УДК 159.99
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Реферат: проводится исторический анализ становления и развития ведомственной психологической службы в органах внутренних дел. С учетом нормативно-правовой, методической и справочно-аналитической характеристик деятельности психологов выделяются основные периоды формирования подразделений психологической работы: познавательно-исследовательский этап становления (до 1990г.); этап статусного определения психологической службы (1990-1994 гг.); этап формирования целостности психологической работы (1994-2000гг.); этап всестороннего совершенствования психологической работы и развития психологической службы (с 2000г. по настоящее время). На основании проведенного исторического анализа выделяются основные трудности и проблематика практической деятельности психологов, определяются ведущие тенденции и перспективные направления совершенствования психологической работы в органах внутренних дел.
Ключевые слова: исторический анализ, психологическая служба органов внутренних дел, психологическая работа, психотехнологии, профессиональный психологический отбор.
© Ульянина О. А., 2017
О. А. Ульянина
Подразделения психологической работы органов внутренних дел (ОВД) в своем развитии прошли не простой путь. Создание, формирование и совершенствование системы психологической работы - важная задача не только прикладных отраслей психологии, но и практической деятельности органов, организаций и подразделений МВД России.
Проведение исторического анализа направлено на выявление наиболее перспективных моделей организации и функционирования подразделений психологической работы, совершенствование и оптимизацию форм, методов и технологий психологической работы, инновационную поддержку деятельности психолога.
Для объективного и всестороннего анализа генезиса ведомственной психологической службы, установления основных закономерностей формирования подразделений психологической работы и систематизации разноплановых сведений, носящих исторический, нормативно-правовой, методический и справочно-аналитический характер, необходимо определить соответствующую периодизацию.
Выделение этапов становления системы психологической работы целесообразно осуществлять на основании следующих критериев:
- наличие социального запроса и потребности в психологической работе;
- представленность субъектов и объектов данной работы;
- возможность для реализации основных направлений деятельности психолога ОВД;
- уровень кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения деятельности подразделений психологической работы.
С учетом изложенных критериев оценки уровня сформированнности ведомственной психологической службы ее становление и развитие условно можно разделить на 3 этапа.
Познавательно-исследовательский этап становления (до 1990 г.) -этап обоснования необходимости, формулирования целей и задач психологической работы, создания частных психологических практик и технологий.
В истории становления психологической службы в системе ОВД особое место занимает психологическое сопровождение деятельности сотрудников в условиях чрезвычайных происшествий. Данная работа началась с середины 80-х годов, когда была создана группа экстренной помощи МВД СССР. Тогда впервые была актуализирована проблема посттравматических стрессовых расстройств у сотрудников.
Правопреемник Центральной научно-исследовательской психофизиологической лаборатории (ЦНИПФЛ) -Научно-исследовательский центр проблем медицинского обеспечения (НИЦПМО) внес значительный вклад в исследование различных видов профессиональной деятельности сотрудников ОВД. На основании результатов профессиографических исследований были выделены группы основных служб в ОВД с учетом напряженности
труда, сформулированы рекомендации по профессиональному отбору и сопровождению сотрудников ОВД.
В 1990 г. Научно-практический центр психофизиологии и психологии труда МВД СССР, включил в сферу своих исследований новые научные направления, связанные с суицидально направленным и зависимым поведением среди личного состава. Психологи центра, являясь членами созданного в МВД Координационно-методического совета по психологическому обеспечению деятельности ОВД и внутренних войск, активно участвовали в разработке концепции психологической службы МВД СССР.
На данном этапе развития психологическая работа в основном носила образовательно-прикладной и познавательно-исследовательский характер: разрабатывалась система и уточнялся методический инструментарий профессионального психологического отбора и последующей адаптации сотрудников; апробировалась технология психологического консультирования личного состава; осуществлялся контроль уровня психологической подготовленности сотрудников.
Таким образом, становлению и развитию психологической работы в ОВД предшествовало проведение различных пилотажных научных исследований, поиск результативных психотехнологий, которые уместно использовать в работе с сотрудниками. Однако в целом психологическая работа в ОВД не носила системный характер, а ее формы и методы отличались некоторой ограниченностью. Необходимого правового закрепления проведение психологических мероприятий не находило. Не было достигнуто единства психологической теории и практики:
теоретические возможности психологической науки значительно опережали организацию психологической практики в ОВД.
Этап статусного определения психологической службы (19901994 гг.) - организационный этап становления психологической работы в ОВД. Для него характерно создание в отдельных школах милиции и территориальных органах, организациях, подразделениях МВД России групп специалистов, на которых была возложена функция осуществления отбора кандидатов на службу, обучение, а в последующем реализация психологического сопровождения личного состава, проведение научно-исследовательских работ по психологической тематике.
