ЛИТЕРАТУРА
1. Крысько В. Г Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999.
2. Кукушкин В. С. Теория и методика воспитания. - Ростов н/Д, 2006.
3. Штоф Р. А. Моделирование и философия. - М.-Л.,
1966.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (АКМЕОЁОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
С. В. Волкова, Е. И. Осипов
Раскрываются особенности психолого-акмеологического сопровождения подготовки специалистов. С позиции акмео-логического подхода определяются внешние и внутренние условия развития познавательных способностей обучающихся, рассматриваются компоненты психологической культуры специалистов.
Ключевые слова: структура познавательных способностей, критерии развития способностей.
В современной системе оценки качества высшего образования наряду с внешней составляющей существует внутренний самоконтроль уровня профессиональной подготовки, включающий мониторинг стартовых возможностей студентов и систему психологического сопровождения их профессионального становления.
Для определения оптимальной стратегии профессионального роста будущего специалиста в Ивановском институте Государственной противопожарной службы в течение ряда лет осуществляется мониторинг развития профессионально важных качеств курсантов. Это позволяет выявить образовательный потенциал поступивших в вуз, особенности мотивации и уровень их тревожности, особенности коммуникативных и организаторских способностей, адаптивность курсантов, их социометрический статус и др. По результатам диагностики определяются критерии успешности в характеристиках курсантов, выявляются факторы, способствующие и препятствующие их профессиональному становлению, намечаются перспективы дальнейшего исследования и совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов противопожарной службы (1, 133).
Мы считаем, что психолого-акмеологическое сопровождение подготовки кадров может осуществляться в сотрудничестве не только с командирами, но и с кафедрами вуза и должно быть направлено на совместный поиск новых критериев продуктивности учебно-воспитательного процесса, совершенствование методического инструментария исследовательского, диагностирующего и корректирующего назначений.
Для обучения курсантов самообразованию, самоорганизации, самоконтролю необходим психолого-пе-дагогический инструментарий. Регулятором индивидуальной деятельности человека является образ результа-
та, к которому нужно стремиться (4). Следовательно, если преподаватель (командир) находит ключ к формированию у курсанта истинного (не ложного) образа результата, он стимулирует развитие творческой мотивации.
В качестве исходных средств формирования у будущих специалистов образа результата как регулятора процессов самообразования, самоорганизации и самоконтроля мы предлагаем первокурсникам группы шкал: «шкалы устойчивых отношений», «шкалы общетрудовых умений», «шкалы общеинтеллектуальных умений». На основе самооценки умений, необходимых курсантам для успешной учебной деятельности (результаты социально-психологических исследований стартовых возможностей курсантов в 2006 г.), отмечены трудности в использовании логических приемов мышления, трудности в общении (неумение проявлять эмоциональную сдержанность в различных ситуациях, изменять привычное представление о товарищах). Выявлен низкий уровень конструктивных умений первокурсников, отмечен высокий процент типичных затруднений, характеризующих работу на лекции, процессы усвоения знаний, самопознания.
Полученные результаты подтверждают значение психолого-акмеологического сопровождения профессионального становления курсантов, важность стимулирования процессов самосовершенствования профессиональных, в том числе познавательных, способностей. Способности нельзя рассматривать в отрыве от личности (Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов). Связь «познавательные способности - качества личности» понимается как непосредственное включение в процесс познания личностных факторов и таких переменных, как отношение к миру, познавательный интерес, направленность и локус контроля, механизмы психологической защиты, Я-кон-цепция. Развитие способностей связано с развитием всей личности.
Важным этапом акмеологических исследований познавательных способностей является установление условий и факторов, влияющих на процесс развития способностей. Внешние условия: уровень сложности решаемых задач, возможность группового взаимодействия при подготовке решения, должностная горизонтальная и вертикальная ротация сотрудников, повышение квалификации как условие развития познавательных способностей и др. Внутренние условия: опыт и уровень общих и специальных знаний, личная эмоциональная значимость для профессионала решаемых задач, самообразование, саморазвитие - движущие силы развития познавательных способностей. Главными факторами при этом определены аутопсихологическая компетентность, социально-перцептивная компетентность, компетентность в решении задач (продуктивность мышления), рефлексивная компетентность.
