Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология.
2018. Вып. 51. С. 42-55
Э01: 10.15382/ЗШГГУ201851.42-55
Чердынцева Евгения Валерьевна,
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Омского государственного
педагогического университета Российская Федерация, 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, д. 14
CherdyncevaEV@rambler.ru
ОЯСГО: 0000-0002-3568-6984
Развитие внутренней позиции ученика
у МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. В. Чердынцева
Аннотация: В статье представлено обоснование актуальности развития внутренней позиции ученика у младших школьников согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и достижения обучающимися оптимальных образовательных результатов. Раскрыты возможности внеурочной деятельности в развитии внутренней позиции ученика у обучающихся. Проанализированы научные подходы к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников и к организации внеурочной деятельности в начальной школе. Методологическую основу исследования составляют работы М. М. Безруких, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина о психологических особенностях развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, Л. И. Божович, Т. А. Неж-новой, В. В. Давыдова, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман о специфике и этапах формирования у обучающихся внутренней позиции ученика. На основе данных исследований, автором дается определение понятия «внутренняя позиция ученика», раскрываются его существенные характеристики. Особая роль отведена теоретическому обоснованию комплекса педагогических условий развития внутренней позиции ученика у младших школьников во внеурочной деятельности: теоретико-методическая готовность учителей начальной школы к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников, овладение родителями необходимыми компетенциями в развитии внутренней позиции ученика у детей, разработка программы внеурочной деятельности «Первый раз в первый класс». Представлен анализ результатов диагностики сформированности теоретико-методической готовности учителей начальных классов, а также компетентности родителей в развитии внутренней позиции ученика у обучающихся в начальной школе. Приводятся результаты исследования автором сформированности внутренней позиции ученика у младших школьников. Описаны процесс и результаты реализации авторской программы по развитию внутренней позиции ученика у обучающихся во внеурочной деятельности, включающей комплекс форм методической работы с педагогами и взаимодействия с родителями, систему внеурочной деятельности с детьми. В опытно-экспериментальной работе автором показана реализация педагоги-
ческих условий развития внутренней позиции ученика у младших школьников во внеурочной деятельности. Достоверность полученных результатов обоснована в ходе их статистической обработки.
Поступление ребенка в школу сопровождается кризисом семи лет и является сложным и ответственным периодом в развитии личности. Согласно исследованиям М. М. Безруких, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина, на данном этапе развития ребенок вступает в новую систему отношений со взрослыми, приобретает новые обязанности, связанные с учебной деятельностью1.
В период адаптации к школе многие дети испытывают трудности во взаимодействии с педагогом, со сверстниками, в выполнении требований образовательной программы. При этом типичными проблемами первоклассников в процессе адаптации являются: сложности в процессе учебно-познавательной деятельности, обусловленные недостаточно сформированным интересом ребенка к обучению в школе, неразвитостью познавательных процессов; трудности в самоорганизации учебно-познавательной деятельности, связанные с недостаточным пониманием обучающимся социальной значимости и личностной ценности нового вида деятельности и недостаточной сформированностью умений самоорганизации; трудности в общении с педагогом и сверстниками, связанные с недостаточной сформированностью у младших школьников коммуникативных умений.
Решению указанных выше проблем адаптации и достижению всеми обучающимися оптимальных образовательных результатов будет способствовать целенаправленная деятельность учителя по развитию у детей внутренней позиции ученика.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, в учебный план основной образовательной программы начального общего образования включена внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников имеет добровольный характер, может организовываться как по инициативе обучающихся, так и взрослыми: педагогами, родителями, общественностью. Во внеурочной деятельности у младших школьников формируется и обогащается опыт делового и неформального межличностного общения, что способствует эффективному достижению поставленных учителем задач в развитии внутренней позиции ученика2.
Проблема формирования внутренней позиции ученика у младших школьников достаточно разработана в отечественной психологии и педагогике. В научных исследованиях отечественных ученых обоснована значимость формирования внутренней позиции ученика у детей младшего школьного возраста для их успешного обучения, воспитания и развития на данном и последующих возрастных этапах. В научных исследованиях разработаны психолого-педагогические основы и стадии становления внутренней позиции ученика (Л. И. Божович3,
1 См.: Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 2008.
2 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.
3 См.: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.
