Научная статья на тему 'К вопросу о нравственном самоопределении личности'

К вопросу о нравственном самоопределении личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Самоопределение / личностное самоопределение / нравственное самоопределение личности / нравственный выбор

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутейникова Ирина Хамзовна

В статье анализируется понятие «нравственное самоопределение личности», приводятся современные трактовки данного понятия на основе диссертационных исследований по психологии и педагогике. Автор указывает на актуальность выявления сущности нравственного самоопределения и его роль в становлении личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нравственном самоопределении личности»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________

5. Кузьминова И.Я. Коммуникативный потенциал синтаксической синонимии // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 2. С. 67-69.

6. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: кн. для учителя: Из опыта работы / ред-сост. В.А. Слободчиков. М.: Просвещение. 1986. 111 с.

7. Нефёдов О.В. Формирование автономии студента в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе // Приволжский научный вестник. 2014. № 3-1 (31). - С. 101-104.

8. Нефёдов О.В. Принципы рациональной методики обучения иностранному языку студентов-нелингвистов // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. - С. 162-165.

9. Нефёдов О.В. Обучения языкам в мультикультурной аудитории // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-2 (38). - С. 106-110.

10. Нефёдов О.В. Индикаторы рациональности рациональной методики обучения иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 143-148.

11. Самойлова Т.В. Интенсивная методика обучения иностранному языку в аспекте формирования коммуникативной компетенции // В сб.: Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты сборник научных трудов по мат. межд. науч.-практ. конф.: в 11 частях. 2014. С. 122-123.

12. Рубцова А.В. Продуктивный подход в иноязычном образовании (аксиологи-ческие аспекты): автореф. дис. ... док. пед. наук. СПб., 2012. 53 с.

© Ю.М. Колыванов, А.М. Иванова, 2015

УДК 37.03

Кутейникова Ирина Хамзовна

канд.пед.наук, учитель МБОУ «Лицей №13»

г.Троицк, РФ E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье анализируется понятие «нравственное самоопределение личности», приводятся современные трактовки данного понятия на основе диссертационных исследований по психологии и педагогике. Автор указывает на актуальность выявления сущности нравственного самоопределения и его роль в становлении личности.

Ключевые слова

Самоопределение, личностное самоопределение, нравственное самоопределение личности, нравственный

выбор

Нравственный кризис современного общества является популярным предметом исследования современных ученых. Исследователи многих научных направлений в своих работах ставят проблему актуализации нравственных ценностей, повышения нравственной культуры и т.д. В последние годы многими учеными высказывается идея разрешения нравственного кризиса посредством создания условий для нравственного самоопределения личности.

В основу теорий изучения самоопределения личности положены представления С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, которыми выделены такие важные характеристики самоопределения как самопознание и верность себе, а также самодетерминация, собственная активность и осознанное стремление занять определенную позицию. Наиболее полные варианты структуры и характеристик самоопределения предложены В.Ф. Сафиным, а также М.Р. Гинзбургом.

239

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_______

Вообще, в теории термин «самоопределение» означает «... определить свое место в жизни, в обществе, в своей деятельности,...осознать свои общественные, классовые, национальные интересы». В педагогических словарях и энциклопедиях термин «самоопределение» относят к центральному механизму становления личностной зрелости, состоящему в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений; как процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

В психологических исследованиях пока отсутствует единое понимание сущности, механизмов и детерминант нравственного самоопределения.

Нередко при рассмотрении самоопределения личности говорят одновременно и о самореализации, и о самоактуализации. Это означает, что самоопределение связывается не только с актом выбора, но и с совершенствованием себя в выбранной деятельности. Авторами используются термины «жизненное», «личностное», «социальное» самоопределение; при этом указывается, что данные виды самоопределения являются наиболее сложными по структуре и механизмам складывания.

Личностное самоопределение может рассматриваться как высший тип жизненного

самоопределения. Основой социального самоопределения личности выступает ценностно-смысловое самоопределение, т.е. определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной концепции. Ценностно-смысловое самоопределение порождает и обусловливает самоопределение личности в социальной, профессиональной, семейной и других сферах жизни общества. С точки зрения Н.Н.Никитиной, нет необходимости ни сужать содержание личностного самоопределения, ни безмерно расширять его. Анализ подходов к пониманию сущности самоопределения в гуманистической философии, психологии позволяет рассматривать личностное самоопределение как процесс и результат осознания личностью своей индивидуальности, уникальности, своих потенций и интенций в их соотнесенности друг с другом и с окружающим миром («Я - Я», «Я -другие», «Я - общество», «Я - мир», «Я - сверхличностная реальность») и выбора основных стратегий и направлений личностного роста [4].

