Научная статья на тему 'Психологическая культура родителей как участников образовательного процесса'

Психологическая культура родителей как участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2497
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL DEVELOPMENT / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / EMOTIONAL SPHERE / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ / COOPERATION OF FAMILY AND SCHOOL / YOUNGER SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубровина И. В.

В статье обосновывается необходимость более плодотворного сотрудничества родителей и учителей младших школьников и роль педагога-психолога в обеспечении такого сотрудничества. Рассматривается круг вопросов, связанных с повышением психологической грамотности и психологической культуры родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological culture of parents as participants in the educational process

The article substantiates the necessity of more effective cooperation of parents and teachers of elementary school students and the role of psychologist in providing such cooperation. Discusses a range of issues related to improving the psychological literacy and psychological culture of their parents.

Текст научной работы на тему «Психологическая культура родителей как участников образовательного процесса»

ПУБЛИКАЦИИ

ЧЛЕНОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Дубровина И.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА1

Образование и взросление растущего человека, его постепенная социализация и индивидуализация происходят в обязательном взаимодействии со взрослыми и осуществляются в таких социальных институтах, как семья, детский сад, школа, вуз, общество в целом.

Самым первым и главным «социальным институтом» для ребенка является семья. Все начинается с детства. А детство проходит в семье. Именно здесь берет начало траектория жизненного пути человека.

У А.М. Горького в рассказе «Рождение человека» есть пронзительные строчки: «Новый житель земли русской, человек неизвестной судьбы, лежа на руках у меня, солидно сопел». И эта судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которую создают ребенку взрослые, прежде всего, родители.

Нравственность будущей личности ребенка зависит от моральной зрелости и психологической готовности родителей стать отцом и матерью, произвести на свет и воспитать физически, психически и нравственно полноценного человека. Образ жизни и поведение родителей в значительной степени предопределяет нравственную позицию формирующейся личности ребенка. «Следует задуматься, - замечает В.П. Зинченко, - не является ли то, что Л.С. Выготский называл социокультурным контекстом развития, духовным укладом, который начинает усваиваться в раннем детстве» [4, с. 419].

Буквально с молоком матери ребенок впитывает понятия, образы, а вместе с ними и через них - некий заданный в семье, установленный и поддерживаемый тип социальных отношений, особенности мироощущений, эталоны поведения, общую направленность личности и т.д. Ф.М. Достоевский тонко замечает: «Любопытно проследить, как самые сложные понятия прививаются к ребенку совсем незаметно, и он, еще не умея связать двух мыслей, великолепно иногда понимает самые глубокие жизненные вещи» [2, с. 19].

Наверное, самое ценное, что получает ребенок в семье, это ощущение себя нужным, любимым, это дает ему спокойствие и уверенность в отношениях с окружающим миром, он к нему тоже относится с доверием и любовью.

Для детей опаснее всего разрушение нормальной семейной среды. Родительская любовь создает основу для позднейших гуманных и благожелательных отношений человека к людям. Чувство любви есть тот общий фон, который упорядочивает и оживляет все остальные чувства, формирует и обогащает эмоциональный мир человека, позволя- * 6

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 14-06-00685-а.

6

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014

ет ребенку соприкоснуться с такими чувствами, как человеколюбие, великодушие, милосердие, бескорыстие и др.

Если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Можно сказать, что ребенок вырастает из наших к нему отношений, из нашей любви к нему. Он самостоятельно чувствует, думает, любит, если мы всему «этому» научили его.

Культурное развитие ребенка происходит в контексте повседневного опыта усвоения культуры. Домашний быт - общий жизненный уклад, повседневная жизнь, определенная система межличностных отношений, культурная наполненность и ценностные установки этой жизни - многое определяют в личностном развитии ребенка. Еще М.М. Пришвин отмечал, что быт - затертое понятие, надо раскрыть его содержание как культуру личных отношений.

