Научная статья на тему 'Самоопределение как проблема психологического исследования'

Самоопределение как проблема психологического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3095
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГОТОВНОСТЬ К ЛИЧНОСТНОМУ И ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ / SELF-DETERMINATION / PHILOSOPHICAL APPROACH / SOCIOLOGICAL APPROACH / PROFESSIONAL APPROACH / PSYCHOLOGICAL APPROACH / READINESS FOR PERSONAL AND VITAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трубникова Наталья Ивановна

Представлены результаты теоретического исследования проблемы самоопределения человека. Рассматриваю гея научные подходы к раскрытию сущности и понятия самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-determination asaproblemof psychological investigation

The results of theoretical investigation of the problem of man''s self-determination are represented. The scientific approaches of revealing the essence and the notion of self-determination are reviewed.

Текст научной работы на тему «Самоопределение как проблема психологического исследования»

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Н.И. Трубникова (Барнаул)

Аннотация. Представлены результаты теоретического исследования проблемы самоопределения человека. Рассматриваются научные подходы к раскрытию сущности и понятия самоопределения.

Ключевые слова самоопределение, философский подход, социологический подход, профессиологический подход, психологический подход, готовность к личностному и жизненному самоопределению.

Несмотря на то, что самоопределению человека посвящено достаточно много теоретических и эксперимен-тачьных работ, данная проблема продолжает привлекать внимание многих исследователей. Это не случайно, так как в современных социокультурных условиях проблема самоопределения, особенно жизненного самоопределения человека, встает очень остро.

В отечественной классической психологии понятие «самоопределение» употребляется довольно часто. Анализ научной литературы показал, что можно выделить несколько подходов к исследованию проблемы самоопределения: философский, социологический, професси-ологический и психологический.

Философский, как наиболее общий подход к проблеме, представлен в работах Л.Н. Когана, И,С. Кона,

A.Г. Спиркина, М.М. Шибаевой и др. Самоопределение рассматривается ими в основном в связи с поиском личностью смысла жизни и осознанием его своих возможностей. В рамках философского подхода решаются вопросы о сущности человека, сущности процесса самоопределения.

Так, И. С. Кон видит сущность самоопределения в четкой ориентировке и определении своего места во взрослом мире, что подразумевает ответ на вопросы «как быть?» и «что делать?» [11. С. 333]. Синонимом самоопределения И. С. Кон считает «поиск себя», ядром которого является выбор сферы трудовой деятельности, профессии [11 С. 204].

По мнению JI.H. Когана, «правильно определить цель своей жизни - это и значит найти самого себя» [10. С. 229]. Именно со смыслом жизни личности автор связывает такие понятия, как «развитие», «самоопределение», «целеустремленность», «самореализация».

Итак, представители философского подхода связывают самоопределение со смыслом жизни, дают этому понятию самое общее определение: понимание человеком самого себя, своих возможностей в связи с условиями жизни, требованиями общества, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в нем.

Социологический подход представлен в работах Е.И. Головахи, В.И. Журавлева, С.Н. Иконниковой,

B.П. Лисовского, В.Г. Немировского, М.Н. Руткевич, Л.В. Сохань, М.Х. Титмы, В.Н. Шубкина и др. Эти авторы рассматривают поколение в целом как его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. В рамках социологического подхода решаются вопросы о

путях и способах самоопределения в конкретных социальных условиях.

