Научная статья на тему 'Психологическая проблема личностного самоопределения студентов в условиях этнокультурной образовательной среды'

Психологическая проблема личностного самоопределения студентов в условиях этнокультурной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНДИВИД / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / САМООПРЕДЕЛИВШАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ / SELF-IDENTIFICATION / PERSON / PERSONALITY / PERSONAL SELFIDENTIFICATION / ETHNO-CULTURAL ENVIRONMENT / SELF-IDENTIFIED PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобоёров Закирджан Хабибулаевич

В статье рассматриваются подходы к исследованию личностного самоопределения в отечественной психологии. Затрагиваются проблемы психологических механизмов и условий его становления в юности в условиях обучения в этнокультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PROBLEM OF PERSONAL SELF-IDENTIFICATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF ETHNO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article reflects on the approaches to research of personal selfidentification in our native psychology. The author dwells on the problems of psychological mechanisms and conditions of its formation during adolescence in the conditions of learning in ethno-cultural environment.

Текст научной работы на тему «Психологическая проблема личностного самоопределения студентов в условиях этнокультурной образовательной среды»

З.Х. Бобоёров

психологическая проблема личностного самоопределения студентов в условиях этнокультурной образовательной среды

в статье рассматриваются подходы к исследованию личностного самоопределения в отечественной психологии. затрагиваются проблемы психологических механизмов и условий его становления в юности в условиях обучения в этнокультурной среде.

Ключевые слова: самоопределение, индивид, личность, личностное самоопределение, этнокультурная среда, самоопределившаяся личность.

В сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет себя в распаде профессионального «Я», в утрате смысла бытия, в чувстве потери себя. Время перемен коснулось как экономической, так и духовной сфер жизни. Про духовный кризис и падение нравственных идеалов в современном обществе написано немало, наряду с этим активно идут экономические изменения, миграционные процессы. В связи с миграционными процессами происходит активное взаимопроникновение культур, взаимодействие народов различных национальностей.

В концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России в рамках ФГОС второго поколения в ряду компетенций особое место занимает этнокультурная компетенция, которая одновременно соединяет адекватные знания, представления об этнических общностях, их культуре и толерантные поведенческие отношения, настроенные на межэтническое взаимопонимание и взаимодействие. Сущность этнокультурной компетенции заключается в том, что человек, обладая данной компетенцией, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия. Этнокультурная компетенция предполагает принятие этнокультурных различий, понимание и уважение представителей других национальных культур, их взглядов и ценностей, готовность и способность жить в полиэтническом обществе.

Цель этнокультурной компетенции имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель этнокультурной компетенции

педагогика и психология

психология образования

как общественного явления состоит в стабилизации межнациональных отношений и учете этнических особенностей, интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Этнокультурная компетенция дает возможность этническим общностям понять друг друга, прийти к согласию. Внутренняя целевая направленность этнокультурной компетенции заключается не только в том, что студент должен быть «держателем» акций-знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и их активным пользователем, т.е. не подстраивать свое поведение под других людей и обстоятельства, а творчески взаимодействовать с ними. В целом этнокультурная компетентность предполагает наличие такого объема знаний и умений, который необходим не только для того, чтобы адаптироваться, приспособиться к реалиям полиэтнической среды, но и достаточного для того, чтобы быть готовым и способным активно действовать в ней [9].

Для эффективного формирования у студентов ключевых компетенций недостаточно только увеличения информационной нагрузки, т.к. большая часть информации воспринимается студентами не всегда критично, как бесспорная. Такая ситуация приводит к необходимости развития понимания студентами информации, а также себя и своей профессиональной позиции. Современная жизнь ставит перед молодыми людьми непростую проблему понимания и формирования образа мира и образа себя в этом мире [6; 7].

Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии. Самоопределение является одним из важнейших условий формирования профессионально-важных качеств и успешного овладения деятельностью.

В отечественной психологии классический подход к исследованию «личностного самоопределения», основанный на принципе детерминизма, связан с именем С.Л. Рубинштейна. В его работах большое внимание уделялось идее активности субъекта самоопределения. Внутренняя обусловленность активности человека, через которую преломляются внешние воздействия, лежит в основе понимания самоопределения. В этом контексте она выступает как самодетерминация, собственная активность личности. Сознательное самоопределение человека заключается в том, что он не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение [4].