Проблемы культурного развития, накопившиеся в детстве, становятся привычными или усугубляются на последующих этапах онтогенеза. Чешские психологи И. Лангмейер и 3. Матейчик отмечали, что ребенок, проживающий в изоляции от культуры современного общества, подвергается опасности, что у него не возникнет потребность жить культурно, т.е. потребность в приобретении ценностей исторически развивающейся культуры. Чем больший диапазон культуры, с которым ребенок взаимодействует с момента своего рождения, тем больше оснований для развития его как личности [5].

Нравственность или безнравственность, богатство или бедность мировоззренческого горизонта формируются у растущего человека не специально, а как бы само собой. Ребенок ежедневно видит вокруг себя в семье живую действительность и непосредственно участвует в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношение к другим людям, друг к другу, к различным общественным и культурным событиям.

Формирование позитивного эмоционального отношения ребенка к большинству жизненных ценностей происходит в семье и в целом зависит от степени ее эмоционального благополучия.

Причин напряженности ребенка в семейных отношениях много, быть может, главные из них:

- не ощущают любви родителей;

- не чувствуют заинтересованности родителей в общении с ним;

- требования родителей кажутся слишком строгими и несправедливыми;

- испытывают страх перед родителями;

- ревнуют родителей к сестре (или брату);

- переживают ссоры или развод родителей и пр.

Г.Т. Хоментаускас, изучавший проблему восприятия семейной ситуации глазами самого ребенка (1989), выявил примерный ход восприятия ребенком семейных отношений и формирования его эмоционального отношения к семье:

- я нужен и любим, я люблю вас тоже;

- я не любим, но от всей души желаю приблизиться к вам;

- я не нужен, не любим и оставьте меня в покое.

Негативные эмоциональные отношения в семьях приводят к формированию у ребенка негативного отношения к ценностям. При этом, прежде всего, как показывают 7

7

ISSN 1029-3388

исследования, «страдают» так называемые «высшие» ценности - культура, уважение, творчество, свобода, честность, дружба, любовь и др.

К сожалению, в жизни многих детей отсутствует любовь, как явление культуры, как тип нормальных отношений между людьми. Не может не вызывать тревогу тот факт, что в нашем обществе сейчас много детей-сирот, детей, лишенных попечения родителей, детей, ставших в силу различных обстоятельств беспризорными. Много детей из так называемых неблагополучных семей. Для одних из этих семей характерен низкий культурный уровень родителей, игнорирование ими проблем воспитания. Есть семьи малообеспеченные, где один из родителей вынужденно потерял работу, в некоторых семьях отмечается бытовое пьянство и пр.

Дети нередко живут в атмосфере насилия, тяжелых негативных переживаний, ощущения ненужности. Отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, приводит к развитию таких психологических свойств личности, как хамство - грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение другого человека, или лакейство - подхалимство, раболепие. Ю.М. Лотман рассматривал эти свойства как симптомы социально-психологической болезни: «За этими симптомами -психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому» [6, с. 475].

Это же с горечью отмечал В.А. Сухомлинский. Он писал, что иногда взрослому уму кажется непостижимым: почему подросток или юноша совершил столь жестокое, бесчеловечное преступление; как у него поднялась рука на человека, на его достоинство? Но если мы приглядимся внимательнее к такому подростку или юноше, то увидим его эмоциональное невежество, порожденное таким «букетом», как насилие, оскорбление, недоверие, равнодушие, бессердечность со стороны старших [9].

Очень горько об этом говорить, но необходимо: в некоторых семьях социальная ситуация превращается из источника развития в источник насилия над детьми.

Очевидно, что семьи бывают очень разными. И в школу из таких разных семей приходят очень разные дети. Они различаются не только по уровню готовности к усвоению знаний, но и по особенностям отношений к окружающему миру и людям - взрослым и сверстникам.

Как складывается их школьная жизнь, что может являться определяющим в социальной ситуации развития школьника?

Когда ребенок поступает в школу, происходит как бы «слияние» двух социальных институтов - семьи и образовательного учреждения. Теперь развитие и здоровье ребенка находятся под влиянием уже двух социальных факторов - семейной ситуации развития и школьной.