Начиная с 1991 г. практически во всех вновь создаваемых (реорганизуемых) ведомственных образовательных организациях вводились штатные единицы психолога или структурные подразделения психологического обеспечения. На данном этапе началось активное формирование кадрового ядра подразделений психологической работы. Работа психолога не столько реализовывалась в плановом порядке, сколько была ориентирована на запрос со стороны сотрудников. Охват личного состава психологическими мероприятиями был незначителен (5-10 %) [1; 7]. Подчиненность психологов научно-исследовательским и редакционно-издательским отделам ставила приоритетными научно-исследовательские задачи. При этом реальная психологическая работа уходила на второй план. Эти особенности организации психологической работы впоследствии послужили основанием для совершенствования ее организационно-штатной структуры путем из-
менения названия подразделений -«подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса» и их переподчинения кадровому аппарату [2].
Оставляло желать лучшего материально-техническое обеспечение деятельности психологов: отсутствовали отдельные служебные кабинеты, компьютеры, специальное психологическое оборудование. Создание кабинетов психологической регуляции находилось в стадии изучения опыта применения кабинетов психологической и психофизиологической разгрузки реа-билитационно-оздоровительных и профилактических центров в различных отрасляхнародногохозяйства России и зарубежных стран [4].
Этап формирования целостности психологической работы (1994-2000 гг.) - этап оптимизации организационно-штатной структуры психологической службы, правовой регламентации психологической работы, совершенствования ее форм и методов как целостного направления деятельности.
До 1997 г. ведомственная психологическая служба развивалась для «самой себя». Психологи были вынуждены предпринимать значительные усилия для отстаивания своей необходимости. Наиболее остро перед молодой психологической службой стоял вопрос изменения отношения к ней со стороны руководителей ОВД, которые далеко не всегда рассматривали психологическую работу как эффективный инструмент профессиональной подготовки сотрудников, предупреждения чрезвычайных происшествий среди личного состава, поддержания психического здоровья сотрудников, управления служебным коллективом.
Динамично развивалась нормативно-правовая база, регламентирующая психологическую работу в ОВД. Всего с 1996-1997 гг. отделом психологического обеспечения и развития личности Управления по работе с личным составом Главногоуправления кадров (УРЛС ГУК) МВД России было подготовлено 23 нормативных документа и методические рекомендации.
Значимая методическая поддержка деятельности практических психологов осуществлялась социально-психологической лабораторией при учебно-научном комплексе № 1 Республиканского института повышения квалификации работников МВД России. В 1996-1997 гг. в институте был создан первый специализированный кабинет психолога, получивший название «кабинет психологической поддержки», где проводилась апробация современных психотехнологий.
До 2001 г. координация деятельности подразделений психологического обеспечения осуществлялась Методическим центром профессионального образования и координации научных исследований при ГУК МВД России (в дальнейшем - Центром обеспечения кадровой политики МВД России, Информационно-методическим центром ГУК МВД России), в котором проводился анализ работы психологов, изучался и распространялся передовой опыт психологического обеспечения, совершенствовалась нормативно-правовая база.
Совершенствовались материально-технические условия деятельности психологов. Служебными кабинетами было обеспечено около 35 % подразделений психологической работы.
Несмотря на явную положительную динамику развития психологической
службы, на данном этапе ощущалась потребность в улучшении координации деятельности психологов, научном обосновании их деятельности, материально-техническом обеспечении.
Этап всестороннего совершенствования психологической работы и развития психологической службы (с 2000 г. по настоящее время) -характеризуется позитивными преобразованиями внутри системы, в результате которых деятельность психологов предстает не как вспомогательное звено в работе с личным составом, а как один из основных инструментов формирования личности сотрудника и повышения эффективности служебной деятельности в целом.
Новый период истории ведомственной психологической службы связан с изданием Указа Президента России «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», с которого началось реформирование системы МВД России. В одном из пунктов Указа Министру внутренних дел было предписано в 3-месячный срок пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы в ОВД Российской Федерации с учетом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников. В связи с этим вскоре был издан приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», утвердивший Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Примерное положение о подразделении мораль-
но-психологического обеспечения в территориальном органе МВД России. В данном приказе было введено понятие «морально-психологическое обеспечение», рассматриваемое в качестве важнейшей составной части реализации государственной кадровой политики в органах внутренних дел [6; 9, с. 10-11], понятие «психологическое обеспечение» было заменено термином «психологическая работа».
Психологическая работа наряду с воспитательной, социальной, культурно-просветительной работой, а также работой по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава стала рассматриваться в качестве составной части системы морально-психологического обеспечения.
Центральным событием проводимой реформы стало принятие в феврале 2011 г. нового Федерального закона о полиции, в рамках действия которого должна быть исключена сама возможность приема на службу в ОВД людей с неустойчивой психикой и отклонениями в состоянии психического здоровья.
В качестве важнейших вех новейшей истории ведомственной психологической службы следует отметить вступление в силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» и издание приказа МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».
С 2014 г. при научно-методическом сопровождении доктора психологиче-
ских наук, профессора И. Носса последовательно реализуется качественно новая система профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, которая нашла свое отражение в приказе МВД России от1 октября 2014 г. № 840 «О мерах по реализации в органах внутренних дел постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259» [3].