Определение критериев развития профессиональных способностей основывается на установлении их сущности и психологического содержания. Познавательные способности формируются и проявляются только в деятельности, а деятельность не может быть рассмотрена отдельно от личности, ее выполняющей. Опираясь на принцип единства личности и деятельности, мы рассмот-
рели личностную составляющую познавательных способностей. Уровень индивида связан с уровнем личности. Индивидуальные особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и их направленность - это такие психические особенности и свойства личности в сферах восприятия, внимания, памяти, мышления, как восприимчивость, впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость, рассудительность и т. д.
Уровень субъекта деятельности также связан с уровнем личности, ее мотивами, ценностными ориентациями, познавательной самостоятельностью. Например, у курсанта есть способности к познавательной деятельности, располагающие его к получению высшего образования, к инженерной профессии, но нет внутренней мотивации к трудной работе спасателя или огнеборца. И если не развить интерес и не поднять мотивацию к работе в пожарной охране, познавательные способности останутся нереализованными.
Мы разделяем мнение, что способности - не свойства, не качества, не отношения, не умения, не знания, не функциональные процессы, не мышление и не вся их совокупность. Познавательные способности - это внутри- и межсистемные связи; не интеллект, не умения и не мотивация, но готовность действовать комплексно, сознательно привлекая ресурсы различных уровней в ходе формулирования и решения познавательных задач. Познавательные способности - это комплексная акмеоло-гическая способность профессионала актуализировать свои внутренние ресурсы адекватно ситуации неопределенности и решать познавательные задачи (5).
Модель познавательных способностей профессионала включает совокупность познавательных умений, влияние интеллекта, характеристик темперамента, познавательной мотивации и отношения к своей личности и коллегам.
Сложные задачи, решаемые специалистами противопожарной службы, каждый раз требуют новых решений, приобретения новых знаний, умений и навыков, что во многом зависит от уровня познавательных способностей профессионала. При построении структуры познавательных способностей инженера пожарной безопасности мы опирались на модели, разработанные ак-меологами (2; 3; 5). Структура познавательных способностей состоит из гностического (познавательного), проективного, конструктивного, организаторского, коммуникативного, социально-перцептивного, рефлексивного, собственно познавательного компонентов. Структура компонента познавательных способностей включает отражательную, т. е. инструментальную, исполнительскую и регулятивную, т. е. мотивационную, волевую подсистемы. Исполнительская подсистема - это познавательные умения и их природные регуляторы (свойства нервной системы); регулятивная - это познавательная мотивация, отношение и самосознание. Уровень развития каждого компонента в процессе принятия решений образует индивидуальный профиль способностей специалиста.
1. Гностический компонент характеризует направленность личности в интеллектуальной сфере: умения анализировать, обобщать, выделять главное, видеть при-
чины успехов и неудач в своей деятельности, характеризует особенности субъекта деятельности, проявляющиеся в объединении информации, контроля условий взаимодействия и способов регуляции.
Специалист противопожарной службы должен уметь оценить:
- уровень готовности своих подчиненных к решению рабочих задач, поведение и поступки сотрудников;
- вклад каждого в выполнение общей работы;
- достоинства и недостатки своей личности.
2. Проективный компонент познавательных способностей обеспечивает выполнение действий, направленных на прогнозирование и планирование, т. е. создание программ личностного развития. Данный компонент объединяет умения намечать пути и методы самообразования, позволяющие повысить качество обучения, умения предвидеть затруднения, предусматривать возможность применения знаний на практике.
3. Конструктивный компонент позволяет моделировать условия и процесс реализации (на основе диагностической информации) целей и выработанных способов регуляции, деятельности и саморегуляции. Конструктивные умения характеризуют уровень творческих способностей, проявляющихся в подготовке научных работ, в трансформации текста, составлении таблиц, схем, графиков.