Одни социологи, например Е.И. Головаха, связывают самоопределение прежде всего с самостоятельным выбором профессии и жизненного пути и самодетерминацией личности, в которой ключевую позицию занимает детерминация будущим - жизненными целями, планами и ориентациями [5]. Другие, например М.Х. Титма, связывают самоопределение с процессом включения молодежи в социальные группы и сферы социальной жизни. По М.Х. Тигме, самоопределение-это «занятие молодежью устойчивого положения в системе общественных отношений, интеграция в поселенческую, региональную, социальную, социально-классовую, политическую, семейную, образовательную и другие структуры» [21. С. 53]. Вступление в трудовую, общественно-политическую, семейную и т.д. жизнь, по мнению автора, складывается из последовательных этапов, которые переходят один в другой после того, как решается одна из задач жизненного самоопределения и встает следующая. Центральным моментом жизненного самоопределения М.Х. Титма считает социальное самоопределение, которое выступает в двух моментах: выбор места жительства и социального слоя [21]. С социальным самоопределением тесно связано профессиональное, а вступление в брак и создание семьи автор выделяет в самостоятельный аспект жизненного самоопределения. Как видим, многие представители философского и социологического подходов игнорируют факт вхождения человека в микросреды и иные деятельности, кроме профессиональной или трудовой. Поэтому не случайно М.Х. Титма считает, что жизненное самоопределение начинается только с 18 лет и завершается к 28 годам [21. С. 8].

Итак, представители социологического подхода характеризуют процесс самоопределения относительно поколения в целом как вступление его в жизнь. Изучение этого процесса они связывают с анализом и учетом таких жизненных выборов, как выбор места жительства, продолжение образования, выбор профессии, которые положены в основу проводимых социологами исследований. Такой подход сводит самоопределение к определению человеком своего места в социальной структуре, ограничивает временные рамки самоопределения только юношеским возрастом.

Следующий подход к рассмотрению проблемы самоопределения - профессиологический. Это наиболее

разработанный аспект самоопределения, об этом свидетельствует огромное количество работ философов, социологов, псюшлогов и педагогов. Проблемой профессионального самоопределения занимались такие ученые, как А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.Ю. Вавилов, А.Ю. Винокур, Е.И. Головаха, Н.Ф. Гейжан, А.Е. Голом-шток, K.M. Гуревич, И. С. Кон, С.П. Крягжде, A.M. Ку-харчук, Н.Д. Левитов, Н.С. Пряжников, П.А. Шавир, А.Б. Ценципер и др. Следует отметить, что большинство авторов исследуют возрастные особенности формирования профессионального выбора (Л.И. Божович,

A.Ю. Винокур, С.П. Крягжде и др.). Профессиональное развитие они рассматривают как стадии, развернутые во времени.

Ряд исследований направлен на изучение факторов и условий выбора профессии (А.Г. Асмолов, Е.И. Головаха, И.С. Кон, М.Х. Титма и др.). Они, как правило, ограничиваются рассмотрением подготовки выпускников школы к выбору профессии.

В меньшей степени в литературе представлены работы, направленные на выявление личностных, характерологических особенностей (А.Е. Голомшгок, K.M. Гуревич,

B.C. Мерлин, Н.С. Пряжников). В настоящее время именно этот аспект в исследованиях, посвященных профессиональному самоопределению, стал приоритетным, это объясняется прежде всего тем, что современное общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам специалиста. Что касается определения самого понятия, то это требует дополнительного осмысления его сущности. Приведем традиционное определение понятия «профессиональное самоопределение», которое дают A.M. Кухарчук и А.Б. Ценципер, - «самостоятельный выбор профессии, осуществленный в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соотнесения их с требованиями профессии» [13. С. 7].

Методологические основы психологического подхода к рассмотрению проблемы самоопределения человека в социальной среде заложены в отечественной психологии трудами С.Л. Рубинштейна, который считает, что самоопределение выступает как момент самодетерминации, так как в нем выражается активная природа субъективного, т.е. внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия [17]. С.Л. Рубинштейн отмечает, что самоопределением является способность человека не только находиться в определенном отношении к лицу и определяться им, но и активно относиться к нему, самому определять свое отношение. Такая активность характеризует человека как субъекта жизни. Положения, выдвинутые С.Л. Рубинштейном, развивает К. А. Абульханова-Славская. Она обосновала принцип изучения личности с точки зрения ее способа существования, получивший название принципа жизнедеятельных отношений личности [1]. По К.А. Абуль-хановой-Славской, самоопределение есть «осознание личностью своей позиции, которая формируется внут-

ри координат системы отношений» [1. С. 155]. Так же, как и С.Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская считает центральным моментом самоопределения самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию, а способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, называет жизненной позицией [2].