Ученые - педагоги и психологи - отмечают, что нередко взаимодействие между собой негативных моментов этих факторов усиливает негативный аспект социальной ситуации развития младшего школьника, взаимодействие же благоприятных моментов этих факторов усиливает благоприятный аспект его социальной ситуации развития:

- неблагополучная семья плюс неудачи в школе: эту ситуацию ребенок переживает очень остро, болезненно, что негативно влияет на его развитие и здоровье; 8

8

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014

- благополучная семья плюс нормальные успехи в школе: эта ситуация благотворно действует на развитие ребенка, его самочувствие и здоровье.

Нельзя забывать, что в школу из семьи пришел не просто ученик, а человек, ему еще мало лет, но у него уже есть своя биография, свой опыт отношений и переживаний. У младшего школьника и эта биография, и этот опыт вплетаются в новую ситуацию развития -ситуацию учебной деятельности, и или обогащаются и приобретают позитивный характер, или остаются на прежнем качественном уровне, а нередко и деградируют. Это в большой степени зависит от того, насколько успешно будут взаимодействовать между собой семья и школа в интересах ребенка как растущего человека и развивающейся личности.

Связующим звеном между школой и семьей является ученик, именно он - смысловой центр их взаимодействия и взаимных отношений друг с другом. Важно не только знать, но и помнить и всегда учитывать, что каждый школьник (школьница) является и учеником (ученицей) данного класса, и в то же время сыном (или дочерью), членом определенной семьи. Не зная семьи, ничего понять о ребенке нельзя. Ребенок растет, переходит из одного социального института в другой, но влияние на него семьи сохраняется. Семья неизменно присутствует на всех жизненных этапах человека, оказывает на него свое влияние, не учитывать этого нельзя.

Поэтому педагогам, чтобы успешно взаимодействовать с ребенком в процессе его обучения и воспитания, необходимо найти пути, способы понимания и взаимодействия с его семьей.

Зная семейную обстановку, в которой живет ребенок, важно не дать угаснуть, поддержать сформированную в семье эмоциональную предрасположенность к миру и людям у одних детей, и окружить вниманием и любовью других, дав им возможность соприкоснуться с абсолютной ценностью человеческих отношений как отношений любовных в широком смысле этого слова.

В годы детства каждый человек требует повышенного участия. Если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Одной из важных задач школы является возвращение детства тем, кто в семье лишен его в той или иной степени. «Жизнь утвердила убеждение в том, - писал В.А. Сухомлинский, - что если маленькому ребенку не удастся возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не сможет почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства. В подростковом возрасте такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово учителя не доходит до его сердца» [9, с. 17].

Школа, конечно, не может и не должна заменять семью, но если ребенок лишен дома ласки, сердечности, заботы, педагогам следует быть особенно внимательными к нему. Это и составит основу развития его позитивного отношения к школе, знаниям, культуре, одноклассникам, учителям.

Нельзя упускать из виду, что школа помогает ученику войти в культуру и мир знаний не только содержанием своих учебных курсов, но и культурной атмосферой в целом. Основу этой атмосферы создает психологическая культура взрослых участников образовательного процесса, каковыми являются учителя и родители. В условия нормального развития ребенка непременно входит культурное взаимодействие его родителей и учителей на первом же этапе его школьной жизни [3].

Формы поведения и отношения взрослых воспринимаются младшими школьниками как допустимые и одобряемые обществом, а, следовательно, могут стать образцом 9

9

ISSN 1029-3388

для подражания. Культурное и уважительное взаимодействие взрослых вводит школьников в психологическую культуру человеческих отношений и служит источником развития их внутренней культуры, так как создает условия развития, превышающие сиюминутные возможности ребенка в области становления и укрепления его личности. Еще Л.Н. Толстой, хорошо понимающий самую суть детства, отмечал, что «на детей в сто раз сильнее действие оказывает наблюдение над жизнью взрослых, чем их беседы».

Поэтому культура взаимодействия родителей и учителей, являясь важнейшим условием нормального развития ребенка, должна стать первоочередной заботой как администрации школы, так и работников психологической службы.