Т. А. Нежнова4, В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман5), специфика, критерии и показатели внутренней позиции ученика (И. А. Дроздова6, Л. В. Ши-пова7, О. А. Щербинина8), методики диагностики сформированности внутренней позиции ученика (М. Р. Гинзбург9, Н. И. Гуткина10, К. Н. Поливанова11). При этом понятие «внутренняя позиция ученика» в отечественной педагогике и психологии так и не получило точно сформулированного определения.
Основываясь на данных научных подходах, под внутренней позицией ученика мы понимаем сформированное позитивное отношение ребенка младшего школьного возраста к школе, проявляющееся в потребности и готовности быть активным субъектом учебно-познавательной деятельности. Основными компонентами внутренней позиции школьника, на наш взгляд, являются: понимание ребенком социальной и личностной значимости учебно-познавательной деятельности; устойчивое положительное отношение к школе, к учебной и внеурочной деятельности, внутренняя мотивация к обучению, активной общественной позиции, которая проявляется в активном включении ребенка в различные виды учебной и внеурочной деятельности, в преодолении возникающих затруднений, в достижении им образовательных результатов, адекватных его возможностям, в анализе и адекватной самооценке процесса и результатов своей учебной и внеурочной деятельности.
В отечественной педагогике теории внеурочной деятельности разрабатывают Д. В. Григорьев, П. В. Степанов12, А. В. Молчанова13, Е. Н. Степанов14, П. И. Фролова15. В данных исследованиях рассматриваются: принципы и этапы организации внеурочной деятельности, классификация результатов внеурочной деятельности, методические основы ее организации, особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе, технологии, способствующие эф-
4 См.: Нежнова Т. А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема // Журнал практического психолога. 2008. № 5. С. 143—156.
5 См.: Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3—4. С. 14—19.
6 См.: Дроздова И. А. Становление субъектной позиции младших школьников при реализации личностно-развивающего взаимодействия педагога и обучающихся // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 2. С. 9—12.
7 См.: ШиповаЛ. В. Разработка критериев и показателей внутренней позиции школьника в психолого-педагогических исследованиях // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 260-262.
8 См.: Щербинина О. А. К вопросу о критериях, показателях и уровнях развития внутренней позиции личности младшего школьника // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2 (121). С. 394-400.
9 См.: Гинзбург М. Р. Развитие мотивов у детей 6-7 лет. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М., 2012.
10 См.: Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
11 См.: Поливанова К. Н. Шестилетки: диагностика готовности к школе. М., 2009.
12 См.: Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. М., 2010.
13 См.: Молчанова А. В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации // Начальная школа. 2015. № 8. С. 46-52.
14 См.: Степанов Е. Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов // Завуч начальной школы. 2011. № 6. С. 36-48.
15 См.: Фролова П. И., Горина А. В., Дубынина М. Г. Психология и педагогика. Омск, 2015.
фективной организации внеурочной деятельности в начальной школе. В указанных исследованиях не акцентируется внимание на педагогических условиях развития внутренней позиции ученика у младших школьников во внеурочной деятельности.
Под педагогическими условиями формирования внутренней позиции ученика у младших школьников мы понимаем целенаправленно организованную учителями начальной школы педагогическую среду, систему педагогических средств, комплекс педагогических воздействий, направленных на формирование внутренней позиции ученика у младших школьников. Для более успешного формирования внутренней позиции ученика у детей младшего школьного возраста нами были определены следующие педагогические условия: теоретико-методическая готовность учителей начальной школы к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников; овладение родителями необходимыми компетенциями в развитии внутренней позиции ученика у младших школьников в семье; система внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста по развитию у них внутренней позиции ученика. Представим теоретическое обоснование указанных условий.
Первое условие — теоретико-методическая готовность учителей начальной школы к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников. В научных работах В. Д. Шадрикова под готовностью педагога к профессиональной деятельности понимается уровень сформированности профессиональных компетенций, необходимый для успешного выполнения им основных трудовых действий в определенной образовательной области. В качестве ведущих компонентов готовности педагога к профессиональной деятельности автор рассматривает компетенции в области личностных качеств, в области постановки цели и задач педагогической деятельности, в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной (воспитательной деятельности), в области обеспечения информационной основы деятельности, в области разработки программы, дидактических материалов и принятии педагогических решений16.
В. А. Адольф, М. Г. Янова рассматривают готовность учителя начальных классов к профессиональной деятельности как интеграцию теоретического и практического компонентов. Теоретический компонент включает систему профессиональных знаний педагога, определяющих его способность педагогически мыслить. Практический компонент представляет собой комплекс профессиональных умений, обеспечивающих успешное выполнение учителем своей профессиональной деятельности17.