На современном этапе развития ОВД перед специалистами подразделений психологической работы стоят сложные и ответственные задачи, выполнить которые способны высококлассные специалисты. С этой целью в ОВД организована работа по формированию кадрового ядра подразделений психологической работы, повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов-психологов. Так, на базе Санкт-Петербургского и Московского университетов МВД России осуществляется профессиональная подготовка психологов для ОВД. Ежегодно на базе Академии управления МВД России, Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя и ВИПК МВД России дополнительное профессиональное образование получают в среднем 300 специалистов-психологов. В январе 2016 г. в составе Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя был создан институт-факультет психологии служебной деятельности органов внутренних дел. В нем развернута сеть специализированных классов и исследовательских лабораторий, оснащенных наукоемким оборудованием, которое позволило проводить подготовку специалистов на уровне современных требований [8].
В истории становления ведомственной психологической служ-
бы важную роль сыграло создание в Академии управления МВД России, Московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя, Санкт-Петербургском университете МВД России диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата/доктора психологических наук.
Давно подтвердили свою востребованность и актуальность для профессионального совершенствования психологов постоянно действующие семинары, учебно-методические сборы, заседания Координационно-методического совета по психологической работе с личным составом органов, организаций, подразделений системы МВД России, которые проводятся на базе Департамента государственной службы и кадров (ДГСК) МВД России. На них приглашаются ведущие ученые и практики, освещаются актуальные и перспективные направления психологической работы [3].
В контексте популяризации психологического знания большое значение имеет организация и проведение сотрудниками ДГСК МВД России конкурса профессионального мастерства среди психологов МВД России на звание «Лучший по профессии». Первый такой конкурс был проведен в сентябре 2013 г. на площадке Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, а в октябре 2017 г. эта традиция повторилась на базе Краснодарского университета МВД России. Победители ведомственного конкурса традиционно принимают участие во Всероссийском профессиональном конкурсе психологов силовых структур «Сила души».
За годы существования в органах внутренних дел подразделений психо-
логической работы накоплен ценный опыт в работе с личным составом, являющийся по своей сути уникальным и высоковостребованным. Ведомственные психологи сегодня - это слаженная команда профессионалов, эффективно решающих поставленные перед ними задачи [3].
На современном этапе развития ведомственной психологической службы в МВД России трудятся более 2,5 тыс. специалистов-психологов, функционирует свыше 2 тыс. кабинетов психологической регуляции и психореабилитационных центров, оснащенных современным профессиональным оборудованием [3].
Система МВД России не существует отдельно, вне общества, в котором функционирует, поэтому при формулировании перспективных направлений деятельности подразделений психологической работы необходимо ориентироваться на социальные, политические, экономические трансформации, происходящие в нашем государстве. На сегодняшний день существует потребность в более дифференцированном (учет групп профессий и сложности, напряженности труда) и методологически обоснованном подходе к отбору кандидатов на службу в ОВД; расширении спектра методического инструментария, позволяющего решать актуальные проблемы служебной деятельности. Остро стоит вопрос и о необходимости проведения ряда научных фундаментальных исследований в области психологии профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Все эти и другие проблемы предстоит решать совместными усилиями. Данная ситуация является вполне нормальной, поскольку система психологической работы - «живая система», которая находится в посто-
янном развитии, мобильно реагируя на изменения микро- и макроуровня.
Список литературы
1. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Развитие адаптированности курсантов в образовательной среде // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4. С. 12-18.
2. Бурцев А. О., Ефимкина Н. В. Психологические аспекты организационно-штатных изменений в системе органов внутренних дел Российской Федерации // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4. С. 109-112.
3. Дашко М. Н. Психология на службе закона // Полиция России. 2017. № 2. С. 8-12.
4. Душкин А. С., Зуева Е. Г Зарубежный опыт психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1. С. 112-118.
5. Кубышко В. Л. Актуальные проблемы совершенствования ведомственного профессионального образования, педагогики и психологии служебной деятельности в свете 300-летия российской полиции // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Пе-
дагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сб. науч. тр. Междунар. конф.,посв.празд-нованию 15-летия Моск. ун-та МВД России имени В. Я. Кикотя (30-31 мая 2017 г.). М. : Моск. ун-т МВД России имени В. Я. Кикотя, 2017. С. 11-17.
6. Ульянина О. А. Организационно-правовые аспекты морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности в ОВД России // Человеческий капитал. 2017. № 8 (104). С. 100-103.
7. Ульянина О. А., Дашко М. Н. Психологическая работа в образовательных организациях МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 267-270.
8.Ульянина О. А. Психологические подходы к реализации компетентност-ной модели подготовки специалистов в образовательных организациях высшего профессионального образования МВД России. Омск : Золотой тираж, 2017. 218 с.
9. Шаповал В. А., Кобозев И. Ю., Зо-лотенко В. А. Психологическая работа с личным составом органов внутренних дел. Организация психологической службы в органах внутренних дел. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2016. 240 с.