Статусные 14,3
Самореализация 14,7
Когнитивные 15,4
Гедонистические 15,6
намичные образования, которые, с одной стороны, определяют внутренний мир человека, его «ядро», а, с другой, направляют его жизнедеятельность. Кроме того, смысл человеческой жизни не может быть сведен к какой-либо простой формуле, а, скорее всего, являет собой сложно организованную систему смыслов (Л.С. Выготский, 1982; Д.А. Леонтьев, 1992; Б.С. Братусь, 1981). Д.А. Леонтьев указывал на «относительно устойчивую и автономную иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующих как единое целое». Б.С. Братусь также говорит о сложной динамической системе, образующей особую смысловую сферу личности и обуславливающей всю жизнедеятельность человека.
С целью изучения сложной смысловой сферы, одной из основополагающих характеристик жизнедеятельности представителей этнической общности мы апеллировали к экспериментальной методике исследования системы жизненных смыслов В.Ю. Котлякова (2003). Данный психологический инструмент направлен на диагностику ведущих смыслов своей собственной жизни на момент исследования. Этот подход позволил определить категории и их соотношение в системе жизненных смыслов современных осетин. Отправным пунктом ее конструирования явилась методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева (1992). В.Ю. Котляков выделяет 24 группы частных (индивидуальных) жизненных смыслов, которые после оценки респондентами по восьмибальной шкале, группируются в категории (по аналогии с классификационными категориями П. Иберсола (Цит. по: Котляков В.Ю., 2003): альтруистическим, экзистенциальным, гедонистическим, статусным, коммуникативным, семейным, когнитивным, самореализации. Автор указывает на необходимость испытания данной методики на предмет ее надежности и валид-ности. Надеемся наше исследование внесет лепту в совершенствование данного инструмента.
Выборку, отвечающей условиям репрезентативности, в нашем исследовании составили 371 человек. Из них 172 - осетины (южные), проживающие в г. Цхинвал, и 199 - осетины (северные), проживающие в г. Владикавказ.
Диагностика содержания системы и соотношения жизненных смыслов позволила выстроить иерархию категорий жизненных смыслов северных и южных осетин (табл.1 и 2). Как видим, иерархии типов на севере и юге Осетии практически идентичны. Кроме того, данный порядок категорий обнажает значительный приоритет семейных смыслов жизни над другими - и на севере, и на юге. Тип «семейные» представлены следующими частными смыслами: ...чтобы передать все лучшее своим детям, .. чтобы жить ради своей семьи, .чтобы помогать своим родным и близ-
ким. В значительном отрыве от семейных следуют экзистенциальные и коммуникативные.
По степени выраженности «семейные» не только возглавляют иерархию, но и имеют явный приоритет над остальными смыслами жизни. Данное положение отчетливо перекликается с результатами предыдущих наших исследований (Султанова, 2005, 2015). В них проективная рисуночная методика «Нарисуй свою жизнь» обнажила наиболее популярный и тщательно прорисованный образ в рисунках у осетин - дом. Количественное и качественное обоснование изображения дома указало на значимость событий, происходящих в семье, роде. В названиях к рисунку здесь также наиболее часто (32,25%) фигурировала тема семьи. Наиболее типичными из них были: «дом», «семья»: «моя жизнь - это мой дом», «мой дом», «семья - это главное в жизни человека». И нынешние, и предыдущие изучения особенностей осуществления жизни осетинами выявляет факт высокой значимости семьи. Как видим, методика В.Ю. Котлякова чувствительна к выраженности семейных смыслов.
С целью уточнения иерархий у северян и южан, мы применили статистический метод и-Манна-Уитни. В таблице 3 приведены достоверно разнящиеся категории.
Как видим, южане сегодня имеют более выраженную тенденцию к категориям экзистенциального толка (0,06), таким как свобода, жизнь, любовь. Более высокий ранг данной категории на юге, прежде всего, обусловлен частным смыслом «чтобы жить (0,03)». По другим частностям, включенным в данную категорию: «.:.чтобы быть свободным» и «..чтобы любить» значимых различий не выявлено.
Между тем, южане значимо чаще выбирают экзистенциальное понятие «жизнь», включенную и в другой тип «когнитивный». То есть, цхинвальцы чаще видят смысл жизни в том, «... чтобы понять жизнь» (0,046), а также себя самого (0,048). Частный смысл «...чтобы познавать Бога» столь же выражен, что и у владикавказцев. То есть тенденция к значимости экзистенциального типа и явный приоритет когнитивной категории на юге происходит преимущественно за счет большей важности для них темы «жизнь». Они чаще видят смысл в том, чтобы жить, и чтобы понять жизнь. Данный факт, вероятно, может быть объяснен, в том числе, относительно недавними военными событиями на территории Южной Осетии - в 2008 г., в результате которых, подорвано чувство безопасности «общества, отношений и самого себя» у южных осетин (Султанова З.В., 2016).Угроза жизни: собственной, других людей и общества - актуализируют ценность жизни. Полагаем, что используемый нами инструмент В.Ю. Котлякова склонен объективно диагностировать значимость жизни.
