НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 УДК 373.3-057.87 : 364-787.522-027.233
Коновалова Марина Николаевна, аспирант первого года обучения, направления подготовки 44.06.01 Общая педагогика, история педагогики и образования Таврическая академия, Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского
e-mail: [email protected]
Юраева Елена Петровна, учитель МБОУ «Зуйской средней школы №1 им. А.А. Вильямсона»
e-mail: [email protected]
КЛАССНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: статья посвящена проблеме исследования процесса адаптации детей младшего школьного возраста к новой жизни в условиях детского коллектива рассмотрена адаптация первоклассников с физиологической и социально-психологической стороны.
Ключевые слова: адаптация, актуальность, физиологическая адаптация, психологическая адаптация, образовательная деятельность, урок-игра, коллектив, одноклассники, школа.
Konovalova Marina Nikolayevna, post-graduate student of the first year of study, training directions 44.06.01 General pedagogy, history of pedagogy and education Tavricheskaya Academy, Crimean Federal University. V.Vernadsky e-mail: [email protected]
Yuraeva Elena Petrovna, teacher of the MBAU "Zuyskoy secondary school № 1 named. A.A. Williamson » e-mail: [email protected]
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018
CLASS COLLECTIVE AS THE CONDITION OF SUCCESSFUL ADAPTATION PASSING IN THE ELEMENTARY SCHOOL
Abstract: The article is devoted to the problem of studying of the adaptation process of primary school age childrento a new life in the conditions of a children collective, adaptation of first-graders from the physiological and socio-psychological aspects is considered.
Keywords: adaptation, relevance, physiological adaptation, psychological adaptation, educational activity, game-lesson, collective, classmates, school.
Проблема адаптации ребенка к школьному обучению является достаточно хорошо изученной в психолого - педагогической науке, между тем, специфика данного процесса связанная с социальными изменениями в обществе, с отношением к школьному обучению детей и их родителей, с изменением воспитательной доктрины государства, со спецификой индивидуальных особенностей детей, объединенных в единый школьный коллектив, с месторасположением образовательного учреждения, всегда остается интересной, имеющей определенную новизну, связанную с изучением конкретного детского коллектива.
В переводе с латинского языка слово "адаптация" обозначает "приспособлять". В "Психологическом словаре" дано определение адаптации как "приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни" [5. с. 8]. Процесс адаптации детей младшего школьного возраста к школе или процесс приспособления детского организма к меняющимся обстоятельствам связан с выработкой основных навыков и привычек для успешной учебы, и жизни в коллективе. Ребенок привыкает к новому статусу - статусу школьника, активно включается в новый вид деятельности — учебную деятельность, в связи с чем вопрос успешности протекания процесса адаптации остается важнейшим для
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 психолого - педагогической науки и практики.
Существуют определения физиологической и социально-психологической адаптации.
Физиологическая адаптация первоклассников к школьной жизни, в основном, охватывает период с первых недель обучения до конца первой четверти, но для некоторых детей он может длиться дольше. В процессе физиологической адаптации детский организм напряженно реагирует на все новые условия школьной жизни, на предъявляемые ему новые требования к учебной деятельности и дисциплине. В связи с этим может изменится психика ребенка. В этот период дети чувствуют большую усталость и сопровождаемую ее головную боль. Неблагоприятное течение физиологической адаптации свидетельствует о перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением различного рода детских заболеваний.
Социально-психологическая адаптация включает в себя: адаптацию социальную, как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, в связи с чем коренным образом меняется социальная ситуация его развития; адаптацию психологическую -как результат приспособления ребенка к новым или меняющимся обстоятельствам, осуществляемую на уровне психических состояний во взаимоотношениях с учителями и коллективом одноклассников.
Так И. Ю. Кулагина считает, что "адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому и социальному развитию" [4. с. 36].
В "Кратком словаре по социологии" социально-психологическая адаптация определяется как процесс активного приспособления личности к изменившейся среде с помощью различных социальных средств [3. с. 8].
Адаптация к школьному коллективу становится важнейшей вехой в становлении личности ребенка и залогом более успешного протекания процесса социализации в школе. Коллективное воспитание детей было главенствующим
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 в теории и практике известного педагога и писателя А.С. Макаренко, который видел источник воспитательного воздействия на личность в хорошо организованной структуре школьного коллектива. Главной задачей воспитания он считал необходимость сделать ребенка счастливым. Педагогическая установка А. С. Макаренко о воспитательной роли коллектива, основанного на гуманистических идеалах, была ведущей в советской педагогике и сохраняет свою актуальность в наше время.
В статье проводится анализ некоторых работ по психологии, освещаемых все стороны проблемы адаптации ребенка к школьной жизни.
Вопросам психического развития детей разных возрастов посвящен курс лекций М.Е. Хилько и М.С. Ткачевой "Возрастная психология", в котором рассмотрены проблемы и периодизация развития психики детей, начиная с младенческого возраста до юношеского. Освещены вопросы социальной адаптации детей в начальном периоде их обучения в школе, когда на смену отношений с родителями приходят их отношения с учителями и коллективом одноклассников [6. с. 122-137]
Интересным в поле нашего исследования, является всестороннее рассмотрение авторами связи учебной деятельности младшего школьника с игровой и трудовой деятельностями [6. с. 185-197]
Переход к школьному обучению коренным образом меняет весь уклад жизни ребенка. Поступление в школу знаменует собой новое положение ребенка в школьном коллективе и появление в его жизни новой учебной и трудовой деятельности. В связи с этим он повседневно попадает в неожиданные для него ситуации, которые вызывают стрессовые состояния.