В исследованиях М. В. Николаевой раскрываются особенности профессионального саморазвития педагогов в условиях реализации компетентностного подхода к образовательному процессу. Она считает, что педагогу необходимо
16 См.: Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / В. Д. Шадрикова, науч. ред. М., 2011.
17 См.: Адольф В. А., Янова М. Г. Профессиональная подготовка педагога в контексте становления и развития его организационно-педагогической культуры: монография. Красноярск, 2013.
осуществлять целенаправленную деятельность по саморазвитию компетенций в области диагностической и развивающей работы в начальной школе. Это обеспечит адекватную позицию педагога в отношении личностных особенностей каждого ребенка и эффективность стратегии взаимодействия с ним по формированию внутренней позиции ученика18.
Основываясь на анализе представленных выше научных подходов, можно выделить следующие компоненты теоретико-методической готовности учителей к формированию внутренней позиции ученика у младших школьников: когнитивный, деятельностный и профессионально-личностный. Когнитивный компонент включает в себя знание учителем начальных классов методологических основ формирования внутренней позиции ученика в младшем школьном возрасте; знание педагогом методов и методик педагогической диагностики и оценки уровня сформированности внутренней позиции ученика у младших школьников, эффективных педагогических технологий ее формирования. Деятельностный компонент тесно связан с когнитивным и представлен следующими составляющими: владение методами педагогической диагностики и оценки уровня сфор-мированности внутренней позиции ученика у младших школьников; владение способами организации внеурочной деятельности по формированию внутренней позиции ученика у младших школьников. Профессионально-личностный компонент состоит в деятельности педагогов по совершенствованию собственных компетенций для эффективного формирования внутренней позиции ученика у младших школьников, по саморазвитию необходимых профессионально-значимых личностных качеств. Наиболее эффективными формами методической работы с учителями начальных классов по формированию у младших школьников внутренней позиции ученика, на наш взгляд, являются теоретический семинар, деловая игра, дискуссия, круглый стол.
Второе условие — овладение родителями необходимыми компетенциями в развитии внутренней позиции ученика у младших школьников. По мнению Б. В. Сергеевой, Р. К. Аракелян19, от деятельности педагога по формированию компетентности родителей зависит успешность развития младших школьников. Авторами разработана модель формирования родительской компетентности в условиях начальной школы, в которой выделены компоненты компетентности (мотивационно-личностный, гностический, коммуникативно-деятельностный, компетентностный опыт); система методов и форм ее развития с учетом образовательных потребностей родителей, начального уровня их компетентности, процедуры мониторинга сформированности компетентности родителей детей, обучающихся в начальной школе. Основываясь на данной модели, нами были определены следующие компетенции родителей в развитии внутренней позиции ученика у младших школьников: знания о внутренней позиции ученика у
18 См.: Николаева М. В. Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в системе профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы // Известия ВГПУ. 2011. № 8. С. 57-62.
19 См.: Сергеева Б. В., Аракелян Р. К. Формирование родительской компетентности в условиях начальной школы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 1/1. С. 184-188.
младших школьников; умение выявлять проблемы в развитии внутренней позиции ученика у младших школьников; умения родителей в процессе общения и совместной деятельности с собственным ребенком оказывать ему поддержку в развитии внутренней позиции ученика. Сформированность компетенций в развитии внутренней позиции ученика у младших школьников позволит родителям понять и правильно оценить психологическое состояние их ребенка в момент пребывания в школе, своевременно выявить школьные проблемы, трудности, которые могут ожидать ребенка, реализовать по отношению к нему оптимальную тактику поддержки. Мы считаем, что наиболее эффективными формами работы по формированию компетенций родителей в развитии внутренней позиции ученика у младших школьников являются родительский лекторий, ролевая игра, электронный портал. Эти формы ориентированы на интерактивное взаимодействие, что обеспечит формирование у родителей всех рассмотренных выше компонентов компетентности.
Третье условие — разработка программы внеурочной деятельности «Первый раз в первый класс», направленной на развитие внутренней позиции ученика у детей младшего школьного возраста. В исследованиях Д. В. Григорьева, П. В. Степанова отмечается, что оптимизации воспитательных результатов внеурочной деятельности будут способствовать реализации системного, компетентностно-го и личностно-ориентированного подходов к ее организации. Проектирование и реализация программы внеурочной деятельности обеспечит формирование у обучающихся в системе всех компонентов внутренней позиции ученика. У младших школьников будут сформированы компетенции, составляющие фундамент внутренней позиции ученика: понимание и ценностное отношение к новой социальной позиции, осмысление специфики учебной деятельности, умения осуществлять сотрудничество с педагогом и одноклассниками в учебно-познавательной деятельности, умения самоорганизации учебной деятельности, нормы поведения в школе. При этом предлагаемая программа внеурочной деятельности ориентирована на формирование у обучающихся личностной значимости позиции «ученика». В программу включены следующие формы внеурочной деятельности: игра, беседа, индивидуальная работа, работа в малых группах, интерактивная форма.