Взаимоотношения школы и семьи - вечная проблема. В настоящее время эта проблема осложняется, с одной стороны, большой занятостью родителей, тенденцией роста неполных и социально неблагополучных семей, снижением ценности детства как важнейшего этапа онтогенеза, психологической незащищенностью детей в семьях, с другой, - разнообразием запросов семьи на образование и его качество.

Одна из существенных причин неблагополучия семейных отношений - психологическая неграмотность взрослых, неразвитость общей и психологической культуры личности родителей, несмотря на то, что все они имеют, по крайней мере, общее среднее образование.

К сожалению, сейчас образование попало в сферу обслуживания населения, и родители быстро превратились в это самое население, которое должны обслуживать, и стали предъявлять учителю свои претензии, нередко противоречащие всякому здравому понятию о смысле образования. Оказались актуальными наблюдения К.Д. Ушинского (в истории все повторяется!), сделанные им давным-давно: «Два желания, часто противоположные, борются в душе каждого отца и каждой матери, они желали бы видеть в детях своих все нравственные совершенства. Но в то же время желают им таких успехов в жизни, из которых некоторые не всегда ладят с нравственным совершенством» [12, с.26].

Умение школьного психолога инициировать и укреплять культурное взаимодействие учителей и родителей, умение пробудить или укрепить у педагогов и родителей желание сотрудничать друг с другом на основе взаимного уважения - необходимо для обеспечения условий нормального развития растущего человека. Найти способы реализации такого сотрудничества - одна из важнейших и труднейших задач психолога. Он сам может служить в какой-то степени посредником между школой и семьей.

Доброжелательное и позитивное взаимодействие родителей с учителями складывается постепенно на основе взаимного признания ребенка как ценности. Только такая позиция оберегает взрослых от взаимных претензий друг к другу - выяснения того, кто больше виноват.

Психолог постоянно работает с родителями учащихся разного возраста. Формы его контактов с родителями могут быть самыми разнообразными. Он встречается с ними на родительских собраниях, проводит с ними беседы, консультации, мастер-классы и другие виды профессиональной деятельности, направленные на повышение психологической грамотности и психологической культуры родителей. Главное, приобщает их к психологическим знаниям о ребенке, рассказывает о закономерностях развития психики

10

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014

детей, об основных возрастных особенностях психического и личностного развития детей и психолого-педагогических и социальных условиях, необходимых для позитивного их развития и многом другом.

Конкретные проблемы, возникающие у родителей с сыном или дочерью, психолог обсуждает на индивидуальных консультациях. При этом важно не навязывать своего мнения, суждения родителям, а вместе с ними искать ответ на возникающий вопрос, предоставляя родителям преимущественную инициативу в поисках причин возникшей проблемы и альтернатив ее решения, тем самым повышая их психологическую грамотность и приобщая к психологической культуре.

Особенно важно установить контакт семьи и школы с самого начала обучения ребенка. Это важно, во-первых, потому, чтобы сразу создать атмосферу доверия родителей и учителей друг другу, во-вторых, позитивное взаимодействие взрослых с первых дней обучения ребенка в школе может стать привычной, естественной формой их общения.

На что же, прежде всего, обращать внимание родителей младших школьников? Отметим несколько моментов, относящихся к развитию личности ребенка.

Младший школьный возраст сензитивный - наиболее благоприятный - возраст для развития общих способностей, которые формируются и проявляются, прежде всего, в учебной деятельности. На базе общих способностей возникают духовные способности как проявление внутреннего мира ребенка, как результат не только рационального, но и эмоционального познания действительности, познания через переживание личности (В.Д. Шадриков). Эти способности начинают определять поступки детей и их отношение к окружающим. Поэтому помимо обязательной заботы о развитии интеллектуальной сферы, об успешности в учебной деятельности следует обращать серьезное внимание на развитие положительных чувств детей и сохранение их эмоционального благополучия.

