лиц с хорошими адаптационными способностями.
7. В основе профилактики неблагоприятного исхода кризисов профессионального самоопределения психологов на этапе вузовского обучения должно лежать сближение эталонов специалиста-психолога, транслируемого в ходе профессиональной подготовки и востребованного практической психологией.
Выявленные особенности подлежат учету при организации профилактической работы со студентами-психологами, переживающими кризисы профессионального самоопределения. Ее необходимо начинать проводить с первого курса, сближая формируемые под влиянием учебной подготовки психологов и востребованные практикой модели специалиста-психолога. На последнем курсе для выяснения результативности проведенной работы важно установить степень выраженности кризисов профессиональной экспектации и профессионального выбора. Среди психологических характеристик информативным является уровень невротизации личности и состояние ее субъективного контроля.
Обобщая результаты нашего исследования, отметим, что профилактика кризисов профессионального самоопределения должна быть ориентирована на сближение эталонов психолога-специалиста, формируемого в рамках учебного процесса у студентов-психологов и востребованного в практической деятельности психолога.
Т.А. Крайникова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Поступление ребенка в школу связано с возникновением значимого личностного новообразования - внутренней позиции школьника, представляющей тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. В результате негативных вариантов развития у младшего школьника могут проявляться невротические состояния или даже формироваться неврозы. Во многих случаях они могут быть следствием эмоциональной или социальной депривации, то есть систематического угнетения, неудовлетворения жизненно важных потребностей.
Переход к идеям личностно-развивающего образования определил новые задачи школы и учителя. Г лавным стало развитие личности ребенка, предупреждение и преодоление возможных личностных и интеллектуальных отклонений, бережное отношение к его психике. Это требует от учителя высокого уровня психологической компетентности: умения не только понимать душу ученика, его особенности, но и своевременно и грамотно оказывать ребенку необходимую психологическую помощь, поддержку. Проблема психологической поддержки ребенка является в настоящее время одной из наиболее актуальных научных проблем. Её востребованность психологической и педагогической практикой обусловлена самой ситуацией развития личности на современном этапе, а также гуманизацией образовательного и воспитательного процессов в ДОУ, школах, вузах и семье. Значимость и актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, ростом числа психосоматических заболеваний среди первоклассников, их дезадаптивным поведением, яв-
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
ляющимся одним из проявлений дидактогенных неврозов.
Однако проблема психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе недостаточно исследована. Уровень ее изучения не соответствует запросу на действенную психологическую помощь первокласснику в период адаптации к школьному обучению. Теоретический анализ научных исследований (А.Д. Андреевой, А.Г. Асмолова, И.Б. Котовой, Н.Н. Михайловой, Г.В. Майской, В.А. Петровского, Е.Н. Шиянова и др.) показывает, что акцент на необходимости психологической поддержки носит во многом декларативный характер. Недостаточно проработаны на теоретическом и эмпирическом уровне механизмы психологической поддержки. Дискуссионным остается вопрос ее содержания и направленности, не определены конкретные формы и способы ее реализации.
Необходима разработка концепции оказания психологической поддержки ребенку всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса на этапе его адаптации к школе, структурирование ее содержательных и инструментальных аспектов. Актуальным является повышение психологической компетентности учителей и родителей в вопросах осуществления психологической поддержки ребенку.
Научно-теоретический анализ современной психолого-педагогической литературы, посвященный решению психологической проблемы эмоционального развития первоклассника, выделение основных трудностей в обучении и развитии младшего школьника в период адаптации к школе, осознание специфики роли значимых для ребенка взрослых - родителей, учителя, а также его одноклассников в успешной адаптации первоклассника позволяют говорить о востребованности специальных программ психологической поддержки бывшего дошкольника на этапе его адаптации к школьному обучению.
На основе проведенного исследования и обобщения опыта психологопедагогической работы в начальной школе, мы предлагаем одну из таких программ -блочно-модульную программу психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школе. Психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников - это система способов воздействия, позволяющая снимать эмоциональную напряженность, вызванную особенностями межличностного общения и взаимодействия первоклассников с учителями, родителями, сверстниками, и создавать условия для эмоционального благополучия детей, гармоничного развития их личности в образовательно-воспитательном процессе и вне его.
