Научная статья на тему 'Правовое обеспечение организации психологической работы в органах внутренних дел: состояние и перспективы развития'

Правовое обеспечение организации психологической работы в органах внутренних дел: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1045
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / ДИАГНОСТИКА / LEGAL PROVISIONS / PSYCHOLOGICAL WORK / PSYCHOLOGY-AIDED OCCUPATIONAL SELECTION / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Ульянина О. А.

В статье рассматриваются организационные и процессуальные аспекты реализации основных направлений психологической работы в органах внутренних дел. Анализируется правовая обеспеченность деятельности подразделений психологической работы. Обозначены научно-практические и методологические проблемы профессиональной деятельности психологов МВД России. На основании выделенных проблемных зон в организации психологической работы определяются перспективы дальнейшего развития ведомственной психологической службы, а также направления совершенствования правовой регламентации психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Ульянина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Provisions for Organizing Psychological Support of Personnel in Law Enforcement: Current State and Development Prospects

The author analyzes the organizational and procedural aspects of psychological support work in law enforcement. Special attention is devoted to the current legal provisions for this work. Problems and obstacles in the way are identified and ways to address them proposed. Prospects of further development of the Ministry’s psychological service are outlined. Also looked into are possibilities to improve legal regulation of psychological support work.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение организации психологической работы в органах внутренних дел: состояние и перспективы развития»

О. А. УЛЬЯНИНА,

доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, кандидат социологических наук (Академия управления МВД России)

O. A. ULYANINA, Ph. D. (Sociology), Associate Professor at the Department of Psychology, Pedagogics and Personnel Management (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 159.9.07:351.741

Правовое обеспечение организации психологической работы в органах внутренних дел: состояние и перспективы развития

Legal Provisions for Organizing Psychological Support of Personnel in Law Enforcement: Current State and Development Prospects

В статье рассматриваются организационные и процессуальные аспекты реализации основных направлений психологической работы в органах внутренних дел. Анализируется правовая обеспеченность деятельности подразделений психологической работы. Обозначены научно-практические и методологические проблемы профессиональной деятельности психологов МВД России. На основании выделенных проблемных зон в организации психологической работы определяются перспективы дальнейшего развития ведомственной психологической службы, а также направления совершенствования правовой регламентации психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности в органах внутренних дел.

Правовое обеспечение, психологическая работа, профессиональный психологический отбор, диагностика.

The author analyzes the organizational and procedural aspects of psychological support work in law enforcement. Special attention is devoted to the current legal provisions for this work. Problems and obstacles in the way are identified and ways to address them proposed. Prospects of further development of the Ministry's psychological service are outlined. Also looked into are possibilities to improve legal regulation of psychological support work.

Legal provisions, psychological work, psychology-aided occupational selection, diagnostics.

Преобразования современного гражданского общества и модернизация системы МВД России обусловливают необходимость в постоянном качественном научно-исследовательском, методическом и правовом сопровождении

психологической работы, отвечающем реалиям жизнедеятельности и потребностям психологов на практике.

В современных условиях психологическая работа — один из востребованных и динамично раз-

вивающихся видов морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Деятельность подразделений психологической работы сосредоточена на комплексном решении задач, связанных с формированием у сотрудников профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач в повседневных и экстремальных условиях [2].

В настоящее время в МВД России трудятся более 2,5 тыс. психологов, функционирует свыше 2 тыс. кабинетов психологической регуляции и психореабилитационных центров, оснащенных современным профессиональным оборудованием [4, 5, 7].

Результат деятельности органов внутренних дел детерминирован степенью достижения задач, определенных соответствующими законами и иными правовыми актами. При этом реализация основных форм психологической работы не является целью деятельности органов внутренних дел, а наряду с кадровым, материально-техническим, информационным, правовым и другими видами обеспечения выступает необходимым условием и средством достижения конечного результата, т. е. «инструментом» повышения эффективности ведущей профессиональной деятельности [7].

Правовыми основами психологической работы в органах внутренних дел являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты МВД России.