Сложилось много аспектов изучения самоопределения, что позволяет выделить такой ряд: профессиональное, личностное, жизненное, социальное, политическое и др. Н.Н. Никитина подчеркивает, что наибольший объем исследований приходится в последнее десятилетие на профессиональное самоопределение.

Наиболее подробно, на наш взгляд, вопросы структуры и механизмов нравственного самоопределения проработаны А.Б. Купрейченко и А.Е. Воробьевой. В частности, эти авторы определяют «нравственное самоопределение» как процесс поиска субъектом своего способа жизнедеятельности в системе отношений нравственности, включающий ориентацию в системе нравственных идеалов и ценностей, среди людей и социальных групп, являющихся их носителями, а также выбор и создание собственных нравственных эталонов и идеалов, а затем на их основе — принципов, ценностей и норм. Создание нравственных эталонов и идеалов может осуществляться с преобладанием внешней детерминации (формирование, обучение, воспитание) или же внутренней - (творение, созидание, конструирование) (2010) [1;3].

Следует отметить, что на основании разделения понятий «мораль» и «нравственность», некоторыми авторами разводятся понятия «моральное самоопределение и «нравственное самоопределение личности».

Применение данной модели к нравственному самоопределению позволило А.Б. Купрейченко и А.Е. Воробьевой выделить достаточный минимум его элементов: 1) представления о нравственности - как части стержня самоопределения и как самоопределение в отношении морали как части общественного сознания и социального института; 2) нравственные ориентации - как часть стержня самоопределения и как самоопределение в отношении себя как субъекта нравственности; 3) нравственные стратегии - как элемент оболочки самоопределения к поступкам и как нравственное самоопределение в отношениях с другими; 4) оценка явлений окружающего мира (А.Е. Воробьева, 2010; А.Б. Купрейченко, 2010). Что же может являться внешним проявлением нравственного самоопределения? Можно предположить, что им является нравственный выбор. По мнению И.И. Дереча, нравственный выбор - результат нравственных

240

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______________________

исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы нравственных ценностей, становлении нравственной позиции и готовности к нравственному поступку; воплощение нравственного потенциала в деянии. Главным же стратегическим аспектом выбора является предпочтение нравственных ценностей [2, с.10]. Следовательно, актуализация нравственных ценностей в процессе воспитания выступает важным фактором нравственного самоопределения.

Список использованной литературы:

1. Воробьева, А.Е.Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи: автореф. дисс....канд. псих. наук.- Москва,2010.-26 с.

2. Дереча, И.И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников: автореф. дисс... канд.пед.наук.- Тюмень, 2005. - 21 с.

3. Купрейченко, А.Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения личности и группы: Дис....доктора псих. наук.-М., 2010.-445 с.

4. Никитина, Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: Дисс.. ..доктора пед. наук. - Ульяновск,2003.- 442 с.

5. Шереметова, Г.П. Понятие социального самоопределения личности и его сущность [Электронный ресурс]/ Г.П. Шереметова.- Режим доступа: http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=2243 (07.04.15)

©И.Х. Кутейникова,2015

УДК 37

Малова Диана Владимировна

Магистр социально-культурной деятельности Чувашского государственного института культуры и искусств

E-mail: ^gi^^^^ma^!^ Diana Malova Master of social and cultural activities Chuvash state Institute of culture and arts E-mail: с[email protected]

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА THE ESSENCE AND CONTENT OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Аннотация

В данной статье раскрывается сущность и содержание этнокультурной компетентности студентов вуза, рассматриваются сопряженные с этим понятием дефиниции, а также определены автором критерии ее сформированности.

Abstract

This article reveals the essence and content of ethno-cultural competence of students of the University, discusses the related concept definitions and identified the author of the criteria of its formation.

Ключевые слова

компетентность, компетенции, этнокультурная компетентность, этническая толерантность, межэтническое

взаимодействие, межэтническое взаимопонимание.

Keywords

competence, competence, cultural competence, ethnic tolerance, interethnic interaction, and ethnic understanding.

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.