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе бюджетного общеобразовательного учреждения г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 118». В эксперименте принимали участие 56 обучающихся (два первых класса по 28 человек), 87 родителей обучающихся двух первых классов, 16 учителей начальной школы.
Диагностика сформированности теоретико-методической готовности учителей начальной школы к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников осуществлялась с помощью следующих методик: методики оценки уровня готовности педагогического коллектива к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников (модификация методики Т. В. Морозовой); методики изучения самооценки знаний и умений учителя в области формирования внутренней позиции ученика у младших школьников (модификация анкеты Н. В. Немова) и методики «Могу ли я организовать воспитательный процесс?» (Т. Т. Соколова); методики «Рефлексия на саморазвитие» (Л. Н. Бережнова).
По результатам проведенных диагностических методик и наблюдения за проявлениями теоретико-методической готовности педагогов к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников у 56% учителей был установлен высокий уровень теоретико-методической готовности к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников. Данная группа педагогов продемонстрировала полные знания в области методологических основ, методов диагностики, оценки и формирования внутренней позиции ученика в младшем школьном возрасте, высокий уровень сформированности соответствующих умений и готовности к саморазвитию в данном направлении. У 24% учителей был выявлен средний уровень теоретико-методической готовности к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников. Эти учителя имеют достаточные знания методологических основ, но испытывают трудности в определении методов диагностики, оценки и формирования внутренней позиции ученика, выражают готовность к саморазвитию по данной проблеме. У 20% педагогов был выявлен низкий уровень теоретико-методической готовности к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников. Они продемонстрировали недостаточные знания методологических основ, системные трудности в процессе определения методов диагностики, оценки и формирования внутренней позиции ученика, неготовность к саморазвитию в данном направлении.
Исследование компетенции родителей в развитии внутренней позиции ученика у младших школьников мы проводили посредством опроса по методике незаконченных предложений для изучения представлений родителей младших школьников о жизни их детей (О. А. Щербинина); анкетирования по методике «Характер родительского отношения» (Л. В. Аверина); тестирования по методике «Готовность к саморазвитию» (Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта).
Анализ результатов проведенных диагностических методик показывает, что у 58% родителей компетенции в развитии внутренней позиции ученика у младших школьников сформированы на высоком уровне. Эти родители продемонстрировали полные знания о внутренней позиции ученика у младших школьников. У них в полной мере проявились умения выявлять проблемы, в процессе общения и совместной деятельности с собственным ребенком оказывать ему поддержку в развитии внутренней позиции ученика. У 26% родителей компетенции сформированы на среднем уровне. Данная группа родителей имеют достаточные знания, способны определить проблемы, но испытывают трудности в оказании поддержки ребенку в процессе развития у него внутренней позиции ученика. У 16% родителей компетенции сформированы на низком уровне, так как они не имеют необходимых знаний, не способны определить проблемы и оказать поддержку ребенку в развитии внутренней позиции ученика.
Когнитивный критерий сформированности внутренней позиции ученика у младших школьников изучался с помощью методики Т. А. Нежновой «Беседа о школе» и анкетирования детей по методике «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой); мировоззренческий критерий изучался с помощью метода наблюдения и методики выявления характера атрибуции успе-
ха/неуспеха А. Г. Асмолова; мотивационно-поведенческий критерий изучался с помощью метода экспертной оценки педагогом сформированности у детей внутренней позиции ученика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (В. И. Чирков, О. Л. Соколова, О. В. Сорокина); эмоционально-оценочный критерий изучался с помощью опросника для изучения внутренней позиции школьника М. Н. Ильиной.