В отечественной «классической» психологии концепция самоопределения получила дальнейшее развитие. Так, A.B. Петровский рассматривает самоопределение в связи со своей стратометрической концепцией коллектива. Он изучает так называемое самоопределение личности в группе, под которым подразумевает «осознание личностью свободы действовать в соответствии с ценностными ориентациями группы и в относительной независимости от воздействия группового давления» [14. С. 133].

Большинство авторов решают проблему самоопределения личности в возрастном аспекте: В.В. Барцал-кина, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, A.B. Мудрик. Д.И. Фельдпггейн и др. Так, Л.И. Божович обращается к проблеме самоопределения, характеризуя социальную ситуацию развития подростков и старших школьников. Под самоопределением она понимает «...выбор известной жизненной дороги, поиск определенного места в общественном производственном процессе, окончательное включение себя в жизнь социального целого на основе определения своего призвания и выбора своего основного дела» [3. С. 368]. Д.И. Фельдштейн и В.В. Барцалкина рассматривают самоопределение при изучении личностного развития подростков, а A.B. Мудрик считает важнейшим периодом самоопределения раннюю юность. Многие отечественные психологи считают самоопределение новообразованием ранней юности. В этой связи хотелось бы отметить точку зрения И.В. Дубровиной (1989), которую мы полностью разделяем. Исходя из того, что процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются в течение всей жизни человека, «главным новообразованием ранней юности следует считать готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению».

Некоторые авторы связывают самоопределение с ценностно-смысловой сферой личности. Например, М.Р. Гинзбург рассматривает самоопределение вместе с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни с ориентацией на будущее. Вслед за М.М. Бахтиным и Л.И. Божович М.Р. Гинзбург считает важнейшей характеристикой самоопределения его ориентированность в будущее. В связи с этим изучение проблемы самоопределения подразумевает необходимость рассмотрения будущего, причем именно смыслового будущего [4. С. 44]. Под самоопределением он понимает «содержательное конструирование человеком

№ 16-17

Сибирский психологический журнал

2002 г.

своего жизненного поля, включающего в себя совокупность индивидуальных жизненных смыслов и пространство реального действия» [4. С. 47]. Определение себя как личности имеет ценностно-смысловую природу, поэтому успешное самоопределение характеризуется наличием достаточно широкого спектра личностно значимых позитивных ценностей. Для И.Г. Шендрика самоопределение представляется как целостный процесс мотивоцелеобразования. Через мотивы и цели деятельности проявляется система личностных смыслов индивида, составляющая основу личности. На основании зависимости самоопределения от ведущей деятельности И.Г. Шендрик предполагает наличие различных его типов на разных этапах онтогенеза. Таким образом, к моменту наступления взрослости у человека формируется некоторая упорядоченная система типов самоопределения, которая реализуется в его жизненном выборе, личностном самоопределении. Особенности выбора при самоопределении связаны с особенностями строения и функционирования ценностного сознания [22].

Несколько иной путь решения проблемы самоопределения предлагает В.В. Столин [20]. Он анализирует конфликтные личностные смыслы как пусковые моменты самосознания и считает актом действенного самоопределения поступок, который возникает в ситуации выбора и реализации различных отношений «Я» к действительности. Самоопределяясь, считает автор, человек вступает в конфликт с самим собой, в результате активизируются самопознание и эмоциональные переживания по поводу «Я». В.В. Столин также отмечает, что процесс самоопределения противоречив по своей сути, его завершением можно было бы считать состояние бесконфликтности личностных смыслов «Я», но это вряд ли возможно, пока совершаются поступки. Завершение самоопределения, по мнению автора, означает выбор личностью единой линии поведения.