Исторический опыт правоохранительной деятельности свидетельствует, что одним из важнейших факторов, определяющих способность сотрудников органов внутренних дел эффективно осуществлять оперативно-служебную деятельность, является морально-психологическое состояние сотрудников, их готовность и способность решать поставленные задачи [9].

Разработкой теоретических и методологических основ психологической работы в органах внутренних дел занимаются известные российские ученые: Ю. П. Зинченко, А. В. Юревич, П. А. Корчемный, С. Л. Кандыбович. Большой вклад в развитие ведомственной психологии вносят М. И. Марьин, И. О. Котенев, В. Л. Цветков, С. Н. Федотов, А. Ф. Караваев.

Вместе с тем существующая система организации психологической работы в органах внутренних дел, наряду с позитивным практическим опытом, научно-исследовательскими разработками и нормативно-правовой базой, имеет определенные противоречия и недостатки.

Обзоры о состоянии морально-психологического обеспечения оперативно-служеб-

ной деятельности органов внутренних дел за 2012—2016 гг. свидетельствуют о том, что меры, предпринимаемые до настоящего времени, не позволили в полном объеме решить задачи по формированию устойчивых нравственных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел [8].

Реалии таковы, что штатная численность сотрудников подразделений психологической работы — это не постоянная единица, которая варьируется в различных территориальных органах, подразделениях МВД России. Данные обстоятельства обусловлены тем, что в приказе МВД России «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее — Положение об основах организации психологической работы) [3] не регламентировано общее количество штатных единиц в подразделениях психологической работы. Безусловно, в каждом конкретном случае оптимальный уровень рабочей нагрузки зависит от специфики решаемых задач. Однако в некоторых территориальных органах недостаточное количество психологов не позволяет реализовать психологическую работу на уровне выше минимально допустимого. Следует понимать, что в настоящее время качество психологической работы должно соответствовать усложняющимся оперативно-служебным задачам и возрастающим требованиям к кадровому составу органов внутренних дел. Особенно это касается участия психологов в профилактике чрезвычайных происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности среди личного состава [5].

Потребность в психологическом сопровождении оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел привела к необходимости создания условий для оптимального функционирования подразделений психологической работы. Первоначально созданные кабинеты психологической регуляции во многих территориальных органах и образовательных организациях перерастают в центры психологической работы, включающие целый комплекс функциональных помещений и соответствующего психокоррекционного оборудования [6]. Однако при создании подобных центров возникают организационные трудности, обусловленные отсутствием нормы поло-женности материально-технического оснащения центров психологической работы или иных функциональных кабинетов психологической работы в перечне приказа МВД России от 28 декабря 2006 г. № 1101 «Об утверждении норм положенности, номенклатуры, сроков эксплуатации мебели и отдельных материально-технических средств для служебных помещений органов внутренних дел Российской Федерации».

Одной из главных задач подразделений психологической работы остается качественный отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел. Перечень методик, используемых в рамках профессионального психологического отбора, определен нормативными правовыми актами МВД России. Однако информация об используемых в отборе методиках находится в открытом доступе сети Интернет. Граждане имеют возможность заранее подготовиться к процедуре тестирования, что влияет на достоверность полученных в ходе диагностики результатов и соответствующего прогноза. Более того, часть методик из вышеобозначенного перечня дублируется при обследовании кандидатов в ЦПД МСЧ территориальных органов на региональном уровне (Равен, Словарь, Аналогии, КОТ, ММИЛ). В связи с этим целесообразно создать несколько параллельных батарей тестовых методик в рамках проведения профессионального психологического отбора кандидатов на службу во избежание ситуации ретестирования или адаптации к имеющейся батарее тестовых методик.

В настоящее время существует различная практика в органах внутренних дел, организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (далее — органы, организации, подразделения МВД России), относительно принятия решения о поступлении на службу кандидатов, рекомендованных условно по результатам профессионального психологического отбора. В связи с чем необходима дополнительная правовая регламентация или методические рекомендации относительно алгоритма принятия решения руководителями органов, организаций, подразделений МВД России в отношении кандидатов на службу, которым по результатам профессионального психологического отбора присвоена третья категория профессиональной пригодности — «условно рекомендован».