Таблица 3
Различия по типам смыслов жизни между Северной и Южной Осетией
Типы смыслов жизни Северная Осетия Южная Осетия Р
средний ранг средний ранг
Экзистенциальные 132 115 0,056
Гедонистические 115 126 0,077
Когнитивные 131,2 112 0,019
Гедонистический тип же, имеет тенденцию обнаруживать себя на севере (0,08). Северные осетины чуть чаще склонны выбирать в качестве смысла жизни: удовольствие, счастье, ощущения и переживания, чем южане. Между тем, ни по одной из этих частных гедонистических смыслов значимых различий не выявлено. Кроме того, данный тип относится к числу редких ориентиров и на севере, и на юге. Такие же типы смыслов жизни как: семейные, коммуникативные, альтруистические самореализация, статусные одинаково представлены и на севере, и на юге.
Обсужденные положения позволяют нам сформулировать следующие выводы:
1. Осетины на севере, и на юге, в наибольшей степени ориентированы на семейные смыслы жизни.
2. По степени выраженности у осетин «семейные» имеют явный приоритет над другими смыслами, представленными в дифференциации В.Ю. Котлякова.
3. Методика В.Ю. Котлякова чувствительна к выраженности семейных смыслов.
Библиографический список
4. Для южных осетин значительно более, чем для северных, актуальна тема «жизнь». Они видят смысл жизни в том, чтобы жить, и понимать жизнь.
5. Методика В.Ю. Котлякова способна диагностировать значимость жизни.
6. Южные осетины чаще склонны видеть смысл жизни в понимании себя.
7. Северяне в сравнении имеют тенденцию чуть чаще, чем южане отдавать предпочтение чувственным удовольствиям.
8. Гедонистические менее остальных типов актуальны и для северян, и для южан.
9. Такие типы смыслов жизни как: семейные, коммуникативные, альтруистические, самореализации, статусные - одинаково представлены и на севере, и на юге.
10. Иерархия категорий смыслов жизни у южных и северных осетин, практически идентичны, и имеют значительно более сходств, чем различий.
1. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы. Диссертация ... кандидата психологических наук. Омск, 2005.
2. Братусь Б.С. Анатомия личности. Москва: Мысль, 1988.
3. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1981; 2: 46 - 56.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Москва: Издательство МГУ, 1984.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Москва: Педагогика, 1982.
6. Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов. Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003; 18 - 21.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975.
8. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). Москва: Смысл, 1992.
9. Султанова З.В. Исследование ценностей северных и южных осетин методом Ш. Шварца. Материалы 29-междунаролной конференции «Актуальные проблемы в современной науки и пути их решения». Москва, 2016; № 8 (29); Ч. 2: 65 - 71.
10. Султанова З.В. Кросс-культурные различия восприятия жизни среди русских и осетин. Ментальность этнических культур: материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург: Балт. гос. техн. ун-т, 2005.
11. Султанова З.В. Проективный подход в биографическом исследовании личности: монография. Под редакцией Коржовой Е.Ю. Владикавказ: Издательство СОГУ, 2015.
References
1. Deeva N.A. Refleksivnyemehanizmyperezhivaniya krizisa iizmenenie cennostno-smyslovojsfery. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Omsk, 2005.
2. Bratus' B.S. Anatomiya lichnosti. Moskva: Mysl', 1988.
3. Bratus' B.S. K izucheniyu smyslovoj sfery lichnosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologiya. 1981; 2: 46 - 56.
4. Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1984.
5. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: V 6 t. Moskva: Pedagogika, 1982.
6. Kotlyakov V.Yu. Metodika issledovaniya sistemy zhiznennyh smyslov. Sibirskaya psihologiya segodnya: sbornik nauchnyh trudov. Vyp. 2. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2003; 18 - 21.
7. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Politizdat, 1975.
8. Leont'ev D.A. Metodika predel'nyh smyslov (MPS). Moskva: Smysl, 1992.
9. Sultanova Z.V. Issledovanie cennostejsevernyh iyuzhnyh osetin metodom Sh. Shvarca. Materialy 29-mezhdunarolnoj konferencii «Aktual'nye problemy v sovremennoj nauki i puti ih resheniya». Moskva, 2016; № 8 (29); Ch. 2: 65 - 71.
10. Sultanova Z.V. Kross-kul'turnye razlichiya vospriyatiya zhizni sredi russkih i osetin. Mental'nost''etnicheskih kul'tun materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Balt. gos. tehn. un-t, 2005.
11. Sultanova Z.V. Proektivnyj podhod v biograficheskom issledovanii lichnosti: monografiya. Pod redakciej Korzhovoj E.Yu. Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGU, 2015.
Статья поступила в редакцию 22.01.18