Анализ данных по проведенным диагностическим методам и наблюдения за обучающимися позволяют утверждать, что у 54% детей внутренняя позиция ученика сформирована на высоком уровне. Эти дети продемонстрировали полное понимание социальной и личностной значимости учебно-познавательной деятельности; устойчивое положительное отношение к школе, к учебной и внеурочной деятельности, внутреннюю мотивацию к обучению, активную общественную позицию. Они активно включались в различные виды учебной и внеурочной деятельности, преодолевали возникающие затруднения, достаточно адекватно оценивали процесс и результаты своей учебной и внеурочной деятельности. У 33% детей внутренняя позиция ученика сформирована на среднем уровне. Данная группа детей показала недостаточно полное понимание социальной и личностной значимости учебно-познавательной деятельности; неустойчивое отношение к школе, к учебной и внеурочной деятельности. У этих обучающихся преобладают внешняя мотивация к обучению, недостаточно активная общественная позиция. Они не всегда активно включались в учебную и внеурочную деятельность, не всегда проявляли стремление к преодолению трудностей, не всегда адекватно оценивали ее процесс и результаты. У 13% детей внутренняя позиция ученика сформирована на низком уровне, поскольку у них выявлены непонимание социальной и личностной значимости учебно-познавательной деятельности; неопределенное или отрицательное отношение к школе, к учебной и внеурочной деятельности. У этих школьников внешняя мотивация к обучению является доминирующей. Они практически не проявляли активности в учебной и внеурочной деятельности, не стремились к преодолению трудностей, испытывали затруднения в оценивании собственных образовательных результатов.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы на основе результатов диагностики была разработана и реализована программа внеурочной деятельности по формированию внутренней позиции ученика у младших школьников «Первый раз в первый класс», включающая три раздела: «Работа с учителями», «Работа с родителями», «Работа с обучающимися».
В процессе реализации раздела «Работа с учителями» нами были организованы с педагогами теоретический семинар по теме «Внутренняя позиция ученика и ее развитие в младшем школьном возрасте», в ходе которого мы совместно с педагогами рассмотрели основные компоненты внутренней позиции ученика у младших школьников, проанализировали динамику и определили основные условия ее развития у обучающихся в начальной школе. В ходе дискуссии «Какие методы и методики педагогической диагностики внутренней позиции ученика у младших школьников может использовать педагог?» был организован обмен опытом учителями по применению современных методов и методик диа-
гностики внутренней позиции ученика у обучающихся. Педагоги обсуждали методический инструментарий, которым они владеют, а также методы и методики, о которых им стало известно из рекомендованного исследователем к изучению научно-методического материала. В процессе деловой игры «Организация внеурочной деятельности младших школьников по развитию у них внутренней позиции ученика» педагоги проектировали комплекс форм, методов и технологий внеурочной деятельности, направленных на развитие внутренней позиции ученика у младших школьников, проигрывали их организацию с детьми. В качестве итогового мероприятия был организован круглый стол «Саморазвитие педагогов как фактор повышения профессиональной компетентности», на котором мы совместно с педагогами проанализировали сформированные профессиональные компетенции. Учителя сделали выводы о собственной теоретико-методической готовности к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников и о возможностях ее дальнейшего саморазвития.
Взаимодействие с родителями осуществлялось нами в процессе родительских лекториев «Роль родителей в развитии внутренней позиции ученика у младших школьников», «Режим дня младшего школьника»; теоретических семинаров с элементами ролевых игр «Общение первоклассников в школьной среде», «Общение родителей и детей младшего школьного возраста»; привлечения родителей к организации и проведению программы внеурочной деятельности для детей по развитию у них внутренней позиции ученика; организации взаимодействия педагогов и родителей посредством электронного портала. В ходе лекториев были рассмотрены значение правильной позиции родителей в развитии у детей внутренней позиции ученика, были даны рекомендации по эффективному взаимодействию родителей с первоклассниками; раскрывались основные компоненты режима дня младшего школьника. На теоретических семинарах мы рассматривали особенности, возможные трудности, которые могут возникнуть при общении детей с одноклассниками, учителем и родителями, основные методы поддержки детей в решении данных проблем. Родители включались в ролевые игры, направленные на формирование умений выявлять трудности в общении с детьми, в общении детей со сверстниками, с педагогом и применять оптимальные методы оказания помощи своему ребенку. На портале родители имели возможности ознакомиться с рекомендациями по оптимальному взаимодействию с детьми, получить консультацию в режиме онлайн по актуальным для них проблемам, обсудить с другими родителями опыт разрешения различных трудностей в развитии внутренней позиции ученика.