Помимо обозначенных сложностей методологического характера, не менее значимым является проблема отсутствия профессиограмм и спецификации тестовых батарей профессионального психологического отбора для вынесения решения о категории пригодности кандидатов в различные службы органов внутренних дел с учетом специальности.

Следует отметить, что профессиональный психологический отбор не ограничивается изучением личных и деловых качеств вновь принимаемых на службу кандидатов. Важное значение имеет процедура отбора сотрудников по различным основаниям уже в процессе служебной деятельности, в связи с чем возникает потребность в разработке дополнительных методических рекомендаций по организации и проведению профессионального психологического

отбора (перечень методик, алгоритм принятия решения, сроки действия заключения) сотрудников органов внутренних дел при перемещении по службе, назначении на руководящую должность, включении в кадровый резерв и т. д.

Эффективная практика изучения социально-психологического климата и морально-психологического состояния в служебных коллективах спровоцировала потребность в изучении подобных социально-психологических явлений и среди руководящего состава органов внутренних дел. Во многих территориальных органах и образовательных организациях МВД России психологи постоянно осуществляют мониторинг делового статуса, авторитета и стиля управленческой деятельности руководителей. Таким образом, существует потребность на практике в правовой конкретизации перечня методик и периодичности проведения изучения морально-психологического состояния и социально-психологических исследований рейтинга руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России.

Положением об основах организации психологической работы [3] определена периодичность изучения социально-психологического климата в коллективах, а в методических рекомендациях ДГСК МВД России обозначены методики, используемые с данной целью. Однако в органах, организациях, подразделениях МВД России имеются подразделения с общей численностью менее пяти сотрудников. Данные коллективы в рамках социальной психологии именуются как «малая группа» и требуют определенного подхода в исследовании социально-психологических процессов. В малочисленных служебных коллективах (менее пяти человек) не корректно изучать распределение социометрических статусов, активное ядро, основные социометрические индексы. В таких подразделениях уместно ограничиться изучением морально-психологического состояния сотрудников и социально-психологическими аспектами служебной деятельности, что требует дополнительной правовой регламентации.

В вышеуказанном Положении [3] обозначены основные направления деятельности психологической работы с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. Однако в образовательных организациях МВД России обучаются иностранные слушатели, в связи с чем необходима правовая регламентациях мероприятий психологической работы с данной категорией.

В целях профилактики и недопущения чрезвычайных происшествий среди личного состава существует потребность в методических рекомендация по проведению обследования лиц перед заступлением служебных нарядов, групп немедленного реагирования с конкретизаций методик и алгоритма принятия решения.

В Положении об основах организации психологической работы [3] обозначено, что результаты психологической работы с сотрудниками фиксируются в психологических паспортах, однако до сих пор не разработана единообразная форма данных паспортов. В свою очередь, отсутствие целостной системы мониторинга личных и деловых качеств сотрудника в течение всей службы снижает как эффективность проводимой с ним психологической работы, так и прогнозирование успешности его профессионального развития.

Практика показывает, что обязанности по проведению специальных психофизиологических исследований (далее — СПФИ) с применение полиграфа в рамках отбора, перемещения, назначения на руководящие должности сотрудников возложены на психологов кадровых подразделений. Однако функции проведения скрининговых проверок с применением полиграфа противоречат функциям психолога и затрудняют работу по психологическому сопровождению личного состава. В целях оптимизации временных ресурсов работы психолога и разграничения несопоставимых по содержанию сфер деятельности все более остро встает вопрос о необходимости введения в кадровых подразделениях должности полиграфолога.

С целью повышения качества результатов СПФИ, проводимых с кандидатами на службу и сотрудниками органов внутренних дел, существует необходимость в дополнительной правовой конкретизации содержания, основной юридической терминологии и правовых последствий факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения, обозначенных в постановлении Правительства «Об утверждении Правил профессионального психологи-

ческого отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» [1].