проблема самоопределения, таким образом, есть проблема взаимодействия индивида и социальной (внешней) среды. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

Индивид становится личностью лишь в качестве члена определенного социума в процессе освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. поэтому различные типы социальных систем «продуцируют» определенные типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им «не подходят». Далее, помимо общесоциальных черт, личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям - классовым, этническим, профессиональным и т.п. [3].

Самоопределившаяся личность, как считают В.Ф. Сафин, Г.П. Ников, -это субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [5, с. 165].

Человек должен обладать определенным замыслом своей жизни, соответствующим его склонностям и устремлениям, а также способностью организовать ее по своему замыслу. В соответствии с этим К.А. Абуль-ханова-Славская выделяет личностные структуры и свойства, которые обеспечивают ценностно-смысловые, целевые и действенные механизмы самоопределения: жизненные ценности, установки, потребности, намерения; жизненную позицию; жизненную концепцию, смысл жизни; активность личности; личностную перспективу.

Личностное самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри системы отношений. К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективу, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [1].

педагогика и психология

психология образования

Некоторые исследователи считают любое самоопределение личностным и связывают его с решением всего комплекса жизненных проблем (В.И. Журавлев, С.Н. Иконникова, В.Л. Лебедева, А.В. Петровский и др.).

На основе теоретического анализа подходов к изучению самоопределения личности мы рассматриваем личностное самоопределение как процесс и результат осознания личностью своего «Я», своей индивидуальности, уникальности через выработку и присвоение жизненных ценностей, и на основе этого - осознанный выбор жизненной стратегии, включающей в себя сознательное целенаправленное планирование собственной жизни.

Личностное самоопределение - это многоуровневый (этапный) процесс, направленный понимание личностью своей Я-концепции на основе нахождения, порождения и интерпретации личностных смыслов, осознание своих жизненных ценностей, выбор жизненной позиции в условиях взаимодействия и общения субъектов профессионального обучения в вузе.

Содержанием личностного становления студентов в этнокультурной образовательной среде является становление «Я-концепции» (она включает самооценку, уровень притязаний, жизненные цели и ценности, самопознание).

Одним из психологических механизмов является понимание как процесс и результат нахождения, порождения и интерпретации личностных смыслов субъектами обучения, общения и взаимодействия в процессе решения продуктивных и творческих задач [6].

Наряду с понимание, мы выделяем следующие механизмы самоопределения.

1. Личностные смыслы, жизненные планы: цели; мотивы; ценности; смыслы.

2. Учебная деятельность: результаты деятельности; понимание; рефлексия; самооценка; саморегуляция; самореализация в процессе социального взаимодействия

одним из условий становления самоопределения студентов является этнокультурная образовательная среда вуза.

Л.И. Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его аффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И. Божович позволила нам осуществить поиск организации среды в двух уровнях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обес-

печивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней [2].

Этнокультурная образовательная среда вуза - это часть образовательной среды, представляющая собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур.

Таким образом, полем личностного самоопределения студентов в современной социокультурной ситуации должна стать этнокультурная образовательная среда, способствующая решению сложных социальноэкономических проблем на основе вырабатываемых новых смыслов жизнедеятельности. Изменение содержательных и процессуальных аспектов взаимодействия субъектов профессионального обучения в вузе выводит их на познание себя и своей личностной позиции в быстро меняющемся мире. Суть такого взаимодействия должна основываться на диалоге, в процессе которого устанавливается общительная связь, выводящая их на познание и понимание себя и другого как себя.

Личностное самоопределение достигается пониманием личностью своей Я-концепции на основе нахождения, порождения и интерпретации личностных смыслов, осознании своих жизненных ценностей, выбор жизненной позиции в условиях взаимодействия и общения субъектов профессионального обучения в вузе [6; 7].

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 137-145.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

3. Демченко Е.В. К вопросу о концептуальных основах самоопределения личности в условиях интеркультурного диалога. URL: http://www.pglu.ru/ Hb/puЫicatюns/Umversity_Readmg/2011/XП/uch_2011_XП_0o004 .р^ (дата обращения: 19.03.2014).

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

5. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. Свердловск, 1986.

6. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. СПб., 2009.

7. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания в обучении. М., 2010.

педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.