В процессе эксперимента с детьми были проведены следующие занятия: блок «Я и мое окружение»; блок «Мое поведение в школе»; блок «Первоклассник — звучит гордо!»; блок «Обучение с улыбкой». На внеурочных занятиях по первому блоку («Теперь я первоклассник», «Мой первый учитель», «Мои одноклассники», «Мой режим дня», «Что в рюкзаке у первоклассника?») у детей формировались знания о новой социальной роли «ученик» и связанных с ней обязанностях, об особенностях взаимоотношений с учителем и с одноклассниками. Особое внимание было отведено формированию у детей потребности в строгом соблюдении режима дня, умений планировать свой рабочий день,
а также — формированию ответственного отношения и умений правильно и своевременно осуществлять подготовку необходимых учебных принадлежностей. Занятия проводились в форме игры, беседы, практикума. На занятиях по второму блоку («Правила поведения в школе», «Мое поведение в школе») с обучающимися проводились беседы, предлагались для анализа и проигрывания практические ситуации о правилах поведения в школе. Третий блок занятий («Мои положительные и отрицательные качества», «Друзья — одноклассники») был направлен на осознание младшими школьниками сильных и слабых сторон своей личности, а также на формирование дружеских отношений с одноклассниками. На данных занятиях были организованы индивидуальная работа детей по самоанализу и самооценке в сочетании с работой по сплочению детей в малых группах. На внеурочных занятиях последнего блока («Для чего нужны уроки?», «Уроки на "отлично"!»», «Мы теперь ученики!») у обучающихся формировались ценностное отношение к учебной деятельности, положительная мотивация к обучению в школе, умения самоорганизации учебной деятельности, активная общественная позиция. Взаимодействие с младшими школьниками также осуществлялось в форме бесед, практикумов, ролевых игр. По результатам повторного проведения диагностических методик высокий уровень теоретико-методической готовности педагогов к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников после проведения эксперимента повысился с 56 до 66%; средний уровень теоретико-методической готовности педагогов к формированию внутренней позиции ученика у младших школьников остался таким же — 24%; низкий уровень снизился с 20 до 10%. На контрольном этапе эксперимента высокий уровень сформированности компетенций родителей в формировании внутренней позиции ученика у младших школьников повысился с 58 до 65%; средний уровень сформированности компетенций родителей изменился лишь на 1% — с 26 до 25%; низкий уровень сформированности родительских компетенций понизился с 16 до 10%. При этом высокий уровень сформированности внутренней позиции ученика у обучающихся после проведения эксперимента повысился с 54 до 69%; средний уровень сформированности внутренней позиции ученика у обучающихся понизился с 33 до 29%; низкий уровень сформи-рованности внутренней позиции ученика у младших школьников изменился в сторону улучшения с 13 до 2%.
Для оценки достоверности сдвига значений исследуемого признака у обучающихся до и после эксперимента нами был использован метод Т-критерия Стьюдента. Полученное эмпирическое значение Т (7,03), при п = 56; критические значенияp < 0,5 (2); p < 0,01 (2, 66) находятся в зоне значимости.
Реализованная программа взаимодействия с педагогами, младшими школьниками и родителями способствовала теоретико-методической готовности педагогов к формированию внутренней позиции ученика у младших школьников, развитию внутренней позиции ученика у обучающихся к компетентности родителей по данному социально и личностно значимому аспекту развития их детей. Большинство педагогов осознали необходимость овладения современными методологическими подходами, методами и методиками развития внутренней позиции ученика у обучающихся. Многие родители испытуемых пришли к выводу
о том, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития у ребенка внутренней позиции ученика и его образовательными результатами. Они овладели основными приемами оказания поддержки ребенку в развитии у него основных компонентов позиции ученика. В результате экспериментальной работы у большинства младших школьников выявлена положительная динамика в понимании социальной и личностной значимости учебно-познавательной деятельности, в формировании отношения к школе, к учебной и внеурочной деятельности, в развитии внутренней мотивации к обучению и активной общественной позиции. Наблюдения и беседы с педагогами показали, что у испытуемых младших школьников проявляется более ответственное отношение к учебной деятельности. Повысился уровень продуктивной активности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, что привело к достижению более высоких образовательных результатов.
Качественный анализ полученных данных позволяет утверждать, что для успешного развития внутренней позиции ученика у младших школьников в образовательном процессе необходимо реализовать следующие педагогические условия: теоретико-методическая готовность учителей начальной школы к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников; овладение родителями необходимыми компетенциями в развитии внутренней позиции ученика у младших школьников в семье; систему внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста по развитию у них внутренней позиции ученика.
Ключевые слова: развитие, младшие школьники, внутренняя позиция ученика, внеурочная деятельность, педагогические условия, теоретико-методическая готовность педагогов, учебная деятельность.