Необходимо помочь родителям понять, что формирующееся отношение ребенка к другим людям, к любой деятельности, к самому себе определяется, прежде всего, отношением ко всему этому родных и близких ему людей. Именно под влиянием этих отношений формируется его самосознание. Взрослые должны понять, что их ребенок у них учился и учится не только ходить, говорить, правильно употреблять различные предметы, играть, учиться, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям, к себе, к любому делу и пр. Что в общении со старшими ребенок усваивает целую систему нравственных ценностей и идеалов, типичных для данного общества и специфической социальной среды.

Необходимо обсудить с родителями тот важный для развития личности факт, что в этом возрасте закладывается определенная модальность эмоционального отношения ребенка к миру, к знанию об этом мире, к людям. И эта модальность зависит не только от процесса учения, взаимоотношений с учителем и сверстниками, но в значительной степени - от отношений в семье: отношений ребенка с родителями и другими членами семьи, отношений в семье взрослых друг к другу, к людям, к окружающей действительности.

Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере. А.В. Петровский обращает внимание на весьма важный аспект взаимоотношений детей и родителей - на их взаимное «соучастие», под которым он понимает эмоциональное дей-

11

ISSN 1029-3388

ственное включение в дела другого человека, активную помощь, сочувствие, сопереживание - все это цементирует взаимосвязь поколений в семье, не оставляет места равнодушию, черствости, эгоизму [7, с. 180].

У младших школьников сложный комплекс переживаний. Это удачно или неудачно складывающееся общение со сверстниками, радость от похвалы учителя и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не сразу удается, страх сделать ошибку, надежда на успех и пр.

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими, в процессе различных видов деятельности - игры, учения, труда, общения. Переживания, чувства ребенка всегда оказывают существенное влияние не только на любую выполняемую им деятельность, но и на развитие его личности. Постоянное расширение эмоционального опыта ребенка в значительной степени определяют направленность его формирующейся личности - либо исходное доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Исследования свидетельствуют, что чувства, которые сформировались в детстве, впоследствии переносятся на другие объекты, придавая каждому человеку особый стиль отношений с людьми и миром.

В зависимости от конкретных условий жизни семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, складывающегося в их общении и совместной деятельности, особенностей семейного воспитания у детей формируются привычные формы отношений к другим людям, труду, познанию окружающего мира, своим обязанностям, а также устойчивые способы действий, поведения и деятельности.

Взрослые должны осознавать, что воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемой сформированности их собственной личности. Ведь личный пример близких, их естественное поведение - сильнейший воспитательный фактор. Еще Л.Н. Толстой предупреждал, что ребенок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. Вот почему необходимо, чтобы близкие ребенку люди были личностно развиты, умели общаться с ним и строить нравственные взаимоотношения с окружающими.

Конечно, родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, нормы морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Но максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением.

В. А. Сухомлинский предупреждал против грубости в обращении с детьми, чрезмерного повышения глосса, крика. «Где крик, там грубость, эмоциональная толстокожесть. В крике выражается примитивнейшая, инстинктивная реакция, в которой теряются те зерна эмоциональной культуры, которые есть в душе каждого... Дети, которых воспитывают криком, теряют способность ощущать тончайшие оттенки чувств других людей и - и это особенно тревожно - теряют чуткость к добру. Воспитанный криками и тумаками, подзатыльниками, грубостью ребенок не видит, не ощущает красоты вокруг себя, он равнодушен, безжалостен, в его поведении иногда можно заметить самое страшное, что бывает в человеке, - жестокость» [9, с. 287].

12

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014

АС. Макаренко в «Книге для родителей» сформулировал нравственную и педагогическую сущность воспитания: максимум требовательности - максимум уважения и доверия, что является убедительной альтернативой как диктату, так и попустительству в семейных отношениях. «А главным основанием родительского авторитета, - пишет Антон Семенович, - только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение».

Важно акцентировать внимание родителей на необходимости развития познавательного интереса детей, их любознательности. У младших школьников возникает столько новых впечатлений, вопросов, необходимо эти вопросы и впечатления выслушивать, находить ответы на них в совместных обсуждениях.