4. Организаторский компонент обеспечивает практическую реализацию гностического, проективного и конструктивного компонентов. Организаторские умения связаны с планированием и самоконтролем, с формированием образа результата, к которому должен стремиться профессионал. Как руководитель специалист противопожарной службы должен уметь:
- организовывать разведку на пожаре, боевые действия по тушению пожаров (обработку вызовов, выезд и следование к месту пожара), спасение людей и имущества;
- организовывать боевое развертывание, выполнение специальных работ;
- оценивать степень организованности при выполнении работы;
- контролировать и организовывать службу в карауле.
5. Коммуникативный компонент познавательных способностей обеспечивает установление профессионально целесообразных отношений курсанта (офицера) в коллективе и с руководством. Коммуникативные умения необходимы для активного восприятия, анализа и оценки получаемой информации, для формулирования, аргументации своих суждений. Потребность в коммуникативном компоненте объясняется необходимостью максимально полного и продуктивного осуществления самого процесса деятельности и профессионального взаимодействия. Специалист должен уметь устанавливать правильное взаимодействие со службами ОВД и другими надзорными организациями; поддерживать контроль по осуществлению противопожарного надзора. Для этого необходимо:
- контролировать и анализировать свою речь; слушать (аудировать) и анализировать разговор в целом; оценивать взаимоотношения и свою роль в общении;
логически выстраивать, доходчиво и грамотно выражать мысли;
- выступать на совещаниях и перед населением, высказывать собственную позицию и аргументировать свои оценочные суждения;
- оценивать и выделять основные вопросы в процессе общения.
6. Социально-перцептивный компонент включает умение специалиста осуществлять свои действия в сфере общения: адекватно анализировать диспозиционные отношения, выбирать соответствующую ролевую позицию, осуществлять сотрудничество, правильно начинать и разрешать взаимодействие, организовывать условия взаимодействия. При этом требуется способность:
- быстро установить контакт с новыми людьми, разумно сочетая деловые и личные контакты с окружающими;
- располагать к себе людей, вызывать у них доверие;
- найти нужный тон в зависимости от индивидуальных особенностей собеседника.
7. Мотивационный компонент включает в себя потребность и готовность к творчеству, саморазвитию, самореализации. Он характеризует: отношение к данному виду профессиональной деятельности и различным аспектам профессионализма; умение самостоятельно ставить и достигать цели профессионально-творческой деятельности; стремление к волевому напряжению при решении учебных и профессиональных задач, интерес к процессу их выполнения; желание добиться успеха; мотивацию самосовершенствования.
8. Рефлексивный компонент обеспечивает осознание личностью себя в системе профессиональной деятельности, личностного развития. Личностный компонент рефлексии ответствен за осмысление себя в ситуациях, когда профессионально значимые личностные качества (или их отсутствие) выступают как преграда на пути собственной активности или, наоборот, как условие, облегчающее деятельностную самореализацию.
Рефлексивному компоненту инспектора Государственного пожарного надзора соответствуют обладание чувством меры, такта, проницательность, понимание состояния другого человека. Для начальника караула актуальны умения: определять психическое состояние, степень использования своих сил в работе; оценить продуктивность и степень своей готовности к дальнейшей работе, свое эмоциональное состояние; оценить эмоциональное состояние подчиненных при решении задачи.
9. Аутопсихологический компонент отражает психологическую составляющую процесса самоизменения и объединяет конкретные психологические навыки, приемы, психотехнологии, обеспечивающие самодиагностику, самомотивирование, эффективную работу с информацией, т. е. реализацию процесса самоизменения.
Компоненты познавательных способностей входят в общую структуру психологической культуры профессионала, составляют основу идеальной модели «Я-про-фессионал». Показатели динамики психических процессов принимаются как критерии развития познавательных способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова С. В. Акмеологические факторы профессионального становления курсанта противопожарной службы // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы. - Иваново, 2006.
2. КузьминаН. В. Очерки психологии труда учителя. - Л.,
1967.
3. Профессиональное самоопределение субъектов: учебное пособие / отв. ред. А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, В. Н. Марков, В. А. Толочек. - М., 2004.
4. Рационализация самообразования, самоорганизации, самоконтроля учащихся средних профтехучилищ: методические рекомендации. - Л., 1988.
5. Стрельченко Д. С. Познавательные способности профессионала: сущность и пути развития (акмеологический подход). - М., 2003.