Список литературы
Адольф В. А., Янова М. Г. Профессиональная подготовка педагога в контексте становления и развития его организационно-педагогической культуры: монография. Красноярск, 2013.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.
Гинзбург М. Р. Развитие мотивов у детей 6-7 лет. Особенности психического развития
детей 6-7-летнего возраста. М., 2012. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. М., 2010. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной
деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 14-19. Дроздова И. А. Становление субъектной позиции младших школьников при реализации личностно-развивающего взаимодействия педагога и обучающихся // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 2. С. 9-12. Молчанова А. В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные
подходы, условия и модели организации // Начальная школа. 2015. № 8. С. 46-52. Нежнова Т. А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема // Журнал практического психолога. 2008. № 5. С. 143-156.
Николаева М. В. Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в системе профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы // Известия ВГПУ. 2011. № 8. С. 57-62.
Поливанова К. Н. Шестилетки: диагностика готовности к школе. М., 2009.
Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / В. Д. Шадриков, науч. ред. М., 2011.
Сергеева Б. В., Аракелян Р. К. Формирование родительской компетентности в условиях начальной школы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 1/1. С. 184-188.
Степанов Е. Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов // Завуч начальной школы. 2011. № 6. С. 36-48.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.
Фролова П. И., Горина А. В., Дубинина М. Г. Психология и педагогика. Омск, 2015.
Шипова Л. В. Разработка критериев и показателей внутренней позиции школьника в психолого-педагогических исследованиях // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 260-262.
Щербинина О. А. К вопросу о критериях, показателях и уровнях развития внутренней позиции личности младшего школьника // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2 (121). С. 394-400.
Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 2008.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.
2018. Vol. 51. P. 42-55
DOI: 10.15382/sturIV201851.42-55
Evgeniia Cherdyntseva, Candidate of Sciences in Education, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Omsk State Pedagogical University, 14 Tukhachevskogo nab., Omsk, 644099, Russian Federation CherdyncevaEV@rambler.ru
ORCID: 0000-0002-3568-6984
Formation of Internal Position of Student in Younger Schoolchildren in Extracurricular Activities
E. Cherdyntseva
Abstract: This article emphasises the necessity of developing the internal position of student in younger schoolchildren in accordance with federal requirements. It reveals the opportunities provided by extracurricular activities for the internal position of the student. It analyses scientific approaches to the development of the internal position of the student in younger schoolchildren and to the organisation of extracurricular work at primary school. The methodological base of article is constituted by studies of M. Bezrukikh, A. Venger, D. El'konin on psychological features of children's
development when going over from preschool to younger school age; the studies by L. Bozhovich, T. Nezhnova, V. Davydova, V. Slobodchikova, G. Tsukerman on the specificity and stages in developing the internal position of the student. Based on these studies, the author of the article gives a definition of the notion of "internal position of the student" and reveals its consituent features. Particularly important are the following aspects: providing theoretical grounds for the complex of pedagogical conditions for the development of the internal position of the student in younger schoolchildren; the parents' mastering of the necessary competence for the development of the internal position of the student in children; the design of a programme of extracurricular activities "First Time in the First Grade". The article presents an analysis of results of diagnostics of the level of formation of the theoretical and methodological readiness of teachers of primary school as well as the competence of parents as to the development of the internal position of the student in schoolchildren of primary school. The article offers results of the author's study of the level of formation of the internal position of the student in younger schoolchildren. The article describes the process and results of implementing the original programme for the development of the internal position of the student in schoolchildren taught in extracurricular activities that include a complex of forms of methodological work with teachers and interaction with parents, a system of extracurricular work with children. The author shows in applied and experimental work the implementation of pedagogical conditions for developing the internal position of the student in younger schoolchildren during an extracurricular activity. The veracity of the data obtained is checked in the course of its statistical processing.
Keywords: education, younger schoolchildren, internal position of student, extracurricular activity, pedagogical conditions, theoretical and methodological comptenence of teachers, educational activity.
