www.pro.rsu.ru
Психологическая составляющая в профессиональной подготовке будущих социальных работников
Захарченко Н.А.
В статье анализируются проблемы подготовки специалистов социальной работы, их психологическая компетентность. Подробно рассматриваются компоненты психологической компетентности: коммуникативная, социально-перцептивная, социально-психологическая, аутопсихологическая, психолого-педагогическая и пр. компетенции.
Ключевые слова: социальная помощь, социальная работа, функции, психологическая компетентность, субъект, помогающая деятельность, когнитивный, личностный, деятельностный, психотехнологии, межличностное оценивание, стереотипизация, классификация, сравнение, анализ, рефлексия, профессиональная подготовка.
Несмотря на то, что в России социальная помощь как профессиональный вид деятельности только начинает развиваться, отдельные ее виды и формы имеют многолетнюю историю (патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Имеющиеся исследования в данной области позволяют сделать определенные обобщения об особенностях подготовки специалиста социальной работы.
В современной России, погруженной в различные социальные проблемы, актуализируется потребность в реализации социально-помогающей деятельности в различных социальных стратах. Формирование профессиональных стандартов социальной работы имеет длительный путь развития, который подвергался изменениям в связи с социокультурными трансформациями конкретных общностей. В настоящее время обобщенной функцией профессиональной деятельности социального работника является оказание социальной помощи, которая конкретизируется через следующие функции: адаптивную, поддерживающую, сохранения и воспроизводства ценностей социально-помогающей деятельности, нормативно-регулятивную и субстанциональную.
Исследование требований к профессиональной подготовке специалистов социальной работы позволили установить, что ядром профессионализма социального работника, как специалиста профессии группы «человек - человек» и «человек - группа», является его психологическая компетентность.
В силу особенностей профессиональной деятельности специалиста социальной работы, его психологическая компетентность является сложным образованием, включающим две составляющие: социально-психологическую и психосоциальную. Социально-психологическая составляющая психологической компетентности лежит в основе построения эффективного взаимодействия специалиста социальной службы с различными группами клиентов в рамках разрешения возникших
■С-———
перед ними социальных проблем. Психосоциальная составляющая способствует реализации помощи клиентам в преодолении кризисных состояний их психики, порожденных негативными жизненными обстоятельствами.
Как показало исследование, обе составляющие психологической компетентности - социально-психологическая и психосоциальная - включают в себя когнитивный, личностный и деятельностный компоненты. Это обусловливает необходимость формирования в процессе вузовской подготовки не только комплекса профессиональных представлений, но и практических навыков, востребованных в рамках практической деятельности специалистов социальной работы, а также развития необходимых личностных качеств. На основе анализа экспертных оценок, сделанных специалистами различных подразделений социальных служб, нами была установлена неравномерность востребованности основных составляющих психологической подготовки социальных работников. Социально-психологическая составляющая профессиональной подготовки будущего специалиста социальной работы в большей степени востребована в подразделениях социальных служб, занятых решением разномодальных проблем клиентов - медицинских, правовых, финансовых и т.д.
Психосоциальная составляющая профессиональной подготовки специалистов социальной работы больше востребована подразделениями, ориентированными на взаимодействие с конкретным контингентом клиентов - детей и подростков, пожилых людей, инвалидов и т.д. Вместе с тем, в определенной степени можно говорить о наличии во всех социальных службах обеих психологических составляющих профессиональной подготовки специалистов.
Психологическая компетентность, по мнению А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина, является стержневой составной частью профессиональной компетентности. Установлено, что психологическая компетентность включает в себя несколько видов компетенций, а именно: социально-перцептивную, социально-психологическую, аутопси-хологическую, коммуникативную компетенцию, психолого-педагогическую компетенцию (Игельник М.С.). Обозначенные составляющие психологической компетентности играют значительную роль в профессиональной деятельности социального работника.