Следует привлечь особое внимание родителей к проблеме развития речи как центральному моменту общего развития ребенка. Сегодня школьники мало читают. А именно у читающего человека обогащается речь, язык - один из главных показателей развития и проявления культуры. Язык является важнейшим способом формирования и существования знаний человека о мире. Сегодняшнее негласное пренебрежение родным языком вызывает тревогу. Без знания и уважения родного языка невозможно воспитание культурного человека.

Любовь и привычка к чтению берут начало в дошкольном детстве. И зависят от того, какое место в общем укладе семьи занимает книга. К сожалению, как свидетельствуют данные исследований социологов и культурологов, сегодня в стране не читает книг более 44% взрослого населения.

Хорошо, если дома читают, обсуждают прочитанное: сюжет, характер и поступки героев; выразительность языка и пр. Главное - пробудить и поддержать интерес ребенка к книге.

Развитая способность владеть словом, речью составляет основу обучения и воспитания ребенка. Речевой опыт младшего школьника создает тот фон, который ведет к развитию или недоразвитию мышления, навыков культуры речи, умения слушать и думать, удивляться, искать ответы на многочисленные вопросы, создает условия нормального вхождения в общество, подготовки к взрослой жизни.

Уже младшие школьники увлекаются компьютерными играми. Это данность времени. Как справедливо пишут Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов, и книга, и компьютерная игра имеют свое, только им присущее и ничем не заменимое назначение, вносят свой вклад в развитие личности. И следует не противопоставлять одно другому, а заботиться об их взаимодополнении: обе формы досуга по-своему необходимы детству. Но важно соблюдать при этом меру: за вытеснением книги игрой «просматривается либо слишком ранний прагматизм, либо, напротив, безответственный инфантилизм, но в любом случае -снижение сферы духовного отношения к жизни, дефицит этого эмоционального компонента» [1, с. 483].

Родителям важно знать, каким содержанием, какой деятельностью наполнено так называемое досуговое время ребенка, с кем и как он проводит это время, какие чувства и эмоции переживает, какие факторы - как вредные, так и благоприятные - оказывают воздействие на его организм и его личность.

Можно привлечь внимание родителей и еще к одному важному моменту возрастного и индивидуального развития ребенка, а именно к тому, что существуют половые

13

ISSN 1029-3388

различия, которые дети весьма рано осознают, а затем довольно остро переживают. Обобщенные понятия такие, как «дошкольники», «младшие школьники», «подростки», на самом деле включают в себя конкретных мальчиков и девочек, весьма не похожих друг на друга.

Самая первая категория, в которой осмысливает себя ребенок, - это половая принадлежность. Еще Л. Фейербах указывал, что осознание индивидом себя в качестве мужчины или женщины является непременным условием успешного развития личности.

Дети очень неравнодушны к своей внешности, которая уже в дошкольном возрасте фокусирует их напряженные эмоциональные переживания, а затем влияет и на формирующуюся общую самооценку. Например, Л.Н. Толстой так рассуждал о себе, шестилетием мальчике: «Я имел самые странные понятия о красоте... Но очень хорошо знал, что я нехорош собою, и в этом нисколько не ошибался; поэтому каждый намек на мою наружность больно оскорблял меня. на меня часто находили минуты отчаяния: я воображал, что нет счастья на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я; я просил бога сделать чудо - превратить меня в красавца, и все, что имел в настоящем, все, что мог бы иметь в будущем, я все отдал бы за красивое лицо» [11, с. 54].

Очень важно помочь ребенку увидеть и осознать достоинства своей внешности, помочь ему полюбить свой внешний облик, относиться к нему спокойно, не стесняться его, обратить внимание ребенка на то, что все девочки и мальчики, в том числе и он, прекрасны, надо только уметь увидеть это.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагог-психолог обсуждает с родителями суть профессиональной деятельности учителя как уникального явления в социальной, культурной и психолого-педагогической действительности. Именно учитель - центр всей образовательной системы, он является персонифицированным посредником между культурой, накопленной человечеством, и растущим человеком, вступающим в этот огромный мир культуры и знания.