References
Adol'f V., Ianova M. (2013) Professionalnaia podgotovka pedagoga v kontekste stanovleniia i raz-vitiia ego organizatsionno-pedagogicheskoi kul'tury [Professional Training of a Teacher in the Context of Organisational and Pedagogical Culture]. Krasnoiarsk (in Russian). Bozhovich L. (2008) Lichnost' i eeformirovanie v detskom vozraste [Personality and its Formation
in Young Age]. Moscow (in Russian). Davydov V., Slobodchikov V., Tsukerman G. (1992) "Mladshii shkol'nik kak sub»ekt uchebnoi deiatel'nosti" ["Younger Schoolchild as a Subject of Educational Activity"]. Voprosypsikhologii. 1992, vol. 3-4, pp. 14-19 (in Russian). Drozdova I. (2010) "Stanovlenie sub'ektnoi pozitsii mladshikh shkol'nikov pri realizatsii lichnostno-razvivaiushchego vzaimodeistviia pedagoga i obuchaiushchikhsia" ["Formation of Subject Position of Younger Schoolchildren in Implementation of Personality-Related Developing Interaction of Teacher and Students"]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010, vol. 2, pp. 9-12 (in Russian). El'konin D. (2008) Detskaiapsikhologiia [Children's Psychology]. Moscow (in Russian). Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachalnogo obshchego obrazovaniia (2011)
[Federal State Educational Standard of Primary School Education]. Moscow. Frolova P., Gorina A., Dubynina M. (2015) Psikhologiia ipedagogika [Psychology and Pedagogy]. Omsk (in Russian).
Ginzburg M. (2012) Razvitie motivov u detei 6—7let. Osobennostipsikhicheskogo razvitiia detei 6— 7-letnego vozrasta [Developing Motives in Children Aged 6—7. Features ofPsychic Development of Children Aged 6—7]. Moscow (in Russian).
Grigor'ev D., Stepanov P. (2010) Vneurochnaia deiatel'nost'Shkolnikov [Extracurricular Activities of Schoolchildren]. Moscow (in Russian).
Gutkina N. (2000) Psikhologicheskaia gotovnost' k shkole [Psychological Readiness for School]. Moscow (in Russian).
Molchanova A. (2015) "Vneurochnaia deiatel'nost' obuchaiushchikhsia nachal'noi shkoly: osnovnye podkhody, usloviia i modeli organizatsii" ["Extracurricular Activities of Children at Primary School: Main Approaches, Conditions and Patterns in Organisation"]. Nachal'naia shkola. 2015, vol. 8, pp. 46—52 (in Russian).
Nezhnova T. (2008) "Vnutrenniaia pozitsiia shkol'nika: poniatie i problema" ["Internal Position of a Schoolchild: Notion and Problem"]. Zhurnalprakticheskogopsikhologa, vol. 5, pp. 143— 156 (in Russian).
Nikolaeva M. (2011) "Lichnostno-professional'noe razvitie uchitelia nachal'nykh klassov v sisteme professional'nogo obrazovaniia: opyt, problemy, perspektivy" ["Personal and Professional Development of Teacher at Primary School in the System of Professional Education: Experience, Problems, Prospects"]. Izvestiia VGPU, vol. 8, pp. 57—62 (in Russian).
Polivanova K. (2009) Shestiletki: diagnostika gotovnosti k shkole [Six-Year-Olds: Assessing Readiness for School]. Moscow (in Russian).
Sergeeva B., Arakelian R. (2016) "Formirovanie roditel'skoi kompetentnosti v usloviiakh nachal'noi shkoly" ["Developing Parents' Competence in Conditions of Primary School"]. Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl'. 2016, vol. 1/1, pp. 184—188 (in Russian).
Shadrikov V. (2011) Professionalizm sovremennogo pedagoga: metodika otsenki urovnia kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov [Competence of Present-Day Teacher: Methods of Assessing the Level of Qualification of Teachers]. Moscow (in Russian).
Shcherbinina O. (2014) "K voprosu o kriteriiakh, pokazateliakh i urovniakh razvitiia vnutrennei pozitsii lichnosti mladshego shkol'nika" ["On the Criteria, Indicators and Degrees of Development of Internal Position of Personality of Younger Schoolchild"]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, vol. 2 (121), pp. 394—400 (in Russian).
Shipova L. (2015) "Razrabotka kriteriev i pokazatelei vnutrennei pozitsii shkol'nika v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniiakh" ["Design of Criteria and Indicators of Internal Position of Schoolchild in Psychological and Pedagogical Studies"]. Teoriia ipraktika obshchestvennogo razvitiia, vol. 8, pp. 260—262 (in Russian).
Stepanov E. (2011) "Metodicheskie sovety po organizatsii vneurochnoi deiatel'nosti ucha-shchikhsia nachal'nykh klassov" ["Methodological Advice on Organising Extracurricular Activities for Primary School Children"]. Zavuch nachal'noi shkoly, vol. 6, pp. 36—48 (in Russian).