Младший школьный возраст начинается с момента поступления ребенка в первый класс школы и заканчивается в год окончания учеником четвертого класса и переводом его в пятый класс, значит, это период от 6-7 до 10-11 лет.
Большую роль в успешной адаптации к школьному коллективу играют личностные качества детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Следует сказать, что дети дошкольного возраста, пришедшие в школу
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 из детских садов, уже овладели в небольшой степени навыками общения со сверстниками им легче приспособиться к новому коллективу, чем тем детям, которые не посещали детские сады и росли в домашних условиях.
Многое в адаптации к школе зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от состояния его здоровья и уровня физиологического развития. Вследствие этого, половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, у другой половины для привыкания к новой школьной жизни требуется больше времени.
В научном смысле коллектив является высшей формой развития и представляет собой социально-психологическое сообщество. Хороший коллектив одноклассников может положительно влиять на их эмоциональное состояние и умственное развитие. Дети стараются улучшать свои показатели в учебе, формируется устойчивое положительное отношение к учебной деятельности и труду, формируется положительный фон в коллективе сверстников, появляются такие качества как эмпатия, другодоминантность, инициативность, общительность.
Ребенку, поступающему в школу, необходимо помочь развить в способность налаживать положительные взаимоотношения с окружающими, так как учебная деятельность и процессы школьного обучения, в целом, носят коллективный характер.
Психологически уравновешенное состояние ребенка в значительной степени зависит от того, как складываются его взаимоотношения со сверстниками и учителем. От этого зависит его адаптация к школе. В младшем школьном возрасте эти отношения регламентируются успешной учебой.
На основе учебной деятельности у младшего школьника развивается мышление, влияющее на улучшение памяти и внимания и способствующее формированию и оценке себя как личности. Ребенок начинает размышлять о том, как к нему относятся учитель и одноклассники. Для него очень важно быть принятым в школьную семью.
Большая роль в формировании ребенка как составной части классного
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 коллектива принадлежит учителю. Советы, требования и указания учителя для ребенка неоспоримы и авторитетны. Учитель, начиная с первого класса, воспитывает взаимное уважение мальчиков и девочек и формирует у них соответствующие привычки поведения. В коллективе одноклассников дети приобретают опыт своих отношений с другими детьми и взрослыми, опыт поддержки друг друга в детских радостях и неприятностях и опыт отстаивания своего мнения в различных психологических ситуациях. Коллектив одноклассников, развивающийся на гуманистической основе, способствует охране физического и психологического здоровья детей и ускоряет их адаптацию к школе.
Значимость коллектива для успешного развития личности основана на том, что воспитание в коллективе соответствует социальной природе человека. Природа ребенка требует активного действия и развития навыков общения, которые он получает, участвуя в разнообразной коллективной деятельности одноклассников.
Важным условием повышения эффективности адаптации к школе является использование в учебной деятельности уроков-игр, сближающих младших школьников с учителем и коллективом одноклассников. И хотя на смену игровой деятельности дошкольного периода пришла учебная деятельность в школе, желание играть не проходит у детей на протяжении всего младшего школьного возраста.
По мнению многих исследователей проблемы адаптации, учебная деятельность младших школьников не должна полностью исключать игровую деятельность из школьной жизни, поскольку она доставляет детям радость, дает им дополнительное образование, способствует познавательному и духовному развитию и воспитывает чувство коллективизма [1. с.37]. Некоторые дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
В статье "Систематическое обучение и детские игры" П.Ф. Каптерев пишет о том, что "обучение и игры не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны -это друзья, товарищи, которым сама природа
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 указала идти одной дорогою и взаимно поддерживать друг друга" [2. с.65].
Адаптация детей начальных классов к школе успешно протекает в коллективах одноклассников с гуманистической направленностью в их организационной деятельности. Такой коллектив помогает каждому ребенку противостоять различным негативным ситуациям не в одиночку, а при его поддержке.
Личность младшего школьника лучше развивается в высоко нравственном коллективе одноклассников, созданном учителем при активной поддержке учеников. С помощью такого коллектива развиваются умственные и эмоциональные способности детей и дается направление к развитию их духовности.
Список источников:
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. - М., 1987. - 144 с.
2. Каптерев, П. Ф. Систематическое обучение и детские игры / П. Ф. Каптерев / / Детская и возрастная психология. - Воронеж, 1999. - 336 с.
3. Социально - психологическая адаптация// Социальный энциклопедический словарь/ ред. - координатор Осипов Г.В.. - Москва, 2000. -С 8.
4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. - М., 1997.
- 176 с.
5. Адаптация // Психолого-педагогический словарь/ сост. Рапацевич Е.С.
- Минск, 2006. - С.8.
6. Хилько, М. Е. Возрастная психология : краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 200 с. -( Серия "Хочу все сдать").