Однако это «посредничество» может состояться только тогда, когда учитель для ученика - уважаемый человек. Поэтому очень важно укреплять авторитет учителя в глазах учеников, особенно в начальный период их учебной деятельности, когда они сами еще не готовы понять ни сути этой деятельности, ни себя в ней.

Психологу следует обсудить с родителями весьма деликатную тему - каково их, родителей, собственное отношение к школе и учителям и форму проявления этого отношения при детях.

Известно, что с каждым ребенком, так или иначе, взаимодействуют многие взрослые. И это хорошо, так как в сотрудничестве со взрослыми (желательно, культурными) его развитие и происходит. С точки зрения задач развития растущего человека, на каждом возрастном этапе можно выделить «центральную фигуру» взрослого, которая является как бы «первой скрипкой» в ансамбле сотрудничества и взаимодействия. Всем другим взрослым эту «фигуру» надо бы поддержать.

Родители должны понимать, что если для дошкольника ведущим для становления его личности является сотрудничество и взаимодействие с мамой (или лицом, ее замещающим), то младшему школьнику «зону ближайшего развития» создает учитель.

Учитель теперь занимает огромное место в сознании младшего школьника. Отношение учителя к ребенку, его оценки, высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности форми-

14

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014

рующейся самооценки. Теперь так важно, чтобы мама и другие родственники это понимали и, взаимодействуя с учителем, строили общение со своим ребенком в рамках «теперешней зоны» его развития. Уважение к учителю со стороны родителей весьма значимо для формирующейся личности ребенка, для его складывающегося отношения к взрослым, к школе и к учению вообще, для его интеллектуального и культурного развития.

Сверхзадача работы психолога по воспитанию культуры взаимодействия родителей и учителей - пробудить у тех и других потребность и научить их воспринимать друг друга с позиций взаимного уважения, доверия и благодарности. Да, именно благодарности. Почему?

Родители могут быть благодарны учителям за то, что те учат и воспитывают их ребенка, тратят на него свои душевные силы, развивают его творческий потенциал, помогают стать образованным и культурным человеком.

Учителя могут быть благодарны родителям за то, что те поверили в их профессионализм и доверили обучение и воспитание своего ребенка именно им.

В этой связи стоит прислушаться к словам В.А. Пономаренко: «... мотивом к нравственной организации поступков выступает не столько профессиональный долг, юридическая ответственность, страх наказания и потери профессии, сколько духовная субстанция в виде доверия, которое люди оказали тебе ...» [8, с.92].

При таком восприятии друг друга учитель и родитель всегда найдут общий язык, смогут понять друг друга и помочь друг другу в решении тех или иных проблем школьника. Ведь и семья, и школа, каждая по-своему, отвечает за воспитание молодого поколения, и решать эту задачу можно только совместно.

В связи с этим, одна из задач системы образования и практической психологии, действующей в этой системе, - поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения культа семьи, повышения общей и психологической культуры родителей, психологической культуры семейных отношений и сотрудничества семьи и школы.

Библиографический список

1. Вульфов, Б.З., Иванов, В.Д. Основы педагогики. - М., 2000. - 614.

2. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя. - СПб., 1999.

3. Дубровина, И.В. Психологическая культура школьников в контексте современного образования / Известия Российской академии образования. - 2010. - № 3 (15).

4. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики. - М., 2003. - 431 с.

5. Лангмейер, Й., Матейчик, З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984.

6. Лотман, Ю.М. Воспитание души. - СПб., 2003. - 612 с.

7. Петровский, А.В. Популярные беседы о психологии. - М., 1983

8. Пономаренко, В.А. Профессия - психолог труда. - М., 2007. - 304 с.

9. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина. - М., 1971.

10. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Л., 1974.

11. Толстой, Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. /Собр. соч.: В 14 т. - М., 1951. - Т.1.

12. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. - М., 2004.

13. Шадриков, В.Д. Духовные способности. - М., 1997. - 103 с.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.