В.Ф. Сафиным иГ.П. Никовым предпринята первая в отечественной психологии попытка построения общеповеденческого подхода к проблеме самоопределения [18, 19]. Цель их исследования состоит в изучении самоопределения в качестве стержневого процесса социального созревания через осознание и соотнесение индивидом своих возможностей и социальной необходимости, овладение значимыми сферами жизнедеятельности, обусловливающими самореализацию его как личности. Связывая самоопределение с социальным созреванием, авторы считают, что самоопределившаяся лич-

ность - это социально зрелый человек, обладающий высоким уровнем развития интеллекта, физических сил, практических умений и навыков, необходимых для социально направленной жизнедеятельности. Под психологическим аспектом самоопределения они понимают активность личности как самосозидание, осуществляющееся через самопознание и саморегуляцию, формирование субъектом себя как самореализующейся личности. По умению соотносить «хочу» - «могу» - «имею» -«требуют(ся)»В.Ф. СафиниГ.П. Ников судят об уровне самоопределения. Авторы считают, что «самоопределившаяся личность в состоянии самостоятельно ставить жизненные цели, решать их, нести ответственность за свою деятельность и поведение» [18. С. 28].Сих точки зрения, главное для самоопределившейся личности - определение себя относительно целей, ценностей с учетом требований группы, коллектива, общества, своих возможностей, способностей, наличия физических и характерологических качеств, условий среды и активная сознательная деятельность для их реализации. Кроме этого, В.Ф. Сафин и Г.П. Ников определяют границы и этапы самоопределения, которые совпадают с динамикой развития личности, принятой в отечественной психологии.

Как показал анализ литературы по проблеме самоопределения, большинство авторов рассматривают самоопределение как осознание личностью своих возможностей, способностей, потребностей, желаний, интересов, своих относительно устойчивых характерологических качеств, соотнесение их с требованиями, предъявляемыми социальной ситуацией, на основе чего осуществляется постановка целей. Многие отечественные психологи подчеркивают активную роль самого субъекта деятельности, которая проявляется в целеполагании своей жизни, в том числе собственного жизненного пути

Одним из перспективных, с нашей точки зрения, подходов к пониманию самоопределения является подход, разрабатываемый в контексте теории психологических систем [9,12]. Согласно этой теории способность личности самоопределяться связывается прежде всего с возможностью (способностью) самостоятельно менять, формировать свой образ жизни. То есть самоопределение может быть понято как «способность приводить свой образ жизни в соответствие с образом мира как целостной и системно-смысловой действительностью, представляющей собой мир данного человека, в котором он живет и действует» [12. С. 48].

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жияни. М.: Мысль, 1991.299 с.

3. Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.464 с.

4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.

5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.142 с.

6. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Высш. шк., 1970.244 с.

7. Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение / Под ред. М.Х. Титмы. Таллин: Ээсга раамат, 1985. 370 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

9. Клочко В.Е, Методологические принципы теории психологических систем // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культу-

ре: Материалы 1 -й региональной школы молодых ученых психологов (23-26 мая 1999 г.). Бийск, 2000.150 с.

10. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.

11. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.

12. Краснорядцева О.М. Проблемы психологического обеспечения профессионального самоопределения в педагогическом вузе // Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования: Сборник статей. Барнаул, 1999.122 с.

13. Кухарчук А.М., Цеыципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Нар. асвета, 1976. 128 с.

14. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе//Тез. докл. к 20-му Междунар. психол. конгр. М., 1972. С. 149-154.

15. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997. 528 с.

16. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т пракг. психол.; Воронеж: МОДЭК, 1996.256 с.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.720 с.

18. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие к спецкурсу. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1986.143 с.

19. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности//Психол. журн. 1984. № 4. С. 65-73.

20. Сталин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ 1983.284 с.

21. ТитмаМ.Х. Молодое поколение. М.: Мысль, 1975. 196 с.

22. Шендрик И.Г. Самоопределение и ответственность в раннем юношеском возрасте // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987. С. 30-33.

SELF-DETERMINATION AS APROBLEM OF PSYCHOLOGICAL INVESTIGATION N.I. Tmbnikova (Barnaul)

Summary. The results of theoretical investigation of the problem of man's sell-determination are represented. The scientific approaches of revealing the essence and the notion of self-determination are reviewed.

Key words: self-determination, philosophical approach, sociological approach, professional approach, psychological approach, readiness for personal and vital self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.