Существует потребность и в разработке дополнительных методических рекомендаций по организации и проведению СПФИ (перечень факторов риска, методик, алгоритм принятия решения) с сотрудниками органов внутренних дел по различным основаниям (перемещение по службе, назначение на вышестоящую должность, включение в кадровый резерв, проведение служебных проверок по фактам нарушения дисциплины и законности). Более того, в нормативных правовых актах МВД России не определен перечень должностей в органах внутренних дел, при назначении на которые следует проводить СПФИ с применением полиграфа.

Однако обозначенные выше показатели и существующие проблемы нормативно-правовой регламентации психологической работы — это естественное состояние любой саморазвивающейся, открытой социально-гуманитарной системы. Поэтому отмеченные проблемные аспекты правового регулирования организации психологической работы в органах внутренних дел следует рассматривать через призму дальнейших перспектив развития.

Дальнейшее совершенствование основных форм психологической работы невозможно без оптимизации нормативной правовой базы [5]. Потребности практической деятельности психологов органов внутренних дел определяют неизбежность выхода на новый уровень нормативного правового регулирования, который позволит систематизировать развитие ведомственной системы психологической работы на всех этапах — от приема на службу сотрудников до момента ее прекращения.

Список литературы:

References:

1. Об утверждении Правил профессиональ- 1. ного психологического отбора на службу

в органы внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_138821/ (дата обращения: 13.01.2017). 2.

2. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.

3. Об утверждении Положения об основах ор- 3. ганизации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660.

Decree of the Government of the Russian Federation of December 6, 2012 № 1259 «On the Approval of the Rules of Professional Psychological Selection for Service in the Internal Affairs of the Russian Federation» [Electronic resource] // Access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_138821 / (access date: 13.01.2017). Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 11.02.2010 № 80 "On the moral and psychological support of the operational and official activities of the bodies of internal affairs of the Russian Federation" [Electronic resource] // Access mode: // base. garant.ru/12159440/ (access date: 26.09.2016). Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from the 2nd of September, 2013. № 660 "On the approval of the Regulations on the principles of the organization of psychological work in the bodies of Internal Affairs of the Russian Federation" [Elec-

4. Дашко М. Н. Психология на службе закона // Полиция России. 2017. № 2.

5. Ендржеевский А. А. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ОВД: состояние и основные пути совершенствования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1 (56).

6. Лукашов Н. В., Прусова М. Ф. Организация и правовое обеспечение использования аппаратуры биологической обратной связи для коррекции негативных психических состояний сотрудников органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 4 (36).

7. Марьин М. И., Петров В. Е, Ульянина О. А. Особенности психологического обеспечения в подготовке специалистов в образовательных организациях МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

8. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2015 год: сборник аналитических и информационных материалов. М., 2016.

9. Сухорукое В. А. Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: противоречия и перспективы: сб. науч. ст. III региональной науч.-практ. конф. Волгоград, 2011.

tronic resource] // Access mode: // http://base. garant.ru/70675376/ (access date: 19.03.2017).

4. Dashko M. N. Psychology in the Service of the Law // The Police of Russia. 2017. № 2.

5. Yendrzheyevsky A. A. Moral and psychological support of the operational service activity of the Bodies of Internal Affairs: the state and the main ways of improvement // Psycho pedagogy in law enforcement agencies. 2014. № 1 (56).

6. Lukashov N. V., Prusova M. F. Organization and legal support of the use of biofeedback equipment for the correction of negative mental conditions of employees of law enforcement agencies // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2015. № 4 (36).

7. Maryin M. I., Petrov V. E, Ulyanina O. A. Features of psychological support in the training of specialists in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2016. № 1 (37).

8. Information on the state of work with staff of law enforcement of the Russian Federation for 2015: Collection of analytical and information materials. M., 2016.

9. Sukhorukov V. A. Moral and psychological support of the operational and official activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation: contradictions and perspectives // In the collection: Socio political development of Russia as a complex problem of humanitarian knowledge, a compilation of scientific articles of the III regional scientific and practical conference. Volgograd, 2011.

E-mail: lelia34@maü.ru

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.