Данная программа предполагает создание психологических условий, обеспечивающих благоприятное эмоциональное развитие первоклассников через: установление доверительных, поддерживающих отношений с ними; безоценочное отношение к личности ребенка и безусловное принятие его; эмпатийный, оптимистический подход к ребенку, авансирование его будущих успехов и достижений; создание ситуаций гарантированного успеха для ребенка с учетом сильных сторон его личности и повышение самооценки; создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе, атмосферы доброжелательности и толерантности; коррекцию межличностных отношений детей в учебном коллективе и в семье, развитие коммуникативных навыков; формирование и отработку навыков психоэмоциональной регуляции у детей; формирование готовности значимых взрослых и одноклассников оказать психологическую поддержку нуждающимся в ней детям посредством повышения психологической культуры учителей начальных классов и родителей учащихся, а также развития психологической грамотности первоклассников.
При реализации нашей программы решаются следующие задачи:
1) актуализация мотивации учителей начальных классов на оказание психологической поддержки первокласснику на этапе адаптации к школе;
2) совершенствование профессиональной психо лого-педагогической ком-
петентности учителей в указанном аспекте;
3) повышение готовности родителей к оказанию психологической поддержки своему ребенку через осознание ими возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, возможных затруднений первоклассника при школьном обучении, особенностей адаптационного процесса, а также представлений о способах, механизмах и условиях психологической поддержки;
4) развитие эмоциональной сферы первоклассников, формирование у них умения оказывать психологическую поддержку одноклассникам;
5) диагностирование особенностей адаптации первоклассника к школе, развития его эмоциональной и коммуникативной сферы; отношения первоклассника к учебной ситуации, учителю, одноклассникам, совместное прогнозирование психологом, учителями, родителями возможных психологических трудностей ребенка, а также путей их решения;
6) психокоррекция эмоциональной сферы отдельных первоклассников, испытывающих особые трудности в адаптационный период к школе;
7) оценка эффективности программы психологической поддержки эмоционального развития первоклассников через повторное диагностирование учителей, родителей, первоклассников.
Важным условием эффективности реализации программы психологической поддержки является сотрудничество и согласованность действий всех субъектов, участвующих в развитии адаптивных возможностей первоклассников.
Блоки программы психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школе соответствуют основным направлениям деятельности школьного психолога: психопрофилактический, диагностический, коррекционно-развивающий, контрольно-диагностический. Задачи, содержание и формы деятельности педагога-психолога по каждому из этих блоков изменяются в зависимости от субъектов образовательно-воспитательной деятельности, участвующих в психологической поддержке первоклассника и развитии его адаптивных возможностей. Эти субъекты обозначены модулями программы. Соответственно этому работа педагога-психолога строится по следующим модулям:
I модуль - «Педагог-психолог» как руководитель, организатор, координатор деятельности различных субъектов, оказывающих психологическую поддержку первокласснику, и реализатор психопрофилактического, психодиагностического, коррекционно-развивающего и контрольно-диагностического блоков;
II модуль - «Учителя» как трансляторы, организаторы и реализаторы психологической поддержки первокласснику;
III модуль - «Родители», непосредственно оказывающие психологическую поддержку ребенку в семье;
IV модуль - «Одноклассники», оказывающие первокласснику психологическую поддержку через специально организованную активность.
Результаты апробации блочно-модульной программы психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школе показали: повышение психологической компетентности учителей и родителей; установление доверительных, поддерживающих отношений между взрослыми и детьми; рост адаптивных возможностей первоклассников; развитие эмоциональной де-центрации, формирование эмоциональной регуляции поведения у младших школьников; повышение уверенности в себе у учащихся и развитие у них позитивного самовосприятия; формирование эмпатийного, толерантного отношения к окружающим у младших школьников.