З.Х. Бобоёров
психологическая проблема личностного самоопределения студентов в условиях этнокультурной образовательной среды
в статье рассматриваются подходы к исследованию личностного самоопределения в отечественной психологии. затрагиваются проблемы психологических механизмов и условий его становления в юности в условиях обучения в этнокультурной среде.
Ключевые слова: самоопределение, индивид, личность, личностное самоопределение, этнокультурная среда, самоопределившаяся личность.
В сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет себя в распаде профессионального «Я», в утрате смысла бытия, в чувстве потери себя. Время перемен коснулось как экономической, так и духовной сфер жизни. Про духовный кризис и падение нравственных идеалов в современном обществе написано немало, наряду с этим активно идут экономические изменения, миграционные процессы. В связи с миграционными процессами происходит активное взаимопроникновение культур, взаимодействие народов различных национальностей.
В концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России в рамках ФГОС второго поколения в ряду компетенций особое место занимает этнокультурная компетенция, которая одновременно соединяет адекватные знания, представления об этнических общностях, их культуре и толерантные поведенческие отношения, настроенные на межэтническое взаимопонимание и взаимодействие. Сущность этнокультурной компетенции заключается в том, что человек, обладая данной компетенцией, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия. Этнокультурная компетенция предполагает принятие этнокультурных различий, понимание и уважение представителей других национальных культур, их взглядов и ценностей, готовность и способность жить в полиэтническом обществе.
Цель этнокультурной компетенции имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель этнокультурной компетенции
педагогика и психология
психология образования
как общественного явления состоит в стабилизации межнациональных отношений и учете этнических особенностей, интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Этнокультурная компетенция дает возможность этническим общностям понять друг друга, прийти к согласию. Внутренняя целевая направленность этнокультурной компетенции заключается не только в том, что студент должен быть «держателем» акций-знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и их активным пользователем, т.е. не подстраивать свое поведение под других людей и обстоятельства, а творчески взаимодействовать с ними. В целом этнокультурная компетентность предполагает наличие такого объема знаний и умений, который необходим не только для того, чтобы адаптироваться, приспособиться к реалиям полиэтнической среды, но и достаточного для того, чтобы быть готовым и способным активно действовать в ней [9].
Для эффективного формирования у студентов ключевых компетенций недостаточно только увеличения информационной нагрузки, т.к. большая часть информации воспринимается студентами не всегда критично, как бесспорная. Такая ситуация приводит к необходимости развития понимания студентами информации, а также себя и своей профессиональной позиции. Современная жизнь ставит перед молодыми людьми непростую проблему понимания и формирования образа мира и образа себя в этом мире [6; 7].
Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии. Самоопределение является одним из важнейших условий формирования профессионально-важных качеств и успешного овладения деятельностью.
В отечественной психологии классический подход к исследованию «личностного самоопределения», основанный на принципе детерминизма, связан с именем С.Л. Рубинштейна. В его работах большое внимание уделялось идее активности субъекта самоопределения. Внутренняя обусловленность активности человека, через которую преломляются внешние воздействия, лежит в основе понимания самоопределения. В этом контексте она выступает как самодетерминация, собственная активность личности. Сознательное самоопределение человека заключается в том, что он не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение [4].
проблема самоопределения, таким образом, есть проблема взаимодействия индивида и социальной (внешней) среды. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.
Индивид становится личностью лишь в качестве члена определенного социума в процессе освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. поэтому различные типы социальных систем «продуцируют» определенные типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им «не подходят». Далее, помимо общесоциальных черт, личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям - классовым, этническим, профессиональным и т.п. [3].
Самоопределившаяся личность, как считают В.Ф. Сафин, Г.П. Ников, -это субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [5, с. 165].
Человек должен обладать определенным замыслом своей жизни, соответствующим его склонностям и устремлениям, а также способностью организовать ее по своему замыслу. В соответствии с этим К.А. Абуль-ханова-Славская выделяет личностные структуры и свойства, которые обеспечивают ценностно-смысловые, целевые и действенные механизмы самоопределения: жизненные ценности, установки, потребности, намерения; жизненную позицию; жизненную концепцию, смысл жизни; активность личности; личностную перспективу.
Личностное самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри системы отношений. К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективу, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [1].
педагогика и психология
психология образования
Некоторые исследователи считают любое самоопределение личностным и связывают его с решением всего комплекса жизненных проблем (В.И. Журавлев, С.Н. Иконникова, В.Л. Лебедева, А.В. Петровский и др.).
На основе теоретического анализа подходов к изучению самоопределения личности мы рассматриваем личностное самоопределение как процесс и результат осознания личностью своего «Я», своей индивидуальности, уникальности через выработку и присвоение жизненных ценностей, и на основе этого - осознанный выбор жизненной стратегии, включающей в себя сознательное целенаправленное планирование собственной жизни.
Личностное самоопределение - это многоуровневый (этапный) процесс, направленный понимание личностью своей Я-концепции на основе нахождения, порождения и интерпретации личностных смыслов, осознание своих жизненных ценностей, выбор жизненной позиции в условиях взаимодействия и общения субъектов профессионального обучения в вузе.
Содержанием личностного становления студентов в этнокультурной образовательной среде является становление «Я-концепции» (она включает самооценку, уровень притязаний, жизненные цели и ценности, самопознание).
Одним из психологических механизмов является понимание как процесс и результат нахождения, порождения и интерпретации личностных смыслов субъектами обучения, общения и взаимодействия в процессе решения продуктивных и творческих задач [6].
Наряду с понимание, мы выделяем следующие механизмы самоопределения.
1. Личностные смыслы, жизненные планы: цели; мотивы; ценности; смыслы.
2. Учебная деятельность: результаты деятельности; понимание; рефлексия; самооценка; саморегуляция; самореализация в процессе социального взаимодействия
одним из условий становления самоопределения студентов является этнокультурная образовательная среда вуза.
Л.И. Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его аффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И. Божович позволила нам осуществить поиск организации среды в двух уровнях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обес-
печивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней [2].
Этнокультурная образовательная среда вуза - это часть образовательной среды, представляющая собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур.
Таким образом, полем личностного самоопределения студентов в современной социокультурной ситуации должна стать этнокультурная образовательная среда, способствующая решению сложных социальноэкономических проблем на основе вырабатываемых новых смыслов жизнедеятельности. Изменение содержательных и процессуальных аспектов взаимодействия субъектов профессионального обучения в вузе выводит их на познание себя и своей личностной позиции в быстро меняющемся мире. Суть такого взаимодействия должна основываться на диалоге, в процессе которого устанавливается общительная связь, выводящая их на познание и понимание себя и другого как себя.
Личностное самоопределение достигается пониманием личностью своей Я-концепции на основе нахождения, порождения и интерпретации личностных смыслов, осознании своих жизненных ценностей, выбор жизненной позиции в условиях взаимодействия и общения субъектов профессионального обучения в вузе [6; 7].
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 137-145.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
3. Демченко Е.В. К вопросу о концептуальных основах самоопределения личности в условиях интеркультурного диалога. URL: http://www.pglu.ru/ Hb/puЫicatюns/Umversity_Readmg/2011/XП/uch_2011_XП_0o004 .р^ (дата обращения: 19.03.2014).
4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
5. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. Свердловск, 1986.
6. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. СПб., 2009.
7. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания в обучении. М., 2010.
педагогика и психология