Коммуникативная компетенция включает в себя: способность к сотрудничеству и взаимодействию; психологическую совместимость, как способность адаптации к различным темпераментам и характерам; владение многофункциональными навыками; умение пользоваться различными средствами коммуникации; способность эффективно разрешать конфликты; искреннее уважение к труду других; способность установления долговременных горизонтальных и вертикальных связей и т.д.
В основе социально-перцептивной компетенции лежат такие интегративные свойства и умения, как проницательность и наблюдательность. В процессуальном аспекте проницательность включает межличностное оценивание, стереотипиза-цию, классификацию, сравнение, сопоставление, анализ, рефлексию. В результате формируется образ другого человека, происходит понимание главных детерминант
www.pro.rsu.ru
его поведения и отношений. Структурная модель социально-перцептивной компетенции включает три подструктуры: потенциальную, процессуальную и результирующую. Оценка социально-перцептивной компетенции осуществляется по таким характеристикам, как: точность восприятия другого человека; его понимание и оценивание; способность системно реагировать на социальные субъекты; возможность адекватно мысленно моделировать (структурно представлять) личностные особенности воспринимаемого.
Существуют четыре уровня развития социально-перцептивной компетенции: желаемый; стабильный; неудовлетворительный; критический. Повышение уровня социально-перцептивной компетенции зависит не только от проницательности, но и от ее базисного свойства, каким является наблюдательность. Структура наблюдательности как базового качества и умения включает следующие компоненты: перцептивный; когнитивный; рефлексивный; эмпатийный; мотивацион-ный; прогностический.
Ведущими характеристиками социально-перцептивной компетенции в профессиональном общении социального работника являются: гуманистическая направленность субъекта труда; рефлексивно-перцептивные знания и умения; позитивная профессиональная Я-концепция; некоторые личностные свойства (интеллект, воля, эмпатия, наблюдательность, доброжелательность, эмоциональная теплота).
Аутопсихологическая компетенция имеет ключевое значение для осуществления прогрессивного личностно-профессионального развития социального работника, так как от ее уровня зависят качество самоанализа, адекватность самооценки, уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства социального работника.
С акмеологической точки зрения аутопсихологическая компетенция рассматривается как готовность и способность личности социального работника к целенаправленной работе по изменению свойств личности, поведения, деятельности и отношений в сторону прогрессивного личностно-профессионального развития.
Обосновано наличие и других составляющих психологической компетентности, которые являются важной составной частью профессиональной компетентности социального работника. Среди них особо следует выделить рефлексивную и конфликтологическую компетенции.
Особенно велика роль рефлексивной компетентности в переосмыслении личностного и профессионального опыта, что способствует формированию новых профессиональных эталонов и стандартов, стимулирующих развитие социального работника.
На основе модели рефлексивной компетенции к настоящему времени созданы и апробированы соответствующие технологии ее развития, которые относятся к классу психологических и акмеологических практикумов и тренингов, в частности, рефлексивно-инновационный тренинг.
Важной составляющей профессионально-психологической компетентности социального работника является конфликтологическая компетенция, которая
-С-"""- "——-■
рассматривается как когнитивно-регуляторная подструктура профессионализма личности и деятельности социального работника. В зависимости от конкретного содержания, условий, форм деятельности социального работника его психологическая компетентность обретает определенную специфику.
Профессиональные стандарты профессиональной подготовки специалистов по социальной работе предусматривают овладение студентами соответствующих специальностей определенным минимумом психологических знаний в рамках таких курсов как практическая психология и психодиагностика, социальная психология и конфликтология. В результате изучения обозначенного блока дисциплин будущие специалисты приобретают психологические знания о социально-психологических особенностях различных групп клиентов и о путях выстраивания наиболее эффективного взаимодействия с ними.
Обозначенные обстоятельства вызвали потребность расширения психологической подготовки будущих специалистов социальной работы.
Литература
1. Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2004. - 236 с.
2. Гулина М.А. Общая теория социальной работы // Психология социальной работы / Под общ. ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2004. - 752 с.
4. Клушина Н.П. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы в системе высшего профессионального образования. - Ставрополь, 2001. - 188 с.